Пример проведения тренинг внутренний критик. Методическая разработка тренинга «Эффективное взаимодействие в коллективе

Внутренний Критик – это одна из самых трудных для понимания сторон нашего Я. Она таит в себе много обманных голосов, идущих от нашего эго и от предрассудков социума, путающих и уводящих нас от Сути. Но также она содержит в себе первозданный Свет и сияние нашей Истины, неуклонный и верный компас, помогающий нам не сбиться с курса и держать направление, идущее из глубин нашего Духа.

Порой в беспощадные глаза Критика смотреть невыносимо тяжело и трудно, поэтому перед работой стоит запастись силой, терпением и вниманием Сердца.

Вводная вспомогательная медитация

Вместе с дыханием погрузитесь глубже в самый Ваш центр... Почувствуйте то, что помогает Вам неуклонно идти вперед... Ту неодолимую силу, которая поддерживает Вас и помогает двигаться дальше, несмотря ни на что... Представьте ее как некий символ... запомните его... Открыв глаза, нарисуйте его и – если Вам будет трудно – вспомните его, вернитесь в этот символ, в это состояние, найдите возможность соединиться с ним, когда это будет необходимым Вашему существу.

Возникновение и формирование Внутреннего Критика

Внутренний Критик – как он встревает в нашу жизнь и в наши отношения? Откуда берется наше Высшее Я ? Мы рождаемся без него, внутри младенца есть только Первозданный Свет (Soul Child) . Мы приобретаем Критика, когда нас начинают воспитывать. В детстве в нас формируется и восприятие, отношение к критике, мы привыкаем реагировать на критику, внешнюю или внутреннюю, тем или иным способом.

Между 3-5 годами мозг ребенка развивается и позволяет видеть последствия наших действий. Ребенок замечает: «Ага, если я так сделаю – произойдет наверняка вот это.. как и в прошлый раз» . До этого момента работал невербальный импринтинг, а здесь начинают работать ментальные конструкции. Родители задают настройку нашему Критику. Ребенок начинает узнавать о жизни – слово «нет» и «нельзя», «не делай этого и того», «не будь таким», «таким быть плохо» . Он еще не понимает этих слов, но он чувствует интонацию неприятия, непринятия, неодобрения.. Мозг еще не развит, он не умеет создать себе поддержку и защиту, не может проанализировать поступок – и что-то повреждается в его Свете от этой произошедшей неприятности.

По мере взросления у ребенка становится все больше возможностей исследовать мир, и воспитание становится более интенсивным. Ребенок постоянно критикуется окружающими, ему делают постоянные замечания - что можно и что нельзя, что хорошо и что плохо. Родители, воспитатели, учителя, и просто прохожие...

Самое трудное, когда эти замечания становятся противоречивы. Например, один важный нам человек говорит, что это плохо, а другой – не менее важный – что-то же самое хорошо. Как понять, кто из них прав? А бывает, что один и тот же человек противоречит сам себе и поступает сам противоположно своим словам. Ребенку трудно разобраться в истине, он еще мало понимает смысл слов, пока что он только слушает и верит интонации, передающей эмоции говорящего. И как же редко ребенку даются спокойные понятные объяснения – почему на самом деле это плохо? Взрослый в потоке своих переживаний редко в состоянии дать ребенку адекватный ответ на происходящее.

Доходчивые и искренние объяснения уменьшают травматическое влияние критики. Пусть ребенок не поймет весь смысл слов, но он научится считывать и чувствовать адекватное направление, которое поможет ему справиться как со своими эмоциями, так и разобраться с внешней ситуацией, в которую он попал. Если ребенку ничего не объясняют – обучения не происходит. Нам важно научиться адекватно воспринимать критику, не ранить себя или сопротивляться, а слушать суть и стараться понять взаимосвязи происходящего, видеть возможный следующий верный ход в ситуации. Часто ребенку говорится только то, что он нехорош, что ему следует измениться – «давай-ка», «проснись же», «не упрямься», «делай, что я говорю» и т.д. Семейная структура диктует ему, каким надо быть, что неприемлемо. Потом ребенок отправляется в школу, и все становится хуже в два раза.

Родители накладывают на ребенка свои требования вместо свободы к приключениям и изучению мира, и подвергают его давлению различными способами. Обычное сообщение в школьном возрасте – если у тебя не будет хорошей оценки, ты будешь недостаточно хорош. Даже если родители этого не требуют, то учителя добавляют масла в огонь. Разжигаемая оценками конкуренция в достижениях рано или поздно начинает задевать.

Так на оценках и сравнениях начинает выкристаллизовываться Внутренний Критик. Если я хочу быть хорошим и любимым – я должен быть таким. Это ранит нашу Душу. Ребенок привыкает воспринимать критику как нападение на себя. И так постепенно мы стараемся прикрыть, защитить, спрятать Свет внутри себя... И его становится меньше... Мы становимся меньше, чем мы есть. Уходит радость и живость, мы перестаем играть, исследовать и создавать мир. Мы строим вокруг своей защиты Ложное Эго , приемлемое и «сильное», которое умеет приспосабливаться и выживать.

Родительские и учительские голоса нами интонируются, мы привыкаем слышать их, они говорят нашей голове. Мы начинаем себя критиковать и оценивать так же, как окружающие нас критиковали и оценивали. Если мы не остановимся и не осознаем, что происходит – мы обречены страдать и отдаляться от Себя и своей Жизни.

Выявление наших привычных реакций на критику

Как мы можем распознать в себе включение нашей негативной реакции на Внутреннего Критика? Есть физические реакции – тело сжимается, напрягается, возникают разные переживания, негативные эмоции (страх, отчаяние, досада, гнев…) Когда это возникает – мы воспринимаем это как нападение. И дальше есть 2 варианта поведения – пассивный и активный, жертва (подавленная агрессия на себя, или просто саботаж) и агрессор (выброс агрессии вовне, атака, борьба, взрыв).

Есть еще один способ, как мы можем осознавать влияние Внутреннего Критика – это реакции последствия Супер-Эго – стыд, вина, зависть, ревность, ненависть.

    Стыд – осознание того, кем я являюсь. Здесь нападению подвергается моя идентичность (Я =…). Мне стыдно относительно того, кем я являюсь.

    Вина – осуждению подвергается мое действие – что я делаю или НЕ делаю, или я плохо отношусь к кому-либо.

    Ревность – возникает, когда Критик не дает возможности делать то, что хочется, или быть таким, каким мне бы хотелось, а кто-то другой это имеет.

    Зависть – возникает, когда я вижу, как кто-то другой делает, или получает то, что я хочу.

    Ненависть – возникает к тому, что мы неприемлем. Ненависть часто маскируется, нам проще заметить изъян вовне и указать на него. Нам неприятно в этом признаваться, но в основном то, что мы неприемлем в других, присутствует в том или ином виде и в нас самих.

Вопросы к себе для выявления Критика:

    Назови первую вещь, за которую тебя обвиняли и критиковали в детстве.

    Скажи, за что ты критикуешь себя прямо сейчас?

    Как ты себя чувствуешь и что переживаешь сейчас?

    На какие части твоей жизни Внутренний Критик сейчас влияет больше всего?

Обратите внимание, говорите ли Вы «Нет» на любые критические замечания в Ваш адрес, пытаетесь ли Вы сразу спорить и оправдываться (даже если только внутри)? Вспомните, как обычно в повседневной жизни Вы реагируете на замечания окружающих, какие ответы и эмоции в Вас звучат? Что в Вас происходит, когда Вы начинаете кого-либо критиковать?

Если у вас есть возможность работать в парах – один задает вопросы, другой отвечает. Если Вы чувствуете, что слушаете и критикуете мысленно говорящего – обратитесь к своему сердцу. Что заставляет Вас нападать, и что уязвимое Вы пытаетесь оборонить этим нападением? И сохраните эту привычку смотреть, прежде всего, в свое сердце на все Ваши повседневные диалоги с окружающими и с собой.

В центре Внутреннего Критика – присутствует правда, зерно истины, поэтому мы и верим ему, и прислушиваемся к нему. Урон наносит не это зерно правды, а искажение, которое идет вместе с ним.

Что-то дорогое нам разрушилось от беспощадного взгляда Критика, и мы чувствуем горечь утраты. Необходимо дать себе возможность побыть с этим горем, с пустотой, соединиться с ним, прожить... тогда можно будет воспринять правду, и создать что-то новое, более близкое внутренней истине.

