Картина рылова зеленый шум описание. Сочинение по картине А.А

Наша дочка учится в 3-м классе, и ей задали написать сочинение по картине Аркадия Рылова "Зелёный шум". Вот эта картина:

А вот Катино сочинение:

"На картине Аркадия Рылова "Зелёный шум" изображен ветреный летний день. Деревья, стоящие на крутом берегу, так и гнутся под порывами сильного ветра. Их листва шумит и трепещет. Тоненькие молодые березки как будто хотят оторваться от земли и улететь вместе с ветром, но им не разрешают взрослые деревья. Облака просят мать-березу отпустить детей, но она не соглашается. Деревья шумят и спорят все громче и громче.
На втором плане маленькие лодочки под парусами несутся по широкой реке. Сильный ветер несет их легко, будто перышки. Даже облака не могут их догнать.
Эта картина вызывает у меня чувство восхищения природой, ее красотой и могуществом."

Надо сказать, что у меня эта картина вызывает совершенно противоположные чувства. Для меня сильный ветер - это страх, тревога, опасность! Я бы сказала, что эта картина - катастрофична, что художник запечатлел начало бури. Вдали небо еще нежно-бирюзовое, но тяжелые облака, наползающие из-за края картины, предвещают близкий ураган. Бурлящая река стремительно несет неуправляемые суденышки. Им не удается причались к берегу, и они непременно разобьются! Молоденькие березки склонились с бессильной мольбе, но это не поможет - они все равно будут вырваны с корнем. Большие деревья чувствуют, что будут безжалостно изломаны, но пока у них есть силы противостоять налетающему ветру. Эта картина вызывает у меня чувство обреченности и бессилия перед разгулявшейся стихией.

После того, как мы выразили свои впечатления, мы решили почитать, что же пишут об этой картине в литературе. И выяснилось, что дочка Катя оказалась ближе к замыслу художника, чем мама: сам Рылов в воспоминаниях пишет, что "старался передать ощущение от ВЕСЕЛОГО шума берез". А передовая общественность того времени (картина была написана в предреволюционном 1904 году) вообще увидела в ней намек на приближение "грозовых раскатов общественной бури" и "символ грядущего социального обновления".

  • 9 Октябрь 2011
  • 12 Комментарии

Комментарий

    Катя получила за сочинение “пять”. Учительница даже написала ей “Молодец!” в тетради. А вот Олимпиаду по русскому языку мы проворонили. Пока мы собирались “начать к ней готовиться”, она уже прошла (((

    Отличное у Кати сочинение, сразу видно, ребенок много читает. Нам все сочинения даются с трудом, пишем по предложению.

    Копия с картины “Зеленый шум” получилась зловещая. Река и небо чернильного цвета. Младшая внучка наслушалась Ваших рассуждений про картину, и теперь, золотую осень на дворе называет “желтый шум”! Ведь ветер несет желтые листья с деревьев с шумом! А под ногами шуршит желтая листва.

    А у меня сразу в голове начинается декламация стихотворения “Идет-гудет зеленый шум, зеленый шум, весенний шум!”.
    Краски действительно на копии ненормальные какие-то. У меня вообще никаких чувств не вызывает, если честно.

    молодые берёзки одного возраста.но видимо росли в разных местах,судя по искривлениям стволов,а страха Рылов ненагоняет,скорее ожидание похолодания без дождя.

    молодые берёзки одного возраста.но видимо росли в разных местах,судя по искривлениям стволов,а страха Рылов не нагоняет,скорее ожидание похолодания без дождя.

    мне кажется сочинение хорошее не зря учительница похвалила

Сочинение по картине Рылова «Зеленый шум»

1. Художник.

3. Лодка с людьми.

4. Задний план.

5. Мой впечатление.

Художник Н.Романдин - известный русский пейзажист, которому свойственно нежное, лиричное изображение родной северной природы. Мелколесье, речки и озера, скромные перелески - все это напоминает тихую, протяжную народную песню.

