Презентация на тему "евгений онегин". Роман «Евгений Онегин История создания романа евгений онегин презентация

«Евгений Онегин» История создания романа.

Подготовила презентацию учитель литературы МАОУ ПСОШ №2 Колесник Е.И.


«Евге́ний Оне́гин» (дореф. «Евгеній Онѣгинъ» ) - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823-1831 годах, одно самых значительных произведений русской словесности.

История создания

Пушкин работал над этим романом свыше семи лет. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только « Бориса Годунова » он характеризовал этим же словом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Пушкин начал работу над «Онегиным» в мае 1823 года в Кишиневе , во время своей ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина», оставив её в качестве приложения. Из романа также пришлось изъять одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в излишне резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно - Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он её уничтожил [


Он охватывает события с 1819 по 1825 год : от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов . Это были годы развития русского общества, время правления Александра I . Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него - любовная история. В целом, в романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века , то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.


Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона « Дон Жуан ». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы. Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей и сейчас достоверно демонстрируют читателям особенности жизни той эпохи.

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».


Строфика

Роман написан особой « онегинской строфой ». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба .

Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно , строки с пятой по восьмую - попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.


Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву , светский Санкт-Петербург . Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина


  • Онегин и Татьяна. Эпизоды:
  • Знакомство с Татьяной, Разговор Татьяны с няней, Письмо Татьяны к Онегину, Объяснение в саду, Сон Татьяны. Именины, Посещение дома Онегина, Отъезд в Москву, Встреча на балу в Петербурге через 3 года, Письмо Онегина к Татьяне (объяснение), Вечер у Татьяны.
  • Знакомство с Татьяной,
  • Разговор Татьяны с няней,
  • Письмо Татьяны к Онегину,
  • Объяснение в саду,
  • Сон Татьяны. Именины,
  • Посещение дома Онегина,
  • Отъезд в Москву,
  • Встреча на балу в Петербурге через 3 года,
  • Письмо Онегина к Татьяне (объяснение),
  • Вечер у Татьяны.
  • Онегин и Ленский. Эпизоды: Знакомство в деревне, Разговор после вечера у Лариных, Визит Ленского к Онегину, Именины Татьяны, Дуэль (Ленский погибает).
  • Знакомство в деревне,
  • Разговор после вечера у Лариных,
  • Визит Ленского к Онегину,
  • Именины Татьяны,
  • Дуэль (Ленский погибает).

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки, вынудившей Евгения покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина.

Евгений родился «на брегах Невы », то есть в Петербурге, в не самой успешной дворянской семье:

«Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец».

Онегин получил соответствующее воспитание - сначала, имея гувернантку Madame (не путать с нянькой), затем - гувернёра -француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Евгений Онегин . Один из его возможных прототипов - Чаадаев , названный самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным. «В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта - от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский . То же следует сказать и о Татьяне». (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину») В начале романа ему 18 лет [ источник? ] , в конце - 26 лет.

Татьяна Ларина

Ольга Ларина , её сестра - обобщённый образ типичной героини популярных романов; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания. На год младше Татьяны.

Владимир Ленский - «энергичное сближение Ленского с Кюхельбекером , произведенное Ю. Н. Тыняновым (Пушкин и его современники. С. 233-294), лучше всего убеждает в том, что попытки дать поэту-романтику в ЕО некоторый единый и однозначный прототип к убедительным результатам не приводят». (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»).

