Тема: «Война в произведениях советских художников. Рассматривание картины А

Лактионов - Письмо с фронта

Передо мной картина известного советского художника А.И.Лактионова «Письмо с фронта».

Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны. Миллионы смертей бравых отцов, мужей, братьев и несчастных женщин и детей, голод и разруха. Но не только черные вести приходили в разрушенные бомбежками города и деревни. Приходили письма с фронта, веселые и задорные, полные надежд и любви. Они поддерживали сломленный дух, воскресали надежду и веру, заставляли трудиться и делать невозможно во имя победы и страны.

Яркие солнечные лучи озарили дворик полуразрушенного городка. В воздухе веет теплом, наступила весна, принеся с собой аромат душистых трав и распускающейся молодой зелени.

Чистое лазурное небо с белыми кучевыми облаками-барашками надо головой, не видно не одного вражеского самолета, не свистят бомбы, не трепещет, не искрится воздух от напряжения. Наступило мирное время. Конец жестокой кровопролитной войне. На крыльце дома собралась семья. Счастливые улыбки озаряют их лица. Всех их здесь собрала добрая весть, тот, кого они ждали, возвращается с войны!

Мальчик с усердием читает по слогам, крепко сжав в руках листочек. Все с пониманием и одобрением смотрят на него. Слева на переднем плане, девочка в чьи волосы вплетена алая лента, прислонилась к дверному косяку. Справа русоволосая женщина, в белой рубахе и косынке, облокотившись о стену, она внимательно слушает. Мы не видим их лиц, но мне кажется, они улыбаются, и вот-вот кивнут в такт, слушая усердное чтение мальчишки.

На пороге, закурив сигарку, стоит бывалый солдат, он уже вернулся с войны, с фронта, возможно, он и принес добрую весть. Не раз он бывал в бою, потерта гимнастерка, рука на перевязи, грудь увешена медалями, опирается на трость – наверное, его ранило осколком или шальной пулей. Но он остался жив, гордо, приосанившись, стоит, несмотря на увечье, тепло улыбается.

Рядом красивая русоволосая девушка, облокотившись на старые деревянные перила, тоже внимательно слушает, одета она ярко, по-весеннему, но ярче всего на левой руке горит красная повязка.

Смотришь на картину – и тепло становится на душе, искренне радуешься счастью обычных, таких же, как и ты людей. Ведь не было в нашей стране ни одной семьи, которая бы не потеряла кормильца и помощника. Черная война-злодейка унесла многих достойных людей, наше народное горе объединяет нас, потому мы так живо и с пониманием всматриваемся в картину, и сопереживаем ее героям.

6, 7 класс

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Сочинение по картине Н. Рериха Заморские гости 4 класс (описание)

    Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться

  • Юон К.Ф.

    Родился двенадцатого октября 1875 года в Москве. Отец был клерков в страховой компании, а мать была музыкантом-любителем. Учился в московском училище живописи. После его окончания работал в мастерской

  • Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс (иллюстрация) (описание)

    Сказочно - вот что звучит в голове, разглядывая картину Билибина Ивана Яковлевича «Гвидон и царица».

  • Сочинение по картине Левитана Озеро. Русь сочинение

    В картине Исаака Левитана «Озеро. Русь» заложен образ родного края. По мнению автора полотна, именно так, несмотря на время года, должна выглядеть наша великая страна – торжественно, ярко

Лактионов Александр Иванович - народный художник, живописец, график.
Больше всего наград и достижений получил за свое воспроизведение «Письмо с фронта».
Эта картина появилась на общем обозрении в 1947 году и сразу стала знаменитой.
На данный момент она на почетном месте в Третьяковской галерее.

Автор на этой картине показал то, что как раз было очень близко и, как говорится, задевало за живое каждого, кто на нее смотрел.
На полотне мы видим небольшой круг людей, которые собрались на пороге дома и внимательно слушают, как мальчик читает письмо.
Это письма из фронта.
И лишь выражения лиц, с которыми все слушают, помогает нам понять, что новости хорошие.
Возможно, там написано о предстоящей победе и скором возвращении домой.