На картине «Керженец» изображена река, заросшая ивняком. Склонившись над водой, ивы словно любуются желтыми весенними пушинками на своих ветвях. Река, видимо, разлилась, и многие деревья теперь стоят, погрузившись в воду «по пояс».

Глядя на картину, сначала замечаешь скромные цвета, словно мелкие брызги желтой, зеленоватой, синей, фиолетовой красок, а уже потом понимаешь, что на картине есть люди. Это рыбаки, плывущие на лодке. Один человек сидит, разбирая снасти, а другой гребет, стоя на корме. Гладь реки переливается разными нечеткими цветами, отражая неяркое небо и темные берега. Лодка скользит, почти не тревожа воду, за ней тянется чуть заметный более светлый след.

На заднем плане картины мы видим другой берег, покрытый лесом. Слабые, тонкие и кривые елочки и березки стоят там, тоже отчасти в воде. Ветки берез отливают лиловым цветом, создавая ощущение чего-то необычайного, магического, как в старинной сказке.

Волшебный колорит картины в бледных тонах синего, фиолетового, коричневатого и словно брызнувшие с кисти желтые искры цветочков ив создают невнятное ощущение покоя и легкой печали с примесью тихой радости от ожидания наступающей весны.

Мне понравилась эта картина, потому что я очень люблю весну, и мне близки чувства, которые хочет передать художник. Мне даже кажется, что и я когда-то видел что-то подобное, вот так же плывя на лодке по разлившейся реке, окруженной мелколесьем.

Каждый живописец, оставив свой вклад в искусстве, научил своих поклонников любить и понимать красоту. Немаловажная роль в этом отведена и А.А. Рылову. Его кисти принадлежит чудесное полотно – «Зеленый шум». Одно только название этой работы говорит, что перед нами не застывший пейзаж, а живая, наполненная смыслом природа. В нее можно окунуться, чтобы ощутить вполне реальные эмоции. Как это сделать? Достаточно лишь внимательно рассмотреть картину.

Кто-то, возможно, спросит: «А разве может быть шум зеленым? Тогда почему он не красный, не синий? И почему он обязательно цветным должен быть?». Не должен! Конечно же, шум не должен быть разноцветным! Но он именно таким и есть на картине А.А. Рылова. Присмотритесь сами, и вы «увидите» это! Увидите, как шумит в деревьях ветер, как березки, размахивая ветками, словно крыльями, пытаются взлететь и унестись вдаль. Деревья умоляют корни их отпустить, они просят, и даже поют им песни. Но цепкие корневища упрямо не дают вспорхнуть великанам. А небо зовет! Каждое облако, что проносится хрупким пером над деревьями, машет им, и манит их забыть обо всем, и пуститься в полет.

На картине Рылова не только деревья и пушистые облака одухотворены, но и фон, в котором синие поля и голубая даль, тоже полны выразительности. Это живописец передает в колоритных тонах. Сразу ощущается экспрессия, сразу же пробуждаются волнение, яркие эмоции. Никого равнодушным полотно не оставит, всем оно готово подарить глубину, с которой художник чувствовал природу. И зритель это невольно перенимает. Он, слыша шум зеленых веток, становится участником действа.

Сочинение по картине «Зеленый шум» А.А. Рылов

Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя. Рылов родился в пути (его родители направлялись в Вятку) и большую часть своей жизни проживал на Севере и всю красоту тех мест с любовью вложил в свои картины, а полотно «зеленый шум», над которым он работал целых два года, прославило художника. Он передал не только невероятную красоту своих родных мест, а и звук, характер, гармонию и мысли. В 1904 году было создано уже три экземпляра, и все они находятся в русских музеях.

Первое, что бросается в глаза, глядя на этот шедевр так это яркость, красочность, насыщенность. Чистое голубое небо, украшено белоснежными тучками, придают контраста темно-зеленым деревьям и синеве воды. Картина всем своим видом передает жизнь и молодость, не смотря на изображенные деревья которым ни один десяток лет.

