Прощаются ли мне грехи, если я каюсь дома, а не в церкви? Перечень грехов на исповеди. Исповедь как правильно называть свои грехи батюшке, как составить записку с грехами

Нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Даже Иуда был бы прощен, если бы попросил прощения. Пример преподобной Марии Египетской, которая 17 лет была блудницей, а затем стала образцом покаяния и великой угодницей Божией, дает нам надежду на прощение наших грехов.

Собираюсь пойти на первую исповедь. Как подготовиться?

Для исповеди нужно осознание своих грехов, чистосердечное раскаяние в них, желание с Божьей помощью исправляться. Можете записать какие-то грехи на листок в качестве шпаргалки, чтобы на первый раз не растеряться (потом делайте с этим листочком, что хотите: можно выбросить, сжечь, отдать священнику, сохранить до следующей исповеди и сравнить, в чем вы исправились, а в чем - нет). С длинным списком грехов лучше прийти на службу в середине недели, а не в воскресный день. А вообще, лучше начинать с самого больного, что тревожит душу, постепенно переходя к мелким грехам.

Впервые пришла на исповедь. К причастию батюшка меня не допустил - как "домашнее задание" посоветовал читать Евангелие.

Когда человек не знает, к примеру, правил дорожного движения, тогда он и не знает, что нарушает их. Если человек не знает Евангелия, т. е. Закона Божьего, то ему трудно каяться в грехах, ибо он толком не понимает, что такое грех. Поэтому и полезно читать Евангелие.

Можно ли попросить на исповеди о прощении грехов родителей, родственников?

Мы не можем, придя к врачу, за кого-то полечиться, не можем в столовой за кого-то покушать, поэтому на исповеди мы просим прощения за свои грехи и помощи в их исправлении. А за своих близких молимся сами и подаем записки в церкви.

На исповеди регулярно каюсь в том, что живу в блуде, но продолжаю так жить - боюсь, любимый человек не поймет меня.

Православного христианина должно волновать, чтобы его понял Бог. А по Его слову "блудники Царства Божия не наследуют". Кроме того, исповедь - это не просто констатация грехов, но и стремление исправиться. В вашем же случае получается такая ситуация: вы приходите к врачу (на исповедь в церковь), констатируете, что "больны" грехом, но не лечитесь. К тому же такая исповедь еще и лицемерна. Конечно, мы повторяем большинство своих исповеданных грехов, но у нас по крайней мере должно быть намерение исправиться, а у вас его нет. Совет: поскорее зарегистрировать отношения хотя бы в загсе.

Я пока не готова каяться в одном грехе, потому что буду совершать его вновь. Вообще на исповедь пока не ходить? Но ведь другие грехи мучают!

Как бы мы ни любили свои грехи, хотя бы на уровне разума мы должны понимать, что, если не покаемся и не исправимся, нас ждет вечное наказание. Такая мысль должна способствовать желанию исправляться во всех грехах, ведь кто может дать себе гарантию, что он доживет хотя бы до следующего дня? А Господь сказал нам: "В чем застану, в том и сужу". К сожалению, абсолютное большинство людей после исповеди тут же повторяет большинство своих грехов, но это не повод в них не каяться. Если человек искренне переживает из-за этого, если он хочет исправиться, пусть и не все и не сразу у него получается, то, по слову Святых Отцов, даже это желание Господь примет, как за содеянное.

Можно ли ходить на общую исповедь?

Так называемая общая исповедь - это скорее профанация исповеди, ибо как таковой исповеди-то и нет. Это примерно так: пришла куча народу к врачу, а тот достал бумажку с перечнем болезней и сказал: "Ну что, больные, теперь выздоравливайте, будьте здоровы!" Что-то сомнительно получить пользу от такого приема у врача. Подобное допускается как исключение во время большого наплыва исповедников в дни Великого поста, но при этом священник должен подчеркивать, что это исключение: приходите на преждеосвященные службы в среды и пятницы, в субботу, идите в храмы где-то на окраинах города, где меньше людей, но не подходите формально к исповеди. Не радуйтесь, что вам не пришлось ничего говорить, перекладывая ответственность на священника. В общем, стучащему отверзается и кто ищет, тот находит.

На исповеди прощаются все грехи. Но что делать, если вспоминаются грехи 10, 20-летней давности? Нужно ли их исповедовать?

Если грехи вспоминаются и осознаются, то, конечно же, надо их исповедовать. Хуже от этого не будет.

Очень мучают тяжкие грехи, хоть уже и исповеданные. Нужно ли говорить о них на исповеди еще раз?

Искренне раскаянный и больше не повторяемый грех прощен раз и навсегда. Но такие страшные грехи, как аборт, занятия оккультизмом, убийство даже после исповеди гложат человека. Поэтому в них можно еще раз просить у Бога прощения, при этом не обязательно говорить их на исповеди, а просто помнить о своих преступлениях и стараться заглаживать противоположными им добрыми делами.

Почему миряне должны исповедоваться перед причастием, а священники этого не делают? Можно ли причащаться без исповеди?

А как вы думаете, если взять врача и больного без медицинского образования, - кто из них лучше разбирается в диетах, назначениях лекарств и т. д.? В каких-то случаях врач может сам себе помочь, а простой человек вынужден обращаться за помощью. В церковь идут лечить душу, и есть такие грехи, которые не допускают человека ко причастию. Мирянин может не разбираться и не знать об этом, и, если будет идти без исповеди, причастие может послужить ему не во спасение, а в осуждение. Поэтому нужен контроль в виде священника. А священнослужители более компетентны в подобных вещах и могут контролировать, когда им идти на исповедь, а когда можно лишь попросить прощения у Бога.

Есть ли в Библии доказательства того, что мы должны исповедоваться именно через священника?

Господь, посылая апостолов на проповедь, говорил: "Кому простите на земле, тому будет прощено на небесах". Что это, как не право принимать покаяние и от имени Божьего прощать человеку грехи? И еще Он говорил: "Приимите Дух Свят, Им же простите на земле, будет прощено на небесах". Прообразы покаяния были и в Ветхом Завете, к примеру, обряд с козлом отпущения, приношения жертв в храме, ибо это были очистительные жертвы за грехи. Эту апостольская власть о прощении грехов в силу преемственности получают все законные священники, что подтверждают слова Христа: "Се Азм (Я) есмь с вами во вся дни до скончания века".

Не всегда получается ходить на исповедование грехов в храм. Могу я исповедоваться перед иконой дома?

Вечерние молитвы заканчиваются каждодневным исповедованием грехов. Но, тем не менее, время от времени человек должен каяться в них и на исповеди.

Готовился к первой исповеди, прочитал книгу Иоанна (Крестьянкина) "Опыт построения исповеди". Но, когда подошел к аналою, ничего не смог сказать - потекли слезы. Батюшка отпустил мне грехи. Считается ли исповедь действительной?

На исповеди главное не то, что мы произносим, а то, что у нас в сердце. Ибо Господь так и говорит: "Сыне, даждь мне свое сердце". И царь Давид учил: "Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".

Моя бабушка при смерти, ничего не понимает, не говорит. Находясь в здравом уме, от исповеди и причастия она отказалась. Можно ли ее сейчас исповедовать?

Церковь принимает осознанный выбор человека, не насилуя его волю. Если человек, находясь в здравом уме, желал приступить к таинствам Церкви, но по каким-то причинам этого не сделал, то в случае помутнения рассудка, помня о его желании и согласии, еще можно пойти на такой компромисс, как причастие и соборование (так мы причащаем младенцев или умалишенных). Но если человек, будучи в здравом сознании, не восхотел принять таинства церкви, отказался исповедовать свои грехи, то даже в случае потери сознания Церковь не насилует выбор этого человека. Увы, это его выбор. Подобные случаи рассматриваются духовником, непосредственно общаясь с больным и его родственниками, после чего принимается окончательное решение. А вообще, конечно же, лучше всего выяснить свои отношения с Богом в сознательном и адекватном состоянии.

У меня произошло падение - грех блуда, хотя я давала слово, каялась и была уверена, что этого со мной больше не произойдет. Что делать?

Мария Египетская была величайшей блудницей. Но каждый Великий пост Церковь вспоминает ее как образец покаяния. Вывод: как бы тяжко мы ни пали, искреннее покаяние изглаживает грех и отверзает райские врата. Пускай вам будет противно само слово блуд, чтобы с Божьей помощью этого больше никогда не повторялось.

Стыдно сказать батюшке на исповеди о своих грехах.

Стыдиться надо, когда грешите. А стыд на исповеди - это ложный стыд. Надо думать не о том, как на нас будет смотреть священник, а о том, как на нас будет смотреть Бог. К тому же любой благоразумный батюшка никогда вас не осудит, а только будет радоваться, как радуется врач выздоравливающему больному. Если вы не можете заставить себя назвать грехи, напишите их на листе бумаги и отдайте священнику. Или покайтесь без подробностей, в общих словах. Главное - имейте покаянное чувство, сокрушение, желание исправляться.

