Биография сэмюэла ричардсона. Ричардсон сэмюэл - биография Ранний период жизни

Сэмюэл Ричардсон родился в 1689 году. Свое детство он провел в маленькой деревушке, которая расположилась в английском графстве Дерибшир. Семья Сэмюэля была довольно большой. Кроме него у его родителей было еще восемь детей. Отец - Сэмюэль - не был богат. Он был выходцем из семьи среднего класса. Старший Ричардсон был очень честным человеком, в его семье всегда было очень много детей. Мать - Элизабет - была очень красивой женщиной, по словам Сэмюэля ее родители погибли в Лондоне, когда она была еще младенцем. Сэмюэль Ричардсон не любил говорить о том, где он родился и о своей семье, по этой причине точно неизвестно, где именно родился писатель, хотя данные о его родителях все же были найдены. Но все же семье пришлось переехать в столицу и оставить свою маленькую деревушку.

Сэмюэль получил образование в Лондоне в школе Christ"s Hospital. Родители были уверены, что их сын должен быть образованным человеком. К сожалению, школа, которая выпустила довольно много учеников с прекрасными знаниями, в то время была далека от идеала. Вся проблема заключалась в том, что учеников разделяли по специальностям. Отец Сэмюэля хотел, чтобы тот после окончания школы стал торговцем, как было принято в его семье. Поэтому Сэмюэля обучали исключительно грамоте и счету. Это и стало причиной того, что после выпуска он обладал лишь поверхностными знаниями о литературе, искусстве, истории...

О детстве и школьной жизни писателя мало что известно, так как в этот период его жизни ничего не случалось. Ричардсон же больше любил говорить о своей писательской карьере. Но все же он однажды попытался описать, как же он начал писать. Он говорил, что почти с детства любил сочинять письма, читать их своим друзьям, развлекать их. Возможно, именно это подтолкнуло Ричардсона на дальнейшее развитие своего таланта, а вскоре, и задуматься о карьере писателя.

Литераторы смогли найти некоторые написанные им письма. Одно, возможно самое первое, было написано Сэмюэлем в 11 лет. Оно было адресовано женщине, лет 50, которая ходила и критиковала всех людей, что окружали ее. Он попытался в своем письме писать как взрослый человек, используя определенные фразы и довольно сложное построение предложений. Сэмюэль смог написать письмо в стиле, как это бы сделал взрослый, упрекая даму в столь не корректном поведении по отношению к людям, которые ее окружают. Но его выдал почерк. К сожалению, дама мгновенно поняла, что письмо написано отнюдь не взрослым человеком, а скорее ребенком. Полиция нашла Сэмюэля и рассказала о его выходке его родителям. Мать писателя наказала его, но все же после это похвалила его за то, что у ее сына уже в столь раннем возрасте есть свои принципы, которые он не боится высказывать. Но она сказала ему так же о том, что не стоит так резко отзываться о старших, так как к ним необходимо, скорее, проявлять уважение, даже если они ведут себя не совсем тактично. После этого случая, многие из его маленького городка стали приходить к нему с просьбой написать письмо знакомым, близким.

В свои полные 13 лет он уже Ричардсон мог часами сидеть и писать. Многие девушки также просили помочь им сочинить ответ на письмо от возлюбленного, так как у него это выходила куда лучше, чем у них. Сэмюэль сам выбрал себе профессию. Но это произошло лишь от того, что отец был в то время не в состоянии оплатить обучение сына на священника. Так, Ричардсон стал работать в типографии. Сам писатель говорил, что таким образом хотел раз и навсегда утолить свое желание чтения книг и сочинительства, но со временем, он все же отказался от своих слов.

1706 год - Ричардсон начинает свое обучение под началом Джона Уаильда, довольно жесткого человека. Он очень любил наказывать своих учеников, считая, что они должны каждую секунду заниматься своей работой, лишь так они смогут стать мастерами своего дела, коим он и являлся. Так ученики должны были проработать около семи лет, чтобы впоследствии иметь возможность самостоятельно управлять типографией.

Писатель женился в 1721 году на молодой девушке по имени Марта Уаильд - дочь Джона Уаильда. Он сделал это исключительно по финансовым соображениям. Но все же Ричардсон утверждал, что он безмерно любит свою жену. Вскоре после свадьбы новобрачные поселились в типографском магазине Сэмюэля. В браке с Мартой он проведет 10 долгих лет, за которые жена родит ему пятерых сыновей и дочку. К сожалению, его дети погибли сразу после рождения. Сама Марта умерла в 1731 году, после смерти одного из своих сыновей.

