Вениамин. Путем познания своей немощи Епископ вениамин саратовский и балашовский

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)

Автор "Чтений по литургическому богословию" родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия.

В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему "Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви", архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он - настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области.

4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал:

"Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного".

Всего лишь полгода прослужил преосвященный Вениамин на Саратовской кафедре, но много сделал на своем посту. Паства всей душой полюбила его. Епископ служил не только в праздничные дни, но и среди недели, и храмы, где он совершал богослужение, были всегда переполнены. 2 августа того же года скончался этот ревностный служитель Божий, смиренный монах, видный богослов и пламенный проповедник. Мы верим, что не останутся бесплодными семена, которые он сеял своим благодатным словом и своими вдохновенными трудами.


1. Учение о Боге Троичном в Лицах (По данным литургического богословия)

Литургическое Богословие раскрывает догмат Св. Троицы на основе библейских изречений и вероопределений Вселенских Соборов.

Составители церковно-богослужебных канонов, молитв и песнопений во славу Триединого Бога были преимущественно греки. В связи с этим их громоздкая тринитарная терминология целиком перешла в наш славянский перевод греческих богослужебных книг. При всей своей тяжеловесности язык греческих литургистов излагает сущность догмата Св. Троицы возвышенно, жизненно и благоговейно. В этом изложении характерно оттенена идея невещественной светоносности Божественного существа.

Нравственно-христианская жизнь верующих по мысли церковных песнопевцев, развивается, возвышается и вдохновляется именно при условии невещественного светоозарения Бога Троицы. Благодатное просвещение и освящение есть достояние не только пламенно верующих людей, но и вообще всех принявших благодать крещения и миропомазания по дару Св. Троицы.

В своей обычной жизни христиане незримо облагодатствуются при молитвенном излиянии хвалы и благодарения Богу Троице, при исповедании Ему покаянных чувств и прошений о личных разнообразных потребностях и нуждах. Ко всякому молитвеннику Св. Троица ближе его дыхания и мысли, когда тот смиренно и от глубины души призывает имя Отца и Сына и Св. Духа.

Преломляясь и отражаясь в лично-христианской жизни, действие Триединого Бога делает верующих общниками Троичной Божественной силы.

В виду сказанного истина о Троичности Божества кровно дорога для всех членов Православной Церкви. Литургическое изображение взаимоотношений верующих людей с Пресвятой Троицей не односторонне рассудочно, но улавливает лично-жизненное значение догмата Троицы.

Богословы-литургисты своими церковно-богослужебными творениями, поставляют каждого христианина в живое чувство соприсутствия премирного Триединого Духа во всем Его страшном величии и вместе неизъяснимой любви к человеческому роду.

В порядке системного изложения учения о Св. Троице по литургическим творениям скажем прежде:

1. об единстве и троичности Божества и

2. затем об отражениях догмата Св. Троицы в лично-христианском благодатном опыте.


Единство и Троичность Божества

Богооткровенная истина Единства Существа Божиего и Троичности Божественных Лиц в Его недрах дает основание к литургическому раздельному богословствованию "о Божием Существе" и "Божественном Триединстве".

В богослужебных чинопоследованиях вместо умозрений о "Существе" в Боге, мы встречаем определения Его свойств. Божие Существо или Божество, по словам богословов литургистов, несозданно, безначально, единоначально, присносущно, просто, всегда творчески деятельно, всемогуще и непостижимо. О Нем можно определенно сказать лишь то, что Оно - чистейший Личный Дух, неописуемый и недоступный тварному зрению. Или можно еще сказать, что Бог есть Светодержец и Солнце славы, Он - невещественный свет единоначальный, нераздельный, вседержительный, так как живет в неприступном, невещественном свете, исходящем из Его пречистого Существа и просвещающем твари.

Хотя Божие существо несоставно, но образ Его бытия возвещается богооткровенно в 3-х Лицах и 3-х раздельных свойствах Божественных Лиц - Отца и Сына и Св. Духа или Бога рождшего. Бога рожденного и Бога Духа, от Отца исходящего. Отец безначален и нерожден. От Него, как от корня, безначального рождеством и происхождением, прорасла двойная Отрасль пресущественного Богоначалия: Сын и Дух. Они собезначальные Отцу светы, чтобы быть Трем светам Божества. Предвечно от Божественного света Отца, как свет от света, воссиявает рождением Собезначальный Свет Сын, собственное Отчее сияние, и невыразимо исходит соответственный и срасленный свет - Дух .

Мы славим Сына как рожденный от Солнца Свет; и Духа как происходящий от Солнца луч. Отсюда - Свет Отец, Свет Сын, Свет Дух Святой. - Три и вместе один свет, так как Троичный в Лицах Бог пребывает в одном естестве и начале, несекомо и неслиянно.

Богословы, говоря о бесстрастном рождении Отцом Сына и изведении Духа, иногда именуют Лица Св. Троицы: "Умом, Словом и Духом". Нерожденный Отец есть премирный, безначальный Ум. Он предвечно, невыразимо рождает собезначальное, сообразное и соприсносущное Личное Слово и испускает просиянием Божественного Духа, - собезначального, благого, правого и равномощного. Рождение Бога Слова и исхождение Бога Духа неизреченно, нетленно и боголепно. Бог Слово - иное Солнце, предвечно родившееся от Солнца Отца, равномощное со срасленным и Божественным Духом.

Равно почитая в одной державе Три Лица, мы неразделимо разделяем Существо Бога Отца и Сына и Пресв. Духа. Лица Божества одинаково святы. Свят предвечный Бог Отец, Свят Сын, рожденный из Отца;

Свят и Животворящий Дух, исходящий от Отца, являемый же Сыном. Потому пророк Исаия в своем пророческом восхищении слышал, как огненные Серафимы прославляли Бога Вседержителя в Трех Его свойствах восклицаниями любви: "Свят, Свят, Свят!"

Трисолнечное Богоначало - Св. Троица или Бог в Трех образах недомыслим, неописан. При раздельности личных свойств Лица Св. Троицы нераздельны и сообразны в Божестве, свете, славе, господстве, беспредельности и тождестве хотения. Они равнославны, равнодейственны, сопрестольны и соприсносущны. В силу соприсносущного бытия Три жизненачальных Лица Отец, Сын и Св. Дух неслитно сраслены в одном несозданном существе и воссиявают один нераздельный, невечерний свет в трех начертаниях. Светолучные блистания Троичного Солнечного Богоначала разделяются нераздельно и имеют непременное содействие Друг Другу. Во внутренней жизни Лица Божества непревратны и неизменны в личных свойствах.