Если мои грехи очень постыдные, могу ли я сказать о них священнику без подробностей? Или это будет как утаение греха?

Для того чтобы лечить телесные болезни, врачу важно знать все подробности этих болезней. Вы подробности своих грехов можете не описывать, но все-таки лучше называть вещи своими именами и не ограничиваться общими фразами.

Нужно ли идти на исповедь, если она получается формальной?

В наши отношениях с Богом ключевым моментом является искренность. Мы должны понимать, что формализм и лицемерие в отношениях с Богом не пройдут. Но если ваша совесть соглашается с тем, что многие ваши слова на исповеди звучат холодно, формально, это свидетельствует о том, что, тем не менее, исповедуемый вами грех вас тревожит и вы хотите от него избавиться. Поэтому называйте на исповеди грехи, говорите при этом, что, признавая их, вы некоторые грехи видите, но возненавидеть их еще пока не в силах. И поэтому просите у Бога прощения, чтобы это видение переросло в ненависть ко греху и желание от него избавиться. Святые Отцы учат, что даже если одни и те же грехи вновь повторять, тем не менее, исповедовать их надо, этим мы как бы расшатываем пень, который потом легче выдрать.

Правда ли, что на исповеди не следует каяться о грехах, содеянных до крещения?

Если вы постирали грязную одежду, то стираете ее заново, только когда она опять запачкается. Если человек с верой принимает таинство крещения, то, действительно, получает прощение за все грехи, содеянные до этого момента. Каяться в них уже не имеет смысла. Просто бывают такие страшные грехи, как убийство, аборт, в которых душа вновь и вновь хочет попросить прощения у Бога. Т. е. тот случай, когда уже Бог простил, а человек сам себе простить не может. В подобных случаях допускается еще раз сказать о страшных грехах на исповеди.

Боюсь, что неправильно назвал грех на исповеди. Что делать?

Главное не как назвать свой грех, а иметь покаянное чувство и желание исправляться.

Мой духовный отец исповедует меня дома, так я лучше осознаю свои грехи, не тороплюсь, могу задать ему вопрос. Можно ли так делать?

Можно. Многие люди до революции, не имея возможности часто бывать в Оптиной пустыни, писали старцам, исповедовались в письмах. В вашем случае важно, чтобы вы не просто беседовали, но чтобы священник в конце читал разрешительную молитву.

Можно ли исповедоваться без подготовки?

Когда у человека схватил аппендицит, или он ночами не спит от зубной боли, то ему не нужны всякие анализы, обследования, УЗИ, чтобы выявить болезнь. Он спешит к врачу за помощью. Так и с исповедью. Если у нас болит сердце о том, что мы, к примеру, украли что-то, ходили к колдунам, совершили аборт, впали в блуд, пьянство, т. е. когда мы конкретно знаем, в чем согрешаем, тогда не нужны никакие книжки, мы идем на исповедь и исповедуемся в своих грехах. А вот человек, который не знаком с Евангелием, не знает законов Божиих и, даже нарушая их, не осознает, что грешит, естественно, должен готовиться. Изучать законы Божиии, узнавать, в чем он согрешает, и таким образом подготовившись, идти на исповедь к священнику.

В каких случаях священник может наложить епитимью? Как ее снимать?

Епитимия - это отлучение от причастия за какой-то грех на какое-то время. Она может состоять в посте, усиленной молитве и т.п. По выполнении наложенной епитимии снимает ее тот же священник, который ее наложил.

Собираясь на первую исповедь, нашла список грехов в Интернете. Там были: слушать музыку, ходить в кино, на концерты, кататься на аттракционах... Это правда?

Во-первых, все грехи невозможно осознать и запомнить, настолько их у нас много. Поэтому на исповеди надо каяться в особенно тяжелых грехах, которые нас тревожат и от которых мы действительно хотим избавиться. Во-вторых, что касается аттракционов, музыки, кино, то тут, как говорится, есть нюансы. Ибо музыка и фильмы бывают разными и далеко не всегда безобидными. К примеру, фильмы, наполненные развратом, насилием, ужасами. Многие песни рок-музыки прославляют дьявола, в прямом смысле ему посвящаются. Ну а аттракционы, уверен, есть абсолютно безобидные, не считая, конечно, увлечения компьютерными играми и приставками. Ибо лудомания (игровая зависимость) несет страшные последствия и для души, и для тела, чего не скажешь об обычных каруселях и качелях.

Существует мнение, что нежелательно исповедоваться "по списку", а нужно все помнить.

Если человек, готовясь к исповеди, просто переписывает пособие для кающихся, а потом зачитывает этот список на исповеди, то это малоэффективная исповедь. А если человек переживает, боясь от волнения забыть о каких-то своих грехах, и дома перед свечой и иконой со слезами записывает на бумагу покаянные чувства своего сердца, то такую подготовку можно только приветствовать.

Может ли жена священника исповедоваться у своего мужа?

Для этого надо быть буквально святым человеком, ведь чисто по-человечески трудно быть до конца искренним, раскрывая всю наготу своей души перед мужем. Даже если матушка и будет это делать, то она может этим навредить самому батюшке. Ведь он тоже немощный человек. Поэтому я бы рекомендовал без крайней нужды у своего мужа не исповедоваться.

Мой родственник, который ходил в церковь и участвовал в ее таинствах, внезапно скончался. Остался листочек с грехами. Можно ли прочитать его священнику, чтобы он произнес разрешительную молитву заочно?

Если человек готовился к исповеди, но по дороге в храм умер, Господь принял его намерения и простил его грехи. Так что никакой заочной исповеди уже не требуется.

Я регулярно исповедуюсь. Не скажу, что грехов своих не вижу, но грехи одни и те же. Говорить на исповеди одно и то же?

Но ведь чистим же мы зубы каждый день? И умываемся, и руки моем, несмотря на то, что они вновь пачкаются. Так и с душой. К этому и призывает Евангелие: сколько раз упал, столько раз и поднимайся. Так что вывод один: испачкали одежду - чистим одежду, загрязнили душу грехами - очищаем душу покаянием.

Какие последствия для души имеет воспоминание исповеданных грехов?

Если вы еще раз будете с содроганием вспоминать, к примеру, аборт, это полезно. А если со смакованием вспоминать, к примеру, грехи блуда, то это греховно.

Допускается ли исповедь в электронном виде через Интернет?

Врач может сказать вам по телефону, какие лекарства принимать при каких симптомах. Но, к примеру, операцию по телефону совершить невозможно. Подобным образом через Интернет можно что-то спрашивать у священника и получать советы, но на таинства все-таки надо идти самому. Но вот если кто-то попал на необитаемый остров, но каким-то образом связался по электронной почте со священником, он может раскаяться в грехах, попросив, чтобы священник прочитал разрешительную молитву. Т. е. подобный формат исповеди можно допустить, когда нет другой возможности для покаяния.

С какого возраста должны исповедоваться мальчики, а с какого девочки?

В правилах есть указание, не деля на мальчиков и девочек, что человек приступает к исповеди примерно с 10 лет или же по мере осознания смысла исповеди. А у нас на Руси (наверно, очень умные дети) принято начинать исповедовать детей с 7-летнего возраста.

Пришел на исповедь в первый раз за 20 лет. Покаялся в романе с замужней, больше грехов не вспомнил. Батюшка сказал, что в моем случае надо было прийти с огромным списком грехов и что христианин во мне умер...

На самом деле на исповеди нужен не долгий перечень грехов, написанных на бумаге. На исповеди человек говорит то, о чем не может забыть, о чем у него болит душа, и для этого не нужна никакая бумажка. Ибо какой смысл сидеть дома, переписывая на бумагу чуть ли не один в один очередное пособие для кающихся, если при этом человек не прочувствовал глубину своего падения и в нем нет никакого желания исправляться? В вашем случае христианин в вас не умер, он просто 20 лет спал глубоким сном. Раз вы пришли в храм, он начал просыпаться. Задача духовника в данном случае - помочь вам воскресить в себе христианина. Так по форме вас вроде бы справедливо подвергли взбучке, а по сути могли действительно окончательно убить остатки христианства в вашей душе. Хочется пожелать вам через наставления Святых Отцов, слушая голос совести и добрых батюшек прийти в Церковь и жить в ней всю жизнь с надеждой на Царство Небесное.

Хочу исповедоваться и причаститься, но постоянно откладываю из-за страха перед Господом. Как пересилить страх?

Страх внезапной смерти должен пересилить страх исповеди, ведь никто не знает, в какой момент Господь позовет его душу на ответ. А ведь страшно являться пред Богом со всем своим негативным багажом, разумней его оставить здесь (через исповедь).

Имеет ли священник право нарушать таинство исповеди?

Тайна исповеди не подлежит разглашению никому и не под каким оправданием. Бывали случаи, когда священник, сохраняя тайну исповеди, даже шел в тюрьму.

