Мужественные люди кто. Процесс угасания мужественности в русских мужчинах

Душа человека и народа содержит мужскую и женскую природы. Мужское начало является носителем активности, деятельности самих по себе. Вечная женственность – это потенция бытия, материя, начало пассивное, охранительное. Подлинно творческий акт гармонично соединяет оба начала: материя и безграничные возможности вечной женственности выявляются и оформляются активным действием вечномужественного . Душа, обладающая одним началом, – нежизнеспособна, при сверхдоминировании одного из них – душа ущербна. Предельно женственное существо обречено на пассивность, непроявленность, неоформленность. Гипертрофированно мужественное существо тяготеет к разрушению, вплоть до самоистребления. Степень выраженности мужского и женского начал, а также их баланс и гармоничность отношений друг с другом во многом определяют природу и характер человека и народа. В богатых душах сильно выражены оба начала, в наиболее цельных – одно из них преобладает, не подавляя другого. Творческая душа является амбивалентной, с некоторым преобладанием мужского, ибо женское открывает глубины бытия, а мужское призвано в творческом акте объять и оформить материю. Сильное проявление обоих полюсов чревато внутренними противоречиями и неустойчивостью общего состояния, их доминирование может меняться – отчего душа склонна к перманентной двойственности.

Можно определить душу, например, греческого народа как явно амбивалентную, в которой мужская и женская природы предельно выражены и развиты, при этом доминирование одной из них меняется. Поэтому греческий творческий гений проявил себя во многих областях культуры, философии, литературы, а также в общественном и государственном строительстве. Излишняя женственность греческой души сказывалась в культе мужской любви, с одной стороны, и института гетер – с другой. Греческая женственность не позволила создать сильную государственность, способную защитить независимость народа. Понадобилась реакция на женскую расслабленность греческой души мужественной македонской составляющей, чтобы греческая культура не только сохранилась, но и была волевым образом распространена Александром Македонским почти на всю ойкумену.

В сравнении с амбивалентными греками характер римлян был монистичен, в нем преобладала мужественная составляющая. Это позволило им завоевать огромные территории, создать величайшую империю. Но гипертрофия мужского начала перекрыла возможности для культурного творчества, отчего римляне остались эпигонами греков во всем, кроме права, которое выражало стремление мужского начала оформить достижения римской цивилизации.

В немецком народе сильно выражена женственная стихия, что способствовало созданию великой и многогранной германской культуры. Но преобладало в германском духе мужское начало, которое способствовало, с одной стороны, многим завоеваниям, с другой, наделяло немецкий характер и образ жизни рационализмом, упорядоченностью и стабильностью (немецким порядком ), позволявшим народу сохраниться вопреки внутренним противоречиям и внешним угрозам. Нередко мужское начало чрезмерно доминировало в немецкой душе, и немецкая воля к наведению порядка обращалась во вне.

«Перед немецким сознанием стоит категорический императив, чтобы все было приведено в порядок. Мировой беспорядок должен быть прекращен самим немцем, а немцу все и вся представляется беспорядком. Мировой хаос должен быть упорядочен немцем, все в жизни должно быть им дисциплинировано изнутри. Отсюда рождаются непомерные притязания, которые переживаются немцем как долг, как формальный, категорический императив» (Н.А. Бердяев). Это писалось в годы Первой мировой войны, за два десятилетия до апогея немецкого расизма.

Конечно, мужественный германский дух видел в безбрежных просторах России только «вечно бабье в русской душе», что было причиной войн и сложных отношений Германии с русским Востоком. «Немцы давно уже построили теорию, что русский народ – женственный и душевный в противоположность мужественному и духовному немецкому народу. Мужественный дух немецкого народа должен овладеть женственной душой русского народа. Вся теория построена для оправдания германского империализма и германской воли к могуществу. В действительности русский народ всегда был способен к проявлению большой мужественности, и он это докажет и доказал уже германскому народу. В нем было богатырское начало. Русские искания носят не душевный, а духовный характер. Всякий народ должен быть мужественным, в нем должно быть соединение двух начал» (Н.А. Бердяев).

