Литературный калейдоскоп в старшей группе по программе. Литературный калейдоскоп

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

Конспект итогового мероприятия

по развитию речи в средней

группе (для детей 4-5 лет) на тему:

«Литературный калейдоскоп»

Составил: Воспитатель

Черкасова Анна Викторовна

Тольятти 2018

Задачи : воспитывать интерес к литературе: Устному народному творчеству, поэзии, фольклору; воспитывать чувство сострадания к героям литературных произведений, переживание за них; развивать ритм, совершенствовать интонационную выразительность речи; поупражнять детей в инсценировке небольшой потешки; учить правильному, отчетливому произнесению отдельных звуков. Организационный момент : Воспитатель: ребята, какое сейчас время года? (дети отвечают) а какие вы знаете признаки весны? Давайте с вами отправимся на прогулку. Воздух свежий и чистый (подышим). Солнышко стало ярче (глазки зажмурили). На носики упали капли дождя (сморщили носики). Повернулись друг к другу и улыбнулись. Сюрпризный момент Воспитатель: кто-то плачет за дверью. Посмотрим? Дети соглашаются. Входит Буратино. В: А что с тобой случилось? Буратино: Я потерял несколько листов из своей азбуки.

В: Ребята, поможем нашему новому другу составить новые листы для азбуки? Дети соглашаются.

В: Сейчас мы с вами проведем викторину и вспомним сказки, стихи, считалки, загадки. А ты, Буратино, садись и послушай.

Ход занятия.

Воспитатель читает отрывок из сказки « Лисичка-сестричка и Волк»:

… Ловись рыбка мала и велика… Дети отгадывают сказку

В: Назовите героев этой сказки. Кто из них хитрый, а кто простой?

(показывается картинка из сказки)

В: Пришла весна, а избушка у Лисы и растаяла,… Дети отгадывают сказку «Заюшкина избушка» (показывается картинка).

В: Ребята, а кто помог Зайчику выгнать лису из избушки?

(дети отвечают) Назовите еще героев из этой сказки.

Воспитатель поёт песенку: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк.… Назовите героев этой сказки. Назовите сказку. (Англ. сказка «Три поросёнка) Как звали поросят? Кто из них был самым умным? (Нуф-Нуф) (показывается картинка из сказки).

Воспитатель читает отрывок из стихотворной сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»: … скачет сито по полям, а корыто по лугам, из окошка вывалился стол и пошел, пошел (дети отгадывают) (показывается картинка)

В: Почему посуда обиделась на бабушку Федору и ушла из дома?

А в конце сказки бабушка исправилась?

Воспитатель показывает детям иллюстрацию к сказке «Зимовье»

и спрашивает: Как называется сказка? Назовите героев. Как они готовились к зиме?

В: Молодцы, ребята! Все сказки отгадали. А теперь разминка.

Физминутка: «Бабочка»

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась. (Потягиваются)

Раз-росой она умылась, два-немного покружилась, (Кружатся)

Три-нагнулась и присела, на четыре-улетела! (Присели-встали - машут руками и бегают по группе)

В: Немного отдохнули и продолжим викторину (садятся на стулья)

В: Ребята, а теперь давайте прочитаем стихи. Затем воспитатель и дети вспоминают считалки, загадки.

В: Видишь, Буратино, какие детки у нас умные, сколько всего знают! А тебе мы хотим подарить листки для твоей азбуки, чтобы ты мог пойти в школу. (Дети дарят картинки Буратино)

Инсценировка.

В: Буратино, мы с детьми приготовили небольшую сценку «В гостях у бабушки Арины». Давай вместе посмотрим.

Дети поочередно читают потешку «Тень тень потетень», один ребёнок изображает бабушку Арину, а другой-кота.

Тень-тень потетень, в огороде-то плетень.

В избе печка топится, бабушка торопится.

Она репу печет, по тарелочкам кладет.

Кот к тарелке скок-себе нос обжёг.

Воспитатель спрашивает: Буратино, тебе понравилось у нас в детском саду?

Он отвечает: Благодарю за подарок, я хорошо провел время.

Дети прощаются с Буратино.

Итог. Воспитатель спрашивает детей, какой герой к ним сегодня приходил? Какие сказки вспомнили? Чем сегодня занимались? Что понравилось?