Не иду на исповедь, т. к. боюсь за священника, который принимает все грехи на себя и потом болеет.

Иоанн Креститель, указывая на Христа, говорил: "Се, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира". Никакой священник не в силах взять на себя грехи людей, которые ему исповедуются, это под силу только Христу. Отбросьте все свои страхи и ложный стыд и спешите на исповедь.

После исповеди и причащения я почувствовал облегчение. В семье исчезли мелкие распри, улучшилось самочувствие. Но самое главное: я заметил, что мои молитвы к Богу услышаны, просьбы о здравии моей семьи исполняются.

Ваши слова свидетельствуют о том, что при искреннем обращении к Богу с просьбой о прощении грехов, Господь, сказавший "просите, и дастся вам", исполняет обещанное. А поскольку наши грехи очень часто являются причиной наших болезней, бед, неудач, то, когда эти грехи прощены, исчезает причина всяких неприятностей. Т. е. при исчезновении причин исчезают и последствия: у человека восстанавливается здоровье, появляются успехи в работе, налаживаются семейные отношения и т. д.

Здравствуйте,у меня такой вопрос.Я ни разу не исповедовалась и не причащалась,ни каялась в своих грехах батюшке,но дома я всегда прошу у Бога простить мне мои грехи,молюсь и каюсь.Прощаются ли мне мои грехи Богом или только в церкви батюшкой прощаются? Маргарита.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Маргарита!

Очень хорошо, что Вы молитесь дома и каетесь в Ваших грехах. Конечно, Господь слышит Ваши молитвы. Но ведь таинства исповеди и причастия были установлены Самим Господом, о чем рассказывается в Евангелии. Так, Господь дал власть апостолам прощать грехи, об этом Вы можете прочесть в Евангелии от Матфея (глава 18, стих 18) и от Иоанна (глава 20, стихи 22-23). Эту власть прощать грехи апостолы передали епископам и священникам. Такая апостольская преемственность сохраняется в Церкви до сих пор. Что касается Причастия, то в Евангелии от Иоанна мы читаем следующие слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Первая Евхаристия была совершена Самим Господом накануне распятия, об этом рассказывается, например, в 26 главе Евангелия от Матфея, в 22 главе Евангелия от Луки.
Поэтому исповедоваться и причащаться нам, православных христианам необходимо.
Вы – верующий человек. Но нужно верить не только в Бога (то есть в Его существование), но и доверять Богу и стараться в своей жизни поступать так, как учил нас Господь наш Иисус Христос. Подумайте об этом, ответьте честно сами себе – что удерживает Вас от того, чтобы исповедоваться и причаститься? Возможно, Ваши сомнения и вопросы нужно будет обсудить в личной беседе со священником. Сейчас идет Великий пост – то особое, благодатное для покаяния время, в которое очень хорошо приступить впервые к таинствам исповеди и Причастия. Помощи Вам Божией!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Человеку во время богослужения становится плoхo - почему это?

Обычно всем, кто еще полностью не раскаялся, не совершил генеральную исповедь, бывает в храме плохо. Благодать Божия действует, а душа грязная, не вмещает ее, вот человеку и становится плохо. Особенно часто это бывает во время венчаний. Храм свободный, светлый, воздух чистый; начинается венчание; женщине дурно, она теряет сознание, падает... Тому же, кто чистосердечно покается во всех грехах, начнет молиться, благодать Божия помогает возрастать духовно; такому человеку в храме хорошо. Слыша церковное пение и чтение, он погружается в океан Любви. И Любовь Божественная такова, что человек в ней утопает, забывая о том, где он - на Небе или на земле. И долгая служба (а на Афоне она по 14-15 часов) пролетает для него мигом, незаметно. Он только вошел в храм, очнулся от молитвы - а уж и служба кончилась! Но это только у тех, кто постоянно пребывает в молитве, кто настраивает себя на молитву с утра. Придет в храм, а его внутренняя молитва подхватывается слабой...

Насколько подробно надо рассказывать о своих грехах на исповеди?

Когда мы с вами грешим, то грехи могут входить в нас через мысли, язык, глаза, уши и тело. Можем грешить пред Богом, перед ближними, против нас самих и против природы. Допустим, помыслы идут. Если мы выходим на улицу и дует ветер, то мы ведь не будем тот ветер плащом останавливать. Точно так же и помыслы: идти они идут, но надо уметь своими мыслями управлять. Когда наша душа вся исковеркана грехом, тогда у нас и помыслы греховные роятся в голове. Думаем зло про ближнего, даже хулим Бога, святых. Если мы противимся этим мыслям, боремся с ними - запомните, грех на душу не ложится! Они насильно лезут к нам, а мы не желаем! Нам за эту борьбу будет награда. А если мы в помыслах, как болоте увязли, наслаждаемся этой грязью, то в этом надо уже каяться. Это скверна нашей души. А каяться как? Просто: "Батюшка, у меня хульные помыслы против Бога". Все понятно и сказано достаточно. "Батюшка, у меня бедные мысли" - и того достаточно. От блудных мыслей могут и страсти беспокоить - скажите и об этом...

Приходит человек и говорит? "Вот, я согрешил - совершил блуд". Не надо священнику подробности рассказывать, как наслаждался этой страстью, но надо сказать, если извращение было, со сколькими людьми было. Допустим, человек матом выругался - должен сказать: "Ругался матом", "пьяным напивался", "в карты играл", "дрался". Грехов много и если о них говорить подробно, то у священника хватит времени только вас одного выслушать.

Я человек пожилой, память слабая, не могу вспомнить всех грехов. Как же мне покаяться?

Тут как-то пришла одна женщина, ей за 80 лет уже. Никогда не исповедовалась, грехов не чувствует, не видит, т.е. душой стала мертвая. Я ей сказал с любовью, для назидания: "Почему ты не чествуешь грехов? Потому, что тело твое - гроб, а душа - мертвец во гробе. Ты - ходячий труп!" А она не знала, что и ответить. И столько много грехов у нее было! Стал я ей помогать исповедоваться, говорю:

Сама не можешь?

Не могу.

Спросить?

Всю жизнь ты не ходила в церковь, не молилась Богу...

Не молилась...

Постов ты не соблюдала.

Не соблюдала...

Жила невенчано, встречалась с другими.

Было, грешная.

Аборты? Не каялась?

Ну и масса других грехов.

Больше не помню.

Ну, поскольку это старый человек, то я спрашиваю:

А храмы не ломала ли? Не закрывала ли?

Было и такое. У нас в Иванове ходили по квартирам со списками: "Нужен храм или нет?" Я написала: "Нам храм не нужен". И всем говорила: "Пишите так". А теперь я старая, надо покаяться. Не хотела утруждать священника, домой вызывать, думаю - сама пойду, покаюсь.

Твоя жизнь вся прошла на услужение сатане.

А как же мне теперь спасаться?

Пока у тебя еще есть время, ты дышишь и сердце твое бьется. Но придет время, и будет его последний удар. Лично тебе надо в храме быть ежедневно утром и вечером.

Господь и таких людей не отвергает. Хоть и в одиннадцатый час, но Он их принимает.

Надо ли каяться на исповеди в грехе, если я знаю, что он повторится?

Надо каяться. Когда человек подходит на исповедь и пред Господом кается, то в это время Господь дает благодатную силу на борьбу с грехом, а после исповеди этот грех может и не повториться. Знаю человека, он был в запое 15 лет. Жена трезвым его не помнила, очень редко это с ним было. Постоянно пил. И он как-то покаялся, потом еще... Десять раз каялся, на исповеди говорил: "Вот, батюшка, запиваю - и все. Пью - и все тут". Но жена за него усердно молилась; по монастырям, по храмам везде подавала... А у него-то еще вера слабенькая... Он приходит: "Батюшка, вот опять согрешил. Пил". И вдруг в одно время остановился. Второй год уже ни грамма не берет - полное отвращение от вина. И не надо кодироваться! Благодать Божия помогла ему. Господь его хранит. Спрашиваю: "А что те, с кем пил, говорят?! - "А они недоумевают, почему так резко бросил, всегда пил с ними, а тут перестал пить. Приглашают, а я им говорю, что у меня весь лимит кончился. Я за 15 лет все уже выпил".

Почему иногда после исповеди я не испытываю легкости?

Мало подготовились. Перед исповедью надо прочувствовать грехи свои и осудить себя.

Можно ли причащаться после общей исповеди. В нашем храме нет частной исповеди, Господь видит наше намерение подробно покаяться, а такой возможности нет.