Автор написал чудесный пейзаж солнечного дня. Вид открывается сверху, с горы, на которой растут большие могучие деревья, а внизу течет широкая извивистая река, а по ней плавают белые парусники. За счет не четких изображений травы и крон деревьев видно, что дует сильный ветер изо всех сил гнет ветви, создавая шум.

Смотря на картину, складывается впечатление, что я нахожусь на той полянке и смотрю на реальную, а не на рисованную красоту природы. Вдыхаю свежий воздух, чувствую запах свежей травы, ароматы мелких, но душистых цветов и слышу песню шелестящей листвы. Название же этому полотну дал Богаевский, который был приглашен одним из первых вместе с Куинджи, оценить картину. Взглянув впервые на нее, он начал цитировать стихотворение Некрасова «Зеленый шум» слова, которого идеально подходят к пейзажу, так и осталось присвоенное название.


Холст, масло. 107x146 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Друг замечательного русского пейзажиста Аркадия Александровича Рылова художник К. Ф. Богаевский как-то шутливо заметил:
«Картину писал Аркадий Александрович Рылов, а «Зеленый шум» – это мое изобретение».

Сам Рылов в книге своих прекрасных воспоминаний живо повествует о том, при каких обстоятельствах родилось поэтическое название этой широко известной картины, и одновременно знакомит нас с ее творческой историей.

«Я написал к выставке три большие картины и несколько меньших,– рассказывает он.– Перед выставкой по обыкновению пришел к нам Архип Иванович Куинджи (любимый учитель Рылова и высший для него художественный авторитет). Душа ушла в пятки, когда послышался его сильный звонок, показалась знакомая шуба и красивая голова с заиндевевшими усами и бородой. Куинджи прошел в комнату Богаевского... от Богаевского он пришел ко мне.

Неохотно поставил я на мольберт пейзаж с березами. Я не совсем доволен был картиной, а Архип Иванович похвалил, обыкновенно он редко хвалил. Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берез, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти березы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «зеленый шум». Я удивился, что Архипу Ивановичу понравилась эта картина, и был, конечно, страшно рад. Позвали Богаевского и стали втроем курить и мирно беседовать. Богаевский, увидев мою картину, стал декламировать некрасовское стихотворение «Идет, гудет зеленый шум...» Так и дано было название картине «Зеленый шум».

Зеленый шум!
Высокий крутой берег реки, над которым с размашистым гулом шумит взволнованная порывами ветра листва, летящие по реке далеко внизу лодки под белыми парусами, безграничный простор заречья и облака в высокой синеве ветреного неба,– все в этой гулкой, насыщенной движением картине проникнуто чувством любви к родной природе и восторгом перед ее мятущимся «непокоем». И надо ли удивляться тому, что появление этой картины в предреволюционном 1904 году, когда в воздухе уже явственно ощущалось приближение грозовых раскатов общественной бури, было воспринято современниками, теми, кто ждал свежего ветра революции, как знаменательный поэтический символ, как некое образное предвосхищение грядущего социального обновления? Полная бурной динамики, картина Рылова вызвала неожиданный для художника общественный отклик, и его чудесный, насыщенный зеленым шумом пейзаж привлек к себе сердца зрителей не только своими высокими эстетическими достоинствами, но и той социальной патетикой, которую в нем ощутила передовая предреволюционная Россия.
Картина сразу же получила широкую известность, и имя автора навсегда вошло в историю русской живописи. Скромно задуманный пейзаж с березами, навеянный шумом листвы, трепещущей под порывами ветра, прозвучал в истории русского пейзажного искусства ярким мажорным аккордом. Художник создал произведение, в котором не только проявил свой чарующий талант живописца, но и наметил многие новые пути развития нашего послелевитановского пейзажа.