Воспитатель читает стихотворение о весне Я.Акима.

Шумливые теплые ветры

Весну на поля принесли.

Сережки пушатся на вербе

Мохнатые, точно шмели.

Гилева Р.Ш.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Задачи:

Закрепить знание сказок.

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

Воспитывать умение слушать своего товарища.

Предварительная работа:

Чтение сказок.

Материалы:

Игрушка театра би-ба-бо зайчик, коза.

Ход занятия:

Воспитатель.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть Добро навеки

Побеждает зло.

В. Шаинский

Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам.

Воспитатель. Загадывает загадку о колобке.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Кто это?

Дети. Колобок

Воспитатель. Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».

Пусть он укажет нам путь к сказкам.

Куда он покатится, туда мы и пойдем.

Воспитатель (предлагает ребенку надеть куклу зайчика)

Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.

(Дети спрашивают)

Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы - ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Воспитатель . Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети. «Заячья избушка»

Воспитатель. Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?

Воспитатель . Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути.

Угадайте, чей:

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Дети. Козлята.

Воспитатель . Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний?

Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?

(предложить ребенку куклу - коза и спеть песенку)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла -

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку,

из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю .

Воспитатель. Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?

Сидит девочка в корзине

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Дети. Это сказка «Маша и медведь».

Воспитатель. Как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Дедушка Миша, Топтыгин и т.д.)

Воспитатель. Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить.

Давайте поиграем с ним, порадуем его.

Игра «У медведя во бору»

Воспитатель . В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка-…норушка;

Лягушка-…квакушка;

Зайчик-…побегайчик;

Лисичка-…сестричка

Волк-…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый-…медведь;

Косой-…заяц;

Кумушка-…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.

Воспитатель : Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?

Петушок с котом дружили,

Дружно жили, не тужили.

А хитрющая лиса,

Всё испортить вдруг решила.

Притаившись под окном,

Петушка в ловушку заманила.

Воспитатель . В какую сказку привел нас колобок?

Дети. «Кот, петух и лиса»

Воспитатель . Вспомните, какой музыкальный инструмент захватил с собой кот, когда отправился выручать петушка.

Дети. Гусли.

Воспитатель : Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш колобок, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.

Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили. (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали. (хлопают)

Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз», (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали. (топают)

И ручками похлопали. ( хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

Воспитатель. Наш колобок отдохнул и может показать нам дорогу обратно.

Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.

Воспитатель. Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это я вам приготовила для вас сюрприз (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?

В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Развлечения для старшей группы

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Воспитатель Морозова И.Б.

Образовательная область: Чтение художественной литературы

Возрастная группа: 5 лет

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.

Программное содержание

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие, внимание, участвовать в инсценировках.

Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок.

Развивать мышление и память, объяснительную речь.

Воспитательные:

Воспитывать выдержку, терпение. Воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств.

Предварительная работа: Чтение сказок, инсценировка произведений, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок

Словарная работа:

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, маски героев сказок, сюжетные картинки, раскраски, пазлы.

Методы и приемы.

Показ презентации, рассказ воспитателя, создание проблемной ситуации, художественное слово, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, анализ.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: -Ребята вы любите слушать сказки? Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям сказок. Пора отправляться в путешествие. Произносим магические слова:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

Раздаётся шум за ширмой. Что это за шум? Ребята, я посмотрю, что там происходит. (звучит музыка - тревожная). Выходит Баба-Яга.

Б.Я. Ну, что не ждали. Я теперь ваша воспитательница. А Любовь Анатольевна теперь будет охранять мой домик на курьих ножках. Согласны? (Нет)

А может, согласитесь? (Нет) Ну, хорошо я верну вам её, но с одним условием. Вы должны выполнить мои задания. Если выполните все мои желания и ответите на все вопросы правильно. Может, и верну вам вашу воспитательницу. Договорились!

Первое задание. Отгадайте мою загадку.

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка) (Шарль Перро)Автор кто?

(Звучит песня «Про Красную Шапочку»)

Ребята посмотрите на экран, вы правильно отгадали? Да! Тогда одна группа выбирает иллюстрации к этой сказке. А другая собирает пазлы.