Надо найти такого духовника, чтобы у него можно было поисповедоваться основательно, за всю жизнь. Общей исповеди в Православной Церкви нет, ее никогда не было и не будет. А то, что сейчас в некоторых храмах нет настоящей исповеди - это связано с упадком духа человеческого. Многие "православные" так привыкли к общей исповеди, так пропитались грехом до последней клетки, что даже не знают в чем каяться. Идут, например, к причастию, а перед этим могут дома поскандалить, утюгом в мужа запустить, и греха за собой не чувствуют, не исповедуют его. Вроде бы все в порядке. До того уже привыкли к греховной жизни, что она вошла в навык, душа стала мертвой, безчувственной. Та же душа, которая постоянно очищается исповедью, сразу чувствует даже малый грех... Думаю, ни один священник не откажется выслушать вас отдельно. Надо дождаться последнего человека, когда он отойдет от священника, подойти и сказать: "Батюшка, у меня грех... Я человека осудила, поскандалила, спорила, пустословила, обижалась, роптала, гордилась, хвалилась; много ела, пила, спала; молилась плохо, в церковь не всегда ходила..." Если кратко, сжато сказать, священник всегда выслушает.

Умиравшей старушке было 89 лет, она была парализована. За неделю перед смертью она стала лежа крестить себя и стены. Говорить она не могла. Это было странно видеть.

Когда к человеку приходит смерть, то он чувствует, как начинает отделяться душа. Я очень многих таких встречал. Один из моих родственников лежал и рассказывал: "Вот чудо! Сейчас был в Подмосковье, у дома был, всех родственников видел". А сам лежал и умирал в Сибири. То есть Господь напоследок оказал ему такую милость - дал проститься с теми местами, увидеть всех. На другой день он скончался.

Под конец за грешной душой являются нечистые духи. Они знают, что душа должна отойти, стерегут ее. Может, поэтому бабушка и крестила себя и стены - чтобы злые духи отошли.

Был в Троице-Сергиевой Лавре такой архимандрит о. Тихон (Агриков). Это был самый настоящий разумный пастырь. Он преподавал пастырское учение. Великое благо получали те ученики, кто слушал его лекции. Однажды его вызвали в Сергиевом Посаде к умирающей. Он приехал, входит в квартиру и видит множество людей. Умирала председатель горисполкома, будучи партийной. В это время, когда люди собрались около нее, и зашел о. Тихон. Он к ней прошел, она исповедалась и покаялась. А потом и говорит, взяв его за руку. "Я Вас не отпущу!" - "А в чем дело?" - "Вот, собралось сейчас очень много черных мужиков, страшных и говорят: "Ты - наша! Мы тебя заберем!" Они мучили меня уже целые сутки. А когда Вы вошли, они все поразбежались. Мне теперь - с Вами- не страшно. Они все ушли. Не бросайте меня". Священник вошел - бесы все исчезли...

Как правильно проводить человека в последний путь?

Представьте себе: пригласили человека на брачный пир, где соберутся близкие ему люди. Прежде чем туда явиться, человек должен себя подготовить: омыть тело, облачиться в лучшие одежды, запастись подарками, а главное - прийти в собрание в хорошем настроении, с радостным лицом. И поскольку мы здесь живем временно, вся наша земная жизнь - это только подготовка в вечность, мы должны приготовить себя так, чтобы нестыдно было явиться в собрание людей святых. Некоторые благочестивые христиане готовят себя с малых лет, ежечасно, потому что мы не знаем, когда Господь призовет нас. Мы не будем сегодня говорить о внезапной кончине, поговорим о кончине ожидаемой, о тех людях, кто уже убелен сединами, кто лежит на больничной койке. Как оказать им помощь? Что доброго могут сделать для них близкие?

Отпевание, погребение - это не самое главное. Главное - с какой душой человек отойдет в вечность, потому престарелому, больному человеку обязательно нужно совершить генеральную исповедь. Насколько позволит память - рассказать все грехи от юности. Потом надо пособороваться (соборуются не только умирающие, но и больные, для исцеления, потому что в Таинстве соборования человеку прощаются все забытые им грехи). После исповеди и соборования необходимо причаститься - принять в себя Тело и Кровь Христовы. Когда придет смертный час для вашего близкого, надо пригласить священника, чтобы он прочел канон на разлучение души от тела; если священника нет, верующие родственники должны сами прочесть его (он есть в молитвослове). Надо, чтобы умирающий успел со всеми родными примириться, постарайтесь помочь ему в этом. Очень полезно каждому христианину перед смертью года 2-3 поболеть, выстрадать и высохнуть. Если человек в болезнях не будет роптать, душа его очистится и ей легче будет выходить в тот мир. Когда человек умрет, если он был православным христианином, т.е. правильно славил Бога (постоянно ходил в церковь, исповедовался, причащался), его надо вечером, накануне погребения привезти в храм, заранее договориться со священником, и в самый день погребения отпеть. Огромная помощь для усопшего - молитва Церкви о его упокоении, сорокоуст, т.е. сорокодневное поминовение на Божественной Литургии. Хорошо заказать сорокоуст в нескольких храмах и монастырях. Панихида, милостыня, чтение псалтыря по усопшему тоже принесут его душе неоценимую пользу. Сами за себя усопшие уже молиться не могут, они ждут с нетерпением молитв своих родственников, близких. Это мы говорим о людях церковных, а если человек редко ходил в церковь? У таких людей глаз совести закрывается, вера в душе помрачается, помрачается ум и человек перестает чувствовать свои грехи, ему кажется, что он хороший: никого не убивал, не грабил... Такому человеку надо помочь. По апостольским правилам, каждый, кто 3 воскресенья подряд не был в храме. Духом Святым извергается из Церкви, находится во тьме, во власти диавола. Во тьме пребывают и те, кто не соблюдает посты, среду, пятницу, живут невенчано, делали аборты, Богу не молились... великое множество совершали грехов, но их не чувствуют. Если на черный материал посадить черное пятно, оно будет незаметно. Так и в духовном мире: когда душа вся пропитана грехами, каждый новый грех уже не бросается в глаза, и человек считает, что у него все хорошо. И только тогда, когда он начинает жить духовно, открывает у себя множество грехов. А Господь сказал: в чем застану, в том и сужу (Мф.24,42). Господь нам все грехи простит, только одно не простит - если мы не покаемся. Потому, если есть силы, надо прийти к священнику (крест и Евангелие - это видимые знаки невидимого присутствия Божия) и покаяться. И мы каемся не священнику - он только посредник между Богом и нашей совестью, мы каемся самому Богу. И если мы искренне во всем покаялись, ни одного греха не утаили, то Господь через священника прощает нам все грехи, человек примиряется с Богом, обретает благодатные силы на борьбу с грехом. Так было во все времена Церкви Христовой.

Русь сейчас переживает нелегкие времена. Думается, что народ нашей многострадальной России должен покаяться. Хорошо было бы всем вместе встать на колени и просить Бога о милости.

Для этого надо, чтобы иерархи смогли обратиться к народу по телевидению или по радио, чтобы в определенное время все преклонили колена и покаялись.

Но есть одна сложность: огромная масса людей не знает, в чем каяться. Это самое страшное.

Сегодня исповедовал пожилую женщину. Спрашиваю:

Ну, скажи, какие у тебя грехи?

А на мне особых грехов-то и нет!

Сколько раз бываешь в церкви?

Ну, раза два-три в год.

А если ученик будет в школу раза два-три в год ходить, с букварем десять лет проходит, все равно ничего не узнает. Так и ты не видишь своих грехов. Посмотри, есть ли народ в храме?

Да, очень много народа. Взял, рукой зарыл ей глаза:

А сейчас ты их видишь?

Нет, не вижу.

А Вы мне руками закрыли глаза.

Но народ в храме есть?

Есть, просто я его не вижу.

Вот точно так же ты своих грехов не видишь и не чувствуешь, потому что твои душевные очи закрыты.

Многие душой стали мертвые. Отчего? От постоянных пороков и страстей. В церковь не ходим, Богу не молимся. Погрязли в грехах и не чувствуем их своим сердцем.

Святые отцы говорят, что духовно жить человек начинает только тогда, когда у него открываются духовные очи. Он видит в своей душе массу грехов. Вот это начало покаяния.

Людей к покаянию надо подготовить. Они должны знать, в каких грехах каяться. На приходах священники должны разъяснять смысл исповеди. Например, призывали людей покаяться в цареубийстве. Сейчас идет новое поколение. Люди, недавно рожденные, не убивали царя. Отец Артемий Владимиров говорит, что "мы не виновны в этих грехах, но те, кто убивал или соглашался с убийством, должны каяться. Внутренне они были согласны с убиением, то есть как бы сами убивали". Вот в этом им надо принести покаяние.

Каждому христианину, если он по-настоящему еще не каялся, надо вспомнить, насколько это позволяет память, все грехи от юности, от дня крещения, кратко их записать себе на память, прийти к духовнику в церковь и там рассказать о своих грехах. Особенно в монастырях люди могут по-настоящему раскрыть свою душу перед священником, потому что исповедует не один священник, а несколько. А на приходе священник должен и службу служить, и исповедовать, и требы исполнять. Надо выбрать себе священника по душе, подойти и поисповедаться. В этом будет огромная польза для души каждого, а значит и для всей России.

