Самые необычные музыкальные инструменты мира. Самый необычный музыкальный инструмент

Нравится! 2

Музыка сопровождала человеческую цивилизацию с древнейших времён, когда наши предки исполняли под неё ритуальные танцы вокруг священных костров. Мы привыкли к традиционным инструментам для извлечения музыки, равно как и к современным - к примеру, генерации на компьютере. Но некоторые музыкальные инструменты попросту сложно себе вообразить…

Некоторые инструменты были придуманы несколько лет назад, другие насчитывают тысячелетия. Люди любят музыку, и готовы создавать её даже с помощью деревянных коробок и невероятных крутящихся труб.

Варган - один из древнейших музыкальных инструментов, известный по всему миру. При игре варган прижимается к губам или зубам, рот при этом служит резонатором. Варганы создавались из дерева, кости и металла.

Кантеле - карельский и финский щипковый струнный инструмент, напоминающий гусли. Его название происходит от старославянского слова, означающего, буквально, «струнный музыкальный инструмент».

Дудук - язычковый деревянный духовой инструмент, распространённый среди народов Кавказа и Ближнего Востока. В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Колёсная арфа - недавний инструмент в античном стиле, созданный энтузиастами для получения уникального звука. На нём расположена 61 клавиша и две педали, которые позволяют управлять струнами внутри.

Ханг - ударный инструмент, отдалённо напоминающий НЛО. Он состоит из двух металлических полусфер и был разработан в 2000 году в Швейцарии. Из него можно извлекать звуки кончиками пальцев, большими пальцами или основанием кисти.

Кахон - перуанский ударный музыкальный инструмент, выглядящий как коробка из дерева. Музыкант садится на кахон сверху и играет на нём руками либо барабанными щётками, извлекая разнообразные звуки - от глубоких басов до высоких щелчков и дребезжания.

Румитон - один из самых удивительных музыкальных инструментов из всех существующих. Он состоит из полых трубок, расположенных на крутящейся металлической платформе и издающих мягкие звуки при касании и вращении.

Морской орган - уникальное архитектурное сооружение, созданное хорватским архитектором Николой Башичем в 2005 году в городе Задар. Оно состоит из 35 органных труб под ступенями городской набережной, издающих звуки, когда морская вода выталкивает сквозь них воздух.

Эсрадж - индийский музыкальный струнный инструмент, нечто среднее между ситаром (другим индийским музыкальным инструментом) и виолончелью. Для игры на нём используется смычок.

Колёсная лира , она же харди-гарди - инструмент, пришедший из средневековой Европы, бывший характерным атрибутом менестрельной культуры, затем символом нищих и бродяг, а затем увлечением аристократов. Игра на нём производится посредством вращения особого колеса.

Нравится! 2

Гидравлофон — странный акустический музыкальный инструмент, действующий на принципе преобразования колебаний жидкостей в звук. Он имеет несколько отверстий, через которые бьют потоки воды и когда один из потоков блокируется, инструмент производит звук, формируемый не воздухом, а водой. Был изобретён канадским учёный и инженером Стивом Манном. Самый большой в мире гидравлофон находится в научном центре Онтарио, Канада.

Терменвокс — электромузыкальный инструмент, созданный русским физиком и изобретателем Левом Терменом в 1919 году. Главной частью терменвокса являются два высокочастотных колебательных контура, настроенные на общую частоту. Электрические колебания звуковых частот создаются генератором на электронных лампах, сигнал пропускается через усилитель и превращается громкоговорителем в звук. Игра на терменвоксе заключается в том, что исполнитель управляет его работой, изменяя положение ладоней возле антенн инструмента. Двигая рукой вокруг стержня, исполнитель регулирует высоту звука, а жестикуляции вокруг дуги позволяет влиять на громкость. За счёт изменения расстояния ладоней музыканта к антенне инструмента меняется индуктивность колебательного контура, и как следствие, частота звука. Одной из первых и самых выдающихся исполнительниц на этом инструменте была американская музыкантша Клара Рокмор.