Подойдите детишки к столу, выберете иллюстрации к этой сказки, (дети выбирают по ходу рассматривания задаются вопросы «Б-Я» - Кто герои? Что произошло? Что ты помнишь из этой сказки? Кто тебе из героев понравился?)

Б-Я: (обращает внимание на оставшуюся иллюстрацию). Почему вы оставили эти картинки?

Потому что в этой сказке Бабы -Яги нет..

— Молодцы, правильно.

— Ребята, у Красной Шапочки в корзинке не пирожки для бабушки, а задания для вас. Второе задание называется «Рифмы» вспомните известные рифмованные сказочные выражения, Например: Волчок - серый бочок.

Волк - ...(зубами щелк)

Ежик - ... (не головы, не ножек)

Мышка - ...(норушка)

Сивка - Бурка -...(вещая каурка)

Волчище -...(серый хвостище)

Баба - Яга - ...(костяная нога)

Зайчишка - ...(трусишка)

Конек - ...(Горбунок)

Сорока -..(белобока).

Зайка - …(побегай-ка).

Лягушка - …(квакушка).

Б.Я . -Отлично! Но следующее моё задание очень сложное. Вам его никак не отгадать.

Вот третье задание . Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать её название. (звучит спокойная музыка)

“Коктейль сказок”

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку.

Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.

Желание исполнилось: вырос цветик - семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке - золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Баба-Яга . Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте тогда вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке. Я вам на экране буду показывать героев сказок если они были в моей сказке то вы говорите «да» и хлопаете. Договорились. На экране появляются герои сказок.

(Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”“По щучьему веленью”,(рус.нар.) “Волк и лиса”“ Золотой ключик”, (в обраб. Толстого), “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “Золушка”(Шарль Перро), “Цветик - семицветик”(Катаев Валентин Петр.), “Дюймовочка” (Г. Х. Андерсен), “Карлсон, который живет на крыше”Астрид Линдгрен:)

Б-Я . Да, какие вы умные. Но вот четвёртое задание наисложнейшее. Игра называется «Словечки». Я назову вам слово, например: дом, а это маленький домик, а как ещё можно назвать ласково домишко, это большой домище,

волк - волчонок - волчище. Корзина - корзиночка - корзинище, лапа - лапка - лапище, кот-котёнок-котище.

— Молодцы, ребята понравилось мне с вами играть. Но у меня ещё есть пятое задание, но оно очень сложное. Я думаю вам не справиться. Покажите мне отрывок из сказки «Волк и лиса»,(лиса собрала рыбу и повстречался волк) «Цветик-семицветик»(девочка выполняет последнее желание)

Как замечательно, у вас получается. Вы выполнили все мои задания. Хорошо сейчас вам верну вашу Любовь Анатольевну. Закрывайте глаза и произнесите все вместе фрекс-пекс. (Звучит музыка выход воспит.)

Л.А. Спасибо, вам ребята, что спасли меня. Если б вы не ответили на вопросы Бабы-Яги, осталась бы я у неё. Я вам благодарна, что вы были находчивые, дружные и артистичные. Я вам хочу подарить картинки, где нарисованы герои из сказок, которые надо будет разукрасить.

Внеклассное мероприятие по литературе, 6-7 класс

Игра "Литературный калейдоскоп" для учащихся 6-7 классов
Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна
Место работ ы: Новосёловская общеобразовательная школа
Описание материала: данный сценарий предназначен учителям-словесникам при проведении внеклассного мероприятия по литературе. В игровой форме ребята вспоминают и повторяют наши добрые старые сказки и мультфильмы, учатся логически мыслить и делать выводы.
Цель.
-Прививать детям интерес к чтению.
-Развивать познавательную активность.
-Учить работать в микроколлективе.

В игре принимает участие четыре команды.

Первый тур. Так все начиналось...
Перед вами начальные строки интереснейших сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

Вопросы 1-й команде
1. В одном сказочном городе были коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
2. В маленькой, шведской деревушке Вестмёнхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никако¬го. (С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). 3. У одних родителей был мальчик, звали его дя¬дя Федор. (Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»).

