Время существования майкопской культуры. Майкопская культура

Время существования: середина - вторая половина III тыс. до н.э.

Ареал распространения: Северо-западный Кавказ, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия. Район реки Белая. От Таманского полуострова на западе до Дагестана на востоке.

Описание: Известно несколько десятков майкопских поселений: Мешоко, Хаджох у г.Кисловодска, Скала, Ясенова Поляна, Нальчинское, Долинское. Пещерные поселения: Воронцовская пещера и другие. Многи поселения укреплены. Жилища представляют собой карскасные постройки, обмазанные глиной и расположенные по кругу на площади поселения. Открыты очажные ямы и остатки хранилищ для запасов. Орудия труда представлены каменными топорами зернотерками, терочниками, клиновидными топорами, долотами, отбойниками, отжимниками, вкладышевыми пластинами проколками, костяными рыболовными крючками, глиняными пряслицами, сделанными из черепков от сосудов. Из предметов вооружения известны кремневые наконечники дротиков и стрел, круглые шары для пращи, а из украшений - каменные браслеты и подвески. Изделий из металла в майкопских поселениях много. Это бронзовые шильца, браслеты, долота, пронизки, пластинки. Предметы майкопской культуры известны из курганов около Новосвободской, в Нагорном Карабахе, у хутора Рассвет, у Ульского аула. К майкопской культуре принадлежат предметы Старомышатского клада, состоящего из серебряного сосуда, серебряных фигурок быка и антилопы, золотой головки льва, золотых височных колец и других предметов.

Захоронения: Майкопский курган: огромная погребальная камера под десятиметровой насыпью была разделена деревянной перегородкой на три части. Главное погребение находилось в южном отсеке, где обнаружен скелет мужчины, голову которого украшала золотая диадема, и множество дорогих украшений, свидетельствующих о том, что над покойником висел матерчатый балдахин на серебряных колышках, украшенных литыми из золота и серебра фигурками быков. На балдахин были нашиты золотые бляшки, изображающие львов. В камере обнаружены медные кинжалы, плоские топоры, золотые и серебряные сосуды. Среди серебряных сосудов особенно интересны два, украшенные чеканкой: на поверхности одного из них изображены идущие друг за другом звери на фоне поросших лесом Кавказских гор и стоящего на горе медведя. В двух других отсеках были погребены женщины с хозяйственным инвентарем. В Майкопском кургане, очевидно, был погребен родоплеменной вождь.

Для западной части Кавказа были характерны каменные погребальные сооружения типа дольменов. Уникальными являются каменная многоугольная гробница в Новосвободской и гробница из каменных плит в Нальчикском кургане. В подавляющем большинстве курганов умершие погребены в скорченном положении на боку, головами преимущественно в южном направлении.

Майкопская культура (кон.IV – ¾ III тысячелетия до н. э.) занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в г.Майкопе). Эта культура предстается довольно развитой для своего времени. Е. И. Крупнов в свое время заметил, что вся территория Европы бронзовой эпохи (кроме Греции) не дала такого богатого погребения, как Майкопский курган.

Народы майкопской культуры чаще всего селились в горных ущельях. Они выбирали для своих селений труднодоступные и удобные для обороны места. Их поселения были огорожены мощными каменными стенами. Эти народы вели постоянные войны, сопровождаемые захватом пленных, которых впоследствии обращали в рабов. Искусно владея искусством добычи и обработки металлов, они изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разого рода крашения, ритуальные фигурки животных. Владея так же кончарным ремеслом, из разных сортов глины они изготавливали различную посуду и другую утварь.

Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись.

При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду. Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны.

Основу экономики майкопских племен составляло отгонное скотоводство, которое существовало наряду с земледелием. Уровень развития хозяйства племен определялся значительными достижениями в области металлургии и керамического производства. Майкопцы имели развитое бронзовое производство, использующее мышьяковистую бронзу (или сплав меди, мышьяка и никеля), их металлургическая продукция и сырье попадали к племенам Подонья-Приазовья. Развитыми были ткацкое и гончарное производства, именно с этим населением связано появление гончарного круга и колеса. Было развито и земледелие. Следует также упомянуть один немаловажный факт - в этот период на Северном Кавказе уже была домашняя лошадь, и она использовалась для верховой езды и таким образом, наряду с Передней и Средней Азией Северный Кавказ может войти в число регионов, где впервые был одомашнен конь.


