Женские образы романа «Красное и черное» Ф. Стендаля

есть главный герой и две любви, причем запретные . Но у всех этих любовей очень разные характеры.

В "Красном и черном" две главные героини, с которыми Жюльен Сорель крутит шашни: Луиза де Реналь и Матильда де ла Моль .

К г-же де Реналь Жюльен попадает в качестве гувернера. Г-жа де Реналь сначала против, потому что она очень любит своих мальчиков и боится, что их будет бить какой-то бородатый дядька, но когда она видит несчастного миленького Жюльена, страх проходит. Постепенно они влюбляются друг в друга, и при этом де Ренальдолго не понимает, что онавлюблена ; когда же понимает, безмерно этому удивляется. Но она чувствует свою греховность , и когда ее сын заболевает, считает, что это божья кара за ее роман.

Г-жа де Реналь - натура тонкая , цельная - воплощает нравственный идеал Стендаля . Ее чувство к Жюльену естественно и чисто . За маской озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя, однажды вступившего в ее дом, как вступают во вражескую крепость, которую нужно покорить, ей открылся светлый облик юноши - чувствительного, доброго, благодарного, впервые познающего бескорыстие и силу настоящей любви. Только с Луизой де Реналь герой и позволял себе быть самим собою, снимая маску, в которой обычно появлялся в обществе.

В общем, это немного наивная и недалекая, но в общем искренне любящая Жюльена мадам. И в финале романа происходит обретение истины Жюльеном Сорелем. Перед лицом смерти тщеславие наконец-то покидает его пылкую душу. Остается только любовь к госпоже де Реналь. Внезапно он понимает, что его тернистая дорога наверх - ошибка, что тщеславие, которым он был движим столько лет, не позволило ему насладиться истинной жизнью, а точнее любовью к мадам де Реналь. Он не понял главное - то, что это был для него единственный подарок судьбы, который он отверг, гоняясь за химерами тщеславия. Последние встречи с госпожой де Реналь - это мгновения счастья, высокой любви, где нет места тщеславию и гордости.

Другое дело со второй героиней романа - Матильдой де ла Моль . Это блистательная аристократка, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. В отличие от образа г-жи де Реналь, образ Матильды в романе как бы воплощает честолюбивый идеал Жюльена , во имя которого герой готов был пойти на сделку с совестью. Острый ум, редкостная красота и недюжинная энергия, независимость суждений и поступков, стремление к яркой, исполненной смысла и страстей жизни - все это бесспорно поднимает Матильду над окружающим ее миром тусклой, вялой и безликой великосветской молодежи, которую она откровенно презирает. Жюльен предстал перед нею как личность незаурядная, гордая, энергичная, способная на великие, дерзкие, а возможно, даже жестокие дела.

Безмерное тщеславие движет де Ла-Моль. Ее полное имя - Матильда-Маргарита - в честь французской королевы Марго, любовником которой был Бонифас де Ла-Моль, знаменитый предок семьи Ла-Молей. Он был обезглавлен, как заговорщик, на Гревской площади 30 апреля 1574 года. Голову Бонифаса Ла-Моля королева Марго выкупила у тюремщика и собственноручно похоронила ее. С тех пор каждый год 30 апреля Матильда де Ла-Моль носила траур по Бонифасу де Ла-Моль. Иначе сказать, ее тщеславие имеет героические корни.

Матильда влюбляется в Жюльена Сореля тоже из тщеслави я: он простолюдин и вместе с тем необычайно горд, независим, умен, обладает недюжинной силой воли - словом, резко отличается от тех с виду блестящих и в то же время безликих аристократов-кавалеров, которые окружают прекрасную Матильду. Она думает, глядя на Жюльена, что будет с ним и с ее поклонниками, если снова начнется буржуазная революция.

Любовь Матильды де Ла-Моль и Жюльена Сореля - борьба тщеславий . Матильда влюбляется в него потому, что он ее не любит. Какое право он имеет ее не любить, если все остальные ее обожают?! Нисколько не любя, Жюльен забирается к ней в комнату по лестнице, смертельно рискуя жизнью, поскольку боится прослыть "в ее глазах презреннейшим трусом". Впрочем, едва Жюльен по-настоящему влюбился в Матильду, ее тщеславие говорит ей, что она, в жилах которой течет почти королевская кровь, отдалась простолюдину, "первому встречному" , и потому встречает возлюбленного лютой ненавистью, так что тот, в свою очередь, чуть не убивает ее старинной шпагой Ла-Молей, что снова льстит самолюбию Матильды и опять толкает ее к Жюльену, чтобы вскоре снова отвергнуть его и измучить ледяной холодностью.