Няня Татьяны - вероятный прототип - Арина Родионовна , няня Пушкина



Главное меню Урок 1 История создания романа. Урок 1 История создания романа. Урок 1 История создания романа. Урок 1 История создания романа. Урок 2 Жизнь столичного дворянства как развернутая экспозиция Урок 2 Жизнь столичного дворянства как развернутая экспозиция Урок 2 Жизнь столичного дворянства Урок 2 Жизнь столичного дворянства Урок 3 Автор и герой в романе Урок 3 Автор и герой в романе Урок 3 Автор и герой в романе Урок 3 Автор и герой в романе Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 4 Евгений Онегин в деревне. Онегин и Ленский Урок 5 Сестры Ларины Урок 5 Сестры Ларины Урок 5 Сестры Ларины Урок 5 Сестры Ларины Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 6 Онегин и Татьяна Урок 7 Именины Татьяны Урок 7 Именины Татьяны Урок 7 Именины Татьяны Урок 7 Именины Татьяны Урок 8 Дуэль как кульминация первой сюжетной линии Урок 8 Дуэль как кульминация первой сюжетной линии Урок 8 Дуэль как кульминация Урок 8 Дуэль как кульминация Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 9 Жизнь московского дворянства Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа Урок 10 Герои Пушкина в начале и в конце романа




На возможность появления романа в печати Пушкин не рассчитывал, опасаясь цензуры. «О моей поэме нечего и думать… Если когда-нибудь и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не в Петербурге… Не знаю, пустят ли бедного «Онегина» в небесное царствие печати; на всякий случай попробую …», «..Чтоб напечатать Онегина, я …готов хоть в петлю» - писал он в 1823 – 1824 годах Вяземскому, Бестужеву, А.И.Тургеневу.


История создания Роман создавался в течение 7 лет. Однако и после этого работа над ним продолжалась: была написана 10 глава, содержание которой охватывало начало движения декабристов. Пушкин сжег эту главу, оставив в зашифрованном виде отдельные отрывки; написано письмо Онегина к Татьяне, которого раньше не было в романе; глава «Странствие» была автором исключена. В таком виде подготовил Пушкин роман к печати.


Реализм Реализм- художественное направление, предполагающее правдивое изображение действительности, при котором жизнь изображается в образах, соответствующих сути жизни Реализм- художественное направление, предполагающее правдивое изображение действительности, при котором жизнь изображается в образах, соответствующих сути жизни




«Собранье пестрых глав» Роман Пушкина как «энциклопедия русской жизни» В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. В. Белинский






Хронология романа Роман начинается зимой 1819 года Весной 1820 года Онегин едет в деревню (а автор на юг, в ссылку). Там Онегин знакомится с Ленским и с Татьяной Летом 1820 года Татьяна пишет письмо и происходит первое объяснение Онегина с Татьяной Зимой 1821 года в Татьянин день Онегин на балу у Лариных Через день, т. е. 14 января, дуэль В 1821 году Онегин уезжает путешествовать Зимой года Татьяна приезжает в Москву и вскоре выходит замуж Онегин попадает в Одессу, когда там был Пушкин, т. е. в 1823 или 1824 году Затем Онегин направляется в Петербург, где проводит зиму 1824/25 года, вновь встречается с Татьяной Весной 1825 года последнее объяснение с Татьяной годы годы созревания декабристского движения.


Особенности композиции романа 1. Нет начала и нет конца 2. Соединены две сюжетные линии Онегин и Ленский Онегин и Татьяна 3. Основной принцип –симметрия (зеркальность, повторение ситуации) 4. Каждая глава – новый этап сюжета 6. «Онегинская « строфа 5. Композиционная роль пейзажа (показывает ход времени)


«Онегинская» строфа А Мой дядя самых честных правил, Б Когда не в шутку занемог, А Он уважать себя заставил Б И лучше выдумать не мог... __________________________ В Его пример другим наука; В Но, боже мой, какая скука Г С больным сидеть и день и ночь, Г Не отходя ни шагу прочь! __________________________ Д Какое низкое коварство Е Полуживого забавлять, Е Ему подушки поправлять, Д Печально подносить лекарство... Ж Вздыхать и думать про себя: Ж «Когда же черт возьмет тебя!» Перекрестная рифма (тема) Смежная рифма (развитие темы) Опоясывающая рифма (развитие темы) Заключительное двустишие (итоговое осмысливание)


Подумай! В романе есть отступления от «онегинской» строфы, например, песня девушек… В романе есть отступления от «онегинской» строфы, например, песня девушек… Найдите еще примеры таких отступлений и попытайтесь объяснить их. Найдите еще примеры таких отступлений и попытайтесь объяснить их.


