Лев Николаевич Толстой
Рассказы о детях
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
Помогите, волк!.Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать:
Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
_________________
КАК ТЕТУШКА РАССКАЗЫВАЛА О ТОМ, КАК ОНА ВЫУЧИЛАСЬ ШИТЬ
Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь», а я всё приставала.
Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.
Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» - я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.
Когда я легла спать, мне всё мерещились стежки; я всё думала о том, как мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь.
А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.
_________________
КАК МАЛЬЧИК РАССКАЗЫВАЛ ПРО ТО, КАК ЕГО В ЛЕСУ ЗАСТАЛА ГРОЗА
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шёл дым. Вокруг меня лежали оскрётки от дуба. Платье на мне было всё мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно. Я нашёл свою шапку, взял грибы и побежал домой. Дома никого не было; я достал в столе хлеба и влез на печку. Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть. Я закричал: «Что вы без меня едите?» Они говорят: «Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь».
_________________
КОСТОЧКА
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит- одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
_________________
ДЕВОЧКА И ГРИБЫ
Две девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре:
«Не ходи назад!»
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала:
«Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.
_________________
КАК МАЛЬЧИК РАССКАЗЫВАЛ О ТОМ, КАК ОН ДЕДУШКЕ НАШЕЛ ПЧЕЛИНЫХ МАТОК
Мой дедушка летом жил на пчельнике. Когда я прихаживал к нему, он давал мне мёду.
Один раз я пришёл на пчельник и стал ходить промеж ульев. Я не боялся пчёл, потому что дед научил меня тихо ходить по осеку.
И пчёлы привыкли ко мне и не кусали. В одном улье я услышал, что-то квохчет.
Я пришёл к деду в избушку и рассказал ему.
Он пошёл со мною, сам послушал и сказал:
Из этого улья уже вылетел один рой, первак, со старой маткой; а теперь молодые матки вывелись. Это они кричат. Они завтра с другим роем вылетать будут.
Я спросил у дедушки:
Какие такие бывают матки?
Он сказал:
Приходи завтра; бог даст, отроится, - я тебе покажу и мёду дам.
Когда я на другой день пришёл к дедушке, у него в сенях висели две закрытые роевни с пчёлами. Дед велел мне надеть сетку и обвязал мне её платком по шее; потом взял одну закрытую роевню с пчёлами и понёс её на пчельник. Пчёлы гудели в ней. Я боялся их и запрятал руки в портки; но мне хотелось посмотреть матку, и я пошёл за дедом.
На осеке дед подошёл к пустой колоде, приладил корытце, открыл роевню и вытряхнул из неё пчёл на корыто. Пчёлы поползли по корыту в колоду и всё трубили, а дед веничком пошевеливал их.
А вот и матка! - Дед указал мне веничком, и я увидал длинную пчелу с короткими крылышками. Она проползла с другими и скрылась.
Потом дед снял с меня сетку и пошёл в избушку. Там он дал мне большой кусок мёду, я съел его и обмазал себе щёки и руки.
Лев Толстой «Птичка» Быль
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтоб птиц ловить.
Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить во двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.
Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
— Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!
Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.
Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
— Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
Мать сказала:
— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
— Нет, я его кормить и поить буду.
Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду.
Мать ему и говорит:
— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.
Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
— Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку.
Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.
— Мама! Что мне теперь делать?
— Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив.
Серёжа долго не мог заснуть, всякий раз, как закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.
Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.
С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.
Лев Толстой «Котёнок» Быль
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася взлез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мама раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки — увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.
Лев Толстой «Лев и собачка»
Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.
Лев Толстой «Зайцы»
Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Русские писатели по праву считаются настоящими гениями литературы. Все они внесли неоценимый вклад в развитие искусства слова, поэтому их произведения остаются актуальными в наше время и будут актуальны ещё на протяжении многих лет. Во многом это обусловлено тем, что все писатели были не просто образованными и мудрыми, но ещё и талантливыми людьми. Это помогало им создавать не просто сложные и актуальные, но и интересные произведения.
Лев Толстой
Одним из самых известных русских классиков является Лев Толстой, книги которого печатались огромными тиражами. Его произведения известны своей масштабностью и глубокими философскими проблемами, которые раскрывает автор.