Матильда де Ла-Моль, наоборот, в этот переломный момент получает возможность вовсю потешить свое тщеславие: пока Жюльен Сорель ожидает казни в тюремной башне и его должны обезглавить, точно героя Матильды Бонифаса де Ла-Моля, она вынашивает мечту спасти своего любимого , принести во имя его спасения такие невероятные жертвы , что все окружающие будут изумлены и много десятилетий спустя станут рассказывать о ее потрясающей воображение любовной страсти. Жюльена казнят - и Матильда, подобно королеве Марго, целует его обезглавленную голову, собственноручно хоронит ее в пещере и разбрасывает в толпу народа тысячи пятифранковых монет. Таким образом, неимоверное героическое тщеславие Матильды де Ла-Моль торжествует , чтобы запечатлеться в памяти людей навеки.

В романе "Пармская обитель" главные женские образы - Джина Пьетранера иКлелия Конти .

Джина Пьетранера (в девичестве Сансеверина) в свое время бросила вызов своему клан у, отмежевываясь от феодальной знати и навсегда лишаясь положенного ей наследства. Вопреки воле брата маркиза, она выходит замуж за обедневшего дворянина графа Пьетранера, участника наполеоновских походов.

Соответствующее воспитание дает она и своему племяннику Фабрицио , восторженно воспринимающему все связанное с Наполеоном. Она очень любит своего племянника, постоянно за него переживает, помогает и хочет добиться для него высоких постов. Благодаря своему мужу графу Моска она часто спасае т Фабрицио от всяких неприятностей (читайте краткое содержание).

Джина - сильная, яркая личность, умная, обаятельная, всех поражает своей тонкостью . Ее дом - самый гостеприимный и веселый.

При этом она склонна руководствоваться не рассудком, а чувствами, страстями ы своих действиях.

Так вот, на самом деле она влюбляется в племянника, хотя сама страшится кровосмешения. Фабрицио понимает это, но он уверен, что не способен на сильную любовь , и не хочет терять в графине друга.

Графиня все это понимает, но при этом ревнует Фабрицио к другим женщинам, например, когда он ухлестывает за актрисой театра Мариеттой Вальсеррой.

Другая героиня "Пармской обители" - Клелия Конти . Фабио Конти, ее отец - комендант крепости, принадлежащий к клике маркизы Раверси, куда попадает Фабрицио. Там он встречает Клелию и влюбляется в ее ангельскую внешность. Поднимаясь в свою камеру, он думает только о ней. Постепенно они начинают общаться. Они разговаривают с помощью алфавита, Фабрицио рисует буквы углем на ладони. Он пишет длинные письма, в которых рассказывает Клелии о своей любви и с наступлением темноты спускает их вниз на веревке. Он проводит три месяца в тюрьме , но при этом чувствует себя самым счастливым человеком на свете. Он считал, что не умеет любить, а на самом-то деле ему просто надо было встретить Клелию.

Клелия - очень чистый , светлый персонаж. Она искренне любит Фабрицио, вся такая прекрасная, и терзается угрызениями совести , в общем, что-то наподобие г-жи де Реналь.

При этом девушку терзают угрызения совести , она понимает, что, помогая Фабрицио, предает отца. Но она должна спасти Фабрицио, жизни которого постоянно угрожает опасность. Она помогает ему бежать, и при этомдает обет Мадонне : если Фабрицио удастся спастись, она никогда его больше не увидит, покорится воле отца и выйдет замуж по его выбору. Когда побег удается, Фабрицио спускается с головокружительной высоты и уже внизу теряет сознание. Джина увозит его в Швейцарию, они тайно живут в Лугано. Но Фабрицио не разделяет радости Джины. Она догадывается, что причина его постоянной печали - разлука с Клелией. Герцогиня уже не любит Фабрицио, как любила раньше, но эта догадка причиняет ей боль.

Тем временем, приговор не отменен. Фабрицио ждет судебного пересмотра дела, а пока ему следует быть в тюрьме. Не дожидаясь официального приказа, он добровольно возвращается в крепость, в свою прежнюю камеру. Невозможно описать ужас Клелии, когда в окне камеры она вновь видит Фабрицио. Её отец считает бегство Фабрицио личным оскорблением и клянется, что на этот раз он не выпустит его живым. Генерал Конти не скрывает от Клелии своих намерений. Она знает, что обед, который несут Фабрицио, отравлен. Оттолкнув тюремщиков, она вбегает в его камеру и опрокидывает столик, на котором уже стоит обед.

После отмены приговора Фабрицио становится главным викарием при Пармском архиепископе Ландриани, а после его смерти сам получает сан архиепископа. Его проповеди очень трогательны и пользуются огромным успехом. Но он глубоко несчастен . Клелия соблюдает свой обет. Повинуясь воле отца, она выходит замуж за маркиза Крешенци, самого богатого человека в Парме, но не перестает любить Фабрицио. Её единственное прибежище - надежда на помощь Мадонны.