Что мне делать: я исповедуюсь часто, а грехов набирается до шестидесяти. На исповеди, если я запишу грех подробно, у меня рождается чувство стыда, и он мне помогает бороться с грехом. А если запишу одним словом, то как бы затеняю свой грех, прячу его. А теперь я в сомнении: вдруг мне эти грехи не прощены Богом?

Если Вы сомневаетесь, надо обязательно восстановить в памяти все грехи, записать их и открыть перед священником.

В книге преподобных Варсонуфия и Иоанна об исповеди сказано так: в течение дня мы часто согрешаем - помыслами, делами или словами. Как только согрешили, нужно сразу взывать ко Господу: "Господи, прости, согрешили! Осудили, лишнее спали, сказали невпопад". И Господь Духом Святым прощает нам эти повседневные грехи.

За сутки миллионы помыслов пролетают, но если все их считать грехом и самим не бороться с ними, не побеждать добрыми мыслями, а все батюшке зачитывать, мы батюшку вымотаем на нет. Надо учиться не принимать помыслы. Ведь это бес вкладывает их в наши головы, это не наши скверные мысли. В нашем сердце грех рождается тогда, когда мы эти помыслы принимаем, прислушиваемся к ним, нарушаем наши добрые чувства к ближнему неприязнью, гневом, раздражением. Ни с того, ни с сего резко ответим ему, нагрубим. В наше сердце входит зло. Почему? Потому что вовремя не отличили помысел от своей мысли. Это умение приходит с опытом, когда сами устанем от своих грехов. Тогда будем контролировать себя постоянно. Искушений будет столько же, а грехов много меньше, чем шестьдесят...

На исповедь свои грехи надо приготовить так: вспомнить, суммировать все похожие (два раза прогневался, сказать на исповеди "гневался на ближнего"), кратко записать. Священнику сказать, например, так:

Батюшка, я на этой неделе согрешил: возмущался, спорил, обманул, лишнее ел, лишнее спал, молился рассеянно, принимал помыслы и нарушал через них душевный мир, осквернял душу нечистыми воспоминаниями, в храме стоял без внимания...

Этого достаточно, чтобы Господь простил нам грехи. Если вы живете перед очами Божьими, ходите пред Богом и помните о Нем постоянно, то знаете, что Господь видит ваше покаяние, вашу борьбу с грехом, стремление к очищению. И на исповеди достаточно засвидетельствовать, что "вот в этом и в этом грехе я приношу покаяние". Бог Духом Святым прощает грехи. Важно не просто перечислить грехи, важно исправиться, избавиться от грехов. А то некоторые на исповеди каждый раз перечисляют: "Возмущалась, разражалась...", а отойдут от исповеди, снова за свое.

Брань с помыслами - это делание больше монашеское. Прежде у старца было два-три послушника, они приходили к нему и открывали помыслы. И без благословения старца, без его ведома послушники ничего не делали. Даже если помысел казался им добродетельным, открывали его старцу, и старец умел распознавать козни злых духов и грех, к которому они хотели склонить послушника, не случался. Тогда и сами послушники быстро научались распознавать помыслы и избавлялись от массы греховных привычек.

Как бывает с нами: поначалу мы даже вроде и не обратили внимания на тот или иной помысел, забыли его. А бес, вложив его в нас, отступает, не надоедает, прячется. Позже мы вспоминаем помысел и, принимая за свой, начинаем о нем думать. А там уже и мысли от молитвы отвлеклись, и имя Божие не произносим, и чувства нехорошие в сердце родились, и раздражение... Помысел, как семя, пророс в нашем сердце и принес свой плод - грех. Открываем помыслы на исповеди - это как из-под камня спугиваем притаившуюся там змею: подняли камень, она и исчезла.

Советую каяться пред Богом в принятии помыслов, а на исповеди называть те грехи, которые были рождены на свет этими помыслами. Если же вы сумели побороть помысел, не раздражились, не осудили, а нашли верную мысль для оправдания ближнего, то вы победили демона. А брань - это не грех. За брань вас ждет от Бога награда. На земле эта награда - благодать Божия, а в потустороннем мире - вечная жизнь, вечная радость.

Если же священник поинтересуется каким-то конкретным грехом, то можно объяснить подробнее.

Как хочется покаяться и больше не повторять какой-то грех. Можно ли этому научиться?

Покаяние зависит от чистосердечного желания избавиться от греха. Покаяние начинается тогда, когда человек осознал, что заблудился, что жил на земле во грехе. Когда человек кается, он дает обещание больше не жить беззаконно. Покаялся - и повернул свою жизнь целиком к Богу. Двум господам служить невозможно: нельзя обещать Богу исправиться и одновременно лукавить перед Ним: "Я еще немножко.., потом, потом исправлюсь."

На исповеди через священника Господь видимым образом прощает грехи и в этот момент дает благодатную силу на борьбу со страстями. Человек восстает, окрыляется. Главное чудо - во время покаяния Господь воскрешает душу, человек духовно рождается. Потому покаяние подобно второму крещению.

Приготовившись, подхожу на исповедь, но начинаю смущаться и торопиться: "Ой, за мной еще народ!" Что мне делать?

Подготовьте генеральную исповедь, с детства, но не расписывайте грехи подробно. Все можно кратко, сжато сказать.

В Почаевской Лавре приходилось исповедовать по сто и больше человек в день. И тогда пришлось выработать правило: принимать исповедь сжатую, конкретную. Это для того, чтобы и еще кому-то отпустить грехи, кого-то еще наставить на путь спасения.

Если человек не знает, какие грехи назвать, а пришел чистосердечно покаяться перед Богом, то ему помогаешь. Называешь грехи, ему все понятно, он четко отвечает, было или не было. Дашь человеку толчок, а потом ему Сам Бог помогает вспоминать грехи, совершенные от детства. Нам кажется, что уже все забыто, что в детстве делали неправильного. Но наша совесть, оживая на первой исповеди, подсказывает все новые и новые проступки, новые грехи. Стыд душит, слезы катятся из глаз, а очиститься в глазах Бога хочется... Вот это истинное покаяние, настоящая исповедь. Человек после такой исповеди физически чувствует, что стало легче на душе, а потом человек начинает записывать на бумажке новые текущие грехи, готовиться к исповеди. Он сначала контролирует, учитывает содеянные грехи, а потом старается избегать их. Сделал бы прежде тот или иной грех, а теперь помнит: "Мне же придется на исповеди его говорить. Так, может, не делать его? Ведь стыдно - я уже в нем каялся". И не совершает грех. Это уже начало духовной брани со злыми духами. Это начало пути за Господом.

Духовная жизнь должна протекать под руководством опытного духовника. На приходах, где батюшка один, а народу и треб много, это сложно. Но если вы желаете совершенствоваться, стать воином Христовым (пусть даже оставаясь жить в миру), то найдите духовника в монастыре. Там священников много и они уделят вам больше времени.

Написала все грехи на бумагу, подала священнику, а он, не читая, разорвал: "Бог знает твои грехи". Совершилась ли моя исповедь?

Если ваша исповедь не была ни прочитана, ни выслушана, значит, те грехи так и остались на вас. Исповедь как таинство не совершилась, хотя бы тот священник и прочитал над Вами разрешительную молитву, но он не знал, от чего Вас разрешает, что прощает. Может, вы там написали, что убили сто человек, расстреляли автобус, а он этого даже и не знает. Может, под мост подложили динамит и совершили диверсию, людей погубили, и этого он не знает. Надо, чтобы каждый раз Ваша исповедь была прочитана или выслушана, и только после этого прочитывается над головой разрешительная молитва. Тогда и грехи человеку прощаются Богом.

Особенно сейчас много человек приходят на исповедь, которые были в Афганистане, Чечне, Дагестане. Приходят освободившиеся из заключения, а на их совести грабежи, убийства, насилия. Приходят профессиональные воры, киллеры, снайперы, те, кто совершал заказные убийства, совершал диверсии. Совесть их мучает, не дает жить спокойно. Придет такой "больной" к начинающему "врачу", покажет гноящиеся раны, а тот скажет: "Ничего, все нормально". А опытный "врач" раны вскроет, гной вычистит, перевяжет, лекарство пропишет...

Найдите духовника, которому можно покаяться по-настоящему, и очистите свою душу.

Человек на исповеди постоянно кается в одних и тех же грехах. Грехи он ненавидит, борется и все равно повторяет. Что еще сделать, чтобы их победить?

Самое главное, чтобы человек грех возненавидел. Это - самый центр! Если мы грех не любим, то мы от него быстро избавимся.