Книги Толстого, как правило, очень объёмные, но не потому, что он много повторяется, а потому, что подходит к раскрытию той или иной темы максимально основательно. Писатель всегда пытается добраться до самой сути вещей. В этой статье речь пойдёт о главных книгах Толстого, которые имели наибольший общественный резонанс и которые внесли действительно огромный вклад в мировую культуру.
Война и мир
Роман-эпопея "Война и мир" является одним из самых значительных произведений мировой литературы 19-го века. Он не просто показывает важные исторические события того времени, он передаёт атмосферу того времени, настроения людей и рассказывает о самых важных вещах.
Замысел романа изначально в корне отличался от того, что получилось в итоге. Толстой хотел написать книгу о жизни декабриста, который вернулся из ссылки. Однако в процессе работы писатель понял, что те мысли, которые он хочет донести до людей, требуют более глубокого и тщательного анализа русской жизни. Именно поэтому повествование начинается задолго до событий 14 декабря 1925.
Автор ведёт своих героев на протяжении нескольких десятилетий их жизни, показывая их нравственное развитие в контексте исторических событий. Война с Наполеоном полностью изменила сознание людей того времени. Они перестали говорить на французском, разочаровались в войне и военных лидерах, но самое главное - они начали понимать, в чём настоящая ценность жизни.
Герои романа - это очень сложные и многогранные личности, которые своими жизненными исканиями пытаются прийти к вечным истинам и рассказать о них читателю. Книга Толстого "Война и мир" - это роман о самых главных в жизни вещах, которые должны быть усвоены каждым человеком. Именно поэтому это произведение любят во всём мире. Его много раз экранизировали как в России, так и за рубежом. Особое внимание стоит обратить на экранизацию, снятую советским режиссёром Сергеем Бондарчуком, ведь за неё он был удостоен кинопремии "Оскар" в 1965 году.
"Анна Каренина"
Книги Л. Н. Толстого часто экранизируются известными зарубежными режиссёрами. По роману "Анна Каренина" в 2012 году снял фильм британец Джо Райт. Этот проект был очень успешным и собрал в прокате около 70 миллионов долларов. Главные роли сыграли такие известные актёры, как Кира Найтли и Джуд Лоу.
Сюжет романа разворачивается в Петербурге 19-го века. Очень уважаемый и богатый представитель золотой молодёжи граф Вронский влюбляется в замужнюю девушку Анну Каренину. Она была отдана замуж не по своей воле и не любила мужа, который был намного старше её. Между Вронским и Анной Карениной начинается роман, который ломает судьбы обоих и приводит к печальным последствиям…
"Анна Каренина", как и все книги Толстого, отражает главные проблемы русской жизни. Этот роман рассказывает, какие последствия бывают у тех браков, которые заключаются не по любви. Он учит быть внимательнее к близким людям, а также честным по отношению к себе и окружающим.
"Воскресение"
Роман "Воскресение" стал последним произведением Льва Николаевича Толстого. Он был напечатан огромным тиражом и переведён практически на все основные языки мира. Это было необходимо, так как интерес к творчеству Толстого был огромным, особенно после публикации романов "Война и мир" и "Анна Каренина".
Этот роман вышел гораздо позже, чем все предыдущие книги Толстого. Это во многом подогревало интерес общественности к данному произведению. Однако немаловажную роль в такой популярности сыграло то, что тема романа была очень актуальна в то время. Сюжет рассказывает о том, как молодой офицер, совершенно не думая о последствиях, соблазнил невинную девушку. Такой поступок стал роковым в его судьбе. После этого жизнь обоих героев сильно изменилась…
Роман "Воскресение", как и предыдущие произведения Толстого, был экранизирован огромное количество раз режиссёрами из разных стран. Особое внимание стоит обратить на фильм советского режиссёра Михаила Швейцера, снятый в 1960 году.
В заключение
Произведения Льва Николаевича Толстого знают и любят не только в России, но и за ее пределами. Он был новатором в области литературы, именно из-под его пера впервые начали появляться очень распространённые сейчас литературные приёмы. Книги Толстого - настоящая классика мировой литературы.
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
– Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, иг – рали с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить
Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить.
Она сказала:
– Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь.