Жизнь столичного дворянства «И завтра то же, что вчера…» Как вы объясните имя и фамилию главного героя? Как вы объясните имя и фамилию главного героя? Какое образование и воспитание получил Евгений Онегин? Какое образование и воспитание получил Евгений Онегин? (С детства его образование и воспитание не было глубоким) (С детства его образование и воспитание не было глубоким)


Жизнь столичного дворянства «Утро» /строфа XV/ «Утро» /строфа XV/ «День» /строфа XVI / «День» /строфа XVI / Театр /строфа XVII-XXII / Театр /строфа XVII-XXII / «Антракт» в кабинете /строфа XXIII-XXVI/ «Антракт» в кабинете /строфа XXIII-XXVI/ Бал-утро/строфа XXVII-XXVIII/ Бал-утро/строфа XXVII-XXVIII/ Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Основные факторы, обусловившие его характер – принадлежность к высшему свету, обычное воспитание, обучение. Он ведет жизнь свободного дворянина, не обремененного службой. Это суетный, беззаботный, насыщенный развлечениями и любовными романами утомительно длинный день.Вся жизнь героя -однообразное, бессмысленное, бездеятельное времяпрепровождение. Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Основные факторы, обусловившие его характер – принадлежность к высшему свету, обычное воспитание, обучение. Он ведет жизнь свободного дворянина, не обремененного службой. Это суетный, беззаботный, насыщенный развлечениями и любовными романами утомительно длинный день.Вся жизнь героя -однообразное, бессмысленное, бездеятельное времяпрепровождение.


Подумай! Был ли счастлив Евгений Онегин? Был ли счастлив Евгений Онегин? Почему вы так считаете? Почему вы так считаете? Объясните, почему Пушкин называет Онегина «угрюмым, томным»? Объясните, почему Пушкин называет Онегина «угрюмым, томным»? Дайте характеристику высшему свету Петербурга: что ценят в свете? Дайте характеристику высшему свету Петербурга: что ценят в свете? В чем отличие Онегина от всех, ему подобных? В чем отличие Онегина от всех, ему подобных? С кем дружил Онегин? С кем дружил Онегин?


Автор и герой в романе В романе три главных героя: Пушкин, Евгений Онегин и лирический герой. В романе три главных героя: Пушкин, Евгений Онегин и лирический герой. Лирический герой - герой, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой - герой, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Высказывания лирического героя – лирические отступления. Высказывания лирического героя – лирические отступления.


«Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…» Предмет сопоставления Пушкин Онегин Образование Лицей «Ученый малый, но педант..» Поэзия Дело всей его жизни «Не мог он ямба от хорея…отличить..» Любовь Много и искренне любил «В любви считался инвалидом..» Театр «Волшебный край!...» «На сцену…в большом рассеянии взглянул, отворотился и зевнул…» Внешний вид «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» «В своей одежде был педант и,… франт..» Балы «Я был от балов без ума,» «Весельем шумным утомлен..» Женская красота «Как я завидовал волнам,..с любовью лечь к ее ногам..» «Рано чувства в нем остыли» Природа «Поля! Я предан вам душой!» «На третий… роща, холм и поле его не занимали боле…»


Пушкин и лирический герой (повествователь) Предмет сопоставления Пушкин Повествователь Обучение «..в садах лицея я безмятежно расцветал» «Мы все учились понемногу» Татьяна «Я так люблю Татьяну милую мою!..» «Но тут с победой поздравляю Татьяну милую мою» Женщины «Мои богини!..» «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» Любовь «Любви все возрасты покорны..» «Любите самого себя» Ленский «Я сердечно люблю героя моего» «Любовник молодой, поэт, задумчивый мечтатель,..» Жизнь За все,..зв все твои дары..благодарю тебя «УЁ ничтожность разумею, и мало к ней привязан я..» Юность «О юность легкая моя! «Мне грустно думать, что напрасно была нам молодость дана» Русская речь «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю» «вульгарно –люблю я очень это слово»