Господь нас благословил многими дарами, например, дал нам дар гнева. Слышите? Дар! Для того, чтобы мы гневались против диавола, против злых духов, чтобы крепко стояли в их нападениях. А мы этот дар извратили: согрешаем, гневаемся против ближнего. Дан нам дар ревности по Богу. А мы ревнуем не святость, а ближнего. Это есть грех. Нам дана жадность как дар жажды по Богу, ко всему святому, а мы жадны до прелестей земных. Нам надо исправляться и, главное, грех ненавидеть.

А для этого нужна решимость. В юности блаженный Августин никак не мог избавиться от одного греха, и только, когда он стал зрелым духовным мужем, он понял, почему грех его не оставлял. Ему не хватало решимости, искреннего желания освободиться: "Я молился, просил избавить от греха, а в глубине души как бы говорил: "Избавь меня, Господи, от греха, но не сейчас, попозже. Сейчас я молодой, хочу пожить". Вслух эти слова не произносил, а где-то в сознании эта мысль была".

Мне, видимо, надо исповедаться с детства. Я чувствую в этом нужду. Подхожу к церкви и не могу войти. А если попадаю на исповедь, до конца никак не могу очистить душу.

Один человек рассказывал, как он не мог покаяться в одном смертном грехе. Пришел в храм, увидел на клиросе священника, и показалось ему, что тот батюшка все время на него смотрит. Никак не мог настроиться на исповедь. А это было внушение демоническое, чтобы помешать душе очиститься от грехов. Мы должны настроить себя так, что мы идем в церковь к Богу, а не к священнику и что каемся мы перед Богом.

В монастырях священников больше, сразу несколько человек выходит на исповедь. Надо постараться и выбрать одного, который мог бы выслушать все наши грехи. Отметьте для памяти на бумажке грехи, какие вспомните от юности, самые срамные, гадкие, они обычно хорошо запоминаются.

Помните: придет день Страшного Суда, когда наши нераскаянные грехи откроются перед всем миром, перед всеми ангелами, святыми и человеками. Вот где будет ужас, стыд и срам! Вот где будет позор! Попадем в бездну, будем плакать кровавыми слезами, рвать на своей голове волосы, но никогда уже не вернемся на землю в эту жизнь, не сможем покаяться и принести достойные плоды покаяния.

Когда идет человек на исповедь, на него дьявол наводит страх, чинит всякие препятствия. А вы не бойтесь! Знайте, если искренне будем каяться, духовник больше уважения и любви к вам испытает. Это я из своего опыта говорю. Иногда думаю: "Зачем я стою на исповеди, если никто ничего не говорит?" А когда придет и искренне покается человек, то у него и у меня радость. Хоть один человек ожил!

Священное Писание об этом так говорит: "Все небо ликует и радуется об едином кающемся грешнике".

Как каяться в содомских грехах?

Возьмите требник для священнослужителя. Там помещены вопросы, которые должен задать духовник на исповеди: состоите ли в браке? венчались ли? сколько было мужчин? каких наций? были ли близкие родственники? какие и сколько было?

Когда человеческая душа выходит из тела, она проходит мытарства, всего их двадцать. Самые страшные - это 16-ое - блуда, 17-ое - прелюбодеяния, 18-ое - содомских грехов. Эти мытарства благополучно проходят единицы.

В Палестине были пять близлежащих городов, в которых процветали блудные противоестественные грехи. Особенно славились своими пороками два города - Содом и Гоморра. Их жители так низко пали, что не знали запретов и преград для удовлетворения своих страстей. Тогда с Неба сошел серный огонь, и города были уничтожены. Теперь все они лежат на дне Мертвого моря.

На берегах этого моря растет интересное дерево - содомская яблоня. Плоды ее красивые, надкусишь - сладость на губах. А потом такая горечь! Никак не отплюешься. Это Господь оставил напоминание о гибели от "сладких" грехов. Содомские грехи дают временную сладость, но скоро приходит горечь, а в адских муках от нее не избавишься.

Легко пасть в этих грехах. Самый главный на этих мытарствах диавол Асмодей. Он начальник блудных бесов. Их великое множество, и на мытарствах они показывают все грехи, совершенные людьми. Похваляются, что редко кто, из повинных в этих грехах, приносит покаяние. Мало кто проходит эти мытарства, ибо стыдятся признаться в них.

А тот, кто покаялся в этих грехах, должен потерпеть за них какие-то скорби, болезни. Не роптать, когда кто-то ругает, а благодарить Бога за все. Только так может очиститься душа.

Совесть у меня молчит, не обличает в грехах, страстях. Я хожу в храм, каюсь, исповедуюсь, причащаюсь, но чувствую, что все не так, как надо. Что мне делать?

Самое главное, что нужно сделать, - совершить генеральную исповедь. Вспомнить все, насколько позволит ваша память, чтобы на совести ничего не оставалось.

Если человек будет постоянно контролировать все свои слова, поступки и мысли, то он быстро очистится. И голос совести ему будет громко возвещать, если он что-то хочет сделать не по Божьи. Когда же человек нераскаянный в грехах, то он попирает свою совесть. Вы стоите на верном пути - живете церковной жизнью: исповедуетесь, каетесь, причащаетесь, молитесь Богу, ходите на службы. Главное, желаете усовершенствования, исправления. Другой, заглушивший в себе голос совести, ведет себя иначе: "Ну и что, что в пост стаканчик молока выпью или кусочек колбаски съем?" Начинается с малого. Господь говорит: "В малом ты был верен, над многими поставлю тебя" (Мф.25, 20-22). А если не быть верным Богу в малом, то малый грех родит большой грех.

Надо найти такого священника, который смог бы вас выслушать, когда вы придете с генеральной исповедью. На приходах священников мало - один, два. А в монастырях их больше, и времени выслушивать прихожан у них тоже больше. У них исповедь - специальное послушание. И даже, может быть, вы найдете себе духовника, чтобы наставлял вас на пути духовного спасения. Он будет беседовать с вами, помогать открывать в себе скрытые страсти. А вам лишь нужно научиться ничего не таить. Грех ведь не золото, чтобы его закапывать. Его надо побыстрее обнаружить и извлечь из души. И тогда голос совести будет слышен в любом искушении.

Читайте жития святых, душа ваша будет сокрушаться, когда вы сравните свою жизнь с их подвигами. Увидите, как свято жили они и как нечисто живем мы. Во всех искушениях обвиняйте себя, а не кого-то другого, считайте себя в долгу перед Богом. Когда человек думает, что он стоит на правильном пути, спасается, молится чистой молитвой, это плохо. Надо до самой смерти считать себя ни на что негодным, как говорил апостол Павел "рабами неключимыми". Даже если бы мы с утра до вечера совершали добрые дела, то и тогда нельзя быть уверенным в своем спасении. Это ведает Один Господь.

Стыжусь некоторые свои грехи произнести перед священником. Могу только ежедневно взывать: "Господи, прости меня, окаянную". Снимет ли Он с меня те грехи, которые я перед Ним называю?

Конечно, мы постоянно должны каяться пред Богом, просить прощения. Но мы не знаем, простил Он нас или нет. Господь оставил нам на земле духовенство, дал первой Церкви - Своим ученикам-апостолам - власть прощать и вязать грехи. Таинство исповеди идет от апостолов.

В день Страшного Суда Господь нам все грехи простит, кроме нераскаянных. Нужно отбросить стыд и исповедать перед священником грехи. Со стыдом сгорают наши скверные дела. Надо стыдиться грешить, но не стыдиться каяться. Если больны и не можете пойти в храм, пригласите священника домой. Мы не знаем, когда наступит наш смертный час, надо быть готовым встретить его в каждую минуту. Каяться надо смело. Здесь мы лишь в присутствии священника - одного человека - называем свои грехи. А на Страшном Суде нераскаянные грехи, которых мы стыдимся, прозвучат перед всеми святыми, перед Ангелами. Весь мир их узнает. Поэтому диавол и внушает стыдиться их, чтобы мы не каялись. Пока еще течет в теле кровь, пока бьется сердце, пока милосердие Господне пребывает с нами, надо исповедать нераскаянные грехи.

Почему мы стесняемся назвать стыдный грех? Наша гордыня, самолюбие мешают: "Что о нас батюшка подумает?" Да у батюшки каждый день поток людей с одними и теми же грехами! А подумает он: "Вот еще одна заблудшая овечка Христова вернулась в Божие стадо".

Когда человек свободно говорит свои грехи, не заглаживает их, сокрушается, плачет, священник испытывает большое уважение к кающемуся. Он ценит искренность кающегося.

Грехи не надо складывать в душе, как в копилочке. Кому они нужны? Когда покаяние настоящее, легко и человеку, и священнику. И "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся" (Лк.15,7). Если пришли на прием к врачу, маленькие легкие болезни сказали, а самую опасную для жизни рану скрыли, мы можем погибнуть; душевные раны не менее опасны для нашей духовной жизни, нашей души, и душа дороже тела.