По этим же причинам очень разнятся немецкая и русская религиозность, причем русское религиозное мироощущение гораздо ближе к христианскому, чем немецкое. «Это чисто арийская, антисемитическая религия, религия гладкого и пресного монизма, без безумной антиномичности, без апокалипсиса. В этой германской религии нет покаяния и нет жертвы. Германец менее всего способен к покаянию. И он может быть добродетельным, нравственным, совершенным, честным, но почти не может быть святым. Покаяние подменяется пессимизмом. Германская религия относит источник зла к бессознательному божеству, к изначальному хаосу, но никогда не к человеку, не к самому германцу. Германская религия есть чистейшее монофизитство, признание лишь одной и единой природы – Божественной, а не двух природ – Божественной и человеческой, как в христианской религии… Немецкая монистическая организация, немецкий порядок не допускают апокалиптических переживаний, не терпят ощущений наступления конца старого мира, они закрепляют этот мир в плохой бесконечности. Апокалипсис германцы целиком предоставляют русскому хаосу, столь ими презираемому. Мы же презираем этот вечный немецкий порядок» (Н.А. Бердяев).

Драма русского народа в том, что он наделен явно творческой душой со всеми сложностями и противоречиями амбивалентного характера . Мужское начало по большей части преобладало в русской душе, ибо без этого невозможно было бы защититься от бесконечных нашествий, освоить безбрежные просторы, создать огромное государство и великую культуру. Но доминирование не было чрезмерным, поэтому русский народ не стремился к завоеваниям и не угнетал присоединенные народы. Возвышение мужского начала было нестабильным, иногда женская стихия перехлестывала, и русская жизнь погружалась в состояние безвольности, рассредоточенности, неупорядоченности, что заканчивалось распадом и русским бунтом . Сверхнапряженная судьба требовала от народа напряжения мужского характера, но угнетала мужскую составляющую и провоцировала разлив женственной стихии. Если душе не хватает сил мужественно сопротивляться невзгодам, она склонна защититься от них в женственной демобилизации, расслабленности, слабохарактерности, в истерическом вытеснении реальности в фантазмы.

Женственная доминанта выражается в том, как русский человек именовал свою Родину – матушка Русь , или главную свою реку – Волга-матушка . Иван Ильин отмечал, что женственная стихия в русском народе усиливалась влиянием безграничных и разнообразных пространств, настраивающих на ощущение беспредельного многообразия, оттачивающих душевную чуткость. Вместе с тем, борьба за существование в суровом, резко меняющемся климате культивировала мужественную активность, закаленность. «Беспредельное... стремится к вам в душу отовсюду, заставляя ее изведать, стать причастной к этой безграничности, бесформенности, неисчислимости богатства. Нервная система в таком случае напряжена и как бы заряжена, становится предельно чувствительной и вынуждена, именно вынуждена, к поиску и обретению равновесия. Жизнь становится интенсивной и цепкой, протекая, тем не менее, в эпическом спокойствии. Человеку приходится постоянно зреть, вникая во все, что происходит вокруг. В результате он становится интуитивно богаче, приспособленнее, изобретательнее, напористее. К этому надо присовокупить еще и славянский темперамент , особенно склонный к интенсификации» (И.А. Ильин). К тому же «славянская, неброско-гармоничная, благожелательно настроенная душа» прошла грозную школу татаро-монгольского ига, способствующую стремлению к христианскому очищению и самоуглублению. В результате судьба народа способствовала тому, что русская душа «в избытке вобрала в себя и целиком поглотила лучи вечно-женственного, подвергнувшись лучам вечно-мужественного в гораздо меньшей, более ограниченной мере» (И.А. Ильин).

О чрезмерной женственности русской души писал и Н.А. Бердяев: «Великая беда русской души в... женственной пассивности, переходящей в “бабье”, в недостатке мужественности, в склонности к браку с чужим и чуждым мужем. Русский народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание личности, ее достоинства и ее прав. Этим объясняется то, что русская государственность была так пропитана неметчиной и часто предавалась инородным владычествам». Эта характеристика верна по отношению к ослабленным и болезненным состояниям национальной души. Суровые условия не допускали женственной изнеженности, безвольной неперсонифицированности. Что касается пропитанности неметчиной, то женственная открытость русской души в гармоничном сочетании с мужественностью позволяла принимать влияния и вливания, сохраняя самоидентификацию. Из инородных владычеств, которые готовы были бы принимались народом, было только одно – польское в Смутное время XVII века, в силу патологии мужского и болезненной гипертрофии женского. В остальных случаях владычества заканчивались волево-мужественным прекращением.