О Боге - Троице вообще необходимо сказать, что Он всесильное Первоначало, Безначальное Господство, Преблагой Вседетель, всегда Сущий Творец и Вседержитель, Блаженная, преблагая Любовь, Всезритель и Спаситель, вышевременная Живоначальная Святыня. Три Божественных Лица пребывают в едином Божестве подобно тому, как трисияющие молнии видимы в одном блистающем сорастворении света. Божество, Царство, Сила и власть Отца и Сына и Св. Духа - едины. Для человеческого ума непостижимо, но вечно истинно то, что Три Божественных Лица, по нераздельности Их существа, покланяемы, как единый Бог.

Единственная заря Троичного Божества сорастворяет свет 3-х Солнц и есть Свет и Светы, Жизнь и Жизни.

Живоначальная и всежизненная Бог-Троица есть изначальная Любовь и Саможизнь, пучина любви, благосердия, щедрот и человеколюбия, неисчетная и несказанная глубина благости, неисчерпаемая бездна милости. Как из беспредельного некоего источника, от естества Св. Троицы изливается тварям огненное питье любви, потоки щедрот и бездны милостей. Св. Троица - милостива, преблага и Волительница милости. Как всесильная, всещедрая и сострадательная Она милует все твари и, озаряя сердца верующих трисиянным светом, сосредоточивает их на любви к Богу и ближним.

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)

Автор "Чтений по литургическому богословию" родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия.

В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему "Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви", архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он - настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области.

4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал:

"Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного".

Всего лишь полгода прослужил преосвященный Вениамин на Саратовской кафедре, но много сделал на своем посту. Паства всей душой полюбила его. Епископ служил не только в праздничные дни, но и среди недели, и храмы, где он совершал богослужение, были всегда переполнены. 2 августа того же года скончался этот ревностный служитель Божий, смиренный монах, видный богослов и пламенный проповедник. Мы верим, что не останутся бесплодными семена, которые он сеял своим благодатным словом и своими вдохновенными трудами.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Преосвященнейший Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, профессор, кандидат богословия Священная Библейская История Нового Завета Содержание:Предисловие. Введение.Краткие Сведения о Евангелии. Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки.

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги У Троицы окрыленные автора Тихон (Агриков)

Ученый владыка Архимандрит Вениамин (Милов) (1887–1954) Монахов множества наставника тя почитаем, отче наш Сергие: твоею бо стезею воистину право ходити познахом… (Стихира Преподобному Сергию) Тихой утренней звездой явился Сергий Преподобный на благодатном церковном

Из книги Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам кавказских гор автора Свенцицкий Валентин Павлович

IX. О. ВЕНИАМИН На следующий день к о. Никифору пришли два пустынника - о. Вениамин и схимонах Трифиллий. Они принесли ему сухари в двух мешках, весом приблизительно по пуду.О. Трифиллию было по пути. Он живет на этой же горе, с версту от о. Никифора. О. Вениамин издалека, с

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Вениамин (Федченков) На Соборе 1945 г. я впервые встретил митрополита Вениамина (Федченкова), приехавшего тогда из Америки. Это был замечательный человек. Некогда отступив с Белой армией из Севастополя, он впоследствии основал русский приход на рю Петель, в 15–м

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ВЕНИАМИН (Василий Галактионович Смирнов), архим. (1781–1848), рус. правосл. миссионер, переводчик Свящ. Писания на ненецкий язык. Род. в Архангельске. По окончании местной ДС В. остался в ней учителем, а затем был назначен ее префектом; в 1811 принял монашество. В 1825 в сане

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по всей вероятности, родился в пределах Суздальско-Нижегородского княжества в начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289) Память его празднуется 3 февр. в день преставления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святыхСвятитель Симеонбыл епископом в Полоцке,но был вынужден

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

2. Вениамин, митрополит Петроградский I Полоса «изъятия церковных ценностей» до Петрограда дошла довольно поздно - в середине марта 1922 г.Главой Петроградской епархии в то время был митрополит Вениамин. Избрание его из викарных епископов в митрополиты состоялось летом

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Преподобный Вениамин Преподобный Вениамин в мирской своей жизни был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: погубиши вся глаголющия лжу, - и в тот час, относя эти слова к себе, сказал: если Господь

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Из книги Рождественские рассказы автора Черный Саша

Митрополит ВЕНИАМИН (Федченков) МАЛИНКА ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он об угоднике Божием Серафиме, но сам не верил рассказам о чудесах батюшки. А может, и люди зря чего наговорили

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святые священномученики Маркелл, епископ Сикелийский, и Филагрий, епископ Кипрский Святые Маркелл и Филагрий были рукоположены во епископов. Они были современниками святого священномученика Панкратия Тавроменийского. Мощи святого Филагрия находятся на острове

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

ВЕНИАМИН Младший сын Иакова от Рахили. Его мать умерла тотчас же по его рождении, что случилось близ Вифлеема, на пути Иакова из Месопотамии в землю Ханаанскую. В предсмертных родильных муках она назвала его Бенони, что значит «сын скорби моей», но отец дал ему другое имя

Из книги Софиология автора Коллектив авторов

Игумен Вениамин (Новик)

Из книги Ответственность религии и науки в современном мире автора Коллектив авторов Иногда совершенно необъяснимыми кажутся причины народной любви, памяти, сохраняющейся в сердцах людей о том или ином и человеке. К примеру: в Саратовской епархии существует особое почитание епископа Вениамина (Милова) (+1955). Это очевидный, никем не оспариваемый факт: из всего сонма подвижников, пастырей и архипастырей, несших свое служение на саратовской земле, Владыка Вениамин - самый известный и любимый. Ежегодно в день его памяти, 2 августа, у могилы на Воскресенском кладбище собираются люди, до позднего вечера почти непрерывно служатся панихиды и литии. Место упокоения Владыки остается самым посещаемым на этом кладбище и в течение всего года, сюда приходит множество саратовцев: помолиться не только о самом Владыке, но и ему? попросить его молитвенного предстательства, потому что многие уверены в его святости.

А ведь на Саратовской кафедре Епископ Вениамин прослужил всего полгода. Со дня его кончины прошло более полувека, и уже, наверное, совсем немного осталось людей, которые видели его лично. Почему же со временем не только не умаляется, но и возрастает эта любовь?

"Дневник инока"

Можно без преувеличения говорить о том, что пастырское служение Епископа Вениамина - все, от рукоположения до кончины - пришлось на один из самых страшных периодов в истории России и Русской Православной Церкви. Внешнюю канву его жизни можно проследить по немногочисленным сохранившимся документам; опубликованы воспоминания людей, которые были рядом с Владыкой в годы его служения в Троице-Сергиевой Лавре. Но есть и еще один важнейший неподдельный документ, повествующей о том, что обычно скрыто, - о внутренней жизни сердца, о пути, возрастании души. Это записи архимандрита Вениамина, опубликованные издательством Лавры в 1999 году под названием "Дневник инока". Записи датированы периодом со 2 января 1928 по 1 февраля 1933 г. и, строго говоря, не являются дневниковыми: отец Вениамин вспоминает в них, как правило, уже прошедшее, те события, которые повлияли на него с духовной точки зрения.

