Петя Трофимов — вечный студент (о пьесе «Вишневый сад» А. Чехова)

Петя Трофимов - характеристика персонажа

ПЕТЯ ТРОФИМОВ - центральный персонаж комедии А. П.Чехова "Вишневый сад» (1903). Образ студента П. Т. связан в пьесе с перспективой будущего времени; предчувствием "новой жизни» и устремленностью к ней. Герои комедии зовут его не по имени-отчеству, а ласково-насмешливо - Петя. В разночинской "нескладности» этого человека можно увидеть "зажатость» Беляева ("Месяц в деревне» И. С.Тургенева). В его отношениях с Аней - узнать просветительский ригоризм Жадова, "воспитывающего» Полиньку, и Ме-лузова, "улучшающего» Негину. "Вечный студент», "облезлый барин», П. Т. освещен в пьесе мягким отношением действующих лиц к его словам и поступкам ("Петя с лестницы упал!»). Ему идет совершать промахи, неловкости - падать с лестницы, терять калоши. Его "недотепистость» сказывается и в запальчивом заявлении "Мы выше любви!», и в том, как он утешает Раневскую, произнося слова, усугубляющие ее горе. П. Т. много рассуждает, говорит умно и горячо, не являясь тем не менее ни фразером, ни краснобаем. В его монологе о "гордом человеке» слышится благородное опровержение доморощенного ницшеанства горьковского Сатина ("На дне»). Его высказывания об интеллигенции совпадают по смыслу с чеховскими словами: "Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, истеричную, фальшивую». В его совете Лопахину "не размахивать руками» есть своя историческая правота. В мыслях П. Т. о необходимости "искупления» прошлого - "страданием, необычайным, непрерывным трудом» слышны отзвуки призывов Н. Г.Чернышевского "любить будущее» и "работать для него». Сам П. Т. готов "страдать» от бедности, нужды, гонений. Но душевные страдания, страдания сознания - ему неведомы. В этом смысле он действительно "свободный человек»: свободный от прошлого, не связанный с вишневым садом личной, сердечной связью. Ему не приходится обрывать нити прошлого, "резать по живому». Раневская справедливо выговаривает ему: "Вы смело решаете все важные вопросы, но скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?» Оттого и ощущение "переходного» момента, вызревания будущего в настоящем вызывает у П. Т. чувства счастья и полноты существования: "Я предчувствую , Аня, я уже вижу его». В этом прекраснодушии, инфантилизме П. Т. кроется его "идейная наивность» - такая же неотъемлемая часть русской жизни, как "епиходовщина» или извечная надежда на то, что "бог поможет», "еще что-нибудь случится не сегодня-завтра…». Первый исполнитель роли П. Т. - В. И.Качалов (1904). Среди других исполнителей - А. Я.Таиров (1907), В. С.Золотухин (1975). Среди зарубежных исполнителей - Ж. Л.Барро (1954).

Петя Трофимов - один из персонажей пьесы «Вишневый сад», бывший учитель семилетнего сына Раневской , разночинец лет 26 или 27. Многие его называют «вечным студентом» и «гимназистом» потому что он все время учится и никак не закончит курса. Петя носит очки и любит философствовать о том, как надо жить. По его мнению, дворянство - это прошлый век. Они были слишком ленивы, а сейчас пришло время трудолюбивой молодежи.

Трофимов много скитается с места на место. На время действий, происходящих в пьесе, живет в имении Раневской, в бане, чтобы никого не стеснять. Дочь Раневской, Аня , влюблена в Петю и верит каждому его слову.

Трофимов ругает все то, что тормозит развитие России - «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. На самом деле, он и сам представитель интеллигенции, но не замечает этого. Он также красиво и много говорит, при этом ничего не делает. Характерная для Трофимова фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти» (до «высшей правды»).

Ни обещает лучшее будущее и призывает верить ему, ведь он чувствует, что счастье где-то близко. Трофимов отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным».

