Эпиграфы к сочинениям по литературе. Эпиграфы в «капитанской дочке Эпиграфы в «Капитанской дочке»

Предмет: литература

Класс:8

Тема урока: Особенности сюжета, композиции и характеры героев повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Цель обучения

Создать на уроке условия для развития навыков критического мышления учащихся.

Задачи обучения

    Выяснить особенности повести «Барышня-крестьянка», выявить авторское отношение к героям, осмыслить сюжетно-композиционное построение повести.

    Развивать устную монологическую речь, умение доносить свою позицию сотрудничать с другими учениками; совершенствовать умение объяснять свою точку зрения и выражать отношение к общечеловеческим ценностям;

    Воспитывать интерес к литературе через пример классического текста; повышать интерес к сценическому искусству и искусству декламации.

Основные идеи

анализ художественного текста

Основные термины

повесть, образ, антитеза, романтизм, эпиграф, композиция, экспозиция, завязка, развитие действия, развязка,

ирония, портрет литературного героя.

Ожидаемый результат

Все учащиеся могут: анализировать художественный текст

Большинство учащихся умеют: выбирать для анализа фрагменты художественного текста и могут обобщать полученный результат

Некоторые учащиеся могут: делать выводы, обобщать и синтезировать.

Предыдущее обучение

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка». Стиль прозы.

Методы обучения Формы организации учебной деятельности

беседа, повторение изученного ранее, пересказ, элементы анализа прозаического произведения, приемы сравнения, инсценирование отрывка из произведения.

фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная.

Ресурсы

текст повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», компьютерная презентация, реквизит для постановки сценки, музыкальное сопровождение (вальс, песня «О память сердца!..), фрагмент из одноименного фильма, листы самооценивания, листы оценки группы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I Орг. момент

I . Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. 2. Просит обратить внимание на «березки», стоящие на партах.

(деревья украшены листочками).Ребята, пусть каждый возьмет себе листочек и прочитает мое пожелание вам.

3.Повторение правил работы в группе(устно)

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

    Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

    Слушайте каждого внимательно, не перебивая.

    Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

    Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

    Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

    Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)

    Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

    Выступать от имени группы почетно.

В группах распределены роли: спикер, тайм-спикер, художник, актер, поэт…

Настраиваются на урок. «Активатор» Учащиеся, объединившись в группы, приветствуют учителя.

1 группа: «Барышня-крестьянка»

2 группа: «Барин»

3 группа: «Любовь»

(на столах: листы А4,Аз, листы самооценивания, карандаши, маркеры, стикеры («листочки»)

IIЭтап вызова

(5-10 мин.)

1 .Актуализация.Проблемная ситуация .

-По названию сформировавшихся групп, я думаю, вы сможете определить тему нашего урока и цель работы на уроке? Какие задачи вы перед собой поставите?

2.- Основным домашним заданием к сегодняшнему уроку для вас, ребята, было прочтение повести А. С. Пушкина «Барышня- крестьянка».

Этим произведением Пушкин завершает цикл повестей, вошедших в сборник « Повести Белкина».

- Назовите повести, вошедшие в сборник.

Проблемный вопрос:

Хорошо, на протяжение всего урока, мы не должны забывать об этом вопросе, действительно ли это произведение такое легкое и игривое, или оно содержит какой-то особый смысл.

3. Для того, чтобы начать работу с текстом, проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.

Прием «Да-нет»

    Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)

    Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)

    Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)

    Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)

    Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)

    Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)

    Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)

    Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)

    Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

Приступаем к работе с текстом.

Учащиеся называют тему и цели урока(ПМ: Будем работать по произведению А.С.Пушкина, анализировать* его, развивать речь,выполнять задания, проанализируем поступки главных героев, выявим смысл названия…)

ПМ: Я думаю, да…Мое мнение по этому вопросу таково…

Ученики называют повести, вошедшие в сборник «Повести Белкина», вспоминают, что им известно о данном сборнике. (ПМ: «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик», « Метель», « Барышня-крестьянка»)

Ответы учащихся

Прием «Да-нет»

Критерии: 9 баллов- оценка «5»

6-7-8 баллов- оценка «4»

4-5 баллов- оценка «3»

III Этап осмысления

(20 мин.)

Формирование новых знаний.

1 . Групповая работа.Работа с текстом.Работа с терминами.

Постарайтесь рассказать о сюжете повести в 2-х – 3-х предложениях.

А в чем отличие сюжета от композиции? Какие элементы композиции вы знаете?

Объявляет задания группам.

( Экспозицией в повести «Барышня-крестьянка»- описание пристрастий и увлечений двух помещиков Муромского и Берестова, ней читателю сообщается о приезде в деревню молодого Берестова и его намерениях, интересе к нему барышень.