Женственная природа в национальной душе раскрывалась и утончалась в истории. «Внутренний жизненный акт становился в структуре своей все чувствительнее и созерцательнее, все восприимчивее и мечтательнее, все мелодичнее и поэтичнее, все глубже верующим и молящимся, все более экстенсивным и пассивным; во всех аспектах жизни – созерцательно-спокойным, не склонным к соблюдению жестких правил обихода, способным к долготерпению, ярко проявляющим свою волю в делах службы и исполнительства, чувствующим себя счастливым только в откровенном, нараспашку, излиянии своего сердца другому, а также взыскующим, из глубочайших внутренних побуждений, вокруг себя красоты – в слове, линии, строении, краске, напеве» (И.А. Ильин). При этом характер народа не коснеет, но «оказывается предельно гибким, податливым ковке, разнообразным. Вечно-женственное, собственно, и делает его гибким, многосторонним и ковким, – молот судьбы имеет в его лице благодарный, довольно стойкий материал духа» (И.А. Ильин).

Диалектика мужского–женского многое выстраивает в русской жизни: «Русская душа пронизана и оплодотворена лучом вечно-женственного, но везде, во всех сферах жизни ищет она норму вечно-мужественного... Вечно-женственное ей дано, а вечно-мужественное – задано» (И.А. Ильин). В этом измерении русская душа отличается от европейской, «которой постепенно угрожает декаданс вечно-мужественного: формализм, заорганизованность, чрезмерная трезвость, жесткая интенсивность, рационалистская проза, эмпиристский релятивизм, безверие, революционный и воинственный дух» (И.А. Ильин). Особым образом сказывается женская стихия в русском мужчине и мужественная стихия в русской женщине: «Русский мужик носит в себе задатки вечно-женственного по-мужски и мужским образом. Да, он склонен к соблюдению статус-кво, к пассивному и спокойному восприятию вещей как они есть, к спасительной хитроватости; он необычайно динамичен, быстр, наступателен; подумает, прежде чем что-либо сказать; семь раз отмерит, прежде чем раз отрезать... Добродушная, пассивная дрема – его слабость даже тогда, когда он необычайно деятелен... Только очень часто его мужеская интенсивность дремлет в нем в экстенсивной форме; центростремительное в нем ценит свой собственный гармонический покой и далеко не всегда принимает центробежный размах, но если случится такое – держись!» (И.А. Ильин).

Русскому человеку больше свойственно гармоничное сочетание мужского и женского, что придает характеру необычайную цельность: «Русский, чтобы хотеть, должен любить; чтобы верить, должен созерцать; чтобы бороться, должен любить и созерцать. Но в борьбу с ним лучше не вступать» (И.А. Ильин). Несмотря на богатство женской природы, «русский мужик не женственен, он мужественен и живет по всем нормам мужского естества... Но все жизненно-мужские проявления проистекают из недр сердечного созерцания, согреты лучами вечно-женственного, умерены ими, смягчены, облагорожены; вечно-женственные жизненные содержания цветут и светятся; вечно искомая мужская форма найдена, получила свое наполнение, достигла своего предназначения» (И.А. Ильин).

Русская женщина наделена богатой и трепетной женской природой. «С незапамятных времен русскую женщину изображают как существо чувствительное, сострадательное, сердечное, целомудренное, робкое, с глубокими религиозными убеждениями, упорным терпением и в известной мере подчиненной мужчине. Она любит, она служит, она страдает, она уступает» (И.А. Ильин). Жестокая судьба требовала от русской женщины проявлений и мужеской природы. «Судьба от нежного, как цветок, женского существа требует по-новому приспосабливаться к жизни, преобразовываться, требует мужской формы, воли, твердости характера, интенсивности. В дальнейшем все эти качества характера наследуются, постепенно совершенствуются, закрепляются – и проявляются. Буквально во всех сферах» (И.А. Ильин). Русская жизнь и русская литература переполнены образами волевых, решительных, деятельных женщин, «впитавших в себя вечно-мужественное, чтобы излучать его в более активной и творческой форме». Вместе с тем, «русская женщина умеет подать и реализовать свой ставший мужественным характер в форме вечно-женственного. Она пребывает цветком, она остается центростремительной, чувствительной и нежной, порой столь трогательно-нежной, что диву даешься, откуда в таком хрупком теле такая душевно-духовная мощь. Она скромна, естественна, дружелюбна, честна, легко возбудима, порою вспыльчива как порох, но никогда не впадает в состояние аффекта» (И.А. Ильин).