Прекрасную характеристику Рылова оставил нам его старший собрат по искусству Михаил Васильевич Нестеров, выдающийся русский художник. В своей книге «Давние дни» он писал:
«Годы с начала 900-х по самый год кончины были непрерывной цепью успехов Аркадия Александровича, его любованием разнообразнейшими красотами родной природы. Имя его становилось почетным, но ни в какой мере не кричащим, в русском искусстве. Талант креп, образы его делались более и более значительными, и он не будучи по своей природе тенденциозен, был содержателен. Прелесть картин Рылова крылась в их внутренней и внешней красоте, в их «музыкальности», в тихих, ласкающих, или стихийных, бурных переживаниях природы. Его таинственные леса с шумами лесных их обитателей дышат, живут особой, чарующей жизнью. Его моря, реки, озера, небо ясное, сулящее на завтра «вёдро», или небо с несущимися куда-то облаками – беду сулит – все, все у Рылова в действии, все динамично – радость жизни сменяет ее драму. Темный бор полон тревоги, бурные берега Камы, быть может, кому-то несут гибель. Осенний перелет птиц за далекие моря переживаем, как личную утрату ясных дней. Все у Рылова полно значения, и он нигде, ни в какой мере не равнодушен к смыслу, к совершающимся таинствам природы и ее обитателей. Он поет, славит и величает Родину-мать...

Рылов не просто «пейзажист», он, как Васильев, как Левитан, глубокий задушевный поэт. Он родной нам, он дорог нам, ибо Рыловых природой отпускается очень, очень скупо...»

Урок 25. РАБОТА С КАРТИНОЙ

Задачи урока:

Произвести сравнительный анализ двух живописных произведений , посвященных разным темам, но проникнутых сходными впечатлениями и переживаниями авторов.– Формировать понимание содержательности названия живописного произведения.

Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с.21–23), «Литературное чтение» .

I. Упражнение 8. Учитель просит детей найти в учебнике «Литературное чтение» в

«Музейном Доме» картину Аркадия Рылова «Зеленый шум». Ученики рассматривают репродукцию.

II. Вместе с учителем дети обсуждают вопросы к репродукции.

Примерные ответы на вопросы.

1. Художник видит только то, что перед его глазами, или и то, что очень далеко от него? Школьники обнаружат, что вдалеке за рекой (на заднем, дальнем плане картины) видны речные притоки, островки суши между ними и угадывается линия горизонта. Таким образом,понятно, что взгляд художника простирается вдаль.

2. Какое время года изобразил художник? Какие деревья он написал? Судя по густой листве деревьев, художник изобразил разгар лета . На переднем плане картины изображена, по одной версии, сосна (мы видим только ее коричневато-оранжевый ствол). Подругой версии, изображена не сосна, а береза: нижнюю часть ее ствола освещение окрашивает в сиреневокоричневый цвет, а верхняя часть ствола этого дерева и его правая боковая веткапоказывают, что это все-таки береза. Поодаль от этого большого дерева – молодые тонкие березки, чуть дальше влево – большая береза с пятнистым черно-белым стволом,

Примечание. Важно, чтобы дети внимательно рассматривали картину, зрительно путешествовали по ее пространству, вглядывались в детали и старались дать как можно более подробную характеристику каждому образу. Нужно объяснить школьникам, что использовать такие понятия, как передний, средний и дальний план картины желательно только при необходимости (для того чтобы все могли представить местоположение того или другого объекта). В устном илиписьменном сочинении по картине этими терминами лучше не пользоваться.

3. Как тебе кажется, день солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный, ветреный или тихий? Школьники скажут, что день солнечный, жаркий, но ветреный . Попросите их обосновать свой ответ. Важно, чтобы дети еще раз внимательно вгляделись в детали картины и заметили, как ярко, контрастно освещена трава и облака .

4. Что помогает тебе увидеть ветер? (Обрати внимание на ветви и листья деревьев , на плывущие по небу облака .)

5. «Попутешествуй» по картине . Для этого представь себе, как полетит березовый листочек, подхваченный ветром. Постарайтесь, чтобы дети заметили, что кроме гонимых ветром плотных облаков и развевающихся ветвей деревьев свидетельством ветреной погоды является то, как натянуты паруса лодочек, быстро плывущих по реке . Этот блок вопросов позволяетшкольникам почувствовать движение, которым проникнута картина, и зрительно «освоить» ее пространство.