Завязка - принятие Лизой решения под видом крестьянской девушки познакомиться с Алексеем и начало осуществления этого плана . Кульминация - момент наивысшего напряжения, перелома, после которого действие движется к разрешению конфликта, к развязке. Таким моментом является сцена приезда Алексея в дом Муромского, «дабы откровенно с ним объясниться», встреча с Лизой и узнавание в ней любимой Акулины. С этой сцены, представляющей момент наивысшего напряжения действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку. Повесть заканчивается словами: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Попробуйте рассказать в нескольких словах о том, как вы представляете себе эту развязку. Чувствуете ли вы подсказку автора?
Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать подробную развязку.

Обобщение: Непростое интересное произведение со своеобразной композицией.

А теперь, внимание! Другой вопрос. Сейчас вы просмотрите фрагмент из фильма «Барышня-крестьянка». На вопрос- к какому элементу композиции можно отнести этот эпизод? – будет отвечать группа, которой я сама задам вопрос.

3. Просмотр отрывка из фильма

К какому элементу композиции можно отнести этот эпизод?

Сделайте выводы о сюжетно-композиционном своеобразии повести.

4. .Попробуйте порассуждать о том, как эпиграф повести связан с ее сюжетом.

В любом произведении эпиграф обязательно связан либо с сюжетом, либо с идеей произведения, либо с характеристикой героев.
(Сюжет повести, в основе которого лежит переодевание, перекликается с эпиграфом. Взяв в качестве эпиграфа цитату из поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька»,

(Для учителя)

Эпиграф взят из поэмы Богдановича «Душенька»:

«Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:

По образцу ль какой Царицы ты одета,

Пастушкою ли где сидишь у шалаша,

Во всех ты чудо света;

Во всех являешься прекрасным божеством.

И только ты одна прекраснее портрета»

Да, в повести кто является главной героиней? Лиза Муромская. Просмотрим фрагмент повести.Роли исполняют Редкозубов Данил и Кулиева Алина.

5.

Фронтальная беседа: Как в этом диалоге раскрывается характер героев? Зачем Лиза притворялась? А Алексей? За что Алексей полюбил Лизу? На уроках самопознания вы говорите о 5 ценностях.

Кто поделится мнением? Не забывайте аргументировать свою позицию.

Вывод: Несмотря на то, что Акулина крестьянка, Алексей полюбил ее.

(Пушкин подчеркнул, что зародившаяся в душе Алексея Берестова любовь к крестьянской девушке сильнее всех социальных предрассудков. Не платье красит человека; подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.)

1. Выделяют элементы композиции произведения. (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Учащиеся работают в группах:

1группа: Находят в тексте экспозицию, завязку.

2 группа: кульминацию

3 группа: развязку

Сначала объясняют друг другу.

Каждая группа готовит 1 уточняющий вопрос другой группе. Все внимательно слушают друг друга. Правильный уточняющий* вопрос- оценивается!

Вопрос группам попеременно.

1группа.

2 группа.

3 группа.

Объясняют выбор фрагмента.

4 .Читаем эпиграф.Объясняют, как они понимают смысл эпиграфа

ПМ:1 Истина.2.Любовь3. Ненасилие

4.Внутренний покой.5.Праведное поведение.

ПМ:Лиза-Акулина привлекла Алексея своей душевной красотой, природным умом, чувством собственного достоинства, естественностью поведения. Она и сама почувствовала сердечное влечение к нему, хотя начала игру из чистого любопытства, наслушавшись о приехавшем молодом человеке много таинственного.

IV Рефлексия (5-10 мин.)

Домашнее задание

Оценивание

1.Рефлексия. Повесть заканчивается, развязку каждый из вас представит по-своему. Но общее - это родительское благословение, начало которого положено восклицанием Муромского: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…» - и дальнейшая счастливая судьба молодых.


Ответьте на вопрос письменно, используя стратегию ПОПС:

Выводы - Все ли задачи, поставленные перед уроком, мы выполнили? Достигли ли цели?

В начале урока вы прочитали мои пожелания вам, а теперь возьмите стикеры-листочки и запишите ваши пожелания мне на эти деревца.

Учитель оценивает работу учащихся, выставляет оценки.

Объясняет особенности выполнения домашней работы:

эссе на тему «Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Формула ПОПС

П –
позиция
О –
объяснение (или обоснование)
П –
пример
С –
следствие (или суждение) Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец,
четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

(Звучит тихая музыка) Пишут ответ на вопрос .Представители от групп читают свои мысли

Спикеры групп собирают листы самооценивания.