Внешние трагедии и внутренние драмы не могли не искажать душевный облик русского человека, в том числе и в области соотношения мужского и женского. Бунты и социальные смуты происходили в России из-за распада органичного соотношения этих начал в национальной душе. В такие периоды национальное «я» – центр самоидентификации народа – лишалось зиждительной кристаллизации и безвольно впадало то в тотально мужественные состояния – разнузданно разрушающие, то в беспросветно женственные – пассивно отдающиеся агрессивным посягательствам извне. Эти начала восставали друг на друга и в слепом самоистреблении сталкивали различные слои, классы и группы народа. Гражданская война зачинается в национальной душе и затем разливается по просторам страны.

Стихия маниакальной тирании Ивана Грозного – это болезненное проявление беспредельного самолюбия мужской природы, истребляющей не только своих жен, но и насилующей женственную природу народа. Опричники ограждались в «ордене-монастыре» от благотворного воздействия женственности. Раскол андрогинной природы национальной души привел, с одной стороны, к разнузданию зарвавшейся мужской стихии в опричнине, с другой – к женственному безволию правящего клана Шуйских. Роковое раскачивание разрушительного маятника в национальной душе не остановило мудрое правление Бориса Годунова. В Смуте XVII века можно увидеть разнузданную мужскую стихию казачества, разбойников и грабителей в своей стране, и женственную безвольность в противостоянии иноземцам. Мужская природа в народе деградировала в ту эпоху, не была способна к самозащите, а женская природа пала, для обретения какого-то порядка готова была отдаваться владычеству иноземной мужественности в лице самозваных «принцев». Только нижегородское ополчение явило примирение женственной жертвенности и мужской мудрости, воли, с чего начинается оздоровление национального тела – государства.

Тирания Петра I выразила уродливую гипертрофию мужского начала, насилующего женскую природу нации и ревниво истребляющего рядом с собой проявления здоровой мужской природы. Пример тому – убийство Петром I своего сына, царевича Алексея.

В последующую эпоху маятник качнулся в другую крайность: XVIII век оказался «бабьим веком», когда в хорошем и в плохом, в созидании и в разрушении первые роли играли женщины на троне. Мужчинам отводилась роль фаворитов или слуг венценосных дам.

В революциях 1917 года февралисты проявили аморфность, сменяющуюся истерической импульсивностью женственности характера, безответственные судороги которого ввергли страну в хаос. В ответ явился уродливо гипертрофированный мужской характер большевизма, с невиданно железной, безжалостной, тотально маниакальной волей.

Выход из новой смуты возможен через кристаллизацию и гармоничное воссоединение мужской и женской природы в национальной душе. Можно констатировать, что «проблема русского характера оставалась пока нерешенной: ему недоставало формы, активности, дисциплины. Вечно-женственное одаривало нас своими дарами; вечно-мужественному приходилось наверстывать: слабым оставался характер, слабой – организация, слабым – государство. И революция начала с превращения упадка в хаос, чтобы затем отдать бразды правления сверхмужескому волевому клубку безрелигиозного тоталитаризма. Моим твердым убеждением всегда было то, что есть только один верный способ санации существующего – изнутри, через вечно-женственное, через любовь, верность, терпение, молитву и чистоту помыслов… Революцию в России со всей ее чудовищностью, разнузданностью и низменностью одолеет и санирует русская женщина. Ведь революция в России произошла потому, что сверхмужеская доктрина свернулась в сверхмужеской Европе в яростный волевой клубок и избрала Россию – растерянную с парализованной вследствие войны волей – в качестве полигона для своих экспериментов» (И.А. Ильин). Женственная расслабленность в национальном характере была усилена до войны творческой элитой – в разлагающем мужественность культе декаданса.

Подлинное и всецелое национальное возрождение возможно через восстановление хрупкой андрогинной гармонии в народной душе. На пути к этому мы предшествующей историей приговорены к новым судорогам. Рецидивом патологических проявлений мужского начала был феномен Ельцина, который сыграл роль бульдозера-рушителя прежнего режима – вместе со страной. С другой стороны, истерическую, не способную к рефлексии и самоконтролю женственность проявляла творческая интеллигенция, с энтузиазмом отдающаяся волевому напору безальтернативного президента.

