Подобрать музыкальное произведение о весне. Проект «Весна в музыке

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.

Цель урока: знакомство с особенностями музыки природы разных композиторов.

Задачи: воспитание нравственной культуры, любви к природе,

умение правильно определять музыкальные картины природы,

особенности и изменения в музыке, развитие исполнительских навыков.

Оборудование урока:

ноутбук, презентации картин природы, экран, проектор, музыкальные диски, магнитофон, клавиши»Cassio».

Ход урока:

О природе написано много стихов поэтами - А. Фетом,

Ф. Тютчевым, А. Пушкиным, М. Лермонтовым, А. Блоком….

Весна, весна, весна пришла,

На улице становится теплей.

Ручьев весенняя капель

Со всех сторон слышна….

Солнечные лучики весело блестят,

Первые подснежники вылезти хотят.

Все веселится, на солнце искрится,

Природа всегда расцветает весной…

Я просила вас тоже приготовить стихи о весне(домашнее задание).

Дети выразительно читают стихи о весне.

А что же происходит в природе весной?

Солнышко светит ярче, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, начинают показываться первые цветы, птички прилетают из теплых краев…

Вся природа пробуждается от зимнего сна и расцветает…

На доске приготовлены разные картины природы.

Дети вместе с учителем определяют, в каких красках написаны картины, особенности изображения, художественный образ картины, какие музыкальные произведения подошли бы к этим картинам.

Просмотр слайдов с изображением картин природы на экране.

Тема природы, весны отражена в картинах многих художников:

Репина, Шишкина, Васнецова, Нестерова, Коровина, Рылова..

А сейчас давайте и мы встепенемся, проснемся от зимнего сна и выполним наши ритмические упражнения»Весна пришла», «ласточка», «лето, осень, зима и весна»…

Распевание на попевках:»Березки», «Времена года», «Весна»,

«Со вьюном я хожу»…

А теперь мы покажем, как пели песни в хороводах, на праздниках и исполним наши песни о природе, о весне…

Выбирается группа детей для исполнения. Раздаются народные инстументы(учащиеся исполняют ритм песен).

Другая группа детей становится в хоровод(головы девочек украшаются цветами) и исполняют песни»Со вьюном я хожу», «Весенняя», «Посею лебеду»…

Группы детей с инструментами и песнями меняются, выбираются другие.

Картины природы отражали в своих произведениях не только

поэты, писатели, художники, но и многие композиторы -

русские и зарубежные: П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Вивальди, Э. Григ, Н. Римский - Корсаков, И. Ставинский, М. Мусоргский и другие…

Сейчас мы послушаем фрагменты произведений о природе разных композиторов:

П. Чайковский»Апрель. Подснежник(«Времена года»),

А. Вивальди»Весна», С. Рахманинов»Весенние воды»,

Э. Григ»Утро»…

Учащиеся определяют характер музыки, изменения, особенности, исполнителей, инструменты…

К каждому произведению подобрать соответствующую картину природы, находящейся на доске или на экране.

Домашнее задание:

В тетрадях по музыке нарисовать картины весны к прослушанным на уроке произведениям, подобрать соответствующие стихи о весне.

Вывод: Тема весны есть в произведениях поэтов, писателей,

художников, композиторов.

Все они показывали свое отношение, свои чувства

к природе через свои произведения.

Музыка природы у всех композиторов разная.

Но она всегда - красивая, нежная, светлая,

мелодичная, приятная, удивительная….

Тема: “Образ Весны в классической и народной музыке”.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей.

Задачи: 1. Воспитательная – формирование любви к музыке, художественных способностей, умение воплощать полученные впечатления в живописных, музыкальных и словесных импровизациях;

2. Образовательная – знакомство с творчеством итальянского композитора А. Вивальди, норвежского композитора К. Синдинга, русскими пейзажистами И. Левитаном, Ал. Саврасовым, с русским народным творчеством;

3. Развивающая – развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование игры на музыкальных инструментах.