Рефлексия на урок

Были ли цели обучения реалистичными?

Что сегодня учащиеся изучили?

На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения были в данном плане и почему ?

Я думаю, что моя цель, задачи были реалистичными.

Учащиеся смогли достичь цели, которую они сами сформулировали в начале урока по опорным словам. В конце урока сами сделали вывод по проведенной работе.

В течение урока школьники анализировали произведение А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Обучение на уроке было направлено на то, чтобы учащиеся могли критически мыслить, выбирать для анализа фрагменты художественного текста и обобщать полученный результат, делать выводы, обобщать и синтезировать.

Запланированная дифференциация сработала достаточно хорошо (деление на группы, индивидуальная работа, работа в паре)- учащиеся выполнили задания.

Время обучения выдерживалось. Границы урока были соблюдены.

В данном плане изменений не было.

Организационный момент.

Учащиеся, объединившись в группы, - Ребята, пусть каждый возьмет себе листочек и прочитает

мое пожелание вам!

приветствуют учителя.

Этап вызова. Проблемный вопрос: «Повесть «Барышня-крестьянка» настолько легка в восприятии, что кажется – здесь нет ни особой глубины, ни особых авторских приемов, появляется ощущение, что перед нами просто веселое произведение со счастливым концом. Так ли это?»

Этап осмысления. Выступление групп: прочитать выборочно эпизоды, относящиеся к тому или иному элементу композиции.

«Ролевая игра» .Инсценирование фрагмента повести «Встреча в роще». Звучит музыка из фильма «Барышня-крестьянка» (режиссёр И. Иванов).

Рефлексия.

Ответьте на вопрос письменно, используя стратегию ПОПС: «Как сложится жизнь Лизы и Алексея?»
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения,
отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П –
позиция
О –
объяснение (или обоснование)
П –
пример

С – следствие (или суждение)