Фабрицио в отчаяньи. Клелия понимает, как жестоко она поступает. Она разрешает Фабрицио тайно приходить к ней, но видеть его она не должна. Поэтому все их свидания происходят в полной темноте. Так продолжается три года. За это время у Клелии родился сын , маленький Сандрино. Фабрицио обожает ребенка и хочет, чтобы он жил с ним. Но официально отцом мальчика считается маркиз Крешенци. Поэтому ребенка нужно похитить, а затем распустить слух о его смерти. Этот план удается, но малыш вскоре умирает. Вслед за ним, не перенеся утраты, умирает и Клелия. Фабрицио близок к самоубийству. Он отказывается от сана архиепископа и удаляется в Пармский монастырь.

Герцогиня Сансеверина выходит замуж за графа Моска и покидает Парму навсегда. Все внешние обстоятельства складываются для нее счастливо, но когда, проведя всего лишь год в монастыре, умирает боготворимый ею Фабрицио, она смогла пережить его очень ненадолго.

В общем, такая вот запретная любовь, в которой все несчастны.

На вопрос из романа Красное и Черное образ Матильды заданный автором Косорукий лучший ответ это Гордая и холодная красавица, которая царствует на баллах, где собирается весь блестящий парижский мир, экстравагантная, остроумная и насмешливая, она выше своего окружения. Острый ум, образованность - она читает Вольтера, Руссо, интересуется историей Франции, героическими эпохами страны - деятельная натура Матильды принуждает ее с презрением относиться ко всем знатным поклонникам, которые претендуют на ее руку и сердце. От них, и в частности от маркиза де Круазнуа, брак с которым должен был бы принести Матильди герцогский титул, о котором мечтает ее отец, - для нее веет скукой. «Что может быть в мире более банальным от такого сборища? » - выражает взгляд ее «синих, как небо» , глаз.
Современная действительность не вызывает никакого интереса в Матильде. Она буднична, сера и вовсе не героическая. Все покупается и продается - «титул барона, титул виконта - все это можно купить… в конечном счете, чтобы получить богатство, мужчина может вступить в брак с дочерью Ротшильда» .
Матильда живет прошлым, которое появляется в ее воображении, окутанное романтикой сильных чувств. Она жалеет, что нет больше двора, подобных двору Екатерины Медичи или Людовика XIII.
Матильда обращает внимание на Жульена потому, что чувствует в нем необычную натуру. Так же, как граф Альтамира со своей романтичной судьбой («очевидно, только смертный приговор и выделяет человека… это единственная вещь, которую нельзя купить») , Жульен вызывает ее заинтересованность и уважение как таковой, что «…не родился, чтобы ползать». Матильду поражает мрачный огонь, который пылает в его глазах, его надменный взгляд. «В наши дни, когда всевозможная решительность потеряна, его решительность пугает их» , - думает Матильда, противопоставляя Жульена всем молодым вельможам, которые красуются в салоне ее матери, которые могут пощеголять разве что изысканными манерами. Вид святоши, который Жульен напускает на себя, не могут ее обмануть. Невзирая на его черный костюм, какой он не снимает, «на поповскую мину, с которой бедняге приходится ходить, чтобы не умереть от голода» , - его высочество пугает их, - понимает Матильда.
Осмелиться полюбить Жульена, того, кто ниже от нее стоит на социальных ступенях, отвечает ее характеру, тайна которого - потребность рисковать. Но любовь ее тяжелая. Она тоже, как и госпожа де Реналь, - в постоянном душевном напряжении. У нее тоже продолжается борьба между естественным стремлением к счастью и «цивилизацией» , теми взглядами, которые навязало их общество от самого ее рождения. щество от самого ее рождения. Колеблясь между любовью и ненавистью к Жульену, презрением к себе, она то отталкивает его, то отдается со всей силой страсти. Жульену придется подчинять ее. Полюбив наконец Жульена, Матильда готова пожертвовать и своей репутацией, и титулом, и богатством. Она спасла бы Жульена от казни, если бы тот этого захотел. После смерти любимого она выполнила его последнюю просьбу - похоронила в пещере на высокой горе, которая вздымается над Верьером. «Благодаря усилиям Матильды эта дикая пещера украсилась мраморными статуями, которые она заказала в Италии за большие деньги» .
Она вызывают, с одной стороны, сочувствие и жалость, с другой стороны, её альтруистичная, жертвенная любовь вызывает удивление и почет. Счастье длилось недолго, но в этом виновны не столько она сама, сколько общество со своими несправедливыми законами.