Вскоре после смерти жены Ричардсон женится во второй раз на женщине по имени Елизавета Лик, которая родит ему шестерых детей, из которых пятеро будут девочки, а самый младший - мальчик. Кроме того, Ричардсон приютил также своих учеников, посчитав, что так они смогут лучше понять ремесло.

К сожалению, у Ричардсона не было наследников. Сын, которого ему подарила вторая жена, также скончался после своего рождения. Последняя надежда умерла после того, как писатель узнал о смерти своего единственного племянника. Теперь у него ни одного кровного родственника мужского пола, кому он смог бы с чистой совестью отдать свое дело, в надежде, что тот продолжит его. Так, у него остались лишь дочери, которым он не мог ничего передать, лишь помочь им выйти замуж и хорошо устроиться в жизни. Все его дочери прожили довольно долгую жизнь. Сара даже пережила его смерть.

У Сэмюэля едва хватало денег, чтобы поддерживать семью и типографию. Но в 1733 году все изменилось. В этом году ему предложили очень выгодный контракт. Теперь он должен был издавать «Journals Of the House». Ему предстояло напечатать около двадцати шести томов, что, конечно же, поправило бы его финансовое положение. В этом же году Сэмюель пишет «Справочник Подмастерья». В своей работе он скорее пытался объяснить ученикам, что без труда в типографском деле просто невозможно. Необходимо быть очень терпеливым человеком. Ричардсон хотел, чтобы ученики поняли, насколько эта работа трудоемкая, и сколько отдачи требует от помощника мастера. Он хотел бы создать идеального помощника. У самого Сэмюеля было около семи помощников.

После появления своих первых помощников, в 1723 году, Ричардсон также подписал договор об издании «The True Briton». Этот памфлет был издан по приказу герцога Уортона Филипа Уортона, который был ярым противником правительства и его режима в целом. Спустя всего несколько дней Ричардсону пришлось разорвать свой договор, так как правительство запретило ему печатать памфлеты, которые рассказывали людям о том, каким должно быть государство. Они критиковали все действия правительства. Возможно, именно поэтому у Ричардсона до 1733 года не было хороших заказов, и он был практически без денег.

Свой первый роман Сэмюель написал, когда ему исполнился 51 год. Вскоре после своего первого романа Ричардсон стал очень популярен. Его работы были признаны при жизни автора. Его самым известным произведением стало «Кларисса, или история юной барышни», которая была написана им в 1748 году. Именно в этом произведении есть герой, который очень похож на герцога Филипа Уортона. Этого героя зовут Роберт Лавлейс. Его основная черта - это вольнодумство и критическое отношение к государству и правительству. Сэмюеля Ричардсона принято считать родоначальником «чувствительной» литературы.

Особенно интересной для читателя того времени была история Ловеласа и его женщин, а точнее его жертв. Вскоре после этого стали издавать очень похожие по сюжету романы, а также пародии.

В начале своей карьеры Ричардсон был известен лишь в Англии, но вскоре слава о нем распространилась и его сентиментальность в произведениях стала чем-то вроде модного веяния того времени. Теперь многие писатели, готовы были включить в свои работы черты сентиментальности. Ричардсон был популярен довольно долгое время, в отличие от многих других. Альфред Мюссе назвал один из его романов самым лучшим среди всех тех, что он уже читал. Сэмюэль - это не только родоначальник сентиментализма, но и создатель современного романа. Кроме романа «Кларисса, или история юной барышни», он также написал такие произведения, как «История сэра Чарльза Грандисона» (написанная Ричардсоном в 1753 году). «Памела, или награждённая добродетель» была написана еще в 1740 году.

Ричардсон был очень прогрессивным человеком и старался общаться лишь с теми, кто его понимал. Он частенько вступал в перепалку с Генри Филдингом. Их можно назвать соперниками на литературном поприще. Но все же Ричардсон входил в элиту. Он был знаком с Сарой Филдинг, которая была прогрессивной англичанкой. Ричардсон всегда стремился улучшить свои литературные знания, так как его друзья при общении с ним понимали насколько мало у него знаний в некоторых областях, например в истории. Сейчас довольно тяжело предположить, что такой человек был малообразован, но все же наличие своей типографии говорит о том, что Сэмюель чувствовал себя уверенно на литературном поприще.