Под эпиграфом понимают изречение или цитату, поставленную перед текстом целого литературного произведения или отдельных его глав. В эпиграфе обычно содержится основная мысль, которую затем автор развивает в произведении. I. Эпиграф ко всей повести «Капитанская дочка»: Береги честь смолоду. (пословица) - Эпиграф связан с проблематикой повести, ставит вопрос, принципиальный для Пушкина,- вопрос о дворянской чести. - Народная мудрость в данном случае является и отражением авторской позиции. II. Каждой главе предшествует эпиграф, тесно связанный с ее содержанием и названием. ГЛАВА I. «Сержант гвардии»: - Был бы гвардии он завтра ж капитан. - Того не надобно; пусть в армии послужит. - Изрядно сказано! пускай его потужит... - Да кто его отец? Княжнин В главе описано детство Гринева, его семья. Отец посылает сына служить в Оренбург, а не в Петербург, причем руководствуется он теми же соображениями, что и герой комедии Я. Княжнина «Хвастун» Честон, поучая своего сына Замира. См. «Позиция автора и рассказчика в «Капитанской дочке». ГЛАВА II. «Вожатый»: Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая? Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. Старинная песня - Связь эпиграфа с содержанием главы чисто"внешняя: буран заставил героя заехать в «сторонушку незнакомую». - Эпиграф из народной песни предваряет появление Пугачева, которому и дальше в повести будут сопутствовать разнообразные фольклорные элементы (см. «Образ Пугачева и средства его раскрытия»), ГЛАВА III. «Крепость»: Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. Солдатская песня Старинные люди, мой батюшка. «Недоросль» - Прибытие Гринева в Белогорскую крепость и описание жизни и быта «старинных людей» - семейства Мироновых (в данном случае фонвизинские слова, будучи извлечены из контекста, очевидно, теряют свое сатирическое звучание). - Эпиграф противоречит дальнейшему развитию событий, так как защитники крепости будут побеждены бунтовщиками. ГЛАВА IV. «Поединок»: - Ин изволь, и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру! Княжнин - Поединок Швабрина и Гринева. ГЛАВА V. «Любовь»: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка молода, замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова Народная песня Буде лучше меня найдешь, позабудешь, Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Народная песня - Эпиграф предваряет отказ отца Гринева в благословении Петруше и Маше. - Любовную линию также сопровождают эпиграфы из народных песен, прежде всего свадебных, а поскольку центральной фигурой свадебного обряда была невеста, то песни эти обращены к ней или исполняются ею. Таким образом, эпиграфы как бы становятся еще одним аргументом в пользу названия повести, они выдвигают на первый план именно образ Маши Мироновой. ГЛАВА VI. «Пугачевщина»: Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати. Песня - С этой главы любовная линия отодвигается на задний план, а в центре внимания читателя оказываются исторические события, показанные глазами очевидца, его, «старого старика», воспоминания. ГЛАВА VII. «Приступ»: Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого, Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Еще петельку шелковую. Народная песня - В этой главе приводится описание взятия крепости и присяга жителей Пугачеву. - Появляется мотив виселицы, который проходит через всю повесть (см. песня в следующей главе, эпизод из «Пропущенной главы») и создает у читателя ощущение обреченности Пугачева и его дела. ГЛАВА VIII. «Незваный гость»: Незваный гость хуже татарина Пословица - В главе описывается встреча Гринева с Пугачевым, «незваным гостем» в Белогорской крепости: Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и уставленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами. - В тексте приводится песня, которая в качестве вставного элемента включена Пушкиным и в его роман «Дубровский». Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати. См. «Образ Пугачева и средства его раскрытия». ГЛАВА IX. «Разлука»: Сладко было спознаваться Мне, прекрасная, с тобой, Грустно, грустно расставаться, Грустно, будто бы с душой. Херасков - Гринев уезжает в Оренбург, оставляя больную Машу в крепости в большой опасности. ГЛАВА X. «Осада города»: Заняв луга и горы, С вершины, как орел, бросал на град он взоры. За станом повелел соорудить раскат И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град. Херасков - В главе показан военный совет в Оренбурге и дается описание осады города, вокруг которого «луга и горы» заняты войсками Пугачева: «Теперь, господа,- продолжал он,- надлежит решить, как нам действовать противу мятежников: наступательно или оборонительно?» ГЛАВА XI. «Мятежная слобода»: В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «За чем пожаловать изволил в мой вертеп?» - Спросил он ласково. А Сумароков - Разговор Гринева с Пугачевым, жалоба Гринева на Швабрина. - Пугачев и Гринев едут в Белогорскую крепость: Странная мысль пришла мне в голову: мне показалось, что провидение, вторично приведшее меня к Пугачеву, подавало мне случай привести в действие мое намерение. - Эпиграф, приписываемый Сумарокову, в действительности является собственной стилизацией Пушкина под сумароковские «притчи». - Пугачев, выдающий себя за царя Петра Феодоровича, в эпиграфах сравнивается с орлом и львом - царями животного мира в соответствии с басенной традицией. ГЛАВА XII. «Сирота»: Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому. Свадебная песня - Встреча Гринева и Марьи Ивановны, оставшейся сиротой. - Пугачев, отдавая ее Петруше и благословляя молодых, становится ей как бы посаженым отцом: Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить. ГЛАВА XIII. «Арест»: - Не гневайтесь, сударь: по долгу моему Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. - Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозволите мне прежде. Княжнин - Арест Гринева, который вынужден был осуществить его приятель Зурин: Это был секретный приказ ко всем отдельным начальникам арестовать меня, где бы ни попался, и немедленно отправить под караулом в Казань в Следственную комиссию, учрежденную по делу Пугачева. ГЛАВА XIV. «Суд»: Мирская молва - Морская волна. Пословица. - О Гриневе после наветов Швабрина заговорили как об изменнике. - Отец получает известие о решении императрицы сослать Гринева в Сибирь на вечное поселение. ПРОПУЩЕННАЯ глава эпиграфа не имеет. III. В повести представлены эпиграфы двух типов: 1. Взятые из литературы XVIII - начала XIX века (Княжнин, Фонвизин, Херасков и стилизация под Сумарокова). В основном эти эпиграфы связаны с образом Гринева. 2. Эпиграфы, взятые из фольклора (поговорки, пословицы, песни). Появляются они: - в связи с образом Пугачева и служат средством раскрытия этого характера; - в связи с образом Маши Мироновой, ее судьбой, ее стремлением жить как жили «старинные люди». Таким образом, и в эпиграфах 01разилась двойственная природа организации романа: с одной стороны, «Капитанская дочка» выдержана в литературной традиции (европейской - исторический роман Вальтера Скотта; русской - мемуарная литература конца XVIII - начала XIX века), с другой стороны, в ней ощущаются черты, позволяющие говорить о Пушкине как о писате- ле-историке, глубоко чувствующем национальные корни происходящих исторических событий. IV. Появление эпиграфов связано со стилизацией произведения под жанр мемуаров. V. Часто в эпиграфах присутствует ироническая трактовка (см. эпиграф к XI главе). VI. Эпиграф - средство выражения авторской позиции.