Совладать с терменвоксом может только музыкант с отличным слухом - по той причине, что на тактильные ощущения полагаться в данном случае просто невозможно. Терменвокс успешно дожил до наших дней, хотя и не снискал широкой популярности. Он используется не только для исполнения музыкальных композиций, но и, например, для создания звуковых спецэффектов в киноиндустрии.

Инструмент, названный самим создателем как «Кризалис», заставляет поверить в то, что музыку можно извлечь из самых необычных предметов. Он был создан в 70-х годах и напоминает арфу с резонатором. Форма была навеяна каменным календарем племени майя. Состоит он из двух деревянных колес со струнами, причем они свободно вращаются в разные стороны. Несмотря на простоту, в нем заложена авторская технология. Как объяснил в своей книге автор, Крис Фостер, слушая этот инструмент, можно представить, что это ветер играет на арфе.

Компания «Питерсон Тюнер» решила сочетать алкоголь и музыку и придумала своеобразный музыкальный инструмент. Он состоит из пивных бутылок, в которые задувается воздух. Бутылки, заполненные минеральным маслом, тщательно расставляют в деревянном каркасе из орехового дерева. Воздушный насос, который контролируется и управляется с помощью клавиатуры, закачивает воздух в бутылки, и музыкант может воспроизводить требующиеся звуки.

Хуака

Инструмент сделан из трех соединенных глиняных сосудов, и одновременно можно воспроизводить три разных звука. В 1980 году Шерон Роуел создал его после двух лет исследований. Но он не был первым, кто сыграл на хуаке. Первым был Алан Тауэр. Он не только сыграл, но и записал диск с необычной музыкой. Сам инструмент сконструирован по принципу пианино. Внешне хуака, состоящая из трех камер, напоминает легкие и сердце человека. Каждая камера настроена на определенный звук, а в целом, звук хуаки напоминает звук флейты.

CASIO DG-10

Это пластиковая гитара с пластиковыми струнами. От силы удара по струнам зависит громкость звучания. Играть на ней может даже тот, кто обладает нулевым уровнем подготовки.

В этом экспериментальном музыкальном инструменте для звукоизвлечения применяются гофрированные трубки, которых полно в медицине, механике и строительстве. Такие трубки тем и хороши, что их можно гнуть, как угодно, не ломая.

Музыкальный звук получается, когда воздух натыкается на хитросплетения гофры — знаете ведь, как порой не прозаично звучат гофрированные водоводы в санузлах после ремонта.

Инструмент гофрагорн включает в себя несколько трубок разной длины — они издают музыкальные звуки разной высоты. Хитрый духовой инструмент, похожий на осьминога, выдумал и освоил некто Барт Хопкин. То, как он на нем играет, можно послушать онлайн тут:

Любимый музинструмент пироманов.

Слово «пирофон» буквально переводится, как «звук огня». Инструмент состоит из ряда труб, как орган или каллиопа. Однако, вместо воздуха или воды, как в гидравлофоне, в трубки подается пропан или бензин. Пирофон — очень опасный в обращении инструмент. Пожарные инспекции выдают разрешения на пирофонные концерты только за очень большие взятки. Выглядят и звучат такие рисковые представления следующим образом:

Пирофон еще называют термоакустическим органом. В некоторых моделях трубы охлаждают жидким азотом. Если их не охлаждать, то инструмент станет одноразовым.

Кахон

Сей инструмент когда-то придумали африканские невольники, завезенные в исконно индейскую страну Перу. Кахон — это деревянная коробка, используемая как ударный инструмент. В коробке сделана дырка-резонатор, противоположная сторона — из фанеры. По фанере музыканты и стучат, как правило, накурившись травы. Кахон очень легко сделать самому, благо фанеры над нашими Парижами — хоть застучись. Говорят, лучший резонанс получается, если играть на кахоне, раздевшись догола.