Пушкин и лирический герой Заполни пробелы в таблице! Предмет сопоставления Пушкин Повествователь Онегин «Добрый мой приятель» Театр, балы «Я был от балов без ума» Романе «Плоды трудов моих отдам» Дружба «Мы почитаем всех нулями и единицами себя» Природа, деревня Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины» Татьяна «Милая Татьяна!..» Родня «Чтоб остальное время года не думали о нас они»


«О деревня!» Почему Онегин едет в деревню? /Скука Онегина не имеет ничего общего с недовольством жизнью..Эта скука –простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни..Из-за чего суетятся, подличают, актерствуют самые презренные люди? «Денег ради,» - отвечает Пушкин./




Подумай! Что искал Онегин в шкафах дяди? Что искал Онегин в шкафах дяди? Как изменил Онегин жизнь крестьян? Как изменил Онегин жизнь крестьян? Почему от Онегина отвернулись все его соседи? Почему от Онегина отвернулись все его соседи? Жизнь в деревне не может разрушить в Онегине чувство превосходства над людьми. Почему это превосходство даже укрепилось? Жизнь в деревне не может разрушить в Онегине чувство превосходства над людьми. Почему это превосходство даже укрепилось?


Онегин и Ленский Что представлял собою Ленский? Что представлял собою Ленский? Что любил Ленский? Что любил Ленский? Почему соседи Ленского называли «полурусским» ? Почему соседи Ленского называли «полурусским» ? Почему сдружились Онегин и Ленский? Почему сдружились Онегин и Ленский?


Подумай! Способен ли Онегин на высокую дружбу? Способен ли Онегин на высокую дружбу? А Ленский? А Ленский? Кто в этой дружбе «ведущий»? Кто в этой дружбе «ведущий»? Почему Ленского соседи любили, а Онегина – нет? Почему Ленского соседи любили, а Онегина – нет?


Общение с Ленским усиливает В Онегине потребность одушевления, сильных чувств. Онегин не осмеял наивную пылкость Ленского. В юном Ленском Онегину все было ново, как было новым ощущение потребности чувствовать. Оживление сердца Онегина – отголосок пылких чувств Ленского. С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, Сердечного « невежества», благородства и преданности чувствам. Душа Ленского не увяла в «пылкой Германии», ему близка и понятна русская деревня, в нем, «полурусском», русского больше, чем в Онегине. Не только крайности свели Онегина и Ленского, в них Было и немало общего: отчужденность от помещичьей среды, часть европейского духовного развития, и своеобразное выражение души русской, у каждого по-своему.






Подумай! В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? Что было в Ольге? А чего не было? Что было в Ольге? А чего не было? Чего не было В Татьяне? А что было? Чего не было В Татьяне? А что было? Почему две сестры никогда не бывают вместе? Почему две сестры никогда не бывают вместе?


Почему Пушкин называет свою героиню «русскою душою»? Простонародное имя Простонародное имя Связь с природой Связь с природой Деревенский мир с рассказами и сказками Деревенский мир с рассказами и сказками Любовь к книгам Любовь к книгам Мечтательность, одухотворенность Мечтательность, одухотворенность Сосредоточенность на внутренних движениях души Сосредоточенность на внутренних движениях души


Подумай! Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему книгу Татьяны Пушкин называет «опасной»? Почему книгу Татьяны Пушкин называет «опасной»? Почему Онегин после посещения дома Лариных спрашивает Ленского не об Ольге, а о Татьяне? – /«Скажи, которая Татьяна?»/ Почему Онегин после посещения дома Лариных спрашивает Ленского не об Ольге, а о Татьяне? – /«Скажи, которая Татьяна?»/


Онегин и Татьяна Жизнь Онегина делает неожиданный поворот: он получает письмо от Татьяны Лариной Жизнь Онегина делает неожиданный поворот: он получает письмо от Татьяны Лариной Характер Татьяны, как и характер Онегина,– динамичный, развивающийся.Но она в романе произносит лишь несколько слов, не считая ее последнего монолога. Почему? Характер Татьяны, как и характер Онегина,– динамичный, развивающийся.Но она в романе произносит лишь несколько слов, не считая ее последнего монолога. Почему?