"Дневник инока" - совсем небольшой по объему, но поразительно глубокий и обжигающе искренний документ, более напоминающий исповедь, чем дневник: "Необходимостью дать отчет в земной жизни Богу связана душа моя. Поэтому мысли часто обращаются к протекшим дням, начиная с первых проблесков сознания, и выискивают ошибки поведения, по моим представлениям, огорчавшие Бога". (С. 25)

Признание собственной немощи и греховности и всецелое упование на милосердие Божие, на благой Промысл о каждом из нас - вот те основы, на которых, согласно тысячелетней святоотеческой традиции, должна строиться духовная жизнь христианина. Несмотря на кажущуюся простоту этих основ, в реальной жизни они оказываются труднодостижимыми вершинами. Вот почему и "Дневник инока" иногда читать нелегко: автор совершенно беспощаден к себе, его умение видеть и признавать свою немощь создает то напряжение духовной жизни, которое так трудно воспринять современному (даже верующему) человеку. Дело еще и в том, что то в!идение, понимание человеческой природы, происходящих событий, которое дано было Владыке Вениамину, судя по его дневнику, пришло к нему после того, что сам он называл "сердечным переворотом". А сам переворот этот был по сути своей обретением живого и острого покаянного чувства и, по большому счету, подлинным обретением веры.

Перелистаем страницы "Дневника инока" для того, чтобы хотя бы немного понять (а может быть, попытаться воспринять) душевное устроение этого удивительного архипастыря, полностью предавшего себя в руки Божии.

"Какое грустное время..."

Виктор Дмитриевич Милов - будущий Владыка Вениамин - родился в городе Оренбурге 8 июля 1887 года. Несмотря на то, что он появился на свет в семье священника, много раз в своем дневнике он подчеркивает, что не получил в семье церковного воспитания. Не было и привязанности к отцу: "Отец нами мало занимался. При глубокой религиозности он был вспыльчив, раздражителен и грубоват... Напротив, мать всегда была с нами" (С. 29).

Россия конца XIX - начала XX переживала отход от веры и Православия. Ни в начальной школе, ни в Яранском духовном училище, ни в Вятской духовной семинарии юноше почти не встретилось ни преподавателей, ни товарищей с живой верой. "Какое грустное время! - отмечает отец Вениамин. - В древности блаженные язычники знали больше, чем знал я или вообще христианские юноши моего поколения" (С. 66).

О себе в юности он вспоминает без снисхождения: "Ко времени окончания семинарии я все же представлял собой духовно болезненную натуру, полную недостатков. Пусть смягчалось зло моего сердца воздействиями Церкви, плачем умиления во время литургии, но страсти, несмотря на светоносную помощь Божию, держались цепко в моем сердце, доставляя мне немало страданий. Сколько я претерпел внутренних плотских борений, ведает один Бог. Погоня за высокими баллами и ответами на уроках, боязнь потерять первенство среди товарищей сделали меня пустым честолюбцем, мечтавшим о духовной или светской карьере, об учении в Духовной академии на казенный счет. С товарищами я обходился желчно, сухо, сторонился их, любви к ним не испытывал и с их стороны не чувствовал симпатии к себе. Между тем в глубинах моей души жила сильная жажда общения, неясная чувствительность с примесью, пожалуй, слащавого сентиментализма. При малейшем проявлении к себе невнимания со стороны окружающих я сгорал от обидчивости, упрямства и своеволия. Недаром мама часто говаривала мне: - Из тебя выйдет строптивый монах?". (С. 56-57)

Обещание Богу стать монахом Виктор Милов дал после своего чудесного спасения, когда он с товарищем, катаясь на ялике, чуть не утонул в половодье на реке Вятке. Очень важны были для него и посещения монастырей - Яранского Вятской епархии и Белогорского недалеко от Перми. Рассказывая о "милых, светлых иноках" отец Вениамин подчеркивает, что они не были людьми какого-то особого духовного устроения, руководимыми старцами исключительных дарований - просто монашеская жизнь того времени строилась в русле традиций, сложившихся веками.

Дело Божие делалось незаметно: молодой человек, по его собственным словам, "прилеплялся к Богу", возрастала любовь к Церкви, которая определила его жизнь: "Нет ничего прекраснее, чище, полезнее, сладостнее Святой Церкви. Целовать хочется стены и пороги каждого храма, радоваться при виде церковных куполов, высящихся к небесам и освящающих все окрест". (С. 46)

Наконец, в Казанской Духовной Академии, куда Виктор Милов поступил в 1916 году, ему удалось встретить преподавателей, в которых глубокая ученость сочеталась с личным монашеским подвигом и миссионерским горением, однако уже через год из-за разразившейся революции он вынужден был покинуть Казань.

"Скорбь и болезнь обретох..."

Монашеский постриг будущий Владыка принял в Московском Даниловом монастыре на Благовещение 1920 года. Общеизвестен факт, что благословение на монашество он получил в Саратове, где некоторое время в счет военной службы работал в красноармейской канцелярии. Затворник саратовского Преображенского монастыря иеромонах Николай отправил Виктора с рекомендательным письмом в Данилов монастырь со словами: "Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок, пожалуй, меня укусишь...". Обычно эти слова прозорливого старца расценивают как указание на будущее архиерейство, однако, по-видимому, он заметил и ту "строптивость", о которой говорила и мать будущего инока.

В Москве отец Вениамин получил возможность продолжить образование в Духовной Академии. В продолжение 1920 года он был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1923, также в день Благовещения, возведен в сан архимандрита и назначен наместником Покровского мужского монастыря.

Жизнь в Москве складывалась очень непросто. "При пострижении монахи обычно предостерегаются от смущения последующими искушениями и скорбями. В час пострига подобные слова кажутся простым обычаем повторять фразы, издревле положенные в чине отречения от мира. На самом деле они - выражение горькой жизненной правды. Скорби жгучие посетили меня в первый же год пребывания в Покровском монастыре... Слиться душевно с покровскими иноками мне было трудно. Слишком уж разными людьми были мы в смысле интересов и жизненных задач. Много безотрадных минут связано с моими неуравновешенностью, обидчивостью, нетерпением, раздражительностью,- снова в первую очередь самого себя обвиняет архимандрит Вениамин. - Например, у меня заходилось сердце, когда преосвященный Гурий просил добавить в ектению какие-либо слова, а иеродиакон с раздражением рвал бумажку и бросал ее мне чуть ли не в лицо. Нелегко было бороться с распущенностью иноков в ношении иноческой одежды - хождение без ремней, с непокрытой головой, без священнических крестов, - а также с опозданием к началу служб, колкостью и грубыми выпадами". (С. 92-93).