Матильда – дочь маркиза де Ла-Моля, на службу к ко­торому поступил главный герой романа Жюльен Сорель. Матильда является самой богатой наследницей в Сен-Жерменском предместье. Ее любовь к плебею Жюльену Сорелю возникла как результат неприятия молодых людей ее круга с их мелкими страстями, мелочными душами. Героиня скучала, находясь в окружении безупречно вежливых маркизов и гра­фов. Все они добивались ее руки, и все они станови­лись объектами ее насмешек. Матильда, как и Жюльен, презрительно относится к своему измельчавшему веку и тоскует по духовному величию минувших столетий. Она трепетно хранит в памяти семейное предание о любви Маргариты де Валуа, ставшей впоследствии королевой Наваррской, к Бонифасу де Лa-Молю, отважному и незаурядному человеку сво­его времени. Бонифас был казнен на Гревской пло­щади, а его возлюбленная Маргарита, завладев от­рубленной головой, своими руками похоронила ее в часовне. Это трагическое событие, которое произош­ло 30 апреля 1574 года, Матильда отмечает трауром. Пыл­кое, романтическое воображение молодой аристо­кратки

наделило Жюльена Сореля всеми достоинст­вами Бонифаса де Ла-Моля. Для нее бесспорным остается тот факт, что Жюльен, подобно Бонифа­су, – человек выдающегося ума и выдающихся спо­собностей. Втайне Матильда гордится своей любовью, пото­му что видит в этом героизм: полюбить сына плотни­ка, найти в нем нечто достойное любви и пренебречь мнением света, – кто бы мог совершить такое? Одна­ко эта любовь иногда соединялась с презрением: Матильда позволяла себе унижать и оскорблять возлюбленно­го. Угроза потерять все, что она обрела, все, что бы­ло задумано, заставила ее мучиться и даже, может быть, полюбить по-настоящему. Гордость и высоко­мерие сменились выражениями рабской покорности, она молит о прощении и признается: “Я не могу жить без твоей любви!” Жюльен польщен тем, что девушка из старинного и знатного рода принесла ему в жертву своею молодость и красоту. Ему трудно осознать, любит ли он Матильду, зато сама героиня убежде­на, что встретила “настоящего человека”, ради кото­рого она готова рискнуть своим именем и положе­нием в обществе. Их тайный союз представляет со­бой вызов этому обществу, “нечто величественное и дерзновенное”, к чему всегда стремилась неугомон­ная душа Матильды Но Жюльен не может забыть свою пер­вую и единственную любовь к госпоже де Реналь. Матильда не просто оскорблена, она испытывает невыносимые муки ревности. История их взаимоотношений завер­шается в духе семейного предания. Матильда поцеловала в лоб отрубленную голову Жюльена и похоронила ее собственными руками – так же, как Маргарита На­варрская голову Бонифаса де Лa-Моля. Героиня по­лагает, что ее долг в том, чтобы совершить погребаль­ный обряд.

Глоссарий:

– матильда де ла моль характеристика

– характеристика матильды де ла моль

– Образ матильды де ла моль

– матильда де ла моль

– характеристика матильди де ла моль


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. ЛУИЗА ДЕ РЕНАЛЬ Луиза – жена мэра города Верьера, мать троих сы­новей. Жизнь ее протекает спокойно и безмятежно. Она не интересуется делами мужа и производит...
  2. В судьбе главного героя, Жюльена Сореля, автор отражает типические закономерности общественной жизни Франции в эпоху Реставрации. Время Наполеона – время подвигов и свершений, взлетов и...
  3. ВАНИНА ВАНИНИ Ванина Ванини – богатая итальянская княжна. У этой де­вушки пламенный взор и страстная душа. Будучи по происхождению аристократкой, она с презрени­ем относится к...

Мэр небольшого французского города Верьер господин де Реналь берет в дом гувернёра - молодого человека по имени Жюльен Сорель. Амбициозный и честолюбивый Жюльен изучает богословие, великолепно знает латынь и читает наизусть страницы из Библии, с детства он мечтает о славе и признании, а также восхищается Наполеоном. Он считает, что путь священника - верный способ сделать карьеру. Его вежливость и ум резко контрастируют с манерами и характером господина де Реналя, чья жена постепенно проникается к Жюльену симпатией, а затем и влюбляется в него. Они становятся любовниками, но госпожа де Реналь благочестива, её постоянно терзают муки совести, к тому же обманутому мужу приходит анонимное письмо с предупреждением об измене жены. Жюльен, по предварительному сговору с госпожой де Реналь, делает похожее письмо, как бы пришедшее ей. Но по городу ходят слухи, и Жюльену приходится уехать. Он устраивается в духовную семинарию в Безансоне, поразив ректора аббата Пирара знаниями. Когда приходит время выбрать себе духовника, он выбирает Пирара, которого, как потом выяснилось, подозревали в янсенизме.