В конце своей жизни он был очень известным писателем. Он смог избежать участи многих других, чьи труды были признаны современниками лишь после их смерти. Это говорит о том, что Ричардсон понимал менталитет своих читателей. Но даже современники восхищаются тем, какой вклад он внес в развитие литературы не только английской, но и мировой.

Сентиментализм смог не только развиваться, но и изменяться со временем, подстраиваясь под характер каждой национальной литературы. А ведь все это течение появилось лишь благодаря английскому писателю Сэмюелю Ричардсону.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ричардсона Сэмюэла представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Сэмюэл Ричардсон (англ. Samuel Richardson; 19 августа 1689, Дербишир — 4 июля 1761, Парсонс-Грин) — английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв.

Ричардсон родился в семье Сэмюэла и Элизабет Ричардсон и был одним из девяти детей. Его отец был столяром, и хорошим конструктором, разбирался в архитектуре.

Юный Ричардсон учился в школе Christ’s Hospital. Ещё в детстве Ричардсон славился умением писать письма, и, по собственному признанию, уже в возрасте 13 лет помогал соседским девушкам вести переписку с поклонниками.

В возрасте 17 лет поступил учеником в типографию, а в 1719 году открыл собственное дело. В 1721 году Ричардсон женился на дочери своего бывшего хозяина, Марте Уайлд. За десять лет брака у Ричардсонов родилось шестеро детей, но выжила только одна дочь.

После кончины Марты в 1731 году Ричардсон вступил в брак с Элизабет Лик; из их шести детей четыре дочери дожили до совершеннолетия.

Типографский бизнес процветал, но у Ричардсона так и не было наследника, который смог бы унаследовать дело: его племянник Томас Веррен также скончался молодым. В своей типографии Ричардсон издал более 500 книг.

Только в возрасте 50-ти лет Ричардсон обратился к литературе. Он вёл обширную переписку с женщинами разных классов, отличаясь глубоким пониманием женской психологии, что и сказалось в его романах.

Друзья — Чарльз Ривингтон и Джон Осборн — попросили его написать несколько писем для запланированного к изданию письмовника «Руководство к писанию галантных писем»: Ричардсону было поручено написать письма, которые «предупреждали бы красивых девушек… об опасностях, которые могут грозить их добродетели».

Ричардсон решил написать книгу, которая научила бы людей «думать и поступать в обыденных и необычайных случаях». Цель Ричардсона была прежде всего нравоучительная; в письме к одному из друзей он говорит, что надеется «отвлечь молодежь от увлечения сказочным и чудесным в поэзии и возбудить интерес к тому, что способствует развитию нравственности и религии». Романы Ричардсона были задуманы и написаны в эпистолярном жанре.

Первый роман Ричардсона «Памела» вышел в 1740 г. под пространным заглавием: «Памела или вознаграждённая добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т. д." («Pamela; or, Virtue Rewarded», продолжение 1741). «Памела» вызвала целую бурю подражаний и пародий, в том числе «Шамелу» Филдинга.

За ним последовали «Кларисса, или История молодой леди, заключающая в себе важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, которые могут явиться следствием неправильного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку» («Clarissa; or, the History of a Young Lady: comprehending the most important concerns of private life; and particularly shewing the distresses that may attend the misconduct both of parents and children, in relation to marriage», 1747-1748) и «История сэра Чарльза Грандисона» («The History of Sir Charles Grandison», 1754).

Романы Ричардсона не изобилуют действием. В восьми частях «Клариссы» описаны события одиннадцати месяцев; в «Грандиссоне» действие постоянно прерывается, дабы автор имел возможность дать пространный анализ происходящего, он возвращается назад, еще раз описывает события, комментирует их.

Три романа Ричардсона последовательно описывают жизнь низшего, среднего и высшего класса общества. Памела — героиня первого романа — служанка, которая стойко противостоит попыткам молодого хозяина соблазнить её, а позднее выходит за него замуж. Современники справедливо упрекали Ричардсона за практичный характер добродетели его героини.