Мальчик, читающий письмо, сидит на стуле в центре собравшихся людей.
В доме, опершись на двери, с обеих сторон, стоят маленькая девочка и женщина.
По все видимости это мама этих детей.
На улице стоит солдат с палочкой.
Видимо, это он и принес письмо от своего боевого товарища.
А рядом с ним девушка, опершись на забор, слушает мальчика с замиранием сердца.
Наверное, это девушка, которая очень ждет своего возлюбленного с поля боя живым и невредимым.

На картине изображен красивый солнечный день.
Небо ясное и слегка прикрытое легкими тучками.
Двор, где читается письмо, залит солнечным светом.
Если бы не тема полотна, то и на первый взгляд никтои не подумал, что идет война, гибнут люди, рушатся судьбы.
У всех только одна надежда на скорое празднование победы и возвращение мужей, сыновей домой живыми.

Картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова заставляет всех вспомнить о тех тяжелых военных временах.
И хотя уже осталось мало очевидцев тех действий, но история будет вечно.
Мы никогда не должны забывать того что было и всячески стараться не допустить этого снова.

Картина Лактионова «Письмо с фронта» завоевала симпатии зрителей сразу же, как только увидела свет в 1947 году. На ней изображено то, что было так близко и дорого каждому русскому человеку, - ожидание победы, надежда на скорое возвращение любимых людей с фронта.
Герои картины собрались на пороге дома ради радостного события: услышать весточку с фронта – письмо, которое читает мальчик. Его окружили со всех сторон и слушают очень внимательно. На лицах всех героев картины радостная улыбка – наверное, в письме описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны.
Художник показывает, что все – от мала до велика – живут одной мыслью – о скорейшей победе над фашистами. Мальчик, герой-фронтовик, девочка, молодая и пожилая женщины радуются письму совершенно одинаково. Вторит им и солнце, которое освещает фигуры и улыбки героев, как бы подтверждая их надежды. Сочувствуем и сопереживаем этим людям и мы, зрители. Кажется, будто мы находимся в этой группе, окружающей мальчика, и вместе со всеми слушаем его.
Композиция картины состоит из трех планов. На переднем плане изображена группа людей, внимание каждого из них обращено к мальчику, сидящему на стуле. Солнечный свет освещает этого героя, приковывая к нему внимание. Другие герои, в меньшей степени, но также освещены.
Второй план картины – это двор, по которому движется какой-то человек. Солнечный свет, «направленный» на картину с дальнего плана, образует светлую дорожку, которая освещает этого человека и героев картины на первом плане.
Совсем вдалеке мы видим небо и дома, образующие двор. Думаю, такой городской пейзаж с двухэтажными старыми бараками, рассохшимся деревянным полом, ветхим крыльцом можно было встретить в любом городке того времени.
Кроме этих деталей, художник мастерски подчеркнул и другие, передавая дух военного времени. Это, конечно, раненный фронтовик с перевязанной рукой и тростью. На груди у него мы видим много наград, он курит и внимательно слушает мальчика. Это и красная повязка на рукаве у молодой женщины, говорящая о том, что она член военной дружины. Это и характерная стрижка мальчика, и одежда девочки и пожилой женщины.
Кажется, будто все герои картины – члены одной большой семьи. Глядя на их лица, мы понимаем, что они близки друг другу, искренне радуются и сопереживают каждому из их небольшой группы. Что же объединяет этих людей? Художник показал удивительное единение советских людей, открытых, добрых, искренних, человечных. Конечно, они одна семья, ведь они соседи, наверное, всю жизнь знают друг друга. Кроме того, все они сблизились из-за страшной войны, что бушует на фронтах Родины. Все они в это суровое и тяжелое время мечтают об одном – о победе, о встрече с любимыми и родными людьми. Именно поэтому письмо с фронта становится для них символом, добрым знаком, позволяющим вместе порадоваться, еще больше почувствовать близость других людей, набраться сил, чтобы дождаться великого 9 мая 1945 года.

Предварительный просмотр:

История одной картины

А. И. Лактионов «Письмо с фронта»

Лактионов Александр Иванович - известный советский график и живописец. Ему принадлежит множество интересных полотен. С одной из его картин я познакомилась на экскурсии в Государственной Третьяковской галерее. Картина называется «Письмо с фронта», она посвящена одной из самых трагических и героических страниц в истории нашей страны – Великой Отечественной войне.