Что мы обычно пытаемся делать с этой правдой? Пытаемся перебороть, доказать, что это не так, изменить, обмануть, забыть, не думать, отодвинуть, сопротивляемся... Есть и другой путь. Первый шаг – осознать. Второй – принять. Не боритесь с Внутренним Критиком, это бессмысленно!!! Иначе Вы будете обвинять себя уже только за наличие этого Критика, и наслаивать обвинения и проблемы. Очень часто можно впасть в «нельзя иметь Внутреннего Критика», и все станет еще хуже…

Основная причина существования Внутреннего Критика – выживание, для этого нам необходимо быть принятыми в социальной группе. Критик формирует нас такими, чтобы нас любили, принимали. Это нам необходимо. Именно поэтому у него такая власть над нами. И поэтому, когда мы начинаем разбирать Критика – с этим может быть связан страх – люди привыкают к своим стереотипам, статусам - нам есть, что терять, а будут ли нас принимать другими?

Когда мы продуктивно работаем с Внутренним Критиком – высвобождается огромное количество подавленной энергии. В этом и есть его изначальная мотивация и суть существования – помогать нам идти к истинному Я. На самом деле он на нашей стороне. Мы болезненно реагируем вместо осознания сути подсказки. Точно так же, как родители не хотят доставить боль своему ребенку – они искренне хотят, чтобы ему было лучше и удобнее жить в социуме.

Важно чувствовать степень влияния Критика, суть его слов легко искажается внешним давлением общепринятой морали. Большинство людей воспринимает Критика буквально и однозначно – есть плохо и хорошо, и весь мир делится для них на черное и белое, одна часть возвышается, другая отрицается.. Это ограничивает человека, ему приходится быть только тем, кем его хотят видеть, вместо того, чтобы быть тем, кем он является.

Реакции на проявления Внутреннего Критика

Существует два способа реагирования на импульс:

    Reactivity – реакционность, импульсивная эмоциональная реакция без осознания, несущая контратаку, заряд голой эмоции, исходит от эго, имеет скрытую или явную оценку, и всегда принимается на личный счет как нападение.

    Response – ответ, отклик, ответственный и отзывчивый, прошедший обработку осознанием, в этом есть отстраненность, не ранимость, мудрость, дает представление об общей картине как о таковой, безлично, не направлено на личность, и не воспринимается на личный счет, имеет отношение к сути происходящего, а не к оценке.

Человек привычно реагирует чаще всего так, как это было принято в семье. Хотя бывают исключения, когда в одной и той же семье дети реагируют по-разному – в силу природного дара и врожденной мудрости некоторым детям удается сохранить свою целостность, в них силен голос истины, есть внутренняя тишина и глубокая внутренняя позитивность, они не ведутся на реакции окружающих и дают незамутненный ответ на происходящее. Это редкий дар. Обычно мы давим на мудрость, не даем ей проявиться и зазвучать. Если в семье поддерживается внимание к осознанию и слушанию себя – мудрость в нас развивается. Мудрость зависит от опыта осознания, и ее можно развить в себе.

Вопросы к себе для выявления механизмов реагирования:

В момент своего реагирования или после него нужно перенести внимание вглубь себя и поглядеть внимательно:

    Почему я так реагирую?

    Что заставляет меня реагировать?

    Чему я сопротивляюсь? Что не могу принять?

Это помогает переключить внимание с внешнего раздражителя на себя и видеть, что реакция связана с собой, а не с другим человеком. Чем больше мы разбираем и осознаем свои реакции, тем реже мы реагируем на атаки извне и переходим на мудрый ответ изнутри .

Важно научиться видеть, что стоит за нашей реакцией на Внутреннего Критика. Обязательно всплывет какая-то яркая болезненная реакция в раннем детстве. Если мы будем оставаться в диалоге с ним – мы выработаем дистанцию, но борьба и спор не исчезнет. Чтобы высвободить энергию – нужно осознавать свою реакционность (Reactivity) - и замечать ее: я попался, я введусь, я ловлюсь. Реакция есть, пока кто-то не остановится и не скажет «стоп – я готов разобраться с этим» - и посмотрит глубже... И это тоже возможно говорит Критик, но уже из мудрого ответа изнутри , готовый принять истинное послание…

Влияние убеждений на систему Внутреннего Критика

В западной культуре очень важна оценка, ориентация на успех в достижениях, акцент на внешней экспансии. В буддизме – важнее быть, а не достигать, и там детям чаще разрешается в полной мере проявлять себя – быть со своей сущностью важнее, чем достигать чего-либо внешнего, внутренняя целостность становится целью.

В первую очередь важно то, кем мы являемся. Часто в середине жизни мы чувствуем, что достигли многого, иногда и всего, но чего-то не хватает, что-то безвозвратно потеряно. Все вроде уже есть, но оно больше не радует. Что-то зовет из глубины нашего Я. Это хорошее время для того, чтобы оставить все лишнее на заднем плане, и обратить все свое внимание на истинные призывы нашей Души.

Стремление к общепринятым экспансивным достижениям формирует в нас систему убеждений, она закладывается опытом родителей и диктуется со всех сторон социумом. Эта система убеждений формирует значительную часть нашего Внутреннего Критика. Мы зачастую привычно воспринимаем эти убеждения за правду, но так ли это на самом деле? Какие эмоции и цели заставляют нас придерживаться тех или иных убеждений?

Убеждений у социума великое множество – предрассудки, религиозные представления, убеждения, связанные с полом, с воспитанием детей, всевозможные табу и т.д.

Каждое убеждение можно рассмотреть в нескольких уровнях:

    личностный уровень (представления о себе)

    семейный уровень (представления о семье)

    межличностный уровень (отношения между людьми)

    уровень общества и культуры (расовые, политические, религиозные, законы, и т.д.)

За убеждением, включающим слово «должен», как правило, стоит обратное – нужда обиженного, кому должны. Например, «мой муж должен меня любить» - значит, он любит меня недостаточно. За этим стоит оценка, а за любой оценкой стоит разделение на высшего и низшего. Я важней, чем ты, поэтому я могу говорить тебе, что ты должен делать и как себя вести.

Упражнение для выявления и проработки своих убеждений

Запишите свои убеждения (представления), которым вы придерживаетесь по жизни (по каждому пункту не меньше пяти):

    Личностные

    Межличностные

    Политические

    Религиозные

Выберите по одному убеждению из каждого раздела, и по каждому убеждению ответьте на ряд следующих вопросов. Если у вас есть возможность работать в парах – один задает вопросы, другой отвечает.

Вопросы к убеждению:

    Это правда?

    Действительно ли это правда?

    Что происходит с тобой, внутри тебя, когда ты соприкасаешься с этим представлением? Кто ты, когда ты с этим представлением?

    Если бы у тебя не было этого убеждения, кем бы ты был(а)? Как бы сложилась твоя жизнь без этого представления?

Постарайтесь отойти от оценки убеждения и посмотреть на сами Ваши жизненные ситуации, которые подвергаются влиянию Ваших представлений. Служит ли это убеждение здесь Вам на пользу, мотивирует ли оно Вас продуктивно, решает ли эффективно ситуацию? В чем оно ограничивает Вас? Чего Вы на самом деле хотите? Что Вы можете сделать сами для разрешения проблемы?

Самый важный шаг – переверните Ваше убеждение, перефразируйте его продуктивно, вернув себе ответственность и возможность действия и изменения. Выйдите из позиции ограниченной жертвы в позицию имеющего необходимый ресурс, видящего изобилие и возможность.

Например, «мой муж должен меня любить» . Варианты – «Я буду больше любить себя» , «Я буду больше любить моего мужа» .

Обязательно следите за тем, чтобы слово «должен(-на)» не появлялось вновь – пусть будет «я выбираю», « я позволяю», при этом старайтесь не создать нового убеждения. Почувствуйте разницу – вместо ощущения жесткости ограничения новая фраза дает ощущение свободы и доступности, будто несколько дверей вдруг распахиваются Вам навстречу, открывая желаемое. Верните себе в свои руки ключ к Вашему счастью и целостности. Мы не можем заставить других подчиняться, но в наших силах – настроить продуктивно наше собственное восприятие и двигаться успешно самостоятельно.