Подумай! Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему Татьяна влюбилась именно в Онегина? Почему решилась писать к нему? Почему решилась писать к нему? Благородно ли поступил Онегин, получив письмо Татьяны? Благородно ли поступил Онегин, получив письмо Татьяны?


Подумай! Как ожидает Татьяна «приговора»? Как ожидает Татьяна «приговора»? Речь Онегина -это проповедь или отповедь? Речь Онегина -это проповедь или отповедь? «Не в первый раз он тут явил души прямое благородство»… А где еще? «Не в первый раз он тут явил души прямое благородство»… А где еще?


Именины Татьяны Почему Онегин поехал к Лариным? Почему Онегин поехал к Лариным? За что он зол на Ленского? За что он зол на Ленского? /В отношениях с Татьяной Онегин повел себя как благородный, душевно тонкий человек. Он сумел увидеть ее подлинное искреннее чувство, но, не послушав голос сердца, не сумел ответить взаимностью. Онегин переживает за Татьяну: как там она? Позволяет Ленскому себя обмануть, и стремится отомстить за это. / /В отношениях с Татьяной Онегин повел себя как благородный, душевно тонкий человек. Он сумел увидеть ее подлинное искреннее чувство, но, не послушав голос сердца, не сумел ответить взаимностью. Онегин переживает за Татьяну: как там она? Позволяет Ленскому себя обмануть, и стремится отомстить за это. /






Именины Татьяны Татьяна видела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить по заслугам окружающих ее жалких людей. И она чувствует, что Онегин –не чудовище! Татьяна видела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить по заслугам окружающих ее жалких людей. И она чувствует, что Онегин –не чудовище! Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение – поведение светского ловеласа, а дуэль –следствие его душевного равнодушия. Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение – поведение светского ловеласа, а дуэль –следствие его душевного равнодушия.


Дуэль Онегина и Ленского Отчего Ленский так «нетерпеливо ждал» поединка? Как он вел себя в ночь перед поединком? Отчего Ленский так «нетерпеливо ждал» поединка? Как он вел себя в ночь перед поединком? Как провел ночь Онегин? Как провел ночь Онегин? Кто перед нами: враги или друзья? Докажите. Кто перед нами: враги или друзья? Докажите.


Пока Ленский был жив, можно было быть с ним ироничным, снисходительным. Но сейчас Онегин, как «громом поражен».После убийства Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений».Только трагедия смогла открыть ему недоступный прежде мир чувств. Пушкин, горюя о Ленском, не меньше жалеет и Онегина. Перед ним труп друга. Вот теперь ясно, кого убил Онегин. Как опоздал наш герой! Навсегда опоздал…Ленский ушел из жизни. Уходит и со страниц романа.Нет места романтике в этом мире. Многое в Ленском было прекрасно, но Недолговечно. Для него были возможны три пути – гибель, разрушение мечтаний, замена их будничной жизнью, а еще –пут самого Пушкина, пересмотревшего Свои романтические увлечения. Онегин отнял жизнь у друга, который мог быть счастлив. Герой казнит самого себя, не может не думать о содеянном. Он может уже то, чего не мог раньше: страдать, раскаиваться, мыслить.





45 Подумай! Как «уездная барышня» Татьяна Ларина смогла покорить высший свет? Как «уездная барышня» Татьяна Ларина смогла покорить высший свет? Что так изменило Татьяну? Что так изменило Татьяну? Что заставило ее выйти замуж за человека, которого она не любит? Что заставило ее выйти замуж за человека, которого она не любит?