Эта сторона жизни в народной душе преисполнена драматизма и противоречий, что неизбежно при взаимоотношении ярко выраженных противоположных начал.

Добавить в избранное

Мужество — это особое качество личности человека и способность проявлять Волю, твердость, действовать решительно и уверенно в экстремальных ситуациях

Проявление и свойства Мужества

Само по себе Мужество это характеристика объединяющая достаточно большое количество положительных качеств характера.
Человек с таким ярко проявленным качеством личности Мужество, имеет в составе этого качества следующие неотъемлемые свойства — Самообладание, Стойкость, Выдержка, Самоотверженность и зрелое чувство собственного Достоинства.

Формула мужества выглядит следующим образом:

Мужество = Самообладание+ Выдержка+ Стойкость+ Самоотверженность + Достоинство+ Ответственность — Трусость(минус)

Мужество основано на жизненном опыте, устоявшихся ценностях в обществе. Мужество необходимо всегда, везде и во всем. Первое о чем вспоминают при слове Мужество это, выполнение своих прямых обязанностей защиты Родины и государства, однако это не всегда так. Понятие Мужество распространяется и на другие, более простые жизненные ситуации. К Мужеству относится способность преодолевать собственный Страх, переносить Страдания, включая и физическую боль.

Мужественным может быть только разумный, волевой, зрелый и целостный человек

Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности.

Мужество считает: «Предотвращенный бой – выигранный бой»
Однажды полководец спросил воина: - Что нужнее всего в бою? Тот ответил: - Нужней всего мужество! - А сила, а оружие? Или ты о них забыл? - спросил полководец. - Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, - ответил тот.

Отличие Мужества от Смелости

Мужественный человек не только смел, но и благоразумен. В отличие от смелости, мужество предполагает ответственность и разумность. Мужество идет от разума и осознанности, а не от чувств. В отличии от импульсивной Смелости, Мужество отключает свои собственные чувства.

Смелость импульсивна

Мужественный человек на уровне подсознания, приучил себя качественно выполнять свои обязанности в любых экстремальных условиях, он не оставил чувствам ни единого шанса бояться, переживать, сомневаться и спокойно делает то, что необходимо.

Смелость может быть импульсивной, может происходить из страха. Как пример, смелым может быть и ребенок, а в упрямстве ребенка тоже есть воля, но каково ее качество? Такую смелость называют защитной реакцией. Эту запись о ложной Смелости — сделали наши предыдущие поколения, для самозащиты детей.

В Мужестве проявляется качество накопленной воли

Развив в себе ответственный, позитивный и конструктивный взгляд на мир, мужество уверенно утверждает: «Я отвечаю за все, что происходит в моей жизни»
Мужественный человек берет ответственность за свои действия на себя. Перекладывать вину на других людей, обстоятельства, злой рок, карму, наследственность или невезение, он не будет.

Благодаря непреклонной Воле, настойчивости, Мужественный человек способен преодолеть все трудности, усвоить все уроки, которые предлагает мне жизнь, и принимать любой вызов судьбы.

Мужественность воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. Мужественный человек знает, что у любой задачи есть решение. Мужеству важны только два критерия, плохой вариант развития событий и хороший вариант. Мужество делает анализ, принимает решение, делает шаги.
Мужество и антагонист Трусость, тесно соседствуют друг с другом. Их разделяет их Решительность, находящаяся в пространстве между страхом перед опасностью и реакцией на него.

И мужеству и трусости бывает страшно, первое перед лицом опасной неизвестности. Мужество принуждает себя само делать, что должно и поэтому называется мужеством.

Трусость либо не успела, либо не смогла или не захотела сделать сама. Спустя секунды все то, что должна была сделать Трусость, принудят это сделать другие люди. Поэтому это состояние, нерешительности и страха — называется Трусостью.

Именно эти мгновения, короткие мгновения жизни, расставляют все по местам, именно эти мгновения раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие.

Мужеству присущи качества характера — Мягкость, Милосердие, Великодушие.

Мужество это не каменная бесчувственная глыба, обыкновенно оно идет рядом с мягкостью характера, особой чуткостью к трудностям и бедам других людей и великодушием.