6 . Понимаешь, о чем говорится в названии картины? Как ты думаешь, название картины выражает ее тему или главное впечатление художника? Школьники догадаются, что в названии картины речь идет о шелесте зеленых листьев, которые развеваются на ветру. Название картины «Зеленый шум» выражает одно из впечатлений художника, точнее, его звуковое впечатление от ветреного летнего дня.

7. Вернись к картине французского художника Клода Моне «Прогулка» и сравни ее с картиной Аркадия Рылова. Где находился французский художник, когдрисовал даму с ребенком, – на возвышении или в низине? А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж?Картина Клода Моне написана с точки зрения снизу, то есть французский художник находился в низине и смотрел снизу вверх. От этого фигура женщины кажется возвышающейся над землей и заслоняет собой часть неба. Пусть дети обратят внимание на то, как написан зонт, и представят себе, с какой точки зрения можно его так увидеть. Можно также объяснить детям, что точку зрения снизу в живописном произведении иногда «называют» «лягушачьей» перспективой. Русский художник писал свой пейзаж, стоя на возвышении (чуть выше деревьев, которые

изображены на первом плане), что позволило ему показать уходящие к горизонту дали. Можносказать школьникам, что такой взгляд сверху вниз называют «орлиной» перспективой .

8. Художники изобразили одно и то же время года или разное? Похожа ли погода в их картинах? В чем же это сходство?

Смысл этих вопросов в том, чтобы школьники обнаружили, что на обеих картинах изображен солнечный ветреный летний день.

9. Рассмотри, как падает тень от фигуры дамы на картине Моне. Сможешь определить, с какой стороны расположено солнце?

А теперь обрати внимание, как падают тени от деревьев на картине Рылова. Определи, с какой стороны светит солнце.Знания, которые дети получили на уроках по «Окружающему миру», помогут им определить, что на картине Клода Моне солнце расположено позади фигур, чуть справа, а на картине Рыловасолнце находится перед деревьями (как бы со стороны зрителя) слева.

10. Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер ? А из чего видно направление ветра на картине Аркадия Рылова?Судя по тому, в какую сторону наклоняется трава, и по тому, как закручивается юбка вокруг женской фигуры, ветер на картине Клода Моне дует справа налево. А направление ветра на картине Аркадия Рылова видно из того, как развеваются ветви деревьев и как наполняются ветром паруса лодочек, плывущих по реке. Ветер на картине русского художника дует, наоборот, слева направо. 11. Ты можешь услышать шум ветра в этих картинах – услышать те звуки, которыми он наполнен? А почувствовать запахи, которые ветер принес? Глядя на картину «Зеленый шум», можно услышать шелест листьев, почувствовать запах травы и цветов, ощутить влажный речной воздух, который приносит ветер. Услышать ветер на

картине «Прогулка» можно в шелесте развевающейся на ветру и закручивающейся юбке, а также в трепетании натянутой ткани зонта, которую напрягают потоки воздуха. Когда смотришь накартину французского художника, можно представить себе, что ветер несет запах прогретой травы, полевых цветов и, возможно, легкий запах дамских духов.

12. Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники? Оба художника делятся с нами ощущением простора, больших воздушных пространств, которое удается передать путем изображения ветра. В первом случае (у Рылова) ощущение простора возникает благодаря тому, что изображение ветра на первом плане сочетается с большим обзором, а во втором случае (у Моне) – благодаря тому, что две трети картины занимает изображение неба. В обеих картинах все вокруг наполнено движением. Оба художника делятся впечатлением свежести и свободы, которые вызваны солнечным летним днем, одновременно жарким и ветреным.

«Зеленый шум»

Работа по картине Аркадия Рылова

...Нет никакой отдельной от нас природы,
каждое малейшее движение воздуха
есть движение нашей собственной жизни.