Пирара хотят заставить уйти в отставку. Его друг, богатый и влиятельный маркиз де Ла-Моль, приглашает аббата перебраться в Париж и выделяет ему приход в четырех лье от столицы. Когда маркиз упомянул, что ищет секретаря, Пирар предложил Жюльена - как человека, у которого «есть и энергия и ум». Тот очень рад возможности оказаться в Париже. Маркиз, в свою очередь, привечает Жюльена за его трудолюбие и способности и доверяет ему самые сложные дела. Он также знакомится с дочерью маркиза Матильдой, которая откровенно скучает в светском обществе. Матильда избалована и эгоистична, но не глупа и очень красива. Самолюбие гордячки оскорблено равнодушием Жюльена, и неожиданно она в него влюбляется. Жюльен не испытывает ответной страсти, но внимание аристократки ему льстит. После ночи, проведённой вместе, Матильда приходит в ужас и разрывает отношения с Жюльеном, тот же мучается от неразделённой любви. Его друг, князь Коразов, советует вызвать в Матильде ревность, флиртуя с другими женщинами, и план неожиданно удаётся. Матильда снова влюбляется в Жюльена, а затем сообщает, что ждёт ребенка и хочет выйти за него замуж. Однако радужные планы Сореля расстраивает внезапное письмо госпожи де Реналь. Женщина пишет:

Бедность и жадность побудили этого человека, способного на невероятное лицемерие, совратить слабую и несчастную женщину и таким путем создать себе некоторое положение и выбиться в люди… [Он] не признает никаких законов религии. Сказать по совести, я вынуждена думать, что одним из способов достигнуть успеха является для него обольщение женщины, которая пользуется в доме наибольшим влиянием.

Маркиз де Ла-Моль не желает видеть Жюльена. Тот же едет к госпоже де Реналь, по дороге покупает пистолет и стреляет в бывшую возлюбленную. Госпожа Реналь не умирает от ран, но Жюльена всё равно заключают под стражу и приговаривают к смертной казни. В тюрьме он снова мирится с госпожой де Реналь и раскаивается в попытке совершить убийство. Он понимает, что всегда был влюблен только в неё. Госпожа де Реналь приходит к нему в тюрьму и рассказывает, что письмо сочинил её духовник, а она его только переписала. После вынесения приговора об смертной казни Жюльена, он отказывается подавать апелляцию, подкрепляя это тем, что он достиг в жизни всего, и смерть только закончит этот путь. Госпожа де Реналь умирает через три дня после казни Жюльена.

Жюльен Сорель - главный герой романа. Хочет быть военным, но туда берут только дворян. Поэтому хочет носить черную сутану, раз туда путь ему открыт. Но он жаждет только привилегий этой одежды. Сам в Бога не верит. Умный, рассудительный, не гнушается в средствах, ярый поклонник Наполеона, хочет повторить его судьбу. Думает, что если бы родился во времена Наполеона, то добился бы многого, а теперь приходится лицемерить. Понимает, что ради своих целей нужно хорошо относиться к людям, которых не любишь. Пытается лицемерить, но не всегда это получается. Очень эмоционален, тщеславен, гонится за положением в обществе. Вспыльчивый. Храбрый. Иногда его чувства преобладают над разумом.

Г-жа де Реналь - жена мера города Верьера Г-на де Реналя. 30 лет. Искренняя, простодушная и наивная.

Матильда де Ла Моль - 20 лет; резка, эмоциональна, иронична к своим знакомым, не лицемерит с друзьями отца. Ведет себя как ребенок. Потихоньку читает книги отца (Вольтер, Руссо). И чем больше там протеста современности, тем интересней ей кажется.

Аббат Пирар - Сорель встречается с ним в семинарии. Аббат питает симпатии к умному ученику, но пытается их не выказывать. Они похожи с Сорелем. Большинство их не любит за ум, начитанность, противопоставленность другим семинаристам. Каждый готов донести на них при первом удобном случае. В итоге аббата выживают из семинарии. Перейти в другое место ему помогает г-н де Ла-Моль.

Г-н де Ла-моль - участвует в тайных собраниях, похож на ультрароялиста 1820-х. Имеет большую библиотеку. Хорошо относится к Сорелю с самого начала, не презирает его происхождение. Ценит его по работе, помощи в делах. Сразу поверил в отрицательную характеристику Сореля. Благодарен аббату за помощь.

Граф де Талер - сын еврея, простоват, из-за чего поддается влиянию общества и не имеет своего мнения. Убил в дуэли Круазенуа, который защищал честь Матильды, опровергая слухи о причине ее исчезновения, не веря анонимным письмам. Круазенуа был ее поклонником.