Название "Письмо с фронта" говорит само за себя. На картине изображена семья, которая получила очень долгожданную весточку с фронта от родного человека. Картина была написана уже после окончания войны, хотя её задумки появились у Лактионова еще в далеком 1943 году - на самом пике войны. Сюжет произведения предполагался несложный: следовало изобразить вернувшегося с войны солдата и встречающую его подругу или мать. Картине художник собирался дать название «Встреча». Было опробовано несколько вариантов выбранной темы, написано множество набросков и эскизов, но все решил случай.

Проживая в эту пору в подмосковном Загорске, художник однажды на прогулке встретил солдата с перевязанной рукой, опирающегося на палку. В руке солдата было письмо-треугольник. Оказалось, что товарищ по госпиталю просил выздоровевшего передать письмо родным, от которых уже давно не было вестей. Художник помог солдату найти нужный адрес и увидел, как открылась дверь и как обрадовалась женщина, получившая долгожданную весточку с фронта.

В то время в нашей стране почти не было семьи, которая бы не имела родных и близких на фронте, у которой бы не хранились бережно дома «треугольники» - солдатские письма домой, для которых не надо было конвертов. Поэтому художнику показалось важным изобразить радостное событие для каждой семьи того времени - получение заветной весточки с фронта от родного человека. Так окончательно определился сюжет будущей картины «Письмо с фронта».

После того как был придуман сюжет, Александр Лактионов начал рисовать картину. Работа над картиной длилась больше двух лет. Художник работал только летом, только в хорошую погоду и только по утрам, когда сияло ослепительное солнце. Лактионов очень хотел, чтобы картина была наполнена светом, чтобы повсюду были яркие солнечные блики, озаряющие широкий двор, крыльцо, фигуры и лица героев картины. И это должен был быть не просто свет яркого солнечного дня, а свет радости, счастья, надежды на близкую победу.

На картине изображена семья, собравшаяся на крыльце у широко распахнутой двери старого деревянного дома. Мальчик читает только что полученное с фронта письмо. Эту долгожданную весть принес в семью раненый боец, облокотившийся на дверной косяк. О его воинских заслугах говорят награды, украшающие гимнастёрку. Пожилая женщина держит в руках конверт и очки. Может быть, слезы радости не дают ей самой читать письмо. Молодая девушка с красной повязкой на рукаве, которую носили следящие за вражескими налетами дружинницы, радостно улыбается. Внимательно слушает и девочка, стоящая спиной к зрителю. Лица всех светятся радостью – пришло письмо с фронта, случилось маленькое семейное счастье в трудное военное время.

Художник писал картину на крыльце своего дома с натуры. Ему позировали родственники и знакомые. Родная сестра матери художника, Евдокия Никифоровна, которая с детства воспитывала маленького Сашу, позировала для образа пожилой женщины с конвертом. Мальчиком, читающим письмо, стал семилетний сын художника Серёжа, а девочкой с косами - дочь Светлана. Позировать для солдата, принесшего письмо, согласился 24-летний друг Лактионова, художник Владимир Нифонтов. Он сам недавно вернулся с фронта и все еще ходил в военной форме. Художник изобразил его на картине инвалидом, с палочкой. На самом деле Владимиру посчастливилось вернуться с войны целым и невредимым. 19-летняя соседка художника Ольга Быстрова стала на картине девушкой в зеленой кофточке с красной повязкой дежурного ПВО .

В 1947 году художник отвез свое произведение на Всесоюзную художественную выставку в Третьяковскую галерею. Оставив свою картину на выставке, Лактионов возвратился к себе в Загорск, но вскоре получил телеграмму с указанием незамедлительно вернуться в Москву с кистями и красками. Оказалось, что комиссия не одобрила изображение советской семьи на полотне: покосившийся порог, прогнившие старые доски на крылечке, облупившаяся штукатурка на стенах, старые стоптанные туфли женщины – все это выглядело слишком бедно, хотя и говорило правдиво о разрухе, которую принесла война. Комиссия потребовала от художника закрасить дыры на стенах и перерисовать пол из старых досок .