И.А. Бунин

А.А.Рылов. В голубом просторе. 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1862 г. Н.А. Некрасов создал свой поэтический шедевр «Зеленый шум». А что это значит - «зеленый шум»? Словно предвосхищая это вопрос, поэт сделал примечание: «так народ называет пробуждение природы весной». И сегодня, почти полтора века спустя, «зеленый шум» звучит как песнь о пробуждении природы и всего лучшего, что до поры до времени спит или таится в человеческой душе.

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

В России эти некрасовские стихи не только любили, многие их знали наизусть. Прошли годы, и в 1904 г. художник Аркадий Рылов заканчивает картину, которая поставила его в ряды лучших пейзажистов страны. В своих «Воспоминаниях» он писал: «...жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами... Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «Зеленый шум»... Я очень много трудился над этим мотивом... стараясь передать свое ощущение от весеннего шума берез...»

Какое русское, какое милое сердцу дерево - береза! Никакое другое дерево не вмещает в себя столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Береза - поистине крестьянское дерево. В ней есть всё: и побеленная изба, и русская печь, и пестрый домотканый половик, и бабий ситцевый платок, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко. Узловатые стволы берез похожи на мозолистые крестьянские руки, умеющие делать любую работу. А тоненькие и стройные зеленокосые березки, словно на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему небу, напоминают девичий хоровод.

Рылов показал свою картину друзьям. А там: зеленые кроны берез легко взметнулись над рекой, которая течет по изумрудному царству медленно и, кажется, совсем неслышно. Игривые волны притихли. Пушистые еловые лапы, отбрасывая лохматые тени, смотрятся в зеркало вод. Вольный ветерок летит над широкой далью. Вот он подхватил тонкие гибкие ветви - и затрепетали листочки, заговорили, зашумели, заметались причудливой россыпью в лазоревом небе. В вышине тает белое кружево нежного облака, проплывают тучки-барашки... Все движется, живет, радуется свободе и свету, наслаждается безграничным простором. Яркая весенняя зелень высокого берега, в солнечных бликах река - как хорошо и привольно здесь весной!

Здесь как нельзя лучше подходят некрасовские строки, которые звучат словно объяснение в любви:

...Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудо-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум,
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана, –
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна...

По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны - напев соловьиный
И нестройные писки галчат...
Крик лягушек, жужжание ос...
Всё в гармонию жизни слилось...

Н. Некрасов . Надрывается сердце от муки...

Увидев картину, друг Рылова художник Богаевский продекламировал стихотворение Некрасова «Зеленый шум». Лучшего названия для картины нельзя было и придумать. Так некрасовские стихи навсегда сроднились с одной из лучших картин Рылова, знаменующей расцвет его дарования. Ныне один из вариантов картины Аркадия Рылова «Зеленый шум» украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве, а другой - Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. Мне больше нравится тот, что в Третьяковской галерее.

Перелистаем несколько страниц книги жизни художника. Аркадий Александрович Рылов родился 29 января 1870 г. Его детство и юность прошли на севере. Семья жила в Вятке, расположенной на берегу широкой многоводной реки с таким же названием. Край лесов, озер и рек покорил художника своей красотой и величавостью. Рылов полюбил природу страстно и на всю жизнь. Он мог целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая, как какая-нибудь водяная курочка шлепает лапками по прибрежному илу, подолгу следить за пушистой белкой-хлопотуньей...

О любви Рылова к природе можно говорить много. Но я лишь напомню всего один факт, который позволит каждому сделать выводы самостоятельно. У художника дома был настольный зоосад, где гуляли его обитатели - обезьяны, белки, птицы. Зверюшки Аркадия Александровича не боялись. Это трогательное доверие «братьев наших меньших» художник запечатлел в «Автопортрете с белкой». Пушистая гостья спокойно и уютно устроилась на доброй, ласковой руке!