Г-н де Реналь - Мэр города Верьера. Приглашает гувернера для того, чтобы похвастать перед Вально. Вально сам потом становится мэром. Оба беспокоятся о том, что о них подумают другие. Тщеславны, богаты нечестными деньгами. Дружелюбно разговаривают друг с другом, но за глаза строят козни.

Роман Стендаля «Красное и черное» разнообразный по тематике, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чего же научили мне две героини - госпожа где Реналь и Матильда де Ла-Моль. Чтобы нам был понятный внутренний мир этих героинь, Стендаль подвергает их испытанию любовью, так как, по его мнению, любовь - чувство субъективное и большей мерой зависит от того, кто любит, чем от самого объекта любви. И только любовь может сорвать маски, за которыми люди скрывают обычно настоящее свое естество.

В начале романа появляется госпожа Реналь. На вид можно было дать лет тридцать, но она была еще очень миловидная. Высокая, статная женщина, она была когда-то первой красавицей на всю округу. Богатая наследница богобоязненной тетки, она воспитывалась в иезуитском женском монастыре, но сумела в скором времени забыть те ерунды, которых ее учили в этом учреждении. Замуж ее выдали в шестнадцать лет за пожилого уже господина где Реналя. Умная, сообразительная, эмоциональная, она была вместе с тем боязливой и стыдливой, простоя и немного наивной. Ее сердце было свободно от кокетства. Она любила уединение, любила похаживать по своему замечательному саду, уклонялась от того, что называлось развлечениями, поэтому в обществе госпожа где Реналь стали называть гордячкой и говорить, что она весьма гордится своим происхождением. У нее этого и в мыслях не было, но она была очень удовлетворенная, когда жители городка стали бывать в них реже.

Молодая женщина не могла обманывать, вести, политику относительно своего мужчины, поэтому среди местных дам она считалась «глупой». Ухаживание господина Вально, которому она нравилась, только пугали ее. Жизнь госпожа где Реналь было посвященное мужчине и детям. И вот в ее душе возникло новое чувство - любовь. Она словно проснулась от длинного сна, стала всем захватываться, не помнила себя от эмоций. Чувства, которое зажигало госпожа где Реналь, делало ее энергичной и решительной. Вот она, словно осужденная насмерть, чтобы спасти возлюбленного, идет в комнату Жульена, чтобы вытянуть из матраса портрет Наполеона. Это всеми правдами и неправдами вводит Жульена, человека низкого происхождения, в состав почетной стражи. Это продумывает анонимное письмо.

Госпожа де Реналь находится все время в душевном напряжении, в ней борются две силы - естественное чувство, стремление к счастью и чувству обязанности относительно семьи, мужчины, навязанное обществом, цивилизацией, религией. Когда заболел ее сын, она воспринимает болезнь как наказание Бог за супружескую неверность. И почти сразу после того, как угроза здоровью мальчика прошлая, снова отдается своей любви. Затем снова возвратила она к любимому, теперь уже окончательно. Она не может уже больше идти против себя, своей природы, натуры. Она говорит: «Моя обязанность прежде всего - быть с тобой». С того времени она совсем перестала учитывать моральное осуждение. Теперь он для нее просто не существовал. Последние дни она была рядом с Жульеном. Жизнь без любимого для нее стало бессмысленным. И за три дня после смертной казни Жульена госпожа где Реналь умерает, обнимая своих детей. Она тихо, незаметно жила, жертвуя собой ради детей, любимого, и так же тихо умершая.

Матильда де Ла-Моль - женский персонаж совсем другого типа. Гордая и холодная красавица, которая царствует на баллах, где собирается весь блестящий парижский мир, экстравагантная, остроумная, она высшая за свое окружение. Она читает Вольтера, Руссо, интересуется историей Франции, героическими эпохами страны - деятельная натура принуждает ее с презрением относиться ко всем родовитым поклонникам, которые претендуют на ее руку и сердце. От них, и в частности от маркиза где Круазнуа, брак с которым имел бы принести Матильде герцогский титул, о котором виднеется ее отец,- для нее веет скукой. «Что может быть в мире банальнишим от такого сборища?» - выражает взгляд ее «синих, как небо», глаз. Современная действительность не вызывает никакого интереса у Матильды. Она будничная, серая и совсем не героическая. Все покупается и продается - «титул барона, титул виконта - все это можно купить… конец концом, чтобы получить богатство, мужчина может вступить в брак с дочерью Ротшильда». Матильда живое прошлым, которое возникает в ее воображении, обвитое романтикой сильных чувств. Она жалеет, что нет больше двора, подобный двору Екатерины или Людовика XIII. 30 апреля Матильда всегда одевает траурное платье, так как это день смертной казни ее предка Ла-Моля, который погиб 1574 года, сделав попытку освободить своих друзей, плененных Екатериной, среди которых был и король Наваррський, будущий Генрих IV, мужчина его любовницы - королевы Маргариты. Матильда склоняется перед силой страсти Маргариты, которая получила у палача главу своего любовника и собственноручно похоронила ее. Сторонница трона и церкви, Матильда чувствует себя способной к большим подвигам ради восстановления старых времен.