Каждый день в России совершают подвиги рядовые граждане, которые не проходят мимо, когда кому-то требуется помощь. Подвиги этих людей не всегда замечают чиновники, им не вручают грамоты, но от этого их поступки не становятся менее значимыми.
Страна должна знать своих героев, поэтому эта подборка посвящена отважным, неравнодушным людям, которые делом доказали, что героизму есть место в нашей жизни. Все события произошли в феврале 2014 года.

Школьники из Краснодарского края Роман Витков и Михаил Сердюк спасли пожилую женщину из горящего дома. Направляясь домой, они увидели горящее здание. Забежав во двор, школьники увидели, что веранда практически полностью охвачена огнем. Роман и Михаил бросились в сарай за инструментом. Схватив кувалду и топор, выбив окно, Роман залез в оконный проем. Пожилая женщина спала в задымленной комнате. Вынести пострадавшую удалось только после взлома двери.

“Рома по комплекции меньше меня, поэтому он легко проник в оконный проем, но обратно с бабушкой на руках он уже таким же способом выйти не мог. Поэтому нам пришлось взломать дверь и только так удалось вынести пострадавшую”, – рассказал Миша Сердюк.

Жители поселка Алтынай Свердловской области Елена Мартынова, Сергей Иноземцев, Галина Шолохова спасли детей на пожаре. Поджог совершил хозяин дома, заблокировав при этом дверь. В это время в здании находилось трое детей 2–4 лет и 12-летняя Елена Мартынова. Заметив пожар, Лена разблокировала дверь и стала выносить детей из дома. На помощь ей пришла Галина Шолохова и двоюродный брат детей Сергей Иноземцев. Все три героя получили грамоты от местного МЧС.

А в Челябинской области священник Алексей Перегудов спас жизнь жениху на свадьбе. Во время венчания жених потерял сознание. Единственным, кто не растерялся в этой ситуации, оказался иерей Алексей Перегудов. Он быстро осмотрел лежащего, заподозрил остановку сердца и оказал первую помощь, включая непрямой массаж сердца. В итоге таинство было благополучно завершено. Отец Алексей отметил, что непрямой массаж сердца видел только в кино.

В Мордовии отличился ветеран чеченской войны Марат Зинатуллин, спасший пожилого мужчину из горящей квартиры. Оказавшись свидетелем возгорания, Марат действовал как профессиональный пожарный. Он по забору забрался на небольшой сарай, а с него перелез на балкон. Разбил стекла, вскрыл дверь, ведущую с балкона в комнату, и проник внутрь. На полу лежал 70-летний хозяин квартиры. Отравившийся дымом пенсионер не мог покинуть квартиру самостоятельно. Марат, открыв входную дверь изнутри, вынес хозяина дома в подъезд.

Сотрудник костромской колонии Роман Сорвачев спас жизнь соседям на пожаре. Зайдя в подъезд своего дома, он сразу вычислил квартиру, из которой идет запах дыма. Дверь открыл нетрезвый мужчина, заверивший, что все в порядке. Однако Роман вызвал сотрудников МЧС. Прибывшие на место пожара спасатели не смогли проникнуть в помещение через дверь, а пробраться в квартиру через узкую оконную раму не позволило обмундирование сотрудника МЧС. Тогда Роман влез по пожарной лестнице наверх, проник в квартиру и вытащил из сильно задымленной квартиры пожилую женщину и мужчину в бессознательном состоянии.

Житель деревни Юрмаш (Башкортостан) Рафит Шамсутдинов спас двух детей на пожаре. Односельчанка Рафита затопила печь и, оставив двух детей - трехлетнюю девочку и полуторагодовалого сына, отлучилась со старшими детьми в школу. Дым от горящего дома заметил Рафит Шамсутдинов. Несмотря на обилие дыма, ему удалось проникнуть в горящее помещение и вынести детей.

Дагестанец Арсен Фитцулаев предотвратил катастрофу на автозаправке в Каспийске. Уже потом Арсен понял, что фактически рисковал жизнью.
На одной из заправок в черте Каспийска неожиданно прогремел взрыв. Как выяснилось позже, проезжавшая на огромной скорости иномарка врезалась в цистерну с газом и сбила вентиль. Минута промедления, и огонь перекинулся бы на находящиеся неподалеку цистерны с горючим топливом. При таком сценарии жертв было бы не избежать. Однако ситуацию в корне изменил скромный работник заправки, умелыми действиями предотвративший катастрофу и снизивший ее масштабы до сгоревшей машины и нескольких поврежденных автомобилей.