Раневская упрекает Трофимову в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение или нет. Вообще Раневская любит героя, называет его недотепой и гимназистом второго класса. В финале пьесы Трофимов разыскивает забыты галоши, которые становятся символом его ничтожного, хотя и освещенного красивыми словами, жизнь.

Споры о Пете Трофимове нача-лись уже давно — с момента по-явления «Вишневого сада» на сцене и в печати. Выдающийся писатель-гуманист Короленко, напри-мер, отнесся к Пете с немалым подозрением: «...для меня облезлое "лучшее будущее" — что-то непонят-ное и ненатуральное».

А критик-большевик В. В. Боровский увидел в Трофимове передового представителя молодого поко-ления, способного пойти на борьбу с враждебной средой.

Вот еще одно столкновение мнений, которое дол-жно побудить вас или принять чью-то сторону, или выработать собственную точку зрения. Итак, что вы думаете о Пете, о его взглядах, позиции, отношении к другим действующим лицам пьесы?

Почти у каждого героя «Вишневого сада» есть свои звездные минуты, когда они как бы взмывают вверх, оказываются выразителями высоких и благо-родных идей, на самом деле близких автору. Есть свои взлеты и у Пети Трофимова, но есть у него и падения. В этом отношении знаменательным являет-ся эпизод в третьем действии, когда Петя упал с лестницы: хотел забраться вверх, выше других — и упал, покатился вниз. «Высокое» и «низкое», серьез-ное и смешное в образе Пети слиты воедино.

Его речи звучат сильно и убежденно, когда он с горечью рассказывает о тяжелой жизни рабочих, упрекает интеллигенцию в бездействии. Но Чехов принципиально избегает однозначных решений. Мо-жет быть, особенно ясно это проявилось в его изображении Пети. Казалось бы, в задачу писателя вхо-дило вызвать у зрителей чувство симпатии к образу студента-демократа, подвергавшегося неоднократно пре-следованиям за свои убеждения, гордого в своей бедности, честного и принципиального в обличении прошлого, провозвестника лучших времен, призы-вающего к неустанной работе во имя приближения прекрасного будущего.

Все это так, но слишком уж велик диапазон ко-лебаний Пети Трофимова. Как-то странно уживают-ся воедино в нем восхищение абстрактным челове-чеством, которое идет вперед, и презрение к конк-ретным людям, призывы к труду и его собственное безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, безудержный оптимизм и мрачная кон-статация всеобщей испорченности, а отсюда,— и не-верие в человека: «В своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив». Не связано ли последнее обстоятельство с тем, что сам Петя в душе крайне недоволен собой? Жизнь проходит, а ему, собственно, так и не удалось ничего сделать. После долгой разлуки Раневская с печалью говорит ему: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?» — на что Трофимов отвечает: «Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин».

И еще одно важное обстоятельство. Из списка действующих лиц мы узнаем отчество Трофимова: «Петр Сергеевич». Но в пьесе так его называет только Дуняша, горничная. Все остальные зовут его уменьшительным именем — Петя. К Лопахину, на-пример, Раневская обращается исключительно по имени и отчеству. Но студент Трофимов, бывший учитель погибшего сына Раневской, так и остался в глазах обитателей усадьбы умным мальчиком, из-лишне склонным к бесплодному философствованию и абстрактным разговорам.

У Пети и у Гаева, двух явных и несомненных антагонистов, есть одна объединяющая черта: неумес-тность их речей. То, что они говорят, вообще-то само по себе бывает иногда и серьезно, и умно, но, как правило, они выбирают самое неподходящее время для своих выступлений. То Гаев начинает рассуждать в ресторане с половыми о декадентах, то Петя, оставшись наедине с Аней, произносит та-кую речь, словно он выступает на митинге, перед многочисленной толпой единомышленников: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

И Аня, всплескивая руками, восклицает: «Как хорошо вы говорите!» Как видим, и в пьесах бы-вает ощутима авторская ирония.

И еще один аспект, помогающий нам лучше уяс-нить авторскую оценку Пети Трофимова. Это лю-бовь, которая всегда была серьезным испытанием для чеховских героев. Как же справился с этим испытанием «вечный студент»?