Вопросы 2-й команде
1. Я выехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою. Шел снег. Конь устал и начал спотыкаться. Мне сильно захотелось спать. (Э.Распе «Приключе¬ния Барона Мюнхгаузена»)
2. Навигацию у нас в мореходном училище пре¬подавал Христофор Бонифатьевич Врунгель. (А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»)
3. Жил-был доктор. Он был добрый. (К. Чуковский «Доктор Айболит»)

Вопросы 3-й команде
1. Давным-давно, в городке на берегу Средизем¬ного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозва¬нию Сизый нос. (А. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
2. Чиполлино был сыном Чиполлоне,. (Д. Родари «Приключения Чиполлино»).
3.Время волшебников прошло. По всей вероят¬ности, их никогда и не было на самом деле... Был та¬кой доктор, звали егo Гаспар Арнери. (Ю.Олеша «Три толстяка»).

Вопросы 4-й команде
1. В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка. (Э. Ус¬пенский «Крокодил Гена и его друзья»).
2. Если ты хочешь отыскать Вишнёвый переулок, просто-напросто спроси у полисмена на перекрест¬ке. (П.Трэверс «Meppи Поппинс»).
3. В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантенсон. (А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»).

Второй тур. Кто это?

Вопросы 1-й команде
1. Превратился в прекрасного белого лебедя. (Гадкий утенок)
2. 28 лет провел на необитаемом острове. (Робинзон Крузо)
3. Она была очень хороша. Лица умней и преле¬стней нельзя себе представить, но она была ледя¬ною. (Снежная Королева)
4. Попал в сказочную страну, которой правил Ко¬роль Гопсед Седьмой и освободил из Башни Смер¬ти Храброго зеркальщика Гурда (Оля и Яло)

Вопросы 2-й команде
1. Жил в стране, где правил принц Лимон. (Чиполлино)
2. Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами-. (Гулливер)
3.Свергнул власть трех толстяков. (Суок, Канато¬ходец, Тибул, оружейник Просперо)
4. Обладал таким оглушительным голосом, что даже, когда он говорил шёпотом, его слышали пас¬сажиры реактивных самолетов, летящих на высоте 10000 метров. (Джельсомино)

Вопросы 3-й команде
1. Полетел с дикими гусями в Лапландию. (Нильс)
2. Он превратился в огромного льва, а потом в маленькую мышку. (Людоед)
3. Перевоспитал почтальона Печкина. (Дядя Фе¬дор, Матроскин, Шарик)
4. Он носил пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руке у него был длинный ру¬пор, он испуганно отмахивался им от Тотошки. (Гудвин)

Вопросы 4-й команде
1. Жил в телефонной будке, прежде чем познако¬миться с Геной. (Чебурашка)
2. Проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса. (Буратино)
3. Помчался вдогонку за Белым кроликом, прова¬лился в колодец, оказался в удивительной стране. (Алиса)
4. Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за кончик парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне. (Мюнхгаузен)

(За каждый правильный ответ в первом и втором туре – один балл)

Третий тур. Черный ящик (быстрый ответ
(На столе стоит сундучок и в нём лежат яблоки)
Ведущий.
Взгляните, здесь в ларце высоком
Сокрыт Таинственный предмет.
И храбрый витязъ зорким оком
Хранит его уж много лет.
И тот из вас, кто угадает,
Какой предмет внутри лежит,
Тот сей же час и получает
Ключи к ларцу, где клад сокрыт.

Чтобы узнать, что лежит в ларце, нужно быстро отвечать на вопросы:

1. Железные зубы, костяная нога, все люди знают - это Баба... (Яга)
2. У отца был мальчик странный, необычный, деревянный, но любил папаша сына, шалунишку... (Буратино)
3. Фруктово-огородная страна, в одной из книжек- сказок есть она, а в ней герой - мальчишка овощной, храбрый, справедливый, озорной (Чиполлино)
4. Появилась девочка в чашечке цветка, а была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Вот такая дёвочка, как она мила. (Дюймовочка)
5. Скачет лошадь непростая, чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит, да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок - удивительный конек - по про¬званью... (Горбунок)
6. Скорей бы приблизился вечер, и час долго¬жданный настал, чтоб мне в золоченной карете по¬ехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь, но лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. (Золушка)

(первая команда отгадавшая получает - приз)

Игра со зрителями.
Назовите: кто прислал телеграмму
1. У друга пропали очки, попрошайничать стало трудно, помогите. (Лиса Алиса) ...
2. Купила самовар, приглашаю к чаю. (Муха)
3. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора) .
4. В гости не приду, мотор забарахлил. (Карлсон)
5. Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик Иа)
6. Подложили не свинью, а маленький шарик, вы¬вела на чистую воду, получаю приданое. (Принцесса на горошине)

Четвертый тур. Кто автор этих строк?