Одной из причин видимого упадка монашеской жизни в обители были церковные нестроения, в первую очередь - обновленческий раскол, который провел резкую черту разделения не только между священнослужителями, но и между группами прихожан. Существование в условиях страшной послереволюционной разрухи, массовых арестов и расстрелов, конечно же, тоже накладывало свой отпечаток на внутренний мир и взаимоотношения людей. Обо всем этом лишь вскользь упомянул отец Вениамин, отчасти потому, что вообще не хотел никого осуждать, отчасти из опасения, что дневник попадет в чужие руки и послужит косвенным доносом.

В течение нескольких лет, при отсутствии транспорта в Москве, он был вынужден совершать длительные многокилометровые передвижения из монастыря до академии. Здесь обострилась тяжелая болезнь ног, которая преследовала его всю жизнь. Однако иеромонах Вениамин (Милов) все же окончил МДА со степенью кандидата богословия, присужденной ему за сочинение "Преподобный Григорий Синаит. Его жизнь и учение", при подготовке которого были переведены с древнегреческого пять книг творений преподобного.

В Покровском монастыре он ежедневно служил и проповедовал, управлял народным хором, лично обучал прихожан церковному пению. Уже здесь между молодым наместником и паствой возникли самые добрые отношения: "С богомольцами у меня была близкая связь и любовь. Она выражалась в соборной молитве, сострадании и сорадовании. Любил я всех очень, но никого не выделял, относился к прихожанам ровно, от души желал спасения, прилепления ко Господу" (С. 119).

Рука об руку идут радость и скорбь монашества: "При голоде, недостатках в одежде и средствах к жизни Господь влагал такую чуткость в души богомольцев, что моя скудость с избытком восполнялась трогательной заботой покровских прихожан. Одиночества я тогда почти не чувствовал. Душа, наоборот, ощущала незримое покровительство Божией Матери, Ее ласку, снисхождение к моим великим немощам" (С. 91-92).

Источником же постоянной тревоги было для отца наместника наблюдение, что монастырь приближается к своему концу: "Сначала отняли колокольню и снесли ее, церкви отгородили забором от жилых зданий. Потом закрыли Покровский собор, снесли часовни на кладбище, закопали могильные памятники в землю при расчистке площади кладбища под парк. Последним ликвидировали Воскресенский обительский храм. Как болезненно встречало сердце всякую такую утрату! Какая тревога и мука сжимали душу при каждой неудачной попытке отстоять закрываемые монастырские здания!" (С. 101)

В течении нескольких лет архимандрит Вениамин не позволял себе даже короткого отдыха. Ежедневное служение Божественной литургии, молебна с акафистом Божией Матери были утешением в глубоком горе, которым охвачена была его душа: "Думалось, человеческому организму износа нет, казалось, благодать Божия способна восполнить естественную скудость человеческих сил. Между тем у Господа другой закон помощи людям. Он требует беречь здоровье, щедроты изливает чудесно только на смиренных и в меру смирения. Я же, невзирая на частые служения, до сих пор преисполнен глубокой сокровенной гордыней. <...> Молитвенные подвиги не только безвредны, но и цельбоносны лишь при смирении, когда Господь отверзает сердце молящегося и облегчает труд молитвы сердечным расширением. У меня же этого не было вследствие моей самонадеянности. И что же произошло? От неприятностей и постоянного напряжения, без нормального отдыха я дошел до такой неврастении, что впал в двухлетнюю бессонницу, сделался необычайно нервным и от переутомления потерял способность читать и писать... Неимоверная тяжесть, подобно раскаленному шлему, стесняла мое темя. Для меня стал невыносим сам процесс мышления". (С. 102)

Такого рода болезнь могла стать настоящей внутренней катастрофой для того, кто решил посвятить всю свою жизнь служению Церкви и богословской науке.

"Сердечный переворот"

В те дни душевное состояние архимандрита Вениамина было крайне скорбным: "Господи! Почти десять лет безвыходно прожил я в монастыре, растратил неразумием свое здоровье и стал теперь никому не нужной развалиной. Тебе непотребен по причине грехов, людям - по бессилию помочь. Оскудела, Боже, память моя, связан поток слова, в крайнюю нищету пришло мое сердце" (С. 105).

Ради некоторого укрепления отец Вениамин старался заниматься физическим трудом: убирал территорию монастыря и кладбища, совершал длительные прогулки по монастырскому погосту. По некоторым упомянутым в записках приметам времени, можно догадываться, что болезнь эта была достаточно продолжительной. О чем он молился тогда? В дневнике об этом говорится, и несколько раз - только "об обращении души к покаянию".

"Однажды зимней порой, когда уже смеркалось, я с глубоким чувством сокрушения сердца проходил по кладбищенской дорожке... Вдруг вижу в стороне от тропинки среди снежной нетронутой белизны что-то засверкало. Останавливаюсь, насколько могу при своей близорукости, напряженно всматриваюсь во мглу, чтобы разглядеть странный блеск... И что же вижу? На одном полузанесенном памятнике огненным светом высветились слова псалма: - Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею и той несть со мною? (Пс. 37, 11). Кто погребен был под этим памятником, глаза мои не могли разобрать, но эта надпись пронзила мое сердце. Я почувствовал близость смерти, необходимость немедленного покаяния.

Смерть я приготовился встретить подробной исповедью. Пригласил к себе на квартиру духовника из Симонова монастыря - игумена Севастиана и постарался раскрыть всю свою духовную жизнь, полную немощей, с самого детства. Хотелось лечь в могилу с мирной совестью. Исповедь, наподобие холодной воды в знойную пору, освежила мою душу, в высшей степени успокоила щепетильную совесть". (С. 103-104).

В Православии настоящее чудо всегда глубоко сокровенно. Это, прежде всего, чудо преображения верующей души, ясно переживаемое самим человеком. Толчком к нему может послужить даже некоторое "внешнее" событие, которое, однако, будет при этом незаметным ни для кого из окружающих. Примечательно, что к вечеру того же дня, уже после принесенного покаяния, отец Вениамин вернулся "подробнее рассмотреть поразительную могилу" - и ничего особенного не увидел: в ней погребен был некто Горшков, буквы на мраморном памятнике полиняли и, казалось бы, никак не могли сверкать... "Оказывается, Господь, присутствующий около сердца каждого человека, наблюдал за моим душевным состоянием, очей Божественных не опуская. Он, имеющий для каждого человека свою модель воспитания, имел план обращения к Себе и моей окаяннейшей, адовой души. Как только я сердечно смирился, почувствовал собственное нищенство, Господь поспешил со Своим богатством благости к моему недостоинству". (С. 105)