Если же мы раньше утаивали постыдные грехи, сознательно замалчивали, то все наши предыдущие исповеди считаются недействительными, таинство не совершалось. Все грехи, названные и неназванные, остались в душе, да еще прибавился сугубый грех - утаивание грехов на исповеди. Об этом сказано в требнике: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, если утаишь какой грех, сугубый грех иметь будешь". Священника можно обмануть, но Бога не обманешь. А если после таких "исповедей" еще и причащаться, то причастие будет в осуждение. За это особо спросится на Страшном Суде.

Что такое празднословие?

Пришла весна, скоро будет лето, тепло. Многие любят выйти на лавочку перед подъездом или к соседке сходить. Пришли, сели, а говорить-то не о чем, если душа не заполнена молитвой и заботой о благе ближнего. И начинается празднословие, лишь бы время побыстрее убить. А время такое драгоценное! Нам его немного отпущено для спасения души. И вот бабки сидят, глазами провожают всех, кто мимо прошел. Все знают: кто сколько раз замужем был, сколько абортов сделал, кто какой коммерцией занимается. И зачем этим "знаниям" впустую пропадать? Делятся друг с другом. И называется это празднословием, осуждением, злоречивостью, сплетнями.

Анекдоты - тоже празднословие, пустословие, смехотворство, ведь они никакой пользы не приносят. Пустой смех без духовной радости, хохот и безпечность бывают тогда, когда в душе нет страха Божия.

На яблонях есть цветы, а есть пустоцветы. Ветер подул, и лишь третья часть цветов осталась на ветках, пустоцветы на землю слетели. Опали.

Мы должны себя так настроить, чтобы каждое наше слово несло добро, не было пустоцветом, а приносило духовный плод.

Знаю многих отцов. Они при встрече не празднословят, а говорят о вере, о промысле Божием, о спасении, о том, как лучше спастись. С них и надо брать пример.

В Великий пост в каждом православном храме совершается Таинство соборования. Как оно влияет на человека? Почему некоторые люди действительно после него получают исцеления от недугов? Откуда такое название? Кто в первую очередь нуждается в этом Таинстве? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Библейская подоплека

Соборованием называется одно из семи Таинств Церкви, в котором на человека снисходит особая благодать. По вере он исцеляется телесно и духовно: избавляется от физических болезней и забытых грехов. Поэтому совершается оно в первую очередь над тяжелобольными.

Основой для установления соборования послужило Священное Писание.

В Евангелии от Марка есть указание на то, что апостолы, получившие от Христа власть исцелять недуги, «многих больных мазали маслом и исцеляли».

А в послании апостола Иакова находим прямое указание:

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему

Здесь надо обратить внимание на несколько важных деталей:

  • сила молитвы и веры;
  • значение помазания елеем;
  • исцеление болезней и прощение грехов.

«Кирие элейсон»

Так как второе название Таинства — елеосвящение , то в первую очередь стоит разобраться: какой смысл в Библии имело помазывание елеем?

  • Елей в Израиле был «неофициальным» символом жизни. Его изобилие израильтяне понимали как Божье благословение. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Кроме того, им смазывали страдающую от беспощадного солнца кожу.
  • Также в Библии мы находим указания на помазание на священство и царство, что символизировало избрание на служение Господу.
  • Масло оливы использовалось и в погребальных обрядах. Его обильно изливали на тела усопших, что означало умирание для греха.

Вполне логично, что именно помазание елеем, подкрепленное верой и молитвой, послужило основанием для Таинства исцеления телесных недугов и прощения забытых грехов.

Еще один интересный факт. В православных храмах наряду с «Господи, помилуй» поют «Кирие элейсон». Если буквально перевести второе прошение с греческого языка, то получится «Помажь меня елеем, уврачуй» .

Прощение грехов = выздоровление?

Как указывалось выше, Таинство соборования помогает человеку получить избавление от недугов и одновременно прощает забытые грехи.

Христиане видят прямую связь между физическим и духовным состоянием человека. Например, пресыщение пищей одновременно оказывает негативное влияние на физическое самочувствие, а также делает человека ленивым, может разжигать плотские желания.

Иногда закостенелому грешнику Бог попускает скорби и болезни, чтобы таким образом он пришел к покаянию. Обычно раскаяние приводит человека к изменению образа жизни, исповеди и причастию. Но мы не в силах увидеть и запомнить все свои грехи. Определенные пороки еще не открылись нам, что-то произошло так давно, что уже стерлось из памяти. Но от этого грехи никуда не подевались. Они давят на нас своим грузом. Избавиться от них как раз и помогает елеосвящение.

Поскольку каждый человек не в силах вспомнить все свои прегрешения, то соборовать нужно не только тяжелобольных.

Условия свершения Таинства соборования

Соборование совершается только над членами Церкви Христовой, то есть над крещеными людьми. Обязательным условием, о котором говорил еще апостол Иаков, есть наличие веры.

Тяжелобольных соборуют на протяжении всего года, для всех остальных елеосвящение «доступно» только в Великий, реже — Рождественский пост. Как правило, человек приступает к соборованию только один раз в год; если больной, то по благословению священника и чаще. Не принято соборовать детей до семи лет, ведь до этого возраста их грехи прощаются и без исповеди.

Как совершается Таинство соборования?

Название «соборование» закрепилось из-за того, что в идеале оно совершается собором из семи священников. Но во многих храмах помазывает елеем только один священнослужитель.

Сначала духовенство прочитывает специальные молитвы, в которых неоднократно просит Господа простить забытые прегрешения всем соборующимся, также зачитывает семь отрывков из Евангелия и Апостола по темам прощения и исцеления. Столько же раз священники помазывают елеем лоб, щеки, ноздри, уши или губы, грудь, руки верующих.

Кроме священников, молятся и все присутствующие. Они держат в руках зажженные свечи и обращаются к Богу словами песнопения:

Помилуй нас, Боже!
Помилуй нас, Владыко!
Помилуй нас, Святый!
Услыши нас, Боже!
Услыши нас, Владыко!
Услыши нас, Святый!
Исцели нас, Боже!
Исцели нас, Владыко!
Исцели нас, Святый!

Обычно после совершения Таинства елеосвящения верующим раздают в храме:

  • зерна пшеницы — символ рождения для вечной жизни. Посаженное в землю, зерно истлевает и прорастает. Так и человек: физически умирает и воскресает для вечности;
  • елей и вино — символ врачевания духовных и телесных ран. Именно эти вещества возлил на тело избитого милосердный самарянин из известной библейской притчи (Евангелие от Луки, 10:30-34).

Елеем помазывают тело, когда болеют, рисуют крестики на лбу, а пшеницу употребляют вместе с просфорой и святой водой.

Конечно, верующему не нужно забывать, что Таинство елеосвящения — это не магический ритуал и не таблетка от всех болезней. Далеко не каждый соборующийся обязательно получает мгновенное исцеление от недугов и видимый результат.

Как и в любом Таинстве, в елеосвящении есть «таинственная» часть. Она относится к прощению забытых грехов. Искренне раскаивающийся и просящий Господа о помиловании получает по своей вере здравие. Духовное так точно.

Кратко и емко о соборовании рассказывает предлагаемый ролик:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Вопросы об Исповеди

Ч то такое Исповедь?

- Исповедь - это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку. На исповеди верующий в присутствии священника исповедует грехи и через него от Самого Господа Иисуса Христа получает прощение грехов.

Зачем надо исповедоваться?

Через Исповедь возвращается та чистота души, которая была утрачена из-за грехов. Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении. Грех - это грязь, а исповедь есть баня, омывающая душу от духовной грязи.

Как подготовиться к первой Исповеди?

При подготовке к исповеди необходимо испытать свою со-весть, вспомнить грехи, совершенные делом, словом, чувствами и по-мышлением за все время после Крещения. Человек должен все это про-думать и осознать в чем он согрешил против самого себя, против ближ¬них, против Бога и Церкви и раскаяться. Самоосуждение - вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь. При необходимости можно записать грехи, чтобы не упустить чего-либо во время исповеди.

При подготовке к исповеди полезно почитать книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» священника Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые помогут осознать и увидеть грехи забытые и неосознаваемые. Но переписывать грехи из книг не надо, исповедь должна быть совершенно личная.

Что должен знать желающий приступить к Исповеди?

К Исповеди должно приступать предварительно со всеми примирившись. На Исповеди надо говорить только о своих грехах, не оправдывать себя, не осуждать окружающих и просить у Господа про-щения за свои прегрешения. Никогда не надо впадать в уныние от осо-знания тяжести своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных. Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо этим смущаться. Важно осознавать себя виновным перед Богом, иметь в сердце сокруше¬ние и самоукорение. Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно.

Исповедь -т это не беседа. Если надо посоветоваться со священ¬ником, то следует попросить его уделить для этого другое время

К Исповеди можно приступать в любое время и желательно как можно чаще. Обязательной является Исповедь перед Причастием.

Как побороть стыд на Исповеди?