Герои Пушкина в начале и в конце романа Преображение Татьяны не было авторским произволом. Именно неординарность, динамичность характера героини и позволяли ей меняться. В начале романа Татьяна –внутренне противоречивый человек, чувствительный, чувственный. Все окружающее Татьяна воспринимает как еще не написанный роман, героиней которого себя ощущает. Переворот в ее судьбе происходит в 7 главе. Она полностью освободилась от книжных представлений о жизни. Главным итогом ее мучительных размышлений стала любовь не к «книжному» Онегину, а к Онегину реальному, которого она наконец-то поняла. Она люби Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей. Аристократическое общество все же повлияло на Татьяну. Любовь Онегина для нее теперь «чувство мелкое». Монолог героини раскрывает ее внутреннюю драму.И она не в выборе между Онегиным и мужем, а в том, что Татьяна живет сейчас лишь воспоминаниями и не способна поверить в искренность чувств Онегина.


Герои Пушкина в начале и в конце романа Уже первая строфа романа говорит о «странности характера героя. Онегин как бы проверяет, пробует разные возможности жизни, не отдавая предпочтения никакой. Часто герой вынужден играть роль, навязанную ему обществом. Жизнь его театральна. И поэтому в начале романа он «угрюмый и томный». В конце романа мы видим его «угрюмыми неловким».Он способен чувствовать, жить по- настоящему. Страсть его подобна чувствам влюбленной Татьяны. Он «сумел забыть себя», преданность чувству теперь сильнее даже страха смерти. Любовь для него стала единственным условием продолжения жизни. Пушкин берет под защиту Онегина, отнимая у светской толпы право судить своего героя, потому что герой изменился. «Знаком он вам?» Путь Онегина мучителен, но таков удел всех тех, кому «несносно…Глядеть на жизнь, как на обряд»…


Литература: Н Долинина «Прочитаем Онегина вместе» -»Детская литература», 1985 Н Долинина «Прочитаем Онегина вместе» -»Детская литература», 1985 И.В. Золотарева, Н.В. Егорова «Поурочные разработки по литературе- 9 класс» -Москва, 2008 И.В. Золотарева, Н.В. Егорова «Поурочные разработки по литературе- 9 класс» -Москва, 2008 В.Г. Маранцман «Художественная литература. Книга для учащихся» - Москва, 1991 В.Г. Маранцман «Художественная литература. Книга для учащихся» - Москва, 1991 А.С. Пушкин «Избранное» Москва, 1972 А.С. Пушкин «Избранное» Москва, 1972

Слайд 2

Роман в стихах, написанный одним из великих российских писателей, Александром Сергеевичем Пушкиным является Евгений Онегин. Это произведение относится к классической русской литературе. www.сайт

Слайд 3

А.С. Пушкин писал « Евгения Онегина» в течении восьми лет (с 1823 по 1831 года). Сам писатель называл свой труд подвигом. В основе романа в стихотворной форма остро раскрыта вся жизнь тогдашней интеллигенции дворянства. www.сайт

Слайд 4

Как создавался роман

В 1823 г. в Кишиневе появились первые строки романа «Евгений Онегин». В то время Пушкин находился в ссылке. Именно поэтому роман отличается реалистичностью. По замыслу автора, «Евгений Онегин» должен был состоять из 9 глав. После некоторых доработок, в романе их осталось только 8. www.сайт

Слайд 5

Роман «Евгений Онегин» отражает события в России в 1.п. XIX века. То есть время написания полностью совпадает с обстановкой и действиями в романе. В основе романа лежит любовная линия. www.сайт

Слайд 6

Основные герои романа «Евгений Онегин»

Евгений Онегин Татьяна Ларина Ольга Ларина Ленский www.сайт

Слайд 7

Сюжет романа

В основе сюжет лежит любовная линия. Евгений Онегин, главный герой романа, приезжает из Петербурга в глухую деревню, где наследует дом своего умершего дядюшки. Онегину достаточно скучно после столичной суеты, балов и женского внимания. По соседству поселяется молодой и горячий парень Ленский. Он любит Ольгу Ларину. В отличие от веселой и приветливой девушки, ее старшая сестра, Татьяна, безответно влюбляется в Евгения Онегина. Она пишет ему признательное любовное письмо, но Онегин ее отвергает. www.сайт