Лучший роман Ричардсона — «Кларисса» или «История юной леди»; он не так растянут, как «Грандисон». Героиня, обесчещенная светским львом Робертом Ловеласом, умирает в страданиях. За добродетельную девушку, ставшую жертвой семейных амбиций, страстей и обмана, вступаются друзья Клариссы. Один из них выполняет последнюю волю усопшей, другой, полковник Морден, убивает обидчика на дуэли.

Роман вызвал неоднозначную реакцию публики, многие читатели требовали переделки концовки и счастливой развязки. Ричардсон же считал, что это стало бы оправданием аморального поведения главного героя. Основная историческая ценность романа заключается в созданном Ричардсоном образцовом антигерое, типичном соблазнителе, чьё имя до сих пор остаётся нарицательным.

Как противовес Ловеласу, написан «Чарльз Грандисон». Читательницы упрекали Ричардсона в том, что, создавая идеальные женские типы, он оклеветал мужчин: в ответ на это он создал образ идеального джентльмена. Грандисон умён, красив, добродетелен, ему чужда мещанская мораль. Грандисон спасает юную провинциалку Харриет Байрон, которую похитил похожий на Ловеласа повеса сэр Харгрейв Полликсфен.

Харриет влюбляется в своего спасителя, но Грандисон связан обещанием жениться на итальянской аристократке Клементине делла Порретта. В конце концов, Клементина решает, что не хочет выходить замуж за протестанта, и Грандисон возвращается к Харриет.

Основная черта романов Ричардсона, сделавшая их популярными, а самого Ричардсона основателем новой школы романистов — «чувствительность». История Ловеласа и его жертв имела в Англии огромный успех и вызвала волну подражания в литературе, а также множество пародий, самые известные из которых «История Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» («The History of the Adventures of Joseph Andrews and His Friend Mr. Adams», 1742) Генри Фильдинга) и «Грандисон Второй»(«Grandison der Zweite, oder Geschichte des Herrn von N***», 1760-1762) немецкого писателя Музеуса.

За пределами Англии сентиментальность Ричардсона также стала лозунгом широкого литературного течения. Подражателями Ричардсона являются Гольдони в двух комедиях («Pamela Nubile» и «Pamela maritata»), Виланд в трагедии «Clementine von Paretta», Франсуа де Нёфшато в комедии «Pamela ou la vertu recompensee» и другие. Влияние Ричардсона заметно и в «Новой Элоизе» Руссо, в «Монахине» Дидро, в сочинениях Ж. Ф. Мармонтеля и Бернардена де Сен-Пьера (о русских подражаниях Ричардсона см. Сентиментализм и Русская литература).

Популярность Ричардсона продолжалась так долго, что ещё Альфред Мюссе называл «Клариссу» «лучшим романом на свете». Ричардсон может быть назван не только основателем современного романа в Англии, но и предшественником всей сентиментальной школы в Европе.

Ввиду растянутости его романов изданы сокращённые издания «Клариссы» (1868) Далласом, «Грандиссона» — профессором Сенсбюри (1895). Собрание сочинений Ричардсона издано в Лондоне в 1783 и 1811 гг. На русский язык переведены: «Английские письма, или история Кавалера Грандиссона» (Санкт-Петербург, 1793-1794), «Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов» (Санкт-Петербург, 1791-1792), «Индейцы» (Москва, 1806), «Памела, или награждённая добродетель» (Санкт-Петербург, 1787; другой перевод 1796), «Кларисса или история юной барышни» («Библиотека для чтения», 1848, ч. 87-89) в пересказе А. В. Дружинина.

Сэмюэл Ричардсон (англ. Samuel Richardson; 19 августа 1689, Дербишир - 4 июля 1761, Парсонс-Грин) - английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв. Известность ему принесли его три эпистолярных романа: «Памела, или награждённая добродетель» (1740), «Кларисса, или история юной барышни» (1748) и «История сэра Чарльза Грандисона» (1753). Помимо своей писательской карьеры, Ричардсон был авторитетным типографом и издателем и выпустил в свет около 500 различных трудов, многочисленных газет и журналов.