Похожа на телевизионную антенну. На такой арфе играют не щипком, но поглаживая ее струны-трубы рукой, одетой в перчатку, натертую канифолью. Трубы полые, обычно делаются из алюминия. Располагаются они горизонтально.

ХАНГ

Необычный музыкальный инструмент ханг - это две сплюснутые полусферы из латуни полумиллиметровой толщины, диаметром 250 миллиметров, плотно соединенные друг с другом. Верхняя часть - динг - прорезана таким образом, что на ее поверхности образовались восемь сегментов с язычками, звучащих от легких прикосновений. Каждый из семи язычков соответствует одной ноте, а восьмой звучит как фа-диез. Нижняя часть ханга - это резонатор под названием "гу", он многократно усиливает силу звука, выравнивает тембр и придает мелодии особую привлекательность за счет легкой вибрации. Создали инструмент инженер Феликс Ронер и музыкант Сабина Шерер в 2002 году. Позже они усложнили задачу и сконструировали неразъемный ханг, с лучшими акустическими характеристиками. Новый инструмент был показан публике в 2009 году.

Швейцарский Hang Drum Немецкий Hang Drum Русский Hang Drum




Отаматон

вполне оправданно называют поющим головастиком. Выглядит это японское изобретение и вправду забавно: как нота с глазами и ртом. Нажатием головы и манипуляциями с «хвостиком» гаджет приводится в действие и издает презабавнейшие звуки. Чего только японцы не выдумают! Этому инструменту-игрушке всего два года, но она уверенно занимает позиции на рынке, но, по большому счету, развлекательном, а не музыкальном.

Reactoscope

или иными словами - мультимедийный медиа стол. Вещь уникальная и более того - красивая. Трогаешь - и издается звук, и более того, инструмент можно запрограммировать под почти любые требования. С помощью мультимедийного стола можно не только удивлять клабберов, но и радовать яркими презентациями коллег и партнеров, к примеру, либо оповещать посетителей о разнообразии меню в ресторане.

Бонанг

— музыкальный привет из Индонезии. Инструмент этот состоит из набора маленьких бронзовых гонгов, которые размещаются на деревянной подставке и скреплены между собой шнурами. Посередине каждого гонга имеется небольшая выпуклость, ударив по которой специальной деревянной палочкой, получается мягкий звук. Палочку обматывают либо веревкой, либо х/б тканью для придания большей глубины звуку. Различают мужской - с более высокими деревянными бортиками и выпуклыми гонгами - бонанг и женский - с наоборот, более низкими бортиками и плоскими гонгами.

Шарманка

Шарманка — так назывался инструмент уличных музыкантов, популярный в викторианскую эпоху. Играть на нём было совсем просто. Нужно было только хорошо накрутить рукоятку барабана, после чего начиналась мелодия.

По сути, это был переносной мини-орган с трубками, мехами, валиком, тростью и клапанами. По мере верчения барабана сложный механизм попеременно то закрывал, то открывал пустоты трубок, из которых лились звуки. Но со временем валики и клапаны стирались. Шарманки начинали сильно фальшивить. Мелодии становились непохожими на первоначальные польки и вальсы.

Затем клапаны попытались заменить листами плотной бумаги, в которых прорезались отверстия. Это открытие позволило делать шарманки меньших размеров.

Патрик Матис, музыкальный новатор из Франции, воссоздал и усовершенствовал инструмент своих предков. На своей шарманке он создаёт классические и современные произведения.

«Машина»

Линн Фолкс — уникальный человек, единственный в своём роде. Больше 50 лет он отдал искусству в стиле модерн, девизом которого является изречение: «Чем необычнее, тем лучше». Линн создал много картин, скульптур и других творений. Но самое любимое его детище - «машина». Это странное громоздкое устройство состоит из барабанной установки, оснащённой сигнальными рожками, трещотками, ксилофонами и колокольчиками. Также в ней есть ножные электрически басы.