После исповеди, следующей составляющей "сердечного переворота" архимандрита Вениамина стало чтение Священного Писания и святоотеческих книг, в том числе, творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Физическая немощь, препятствовавшая чтению, исчезла: "...Сердце восторженно кричало: - Господи! Сегодня я был в раю?... Что ни прочтешь, все новое, еще не слышанное. Хочется кричать от восторга, и пламеннная, снедающая душу жажда богопознания могучим напряжением, не давая роздыха, влекла меня, грешного, все к новым неизведанным глубинам сердечного знания". (С. 105-106)

Уроки проповедничества

Эта внутренняя перемена не осталась незамеченной братией и прихожанами монастыря: в это время проявился проповеднический дар будущего Владыки. О том, какой должна быть проповедь в храме, он много размышлял с самого начала своего священнического служения, всегда готовился к проповеди: "Каких только проповеднических сборников я не пересмотрел! Отсутствие смирения, молитвы к Богу, напряженной собранности души мешало постижения истинного проповедничества. Неоднократно я говорил Преосвященному Гурию: - Владыко! Поступить бы мне в театральную школу и усвоить приемы произношения слов. Может, Может быть, хотя бы внешне улучшится мое учительство? Владыка обычно отвечал: - Будет тебе говорить глупости?". (С. 125)

Отец Вениамин принадлежал, конечно, к так называемому "ученому монашеству". Совершенно неожиданный пример проповедничества ему преподал иеромонах Покровского монастыря Александр (Малинин), впоследствии епископ Нолинский: "Говорил он под нос, чуть слышно, дикцией не занимался. Но людская тяга к нему как к проповеднику была огромная. Железным, плотным кольцом окружал его народ, когда он выходил говорить поучения. Женщины освобождали уши от платков, чтобы расслышать тихо произносимые фразы. Секрет его успеха заключался в необыкновенной детской простоте слова, в темах, взятых буквально из жизни, в искреннем христианском сочувствии горю и нуждам предстоящих". (С. 125)

По словам Владыки, лет двенадцать он не имел возможности нащупать твердую почву в деле служения людям церковным словом, и в жизни "идеального проповедника" так и не встретил, горько заметив: "Никто так скверно не говорил и не говорит, как священники". Первым и любимым его чтением после "сердечного переворота" стали "Толкования Посланий Апостола Павла" святителя Феофана, причем по-настоящему поразило его замечание святителя о том, что "Спаситель, посылая Своих учеников на благовествование, запретил им говорить мудрено, изысканно, а повелел проповедовать просто, чтобы действенность слова проистекала всецело от благодати Божией". (С. 126-127) По мнению Владыки Вениамина, более всего этому требованию отвечали речи святителей-миссионеров Иннокентия, митрополита Московского, Николая, архиепископа Японского, Макария, митрополита Московского, апостола Алтая. Духовное чутье не подвело Владыку: все они, уже в наше время, в конце ХХ века, были прославлены в лике святых, и их труды остаются непревзойденными примерами проповедничества и миссионерства.

Уже после своего изгнания и ареста, ликвидации Покровского монастыря Владыка пишет в "Дневнике инока", что скучал и скучает по этому монастырю: "Он - колыбель моя по монашеству, родина сердца. Я воспринял в нем два величайших урока: урок благоговения перед Божией Матерью и урок проповедничества". (С. 120).

В дальнейшем, где бы ни служил в течение своей жизни Владыка Вениамин, за каждой литургией он неизменно проповедовал. По воскресениям в Троице-Сергиевой Лавре он произносил по две проповеди - во время ранней и поздней обедни. По воспоминаниям прихожан, проповеди эти были яркими, образными, сильными - и многие приходили на них с тетрадками, чтобы записать хотя бы самое главное.

Степени человеческого страдания

Ночью 28 октября 1929 г. архимандрит Вениамин одновременно получил две повестки: одну - о закрытии последнего монастырского храма (монастырь к тому времени официально был закрыт уже около двух лет), и вторую - об аресте. 24 ноября был объявлении приговор: высылка в Соловецкий лагерь сроком на три года.

О кошмаре пути и лагерной жизни автор записок вспоминает сдержанно и скупо. Собственно, пыткой был уже сам способ доставки арестованных к месту ссылки: восемь суток без движения на трехэтажных нарах, головой к конвою, в мучениях от голода и жажды. В пункте, куда была доставлена партия арестованных - эпидемия тифа, холод, скученность, невозможность отдыха хотя бы на короткое время. Тогда, наверное, первый и последний раз в жизни Владыка обратился в молитве к Богу... с требованием: "Господи, если сегодня, в эту же ночь, Ты не выведешь меня отсюда, я умру. Спаси меня, Господи!.. Силы угасли. Я изнемог". (С. 136)

В ту же ночь он был отправлен по этапу в другое место.

Несмотря на крайнюю сдержанность Владыки в его записках, можно проследить такую закономерность. До этого момента два плана описываемых событий - внешний и внутренний - совпадают. Скорбные происшествия (что кажется нам естественным и закономерным) приносят печаль, тяжелое душевное состояние, добрые изменения - подают облегчение, радость. В воспоминаниях о первой ссылке противопоставление этих двух планов исчезает! Нет, скорби из жизни Владыки никуда не ушли, сам он говорит: "Лагерем не кончился мой крест, а начался". (С. 140) Но, кажется, что его духовные силы от этого только укрепляются и возрастают - в искреннем благодарении Богу за попущенные испытания.

Он вернулся к своим записям 6 августа 1932 г.: "Сколько пережито, выстрадано за это время, ведает один Господь. Ему принадлежит план моего воспитания, и Он благоволил ввергнуть меня в горнило всевозможных злоключений, очистить скорбями, обогатить жизненным опытом, ибо неискушенный неискусен. Смотрю я на пережитое и ни в чем не могу пожаловаться на Бога. Все допущенное в отношении меня посильно, крайне нужно и явно преследовало цель исправления слабых сторон моей грешной души...

Жестоких людей, по милости Божией, я не встречал в лагере. И Ангела смерти Господь не послал ко мне за это время для исторжения моей души, еще не готовой к загробной жизни. Он только научил меня - сибарита и любителя спокойной жизни - претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, общество чуждых мне людей, показал степени человеческого страдания, несколько освободил меня от склонности к сентиментализму, научил ценить Свои милости, долготерпение Свое и благость...

Неуместно сейчас заниматься подробным описанием моей личной лагерной жизни. Наверное, это составило бы обстоятельный труд. Но пока за лучшее считаю предаться молчанию о прошлом и исканию трех жизненных благ: мудрости, благочестия и добродетели. Только три эти спутника последуют со мной по смерти в вечность". (С. 133, 139)

Единонадесятый час

Последняя запись в "Дневнике" датирована 1 февраля 1933 года. Дальнейший жизненный путь Епископа Вениамина выглядит так: до 1937 года - служение в Никитском храме города Владимира; новый арест и десятилетняя ссылка на Север; в июне 1946 года - поступление в число братии только что вновь открывшейся Троице-Сергиевой Лавры и преподавание в Московской Духовной Академии. Это был наиболее плодотворный период для него как ученого-богослова, когда за короткий срок им был создан целый ряд значительных работ по литургическому и пастырскому богословию. В июле 1948 года архимандрит Вениамин защитил диссертацию "Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви", получив степень магистра богословия, и был утвержден в звании профессора кафедры патрологии МДА.