Эпиграфы в «Повестях Белкина»

После заглавия «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» следует эпиграф из комедии Фонвизина «Недоросль», а каждая повесть имеет, кроме того, еще свой эпиграф.
Рассмотрим эпиграф ко всему циклу повестей Белкина.

Г -жа Простакова.

То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Скотинин.

Митрофан по мне.

«Недоросль».

Для понимания произведения эпиграф значит немало. Но, чтобы это оценить, надо вспомнить, что в комедии Фонвизина этот диалог носит комический характер, и комизм основан на двойном значении слова история. Просвещенные положительные герои комедии экзаменуют Митрофана и спрашивают о его знаниях по истории, естественно об исторической науке. Простакова и Скотинин никакого поня­тия о науке не имеют: для них история – происшествие, скандал, сплетня. Это значение слова история в разговор­ном языке.

Но какое же отношение имеет это к повестям Белкина? Самое прямое. Рассказывая бытовые истории, Пушкин все время иронизирует по поводу своих героев. Часто это горькая ирония, потому что герои переживают подлинную траге­дию. Но есть в этом и их вина – их слепота, неумение ори­ентироваться в сложных перипетиях жизни. Потому что они пытаются видеть в жизненных ситуациях нечто, знако­мое им по народным пословицам или по книгам. А в жизни все не так: иногда – намного сложнее, иногда – проще.

Вот повесть « Барышня-крестьянка». В ней изображается знакомая по книгам ситуация: любовь барина и крестьян­ки. Но на самом деле это игра. Лиза не крестьянка, а барышня! Она, начитавшись сентиментальных романов, изображает из себя такую крестьян­ку, которую она видела в книгах. И Алексей полюбил именно такую – сентиментальную, то есть чувствительную крестьянку. Еще неизвестно, как бы он отнесся к настоящей крестьянке.

А Лиза-«крестьянка» изъясняется с барином-Алексеем совсем как барышня. Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее, но Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид, что хотя это и рассмешило Алексея, но удержало его от дальнейших покушений. «Если вы хотите, чтобы мы были вперёд приятелями, – сказала она с важностию, – то не извольте забываться». Конечно же, это речь барышни, воспитанной и просвещённой. Одно только «не извольте забываться» с головой выдает Лизу, но Алексей этого не замечает, потому что не умеет анализи­ровать происходящее, а вместо этого судит о жизни по книжным штампам. Ведь он увидел такую крестьянку, о какой читал в романах и стихах.

И конечно, ситуация завершается благополучно. В этой повести для ее понимания очень важно противопоставление книжного изображения жизни и ее реального течения. Именно в этом смысл эпиграфа ко всей книге, в котором идет игра слов, их книжного и разговорного значений.

Если же рассмотреть эпиграф к самой повести «Барышня-крестьянка», то он взят из поэмы И.Ф.Богдановича «Душенька»: «Во всех ты. Душенька, нарядах хороша».

«Душенька» – очень популярное в то время произведение, основанное на греческом мифе о любви Амура и Психеи (psyche по-гречески – душа, отсюда и название поэмы). По­эма Богдановича – изящная сказка, которую можно сопос­тавить с прекрасными дворцами и парками, с античными статуями в них, маскарадами, балами, фарфоровыми стату­этками, балетными спектаклями, где изображались изящ­ные пастушки и пастушки, проводящие время на лоне при­роды и предающиеся утонченным чувствам. Поэма шутлива и иронична, язык ее немного жеманен, но очень изящен. Автор смеется, но не зло, а весело, легко, безобидно над ге­роями и их страданиями. Он создал такую легкую сказку, читая которую можно забыть о трудностях и горестях на­стоящей жизни.

Какой же смысл содержит такой эпиграф? Он как бы го­ворит читателю, который, конечно же, знал поэму «Душень­ка», что страдания героев повести столь же легки и столь же напоминают красивую сказку, как и ситуации, изобра­женные в поэме. Это любовь, у которой нет серьезных при­чин для трагедии. И это напоминание о поэме Богдановича надо видеть не в сюжете, а в соотнесенности стиля произве­дений.

В повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин рассматривает свою беду в свете библейской притчи о блудном сыне. В действительности же и судьба Дуни сложилась не так, как судьба блудного сына, и возвращение ее к отцу произошло иначе. Но ситуация остается трагической, хотя это и иной трагизм. А для понимания того, что жизнь нель­зя мерить книжными мерками, что она каждый раз препод­носит сюрприз, неожиданность, служит в общем эпиграфе игра значениями слова история в книжном и разговорном языках.