Вопросы 1-й команде
1. В доме восемь дробь один... (Михалков) - ‘
2. Белеет парус одинокий..» (Лермонтов)
3. Кто стучится в дверь ко мне... (Маршак).
4. А воз и ныне там... (Крылов)

Вопросы 2-й команде
1. Знаете ли вы украинскую ночь... (Гоголь)
2. А вы, друзья, как ни садитесь... (Крылов)
3. Люблю грозу в начале мая... (Тютчев)
4. У меня зазвонил телефон... (Чуковский)

Вопросы 3-й команде
1. Свет мой, зеркальце, скажи... (Пушкин)
2. Сыр выпал, с ним была плутовка такова... (Крылов)
3. Выбежал из моря кит. (Чуковский)
4. Спи, мышонок, сладко-сладко... (Маршак

Вопросы 4-й команде
1. Слушайте, зайчики, Деда Мазая... (Некрасов)
2. Ай, Моська! Знать она сильна... (Крылов)
3. Белая береза под моим окном... (Есенин)
4. У лукоморья дуб зеленый… (Пушкин)

(за каждый правильный ответ - 1 балл)

Пятый тур. Заморочки из бочки
(Капитан каждой команды вытягивает из бочки маленькие бочонки, под номером семь скрывается счастливый случай, за него команда получает пять баллов, в остальных случаях за правильный ответ – один балл)
1, Кому принадлежат эти волшебные слова:
рекс, фекс, пекс!»? (Бурати но)
2. В кого были превращены: ослы Брыкун, Пегасик, Калигула в сказочной повести «Незнайка в Солнечном городе»? (В коротышек)
3.Что бы ты попросил у Нильса? (Волшебную дудочку)
4.Кто из литературных персонажей был другом Се режи Сыроежкина? (Электроник)
5.Вспомните: кем является Страшила. (Соломенное чучело)
6.Из какого произведения эти строки: «А я один раз купался в море,-говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила»? (Н.Носов «Фантазеры»)
7. Счастливый случай.
8.Угадайте героя былин: знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя. (Садко)
9.На чем совершили необыкновенное путешествие с железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор и его друзья? (На тракторе)

Шестой тур. Блиц-турнир
Вопросы 1-й команде
1.Кто автор книги «Путешествие Лемюэля Гулливера»?(Свифт)
2.Чем знаменит Демьян Бедный как книголюб? (его библиотека имела свыше 30 тысяч книг)

Вопросы 4-й команде
1.Кто автор бессмертного произведения «Овод»? «ими) (Войнич)
2. Автор «Хижина дяди Тома». (Стоу)
(За каждый правильный ответ – один балл)
Жюри подводит итоги игры, награждение участников грамотами

Цели:

  • помочь детям вспомнить сказки, их персонажей, их сюжеты;
  • развивать навыки работы в команде, сообразительность;
  • научить детей придумывать сказки, используя ключевые слова, проводить различие между сказками народными и авторскими.

В конкурсе участвуют несколько команд от разных классов. Время на выполнение заданий каждого тура варьируется в зависимости от сложности задания от двух до пяти дней.

Первый тур. Викторина «Неразгаданные тайны»

Участникам каждой команды предлагается ответить на вопросы викторины.