В июне 1949 отца Вениамина попросили зайти по какому-то маловажному делу в отделение милиции Лавры. Назад он уже не вернулся: без суда и следствия был отправлен в Казахстан на положении ссыльного. Снова усталость, болезни, голод, отсутствие постоянного крова над головой стали его уделом на целых пять лет. Достаточно упомянуть, что в начале этой ссылки шестидесятидвухлетний священнослужитель был назначен землемером в тракторную бригаду, где вынужден был в течение всего дня пешком обходить колхозные поля... Однако душа его более, чем болезнями и усталостью, была измучена невозможностью молитвы, участия в Таинствах, интеллектуального труда. Вообще, ссылка в целинный Казахстан для духовенства была особо продолжительной изощренной пыткой, и Владыка Вениамин в то время - в отдаленных казахских поселках - был страшно, неописуемо одинок. Свидетельство об этом периоде его жизни - письма к семье Т.Т. и Т.Б. Пелих.

В октябре 1954 года Патриарху Алексию I удалось вызволить архимандрита Вениамина из ссылки. 4 февраля 1955-го в Богоявленском кафедральном соборе он был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Во время хиротонии Владыка сказал, что переживает уже единонадесятый час своей жизни, и она стремительно идет к своему Рубикону. Патриарх ответил: "Что я могу тебе сказать? Ты лучше меня все знаешь".

Скоропостижная кончина Епископа Вениамина (Милова) последовала в день памяти святого пророка Божия Илии - 2 августа 1955 года.

"Незаметный" подвиг

Владыка Вениамин совершил в своей жизни самый незаметный подвиг - стяжал добродетели терпения и смирения. Именно об отсутствии смирения в молодые годы как о своей главной немощи и причине многих скорбей говорил он в своем "Дневнике инока".

Что знаем мы о добродетели смирения? Она есть одеяние Божества (прп. Исаак Сирин); неизреченное богатство, Божие именование и подаяние (прп. Иоанн Лествичник). Смирение - свойство Самого Бога: научитесь от Меня,- призывает Господь,- ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

С дивным единомыслием святые отцы говорят о смирении как об основе всех добродетелей, привлекающей дары Божии. Самый совершенный из этих даров - любовь, и ее сверхъестественная сила - в Самом Источнике любви. Приближается ли смиренный к людям,- говорит преподобный Исаак,- и внимают ему, как Господу.

К выводу о непостижимой и неразрывной связи смирения и любви пришел и Владыка Вениамин во время работы над своей диссертацией "Божественная любовь": "На основании библейских данных мы, созерцая действия в человечестве Святой Троицы, видим в Боге Отце Ревнителя нашей чистоты, изумляемся смирению до Креста Сына Божия и усматриваем в излиянии на людей благодати елей милующей силы Духа Святого. Здесь с поразительной неожиданностью открывается состав нашего личного настроения любви - именно в выражениях смирения, милосердия и ревнования о чистоте...

Милостивые действительно таят свои преданные любимым чувства и расположения в глубине смирения и широте чистоты от страстей самолюбия. В свою очередь, смирение и чистота имеют какой-то неподдающийся описанию элемент или оттенок любви. Смиренный, любя всех, взаимно любим всеми и свободно извлекает из других тоны любви, как из клавиатуры музыкального инструмента".

А то, что проистекает от бесконечного Источника любви, не оскудевает со временем.

Епископ Вениамин (Милов). Дневник инока. Письма из ссылки.? Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. В дальнейшем все цитаты из "Дневника..." приводятся по этому изданию.

В "Дневнике инока" и официальном личном деле Епископа Вениамина (Милова), хранящемся в МДА, существует расхождение дат событий его жизни, в основном, относящихся к 1917-1920 гг., а также периодам ссылок. По мнению издателей "Дневника", в личном деле по ряду причин некоторые даты были преднамеренно указаны неверно.

Архиепископ Гурий (Степанов; 1880-1938) - выдающийся богослов, востоковед. Был инспектором Казанской духовной академии в годы обучения там В.Д. Милова, в 1920 совершил его монашеский постриг. В 1920 рукоположен во епископа Алатырского, в 1923-1924 гг. - управляющий Петроградской епархией, неоднократно арестовывался, в 1924-1930 гг. - в Соловецком лагере. С 1930 г. - архиепископ Суздальский, в 1932-1935 гг. - в заключении. В 1938 г. расстрелян под Новосибирском

Готовится к изданию издательством Саратовской епархии.

Духовником семьи Тихона Тихоновича и Татьяны Борисовны Пелих архимандрит Вениамин стал во время своего пребывания в Троице-Сергиевой Лавре. В дальнейшем знакомство переросло в глубокую и прочную дружбу. Семейство Пелих поддерживало Владыку в годы его ссылки в Казахстан. В 1947 году Т.Т. Пелих (1895-1983) был рукоположен во иерея и до своей кончины служил в храмах Московской епархии.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4205&Itemid=3

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Епископ Вениамин (Милов)». Составитель Ольга Рожнева.

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов; 1887-1955) был пламенным молитвенником и мужественным исповедником веры Христовой. Подвижник и аскет, богослов и блестящий проповедник, он имел удивительный дар слова и духовного рассуждения. Духовные чада владыки свидетельствовали о его прозорливости. Владыка Вениамин прошел гонения, ссылки, лагеря. В настоящее время в Саратовской митрополии идет подготовка к прославлению епископа Вениамина (Милова) в лике святых.

Епископ Вениамин, в миру Виктор Дмитриевич Милов, родился 8 июля 1887 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в городе Оренбурге. Он был вторым сыном в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. Через три года отца перевели служить в уездный город Орлов Вятской губернии, а еще через несколько лет — в город Яранск, после чего уже в саму Вятку. Здесь прошли детские и юношеские годы будущего архипастыря.

Обещание Богу стать монахом Виктор Милов дал после своего чудесного спасения. Он вспоминал позднее об этом так: «Как-то весной во время экзаменов, когда только что вскрылась река Вятка от льда, я поехал с двумя товарищами кататься на ялике… погода сначала стояла ясная, потом на небе показалось серое облачко, пошел снег, поднялась буря. Река взволновалась… Попытка добраться до берега была безуспешна. Из-за волн руль отказывался действовать. Что оставалось делать в такой крайности? Смерть витала над нами. Тогда я сердечно взмолился Богу и сказал: “Господи! Спаси только меня от смерти. Я жизнь свою посвящу Тебе и буду монахом”. После этих слов сердце исполнилось надеждой на спасение. Хотя лодку заливало водой, я и два мои товарища продолжали бороться с волнами. Медленно, рискуя ежеминутно быть опрокинутыми водяными валами, мы все-таки с Божией помощью добрались до противоположного берега, жутко взволнованные и продрогшие».