Оборудование:

  • фортепиано;
  • шумовые инструменты;
  • магнитофон;
  • портреты композиторов А. Вивальди и К. Синдинга;
  • репродукции картин И. Левитана, А. Саврасова;
  • рисунки ребят;
  • поделки глиняных жаворонков.

1.Организационные моменты.

2. Музыкальное приветствие:

Внимание! Внимание! Чудеса!

Внимание! Внимание! Тишина!

К нам идет, к нам идет музыка!

3.Звучит запись К. Синдинга “Шелест весны”

Вопросы после слушания:

  • Ребята! Вы почувствовали о чем эта музыка?
  • Что она нам рассказа?

У.: Музыка рассказала нам, что пришла весна.

Весна! Весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он. (Е. Баратынский)

У: Весна! Вот и пришла оттепель, осели, почернели на солнце сугробы, на лесных проталинах скоро расцветут подснежники и прилетят грачи.

Мы с вами, ребята выходим на улицу, смотрим на солнце и не узнаем привычный мир. Вот и прошла зима, холод, все позади. Радость! Весна наполняет душу! Давайте дослушаем произведение Кристиана Синдинга, норвежского композитора 19 века, живущего 100 лет назад, которое так и называется “Шелест весны” и раскрывает удивительные краски наступающей весны, когда все в природе

зашевелилось
запело
проснулось
заговорило
зашумело. /Слушание/

4.

У : Никогда новая весна не бывает такой, как старая. И мы всегда ожидаем чего-нибудь нового в этом году, но всегда весна загадочная, сказочно-красивая

А кто из вас знает, как встречали весну 5, 10, 50, 100 лет назад? В старину?

У: Весну встречали с весельем, с радостью, с песнями, плясками, хороводами.

С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами, весну к себе в гости. У ребят была забота – приготовиться к прилету птиц: построить скворечники. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, куликов, журавликов. Ими приманивали живых птичек, поднимая их высоко на длинных прутиках (залазили на крыши домов). Прутики раскручивали, будто птички летят. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек сделанных из глины. Как казалось нашим предкам, если показать настоящим птицам их изображениям, да еще посвистеть по птичьи, то они скорее прилетят в эти края и скорее прейдет весна.

А на день весеннего равноденствия 22 марта, когда “сорок птиц прилетают, сорок пичуг пробираются на Русь”, прилетают к нам разные весенние птицы, и первая из них – жаворонок.

На этот праздник накануне, с вечера, ребята просили своих родителей испечь печеньки, булочки похожие на жаворонков. Чтобы была головка, тело, крылышки, вместо глаз – изюм или орешек.

Жаворонки выходили румяные, вкусные, на крылышках весну несущие. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба; чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях. Давайте мы тоже исполним веснянки:

№ 1 Жучик, крючик, паучок
Прилети к нам куличок,
Вижу, вижу, вижу, вай,
Принеси весну в наш край!

/Распевание по хроматической гамме – птички поднимаются все выше и выше/

№ 2 Грачи летят
На всю Русь трубят:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Мы несем весну!

№ 3 Жавороночки, перепелочки,
Прилетите к нам
Принесите нам!
Весну – красну
Тепло – летечко
Зелен покос
Уйди сухой мороз!

№ 4 Идет матушка – весна,
Отворяй-ка ворота!
Первый март прошел,
Белый снег сошел.
А за ним – апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним – и май
Выходи – гуляй!

У.: Ребята!

  • Что общего во всех веснянках?
  • Какая просьба звучит?

/Просьба о быстрейшем приходе весны/

  • Для чего человеку нужно тепло?

/Лето теплое – урожай, не будет голода, холода/

  • Какие поэтические средства помогают выразить красоту веснянок?

/Весна – красна;
весна – матушка;
ласковые слова – куличок,
паучок,
жучок,
жаворонушки,
летечко/.

5.

У: Да! С марта весна открывается – говорят в народе:

Март – первый месяц весны, радостный праздник света.

Ребята! А кто из вас знает, как раньше на Руси называли весенние месяцы?

Март – протальник, капельник;

Апрель – цветень, снегогон, ручейник;

Май – травень.