Во время своей типографской деятельности, Ричардсону пришлось пережить смерть жены и их пятерых сыновей и со временем снова жениться. Хотя вторая жена родила ему четырех дочерей, которые дожили до зрелых лет, у него так и не появилось наследника, который мог бы продолжить его дело. Несмотря на то, что типографский магазин постепенно уходил в прошлое, его наследие стало неоспоримым, когда в возрасте 51 года, он написал свой первый роман и немедленно стал одним из самых популярных и воспеваемых писателей того времени.

Он вращался в среде самых прогрессивных англичан XVIII века, включая Сэмюэла Джонсона и Сару Филдинг. Хотя он был знаком с большинством членов Лондонского литературного общества, он был соперником Генри Филдинга, и они начали литературную перепалку в своих произведениях.

Сэмюэл Ричардсон – английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв. – родился 19 августа 1689 года в деревушке Макворт английского графства Дербишир в семье Сэмюэла и Элизабет Ричардсон и был одним из девятерых детей. Информация о том, где конкретно был рожден Ричардсон, не совсем достоверна, так как сам писатель её постоянно скрывал.

Старший Ричардсон, согласно описанию младшего, был «очень честным человеком, происходящим из семьи среднего класса из провинции Сюррей, но в которой на протяжении многих поколений было огромное количество детей, а скромные владения были разделены на части, так что ему и его братьям пришлось заняться торговлей, а сестер выдали замуж за купцов». Его мать, по словам Ричардсона, «была также прекрасной женщиной, хотя и не аристократических кровей, чьи отец и мать погибли ещё, когда она была младенцем, с разницей в полчаса, во время чумы 1665 года в Лондоне».

То, чем занимался его отец, было сродни ремеслу столяра (вид плотничества, однако Ричардсон объяснял, что «тогда это было нечто иное, чем сейчас»). Описывая дело своего отца, Ричардсон утверждал, что «он был отличным чертежником и разбирался в архитектуре», и приемный сын Сэмюэла Ричардсона предложил младшему Ричардсону стать краснодеревщиком и экспортировать красное дерево пока он работает на улице Олдерсгейт. Возможности и должность его отца привлекли к нему внимание Джеймса Скотта, первого герцога Монмута. Но, по заявлению самого Ричардсона, это было в ущерб Ричардсону младшему, так как Восстание в Монмуте было подавлено и окончилось смертью Скотта в 1685 году. После смерти Скотта, Ричардсону старшему пришлось оставить своё дело и вернуться к скромной жизни в Дербишире.

Семья Ричардсона не была постоянно отрезана от Лондона, в конце концов, они все же вернулись, чтобы Ричардсон младший мог учиться в средней школе Christ’s Hospital.

Когда его писательские способности получили общественное признание, он начал помогать окружающим писать письма. В частности, в возрасте 13 лет он часто помогал знакомым девушкам отвечать на любовные письма, которые они получали. И хотя это посодействовало развитию его способностей, в 1753 он попросил голландского министра Стинстра не делать поспешных выводов из его ранней деятельности: «Вы полагаете, Сэр, что мое секретарство у юных дам в округе отца, дало мне почву для создания образов моих трех произведений. Но это дало мне несколько большее, скорее в таком нежном возрасте, чем вопросе, должен сказать, мои исследования со временем позволили мне изучить женское сердце».

Он продолжил объяснять, что он не до конца прочувствовал женскую сущность, пока не приступил к написанию «Клариссы», а эти письма были всего лишь скромным началом.

Изначально Ричардсон-старший хотел, чтобы его сын стал священником, но он не мог себе позволить образование, которого Ричардсон-младший был достоин, поэтому он разрешил ему самому выбрать профессию. Сэмюэл остановился на печатном деле. В возрасте семнадцати лет, в 1706 году , Ричардсон был отдан в ученичество к Джону Уаильду в качестве печатника на срок в семь лет.

Работая на Уаильда, он познакомился с весьма обеспеченным человеком, который заинтересовался литературным талантом Ричардсона, и они начали переписку. Когда несколькими годами позже он умер, Ричардсон потерял своего покровителя, из-за чего ему пришлось отложить намерение начать собственную писательскую карьеру. Он решил полностью посвятить себя ученичеству и дослужился до должности составителя и редактора прессы, выпускавшейся в типографском магазине. В 1713 Ричардсон ушел от Уаильда и стал «Инспектором и Редактором Типографии» Это означало, что Ричардсону удалось открыть личный типографский магазин.