Рылов получил образование в Петербургской академии художеств. Ему посчастливилось заниматься в мастерской известного пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи. Он испытал на себе сильнейшее влияние не только творчества, но и личности своего наставника. Куинджи был прирожденным педагогом-энтузиастом, самозабвенно любил молодежь и свое дело. Он постоянно опекал своих питомцев, материально помогал неимущим ученикам, на свои средства возил их в Крым на летнюю практику и даже за границу.

Куинджи много внимания уделял работе на природе, которую считал самым первым и серьезным учителем живописца. Он учил искусству видеть, чувствовать, понимать природу.

Художественная жизнь в конце XIX - начале XX в. была сложна. Различные объединения художников устраивали свои выставки. Их участники часто расходились во взглядах на задачи и роль искусства, на цели творчества. Но искреннее, поэтичное, овеянное нежной любовью к природе искусство Рылова было принято всюду: его картины можно было видеть и в «Союзе русских художников», и на выставках объединения «Мир искусства», и на «Весенних» выставках, организованных его учителем А.И. Куинджи.

В картинах, написанных после окончания академии, Рылов стремился передать обаяние задумчивой глубокой тишины северной лесной природы. Это были своеобразные «пейзажи-настроения», характерные для творчества многих художников тех лет.

А.А.Рылов. Зеленый шум. 1904. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Выбрав стезю художника-пейзажиста, Аркадий Рылов на всю жизнь сохранил в памяти светлый образ своего учителя и в собственной педагогической работе использовал его приемы. Будучи профессором Академии художеств, почти всю жизнь преподавая в рисовальной школе «Общества поощрения художников», он любовно пестовал молодые таланты. Ученики вспоминали его добрым словом. Они навсегда запомнили его завет: правда и красота - сестры. Художнику только надо научиться видеть вечную гармонию природы и трудом, великим трудом добиваться выражения этой красоты. Талантливого русского пейзажиста признал и шумный Париж, считавшийся законодателем в искусстве. Рылова избрали членом почетного жюри парижского Салона (выставки). И не просто, а с правом выставлять там свои картины без предварительного обсуждения жюри. На международных выставках его работы не раз награждались золотыми медалями.

«Наш русский Григ» - так называл Аркадия Рылова его друг художник Михаил Нестеров. И это справедливо. Ибо как в музыке норвежского композитора, воплотившего образы северной природы, чуткое ухо уловит шум горных потоков, хрустальный звон льдинок, гул ветра в ущельях, так и в картинах Рылова глубокий, звучный, насыщенный цвет рождает образы русской природы.

Рылов умел как-то особенно поэтично посмотреть на самые обыкновенные картины природы, мимо которых проходили сотни людей, не замечая их: белые парашютики одуванчиков на зеленом лугу; синие реки, где купаются отражения плывущих по небу облаков; шустрая белка-рыжуля, скачущая по пушистым еловым веткам; весенний перелет птиц; березы, трепещущие на ветру своими ветвями; ловко прыгающий в венчике купавы солнечный зайчик... Впечатления от увиденного переполняли художника. Руки тянулись к кисти, кисть - к холсту, и рождались картины о родной природе, а значит, о родной земле.

Наверное, художник Рылов своими картинами хотел не только «засвидетельствовать» и воспеть красоту и своеобразие родной природы, родной земли, но и напомнить, что человек в ответе за ее сохранность и процветание. Назову лишь несколько картин Аркадия Рылова: «Закат» (1917), «Гремящая река» (1917), «Лебеди» (1920), «Зеленое кружево», «Чайки. Тихий вечер» (1918), «Жаркий день» (1922), «Лесная река», «Автопортрет с белкой» (1934), «Зеленый шум» (1904), «В голубом просторе» (1918)...

Однажды впервые в жизни художник увидел белых лебедей на свободе - красивые гордые птицы совершали весенний перелет. Природа наделила лебедей неукротимым стремлением к свету и теплу, дала этим грациозным созданиям великую силу. Вольный полет могучих белых птиц над безбрежным северным морем надолго завладел воображением художника. В этом зрелище было что-то эпическое. И в 1918 г. он на одном дыхании пишет картину «В голубом просторе». Это было повторение написанной им же в 1914 г. картины «Полет лебедей над Камой», но на этот раз - в мажорном ключе. В новой картине мастер достиг не только выразительного лаконизма художественного языка, но и символического звучания образа. Ныне полотно «В голубом просторе» находится в Государственной Третьяковской галерее.