  • А почему такое образное сравнение?
  • А с чем мы еще можем сравнить весну?
  • Давайте, попробуем, пофантазируем!

С какими ассоциациями вы связываете весну?

  • подснежник,
  • мамин праздник,
  • день смеха,
  • радуга,
  • гром,
  • яркое солнце,
  • день длиннее,
  • прилетают птицы,
  • день рождения и т.д.

Я хочу вам сказать, что весной родились замечательные композиторы и поэты:

6 марта 1844 г. Н.А. Римский-Корсаков,
9 марта 1839 г. М.П. Мусоргский,
20 мая 1804 г. М.И. Глинка,
13 марта 1913 г. поэт С. Михалков,
4 марта 1882 г. К.И. Чуковский.

А какие пословицы, поговорки о весне вы знаете?

Пришел марток – надевай семеро порток.

Весна днем красна.

Увидел скворца – знай, весна у крыльца.

С крыш капает – а за нос цапает.

Я хочу вам сказать, что у природы есть душа, есть свой язык, сегодняшний день, 20 марта в народе называется Василий – капельник.

И мы сейчас музыку марта исполним на металлофоне.

Что изображал ксилофон?

/Большие сосульки капают./

Что изображал металлофон?

/Маленькие, тоненькие сосульки капают/

6.

Художники и композиторы называют эти звуки: музыкой леса, музыкой природы.

И мы в вами сегодня понаблюдаем за музыкой леса в произведении великого итальянского композитора Антонио Вивальди /1678 – 1741/, жившего 300 лет назад в удивительном итальянском городе Венеции, в городе любви. И однажды он встретил весну такими словами:

Весна пришла!
Торжественно оповещает
Веселый хоровод ее
И песнь в горах звучит. . .

Вопросы после слушания:

  • Что мы услышали в музыке?
  • Что происходит в природе?
  • Что изображала музыка?
  • Какие чувства выразила?

А. Вивальди изобразил приход весны, который птицы приветствует радостным пением. Слышите тихое журчанье ручейка и ласковое дуновение ветра. Но вот набегают тучи, сверкает молния, гремит гром – началась гроза! Наконец она прошла, и птицы снова запели! Народ приветствует своим танцем весну!

7.

Да! Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, набухают почки, на полях пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.

И этот аромат наполняет картины великих русских художников И.И. Левитана, Саврасова.

  • Ребята!
  • А как называют картины о природе?

/Выписано на доске слово пейзаж /

– Давайте рассмотрим наряду с профессиональными картинами и ваши работы.

  • По каким признакам мы видим, что изображается весна?
  • Какие видим краски?
  • Какие слышим звуки?
  • Какие чувства вызывают картины?

И.И. Левитан говорил:

“Природа вечно дышит. Все где поет, и песнь ее торжественно. Земля – рай, а жизнь – тайна, прекрасная тайна”.

– Я думаю, что всем нам взрослым и детям очень полезно наблюдать за тем, что происходит в природе. Неповторимые краски природы, разнообразие голосов у художников, композиторов, вызывают различные чувства: радости, печали, удивления.

И тогда они создают произведения искусства

– И мы с вами сегодня слушали, пели, играли весну в звуках, смотрели и рисовали в красках – все это вызывало у нас неповторимые чувства.

– И давайте в заключении урока исполним песню “Это всё весна!” /звучит песня/.

– Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после нашего урока вы еще больше будете любить и слушать “музыку весны”, видеть не только глазами, но и сердцем.

А может быть, кто – нибудь из вас попробует написать свой рассказ, свое стихотворение или музыку о весне.

– Я буду очень рада.

Природа и музыка: Весна

Пётр Ильич Чайковский. Весна
Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник
Александр Гречанинов. Подснежник
Антонио Вивальди. Времена года: Весна (I часть)

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове.

Ход занятия:

П е д а г о г. Весна... Как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Е. Баратынский

Весной возвращаются из теплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Послушайте, как порывиста, по-весеннему стремительна песня П. Чайковского «Весна». (Исполняет песню.)