Душа молодого человека чувствовала потребность опереться на духовный авторитет в осуществлении своих дальнейших планов. Виктор решил искать его в иноческой среде и первым делом счел необходимым отправиться в загородный Саратовский Преображенский мужской монастырь. Иноки монастыря посоветовали Виктору обратиться за советом к старцу иеромонаху Николаю, прозорливому затворнику монастырского скита в двух верстах от Преображенской обители. По воспоминаниям Виктора, этим старцем оказался «горбатенький кроткий монах с пронзительным глубоким взором». Старец благословил молодого человека в Данилов монастырь и даже прозорливо назвал ему его будущее монашеское имя.

В 1923 году, в праздник Благовещения, отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Покровского мужского монастыря. В течение шести лет, до самого закрытия монастыря, архимандрит Вениамин нес тяжелую ношу наместника обители в труднейших условиях гонений безбожной власти и обновленческого раскола, когда даже среди монастырской братии ослабла дисциплина, случались нестроения и многочисленные искушения.

В 1929 году архимандрит Вениамин был арестован и осужден на три года лагерей. Наказание отбывал в районе Медвежьегорска. Воспоминания о заключении, лагерной жизни, а также о всех важнейших вехах в духовном возрастании архимандрит Вениамин записывал в своем «Дневнике инока», который он вел со 2 января 1928 года по 1 февраля 1933 года. Это небольшой по объему, но поразительно глубокий документ. Отец Вениамин вспоминал и подвергал анализу прошедшие события, которые повлияли на него с духовной точки зрения.

С июля 1932 года по июнь 1938 года архимандрит Вениамин служил сверхштатным священником с обязанностями псаломщика в церкви великомученика Никиты во Владимире. Литургию служил тайно у себя на квартире. В июне 1938 года архимандрит Вениамин вновь был арестован и приговорен к восьми годам лагерей. Наказание отбывал в Устьвымлаге.

В июне 1946 года страдалец был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в городе Кимры Калининской области. Ему шел шестой десяток. В июле того же года архимандрит Вениамин был принят в братию Троице-Сергиевой лавры. Он был зачислен в Московскую духовную академию преподавателем по кафедре патрологии, в 1947 году утвержден в звании доцента. Через год он защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», был утвержден в звании профессора и вскоре назначен инспектором Московской духовной академии. Он также сотрудничал с редакцией «Журнала Московской Патриархии», где опубликовал несколько статей.

В феврале 1949 года шестидесятилетний старец был вновь арестован, помещен в Бутырскую тюрьму и обвинен в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 года. Согласно приговору Особого совещания МГБ, в апреле 1949 года был выслан на поселение в район города Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Эту последнюю ссылку старец переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение. Крайне тяжелым для его слабого здоровья здесь был и климат. Часто случались пыльные ураганы. В один из таких ураганов отец Вениамин заблудился в поле, так как за два шага ничего не было видно. Тем не менее он постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-русский словарь.

В октябре 1954 года патриарху Алексию I удалось вызволить архимандрита Вениамина из ссылки. С октября 1954 по январь 1955 года отец Вениамин нес послушание настоятеля церкви пророка Илии в городе Серпухове Московской области.

1 февраля 1955 года архимандрит Вениамин был избран епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, которую возглавили Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III, состоялась 4 февраля в московском соборе Богоявления Господня.

В 1955 году владыка подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». В этом же году, 2 августа 1955 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, отслужив литургию, владыка скончался, до последних минут своей жизни совершая архипастырское служение.

Епископ Вениамин говорил: «Мы должны принуждать себя к покаянию потому, что постоянно грешим, принуждать к любви, дабы оказывать ближним помощь, принуждать к миру сердечному, чтобы научиться побеждать гнев и злобу и не помнить обид и, наконец, должны принуждать себя к молитве, потому что хотя и скучно молиться, а нужно молиться». И еще: «В личной нашей духовной жизни, знаете, чего недостает? Нет напряжения у нас к ношению помысла Иисусовой молитвы, нет осторожности в употреблении речи, мало понуждения себя прощать всех, пред всеми смиряться, мало боремся со своей нервностью и с привычкой механически молиться».

Владыка предупреждал: «Характер нескоро переделывается. Тысячи сокрушений все же не остаются без плода. Непременно зерно добрых желаний у вас прорастет и родится плод изменения».

Молитвами cвятых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

(Милов Виктор Дмитриевич; 8.07.1889, Оренбург - 2.08.1955, Саратов), еп. Саратовский и Балашовский. Из семьи священника. Часто болея, неоднократно прерывал учебу в школе, ДУ и ДС. Учился в Яранском ДУ в Вятской губ. (1900-1905), затем в Вятской ДС (1905-1916 (1917?)). В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском еп. Никандре (Феноменове) . Юноша часто посещал мон-ри - яранский в честь св. Анны Пророчицы, Белогорский во имя свт. Николая , в Трифоновом вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре он получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 г. Милов поступил в КазДА, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архим. Гурия (Степанова) . После прекращения занятий в КазДА в авг.-сент. 1918 г. Милов в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства, в нач. 1920 г. по благословению затворника саратовского Преображенского мон-ря иером. Николая приехал в Москву и поступил в Данилов московский мон-рь . 7 апр. того же года Алатырским еп. Гурием (Степановым) был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского, 12 апр. рукоположен во иеродиакона, 8 окт. того же года еп. Подольским сщмч. Петром (Полянским) - во иеромонаха. В 1920-1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом мон-ре, где преподавали профессора МДА. 30 марта 1922 г. был удостоен степени канд. богословия за соч. «Жизнь и учение прп. Григория Синаита».

7 апр. 1923 г. еп. Гурием, настоятелем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , В. был возведен в сан архимандрита с поручением ему управления Покровским мон-рем в качестве наместника. На новом месте служения В. приобрел известность как талантливый проповедник, много внимания он уделял духовному окормлению прихожан (нек-рые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях). В период церковных нестроений, последовавших после кончины Патриарха св. Тихона , В. поддерживал каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриархом). В янв. 1928 - окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского мон-ря и ожидая ареста, В. пишет воспоминания, впосл. озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни В., но и затрагивает мн. события церковной жизни.