С точки зрения социального строя майкопское общество стоит на сравнительно высоком уровне развития. Учитывая редкость курганов, подобных Майкопскому и Нальчикскому, В. М. Массон полагает, что в них могли быть захоронены не просто племенные вожди, а вожди одного или нескольких племенных объединений, которые сосредоточили в своих руках большую власть и богатства.

Майкопская культура предоставляет ряд загадок. Одна из них - знаки на днищах майкопских сосудов, вполне аналогичные знакам на сосудах из цитадели г. Эребуни. По мнению ученых, такой клинописью обозначали емкость, а иероглифами - количество помещенных в него продуктов. Изображение двух таких колец - знаков - имеется и на дне сосуда из кургана около сел. Чегем II.

Разумеется, все сказанное сделало майкопскую культуру объектом пристального внимания ученых нескольких поколений. Исследователям приходилось решать вопросы, касающиеся этнической принадлежности культуры в целом, экономики и социального строя, идеологии, генезиса, хронологии и внешних ее связей.

Перейдем к самому трудному вопросу, к вопросу об этнической принадлежности племен - создателей и носителей рассматриваемой культуры. Известнейшие исследователи высказывали мысль о древнеадыгской основе майкопской культуры. «На основании тщательного анализа археологических памятников, - писал Е. И. Крупнов, - данных этнографии и языкознания можно высказать мнение о том, что древние культуры края являлись материальным отражением того сложного состава местного этнического субстрата, который и являлся глубокой основой для будущего формирования адыго-черкесо-кабардинского массива Кавказа». В одной из работ В. И. Марковин отмечал, что «со II тыс. до н. э., несмотря на довольно ощутимое влияние скифской культуры, сарматское и даже греческое воздействие, и до самого последнего времени на территории Западного Кавказа (по археологическим материалам) не ощущается существенной смены населения».

Занятия племен Майкопской культуры. Приоритетное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство. В составе стада преобладал крупный рогатый скот и свиньи, затем - мелкий рогатый скот. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, но оно стояло на втором месте после скотоводства. Земледелие было мотыжным.

Важнейшим достижением майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Большинство бронзовых предметов - из позднемайкопских памятников местного производства: топоры, тесла, долота, наконечники копий, кинжалы, бронзовая посуда, что указывает на интенсивное развитие металлургии. Часть предметов были привозными. Так, большинство из найденных в Майкопском кургане золотых и серебряных предметов, так же как и часть бронзовых, попали сюда из Передней Азии, как считают исследователи из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных камней: сердолика, бирюзы, лазурита, морской пенки. Сердолик поступал из Ирана или Индии, бирюза - из Ирана, лазурит из Средней Азии (Бадахшан), морская пенка - из Анатолии (Малая Азия), что свидетельствует о торговых связях с далекими странами.

Наравне с металлургией и металлообработкой у племен майкопской культуры гончарное дело являлось важной и самостоятельной отраслью производства. На поселениях находят фрагменты груболепной посуды, преимущественно серых тонов с различными примесями в тесте. В погребальных памятниках майкопской культуры и в ряде поселений представлена иная керамика, которая и известна как майкопская. Ее характерной особенностью является красно-оранжевый или красно-охристый цвет. Недавно учеными установлено, что значительная часть этой керамики изготовлялась с помощью примитивного гончарного круга, что говорит о высоком уровне гончарного искусства. До сих пор нигде в Юго-Восточной Европе, включая Закавказье, как отмечает Р. М. Мунчаев, применение гончарного круга для этого времени не зафиксировано.

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в этом сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

Кура-Аракская культура - археологическая культура, представленная в IV - начале III тысячелетия до н. э. на территории Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока (Армения и северный Иран). Культура зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на Кавказ. Продвигаясь на север, они частично вытеснили, частично ассимилировали широколицый орлиноносый кроманьонский тип, породив кавкасионскую расу.