Однако, переделывать картину не пришлось. Нашли другое решение для шедевра, который с такой любовью и трепетом писал Александр Лактионов: чтобы картина не бросалась в глаза, её повесили в маленьком темном простенке Третьяковской галереи у лестницы, ведущей на второй этаж. Однако уже в день открытия выставки протиснуться в узком коридоре стало невозможно: у полотна «Письмо с фронта» зрители Третьяковки собирались толпами. Они подолгу смотрели на картину, некоторые из них даже плакали. Именно в этой семье многие зрители узнавали себя. Ведь страшная война только закончилась, и еще свежи были воспоминания о фронтовых письмах. Практически каждый тогда ждал весточку с фронта, как и изображенная на картине женщина с детьми. На следующий же день “Письмо с фронта” заняло место в центре экспозиции. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1949 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени. Это была самая высокая награда из существующих .

Успех картины «Письмо с фронта» был велик. Через несколько дней о произведении заговорила вся Москва. И вскоре Александр Лактионов , прежде мало кому известный, стал одним из самых популярных в стране художников. Было выпущено множество открыток и репродукций с картины; полотно пользовалось шумным успехом на зарубежных выставках, для которых художник выполнил несколько авторских повторений. Картину включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонек», «Работница», «Крестьянка», печатали на отдельных листах массовыми тиражами. В настоящее время копии полотна Лактионова украшают залы музеев Софии, Хельсинки, Нью-Йорка и многих других городов.

Картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» заставляет всех вспомнить о тех тяжелых военных временах. Даже сейчас, когда прошло уже почти 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, картина вызывает чувства, которые могли испытывать родные и близкие тех людей, которые ушли на защиту Родины. Ожидание победы, надежда на скорое возвращение родных людей – вот то, о чем повествует нам это произведение. Картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» по праву вошла в золотой фонд изобразительного искусства нашей страны.



Эта картина занимает в моём сердце место особенное. Да разве только в моём. Иначе и быть не может. Картина появилась как раз в год моего рождения. Такое ощущение, что от неё веет временем, которое я со всем основанием могу считать моим временем. Ну а если мы все родом из детства, то для меня эта картина знаменует и начало меня самого. Да так оно и есть, по сути. Для меня на ней все до последней детали настоящее.

Всё настоящее. То есть я вижу на ней людей таковыми, каким они и были тогда, какими я их видел и запомнил. Такими, какими их удержала в моём сознании моя цепкая детская память.

Я иной раз так к случаю вижу в телесериалах, снятых в наши дни про военные и послевоенные годы, вроде бы тех же людей, правда с куда более фотогеничными лицами, и даже одетыми так, как одевались в те далёкие времена. И не верю. И лица совсем не те, и отутюженные гимнастерки, кажется, пошитые лишь для того, чтобы подчеркнуть сексапильность главных героинь, и вся манера поведения и весь говор – всё не то, все не так, всё ненастоящее. Не верю. И перехожу на другой канал.

А вот на картине Лактионова всё настоящее. Это застывшая живописная правда. Она вся дышит тем временем. Она замечательно всем своим теплом, весенними ароматами и звуками передает настроение царившие в умах и настроениях людей, для которых страшная война отсчитывала уже последние свои дни, передаёт дух того времени. Вот поэтому и не отпускает от себя эта картина.
*****

Александр Лактионов творил свое произведение, можно сказать, по живому. Замысел зрел у него долго. Нет, он не был на фронте. Поэтому он и не мог описать какую то батальную сцену с риском где-то что-то наврать. Он был уже в возрасти. Его эвакуировали с семьей в Среднюю Азию. А потом он вернулся. Дали ему жилище. Более чем удивительное. Не поверите, в келье Троицко – Сергиевской лавры. То есть поначалу это даже была и не келья, а ниша для орудия. Вот из этой ниши и сделали коммуналку. И не одну. И не надо возмущаться. Людям в разрушенной стране нужно же было где-то жить. Вот Лактионов и жил в бывшей орудийной нише с женой и двумя детьми.

А замысел зрел. И даже не замысел, а сама идея. Идея передачи настроения своего времени. Времени страшного нашествия на нашу страну. И вот однажды в городе он встретил на улице фронтовика. Раненного. Тот искал адрес своего товарища. Нёс весточку от него семье, вполне сознавая всю её ценность.

Художник помог ему найти дом. А потом произошло то, что мы видим на картине. Вот после этого его и озарило. Вот, именно то, что он искал. Лучшего и придумать было нельзя.

А для того, чтобы это чудное видение дышало правдой и трогало со всею болью и радостью душу каждого, кто бы не посмотрел на картину, он изобразил на ней людей, которых он знал, как нельзя лучше. Вот бабуля справа – это его тётя, изображающая мать сына-фронтовика.