А в селе Ильинка-1 Тульской области школьники Андрей Ибронов, Никита Сабитов, Андрей Навруз, Владислав Козырев и Артем Воронин вытащили пенсионерку из колодца. 78-летняя Валентина Никитина упала в колодец и выбраться самостоятельно не смогла. Крики о помощи услышали Андрей Ибронов и Никита Сабитов и тут же бросились спасать пожилую женщину. Однако на подмогу пришлось позвать еще троих ребят - Андрея Навруза, Владислава Козырева и Артема Воронина. Вместе ребятам удалось вытащить пожилую пенсионерку из колодца.
“Я пыталась выкарабкаться, колодец неглубокий - я даже доставала рукой до края. Но было так скользко и холодно, что я не могла ухватиться за обруч. А когда я поднимала руки, ледяная вода заливалась в рукава. Я кричала, звала на помощь, но колодец находится далеко от жилых домов и дорог, поэтому меня никто не слышал. Сколько это продолжалось, я даже не знаю… Вскоре меня стало клонить в сон, я из последних сил подняла голову и вдруг увидела двух мальчишек, заглянувших в колодец!” – рассказала пострадавшая.

В поселке Романово Калининградской области отличился двенадцатилетний школьник Андрей Токарский. Он спас своего двоюродного брата, провалившегося под лед. Инцидент произошел на озере Пугачевское, куда мальчики вместе с тетей Андрея пришли покататься на расчищенном льду.

Полицейский из Псковской области Вадим Барканов спас двух мужчин на . Прогуливаясь со своим другом, Вадим увидел дым и вырывающееся пламя огня из окна квартиры в жилом доме. Из здания выбежала женщина и стала звать на помощь, так как в квартире остались двое мужчин. Вызвав пожарных, Вадим и его друг бросились им на помощь. В итоге им удалось вынести из горящего здания двух мужчин в бессознательном состоянии. Потерпевших на скорой помощи доставили в больницу, где им оказали необходимую медицинскую помощь.

ГЕРОИЧЕСКАЯ армия мужественного народа. Так назвала одну из глав своей книги «Народы Советского Союза», изданной в 1945 году в Нью-Йорке, американская писательница и журналистка Анна-Луиза Стронг. В этой части ее работы нашлось место и воинам-калмыкам, вместе с другими красноармейцами первыми принявшим на себя удар фашистов...

22 июня 1941 года в 4 часа утра вторжением германской армии в пределы СССР началась Великая Отечественная война - самое грандиозное и жестокое сражение в истории нашего государства. Стронг писала: «Первые комментарии берлинской прессы были посвящены «безумному геро­изму» русских. Эти «сумасшедшие» вели «войну не по правилам». Русские танкисты врезались на своих машинах прямо в немецкие танки, опрокидывая их в лобовом столкновении. Русские летчики обрубали хвосты вражеским самолетам пропеллерами. При защите крепостей русские продолжали сражаться за каждый бастион, а потом взрывали себя вместе с врагами. Русские пехотинцы нападали на танки с бутылками горючей смеси. По странной иронии судьбы, первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за «сумасшедший героизм», были не русские, а калмыки, представители народности из дельты Волги... Нацистская «высшая раса» должна была признать, что по какой-то непонятной причине из этой «низшей расы» вышли герои войны...» (Перевод и публикация еженедельника Союза журналистов СССР газеты «За рубежом», № 9 от 22-28 февраля 1985 г., стр. 6).

В предвоенное время призывники с Северного Кавказа, в том числе и калмыки, приписывались к западным округам и в большинстве своем службу проходили в частях, расположенных в приграничных районах. Им судьбой было уготовано в первые дни и даже часы фашистского вторжения испытать на себе всю мощь нацистской военной машины.