I. В название сказки вставьте пропущенное слово. (1 балл за каждый правильный ответ);

1. Русские народные сказки:

  • "Пузырь, … и лапоть"
  • "Иван – … сын"
  • ""Никита …"
  • "… -девица"
  • "Солнце, Месяц и Ворон …"
  • "Звери в…"
  • "Лисичка со …"
  • "… и корешки"
  • "Три царства- … серебряное и золотое"
  • "… и дрозд"

2. Сказки братьев Гримм:

  • "Умная …"
  • "… туфельки"
  • "…, челнок и иголка"
  • "Сапог из … кожи"
  • "Соломинка, … и боб"
  • "Столик – накройся, … осел и дубинка из мешка"

3. Сказки Г.Х. Андерсена:

  • "… из одного стручка"
  • "Стойкий … солдатик"
  • "… лебеди"
  • "... счастья"
  • "Садовник и …"
  • "… болтовня"

4. Сказки В. Гауфа:

  • "… нос"
  • "… Мук"
  • "Рассказ о …-аисте"
  • "Холодное …"

5. Сказки Р. Киплинга:

  • "Откуда взялись… "
  • "Сказание о старом …"
  • "… -Тики-Тави"
  • "Как был придуман…"
  • в названии которых встречается число 7, не менее семи сказок (3 балла за 7 сказок, + 1 балл за каждую дополнительную сказку);
  • в названии которых встречается имя Иван (1 балл за каждую сказку);
  • в которых важную роль играют зеркала (1 балл за каждую сказку).

III. Узнайте сказку, в которой встречаются следующие предметы. Укажите название сказки и автора. (1 балл за каждую сказку)

  • чалма, тросточка, туфли-скороходы;
  • цветок, баранки, игрушки, костыли;
  • варенье, плюшки, паровая машина;
  • вёдра, прорубь, печка;
  • корзина, колечко, подснежники;
  • зола, туфельки, тыква, часы;
  • азбука, золотые монеты, полено, холст;
  • корыто, изба, невод;
  • чернильная резинка, промокашка, буква А, Азбука.

IV. Запишите волшебные заклинания из сказок. Укажите название сказки и автора. (1 балл за каждый правильный ответ)

Ответы на I и III задания викторины в Приложении 1 .

Второй тур «Сочини сказку, используя подсказку»

На уроках литературы (чтения) вы знакомитесь с русскими народными сказками и их особенностями.
Напоминаем, что сказки делятся на 4 группы: волшебные, бытовые, о животных, богатырские;
в сказках есть зачин, троекратный повтор, концовка;
часто в сказках используются устойчивые словосочетания (добрый молодец, красна девица, лисичка-сестричка, не по дням, а по часам и т.п.)

Предлагаем вам сочинить свою сказку (близкую к русской народной), обязательно используя следующие слова:

  • Баба Яга
  • дремучий лес
  • мудрый ворон
  • скатерть-самобранка
  • старичок
  • дружная семейка
  • месяц

Критерии оценивания сказок .

Сказка относится к определенному типу (волшебная, бытовая, о животных, богатырская) – 5 баллов .
Наличие зачина – до 5 баллов .
Наличие троекратного повтора – 5 баллов .
Наличие концовки – 5 баллов .
Оригинальность сюжета – до 10 баллов .
Наличие устойчивых словосочетаний – до 5 баллов.
Наличие всех ключевых слов – 7 баллов .
Поучительность сказки – 5 баллов .

Третий тур. Кроссворд «Ба, знакомые всё лица!»

Участникам каждой команды предлагается разгадать кроссворд.

  1. Жена короля.
  2. Девочка, попавшая в страну чудес.
  3. Она побывала в домике у трех медведей.
  4. Главный герой сказки Н.Носова, побывавший на Луне.
  5. Хозяин кукольного театра.
  6. Соломенный человечек, который очень хотел иметь мозги.
  7. Принц, который пас свиней короля.
  8. Продавец пиявок.
  9. Маленький розовый друг Винни-Пуха.
  10. Самая грустная кукла в театре Карабаса Барабаса.
  11. Мальчик-луковка.
  12. Она могла спать в скорлупе ореха.
  13. Он от дедушки ушел и от бабушки ушел…
  14. Кто поймал волшебную щуку, исполняющую желания?
  15. Кто отдал Буратино золотой ключик?
  16. Друг Дядя Федора и пса.
  17. Кто должен был вернуться с бала ровно в 12 часов?
  18. Разбойник из сказки Корнея Чуковского.
  19. Ласковое имя Мороза Ивановича.
  20. Птица, которую спасла Дюймовочка.
  21. Он помог Бабе-Яге сесть на лопату.