Дети? А это собственные дети художника. Мальчика он только так слегка состарил, если можно так сказать. Сыну его было только семь лет, а на картине мы видим уже пионера, которому доверили чтение драгоценной вести. А девочка – сестра, облокотившись о косяк двери, внимательно слушает, что пишет её отец. И поза её мне говорит о том, что она страшно завидует своему братцу. Почему не она? Почему не ей было доверено читать строки её родителя? Она же старше!

А девушка рыжеволосая – это соседка художника по коммуналке. У неё на рукаве красная повязка с буквами ПВО. То есть военнообязанная. Может быть и зенитчица.

А солдат – это друг художника и сам художник. Он мне сильно напоминает моего отца. Он тоже был ранен в руку. И он тоже был комиссован вчистую. И он тоже смолил вот такие же цигарки, что ему прибавляло в моих глазах притягательную мужественность и мужское начало, к которому принадлежал и я, совсем ещё мелкий малец. Он на картине так снисходительно – отечески смотрит на сына своего друга, ещё не вернувшегося с войны.

И двор тоже настоящий. Он мне сильно напоминает Московский дворик на Арбате. И сам я тоже вырос вот точно в таком дворике. Нет ни мостовой из мощеного камня, ни асфальта. А есть весенняя майская травка, пробившаяся к свету после долгой зимы. Эта травка майской зелени тоже знаменует радость новой жизни после долгий страданий военных лет и чудовищного напряга всей страны.
*****

Обидно то, что картина эта как-то подзабыта. И имя Лактионова уже и немногим что-то скажет. Обидно и жаль. Зато в послевоенные годы картина была известна всем. Её знали все.

Да, есть в ней, по-моему, некая нарочитость, постановочность и даже плакатность. Есть! Ну и пусть! Ну и что! Зато художник попал в самое дорогое для всех живших в те времена. Картина стала «души изменчивой приметой», перенесенной так удачно и своевременно художником на полотно. Она трогала до слёз. Она задевала самый чувствительный нерв людей того времени.

И легко понять по чему. Миллионы мужчин ушли на войну. И сколько из них не вернулось. Страдали безмерно долгие четыре года, конечно, и те, кто пребывал в тылу. Но те, кто вынужденно покинул свои семьи, своих жён, детей, престарелых родителей, были в непосредственном соприкосновении с жестоким и безжалостным врагом, с теми, кто вознамерился стереть наш род с земли. Они, прежде всего, подвергали свои жизни смертельной опасности. И отдавили свои жизни. Ради спасения не только всей страны, но и своих самых близких и дорогих людей.

И когда приходила весточка с фронта, это, прежде всего, означало, что дорогой тебе человек жив. А весть приходила с линии раздела между жизнью и смертью. И всё равно, чтобы ни сообщали строки письма. Главное – это было то, что начертала строки рука отца и мужа. Главное – это то, что написавший эти строки, был жив. И родственная связь навечно не прервалась. И есть надежда, что она и не прервётся.

У картины интересная судьба. Да она стала известна, знаменита и всенародно любима. По праву. А этого могло бы и не произойти. Если бы не вмешательство, не удивляйтесь, самого Сталина. А дело было так.

После войны в Третьяковке была организована Всероссийская выставка художников. Отбор шёл самый суровый. «Письмо с фронта» было представлено тоже. И была представительная комиссия. И мнения по поводу этой картины, как говорится, разделились. Да, тема хорошая, патриотическая. Никто и не возражал. Если бы только … Ну сами судите. Сюжет как-то уж очень мелодраматический, если не сказать слезливый. Ну нет никакого героического пафоса. А посмотрите на эти прогнившие, провалившиеся доски пола. А ещё и осыпавшаяся штукатурка, обнажившая кирпичную кладку. А на выставку придут еще и иностранцы. И что же они подумают о нашей стране – победителе, увидев этакую нищету? Нет, не пойдёт.