А я всё приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков: один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня:
– Что ты?
Я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.
Когда я легла спать, мне всё мерещились стежки; я всё думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь.
А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.
Девочка и грибы
Две девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина далеко, слезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая – перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре:
– Не ходи назад!
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала:
– Брось грибы!
А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.
Как мальчик рассказывал про то, как его не взяли в город
Собрался батюшка в город, а я ему говорю:
– Батя, возьми меня с собой.
А он говорит:
– Ты там замёрзнешь; куда тебя…
Я повернулся, заплакал и пошёл в чулан. Плакал-плакал и заснул.
И вижу я во сне, будто от нашей деревни небольшая дорожка к часовне, и вижу я – по этой дорожке идёт батя. Я догнал его, и мы пошли с ним вместе в город. Иду я и вижу – впереди топится печка. Я говорю: «Батя, это город?» А он говорит: «Он самый». Потом мы дошли до печки, и вижу я – там пекут калачи. Я говорю: «Купи мне калачика». Он купил и дал мне.
Тут я проснулся, встал, обулся, взял рукавицы и пошёл на улицу. На улице ребята катаются на ледянках и на салазках. Я стал с ними кататься и катался до тех пор, пока не иззяб.
Только я вернулся и влез на печку, слышу – батя вернулся из города. Я обрадовался, вскочил и говорю:
– Батя, что – купил мне калачика?
Он говорит:
– Купил, – и дал мне калач.
Я с печи скочил на лавку и стал плясать от радости.
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить. Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется. Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.
Мать говорит:
– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь!
– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.
Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей!..И как у него сердце бьётся!
Мать сказала:
– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
– Нет, я его кормить и поить буду.
Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и говорит:
– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив; но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.
– Мама! Что мне теперь делать?
– Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро ды – шал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть. Всякий раз, как закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит. Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.
Лев Николаевич Толстой - известный русский писатель, крупнейший романист XIX века, золотого века русской литературы. Является автором всемирно известных произведений, таких как романы « » и «Анна Каренина». В настоящее время считается одним из лучших автором мира. Его произведения экранизируют, ставят в театре, на них ссылаются многие современные авторы.
Лев Толстой являлся представителем класса дворянства, корни которого велись ещё с петровских времён. Писатель имел множество влиятельных родственников среди представителей высшей аристократии. Со стороны матери, которая носила в девичестве фамилию Волконская, то же было множество знатных людей.
Лев Николаевич страстно любил свою родню, особенно своего деда, Илью Андреевича, который впоследствии послужил прототипом для одного из героев романа «Война и мир».
Детство и юность писателя
Лев Николаевич Толстой появился на свет 9 сентября 1828 года в родовом имении Ясная Поляна, недалеко от Тулы, в семье потомственных дворян. Будущий великий писатель был средним сыном в большой семье с четырьмя детьми. В 1830 году маленький Лев потерял мать, которая умерла от родильной горячки, а ещё через семь лет мальчик лишился и отца. Так, опекунство над Толстым на себя взяли двоюродный брат отца и тётя, после смерти которой мальчик уехал в Казань.
Начальное образование граф Лев Толстой получил дома, ему обучали французские и немецкие гувернёры. В 1843 году граф поступил в университет в Казани на факультет по изучению восточной культуры. Однако будущему светочу русской литературы не удалось справиться с трудностями учебной программы, что заставило его перевестись на более лёгкий юридический факультет. Впрочем, трудности не оставили его на этом факультете. В итоге Толстой даже не смог окончить университет со степенью.
Юный граф вернулся в родное имение, где начал заниматься устройством сельского хозяйства. Правда, и это начинание не увенчалось успехом из-за постоянных отъездов в Москву и Тулу. Однако всё это время Толстой вёл дневник , который вдохновил его на написание множества будущих произведений. Привычка записывать происходящие с ним события писатель пронёс с собой через всю жизнь.
В один из дней старший брат Льва, Николай, вернувшись домой, чтобы провести свой отпуск, полагавшийся ему как армейскому офицеру, убедил брата присоединиться к войскам. Так, Лев Толстой в звании юнкера отправился служить на юг, на Кавказские горы, откуда после был переведён в Севастополь, где будущий писатель принял участие в Крымской войне. Основным событием войны, которое нашло своё отражение и в произведениях автора, является героическая оборона Севастополя. Ей посвящено произведение «Севастопольские рассказы».