Защита уязвимости

Медитация: Вместе с дыханием погрузитесь глубже в самый Ваш центр… Почувствуйте самую беззащитную глубину Вашего сердца, самую нежную, уязвимую и ранимую Вашу часть, которая нуждается в защите. Представьте ее как некий образ. Посмотрите, какую защиту Вы сейчас даете этому в своей жизни. Представьте эту защиту тоже в виде визуального образа, или запомните в виде ощущения. Открыв глаза, нарисуйте картину этих двух взаимодействующих образов.

Ребенок, получивший рану однажды от критики, идя по жизни, набивает на рану новые шишки, мозоли становятся грубее, в результате взрослый строит мощный барьер, за которым прячет и защищает свою уязвимость, свое Истинное Я .

Постепенно мы привыкаем отрицать свою чувствительность и уязвимость, демонстрируя вовне силу и непобедимость. Здесь скрыто много ловушек Эго. Мы хотим достигать успешно своих целей, и настроены не думать о своей уязвимости. Вместе с этим мы теряем ощущение связи со своим Истинным Я. Возможен и другой вариант – мы декларируем вовне показную открытость и откровенность, но на самом деле это еще более хитрая ловушка и защита нашей истинной уязвимости. Мы опять же хотим казаться более сильными и непобедимыми, чем есть на самом деле. Эго заставляет нас индульгировать и выдумывает все более изощренные способы защиты. Мы хотим казаться выше и лучше, чем мы есть. Это стремление заставляет нас сопротивляться критике, и не менять ничего в нас самих. Поэтому мы часто отрицаем, что защищаем свою уязвимость.

Чтобы быть успешным в общении, мы строим систему проекций, мы общаемся сквозь наши проекции. Чтобы удерживать шаткую систему наших убеждений, нам привычно перекладывать ответственность вовне, указывая другим – это у тебя что-то не в порядке. Нам всегда есть дело до критики других. Внутренний диалог может часами доказывать нашу правоту. Это позволяет усилить свою защиту. Обращенную к нам критику мы отбрасываем, отражаем мгновенно и чаще всего бессознательно то, что к нам обращено.

Игнорируя боль, мы привыкаем быть непроницаемыми, и избегаем мягкости, нежности, чувствительности, глубины. Это исходит из желания власти и контроля. Не дать власти над собой и контролировать других. Очень трудно на самом деле открыть сердце. Это вызывает страдание и в нас, и в тех, кому мы себя открываем. Но только открыв свою уязвимость и боль, можно открыть свою любовь. Позволить нашему сердцу быть нежным и уязвимым – это очень страшно и трудно. Мы всеми силами защищаем свою независимость, учимся быть несгибаемыми и твердыми, и платим за это тоской по недоступному, отдаляясь от сердца своего и сердец нас окружающих. Кризисы и боль ведут нас к обучению открытости уязвимости. В конце концов, мы сдаем все защиты и обороны, видя и признавая их, открывая их вовне.

Упражнение в парах:

Если у вас есть возможность работать в парах – один задает вопросы, другой отвечает.

Не спешите, и чувствуйте, что с Вами происходит. Будьте бережны к себе и партнеру. Помните, что Вы обращаетесь к самому уязвимому и мягкому, что требует защиты.

    Как ты защищаешь свою уязвимость?

    Как ты переживаешь свою уязвимость?

Когда один закончил отвечать на вопросы, второй (слушающий ответы) рассказывает, что он увидел в этом рассказе и в самом рассказывающем, что почувствовал, что ощутил.

Защита и оборона

Есть разница между защитой и обороной, вернее, самообороной. Защита – это то, что Вы носите постоянно как броню, или как изгородь, закрывающая доступ к охраняемому внутри. Навык самообороны – Вы им владеете, но используете только в случае реальной угрозы жизни, он всегда при Вас, потому что это не внешний, а внутренний ресурс. Защита окружает Вас, и этим лишает возможности выходить наружу. Самооборона как бы где-то сбоку на периферии, незаметна, но всегда начеку в полной готовности.

За защитой стоит желание спрятать, скрыть уязвимое. За защитой всегда есть рана. Поэтому работать над вскрытием защиты надо бережно и внимательно. Когда мы вскрываем механизмы защиты, мы осознаем, как она включается, что мы делаем и что чувствуем, какие последствия вовне идут за этим. Мы сознательно идем на риск быть более открытым, уязвимым, чувствительным. Открытие барьера происходит постепенно, мы учимся распознавать свои реакции и принимать их. Когда мы делаем первые шаги в этом направлении – нам нужно заручиться ощущением безопасности, создать некое переходное место, где мы сможем наполняться, восстанавливаться и исцеляться своими силами. Вы можете придумать себе вспомогательный образ такого поддерживающего Помощника, который постепенно научит Вас мудро находить меру защиты и хранить бдительность за тем, что происходит внутри Вас и снаружи.

У меня (прим. – у И. Стюарт), например, в свое время, когда мне нужна была защита, этим образом был старый мудрый тибетский монах, который никогда не нападает первым, он защищает только когда идет настоящее нападение, он не ищет побед, он только хранит жизнь.

Нельзя срывать с себя защиту, это нужно делать постепенно. Чем больше был травмирован Ребенок в Вас, тем более постепенным должен быть процесс открытия. Вначале мы часто вовсе не можем увидеть эту раненную уязвимую часть, мы постепенно восстанавливаем связь с ней.

Защиты служат определенной цели, они обеспечивают нам безопасность. Не все люди смогли выстроить эти защиты, и им трудно функционировать в этом мире нормально. Полное отсутствие защиты неосознанное – может привести к расстройству адаптации. Мы должны осознанно использовать свою защиту, чтобы продуктивно делать что-то в этом мире. Необходимо хранить бдительность за степенью защиты, и мужество выходить в этот мир открытым Самим Собой. Где та мера – может подсказать только Сердце.

В защите всегда есть противоречивая двойная функция: мы и защищаем, и ограничиваем себя. Это необходимо, т.к. мы не можем контролировать окружающий мир. Мы вынуждены признавать свою хрупкость и уязвимость. Работа с осознанием собственной защиты учит нас внимательности и мужеству. Пока у нас нет достаточной зрелости, защиты в какой-то степени нам нужны, они оберегают и служат росту. С возрастом мы находим, что защиты нужны нам все меньше и меньше, и в какой-то момент мы понимаем, что они больше не нужны. Маленький ребенок сначала учиться ходить с поддержкой взрослых, потом сам. Сломавший ногу взрослый не может сразу ходить, ему нужен временный костыль, и с его помощью но учится ходить заново, потом учиться ходить уже без костыля. Когда мы учимся, хорошо иметь рядом поддержку. Нам нужно научиться не защите, а поддержке самих себя.

Когда сущность Истинного Я проявлена, высвобождается много энергии и силы, и тогда нападение невозможно, оно не может ударить и поранить. Мудрый ответ исходит из нашего центра, он свободен от эго-реакции, и несет в себе адекватный выход для всех сторон.

Что происходит, когда защита вместо нас вступает в отношения с другими людьми? Включается наша критика, осуждения, рассуждения, оценки, сравнения. Другой – это зеркало, показывающее то, что мы не можем принять в себе, но нам кажется, что мы этим не обладаем. Встречаются люди, с которыми мы вообще не можем общаться, которых не переносим, которых мы критикуем, и люди, которых мы возносим на пьедестал и безмерно почитаем. Если мы будем внимательны, то с их помощью мы обнаружим то, что происходит внутри нас.

Вопросы к себе для выявления критических неприятий и предпочтений:

    Кого я обычно избегаю?

    Кто мне более всех неприятен?

    Кого я больше всего критикую? Каких людей за какие качества?

    Кем я больше всего восхищаюсь?

    Какие качества мне труднее всего присвоить себе? – выбрать одно положительное и одно отрицательное

    Чем это отрицательное качество меня так сильно раздражает? Если бы оно было во мне, что хорошего и продуктивного мне бы это дало?

    Что случится, если я позволю себе проявить это положительное качество? Каким способом я могу проявить его прямо сейчас?

Самостоятельную работу над выявлением и осознанием наших механизмов восприятия и поведения необходимо хотеть делать каждый день. Когда мы даем себе искреннее обязательство делать эту работу, наше Истинное Я радуется и дает нам поддержку.

Начальный шаг – это обязательство самому себе продолжать эту работу.

Найдите свой приемлемый режим – насколько я готов проделать эту работу? Каждый день? Утром или вечером? Или раз в неделю на выходных? Сколько я сейчас могу посвятить этому времени и сил? Как мне лучше работается? Письменно в дневнике или просто глядя на свечу и разговаривая с огнем? Найдите эффективный и приемлемый способ для Вас.