Уже на рассвете 22 июня летчик-истребитель Василий Дармаев в паре с командиром звена вступил в бой с четырнадцатью немецкими бомбардировщиками и, повредив один из них, заставил-таки остальных повернуть вспять. А пилоты Ани Менкенов и Очир Булуктаев с первых дней наносили бомбовые удары по скоплениям вражеских войск на румынской территории, в небе над которой их самолеты были сбиты. В от­личие от погибшего Менкенова, Булуктаеву с экипажем и встретившимися по пути армейскими разведчиками все же удалось выйти к своим. Дважды выходил из окружения и рядовой зенитно-артиллерийского дивизиона 7-го Доно-Кубано-Терского корпуса, уничтоженного немцами в Западной Белоруссии, Сергей Васькин. Не сдавшись врагу в начале войны, он закончил свой боевой путь в 1945-м в Манчжурии в звании лейте­нанта.

В сражениях на западных рубежах отличились пограничник Кару Шалбуров, танкисты Игорь Шарманжинов, Санджи Гаряев, Дени Бадмаев, командир мотопехотного батальона Мацак Бимбаев, кавалерист Василий Хахлинов, артиллерист Чуча Дорджиев, зам. политрука Аюр Манцынов и многие, многие другие наши земляки.

Навечно вошли в список героев-защитников Брестской, крепости пехотинец Венициан Майоров и наводчик орудия Церен Пасугинов. Его останки, найденные под руинами одного из бастионов уже после войны, с почестями перезахоронены в героической цитадели в 1992 году.

Артиллерийское орудие сержанта под номером 12671, обнаруженное там же, экспонируется в Военном музее Санкт-Петербурга...

Илишкин Л. Герои войны: Первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за сумасшедший героизм были калмыки //Степная мозаика. – 2004. – 19 июня(№11).

ОБРАЗОВАНИЕ

(наименование учебного заведения, специальность, год окончания)

Русские становятся всё менее и менее мужественным народом. Этому способствует буквально всё. Телевидение и шоу-бизнес усиленно создают моду на женоподобных существ. Дети воспитываются и образовываются исключительно женщинами, причём далеко не лучшими из них. Последние поколения русских “мужчин” начисто лишены мужского воспитания.

Не случайно почти любой по-настоящему мужской поступок попадает под ту или иную статью уголовного кодекса. Чтобы получить ярлык фашиста, часто достаточно быть просто мужчиной.

Стоит ли удивляться тому, что страна, где мужское начало всячески подавляется, находится на грани вымирания и исчезновения?

По мнению выдающегося русского педагога Владимира Базарного всё это вещи более чем взаимосвязанные:

“Спросите благополучных, здоровых, добропорядочных, живущих в стабильной Германии молодых людей лет 30-35: почему они не заводят детей? Вряд ли вы услышите в ответ что-то вразумительное: нельзя же всерьёз принимать рассуждения о карьере, об удовольствиях свободной жизни, о том, что надо посмотреть мир, накопить денег… А в это самое время в лагере чеченских беженцев справляют свадьбу. У молодых нет жилья — только закуток в палатке, смутное представление о том, где и когда они смогут стабильно работать, но то, что дети у них появятся в положенное природой время, можно не сомневаться.

Если бы семьи сегодня распадались из-за материальных трудностей! Но всё дело в том, что всегда беда, лишения только сплачивали и закаляли семейные коллективы. А сегодня стонут и плачут от брачных мук и бедные, и богатые. Растёт насилие. У нас сотни тысяч (!) социальных сирот, беспризорников. Пьянство. Наркомания. А мы при объяснении этой семейной беды все перебираем и перебираем факторы материальной жизни. А фактор жизни духовной не учитываем. Тем временем духовная пропасть от поколения к поколению растёт всё больше .

К сожалению, нам, воспитанным на жёстком материализме, тонкая вуаль межчеловеческих отношений порой уже недоступна. Да, причин современной трагедии семьи, а в итоге — народа и государства — очень много. Но среди них есть одна самая важная, корневая. Это генетическое угасание факторов мужества у мальчиков, юношей, мужчин и приобретение ими сугубо женских характеристик.

Народы ещё в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских начал возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.

Посмотрите, у нас с каждым годом юноши становятся всё более и более женственными, а девушки всё более и более “мужчинистыми”. И процессы эти давно уже развернулись на гормонально-генетическом уровне. Согласно зарубежным исследованиям, уровень гормона, определяющего мужскую принадлежность и мужскую зрелость — тестостерона — в крови молодых мужчин к концу ХХ века составил 24-50 %. В то время как для обеспечения нормальных детородных функций он должен быть не ниже 80 %! Вот вам и благополучный Запад — и питаются они хорошо, и с экологией у них всё в порядке…”.