Хоть установка крайне сложна, всем кажется, что Фолкс играет очень непринуждённо. Не позволяйте внешнему впечатлению себя одурачить. Наш гений — самый дотошный перфекционист. Эта черта характера даже привлекла к нему кинорежиссёров. На протяжении семи лет они снимали фильм о том, как их герой неспешно рисовал две свои картины.

Кошачье пианино

Искренне надеемся, что кошачье пианино никогда будет воссоздано. Детальное описание фантастического музыкального инструмента под названием Katzenklavier (то есть кошачье пианино) было опубликовано в книге. Октава составлена из кошек, упорядоченных согласно тембру голоса. Их хвосты вытянуты в сторону клавиатуры, оснащённой гвоздями. При нажатии на клавишу гвоздь ударяет кошку, и она издаёт соответствующий звук. Бр-р.

Юкелин .

Музыкальный инструмент юкелин появился на свет в результате скрещивания гавайской укулеле и классической скрипки. Пик массового производства юкелинов приходится на период с 1920 по 1970-е года в Соединенных Штатах. Играть на инструменте Вы можете либо как на скрипке, либо, положив его на колени, перебирать струны одной рукой, а другой использовать смычок. У юкелина 16 струн и четыре аккорда.

РУМИТОН

Румитон — один из самых удивительных музыкальных инструментов из всех существующих. Он состоит из полых трубок, расположенных на крутящейся металлической платформе и издающих мягкие звуки при касании и вращении.

УНЦЕЛЛО

По внешнему виду унцелло больше похож на модель вселенной работы Коперника. В отличие от традиционной виолончели, здесь в качестве резонатора используется круглый аквариум.

Яйбахар (Yaybahar)

Яйбахар — один из самых странных музыкальных инструментов, пришедших с Ближнего Востока. Этот акустический инструмент имеет струны, соединённые с намотанными пружинами, которые воткнуты в центр рамок барабанов. Когда струны играют вибрации отдаются эхом по комнате, словно эхо в пещере или внутри металлической сферы, создавая гипнотический звук

КАЗУ

Этот инструмент широко применяется в музыке стиля скиффл (skiffle).

Этот музыкальный стиль является разновидностью американской фольк-музыки. Он состоит в родстве с блюзом и джазом. Это направление относительно молодое, так как оно оформилось в начале двадцатого века в окрестностях Нового Орлеана, который считается колыбелью джазовой музыки. Это пение с аккомпанементом на импровизированных музыкальных инструментах Скиффл- абсолютно простая и неприхотливая музыка, поскольку не требует глубоких познаний и умения хорошо играть на каком-либо музыкальном инструменте, в роли которых может выступать что угодно...



Волны Мартено

Электрофон, сконструированный в 20-х годах прошлого века французом Морисом Мартено, стал прообразом современных клавишных синтезаторов. Оснащен выдвижной панелью с кнопками, банками фильтров и переключаемыми динамиками. Одна из необычных особенностей управления - нить с кольцом, надеваемым на указательный палец левой руки. Звуки из инструмента извлекаются путем комбинации натяжений этой нити с нажатием на клавиши. Получил известность благодаря композитору Оливье Месс

А на этом видео вы еще можете познакомиться с некоторыми необычными музыкальными инструментами


Музыкальные инструменты из нашего списка внешне мало похожи на привычные взору гитары, пианино или барабаны, с которыми большинство знакомо с детства благодаря занятиям в музыкальной школе или просто телевизионным программам. Предлагаем обзор инструментов, которые дают возможность одному артисту быть особенным, а другим восстановить связь с историей или получить возможность творческому выходу, о многих люди даже и не слышали.

Кажется, что наши предки были помешаны на музыкальных инструментах не меньше нашего и как результат, через тысячелетия, мы имеем возможность широкого выбора данных устройств. Некоторые инструменты, как, например, Эолова арфа, являются примером использования сил природы, в данном случае ветра, для извлечения звука, а примером использования научных разработок является поющая катушка Теслы. Другие пытаются имитировать звуки сразу же нескольких инструментов, как, например, недавно изобретенный струнно-клавишный-смычковый инструмент «Колесная арфа» (Wheelsharp). И, наконец, несколько инструментов изготовленных на заказ, как, например, инструмент Gameleste, созданный специально для исландской певицы Бьорк.