Слайд 8

Однажды на балу, Онегин из скуки стал оказывать знаки внимания Ольге Лариной. Вспыльчивый Ленский вызвал обидчика на дуэль. В результате поединка Ленский умирает от пули и Онегин вынужден уехать из деревни. Только через три года он возвращается из Петербурга и встречает Татьяну. Только теперь главный герой влюбляется в женщину и пытается добиться ее расположений. Однако Татьяна уже замужняя женщина и поэтому отвергает Онегина. www.сайт

Слайд 9

Издания « Евгения Онегина»

Роман Пушкина печатался по мере написания. Каждая глава кроме отдельного издания печатались в альманахах и литературных журналах. Первая глава вышла в свет в 1825 году. Последняя одиночная же глава была напечатана в 1824 г. Ужа в 1825 году русский народ мог прочесть полное издание полного романа «Евгений Онегин». www.pptcloud.ru

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Презентацию на тему "История создания романа Евгений Онегин" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Этот урок поможет вам: определить значение романа «Евгений Онегин» в русской литературе и в творчестве самого А.С.Пушкина; выявить лироэпическую природу романа. Узнать о лирических отступлениях и их тематике; выяснить творческую историю романа и соотнести ее с тем или иным периодом творчества поэта; понять жанровое и композиционное своеобразие романа.

Слайд 3

История создания романа

Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г. В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"

Слайд 4

Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина" , которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.

Слайд 5

Жанр романа

Жанр произведения – лироэпический, т.е. параллельно с традиционным повествованием (история отношений Онегина и Татьяны) присутствует личностное, эмоциональное восприятие всего происходящего (благодаря образу Автора). Однако нельзя отождествлять Автора с самим Пушкиным, хотя в личности повествователя, в его системе ценностей, и образе жизни многое напоминает о его великом создателе (он тоже поэт, ценящий свободу и независимость личности).

Образ Автора – это художественное обобщение, он живет в воображаемом пространстве и подобен другим героям романа. Кроме того, Автор – повествователь и герой, ведущий тонкую игру с читателем, непринужденно создающий эту «воздушную громаду». Автор подчиняется только собственным ощущениям и декларирует это: И я, в закон себе вменяя Страстей единый произвол…

Слайд 7

Принцип противоречий

В ходе длительной работы над романом замысел его менялся, и характер главного героя в конце главы оказался далеким от его облика в первых строфах романа. Отношение автора к нему тоже изменилось, но Пушкин не стал ничего устранять, а превратил подобные нестыковки в принцип противоречий: Я кончил первую главу: Пересмотрел все это строго, Противоречий очень много. Но их исправить не хочу…

Слайд 8

Слайд 9

Композиция. «Поэзия действительности»

Прием антитезы, контраста (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга), зеркальности (два письма, две встречи и два объяснения), внутренней символической связи сцен (сон и именины), разрушение читательских ожиданий (обещание повести героев под венец оборачивается трагической развязкой) – все это помогло Пушкину преодолеть эстетические каноны и любые формы литературной условности, выйти за пределы застывших форм, привычных образцов и создать «поэзию действительности», новую жизненную реальность. Композиционно роман не имеет традиционного начала и традиционного финала.

Слайд 10

Слайд 11

Художественный метод

Простота и бесхитростная непринужденность романа – кажущиеся, на самом деле в основе произведения лежит сложная поэтическая выстроенность композиции. Основные приемы, рождающие эту свободу романа в стихах, связаны с поэтической независимостью создателя и его героя.

Слайд 12

Можно выделить главные приемы: Принцип «противоречий» Творческий процесс создания романа на глазах читателя Прихоть, каприз Автора как творческий импульс Свобода как главная составляющая творчества Переключение интонаций, множественность точек зрения Система ассоциаций Цитаты и реминисценции, расширяющие мир романа Разрушение читательских ожиданий, ироническое пренебрежение эстетическими догмами, законами.