Да, конечно, Самсон Вырин не заслуживает иронии, его трагедия подлинная. Да, конечно, он не просто стра­дает, лишившись дочери, он гибнет в одиночестве. Но разве не он сам отправил Дуню «покататься» с Минским? Разве не мог он заметить, что отношения молодых людей во время «болезни» Минского стали особыми? Мог бы, если бы умел размышлять, делать выводы из увиденного. А он живет по традиции, не умеет мыслить. Жизнь же не прощает бездум­ного к ней отношения. И потому авторское отношение к ге­рою не лишено иронии. И об этом также говорит нам стиль эпиграфа к книге в целом.

В самой же повести «Станционный смотритель» эпи­граф – чуть измененная цитата из стихотворения П. Вя­земского «Станция »:

Коллежский регистратор

Почтовой станции диктатор.

Обратим внимание на то, что слова диктатор и коллеж­ский регистратор принадлежат к другой разновидности употребления языка, чем все дальнейшее повествование. Это слова официально-делового стиля. Таким образом, возникает ирония по отношению к общепринятому офици­альному взгляду на станционного смотрителя.

Ироническое наименование станционного смотрителя диктатором, то есть обладателем неограниченной власти, вызывает у Пушкина желание показать во вступлении к по­вести, как на самом деле живется этому «диктатору». А в повести высказать новую для того времени мысль, что кол­лежский регистратор такой же человек, как и остальные, и потому заслуживает глубокого сочувствия. Так эпиграф соотносится с текстом повести по контрасту и тем самым способствует передаче идеи повести.

Возьмем другой пример. Эпиграф к повести «Метель» взят из баллады В. А. Жуковского «Светлана». В этой бал­ладе рассказывается, как в крещенский вечер Светлана га­дала о своем женихе. Вдруг вошел сам жених и пригласил ее ехать венчаться. Они садятся в сани, кони мчат их сквозь метель. На пути – храм, девушка входит туда и видит гроб с телом жениха. Но тут она просыпается. Оказывается, это сон, а в действительности ее милый возвращается к ней.

Из этой баллады Пушкин взял отрывок в качестве эпи­графа.

Кони мчатся по буграм

Топчут снег глубокой...

Вот, в сторонке Божий храм

Виден одинокой.

………………………

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы...

(Жуковский.)

Это описание не только по теме близко важнейшему эпи­зоду в повести. Ведь именно из-за метели Владимир не попал в церковь, отчего провалился замысел тайного венчания влюбленных. Описание близко не только заглавию повести. Гораздо существеннее сближение авторского отношения к изображаемому в балладе Жуковского и повести Пушкина.

В описании метели в балладе передается тревожное чув­ство героини, все детали предвещают недоброе. Тут и снег, и черный ворон, и темна даль… Но читатель-то знает, что все несчастья в балладе – лживый сон; счастье – пробужденье. И это помогает нам понять, почему автор рассказывает о страданиях влюбленных с иронией. Ведь влюбленность Ма­рьи Гавриловны носила книжный характер: Марья Гаври­ловна была воспитана на французских романах и, след­ственно, была влюблена. Вероятно, читала она и балладу Жуковского. Недаром любовники были в переписке, кля­лись друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу. Все это выражения книжные, почерпнутые из сентименталь­ных романов, баллад и лирики той поры. Так эпиграф как бы задает повествованию определенную тональность.

Эпиграфы в «Капитанской дочке»

Любопытное указание Пушкина на значение эпиграфов «Капитанской дочки» находится в черновом варианте ее заключения. Говоря о рукописи Гринева, автор, скрывавшийся за фигурой издателя, сообщал, что решился «напечатать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и тем сделать книгу достойной нашего века». Несмотря на то, что это была литературная мистификация, для анализа эпиграфов этого романа небесполезно учитывать их мотивировку редакторско-издательскими требованиями. При этом можно отметить такой парадокс: эпиграфы представляются единственным пушкинским вкладом в создание текста «Капитанской дочки», но между тем именно они составляют непушкинский элемент текста в смысле его авторства. На исключениях остановимся ниже. О том, что Пушкин действительно подбирал эпиграфы перед изданием своего романа, свидетельствует факт отсутствия некоторых эпиграфов в рукописях. «Приличные», другими словами, соответствующие эпиграфы для «Капитанской дочки» должны были в какой-то степени гармонировать с ее повествованием. Именно его характер определял их выбор. Эпиграфы в «Капитанской дочке» взяты: к первой главе – из комедии Княжнина «Хвастун» (1786); ко второй – из сборника Чулкова «Собрание русских песен», 1770-1774, ч. III; к четвертой – из комедии Княжнина «Чудаки» (1793); к пятой, шестой и седьмой главам – из сборника Чулкова, чч. 1 и 2; к девятой – из стихотворения Хераскова «Разлука»; к десятой – из поэмы его «Россияда» (1779), песнь одиннадцатая; к главе одиннадцатой – эпиграф, приписанный А. Сумарокову, сочинен самим Пушкиным в подражание «Притчам» Сумарокова; к двенадцатой – переделка народной песни, записанной Пушкиным в Михайловском; к тринадцатой – сочинен Пушкиным в стиле комедии Княжнина.