Gameleste специально был сконструирован для альбома и мультимедийного проекта “Biophilia” исландской певицы Бьорк, который был представлен публике в 2011 году. Ударный инструмент является сочетанием традиционного индонезийского инструмента гамлана и челесты, маленького клавишного инструмента с молоточками, которые ударяют о металлические пластины, создавая звук приближенный звуку колоколов. Инструмент был создан британским перкуссионистом и исландским органистом.


У звукового инженера Генри Дега ушло 4 года на создание гигантской шарманки, которая работает на солнечной энергии. Автор назвал свое детище Sharpsichord. Инструмент представляет собой огромное металлическое устройство с граммофоном и 11 000 дырочек для смены цилиндров. Штифты, на которые устанавливают цилиндры, при вращении задевают за струны инструмента и рождается звук. Во время исполнения композиции все цилиндры меняются вручную, что занимает много времени, поэтому концерт может длиться целый день или дольше.

Лур – это духовой инструмент, горн, который в длину может достигать два метра и является одним из самых старинных инструментов в нашем списке. Его изображение можно найти даже на наскальных рисунках в Скандинавии. Он может иметь прямую и изогнутую форму и часто ассоциируется с периодом викингов, в Средние века существовал деревянный аналог инструмента. Когда изменились технологии, то его начали изготавливать из бронзы, например, в Дании и Германии использовали такой вариант с мундштуком.


Это, возможно, самый потрясающий инструмент в нашем списке, да и выглядит он как «гость из будущего». Поющая катушка Теслы представляет собой своеобразный плазменный громкоговоритель. Катушка производит напряжение сверхвысокой частоты, затем следует звуковой эффект. В результате напряжения низкие волны издают звук похожий на звук синтезатора. Так как этот звук не улавливается ухом человека, то специальная установка преобразует его, и мы можем его слышать.


Пирофон – это своеобразный орган, который производит звук в результате взрывов. Инструмент был изобретен в 19 веке случайно при разработке двигателя внутреннего сгорания. При возгорании в трубках образуется звук. Выхлоп из камеры сгорания проходит через специальные камеры и получаются звуки разной тональности. Инструмент работает на пропане или авиационном бензине.


Колесная лира выглядит так же смешно, как и называется, но это очень важный инструмент при исполнении французских, венгерских и галицких народных песен, так как инструмент производит богатый, экзотический длительный звук, который получается во время вращения резинового колеса, задевающего струны. Инструмент звучит как струнный, но оборудован также и клавишами. Сверху он оснащен струнами, которые под напряжением издают звук похожий на звук волынки, поэтому харди-гарди часто используют именно для партии волынки в современных композициях.

4. Колесная арфа (wheelharp)


Колесная арфа – это музыкальный инструмент со струнами, которая управляется клавишами и ножным двигателем. Струны издают постоянный звук в результате трения колеса об них. Питание подается при помощи ножных педалей, которые напоминают педали пианино. Впервые инструмент был представлен публике в 2013 году в Калифорнии, а разработан по рисункам Леонардо Да Винчи. Так как не было подробных чертежей, то только благодаря музыкантам и инженерам он увидел свет. Это инструмент-оркестр, который издает полный, богатый звук.


Это самый симпатичный инструмент из нашего списка. Скрипка Хардангер является традиционным норвежским струнным инструментом для исполнения народных песен, похожим на традиционную скрипку, но оснащенным 8-9 струнами. На 4 струнах играют традиционно, как на обычной скрипке, а другие струны создают резонанс, эхоподобные звуки. Внешне инструмент очень красивый благодаря фигурной резьбе.