Можно устраивать себе вечерний перепросмотр прошедшего дня . Важно сосредоточиться на каком-либо одном аспекте исследования себя – например, в течение месяца вы изучаете свою реакционность. И в момент просмотра отмечаете все моменты, которые в течение дня заставляли Вас реагировать, рассматривая импульсы и Вашу реакцию на них. Выбираете для проработки один самый интенсивный случай проявления Вашей реакции. Что в тот момент во мне происходило? Что вызвало мою реакцию? Почему это со мной происходило? Чего мне хотелось? Какая потребность стояла за этим желанием? В самой глубине моей души о чем эта потребность на самом деле? Про что она? Что во мне требует проявления? Каким способом я могу это сделать завтра?

Мотив нашего поведения скрыт вглубь по спирали: внешнее поведение (поступок, реакция, слова) → желание → потребность → базовое качество Истнного Я.

В течение дня полезен сталкинг – остановки в течение дня, позволяющие остановиться внутренне и отследить, что происходит здесь и сейчас. Вопросы в момент остановки: Где я сейчас нахожусь? Что во мне происходит? Что я делаю? Что я на самом деле делаю? На чем сосредоточено мое внимание? Где мои мысли? Что с моим телом? Какие эмоции есть во мне сейчас? Что происходило со мной с последнего момента остановки? Делайте себе различные напоминания для остановки в течение дня.

Ведение дневника может быть как осознанным и регулярным фиксированием происходящего, так и бессознательным посланием Вашего Другого Я. Для второго способа удобно утреннее ведение дневника в виде автоматического письма. Перед сном Вы кладете рядом с собой ручку и тетрадь, утром сразу как проснетесь, почти не открывая глаз, стараясь не расплескать состояние после сна, пишете не останавливаясь и не отрывая ручку от бумаги 3 страницы. Где-то к третьей странице происходит некое изменение, метаморфоза, там возможны самые невообразимые решения и ответы для Ваших насущных вопросов. С вечера Вы можете настроиться на какой-либо конкретный вопрос.

Работа с помощью диалога – Вы можете выбранный Вами аспект проработки представить как отдельную субличность, и попробовать пообщаться с ней, можно писать друг другу письма, или поставить 2 стула и поочередно отвечать с них друг другу.

Работа с сопротивлением – необходимо регулярно восстанавливать связь с Вашим обещанием идти дальше и продолжать работу. Иначе работа рано или поздно будет подвергнута саботажу. Страх изменений – эго боится потерять что-то более важное ему. Попробуйте разобраться, что Вы боитесь потерять, чего боитесь лишиться из-за работы. Найдите способ в разумной мере обеспечить себе удовлетворение этой потребности, без ущерба для работы.

Намерение осознавать помогает почувствовать глубинную суть происходящего. Иначе мы живем в слепоте, в стереотипах. Чем дальше мы идем по пути, тем больше получаем знаков и ответов – изнутри и извне, мы становимся более чувствительными и внимательными. Мы можем устанавливать диалог с этими знаками, с нашим состоянием, с явлениями в нашем теле, с окружающими предметами и явлениями.

Работа с телом – различные телесные практики направлены на снятие брони с тела. Многие избегают такой работы, т.к. она может вскрывать большое количество травм и лишать нас привычного контроля и владения собой. Если травма вышла, и поднялось воспоминание и переживание, необходимо дать ему полностью проявиться, отдать ему все внимание, быть с этим настолько соединенно, насколько это возможно. Весь поднимающийся материал желательно отдельно потом после практики записать и проработать осознанно.

Арт-терапия – различные способы самовыражения приветствуются, с помощью рисунка, лепки, движения, танца, пения, игр можно выявить и проработать ту или иную проблематику, и дать возможность своему Изначальному Свету выйти наружу и вспомнить, что такое Игра, Радость, Творчество. Позволяйте своей психике самостоятельно выбирать способ проявления – она знает, с чем и как Вам надо работать сегодня. Слушайте чутко зов Вашей Души и позвольте ей изливаться свободно и полно. Танцуйте, рисуйте, пойте Ваше состояние, и смотрите, что произойдет.

* Ивонн Стюарт занимается психотерапией и духовными практиками уже более 30 лет. Ее опыт включает в себя частную практику, обучение консультантов и терапевтов, проведение тренингов и обучающих семинаров. Ивонн жила и работала в нескольких странах, предоставлявших широкие перспективы индивидуального и духовного развития в рамках разных культур. Она прошла программы тренингов "Искусство Жить с Намерением" в Мексике и обучалась у Виктора Санчеса методикам AVP. В последствии вместе с Маноло Сетина она стала основателем фонда Ниерика для поддержки коренных народов Мексики, в частности Виррарика. В настоящий момент она исследует, как развитие и социализация ребенка влияют на его душевное состояние, а так же тему духовного путешествия человека обратно к его Истинной сущности.

Назад

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Не бывает людей совершенных во всех отношениях – так уж циничен этот мир. Поняв и приняв это, вы уже научитесь первому приёму эффективной работы с критикой. Без шуток. Ведь избежать её полностью вряд ли удастся, но в выборе методов как к ней относиться, вы не ограничены. А поспособствовать выработке нужных мировоззренческих установок и научить работать с критикой помогут собранные в этой статье рекомендации.

Больше об отношении

Давайте будем честны, в первую очередь, с собой: никому не нравится, когда его критикуют. Вне зависимости от источника и причины мы начинаем испытывать дискомфорт, гнев, смущение, обиду и даже злость. Но уметь работать с критикой нужно не только для того, чтоб минимизировать их негативное влияние. Дело ещё и в том, что помимо внутреннего «урагана», негативные оценки влияют и на наше поведение, работоспособность и продуктивность. Временами бывает очень тяжело снова «влиться» в работу над чем-либо, если предыдущие достижения были оценены низко. Или нормально относиться к человеку, чьими усилиями эти оценки были поставлены.

Но всё это можно контролировать, и больше того – управлять. Ваше собственное отношение определяется лишь характером ваших мыслей. Поэтому, с критикой можно и нужно работать. И первым шагом в данном направлении является осознание того, что избежать критики нельзя. Можно постоянно стараться уходить от ответственности, винить в неудачах других. Но можно ли так достичь чего-то действительно значащего и быть счастливым?

Второе, что следует уяснить после принятия критики как факта – понять её природу. Многие выдающиеся теоретики военного дела в своих трактатах указывают, что победить врага можно лишь поняв его. Так и с критикой. Она может быть двух видов: конструктивной, которая не является нашим неприятелем, ведь в конечном результате указывает на слабые стороны и позволяет работать над их устранением, и деструктивной. Цель второй, как видно из названия, в разрушении, создании неблагоприятной ситуации с прямым умыслом, высмеивание и т.д. Разберёмся с ними детальнее.

Конструктивная критика

Как отличить конструктивную критику от деструктивной? На уровне определений всё просто: даже если кто-то не соглашается с нами, но это призвано указать на ошибки с целью устранить их и больше не повторять – это конструктив. Другими словами, это значит, что такая критика больше в наших интересах, а не того, от кого она исходит.