А к этому прибавим ещё и ревность, и паучью свару, которая присутствовала и в этой художественной среде. Почему нет, если она присутствовала в литературной среде. Почему ей не быть в среде художников? Вы помните знаменитый ответ Сталина на жалобу одного чиновника на то, что Союз писателей – этот такая банка пауков. Ну, вождь ему и ответил. «А других писателей, товарищ, у меня для вас нет» Ну а чем Союз художников был хуже? Всё то же самое было и там. К слову сказать, у меня такое ощущение, что и на Прозе ру всё тоже самое. Те же пауки. И кто на себе не почувствовал их злобных укусов.
*****

Картину допустили всё же на это всероссийское мероприятие. Но поместили на какое-то проходное место под лестницей. Как бы стесняясь. С глаз долой, а то как бы чего не вышло. Вспомним незабвенного Беликова. А потом пришла ещё и правительственная делегация во главе с Ждановым. А он был в то время Председателем Верховного Совета РСФСР. Обходя выставку, он с трудом мог протиснуться в этом месте под лестницей. Потому как перед картиной стояла зачарованная толпа. Остановился и Жданов. А потом картина исчезла. И сам Лактионов не знал, куда она делась. А она одна была на просмотре у самого Сталина в Кремле.

Посмотрел Сталин и почувствовал, и увидел то, что не увидели и не почувствовали чиновники-устроители выставки. И он в отличие от чиновников от живописи был тоже очарован. Правдой, которая во всём её сиянии исходила от картины. Он почувствовал, как это изображение тронет душу всего народа. Да так, как, возможно ни одна другая картина на выставке.

И после этого «Письмо с фронта» оказалась на самом видном месте. И стала знаменита на всю страну. Её изображение вошло в наше сознание, оно появилось во всех календарях и букварях, и стало той самой картинкой, с которой начинается Родина. Попал художник. Дотронулся до самых чувствительных струн всего нашего многострадального народа.

Ну а после Лактионов получил Сталинскую премию. Да не какую-то, а первой степени. Ну а дальше всё пошло-поехало. Имя художника оказалось раскручено, как нельзя лучше. Посыпались заказы. Прощай коммуналка в Загорске. Потому как дали квартиру на Тверской. А потом награды. Звание профессора и народного художника. Ну и как последняя точка – вечное упокоение на элитном Новодевичьем кладбище. Вот так.

В моих словах нет иронии. Всё перечисленное было вполне заслужено. Лактионов был хорошим художником. Чтобы убедиться в этом, посмотрите и другие его картины. И для меня тоже эта картина дорога. И не только потому, что она нам показывает настоящий облик того времени. В картине, как я уже писал, всё настоящее. И одежды, и лица, и душа тоже. Всё это прекрасно.

Вот и мои ближайшие родственники тоже были на фронте. Дед и отец. Но никаких весточек с фронта от них в нашем семейном архиве нет. Потому как моего отца призвали совсем молодым, до знакомства с моей матерью. Да и воевал он совсем немного. Ранили и едва только руку не ампутировали. А потом и комиссовали.

А дед Сергей Иванович ушел в ополчение, ничего о том не сказав семье. Они были в деревне. Думал, что эта война не надолго. Ушёл добровольцем. И больше никаких вестей. Кроме одной. Много месяцев спустя пришло извещение. Пропал без вести. И всё.
*****
Я долгое время думал, что на картине мы видим ещё один московский дворик. То есть дворик моего собственного детства. А таких двориков в те времена на окраине Москвы было множество. Но это оказался совсем не московский дворик. Это дворик города Загорска, или как его снова именую сегодня Сергиев Посад. Там и поныне на его окраинах и вокруг монастыря мы увидим похожие дворики. Знаю, потому что ездил в этот город в 70 км. от Москвы бесчисленное количество раз.

И мне кажется совершенно символичным, что этот дворик со всеми его обитателями находится в притягательном центре всей нашей духовности. Святое место, на которое покусился страшный враг. Да вот только зубы обломал, о чем свидетельствует письмо, которое бережно держит в руке мальчик.

На этот наш важнейший ныне монастырь совершались не раз набеги вражьей силы. И грабили, и разрушали, и жгли его не раз. Из этой точки исходила невидимая сила, укреплявшая православный и воинских дух всего нашего народа. Духовная сила, объединившая, в конце концов, земли нашего обширного отечества.

Здесь же стены монастыря с его защитниками выдержали непрерывную осаду в 16 месяцев в смутные времена и не сдались. Выдержали. А после пришёл и конец Смутному времени.

И французы тоже хотели вдарить в святое сердце Руси в известные годы. Да только Бог был с нами: не дошли до него иноземцы, уже хорошо пограбившие Кремль. Потерялись – заблудились. – и вернулись, откуда пошли.