Диджериду - широко известный духовой инструмент аборигенов Австралии. Его изобрели 1500 лет назад. В основном это деревянная труба, которая производит звук. Инструмент существует разной длины и разного размера, но традиционно он должен быть длинным – чем длиннее инструмент, тем ниже тон издаваемо звука. Диджериду можно найти даже на наскальных рисунках древних людей. Традиционно инструмент расписывают в цвета присущие той или иной культурной группе.


Эолова арфа, или воздушная арфа, - это струнный инструмент, который производит звук под воздействием силы ветра. Своё название она получила в честь греческого бога ветра Эола. Инструмент состоит из ящика и, собственно, грифа с натянутыми струнами. Если установить арфу у открытого окна, то ветер, проходя сквозь струны, способствует образованию звуковых волн. Струны натянуты так, чтобы звук производился в разных тональностях. В результате мы получаем навязчивый, даже жутковатый звук, как будто сами боги играют на арфе.

10

Октобас – инструмент, выдающийся, в первую очередь, своими размерами: самые большие экземпляры могут достигать высоты 4,5 метра и быть шириной в 2 метра. Появился он в результате экспериментов скрипичных мастеров, считавших, что размеры корпуса контрабаса недостаточно велики для низких звуков. С созданием этого внушительного инструмента им удалось решить поставленную задачу: диапазон октабса – от до субконтроктавы (16.4 Гц) до ля контроктавы (55 Гц), тем самым, создавать более низкозвучащие инструменты такого рода не имело смысла, так как достигнута нижняя граница слышимого диапазона для человека (16 Гц - 20 кГц), и более низкие звуки было бы просто не слышно. Однако широкого распространения октобас не получил в связи с тем, что не обладал ожидаемой силой и насыщенностью звучания. Но тем не менее этот инструмент и сегодня можно встретить в некоторых музыкальных представлениях. Из-за внушительных размеров техника игры на октобасе имеет свои особенности. На нем играют стоя, встав на специальную табуретку. При этом прижатие струн осуществляется при помощи специального ручного механизма - для этого в октобасе сделаны 7 рычагов, которые позволяют прижать одновременно все струны на каком-либо из ладов, с 1 до 7 соответственно.

9 Сигарбокс гитары (Cigarbox guitar)

По названию этого струнного инструмента можно подумать, что он делается из коробки из-под сигар. Так и есть! Изначально сигарбоксы делали именно из сигарных коробок, а так же другой подходящей тары. Связанно это с тем, что зачастую у первых создателей этого инструмента (чернокожих американских рабов XIX века) не было возможности для покупки гитары, но были желание играть, находчивость и подручные материалы. Почему под руку попадались обычно именно сигарные ящики? Дело в том, что в то время сигары хранили и транспортировали в деревянных ящиках, которые, как говорят, изготовлялись не из самой дурной древесины. Естественно, коробки эти, как правило, никто не хранил, и выбрасывалось их немало.

8


По сути этот инструмент представляет из себя модернизацию гитары, посредством добавления дополнительных струн для расширения ее звукового диапазона и других практических целей. Существуют разные варианты исполнения: формы и конструкция зависят лишь от умения и фантазии мастера.

7

Концептуально этот инструмент в некотором смысле противоположен предыдущему. Образно говоря, цитра – это гусли с грифом и ладами.

В зависимости от размера цитра имеет от 17 до 47 струн. На первых четырех-пяти струнах, расположенных над грифом с ладами, обычно играют основную мелодию, а на остальных исполняется аккордовое сопровождение. Наиболее популярна цитра была среди жителей Австрии и Германии XVIII века.

6 Колесная лира (органистр)


Старинный музыкальный инструмент, издающий гудящий протяжный звук, возникающий из-за трения струн о колесо, вращаемое музыкантом. На одних струнах исполняется основная мелодия с помощью стержней-клавиш, а другие издают постоянный бурдонный фон.