Композиционные приемы.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Этот урок поможет вам:

  • Этот урок поможет вам:
  • определить значение романа «Евгений Онегин» в русской литературе и в творчестве самого А.С.Пушкина;
  • выявить лироэпическую природу романа. Узнать о лирических отступлениях и их тематике;
  • выяснить творческую историю романа и соотнести ее с тем или иным периодом творчества поэта;
  • понять жанровое и композиционное своеобразие романа.
  • История создания романа
  • Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г.
  • В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"
Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина" , которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.
  • Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина" , которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.
  • Жанр произведения – лироэпический, т.е. параллельно с традиционным повествованием (история отношений Онегина и Татьяны) присутствует личностное, эмоциональное восприятие всего происходящего (благодаря образу Автора).
  • Однако нельзя отождествлять Автора с самим Пушкиным, хотя в личности повествователя, в его системе ценностей, и образе жизни многое напоминает о его великом создателе (он тоже поэт, ценящий свободу и независимость личности).
  • Образ Автора – это художественное обобщение, он живет в воображаемом пространстве и подобен другим героям романа. Кроме того, Автор – повествователь и герой, ведущий тонкую игру с читателем, непринужденно создающий эту «воздушную громаду».
  • Автор подчиняется только собственным ощущениям и декларирует это:
  • И я, в закон себе вменяя
  • Страстей единый произвол…
ПРИНЦИП ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • В ходе длительной работы над романом замысел его менялся, и характер главного героя в конце главы оказался далеким от его облика в первых строфах романа. Отношение автора к нему тоже изменилось, но Пушкин не стал ничего устранять, а превратил подобные нестыковки в принцип противоречий:
  • Я кончил первую главу:
  • Пересмотрел все это строго,
  • Противоречий очень много.
  • Но их исправить не хочу…
В дальнейшем этот прием проявился в различных авторских характеристиках героев, неожиданной смене интонаций, предложений о том или ином уделе, ожидающем героя.
  • В дальнейшем этот прием проявился в различных авторских характеристиках героев, неожиданной смене интонаций, предложений о том или ином уделе, ожидающем героя.
  • Прием антитезы, контраста (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга), зеркальности (два письма, две встречи и два объяснения), внутренней символической связи сцен (сон и именины), разрушение читательских ожиданий (обещание повести героев под венец оборачивается трагической развязкой) – все это помогло Пушкину преодолеть эстетические каноны и любые формы литературной условности, выйти за пределы застывших форм, привычных образцов и создать «поэзию действительности», новую жизненную реальность.
  • Композиционно роман не имеет традиционного начала и традиционного финала.
  • Простота и бесхитростная непринужденность романа – кажущиеся, на самом деле в основе произведения лежит сложная поэтическая выстроенность композиции. Основные приемы, рождающие эту свободу романа в стихах, связаны с поэтической независимостью создателя и его героя.
Можно выделить главные приемы:
  • Можно выделить главные приемы:
  • Принцип «противоречий»
  • Творческий процесс создания романа на глазах читателя
  • Прихоть, каприз Автора как творческий импульс
  • Свобода как главная составляющая творчества
  • Переключение интонаций, множественность точек зрения
  • Система ассоциаций
  • Цитаты и реминисценции, расширяющие мир романа
  • Разрушение читательских ожиданий, ироническое пренебрежение эстетическими догмами, законами.
Роман написан в форме дневника Автора, в котором серьезное мешается с легкомысленным: преклоняется перед возлюбленной и флиртует на балу.
  • Роман написан в форме дневника Автора, в котором серьезное мешается с легкомысленным: преклоняется перед возлюбленной и флиртует на балу.
  • Тематика лирических отступлений (любовь и дружба, цель и смысл жизни, искусство и творческое вдохновение, красота природы и женское очарование, деревенский быт и вопросы экономики и управления, индивидуализм личности и соборность русской жизни и др.), сопутствующая история главных героев.