Работа с конструктивной критикой

  1. Чтобы понять, конструктивна ли критика, задайте самому себе вопрос, насколько она правдива. Обидно получить 4 с минусом за итоговую контрольную, но если действительно вы допустили ошибки, мог ли учитель поставить вам 5? Если вас во время важного доклада критикует коллега, подумайте, в чьих интересах он действует? Вы допустили ошибку в подсчётах, которая могла быть обнаружена после и принести компании убытки, а вас лишить премии или, что ещё хуже, работы. Стоит ли обижаться в таком случае?
  2. Учитесь управлять своими эмоциями. Услышав вопросы, критику в свой адрес, многие начинают волноваться и не знают, как правильно поступить. Наверное, у всех так бывало, что в пылу спора на ум не приходит ни одного хорошего аргумента, зато после доводы отыскиваются очень легко. Так и здесь, чтобы правильно отреагировать, нужно быть максимально собранным. В крайнем случае, всегда можно извиниться, выйти, привести мысли в порядок, успокоиться, вернуться и продолжить.
    Эту способность можно тренировать. Вот два простейших упражнения. Попросите своего друга/подругу критиковать вас за малейшие бытовые вещи и привычки: разбросанную по комнате одежду, внешний вид, привычку засовывать руки в карманы и т.д. Старайтесь на такую критику обоснованно отвечать. Подоплёка простая – таким образом у вас выработается некоторый рефлекс и способность быстро реагировать на критику. А то, что исходит она от близкого человека, вызывает не такие сильные эмоции. Второе упражнение проще, но без надлежащего мастерства, точнее без склонности к самокритичности и самоанализу, менее эффективно. Суть в том, чтобы «изучать» каждый предыдущий раз, когда вы подвергались критике, с точки зрения ваших ощущений и реакций. И, анализируя свой прошлый опыт, научиться правильнее себя вести в будущем.
  1. Не встречайте критику «в штыки». Если вы сразу начнёте оправдываться или, что ещё хуже, проявите агрессию в адрес критика, это не только покажет вас в дурном свете, но и убедит присутствующих в справедливости обвинений. Если замечание дельное – согласитесь с ним, пообещайте со всем разобраться и больше не допускать ошибок. Если вашу позицию критикуют, вызывая на спор, вы всегда можете отстрочить ответ, представить его в шутливой или образной форме.
  2. Никогда не принимайте всё сказанное на свой счёт. Речь идёт о вашей работе, её результатах, действиях и поступках, но не о вас. Никто не вправе судить вас как человека. Критика относится лишь к определённым аспектам повседневной жизни и никогда не должна влиять на вашу общую самооценку, становиться причиной для хандры или депрессии.
  3. Работайте с критикой в прямом смысле. Никогда не оставляйте незавершённым дело, за которое вас раскритиковали. Учтите пожелания, исправьте ошибки, пообщайтесь с критиком, чтоб детально уяснить его позицию. Если не согласны – вежливо изложите свои соображения и постарайтесь решить конфликтную ситуацию сразу.

Работа с деструктивной критикой

Бывает и наоборот. Целью критики является не желание вам помочь или исправить ситуацию с заблуждениями, а нанесение вреда. Явление достаточно распространённое, даже ставшее притчей в языцех. Схожая ситуация неплохо высмеяна в сериале «Офис», где Дуайт Шрут, желая выслужиться, постоянно подставляет коллегу Джима Халперта, много и необоснованно того критикуя.

Как справляться

  1. Опять же, не стоит принимать всё лично. Попробуйте разобраться в природе критики. Она может исходить от конкурентов, тех, кто вам завидует или просто склочных людей. Позитив здесь в том, что если вас критикуют надуманно, то это не способно навредить делу, которым вы заняты. А личное отношение к происходящему вы формируете самостоятельно.
  2. Работайте не с критикой, а с её источником. Постарайтесь наладить контакт, узнать получше человека, который вас критикует, разберитесь в мотивах его поступков. Может быть, причина в банальном непонимании ваших идей и того, что вы делаете, и достаточно просто поговорить. Главное не быть безучастным и делать вид, что ничего не происходит. Так, есть хоть небольшие шансы всё исправить, в противном же случае, это будет отравлять вам жизнь постоянно.
  3. Техника согласия. Простая и эффективная техника. Её суть в том, что какими бы впечатлительными вы ни были, слова остаются лишь словами. И если не давать другому вас задеть, то, чтобы он не говорил, вреда вам сказанное не доставит. Сам приём эффективно работает против людей, которые ищут ссоры по мелким причинам или просто вас достают. Например, небрежно брошенным с утра замечанием по поводу внешнего вида. Отвечать на такие выпады стоит согласием:
  • «У тебя слишком короткое платье!»
  • «Да».
  • Или: «Какой бледный у тебя цвет лица!»
  • «Есть такое».
  • Применение такой техники буквально обескураживает критика и не даёт возможности развить тему.
  1. Никогда в порыве эмоций и обид не реагируйте даже на самую несправедливую критику. Иначе наговорите лишнего. Возьмите тайм-аут. От вас как раз и могут ждать необдуманных, совершённых из чувства мести, шагов. В таких случаях, если конфликт разыгрывается перед другими людьми, они оценят вашу сдержанность и благородство по достоинству. Если же критика банальная или глупая – просто не реагируйте на неё. Вы же не отвечаете на спам в своей почте?
  2. Продолжайте делать то, что делаете. Менять свою жизнь, то, во что веришь, ради лестных отзывов, стоит едва ли. «Apple» критикуют миллионы людей по всему миру, но им это нисколько не мешает собирать километровые очереди у своих магазинов в день выхода нового продукта. Поэтому оставайтесь мотивированными. Критика может значить и то, что вы двигаетесь в верном направлении.

Цель занятия. Ознакомить студентов с социально-психологиче­скими исследованиями критики в социальных группах и научить их использовать различные виды критики, не ущемляя достоинства кри­тикуемого.

Рассмотрим такую ситуацию: вы руководитель и вам нужно оце­нить работу своих подчиненных. Это только кажется, что нет ничего проще, как похвалить или поругать. На самом деле - это значитель­но сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но и похвала может быть очень разной. Например: ваш подчиненный хорошо выполнил дан­ное ему задание, смотрит на вас и ждет оценки.

Вы можете сказать: «Работа выполнена отлично! Рад за вас». А можно похвалить человека, используя такую форму похвалы: «Хочу отметить выполненное таким-то задание», - хорошо звучит на опе­ративном совещании, рабочем собрании. Или: «Я вам очень признате­лен за выполнение этого сложного задания. Если бы не вы, не знаю, как бы мы справились с программой» - удачная форма для личной беседы с глазу на глаз. Доверительная, дружеская похвала высоко оценивает труд подчиненного и подчеркивает его значимость для всего коллекти­ва в целом. Но такую похвалу нельзя высказать публично или хотя бы при одном свидетеле, так как она ущемляет достоинство коллектива.

Из приведенных примеров ясно, что похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими от­тенками нужно умело пользоваться.

Гораздо сложнее, чем похвала, выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики. В процессе тренинга преподаватель диктует критические оценки, а студенты записывают их в свои тетради.

Критические оценки могут быть:

1. Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас - не получилось».

2. Критика-упрек: «Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!» Или: «Эх вы! Я был о вас более высокого мнения!»

3. Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше».

4. Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, моло­дым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!»



5. Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого слу­чая».

6. Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив».

7. Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы».

8. Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано».

9. Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно».

10. Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали еще рабо­ту? Не ожидал…»

11. Критика-ирония: «Делали, делали и… сделали. Работка что на­до! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»

12. Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точ­но так же, как вы. Потом ему пришлось плохо…»

13. Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, винова­ты не только вы…»

14. Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!»

15. Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуй­тесь, если не знаете, как выполнить задание!»

16. Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пе­няйте на себя!»

17. Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»

18. Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и ре­шайте, как выходить из положения».

19. Критика-совет: «Я вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить».

20. Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что кон­кретно собираетесь предпринять?!» Или: «Работа не выполне­на. Посмотрите возможность использования такого-то вариан­та».

21. Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».

22. Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так вы­полнять эту работу?»

23. Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от вас такого! Где же ваша совесть?!»

24. Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я вам помогу».

25. Критика-угроза: «Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры».

Условия выполнения упражнений. Задание выдается аудитории, разделенной на две группы. Каждая группа, посовещавшись в тече­ние 3-5 минут, определяет форму критики согласно выданной уста­новке. Затем представители групп зачитывают окончательный вари­ант критических замечаний и сами определяют, какую форму крити­ки они использовали. Преподаватель и представители другой группы выступают экспертами по отношению к отвечающей по выполненно­му заданию группе. Для развития состязательности присваивается 1 балл той группе, которая лучше справилась с заданием. При выдаче определенной установки преподавателю нужно учитывать получае­мую в вузе специальность.

Упражнение 1

Общая установка. Вы работаете мастером. Вы лично должны покри­тиковать своего подчиненного при непосредственном контакте с ним. Ситуации для групп:

1. Во время работы ваш подчиненный испортил дорогостоящее оборудование. Как вы его за это будете ругать?

2. Рабочий грубо нарушил технику безопасности, и только случай­но никто не пострадал. Что вы ему скажете?

Упражнение 2

Общая установка. Вы работаете начальником цеха. По телефону вы­ражаете неудовлетворение действиями своего коллеги, начальника другого цеха.

Ситуации для групп:

1. Ваш коллега не поставил своевременно детали, и рабочие ваше­го цеха не смогли собрать узел изделия к положенному по гра­фику сроку. Что вы скажете своему коллеге?