Не показалось ли вам, что Петя Трофимов любит Аню нежной и трепетной любовью? Не случайно же в конце первого действия звучат вслед Ане взвол-нованные слова молодого человека: «Солнышко мое! Весна моя!»

Но в дальнейшем о любви речи нет, так что со-вершенно напрасно Варя так бдительно следила за молодой парой. А возмущенный Петя восклицает: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви!»

Эти слова компрометируют Петю едва ли не сильнее падения с лестницы и старых калош. О ка-кой, собственно говоря, пошлости идет речь? Неуже-ли для него любовь — пошлость?

Так проявляется ограниченность Пети, по край-ней мере в области человеческих чувств. Вполне за-кономерно, что он не способен понять и человечес-кое горе Любови Андреевны, которая доверчиво раскрывает перед ним свою душу. Насколько же она в разговоре с Петей подавляет его своей человеч-ностью, искренностью, незащищенностью. По сравне-нию с ней Петя в этой сцене какой-то замкнутый, нечуткий.

Имя Раневской — Любовь, имя Трофимова — Петр, что значит «камень». Нет у Пети настоящего чело-веческого сочувствия к страданиям и мучениям дру-гого человека. Вознесся он «выше любви», а на самом деле это означает, что он стремится себя поставить и выше вишневого сада, и выше красоты («Я не желаю быть красавцем»), и вообще выше всех людей.

Наконец, очень важно отношение Пети Трофи-мова к вишневому саду. Для Пети вишневый сад — признак чужой, враждебной культуры, это то прош-лое, с которым необходимо покончить, уничтожив его: в этом будет заключаться искупление старых грехов.

И наивная Аня доверчиво принимает логику Пети Трофимова: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде? Я любила его так нежно, мне казалось, что на земле нет лучше места, чем наш сад». Материал с сайта

Опасность проповеди Пети Трофимова велика. С позиций имеющегося исторического опыта мы знаем, к каким тяжелым последствиям могут привести призывы к уничтожению красоты на земле.

Правда, Петя и Аня вместо старого сада, судьба которого не вызывает у них ни малейшего сожа-ления, охотно говорят о новом, еще более роскош-ном и красивом. Утешая рыдающую Любовь Анд-реевну, Аня обещает ей: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Разумеется, Аня вовсе не думает о практической реализации своих речей. У нее просто эмоциональ-ное, восторженное упование на прекрасное будущее, которое, как Ане кажется, уже совсем рядом и построить которое очень легко и просто. Слишком легко, слишком просто... И не в этом ли еще один урок пьесы — предостережение, важное не только для демократической молодежи начала XX в., но и для последующих поколений?

Одну школьницу спросили: в чем она видит связь чеховской пьесы с сегодняшним днем? Что ее больше всего поразило и взволновало? Она ответила: «Петя, во-первых. Я немножко похожа на Петю. Так же категорична в суждениях. Спектакль оста-навливает: стойте, оглянитесь, подумайте, что мы рубим, что мы делаем. Петя и Аня — у них нет базы, как и у нас. Мы относимся к тем, которые бегут вперед. Впереди якобы самое важное, а по-зади-то, оказывается, вишневый сад!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • петр тимофеевич сочинение вишневый сад
  • вишневый сад образ ани и пети цитаты
  • трофимов пётр из пьесы фото фото
  • петя и аня в пьесе вишневый сад
  • чехов вишневый сад петя трофимов

А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» показал людей из разных поколений, добавив их личностям символичности. Три различных сословия участвуют в судьбе «Вишневого сада», это некогда совершенное и процветающее поместье с садом дорого для Раневской и ее брата, в нем живут младшие персонажи. К моменту пьесы строение стало упадочным, начало разрушаться и даже урожай вишен уже не тот, что ранее.

Петя Трофимов является парнем 26 лет, Раневская помнит его как симпатичного парня, который нынче ходит в очках и имеет не слишком густые волосы. О нем говорят, как о подурневшем, бедно одетом, его именуют облезлым барином. Парень никак не может окончить учебу, его отчисляют, потому он именуется вечным студентом. Он не имеет постоянной деятельности, но подрабатывает переводами.