28 окт. 1929 г. В. был арестован по обвинению «в обучении на дому Закону Божию детей», посещавших богослужения в Покровском мон-ре. Сначала содержался во внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке, затем в течение месяца - в Бутырской тюрьме. Приговором Особого совещания при ОГПУ от 23 нояб. 1929 г. был осужден на 3 года ИТЛ, отбывал наказание в р-не Медвежьегорска. Духовный итог выпавших на его долю испытаний В. подвел в «Дневнике инока»: «Я благодарю Бога… Господь научил меня - сибарита и любителя спокойной жизни - претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания». После освобождения, в июле 1932 - июне 1938 г. служил сверхштатным священником с обязанностями псаломщика в ц. вмч. Никиты во Владимире. Литургию он служил тайно у себя на квартире. Часто приезжал в Москву, останавливаясь у знакомых, работал над окончанием «Дневника» и над соч. «Божественная любовь, по учению Библии и православной Церкви».

15 июня 1938 г. В. вновь подвергся аресту, был перевезен из Владимира в Иваново, где ему предъявили обвинение в участии в «контрреволюционной организации» и проведении «антисоветской агитации». После применения на допросах «запрещенных методов ведения следствия» (Определение судебной коллегии ВС РСФСР от 7.04.1956) В. признал себя виновным в участии в несуществовавшей антисоветской орг-ции «Всесоюзное братство ученых нелегальных монашеских объединений». 31 июля 1939 г. он был приговорен к 8 годам ИТЛ, наказание отбывал в Устьвымлаге. «Морозы у нас нынче столь суровые... Ртутный столбик так и скачет к 50 градусам. Отсюда - частые обморожения» (из писем тех лет). 15 июня 1946 г. В. был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в г. Кимры Калининской обл.

В июле 1946 г. В. был принят в братию ТСЛ. Осенью зачислен в МДА преподавателем по кафедре патрологии, 21 янв. 1947 г. утвержден в звании доцента, 14 июля следующего года защитил магист. дис. «Божественная любовь, по учению Библии и православной Церкви». 20 июля 1948 г. утвержден в звании профессора, 15 окт. того же года назначен инспектором МДА. В 1946-1949 гг. В. читал в академии курсы лекций по апологетике, пастырскому богословию, догматике и литургике. Регулярно служил в лаврских храмах, всегда проповедовал (нек-рые поучения этого периода были опубликованы в ЖМП, вошли в лаврский машинописный сборник «Крупицы слова Божия»), почитался как опытный духовник. В 1947-1949 гг. сотрудничал с редакцией «Журнала Московской Патриархии» , где опубликовал неск. статей.

10 февр. 1949 г. В. вновь был арестован, помещен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 г. Согласно приговору особого совещания МГБ МО, 15 апр. 1949 г. В. был выслан на поселение в район г. Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Первые полтора года жил близ с. Байкадам, работал сторожем в колхозе. Последнюю ссылку В. переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение, тем не менее постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-рус. словарь (не опубл.). Неоднократно он писал прошения на имя Патриарха Алексия I исходатайствовать ему перед светскими властями разрешение на перевод в Джамбул и на участие в богослужении. После получения разрешения на переезд до сент. 1954 г. служил священником в Успенской ц. в Джамбуле. 4 сент. 1954 г. срок ссылки В. был сокращен. С окт. 1954 по янв. 1955 г. он нес послушание настоятеля ц. прор. Илии в г. Серпухове Московской обл.

1 февр. 1955 г. В. определено быть епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, к-рую возглавили Патриарх Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III , состоялась 4 февр. в Богоявления Господня соборе Москвы . Управляя Саратовской епархией, В. часто служил и проповедовал, несмотря на крайне болезненное состояние. Храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися.

12 мая 1955 г. В. подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР от 12 июня был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

Скончался В. в день памяти прор. Илии, отслужив литургию. Отпевание совершили Казанский и Чистопольский архиеп. Иов (Кресович) и Астраханский и Сталинградский еп. Сергий (Ларин) . Погребен на городском кладбище Саратова.

Для богословского наследия В. характерны фундаментальный анализ догматических положений, академизм, являющийся следствием свободного владения богословской лит-рой, хороший лит. язык. В сочинениях В. отразился трагический опыт, пережитый Церковью в послереволюционную эпоху. Особенностью его трудов является изложение учения правосл. Церкви сквозь призму личного духовного опыта, иногда - эмоционального восприятия, что сближает его наследие с богословием рус. эмиграции. Для писем В. характерны тонкое понимание внутренней жизни, глубокий анализ душевных состояний, здравый смысл, большой пастырский опыт.

Арх.: ЦА ФСБ. Д. Р-30447; УФСБ России по Владимирской обл. Д. П-3069; архив МДА. Личн. дело архим. Вениамина (Милова); ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Д. 10.

Соч.: Жизнь и учение прп. Григория Синаита: Канд. соч. / МДА. М., 1920. Ркп.; опубл.: ДанБлаг. 1992. № 4. С. 28-54; переизд.: Григорий Синаит, прп . Творения / Пер. с греч., примеч. и послесл. еп. Вениамина (Милова). М., 1999; Собрание лекций по пастырскому богословию с аскетикою: (Читаны студентам МДА в 1947/48 гг.). Загорск, 1947. Ркп.; опубл.: Пастырское богословие. М., 2002; Речь за литургией в Троице-Сергиевой лавре в день победы над фашистской Германией 9 мая // ЖМП. 1947. № 5. С. 22-23; К 800-летию Москвы // Там же. 1947. № 11. С. 12-13; Памяти великого рус. патриота: Об архим. Дионисии (Зобниновском) // Там же. 1948. № 8. С. 76-80; Слово на день св. Александра Невского // Там же. 1948. № 11. С. 22-23; О самолюбии: Проповедь // Там же. 1991. № 6. С. 45; О действии благодати Св. Духа: Слово в день Св. Троицы 30.05/12.06.1927 г.: Проповедь // Там же. 1995. № 6/8. С. 60-62; Три истины: Слово в день Св. Духа: Проповедь // Там же. С. 62-63; Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви: (Опыт раскрытия нравственной стороны правосл.-христ. догмата веры из начала любви): Магист. дис. / МДА. Загорск, 1948. Ркп.; Троицкие цветки с луга духовного / Сост. архим. Кронид (Любимов), ред. архим. Вениамин (Милов) . М., 1996. Серг. П., 1997; Чтения по литургическому богословию. Брюссель, 1977. К., 2001; Прп. Симеон Новый Богослов о цели христ. жизни // ЖМП. 1979. № 11. С. 64-73; 1980. № 3. С. 63-77; № 4. С. 68-74; переизд.: От врат рая до райских врат: О цели жизни христианской: По творениям прп. Симеона Нового Богослова. М., 1997; Дневник инока. Письма из ссылки. Серг. П., 1999; Крупицы Слова Божия: Проповеди 1928, 1946-1949 гг. Серг. П., 1999.

Мон. Елена (Хиловская)