Литературный путь автора
Во время военной службы у Толстого было много свободного времени, и он начал заниматься литературным творчеством. В периоды затишья было написано автобиографическое произведение «Детство», ставшее первой книгой в трилогии автобиографических книг Толстого. «Детство» было опубликовано в «Современнике», популярном литературном журнале, в 1852 году. Произведение получило лестные отзывы, критики начали ставить Льва Николаевича в один ряд с такими писателями, как Тургенев, Островский и Гончаров.
Во время Крымской кампании Толстой написал ещё несколько произведений:
- «Казаки». Произведение о повседневной жизни на армейской заставе. Начато во время Крымской войны, но закончено лишь в 1862 году, уже после того, как писатель покинул действующие войска.
- «Отрочество». Вторая книга из автобиографической трилогии. Удивительно, но произведение писалось во время активного ведения боевых действий.
- «Севастопольские рассказы». В них автор выражает своё отношение к войне, показывает её противоречивость. В этом цикле писатель экспериментирует со стилем, в частности, меняет повествование от первого лица, переходя на третье. Так, во втором рассказе мы видим взгляд рядового солдата на происходящие события.
После окончания войны Толстой покинул вооружённые силы и вернулся на Родину.
Уехав на фронт никому не известным юнкером, он вернулся в Петербург признанным литературным талантом. В 1857 году Лев Николаевич уезжает в Париж, в это время публикуя заключительную часть трилогии - «Юность». Вернувшись на Родину в 1862 году, он заключает брак с дочерью лекаря Софьей Андреевной Берс.
Не пропустите: как , азы литературы, пошаговая инструкция.
Крупные произведения
С женитьбой в жизни писателя наступил светлый период. Толстой чувствует себя по-настоящему счастливым вместе с Софьей Андреевной , которая всячески помогает ему в литературном творчестве, в отсутствие секретаря переписывая его черновики. Итак, в шестидесятые годы XIX века Лев Толстой пишет своё самое знаменитое произведение - «Война и мир».
Небольшая часть произведения была опубликована в журнале «Русский вестник» в середине шестидесятых годов. Изначально оно называлось «1805 год». Через три года свет увидели ещё три главы. В 1869 году работа над романом была завершена. Произведение имело колоссальный успех.
В это же время писатель занимался переводами басен Эзопа на русский язык. Ещё многие задаются вопросом, писал ли Лев Толстой рассказы для детей. Как раз-таки в период с 1872 по 1875 году автор создаёт детские произведения «Азбука», «Арифметика», «Дурень» (сказка-стих) и несколько книг для детского чтения.
Поздняя проза
В определённый период своей жизни Лев Толстой глубоко погрузился в религиозные учения и писал множество трактатов о сущности веры. Однако в 1880-е и 1890-е года автор продолжал работать и над беллетристикой. В это время писатель уходит от жанра романа. Основным становится рассказ с глубокой моралью. На первый план выходит и реализм в произведениях.
Итак, к поздним произведениям Льва Николаевича Толстого относятся:
Смерть и наследие
Многочисленные паломничества, которые совершал Лев Толстой в своей старости, сильно подорвали его здоровье. Так, великий писатель в ноябре 1910 года остановился для ночлега на глухой железнодорожной станции Астапово. Однако болезнь лёгких, которая беспокоила Толстого уже некоторое время, дала о себе знать внезапным обострением, и 20 ноября величайший русский писатель скончался. Похоронен на родовом кладбище в Ясной Поляне.
У него осталась жена и десять детей, которые, однако, были обеспечены на всю оставшуюся жизнь за счёт литературных гонораров Толстого.
Льва Толстого считали, считают и будут считать одним из величайших русский и мировых писателей. Он создал поистине великолепные произведения , на которых выросло уже не одно поколение молодых людей. «Война и мир» - роман, который знаком практически каждому человеку не только в нашей стране, но и во всём мире. Научное сообщество высоко оценивает Толстого как человека с удивительным даром описания человеческой натуры и воссоздание исторической эпохи во всей её детальности и многообразии.