Характеристика героя

Петя является второстепенным персонажем, он также имеет свою роль, и скорее, относится к положительным героям, хотя имеет ряд минусов. Его статус разночинец, а рос он в семье аптекаря. В отличие от остальных его не трогает судьба «Вишневого сада», с ним не связана его жизнь и воспоминания.

Основные качества характера Пети:

  • несерьезность. Не может окончить учебу;
  • доброта. К персонажу обращаются как к хорошему и доброму человеку;
  • чистота души;
  • скромность. Молодой мужчина не хочет стеснять других;
  • смешной. Его называют чудаком, он смешит окружающих;
  • философ;
  • гордость. Не берет предложенные деньги;
  • оптимист. Тяжелая жизнь и проблемы бедности не смогли устранить эту черту;
  • свободолюбив.

Автор относится к персонажу комично, к Пете все относятся с иронией, хотя он человек заурядный и обычный. Его пафосные выражения вызывают только смущение и непонимание. Герой странно смотрит на жизнь, его слова часто наглые и некрасивые, поскольку он воспринимает мир негативно. Даже сам автор двояко показывает Петю.

Образ героя в пьесе

Петя может оценить ситуацию с садом со стороны, поскольку никак в нем не заинтересован. Все остальные персонажи подавлены и растеряны. Петя является второстепенным персонажем, он не связан с судьбой поместья, может справедливо разобраться в ситуации. Его высказывания заставляют многих считать Петю недалеким, и его внешность только усугубляет картину. Он не статен, не красив. Интерес представляют его отношения с Аней, ведь они представители молодого общества. Герой постоянно попадает впросак, он прижился в имении со времен преподавания ныне погибшему сыну Раневской.

Что показывает образ Пети Трофимова в пьесе

(Андрей Феськов — Петя Трофимов, художественный фильм "Сад", 2008 )

С одной стороны Петя положителен, но Чехов старался сделать персонажей неоднозначными, и это ярко видно на примере данного героя. Петя является комическим участником истории, с его помощью автор смог ярче обозначить различия между героями. Основной состав пьесы очень любит «Вишневый сад», хватается за ушедшее время. Хотя он и не имеет привязанностей, автор выставил Петю далеко не в лучшем свете. Трофимов живет идеями светлого будущего, говорит о жизни своим трудом, считая себя выше любви. На деле он сам живет за чужой счет в поместье, и в целом является несостоятельным в нравственном смысле персонажем.

«Да, я облезлый барин…»

«Я свободный человек».

А. Чехов «Вишнёвый сад»

«Вечный студент» Петя Трофимов. Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей право­те и в возможность преобразований. Во-вторых, эго учащаяся мо­лодежь, то есть люди, которым суждено ежедневно пополнять свои знания, соприкасаться с новым в науке, философии, искусстве. Всё это заставляет человека задумываться, что-то решать, постоянно двигаться вперёд и бороться с отживающим, устаревшим. ,

Недаром в русской литературе довольно широко представлено студенчество. Это нигилист Базаров, отрицавший искусство, любовь, красоту - «эмоцио» и веривший только в науку - «рацио». Это «новые» и «особенные» люди Чернышевского: «разумные» эгоисты Лопухов, Кирсанов, Рахметов. Это создавший свою чудовищную теорию совестливый убийца Родион Раскольников, как бы реально откликнувшийся на призыв Герцена: «К топору зовите Русь».

Все они - представители революционно-демократической молодёжи конца 50-х - середины 60-х годов. Пётр Сергеевич Трофимов - представитель студенчества начала уходящего XX века. Молодой человек в «поношенном мундире, в очках», «вечный студент», как называет его Варя. Дважды его отчис­ляли из университета - вряд ли за академическую задолжен­ность, скорее за участие в каком-нибудь революционном круж­ке, за пропагандистскую деятельность или участие в студен­ческих демонстрациях.