5 Колесная арфа (Wheelharp)

Оригинальный современный инструмент, имеющий некоторое сходство в принципе звукоизвлечения с колесной лирой: звук так же появляется в результате трения вращающегося барабана о струны. Но на этом сходства заканчиваются. При нажатии какой-либо клавиши механизм перемещает соответствующую струну навстречу барабану, поверхность которого покрыта канифолью. Кроме клавиатуры с диапазоном 3-5 октав для игры используются две педали. Левая педаль управляет демпфером (глушит звучание струн), а правая - скоростью вращения барабана.

4 Глюкофон и ханг


Глюкофон, как и предыдущий инструмент, - изобретение современности. Изначально его прототип делали из газового баллона. Глюкофон состоит из двух чаш, на одной из которых расположены лепестки (язычки барабана), а на другой - резонирующее отверстие. Каждая чаша настраивается нужным образом для придания необходимого чистого и богатого обертонами звучания. Возможны различные модификации: изменение геометрии ударных элементов, изменение объёма инструмента и толщины стенки корпуса.

Ханг – схожий с глюкофоном металлический перкуссионный инструмент. В отличие от глюкофона, у ханга вместо звучащих язычков на одной из полусфер расположено 7-8 тональных областей, окружающих центральный купол.

3


Редкий музыкальный инструмент, состоящий из стеклянных полусфер различного размера, нанизанных на горизонтальную вращающуюся металлическую ось. Пакет полусфер частично погружён в ящик-резонатор с разбавленным уксусом, благодаря чему края полусфер постоянно увлажнены. Сразу после ее создания (середина XVII века),гармоника начала покорять своими волшебными, сказочными и, порой, таинственными звуками композиторов, музыкантов и просто слушателей. Для нее писали такие известные композиторы как Моцарт, Бетховен и Штраус. Однако, не смотря на такой успех и всеобщую симпатию, из-за различных предрассудков и суеверий гармоника начала терять свою популярность, а в некоторых городах Германии даже была запрещена. В результате к двадцатому веку стеклянная гармоника стала редкостью.

2

Инструмент, имеющий длинную историю и широкую географию. Археологические находки и этнографические исследования подтверждают, что он был распространен у многих народов по всему Земному шару. У разных народов этот инструмент известен под разными названиями: хомус, варган, кумыз, шанкобыз, темир-хомус, ванны яяр, маултроммель дан мои, коусян, марранцано, доромб, муккури, морчанг, дамбрялис и др.. Кроме небольших различий в форме и материалах, применяемых при изготовлении, общие принципы игры и звукоизвлечения схожи. Для игры инструмент удерживается рукой и прижимается корпусом к зубам так, чтобы ничто не мешало свободному колебанию язычка, который и является первичным источником звука. Язычок приводится в движение свободной рукой исполнителя. Усиление звука происходит благодаря полости рта, которая выполняет роль резонатора. Соответственно, изменение высоты и тембра звука происходит за изменения артикуляции, дыхания и других приемов, среди которых есть как простые, так и требующие некоторого мастерства исполнителя.

1

Электромузыкальный инструмент, разработанный и созданный в 1919 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде. Со времен создания первого («Классического», с двумя антеннами) было создано несколько модификаций и модернизаций инструмента.

В первых, классических, моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя вэлектромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне. Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире.

Ранее мы уже писали о музыкальных инструментах, которые необычно звучат и интересно выглядят, но не становятся популярными . Они, что называется, «известны в определенных кругах» - например, среди поклонников этнической музыки или в субкультуре.

О важности звука и разнице подходов

Звук важен для нагнетания саспенса и создания атмосферы. Даже самые чудовищные монстры не внушают должного уровня страха и ужаса, если они остаются тихими болванчиками - особенно в нашей культуре, где немое кино способно увлечь лишь как предмет ностальгии.

Более того, верно и обратное - звук способен превратить самые обыденные сцены в страшные, а реалистичных персонажей без отвратительного грима - в монстров.

Цель традиционных музыкальных инструментов - создать гармоничное звучание, приятное для человеческого слуха. Но в фильмах ужасов (и, кстати, играх -ужастиках) звуковое и музыкальное сопровождение выполняет прямо противоположную функцию - оно должно пугать, вызывать ужас, дискомфорт и неприятные ощущения.