2. Ваш коллега, пообещав высокую зарплату, забрал из вашего цеха грамотного, исполнительного работника, очень нужного вашему коллективу. Ваша критика в адрес этого начальника цеха.

Упражнение 3

Общая установка. Вы работаете старшим мастером. На рабочем со­брании или оперативном совещании у начальника цеха вам необхо­димо публично высказать критические замечания в адрес своего на­чальника.

Ситуации для групп:

1. Начальник цеха не выполнил своего обещания дать за своевре­менно сделанную работу дополнительную премию вам и кол­лективу, которым вы руководите. Что вы скажете?

2. На вашем участке уже который месяц не работает вентиляци­онная установка. Начальник цеха об этом знает, сам лично в присутствии рабочих обещал ее срочно отремонтировать, но так и не выполнил своего обещания. Как вы будете его крити­ковать?

В конце упражнений подсчитывается число набранных баллов и определяется победитель. Критерий оценки выбирает преподаватель.

Некоторые выводы

1. Все приведенные выше формы критики подчиненного могут быть использованы вами как руководителем при условии, что ваш подчиненный глубоко уважает вас как начальника и ценит ваше мнение о себе. Желая выглядеть в глазах своего начальни­ка достойно, он стерпит любую критику и приложит усилия, чтобы исправить создавшееся положение.

2. Желательно, критикуя, знать своего подчиненного, его индиви­дуальные особенности. Потому что одного человека можно крепко поругать, а другого нельзя - к нему нужно использовать щадящую или даже подбадривающую, а иногда и хвалебную критику. Например: «Ну как же так? Такой талантливый чело­век, а работа выполнена на низком уровне».

3. Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень не­доброжелательно, подозрительно, то нельзя к нему вообще при­менять негативные оценки. Их обязательно нужно сочетать с позитивными, отмечая хорошие черты характера подчиненно­го: исполнительность, инициативность, добросовестность, твор­ческий подход к делу и т. Д.

4. По отношению к коллеге нельзя использовать все виды крити­ки, которые могут быть применены к подчиненным.

5. По отношению к начальнику возможно использовать еще мень­ше форм критики.

6. К публичной критике имеются особые требования. Она должна быть:

Принципиальной, то есть выступающий не только должен иметь собственную точку зрения, но и четко представлять, от имени кого он критикует: от себя, от коллектива, предприя­тия, города, области, региона;

Аргументированной, основанной на фактах, примерах, рас­четах;

Открытой, публичной;

Доброжелательной, желательно щадящей, потому что такая критика не убивает человека, а побуждает его к действиям для исправления недостатков;

Конструктивной, то есть оканчиваться определенными пред­ложениями по устранению недостатков.

Независимо от занимаемой должности любой человек может ока­заться как в роли критикующего, так и в положении критикуемого. Какой же может быть критика, когда вас критикуют? Как стать само­критичным и избежать критических ситуаций? С точки зрения соци­ального поведения личности, нужно грамотно определить мотивы критики. Это поможет вам сделать правильные выводы.

Мотивы критики

1. Критика с целью помочь делу. Критикующий высказывается по существу, но в силу своего характера или низкой культуры обще­ния делает это резко и шумно. Вам как руководителю нужно об­ратить внимание на то, что критикующий хочет помочь делу, и не обращать внимания на резкость и обидный тон высказывания. 2. Критика с целью показать себя. Иногда людьми используется критика с целью продемонстрировать собственные знания, опыт, эрудицию, подчеркнуть свою значимость. Лучший выход из этого положения - уйти под каким-либо предлогом от взаи­модействия с человеком, который критикует других, чтобы по­казать себя.

3. Критика с целью сведения счетов. Сгущаются краски с целью опорочить человека за прежние обиды. Эта критика завуалиро­вана: критикующий не выдает своих эгоистических целей и на­мерений, прикрываясь заботой о деле. Доказывать что-либо тому, кто критикует с целью сведения счетов, бесполезно, нуж­но строить свою защиту аргументировано, для чего необходи­мо заручиться поддержкой окружающих.

4. Критика с целью перестраховки. Используется как средство за­вуалировать свою собственную нерешительность, боязнь взять ответственность на себя. Такая критика используется подчи­ненным с тем, чтобы при неблагоприятном повороте ситуации в будущем иметь основание заявить: «Ведь я вас предупреждал».

5. Критика с целью упреждения заслуженных обвинений. Такая критика предпринимается заранее, чтобы нейтрализовать вы­ступления на собрании, при разборе различных жалоб, других случаях.

6. Критика с целью контратаки - как реакция на чье-либо выступ­ление, замечания окружающих, руководителя, протест подчинен­ного против упреков, нареканий со стороны руководителя и дру­гих членов коллектива.

7. Критика с целью получения эмоционального заряда. Есть люди, которые периодически испытывают потребность в эмоциональ­ной встряске и чувствуют себя лучше после того, как поговорят на повышенных тонах, доведут себя и окружающих до опреде­ленного эмоционального накала. С этой целью они могут при­бегать к критике, особенно если ее объект легко поддается эмо­циональному воздействию. Всеми способами пытайтесь огра­дить себя от контактов с такими людьми.

Общий вывод из тренинга. Нужно научиться позитивно крити­ковать других людей, не вызывая обид и негодования. Если критика направлена лично в ваш адрес, то какой бы горькой она ни была, главное - из любой критики сделать правильный вывод и поста­раться впредь не допускать высказываний или действий, вызываю­щих критику.

Семинарское занятие 9

Тема: Разрешение конфликтов

1. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов

2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов

3. Стратегии и способы разрешения конфликтов

4. Методы разрешения конфликтов

5. Тактики разрешения конфликтов

Основные понятия

Разрешение конфликта, урегулирование конфликта, стратегия, тактика, метод

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите основные формы завершения конфликта.
  2. Назовите критерии конструктивного разрешения конфликта.
  3. Укажите основные факторы успешного разрешения конфликта.
  4. Какие этапы разрешения конфликта Вы знаете?
  5. Назовите стратегии выхода из конфликта
  6. Назовите негативные и позитивные методы разрешения конфликтов.

Продумайте решение ситуаций

Ситуация 1. Психолог как посредник эффективно помогает супружеским парам и детям с помощью тренинговых программ в разрешении конфликтов.

Почему посредник добивается ясного понимания позиций друг друга?

Ситуация 2. Пришла к психологу жена и говорит: «Мой муж меня не понимает, когда я говорю о своей маме, он выходит из себя». Психолог отвечает: «Это касается только вас с мужем? Он должен быть здесь, чтобы ответить на этот вопрос».

Почему таким образом ответил психолог?

Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2002. - Гл. 14.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 384 с.

Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. - СПб.: Лань, 1999. - Гл.3.

Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пе­дагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Общие осно­вы психологии. - М.: Просвещение; Владос, 1994. - С. 348-350.

Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 445 с.

Законспектировать статью:

М.Дойч «Конструктивное разрешение конфликтов: принципы, обучение и исследования

Литература:Психология конфликта: Хрестоматия. – СПб, Питер. – С. 173-198

Семинарское занятие 10

Главная > Исследование

Занятие 16. Умение принимать критику

Цель: Задачи: 1. Поговорить с подростками об условиях эффективного общения. 2. Способствовать формированию навыков: «принятие критики», «преодоление обвинения». 1. Упражнение «11утаница». Участники игры стоят в кругу. Инструкция. «С закрытыми глазами подними правую руку перед со-бой и рукой найди руку партнера. Затем протяни вперед левую руку и най-ди левую руку другого человека. (Таким образом, участники держат и ру-ки тех, кто находится не рядом с ними.) Нашли?.. Теперь откройте глаза... Теперь попытайтесь распутаться, не отпуская рук, так, чтобы снова полу-чился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то лицом из круга». 2. Дискуссия: - Часто ли Вас критикуют? - Какие чувства испытывает человек, когда его критикуют? - Всегда ли в критике есть доля правды? - Что такое конструктивная критика?! - Что такое критиканство? - Как принимать критику? - Как справляться с такой ситуацией? - Можно ли согласиться с частью информации? - Легко ли признать, что мы неидеальны? - Обязательно ли храниться всем? Возможно ли это?» Как Вы понимаете следующее выражение: «Человек, не умеющий принимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить»? Шаги принятия критики: 1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным. 2. Попроси разъяснения. Скажи, с чем ты согласен и с чем не согласен и почему? 3. Отметь реакцию партнера. Для 2-го шага - скажите: «Что вы имеете в виду?» При этом можно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения. Для 3-го шага - предполагается, что вы получили разъяснения. Ска-жи re: «Я согласен с тем, что вы говорили то-то, и не согласен с тем, что вы к торили то-то». При этом чувствовать себя надо свободно. 4. Упражнение «Критика» Группа делится на две команды, участники становятся друг против друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды критикуют членов другой команды. Глав-ное правило: говорить ровно, выдержано, вежливо. 5. Обсуждение упражнения: -Легко ли было принимать критику? - В каких ситуациях трудно принять критику? 6. Упражнение «Водопад». Инструкция: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, за-тылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они рас-слабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдо-хом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими си-лами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудес-но расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза». 7. Дискуссия: - Встречаются ли нам ситуации, когда нас кто-нибудь обвиняет? - Всегда ли мы умеем преодолевать обвинения? - Нужно ли этому учиться? Навык «преодоление обвинения» Шаги: 1). Подумайте о том, в чем вас обвиняет другой человек. (Является ли это обвинение правильным или несправедливым, было ли это сказано неконструктивным способом или конструктивным?) 2). Подумайте о том, почему человек мог обвинить вас. (Нарушили ли вы его права или испортили имущество, распростра-няются ли слухи кем-то другим?) 3). Подумайте о способах, как можно ответить на обвинение (Откажитесь от этого, объясните ваше поведение, исправьте понима-ние проблемы другим человеком, защищайте себя. Извинитесь, предложи-те возместить то, что случилось.) 4). Выберите наилучший способ и сделайте это. 8. Ролевое моделирование. Участники делятся на пары. Каждой паре дается задание - карточка с ситуацией, которую нужно разыграть (обви-нение в том, что ученик разбил стекло, обвинение во лжи, обвинение в на-говоре и т. д.). 9. Обсуждение ролевой игры: - Трудно ли преодолевать обвинение? - Можно ли этому научиться? 10. Заключительная дискуссия: - Что было важным в сегодняшнем занятии? Что запомнилось? -- Какие мысли и чувства? Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

Занятие 17. Учусь отстаивать собственное мнение

Цель: развивать конкретные навыки общения. Задачи: 1. Поговорить с подростками об условиях эффективного общения. 2. Способствовать формированию навыков: «отстаивание своего мнения», «как сказать «нет», «выражение благодарности». 1. Упражнение «Пожелания». Инструкция: «Начнем работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою оче-редь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить». 2. Дискуссия: - Как вы думаете надо ли отстаивать собственное мнение? - Как отстаивать собственное мнение? - Всегда ли это у нас получается? Навык «отстаивание своего мнения» Шаги: 1. Обратите внимание на то, что происходит с вами в вашем теле, чтобы помочь себе узнать, чем вы недовольны и что хотели бы изменить (являются напряженные мускулы, боли в желудке и т. п.) 2. Подумайте, что случилось, из-за чего вы почувствовали себя недовольным (вы подавлены преимуществом, вас не замечают, с вами плохо обращаются, вас дразнят?) 3. Подумайте о способах, которыми вы можете отстоять свои права, и выберите один (попросите помощь, скажите о своем мнении, выслушайте ответное мнение, выберите правильное время и место) 4. Последовательно отстаивайте свое мнение разумным способом. 5. Дискуссия: - Как сказать «нет»? - Всегда ли это просто сделать? - К каким проблемам приводит неумение отказывать? - Сложно ли бывает отказать другому человеку, особенно если другой человек настойчив? - Надо ли думать о последствиях к которым приведет отказ или со-гласие? - Чувствуем ли мы себя виноватыми и одинокими, говоря «нет»? Почему? - Как не оттолкнуть человека, говоря «нет»? Шаги: 1). Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно. 2). Попросить разъяснения, если что-то неясно. 3). Оставаться спокойным и сказать «нет». 4). Объяснить, почему вы говорите «нет». 5). Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений. Для 2-го шага - если что-то неясно, спросите: «Что вы имеете в виду?» 5. Упражнение «Просьба - отказ». Выбираются по желанию два участника. Один должен просить о чем-либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не гру-бить столько, сколько может продержаться (в японском языке слова «нет» не существует). Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет за-ключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например, попросить брошку на вечер, денег взаймы, ре-шить задачу, пойти вместе погулять и т. п. Во второй части этого упражнения меняется задание. Нужно пред-ложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать (напри-мер, предложить свою помощь, внимание), второй участник должен отка-зать словами: «Нет, нет, нет». 6. Обсуждение упражнения: - «Что понравилось, что было трудно?» - «Что, ты чувствовали, когда просили, отказывали?» - «Что ты чувствовал, когда тебе отказывали?» - «Когда говорил «нет, нет, нет»?» - «Бывает ли в жизни трудно отказать?» 7. Упражнение «Картина» Инструкция: «Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам этот холст Тане (это участница группы, сидящая слева от тренера). Она возьмет ее и нарисует на ней то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст карти-ну дальше». После того, как психолог убедится, что все участники группы поня-ли, как они будут «рисовать» картину, он «берет» воображаемый холст в раме и говорит: «Я беру холст и рисую на нем линию горизонта», и пере-дает будущую картину участнице, сидящей слева. Психолог внимательно слушает и запоминает, что нарисовал на картине каждый участник. Побы-вав у каждого, картина возвращается к психологу, который «берет» картину и говорит: «И вот теперь я держу в руках эту картину и вижу на ней ли-нию горизонта, которую нарисовала я...» И дальше психолог проговарива-ет то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обраща-ясь к нему в этот момент, например, «...вижу на ней линию горизонта, которую нарисовала я, и море, которое нарисовала ты, Таня, и песчаный бе-рег, который нарисовал ты, Игорь, и костер на берегу, который нарисовал, Андрей, и...». 8. Дискуссия: - Как выразить благодарность? - Были в вашей жизни ситуации, когда хотелось, выразить благо-дарность? Всегда ли это получалось? Навык «выражение благодарности» Шаги: 1). Решите, что сделал или сказал другой человек, за что вы хотите его поблагодарить (это может быть комплимент, помощь, или подарок). 2). Выберите правильное время и место, чтобы поблагодарить другого человека. 3). Поблагодарите другого человека по-дружески (выразите благодарность словами, подарком или сделайте ответный подарок) 4). Скажите другому человеку, почему вы благодарите его. 9.Упражнение «Подарок». Участники встают в круг. Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, и шток и т. п.)». 10.Упражнение «спасибо за приятное занятие». Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предло-жить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук». 11. Заключительная дискуссия: - Что было важным на занятии? - Что запомнилось? - Какие мысли и чувства вы испытывали? - Какие выводы из занятия можно сделать для себя? Что вы будете использовать? Раздел 5. Сопротивление насилию

Занятие 18. Конструктивные способы сопротивления насилию (часть I)