Мелодия устремляется вверх радостно, восторженно, приветливо, словно весенний свежий ветерок. (Исполняет вступление и начало песни.)

Петр Ильич Чайковский написал эту песню на стихи русского поэта А. Плещеева. В них тоже, как и в музыке, чувствуется весенняя взволнованность, восторженность:

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце ярче и весна милей…
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой…

А как звучит средняя часть песни? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Ласково, немного грустно.

П е д а г о г. Да, в средней части слышится и нежность, и грусть, и некоторое беспокойство. (Песня исполняется повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразительные интонации, сходные с речевыми.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии песню П. Чайковского «Весна». Какие чувства выражены в этой музыке? (Исполняет песню.)

Д е т и. Радость. Потом музыка становится нежной, немного грустной и снова радостной.

П е д а г о г. Да, вы услышали, как меняются настроения в музыке. А каким настроением проникнуто стихотворение о весне Александра Сергеевича Пушкина?

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

Д е т и. Оно ласковое, нежное, похоже на сказку.

П е д а г о г. Молодцы! Стихотворение неторопливое, немного таинственное, похоже на сказку о весне. Весна иногда наступает бурно, внезапно, дружно. В музыке такая картина природы изображается, например, в знакомой вам пьесе «Весной». (Звучит фрагмент.)

В ней столько порывистости, радостной взволнованности. Но иногда природа просыпается постепенно. Какую вы помните нежную, воздушную, ласковую пьесу о весне?

Д е т и. «Весною» С. Майкапара. (Звучит фрагмент.)

П е д а г о г. Весной появляются первые цветы- подснежники. Они такие маленькие, нежные, беззащитные; даже не верится, что, когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

Русский композитор Александр Тихонович Гречанинов написал песню «Подснежник». В ней переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы. Послушайте ее. (Исполняет песню.) Какая музыка по характеру?

Д е т и. Нежная, взволнованная, радостная.

П е д а г о г. Обратите внимание, во вступлении и начале песни как будто слышится шум леса, лесные шорохи и переклички. Все так и дышит радостным чувством обновления, весенней суеты. (Исполняет фрагмент.)

В этой песне музыка тесно связана со словами, с текстом стихотворения. Она очень тонко выражает и изображает то, о чем рассказывается в стихах.

В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил:
«Я вижу погода ясна и тепла.
Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Так, мелодия, которая звучит на слова «Подснежника глянул глаз голубой», все время возвращается к одному и тому же светлому звуку, мерцает, словно проглядывающий сквозь снег глазок нежного цветка. (Исполняет 8-12-й такты.)

Когда поется «Сперва понемножку зеленую выставил ножку, потом потянулся из всех своих маленьких сил», в аккомпанементе звучат робкие, словно дрожащие аккорды (исполняет 13-16-й такты), а мелодия словно потягивается: от одного и того же звука она при каждом повторении, как бы с трудом, постепенно, пытается подняться все выше и выше, подтянуться. Наконец она достигает вершины. (Исполняются 17-21-й такты.) Как будто цветок, наконец, вытянулся и выглянул из-под снега с любопытством! Аккорды сопровождения звучат неуверенно, вопросительно (исполняет 22-27-й такты).

Когда поется «Я вижу, погода ясна и тепла. Скажите, ведь правда, что это весна, ведь правда, что это весна?», музыка звучит тепло, порывисто, светло, празднично. Она как будто расцветает, в аккомпанементе слышится журчание ручейков, шорохи весенней природы. Мелодия становится привольной, радостной, широкой. Стихотворение заканчивается вопросом, и в музыке звучит вопросительная интонация, направленная вверх. (Исполняется заключительная часть песни.) В конце песни снова слышится гомон птиц, шум весенней листвы. (Песня исполняется целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы познакомились с песней композитора А. Гречанинова «Подснежник». Подснежники обычно цветут в апреле, когда зима уже начинает отступать.