Для выяснения роли эпиграфов «Капитанской дочки» необходимо задуматься над ее идейным содержанием. В романе изображены два обособленных, сталкивающихся между собой мира, дворянский и крестьянский. О том, что это разделение являлось для Пушкина принципиально важным, свидетельствует следующее. «Капитанская дочка» была написана Пушкиным после изучения им материалов крестьянской войны во главе с Пугачевым. В «Общих замечаниях» к своей «Истории Пугачева» Пушкин писал: «Весь черный народ был за Пугачева... Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны». Каждый из двух миров имел свой бытовой уклад, особенный склад мысли, свою поэзию. Еще А. Н. Радищев удивлялся, насколько чуждыми друг другу являются представители одной нации.

Это разделение Пушкин ясно показывает с помощью различных художественных средств. Одним из них являются эпиграфы. Две группы, в которые они могут быть объединены, соответствуют двум изображенным сторонам русской жизни. Эпиграфы одной группы связаны с народным сознанием. Они содержат слова из песен, пословицы. Другая группа эпиграфов ориентирована на русскую дворянскую литературу XVIII века. С этой целью Пушкин использовал в качестве эпиграфов цитаты из Княжнина, Хераскова. Ему было важно воссоздать атмосферу русской дворянской культуры XVIII века. Для этого же он обратился к литературной мистификации и стилизации, выдав свои стихи под именами Княжнина (в главе «Арест») и Сумарокова (в главе «Мятежная слобода»). К последнему Пушкин относился довольно критически, но здесь на первом месте стояла задача формирования необходимых ассоциаций.

Обратимся прежде всего к общему эпиграфу к роману. Эпиграф «Береги честь смолоду», как уже было отмечено, входит в группу «народных» эпиграфов. Слова из народной песни подсказали и название романа (она была известна Пушкину по сборнику Ивана Прача «Собрание народных русских песен». Спб., 1790). Эпиграф задает нравственную проблему для всех героев романа. В. Г. Белинский видел в «Капитанской дочке» «изображение нравов русского общества в царствование Екатерины». Ярким выражением народного нрава являются пословицы. Известный их собиратель и толкователь И. М. Снегирев, бывший одно время цензором Пушкина, который привозил к нему на просмотр вторую главу «Онегина», в своей книге «Русские в своих пословицах» писал: «...честь, как сродное человеку стремление удерживать за собою нравственное свое достоинство: она может быть внешнею и внутреннею, частною и общею. По разным отношениям человека с нею соединяются различные понятия. Честь у воинственного народа заключается в славе, а у торгового в доверенности, честь мужчины мужестве, а у женщины в целомудрии». Особо культивировалось понятие чести у дворян. Из всего сказанного становится более понятной емкость пушкинского эпиграфа. Показывая в романе различные типы сознания (патриархального, дворянского, народного, индивидуалистического, которое распространится в XIX веке), Пушкин как бы ставил психологический эксперимент. Мудрость русского народа, закрепленная в пословице, выступает здесь в качестве жизненного ориентира, нравственной основы общества.

Некоторые особенности можно отметить для роли эпиграфа к первой главе «Капитанской дочки». Взятый из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун» диалог достаточно точно определяет суть движения этой главы. Кроме того, эпиграф здесь прекрасно выполняет функцию вступления к повествованию. Художественное мастерство Пушкина наглядно проявляется в согласованном переходе от текста эпиграфа к основному тексту главы.

«Да кто его отец?»
Отец мой, Андрей Петрович Гринев...