Чувство стыда на Исповеди естественно, оно и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Преодолеть стыд по-может понимание, что Церковь - врачебница, а не судилище. Господь «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). «Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог» (Пс. 50:19).

На приеме у врача человек не стыдится рассказывать о своих те¬лесных болезнях, так и на Исповеди не надо стыдиться открывать свои душевные недуги священнику. Нет другого способа уврачевать душу.

Покаяние и Исповедь - это одно и то же?

Покаяние (в переводе с греческого «перемена ума») - это изменение образа жизни через изменение ума и образа мыслей: от осознания неправды - через покаяние - к перемене. Поэтому истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрожде¬ние жизни. Покаяние - это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание. Покаяние - это изъявление готовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя обретения Рая.

Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю перео¬ценку самого себя, некий критический самоанализ, способность взгля¬нуть на себя со стороны, осудить свои грехи, а себя предать правосудию и милости Божией. Покаяние есть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях человек уклонился от нравственной нормы, которую Бог вложил в его природу. Осознание этого - величайшая добродетель и одновременно залог изменения жизни к лучшему.

Святитель Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя ве¬щами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответ¬ственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле священнике. Это часть Таинства Покаяния, во время которого кающийся человек через чтение священником особой молитвы и осенение знамением Креста получает разрешение (освобож¬дение) от грехов и прощение от Самого Бога.

С какого возраста надо исповедоваться ребенку?

Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но желательно заранее готовить детей к первой исповеди. Начиная с 5-6 лет приводить их к

священнику для доверительной беседы, чтобы у них обретался навык осознания своих проступков.

Когда бывает исповедь - до или после службы?

В разных храмах исповедь совершается в разное время. Где-то утром вообще не исповедуют, а где-то, наоборот, исповедуют только утром. Где-то только перед богослужением, а где-то и во время и после богослужения и утром и вечером. Узнать о времени исповеди в своем храме можно, спросив непосредственно у сотрудников вашего храма.

В нашем храме можно исповедоваться ежедневно утром и вечером. Но лучше исповедоваться вечером во время вечернего богослужения после 18.30. Утром во время Литургии можно исповедоваться только в крайнем случае. В период летних отпусков и во время Великого поста по будням вечером исповедь может отменяться. Исповедь всегда бывает в субботу во время Всенощного бдения около 18 часов.

Что такое грех, как его уничтожить?

Грех есть нарушение заповедей Божиих, преступление против Божиего закона, совершенное вольно или невольно. Первоисточником греха является падший мир, человек - проводник греха. Святые отцы различают следующие ступени вовлечения в грех: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, за¬держка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным по¬мыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

Борьба с грехом начинается с осознания себя грешником и же-лания противостоять греху и исправиться. Грех уничтожается покаяни¬ем при содействии благодати Святого Духа, которая преподается верующим в Таинствах Церкви.

Какая разница между грехом и страстью?

Страсть - это дурная привычка, навык, влечение к греховному действию, а грех - это само действие по страсти, удовлетворение ее в по¬мыслах, словах и делах. Можно иметь страсти, но не действовать по ним, не совершать греховного действия. Противостоять своим страстям, бороться с ними - в этом и заключается одна из главных задач в жизни христианина.

Какие грехи называются смертными?

Существует перечень смертных грехов, тем не менее, можно утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю человека.

«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.

Только один из этих грехов - самоубийство - не подлежит вра-чеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удо-влетворительным покаянием...

Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибега¬ет к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в навык!» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Неужели все люди грешники?

- «Нет человека праведного на земле, который делал бы до-бро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Человеческая природа повреждена грехопадением первых людей, поэтому люди не могут прожить жизнь без греха. Один Бог без греха. Все люди много грешат перед Богом. Но одни осознают себя грешниками и каются, а другие не видят за собой грехов. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:8-9).

Осуждение, тщеславие, самооправдание, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев - постоянные спутники человеческой жизни. На совести многих лежат и более тяжкие грехи: детоубийства (аборты), супружеские измены, обащение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое»;

Почему грех Адама и Евы называется первородным?

Грех называется первородным потому, что его совершили первые люди (прародители) - Адам (праотец) и Ева (праматерь) - от которых произошел первый человеческий род. Первородный грех явился началом для всех последующих людских грехов.

Почему все многочисленные потомки Адама и Евы должны нести ответственность за их грехопадение?

Грехопадение первых людей повредило их духовную и теле¬сную природу. Все люди как потомки Адама и Евы имеют ту же повреж¬денную природу, легко склоняемую к греху.

В святоотеческом понимании грех - болезнь души. А в литурги¬ческой практике Православной Церкви такое понимание греха выраже¬но в многочисленных молитвах.

При таком определении греха легко понять, почему потомки страдают из-за грехопадения прародителей. Сегодня всем известно, что целый ряд серьезных заболеваний передаются по наследству. Никого не удивляет, что дети алкоголиков, например, могут иметь наследственную предрасположенность к алкоголизму, не говоря уже о целом букете со¬путствующих заболеваний. И если грех - это болезнь, он вполне может передаваться по наследству.

В Таинстве Крещения человеческая душа освобождается от первородного греха, так как Господь наш Иисус Христос Своей смер-тью на Кресте искупил грех Адама.

Что необходимо для прощения грехов?

Для прощения грехов от исповедующегося требуется прими¬рение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и полное их исповедание, твердое намерение исправиться, вера в Господа Иисуса Христа и нацежда на Его милосердие.

Все ли грехи Бог прощает?

Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются. Милосердие Божие столь велико, что разбойник, покаявшись, первым вошел в Царствие Божие. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна.

Как узнать, прощен ли грех?

Если священник прочитал разрешительную молитву, то грех про¬щен. Но грехи имеют свойство оставлять после себя некое подобие шрамов. Иногда грех продолжает мучить нас, или всплывает в наших воспоминаниях. Иногда он становиться снова привлекательным для нас, и мы снова впадаем в этот грех. В последних случаях наше покаяние оказалось неполным, так как грех так и не был полностью изгнан из нашей жизни. Поэтому нужно снова идти на исповедь и каяться в нем.

Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же

грех?

Если он вновь совершен, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить.

Можно ли на исповеди говорить не все грехи?

Перед совершением Таинства Покаяния священник читает молитву следующего содержания: «Чадо, Христос невидимо стоит, при¬нимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисце- ленным!»

Если кто скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного сты-да, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от Исповеди не только не очищен¬ным от грехов, но еще более обремененным ими. Жизнь земная кратков¬ременна и человек может перейти в вечность, так и не успев полностью исповедоваться.

Исповеданный грех как бы становится вне души, выходит из нее - подобно тому, как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.

Полезно ли часто исповедоваться?

Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Ис¬поведь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает от повторения грехов. А не ис¬поведанные согрешения становятся привычными и перестают тяготить совесть.Но относиться нужно с благоговением к таинству Покаяния, не превращать его в мелкую привычку и путать с ежедневным откровением помыслов в монастырях.

Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?

Таинство Покаяния совершается в присутствии священника. Это необходимое условие. Но священник - только свидетель, а истин¬ным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник - молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом.

Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. В этом и состоит моральный аспект Исповеди.

Для действительно страдающего от язвы греха человека без-различно, через кого он исповедует этот томящий его грех - лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. Самое важное в Исповеди - не личность принимающего ее священника, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?

Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила, священнослужитель может быть лишен сана.

Нужен ли пост перед Исповедью?

При подготовке к Исповеди по церковному Уставу не требуется поста и специального молитвенного правила, необходимы вера и осознание своих грехов, желание от них освободиться.

Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста перед Причастием надо заранее посоветоваться со священником.

Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?

Если вспомнили забытый тяжкий грех, то хорошо бы еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.

Если между Исповедью и Причащением согрешили словом или делом, например, поссорились с кем - нибудь или случилось осквернение во сне, то нужно исповедоваться. Но если у вас были только помыслы или иные менее тяжкие грехи, то утром исповедоваться не нужно, при условии вашего внутреннего раскаяния и намерения примириться со всеми.

Утром перед Причащением не стоит занимать время священника своей Исповедью. Дайте возможность исповедоваться тем, кто не смог прийти на Исповедь накануне - немощным и родителям с маленькими детьми.

Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?

Об этом грехе следует сказать на Исповеди в ближайшее время.

Откладывать Причастие не надо, а с покаянным чувством и сознанием своего недостоинства подойти к Чаше.

Обязательно ли после исповеди причащаться? Можно исповедоваться и уйти?

Причащаться после исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для исповеди. Но для тех, кто хочет причаститься, нужно исповедоваться, лучше накануне, либо даже за несколько дней до Причащения.

Что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?

Их родственники могут прийти в храм и попросить священника об Исповеди и Причастии больного на дому.

Что такое епитимия?

Епитимия (в переводе с греческого «наказание») - это духовное лекарство, средство помощи в борьбе с грехом, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником. Это может быть совершение по¬клонов, чтение молитв, канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту - в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.