Весеннее

Тает снег - и солнце ярко
Блещет в полдень над полями;
В блеске солнца влажный ветер
По лесам-полям гуляет.
Но поля еще пустынны,
Но леса еще безмолвны;
Только сосны, точно арфы,
Напевают однотонно.
И под их напев неясный,
В заповедных чащах бора,
Сладко спит весна-царевна
В белоснежном саркофаге.
Спит, - а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит,
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними -
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
И придет апрель-царевич
Из заморских стран далеких
На заре, когда в долинах
Тают синие туманы,
На заре, когда от солнца
Пахнет лес зеленой хвоей,
Пахнет теплою землею
И апрельскими цветами...
И. Бунин

Нежные цветы подснежников тянутся к солнцу (звучит песня А. Гречанинова). Сейчас вы услышите другое произведение с таким же названием – «Апрель. Подснежник» - Пьесу П. Чайковского из цикла «Времена года». В этом цикле 12 пьес - столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка, в которой нет слов в отличие от вокальных произведений, например, песни А. Гречанинова с тем же названием - «Подснежник».

Перед пьесой «Апрель. Подснежник» П. Чайковского есть стихотворение Аполлона Николаевича Майкова.

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином...
А. Майков.

(Читает стихотворение. Затем звучит пьеса П. Чайковского.) Как рассказывает музыка о природе, какая она?

Д е т и. Нежная, иногда взволнованная.

П е д а г о г. Да, эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Прислушайтесь, мелодия, как и в песне А. Гречанинова, устремляется вверх (звучат фрагменты). Но в песне А. Гречанинова она более стремительная, порывистая, а в пьесе П. Чайковского - робкая, несмелая, ласковая (фрагменты звучат повторно). Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. (Исполняются 1-8-й такты пьесы П. Чайковского и 17-21-й такты песни А. Гречанинова.)

Мелодия в пьесе П. Чайковского звучит то светло, в высоком регистре, то более тревожно, в среднем и низком. Музыка рассказывает, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно (играет 9-24-й такты).

В этой пьесе есть и другая мелодия - очень красивая, взволнованная, трепетная, легкая, как дуновение ветерка (исполняет 25-32-й такты). Мелодия нежная, устремленная вверх, полетная, будто цветок подснежника покачивается на ветру. На какой танец похожа эта пьеса?

Д е т и. На вальс.

П е д а г о г. Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук, а потом потанцуем, подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке. Послушайте несколько стихотворений о ранних весенних цветах. Первое написал Алексей Константинович Толстой, а два других, о весенних ландышах - Афанасий Афанасьевич Фет.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет.
А. Толстой

Весенние мысли

Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

(Звучит «Подснежник» П. Чайковского.)

Нарисуйте дома весенние полянки с цветами, вспоминая музыку П. Чайковского или А. Гречанинова. (На занятии могут быть использованы репродукции картин с изображением весенней природы, перекликающихся по настроению с музыкой.)

4-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой концерта А. Вивальди «Весна» (первая часть). Учить детей различать смену настроений, изобразительность музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы уже знакомы с концертами «Времена года». Сейчас вы услышите первую часть концерта «Весна». Какая музыка по характеру? (Звучит запись.)

Д е т и. Веселая, радостная, торжественная, весенняя.

П е д а г о г. Да, музыка эта праздничная, даже торжественная в начале, потом звучит тихо, как эхо, затаенно, восторженно. В ней слышны весенние звуки природы – журчание ручейков, переливчатое пение птиц, их гомон. Птицы резвятся, перекликаются... Природа рада весне!

Послушайте эту музыку еще раз и скажите, меняется ли ее характер в средней части (звучит запись).

Д е т и. Да, музыка становится громкой, быстрой, тревожной, таинственной, как будто налетел сильный ветер.

П е д а г о г. В природе перед ненастьем обычно бывает затишье. Так и в этой музыке, перед средней частью все затихает, появляется настороженность. И вдруг мы слышим порывистые взлеты мелодии, громкие, встревоженные, будто внезапно налетел ураган, все потемнело, слышатся завывания ветра, птицы мечутся и жалобно кричат. (Звучит фрагмент средней части.)

Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела, зазвучала торжественно, горделиво, празднично.