Цель: Задачи: 1. Рассмотреть виды насилия. 2. Отработать навыки уверенного поведения в ситуации насилия. 1. Упражнение «Встреча». Подросткам предлагается разделиться на две равные группы и встать в два круга затылками друг к другу. По хлопку все начинают двигаться: внутренний круг по часовой стрелке, внешний - против часовой стрелки. По сигналу все останавливаются. Стоящие во внутреннем и внешнем кругах поворачиваются друг к другу, разбиваясь на пары. Участникам дается задание: «Используя ситуации на карточках, поддержать человека, находящегося в трудной ситуации». Ситуации: 1). Человеку предстоит трудный и чрезвычайно важный разговор. 2). Подростка при всем классе незаслуженно отругала учительница. 3). Подросток оказался к компании, где никого не знает. 4). В Ваш класс пришел новенький. 5). Одноклассник получил двойку за диктант. 6). Подруга поссорилась с родителями. 2. Обсуждение: - Как помочь человеку, находящемуся в трудной ситуации 9 3. Дискуссия: - Что такое насилие? - В каких формах оно проявляется? - С какими ситуациями насилия приходится сталкиваться чаще всего? -Что делает человека уязвимым к насилию? - Какие чувства испытывает человек по отношению, к которому применяется насилие? - Как вести себя в ситуациях насилия? - К каким стратегиям поведения прибегают в ситуациях насилия? Внимание подростков обращается на четыре способа поведения в ситуации психологического насилия: нападение (агрессия), приспособле-ние (защита), сотрудничество (компромисс, переговоры), бегство - избе-гание (пассивность). 4. Дискуссионные качели. Участникам предлагается разделиться на две группы, одна группа рассматривает «плюсы» каждого из видов пове-дения, другая «минусы». 5. Упражнение «Острые коммуникации». Подросткам предлагается разбиться на тройки. Каждой тройке дается карточка с конфликтным со-бытием. Двое участников разыгрывают ситуацию, третий играет роль на-блюдателя. Задача наблюдателя оценить поведение конфликтующих сто-рон. Затем участники меняются ролями. Ситуации: 1). Лена пригласила свою близкую подругу Машу на день рождения после небольшой ссоры. Лена передумала и вместо Маши пригласила Юлию, сказав: «Маша, ты такая вредная! Ты всегда делаешь так, чтобы мне было плохо! Не хочу тебя видеть!» 2). Андрей при одноклассниках посмеялся над Никитой: «Ты ма-менькин сынок и размазня, тебе только с девчонками водиться!» 3). Олег пригрозил Сереже: «Бели ты сейчас же не принесешь мне 50 рублей, я тебя изобью». 4). Одноклассники смеются над Сашей: «Ну, ты и нарядился! Ну и вид! А ботинки просто супер!» 5). Мама обещала Свете, купить к новому году платье, но перед са-мым праздником изменила свое решение: «Света, эти деньги мне нужны на другое». 6). Учитель на повышенных гонах отчитывает Витю, за то, что тот опоздал на урок: «Бессовестный! Ты врешь! Это тебе так не пройдет! Иди к завучу и не отвлекай класс от работы!» 6. Обсуждение: - Что чувствовали участники, исполняющие роли подростков, ока-завшихся в трудной ситуации? - Какие модели поведения они использовали? - В чем недостатки каждой модели? - Какие из них оказались наиболее эффективными? 7. Упражнение «Стратегия». Подростки делятся на пары. Каждая па-ра выбирает конфликтную ситуацию. Задача: продемонстрировать уверенное поведение в трудной ситуации. 8. Обсуждение: - Что было сложно? - Что чувствовали? Что не удалось? Внимание подростков обращается на основное правило уверенного поведения - не увиливать, не придумывать «уважительных» причин сво-его поведения, говорить с оппонентом уважительно. 9. Упражнение «Коллекция». Подростки по кругу называют слова и словосочетания, характеризующие уверенное поведение. 10. Релаксация «Поплавок в океане». Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел... Вы двигаетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время на-крыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощу-тить эти толчки и выныривания... Ощутите движение волны, тепла солнца, капли дождя и подушку моря под вами, поддерживающую вас... Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда представляете себя маленьким поплавком в большом океане. Упражнение используется, когда вы почувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать себя, а вы боитесь, что «выйдите из-под контроля. 11. Заключительная дискуссия: - Что узнали нового? Что понравилось? Что чувствовали?

Занятие 19. Конструктивные способы сопротивления насилию (часть II)

Цель: формировать навыки сопротивления насилию. Задачи: 1. Актуализировать представления о ситуациях насилия, с которыми приходится сталкиваться подросткам. 2. Формировать стремление к разрешению подобных ситуаций с ис-пользованием полученного опыта. 3. Отработать навык оценки эффективности поведения в ситуации насилия. 1. Игра «Перевоплощение». Участники делятся на пары. Один из партнеров изображает с помощью мимики, жестов «aгрессорa», другой «жертву». Затем меняются ролями. 2. Обсуждение: - Какую роль сложнее изображать? Что чувствовали? 3. Упражнение «Трудные ситуации». Подросткам предлагается ано-нимно написать на стандартных листах самые болезненные из пережитых сложных ситуаций. Затем листки сворачиваются и складываются в короб-ку. Психолог достает из коробки по одному листу и зачитывает ситуации. 4. Дискуссия: - Часто ли встречается такая ситуация? - Что могло привести к такой ситуации? Насколько она болезненна? - Как поступить в данной ситуации? - Каковы возможные последствия данной ситуации? - Как избавиться от переживаний по поводу данной ситуации? После разбора и анализа каждой ситуации, все листы складываются в кастрюлю и сжигаются. 5. Упражнение «Если бы я вновь оказался в ситуации...». Подрост-кам предлагается продумать шаги выхода из конфликтной ситуации и на-писать на доске. Страховка. Для того, чтобы наиболее эффективно разрешить ситуа-цию, необходимо: 1). Определить причины возникновения трудной ситуации. 2). Выяснить соответствуют Ваши представления о ситуации пред-ставлениям Вашего оппонента. 3). Определить Вашу роль в ситуации (жертва, агрессор и т. д.). 4). Выяснить возможные последствия данной ситуации для Вас. 5). Рассмотреть альтернативные модели поведения в ситуации, рас-смотреть все «за» и «против». 6). Выбрать наиболее приемлемую стратегию поведения. 6. Релаксация «Маяк». Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова - высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хоро-шую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориен-тиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддер-живает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, преду-преждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопас-ности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе - света, который никогда не гаснет. 7. Упражнение «Новый сценарий». Участникам предлагается разделиться на пары. Каждой паре дается задание вспомнить одну из рассмот-ренных ранее ситуаций и переписан, негативный сценарий на позитивный. 8. Обсуждение: - Какие были сложности в процессе выполнения упражнения? - Что получилось, что не получилось? Какие чувства испытывали? 9. Заключительная дискуссия: - Что понравилось? - Что вызывало неприятные переживания? Что удалось, что не удалось?

Занятие 20. Завершение работы группы

Цель: обсудить эффективность работы группы. Задачи: 1. Актуализировать навыки общения. 2. Интегрировать опыт, полученный в процессе тренинга. 1. Упражнение «Новогодняя елка». Все участники группы должны выстроить из группы «Новогоднюю елку»: кто-то будет стволом, кто-то ветками, кто-то - игрушками и т.д. Главное, чтобы все члены группы уча-ствовали в постройке, и чтобы каждый был удовлетворен своим местом. После того, как «елка» будет построена, ведущий на некоторое время «замо-раживает» картинку. В этот момент можно сфотографировать группу. 2. Дискуссия по упражнению: - Какие чувствами испытывали при выполнении упражнения? - Как распределялись роли? - Все ли участники были довольны доставшимися ролями? - Какие роли было сложно играть? Почему? 3. Упражнение «Чемодан». Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему «чемодан» в дорогу, складывая положи-тельные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке, то, что поможет данному участнику в общении с другими людьми. Но отъезжаю-щему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге. Затем «отъезжающему» зачитывается весь список. Процедура повторяется до тек пор, пока все участники не получат по «чемодану». 4. Обсуждение: - Понравилось ли содержимое «чемоданов» «отъезжающим? - Что еще вам бы хотелось взять с собой в дорогу? 5. Упражнение «Пожелания». Все участники тренинга берут по аль-бомному листу бумаги, пишут на нем свое имя. Затем передают этот лист своему соседу, который пишет свое пожелание и передает лист дальше. Побывав у каждого участника лист, возвращается к владельцу. 6. Обсуждение упражнения: - Какие пожелания Вам больше всего понравились? - Какие чувства испытывали? 7. Упражнение «Мое будущее». Участникам предлагается закончить предложения: - Мое будущее видится мне... - Я жду... - Я хочу... - Я думаю... - Я планирую... - Мне хочется достичь успеха в... - Для этого мне необходимо... - Главная сложность, с которой я столкнусь... - Преодолеть препятствия мне поможет... 8. Участники в кругу обсуждают свои представления о будущем. 9. Упражнение «Коллаж». Подросткам предлагается вспомнить и на листе ватмана изобразить наиболее интересные и яркие события в группе. 10. Заключительная дискуссия: - Что понравилось? - Чему научились в ходе тренинга? - Какие из приобретенных навыков вам кажутся наиболее важными? - Что будете использовать? 11. Взаимные благодарности. Подросткам дается задание выразить свою благодарность участникам группы: «Я тебе благодарен (а) за...» Учебное пособие

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008.

  • Программа профилактики девиантного поведения подростков. (на примере моу сош №3 г. Бугуруслан)

    Программа

    Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных, почти в равной степени оказались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи.

  • Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиантным поведением в континууме их жизнедеятельности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии

    Автореферат диссертации

    Защита состоится 29 февраля 2012 г. в 14 часов на заседании объединенного совета ДМ 521.003.02 по присуждению ученых степеней доктора и кандидата психологических наук при Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, г.