Соприкосновение с народной стихией в «Капитанской дочке» выражают эпиграфы к главам «Вожатый», «Пугачевщина», «Приступ», «Незваный гость», «Сирота». В этих главах эпиграфы также намечают их темы. Это соответствует заявлению «издателя» о «приличных» эпиграфах. Необходимо отметить, что эпиграфы не играют роли буквальных аннотаций. Сравнение смысла, заключенного в тексте эпиграфа, со смыслом главы можно условно выразить с помощью эффекта прохождения света через призму. Здесь мы подходим к искусству тончайшего словесного сопоставления, которым владеет Пушкин. Эпиграф для него - особая рекомендация читателям собственного текста. Роль представления, пусть и в условном, символическом виде, последующих действий, свойственная пушкинским эпиграфам, напоминает прием, характерный для литературы XVIII века. Например, повесть уважаемого Пушкиным Вольтера «Кандид» состоит из маленьких глав, предваряемых подзаголовками типа: «Кандид и Мартэн приближаются к берегам Франции и рассуждают». От эпиграфа такой текст отличается лишь своей прямолинейной конкретностью. Связь с литературной нормой XVIII века не является в «Капитанской дочке» случайной. Написанная в тридцатые годы XVIII века, она повествует о событиях прошлого столетия, о том периоде русской истории, который Н. В. Гоголь охарактеризовал как «бестолковщину времени». Повествование ведется от лица очевидца описываемых событий. На страницах романа как бы оживает XVIII век.
Некоторые эпиграфы «Капитанской дочки» заключают в себе определенные аналогии с событиями, рассказываемыми в соответствующих главах. Таковы, например, эпиграфы к десятой и девятой главам. Первый из них взят из «Россияды» М. М. Хераскова и ассоциативно связывает осаду Оренбурга Пугачевым с подобным действием Ивана Грозного по отношению к Казани. Пушкин рисует Пугачева не как царя, но скрытую аналогию с Грозным закладывает через эпиграф. Для казаков Пугачев – «великий государь». Второй эпиграф, кроме других функций, как бы дублирует название главы «Разлука». Он взят из стихотворения М. М. Хераскова «Разлука».

Необходимо выделить эпиграфы, автором которых являлся сам Пушкин. Понятие о Пугачеве как о «кровожадном благотворителе» Пушкин дает в духе басен русского классицизма. Эпиграф к главе «Мятежная слобода» нарушает инерцию сочетания области народного мира с фольклорными мотивами. Еще Н. В. Гоголь и В. Г. Белинский замечали необыкновенно глубокий подход Пушкина к проблеме народности. Капитан Миронов – представитель русского народа. Вот почему солдатская песня предваряет главу, в которой показывается пункт оборонительной системы Российского государства, возглавляемый служащим дворянином. Учитывая это, неслучайным кажется второй эпиграф из «Недоросля». Взгляд через призму фонвизинских героев добавляет штрихи к портрету капитана Миронова и других «старинных людей».


Тема урока: А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)

1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.

2.Формировать умение анализа художественного текста.

3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.

Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей.

Ход урока

Слово учителя

Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение учащегося о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.)

На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

Беседа

«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?) Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором.

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

- Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

- Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовой (словарн . раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн . раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

Англоман:

«… развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)

2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Младшее поколение

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

1.Характеристика персонажа, портрет :

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случа й (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1. Характеристика персонажа, портрет :

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

- Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

Работа в группах

Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.

Берестов — старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»).

Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).

Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».

Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.

Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.

Работа над композицией и сюжетом повести

- Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)

А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:

На доске:

Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и — эпилог (не обязателен).

Э .: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

З .: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

К .: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.

Р. : Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»

Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома .

Домашнее задание

Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

Эпиграфы к сочинениям на разные темы:

Лермонтов:

Уважение имеет границы, а любовь — никаких. Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять. Хуже смерти ничего не случается — а смерти не минешь. Язык и золото — вот наш кинжал и яд. Радости забываются, а печали — никогда.

Стыдить лжеца, шутить над дураком И спорить с женщиной — все то же, Что черпать воду решетом: От сих троих избавь нас, Боже!..

Луначарскому принадлежит определение, что «Лермонтов — эхо декабрьских настроений». «Ослепительным метеором промелькнул гений Лермонтова на сумрачном небе 30-х годов».

Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Природа - творец всех творцов.

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат. Александр Суворов

Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это освященный долг, когда защищают родину. Мопассан Г.

«Когда взрываются бомбы, в этом нет ничего личного» Чак Паланик

Убивают только лучших.

Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество. Державин Г. Р

Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были. А.Камю

Семья начинается с детей. Герцен А. И.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Толстой Л. Н.

На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники.

Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. Александр Сергеевич Пушкин

В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.

Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. /О. Уайльд/

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения. /А.П. Чехов/

Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, их родители. /Д.Б. Шоу/

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. /Л.Н. Толстой

Любить - значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. /Ф.М. Достоевский/

Истинный друг познается в несчастье. /Эзоп/

Друг мне тот, кому все могу говорить. /В.Г. Белинский

Счастье, как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. /М.А. Булгаков/

Счастье есть удовольствие без раскаяния. /Л.Н. Толстой/

Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы. /О. Уайльд/

.пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. /Л.Н.Толстой/

Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг. /Гёте/