Поэтому инструменты, издающие непривычные звуки, оказываются в чести у звукорежиссеров и композиторов фильмов ужасов - они позволяют выйти за пределы комфортной для уха тональности и создать необычные и пугающие звуки.

В цифровых библиотеках звуковых спецэффектов можно найти множество соответствующих сэмплов, но они недостаточно разнообразны, часто повторяются и теряют эффективность. Чтобы создать по-настоящему дискомфортную атмосферу, композиторам нужно искать новые и неожиданные комбинации звуков. Мы уже писали о терменвоксе - регулярном «госте» пугающих и напрягающих саундтреков. Но есть и другие инструменты, которые как будто бы специально создавались для записи музыки к фильмам ужасов.

Вотерфон

Инструмент, который используется преимущественно для записи саундтреков к фильмам, где создает необычное, неземное или пронзительно резкое звучание. Был изобретен в 1968 году Ричардом Уотерсом (Richard A. Waters). Его можно услышать в саундтреках к фильмам «Матрица» и «Полтергейст».

Вотерфон представляет собой круглую чашу с монолитными стержнями из бронзы разной длины по краям. Чаша наполняется водой и служит резонатором. Из-за воды звук получается как бы вибрирующим . Обычно на вотерфоне играют смычком, но иногда необычные звуки извлекают с помощью ударов прутом или резиновым молотком. Звучание зависит от длины стержней или положения воды в чаше.

Вотерфон позволяет извлекать микротоны (музыкальные интервалы меньше полутона), поэтому звучание вотерфона настолько непохоже на обычные музыкальные инструменты в стандартном 12-тоновом темперированном строе.

Сам Ричард Уотерс объяснял , что популярность вотерфона у саунд-дизайнеров и звукорежиссеров обусловлена тем, что «его звучание служит отражением Странного и Непознанного: пришельцы, привидения, необычные состояния сознания и наркотическое воздействие, смерть - звуки вотерфона часто используются для того, чтобы проиллюстрировать все это».

Право на производство настоящих вотерфонов есть только у одной компании в Америке - один инструмент стоит от 1100 долларов. Интересно, что вотерфон иногда напоминает песнь китов - были случаи , когда с помощью этого инструмента исследователям удавалось привлечь косаток.

Вот пример того, как вотерфон звучит в одной из песен мюзикла Dreaming Ховарда Гудолла.

Яйбахар

Этот музыкальный инструмент - недавнее изобретение турецкого музыканта по имени Гёркем Шен (Görkem Şen). Звучанием он напоминает электронную музыку из старых фильмов ужасов, хотя яйбахар - акустический инструмент, который ничего электронного не содержит.

Основные составляющие яйбахара - длинный гриф (наподобие гитарного) с двумя струнами и мембраны (большая и малая). Мембраны соединяются с грифом двумя длинными пружинами, которые начинают вибрировать при каждом прикосновении. Музыкант извлекает звук смычком, а вибрация струн, отражаясь от мембран, причудливо преломляется, создавая эффект эха. Ещё по мембранам можно бить, как по элементам ударной установки.

Кстати, яйбахар довольно быстро нашел поклонников - некоторые из них создают собственные инструменты подобного рода. Например, в этом блоге один из энтузиастов подробно рассказывает о том, как и из чего сделал свой собственный яйбахар.

Шен играет на яйбахаре и собственные импровизации, и музыку, написанную для других инструментов - например фортепианные произведения французского композитора Эрика Сати . Но, вероятнее всего, совсем скоро этот инструмент с его инопланетным звучанием откроют для себя и композиторы фильмов ужасов.

The Apprehension Engine

Настоящий «заводик» по производству звуковых эффектов для фильмов ужасов.

Этот инструмент (или точнее - целую систему инструментов) создал гитарный мастер Тони Дугган-Смит (