Сине-зеленые волны набегают на красноватые скалы далекого острова. На вершинах скал поблескивает искристый снег. Легкий парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Величавая и суровая северная природа встречает утро нового дня. Белые лебеди, словно купаясь в хрустальном воздухе, парят над водой, то снижаясь, то поднимаясь к сиреневым курчавым тучкам. При каждом взмахе могучих крыльев нежные цветные тени падают на белоснежное оперение - и в общей радостной гамме золотисто-сиреневых и голубовато-зеленых тонов появляются все новые и новые оттенки. В картине столько воздуха, что зритель, кажется, и сам ощущает свежее дыхание ветра. Плавный ритм движения и мажорный колорит, которые сумел передать талантливый художник, сложили поэтическую песнь. Белые лебеди над северным морем и сегодня вызывают чувство радости, ощущение необъятного простора и света.

Есть художники, картины которых сразу узнают на выставках и долго не забывают. Одним из таких художников является Аркадий Александрович Рылов.

Домашнее задание (один из вариантов по выбору учащихся).

I. Составьте план для рассказа на тему «Слово о художнике Аркадии Рылове» (письменно) .
II. Дайте аргументированные ответы на вопросы:

1. О чем, по вашему мнению, свидетельствует желание художника-пейзажиста воспеть красоту родной природы?

(О любви к своей Родине, ибо природа - это одна из ее составляющих .)

2. Любить звездное небо, зеркальную гладь лесного озера, освещенные солнцем деревья легко, потому что они сами по себе прекрасны. А можно ли любоваться, любить мелкую речушку или дерево с корявыми сучьями?..

(Некрасов в поэме «Железная дорога» писал:
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...

Любить, например, размытые оттепелью дороги, как любил их Федор Васильев, может только человек, которому мила любая пядь родной земли. Ведь неслучайно в народе говорят: «Не по хорошу мил, а по милу хорош» .)

3. Какие средства есть в арсенале художника для передачи смысла картины и настроения?

(План - передний или задний, размеры, контраст, колорит, искусство сближения тонов, ритм, прием кулис ...)

4. Можно ли, с вашей точки зрения, по отношению человека к природе - растениям и животным - судить о его душевных качествах и отношении к людям?

(Давно замечено, что тот, кто любит и охраняет природу, сажает цветы, кустарники и деревья, заботится о животных, как правило, сочувственно относится и к людям. Есть нравственная и эстетическая закономерность: любитель природы является вместе с тем и человеколюбом. Напротив, тот, кто бессмысленно губит деревья, птиц, животных, тот жесток и в отношении к людям .)

5. Как бы вы прокомментировали высказывание Бернарда Шоу: «Мы научились плавать в воде, как рыбы. Летать в небе, как птицы. Осталось только научиться жить на земле, как люди»?

6. Как вам кажется, почему природа может быть вечным источником вдохновения для художников-пейзажистов?

(Природа «вечно молода», космически беспредельна, изменчива и разнообразна, у нее множество неразгаданных тайн, прикосновение к которым помогает человеку познавать самого себя .)

Литература

    Мастер романтического пейзажа А.А. Рылов (1870–1939) / В кн.: В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова . Беседы о советских художниках. - М.–Л.: Просвещение, 1964. С. 46–51.

    Мастера советского искусства о пейзаже / Сост. Боданова Е.И. М., 1963. С. 62–68.

    Мочалов Л. А.А. Рылов. - Л.: Художник РСФСР, 1966.

    Рылов А. Воспоминания. - Л.: Художник РСФСР, 1966.

    Федоров-Давыдов А.А. Аркадий Александрович Рылов. - М., 1959.