Носители культуры обитали в укрепленных поселках со стенами из сырцового кирпича. Дома в плане имели круглую форму, оборудованы особыми глиняными очагами. В центре поселений располагались ямы для хранения зерна. Основное занятие: земледелие и скотоводство. Керамика лепная, чернолощеная с розовой подкладкой и краснолощеная, орнаментрельефный. В инвентаре выделяютсякремневые вкладыши серпов, каменные топоры и зернотерки, бронзовые орудия и украшения. Захоронения (в т.ч. под курганами) совершались в ямах и каменных ящиках (костяки скорчены на боку). К.-а. к. датируется 3-м тысячелетием до н.э.

Важное место в общем ряду памятников куро-аракской культуры занимают раннебронзовые поселения и погребальные сооружения Дагестана и Чечено-Ингушетии. Исследования их свидетельствуют о распространении куро-аракской культуры далеко на север и северо-восток. Если памятники Дагестана представляют собой локальный вариант куро-аракской культуры, то памятники Чечено-Ингушетии, в частности поселение Луговое, имеют синкретический характер. С одной стороны, им присущи черты куро-аракской культуры, с другой-признаки, характерные для майкопской культуры.

Погребальные сооружения на территории Лугового поселения в планировке и устройстве во многом напоминают захоронения, характерные для куро-аракской культуры (грунтовые конструкции, способ захоронения на спине, в вытянутом положении); сам факт захоронения на территории поселения восходит к традициям неолитических и энеолитических племен Передней Азии и Закавказья. В то же время обычай посыпания покойника охрой сближает захоронения на Луговом поселении с погребениями майкопской культуры.

Считается, что культура была уничтожена нашествием хурритов. В то же время многие ученые пытаются отождествить куро-аракскую культуру с хуррито-урартской общностью

Из основных признаков куро-араксской культуры – спиралеобразный орнамент, рапиры и заштрихованные треугольники наблюдаются в крито-микенской культуре (Балканы, Эгеида, Малая Азия), которая принадлежит догреческому населению – пеласгам и родственным им племенам.

К общим признакам «куро-араксской» культуры относятся:

1) заселение городища скученными круглыми жилищами;

2) определенные формы кубка;

3) орнамент в виде двух расходящихся спиралей (на булавке или на керамике);

4) так называемые «рапиры»; археологи утверждают, что они заимствованы из крито-микенской культуры и сохранились, чуть ли не тысячелетие;

5) типичный орнамент – выгнутая вверх или вниз черта с круглым и спиральным завершением на обоих концах;

6) орнамент в виде свисающих треугольников, часто заполненных волнистыми линиями и иногда сопровождаемых профильными изображениями толстых птиц или просто кружками;

7) кремация.

Установлено, что отдельно взятый признак может стать модным и перекочевать к носителям соседней культуры, но если существует таких общих 5-10 признаков, то этническую принадлежность носителей данной археологической культуры можно определить с достаточной уверенностью.

Основные характеристик Майкопской археологической культуры общеизвестны, общедоступны, имеются в печатных СМИ, в интернете, Википедии и т.д. Здесь же я хочу коснуться того, что часто индоевропейские учёные обходят стороной. (Под термином "феномены" скрываются казалось бы обычные достижения истории древнего мира, но особенность их в том, что таких достижений не было в Европе ещё около тысячи лет).

Мировая известность и неослабевающий интерес научного сообщества к этой культуре подтвердился на международной конференции «Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы», который был в 1991г. в Новороссийске.
В советское время, чтобы избежать лишних рассуждений на тему влияния единого происхождения Майкопской археологической культуры предпринята попытка изменить её статус и именовать Майкопско-новосвободненской общностью (MHO) .