А вот и ещё волнующий душу факт. Наташа Ростова. Мы помним эту добрую, искреннюю, сердобольную девочку. Не вынесло её жалостливое сердце и весь их семейный дворянский скарб - фарфор, ковры, бронзы - был снят с подвод для того, чтобы спасти раненых солдат – героев Бородино и вывести их из пустеющей Москвы.

Она и знать не знала, что среди раненых был князь Андрей. Обоз длинной вереницей отправился в их загородное имение и по пути сделал остановку. Где? А вот это самое удивительное. В Сергиевом Посаде! Вот там и открылась тайна. Сам рок судил им снова встретиться в этом городе, в доме близ стен монастыря. Потрясающая сцена. Слёзы подступают к глазам. И радость, и горе. А потом... А потом во всём огромном романе именно здесь прозвучит одна из самых пронзительных и печальных нот. Нет нужды пересказывать.

А вот на картине «Письмо с фронта», написанной всё в том же месте, звучит радость. Это месяц май. А это значит идут последние дни войны. И ещё чуточку и покончили мы с ней счеты. И по всей видимости, письмо это последнее. И скоро дети увидят своего родителя, который принесёт им Победу. Ещё одно грозное нашествие было отражено. И жизнь продолжается.

Рецензии

Большое,просто огромное спасибо за слова! Вы не представляете что для меня эта картина.она висела долгое время у нас вдоме на почетном месте.Никогда не устаю удивляться своей мамой она же ничего не знала об этой картине,а повесила дома в 50-х годах.Я на ней все узнаю и все мне знакомы,это мои соседи,и солдат с фронта тоже сосед.Увидел сейчас не могу остановиться и плачу,в какой замечательной стране мы живем! Геннадий какие слова Вы нашли! Низкий поклон и здоровья вам.

Что касается самой картины Она действительно привлекательна самой простотой сюжета и его правдивостью.И это действительно МАЙ! Прозрачный теплый воздух,чистое небо,освобожденное от стервятников. И в центре картины в ослепительном солнечном свете мальчик.бойко читающий отцовское письмо,написанное трудным почерком химическим карандашом в натруженных не гнувшихся пальцах.Все взоры присутствующих обращены именно к этому ребенку,у них в сердцах надежда,которая уже выросла и укрепилась,надежда на скорое окончание войны и возвращение бойцов домой.А мальчик это символ будущего,их будущая опора.А в письме, написанным с фронта, не о тяжелых буднях самых кровопролитных днях тяжелой войны,не о геройствах,и не подвигах.Там о будущей светлой жизни в самой прекрасной стране,стране одолевшей беду.А вот продавленную половицу и стены свидетельство отсутствия мужской руки в доме я заметил уже позже.Мне по душе был именно пейзаж мирного двора,прозрачного неба расчерченного новыми видами самолетов.Словом, живет эта картина в сердце как и в сердце у моего сверстника Геннадия Мартынова и это моя надежда на таких, как он.Выстоявших в нелегкой борьбе за умы, обрушившейся на нас.Мы ни на мм не сдвинулись от правого дела как и наши отцы.И ни на миг не усомнились в их честности.

Я с таким вниманием прочёл Ваш отклик, Александр. И если мы в одном возрасти, то и понимание у нас должно быть. Оно и есть. И от этого у меня тепло на душе. Мы дышали одним воздухом. Мы прочувствовали это время. Мы его свидетели. И поэтому так близка нам эта картина. ОНа про нас. Я родился в Москве. И мое детство прошло почти на краю Москвы. И я отчётливо помню людей того времени. Начиная с того, как они одевались, какие у них были лица. И даже то, какие цигарки курили в то время мужики. Вот таких я и вижу на этой картине. Саму правду вижу. И дворик этот ну совсем такой, в котором прошло мое детство. Без асфальта, с желтеющими тропинками. Я зримо погружаюсь в ту эпоху.Картина на все времена. И я долгое время был уверен, что это Московский дворик. Нет, Загорский, или сергиевопосадский дворик. Да какая разница. Таких двориков у нас были миллионы во всей обширной стране. Тем-то и ценна эта картина. Этот нехитрый пейзаж - олицетворение всей страны.Сердечное Вам спасибо за тёплый отклик, Александр.
информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.