23 ноября 1721 года Ричардсон женился на Марте Уаильд, дочери своего бывшего работодателя, исключительно по финансовым соображениям, хотя Ричардсон и утверждал, что между ним и Мартой было пылкое чувство. Вскоре он перевез её к себе в типографский магазин, который одновременно служил ему домом.

Дело Ричардсона особенно расцвело, когда он взял себе первых учеников: Томаса Говера, Джорджа Митчела и Джозефа Чричли. Позже к ним присоединятся Вильям Принц (2 мая 1727), Сэмюэл Джоли (5 сентября 1727), Бетел Вэлингтон (2 сентября 1729) и Халхед Гарланд (5 мая 1730). Первые крупные заказы появились у Ричардсона в июне 1723 , когда он начал печатать двухнедельное издание «The True Briton» для герцога Уортона Филипа Уортона. Это был якобинский политический памфлет, яро критиковавший правительство, он был вскоре закрыт за «регулярную клевету». Однако имя Ричардсона на издании не упоминалось, и ему удалось избежать неблагоприятных последствий, хотя не исключено, что Ричардсон был причастен к их написанию. В 1724 Ричардсон сдружился с Томасом Гентом, Генри Вудфалом и Артуром Онслоу, последний из которых чуть позднее стал спикером Палаты Общин.

За десять лет брака у Ричардсонов родилось пять сыновей и одна дочь, трое сыновей были названы в честь отца Сэмюэлом, но все они умерли буквально через несколько лет после рождения. Жена, Марта, умерла 25 января 1731 года , практически сразу после смерти их четвертого ребенка - сына Вильяма. Их младший сын Сэмюэл прожил год после кончины матери, но слег от болезни и умер в 1732 . После этого Ричардсон решил двигаться вперед; он женился на Елизавете Лик, и они переехали в другой дом. Однако Елизавета и его дочь были не единственными, кто жил в нем, так как Ричардсон позволил своим ученикам поселиться с ними. Со второй женой у него было также шесть детей (5 девочек и мальчик). Четыре дочери: Мэри, Марта, Анна и Сара – достигли совершеннолетия и даже пережили отца. Сын, тоже Сэмюэл, родился в 1739 и вскоре умер.

В 1733 Ричардсону, с подачи Онслоу, предложили контракт с Палатой Общин на издание «Journals Of the House». Двадцать шесть томов быстро поправили дело Ричардсона. Позже в 1733 он написал «Справочник Подмастерья», наказывая молодым людям следовать его примеру и быть старательными и самоотверженными. Работа была нацелена на «создание идеального помощника». Ричардсон нанял ещё пять ребят. К тридцатым годам восемнадцатого века его штат составлял 7 человек, так как первые три закончили ученичество к 1728 , а ещё двое погибли вскоре после того, как пришли к Ричардсону. Утрата Верена, его племянника, разрушила последнюю надежду, что кто-либо унаследует его типографию.

Первый роман Ричардсона «Памела» вышел в 1740 под пространным заглавием: «Памела, или Вознаграждённая добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т. д.» („Pamela; or, Virtue Rewarded“, продолжение 1741 ). «Памела» вызвала целую бурю подражаний и пародий, в том числе «Шамелу» Филдинга.

За ним последовали «Кларисса, или История молодой леди» заключающая в себе важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, которые могут явиться следствием неправильного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку» („Clarissa; or, the History of a Young Lady: comprehending the most important concerns of private life; and particularly shewing the distresses that may attend the misconduct both of parents and children, in relation to marriage“, 1747-1748 ) и «История сэра Чарльза Грандисона» („The History of Sir Charles Grandison“, 1754 ).

Ввиду растянутости его романов изданы сокращённые издания «Клариссы» (1868 ) Далласом, «Грандисона» - профессором Сенсбюри (1895 ). Собрание сочинений Ричардсона издано в Лондоне в 1783 и 1811 . На русский язык переведены: «Английские письма, или история Кавалера Грандиссона» (Санкт-Петербург, 1793-1794 ), «Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов» (Санкт-Петербург, 1791-1792 ), «Индейцы» (Москва, 1806 ), «Памела, или награждённая добродетель» (Санкт-Петербург, 1787 ; другой перевод 1796 ), «Кларисса или история юной барышни» («Библиотека для чтения», 1848 , ч. 87-89) в пересказе А.В. Дружинина.