«Мне ещё нет тридцати, я молод, я ещё студент, но я уже столько вынес!., куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Практически вся жизнь Пети осталась «за кадром», видимо, из-за цензурных соображений Чехов много не смог сказать. Но и того, о чём написано, немало, чтобы судить о взглядах, мнениях Пети, о его деятельности. Петя - отнюдь не либерал-пустослов, а чело­век действия (хотя в пьесе мы этого прямо не видим), ратующий за коренные преобразования. В отличие от Раневской, Гаева и дру­гих, он знает, для чего живёт, что будет делать.

«Должно быть, я буду вечным студентом», - говорит Трофи­мов. А это значит не только то, что его ещё не раз будут выгонять из университета. Это значит, что он ещё многому будет учиться. Это значит, что «студент» - для него своего рода звание, олицет­воряющее всё молодое, прогрессивное и борющееся.

А вот Раневская доживает настоящее. Будущего у неё нет. Вме­сте с садом она теряет последнее, что связывает её с прошлой, луч­шей частью её жизни. У неё нет никаких перспектив. Единствен­ное, что ей остаётся, - так это попросить Петю: «Пожалейте меня, хороший, добрый человек», и Трофимов жалеет эту милую слабо­вольную женщину, которая потеряла сына, лишилась имения, лю­бит в общем-то ничтожного человека. Петя сочувствует ей, что не мешает ему сказать Раневской: «… нет поворота назад, заросли до­рожки. Успокойтесь, дорогая!»

Интересны взаимоотношения Пети с другими персонажами. Петя - умный, понимающий, тонко чувствующий душу другого человека, всегда умеющий дать точную оценку событиям и лю­дям. Он даёт меткую характеристику Лопахину: «… вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена ве­ществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Уезжая, он советует Лопахину отказаться от привычки размахи­вать руками. Только он чувствует тонкую, нежную душу купца, за­сыпающего над книгой, замечает его нежные, как у артиста, пальцы.

В имение Раневской Петя приезжает из-за Ани. Он живёт в бане, боясь стеснить хозяев. Только глубокая привязанность к девушке заставляет его быть здесь. А иначе - чт,о у него может быть общего с владельцами выставленного на торги имения?

Однако Петя утверждает, что они «выше любви», сердится на Варю, которая следит за ними: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далёк от пошлости». Что это - парадокс? Да нет, конечно. В своих замечаниях он пытается выразить свой протест против любви как олицетворения «мелких», «призрачных», «пошлых» чувств и своё убеждение, что человек, ставший на путь борьбы, должен отказаться от личного счастья (это уже что-то базаровское).

Но всё же это лишь налёт юношеского максимализма и наи­вности. И чувства Пети намного сильнее и глубже, чем он пыта­ется себе доказать.

Влияние Пети на Аню неоспоримо. Интересно, что в разгово­рах с Аней проступают какие-то лекторские нотки (вероятно, ему всё же часто приходилось заниматься лекторской деятельностью).

Интересно, что Петю часто называют «смешным человеком», «смешным чудаком», «недотёпой». Почему? Мне кажется, что Ра­невская порою, боясь суждений Трофимова, видя его правоту и пытаясь как-то защититься, называет его смешным, так как у неё просто нет других аргументов для спора. (Здесь можно где-то провести аналогию с Чацким, которого объявили сумасшедшим от страха за его правоту, от бессилия противостоять ему).

С другой стороны, чтобы не делать из Пети слишком сухого, пра­вильного человека, Чехов, возможно, специально подчеркнул его не­которую наивность, угловатость. А может быть, из цензурных сооб­ражений, чтобы не делать его центральной фигурой. Ведь он и Аня - живой мостик между прошлым и будущим. Он олицетворение этого непонятного, неизвестного ни ему, ни его автору будущего, очищен­ного от эксплуатации и чистогана страданием и трудом. За пределами сцены он, видимо, не так одинок, если употребляет вместо «Я» - «мы». Он верит в свою звезду и в звезду своей России: «Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперёд! Не от­ставай, друзья!» Он живёт не столько реальной верой в будущее, сколько мечтой. А «мечта прекрасная» - всегда неясная. Особенно в России.