Написал к этой части своего концерта такие стихи:

Пришла весна, ее встречают птицы
Веселым пеньем в гуще вешних крон.
Ручей кипит, спеша с рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежен.
Порою туч угрюмых вереницы
На воздух надевают капюшон.
Не исчезают беглые зарницы.
И снова слышен птичий перезвон...

(Звучит первая часть концерта «Весна».)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 17 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
П. Чайковский. Весна, mp3;
А. Гречанинов. Подснежник, mp3;
П. Чайковский. Апрель. Подснежник - Времена года, mp3;
А. Вивальди. Времена года. «Весна», mp3;
С. Майкапар. Весною, mp3;
Э. Григ. Весной, mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

2 класс
Цель урока: знакомство с особенностями музыки природы разных композиторов.


Задачи: воспитание нравственной культуры, любви к природе,

умение правильно определять музыкальные картины природы,

особенности и изменения в музыке, развитие исполнительских навыков.

Оборудование урока:

ноутбук, презентации картин природы, экран, проектор, музыкальные диски, магнитофон, клавиши»Cassio».
Ход урока:

О природе написано много стихов поэтами - А. Фетом,

Ф.Тютчевым, А. Пушкиным, М.Лермонтовым, А.Блоком….
Весна, весна, весна пришла,

На улице становится теплей.

Ручьев весенняя капель

Со всех сторон слышна….

Солнечные лучики весело блестят,

Первые подснежники вылезти хотят.

Все веселится, на солнце искрится,

Природа всегда расцветает весной…


Я просила вас тоже приготовить стихи о весне(домашнее задание).

Дети выразительно читают стихи о весне.

А что же происходит в природе весной?

Солнышко светит ярче, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, начинают показываться первые цветы, птички прилетают из теплых краев…

Вся природа пробуждается от зимнего сна и расцветает…

На доске приготовлены разные картины природы.

Дети вместе с учителем определяют, в каких красках написаны картины, особенности изображения, художественный образ картины, какие музыкальные произведения подошли бы к этим картинам.

Просмотр слайдов с изображением картин природы на экране.

Тема природы, весны отражена в картинах многих художников:

Репина, Шишкина, Васнецова, Нестерова, Коровина, Рылова..


А сейчас давайте и мы встепенемся, проснемся от зимнего сна и выполним наши ритмические упражнения»Весна пришла», «ласточка», «лето, осень, зима и весна»…
Распевание на попевках:»Березки», «Времена года», «Весна»,

«Со вьюном я хожу»…

А теперь мы покажем, как пели песни в хороводах, на праздниках и исполним наши песни о природе, о весне…

Выбирается группа детей для исполнения. Раздаются народные инстументы(учащиеся исполняют ритм песен).

Другая группа детей становится в хоровод(головы девочек украшаются цветами) и исполняют песни»Со вьюном я хожу», «Весенняя», «Посею лебеду»…

Группы детей с инструментами и песнями меняются, выбираются другие.


Картины природы отражали в своих произведениях не только

поэты, писатели, художники, но и многие композиторы -

русские и зарубежные: П.Чайковский, С. Рахманинов, А.Вивальди, Э.Григ, Н. Римский- Корсаков, И.Ставинский, М.Мусоргский и другие…
Сейчас мы послушаем фрагменты произведений о природе разных композиторов:
П.Чайковский»Апрель.Подснежник(«Времена года»),

А. Вивальди»Весна», С.Рахманинов»Весенние воды»,

Э.Григ»Утро»…

Учащиеся определяют характер музыки, изменения, особенности, исполнителей, инструменты…


К каждому произведению подобрать соответствующую картину природы, находящейся на доске или на экране.

Домашнее задание:


В тетрадях по музыке нарисовать картины весны к прослушанным на уроке произведениям, подобрать соответствующие стихи о весне.
Вывод: Тема весны есть в произведениях поэтов, писателей,

художников, композиторов.

Все они показывали свое отношение, свои чувства

к природе через свои произведения.

Музыка природы у всех композиторов разная.

Но она всегда - красивая, нежная, светлая,