Матильда обращает внимание на Жульена потому, что ощущает в нем необыкновенную натуру. Так же, как граф со своей романтической судьбой («очевидно, только смертный приговор и отличает человека… это единая вещь, которую нельзя купить»), Жульен вызывает ее заинтересованность и уважение как такой, что «… не родился, чтобы ползать». Матильду поражает пасмурный огонь, который пылает в его глазах, его горделивый взгляд. «Или он не Дантон?» - думает Матильдаа, чувствуя, что это настоящий человек с сильной волей, достойная ее. «В наши дни, когда всяческая решительность утрачена, его решительность пугает их»,- думает Матиильда, противопоставляя Жульена всем молодым вельможам, которые красуются в салоне ее матери.

Личина Тартюфа, вид святоши, что Жульен напускает на себя, не могут ее обмануть. Несмотря на его черный костюм, который он не снимает, «на поповскую мину, с которой бедняге приходится ходить, чтобы не умереть из голода»,- его высочество пугает их,- понимает Матильда. Отважиться полюбить Жульена, того, кто ниже от нее стоит на социальных ступенях, отвечает ее характеру, тайна которого - потребность рисковать. Но любовь ее тяжелое. Она тоже, как и госпожа где Реналь,- в постоянном душевном напряжении. У нее тоже точится борьба между естественным стремлением к счастью и «цивилизацией», теми взглядами, которое их навязало общество из самого ее рождение. Колеблясь между любовью и ненавистью к Жульена, презрением к себе, она то отталкивает его, то отдается со всей силой страсти. Она спасла бы Жульена от смертной казни, если бы тот этого захотел. После смерти возлюбленного она выполнила его последнюю просьбу - похоронила в пещере на высокой горе, которая поднимается над Верьером. «Благодаря усилиям Матильды эта дикая пещера украсилась мраморными статуями, что она заказала в Италии за большие деньги».

Обе героини прекрасные, каждая по-своему. Обе они вызывают, с одной стороны, сочувствие и жаль, с другой стороны, их альтруистичная, жертвенная любовь вызывает удивление и почет. Своей любовью они учат нас любить бескорыстно и самоотверженно. Жаль, что их счастье длилось недолго, но в этом виновные не столько они, сколько общество со своими несправедливыми законами.

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА

Матильда де Ла-Моль

3овсім не похожа на госпожу де Реналь другие главная героиня - Матильда де Ла-Моль. Она привлекательна (хотя ее красота не такая, как красота жены мэра Вер"єра), имеет критический ум, умеет поразить собеседников неожиданным остротой или каким-то парадоксальным суждением.

Если госпожа де Реналь считает наивысшим наслаждением одинокие прогулки в своем саду, то для Матильды местом развлечений является самые изысканные салоны и балы Парижа. Нельзя не заметить и того, что с Жульеном Сорелем она чаще всего общалась в библиотеке. Девушка много читала, свободно ориентировалась в философской мысли своего времени, высказывала суждения о Жан-Жака Руссо и его «Общественное соглашение», о Дантоне. Это уже не напівосвічена госпожа де Реналь.

Матильда не замужем, с ней хотят жениться самые шикарные и богатые мужчины Франции. Стендаль создает его психологический портрет: «Он увидел молодую, стройную и очень светлую блондинку. Она подошла к столу и села напротив. Она совсем не понравилась ему; однако, внимательно присмотревшись к ней, Жюльен подумал, что никогда еще не видел таких красивых глаз, которые, однако, отражали большую душевную холодность. Потом Жюльен заметил в них выражение скуки, как у человека, наблюдающего все и вместе с тем помнит, что ей предстоит быть величественной». Как видим, доминантой этого портрета есть выражение скуки. Той же скуки, которая досаждала госпожа де Реналь и толкнула ее в объятия Жульена Сореля. Стендаль постоянно намекает на эту черту в мироощущении героини: «На Матильду вдруг напало непреодолимое зевота. Она ясно представила, которое безгранично муторное жизнь ждет ее в Париже» или «Ее прекрасные глаза, в которых застыла глубокая тоска и даже хуже - неверие найти любую утешение, - остановились на Жульєнові. Он по крайней мере отличается от всех других».

Матильда привыкла к поклонению и даже обожание, и ее сторонники признают: «А кто может быть достойным божественной Матильды? Разве что какой-нибудь принц королевской крови, красавец, остроумный, представительный, прославленный на войне герой и к тому же не старше двадцати лет».

Однако Матильда скучает среди лучших женихов-аристократов (в этом она чем-то неуловимо напоминает Печорина). Она, как и Жульен, ищет свой идеал вне эпохой Реставрации, ей тесно в рамках своей эпохи. Идеалом для нее был ее предок - «самый красивый юноша в свое время Бонифаций де Ла-Моль», обезглавлен 30 апреля 1574 г. на Гревской площади. По семейной легенде, влюбленная в Бонифация королева Маргарита Наваррська собственноручно похоронила его голову. Эта романтическая история постоянно возбуждает воображение Матильды, и, в конце концов, она подражает действия королевы Марго после казни Жюльена (влияние романтизма на творчество Стендаля).

Матильда слишком неординарное, чтобы полюбить кого-то из представителей «золотой молодежи». По ее мнению, Жульен Сорель, хоть и плебей, значительно превосходит их самостоятельностью мысли и смелостью ее высказывания. Так, она сравнивает своего жениха маркиза де Круазнуа и брата Норбером с жертвенными баранами, которые смело пойдут на плаху, если придет революция. А вот Жульен в таком случае расстреляет революционеров. Заметив презрение, с которым относятся к Жюльену юноши-аристократы, она срывает маску снобизма не только с ним, но и со всего тогдашнего общественного строя Франции. Когда все принялись опровергать Матильдину благосклонное мнение о Жульена, она немедленно поняла этот маневр и была в восторге. “Вот они все, как один, восстали против одинокой одаренного человека, которая не имеет и десяти луїдорів ренты и не может им ответить, пока к ней не обратятся”».

И дочь богатого парижского маркиза страстно заступилась за бедного сына провинциального плотника. Она доказала, что все преимущество гоноровитих аристократов над деревенщиной была лишь в их происхождении и ни в чем больше!

По сути, столичная аристократка и плебей-провинциал очень похожи. Жюльен не хотел простого богатства и сытой жизни: «Наконец для Жульена пришло время выступить на арене великих событий! Его не влекла надежная обеспеченность, он стремился широких перспектив». А Матильде недостаточно богатого красивого мужчину, она также хочет реализовать свое честолюбие: «А мой милый Жюльен, наоборот, любит действовать только сам. Никогда этой необычной человеку не придет в голову искать в чьей-либо поддержке или помощи. Он презирает всех остальных; за это я не презираю его». Больше всего ее внимание привлекает не лоск аристократов, а холодность и едва скрытое презрение Жульена. Такая манера поведения напоминает ее собственную, а это всегда привлекает внимание к другому человеку, особенно - противоположного пола. К тому же холодность Жульен умел притворяться безупречно. И тут сработало известное правило: «Чем меньше женщину мы кохаєм, То больше мы к сердцу ей, /И то вернее ее вловляєм / В пагубное плетение надежд» (О. Пушкин). Жульен выбрал такую тактику поведения с Матильдой: «Жульенов взгляд оставался таким же пронизливім и строгим. Матильда только что прониклась восхищением. Холодность ее собеседника совсем ее ошарашила. Она была тем более поражена, что до сих пор привыкла сама производить на других такое влияние».

Кадр из кинофильма «Красное и черное»

И опять-таки, как и Жюльен, она не полюбила его, а «дала себе команду» - любить. Этот любовную связь, так же как в случае с госпожой де Реналь, начинается очень искусственно: «в конечном счете она решила, что, когда у него хватит смелости явиться к ней, как ему было сказано, взобравшись по лестнице садовника, она станет его любовницей». Правда, Жульен отвечает ей тем же: он не любит Матильду, а как будто дает себе команду - вперед! в атаку! - как это делал Наполеон. Не случайно же он воспринимает свою связь с Матильдой не как победу над своим соперником, а как победу сельского парня над тщеславием аристократки и главное - над условностями кастового французского общества: «’Наконец-то! - вдруг вскрикнул он, неспособный сдержать сильного волнения. - Наконец-то я, бедный крестьянский парень, дождался признания от знатной дамы! Надо признать, что я держался неплохо, - добавил он, силясь сдержать буйную радость. - Я сумел сохранить достоинство, никогда не сказав, что люблю ее. Итак, я победил маркиза де Круазнуа, - вскрикнул он, - и это я, который говорю только о серьезных вещах! А он же такой красавец, у него усики и роскошный мундир, он всегда умеет сказать меткое и остроумное слово!”Жульен пережил минуту невыразимого рай; он бродил по саду, не помня себя от радости».

Однако интересно то, что и этот, сначала искусственный связь перерастает в любовь. Поведение Матильды в последние дни перед и после казни Жюльена не вызывает никаких сомнений в этом.

Такими предстают перед читателем главные героини романа «Красное и черное».