Датировка культуры. Появление культуры датируется примерно 38 -36 веками до н. э., т.е. (период среднего, позднего Урука в Месопотамии, древнего государства Шумеров, или можно сказать на тысячу лет старше Египетских пирамид, а в Европе ещё бегали с деревянными мечами). На основе радиоуглеродного анализа, различные памятники майкопской культуры датируются на основе калиброванных дат 14С временем 3950 - 3650 – 3610 - 2980 до н.э. (т.е. вторая четверть IV-го - вторая половина IV-го - начало III-го тысчелетия до н.э.).
По всей видимости, большую роль в экономике майкопцев играл дарообмен внутри общности и с инокультурным населением. В рамках племен MHO производились эффективные и высоко престижные вещи из металла, а также круговая керамика. Это создавало основу для развития экономического «бигменства».

1-ый феномен. Производство бронзы на местном сырье.
Сопоставлением металлов майкопской и куро-аракской культуры установлено :
- обе культуры близки по главным показателям двум основным группам металла в Закавказье, таким же мышьяковым и мышьяково-никелевым бронзам и вместе они характеризуют кавказский металл эпохи ранней бронзы.- майкопский металл более близок грузинским изделиям, чем к армянским. Армянские выделяются большим содержанием микропримесей олова.
Картографирование групп металла позволило учёным предполагать кавказский характер не только для мышьяковых бронз, как отмечалось ранее, но и для мышьяково-никелевых бронз, причем наибольшая концентрация находок из этого металла обнаружена в майкопских памятниках Кабардино-Балкарии. Итоговый вывод ученых: «кузнецы племен майкопской культуры работали на кавказском сырье ».
Топоры. Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками. Чайлд Гордон Вир сближал топор из Майкопского кургана с топором из Ашшура. С. Н. Кореневский также связывает топоры I майкопской группы общей производственной традицией с южными образцами - топорами Ирака. В начале III тыс. до н. э. производство проушных топоров было организовано в широких границах Иракско-Месопотамско-Кавказского культурного мира. Их проникновение в Северное Причерноморье может быть поставлено в прямую связь с феноменом майкопской культуры и проходило через кавказские транзитные пути. Топоры находки из хутора Гричаники, деревни Гнидино отнесены С. Н. Кореневским к III группе майкопских топоров, характеризуемых сильным изгибом брюшка у лезвия и ассимметричной лопастью.

2-ой феномен. Коневодство. Одним из феноменов майкопской культуры является установленный факт, того, что уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конем для верховой езды. Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указатем на определенной приоритет в коневодстве и возможно в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах, лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлей в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней.

3-ий феномен. Террасное земледелие. Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков.

Террасы, майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) - посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являющиеся одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойденными инженерами и мастерами. Приемы древнего террасирования ещё предстоит изучить, поскольку для горных и предгорных местностей альтернативы террасовому земледелию нет.

4-ый феномен. Письменность. В Майкопе и его окрестностях найдено три памятника древнего письма: известная Майкопская плита, Петроглифы Махошкушха (рисунки на гальках, очевидно они на 30 тысяч лет старше Майкопской культуры), и пуантильная надпись золотого колпачка из Курджипского кургана. (Все они остаются пока не расшифрованными.)

5-ый феномен. Картография. Присутствующий на одном из серебряных сосудов горный пейзаж, схожий с очертаниями Кавказского хребта, считается древнейшим картографическим рисунком.
В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты ещё две дольменообразные гробницы. В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Уникальным является роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и чёрной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвёртой помещен фриз «Бегущие лошади» и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами.
Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.

Ореал распространения майкопской культуры. Майкопская культура (или МНО) охватила следующие территории:
- равнины и предгорья Предкавказья (до правого берега р.Бейсуг - самая северная находка майкопского погребения близ р.Чограй в Ставропольском крае).- занимая Закубанье (на запад вплоть до Таманского полуострова)- верхнее Прикубанье,- Терские наклонные равнины, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Чечни (вплоть до с.Бачи-Юрт в Чечне).
Западное Предкавказья (Майкопский район) считается большинством ученых как центр формирования МНО, откуда её носители могли расселяться на восток.
Общая длина (протяженность) ареала МНО примерно 750 км по линии юго-восток, северо-запад при ширине в среднем около 150 км. Наибольшая концентрация памятников МНО в Майкопском районе, в бассейнах р.Белой и Фарса. МНО граничила на севере с нижнемихайловской, позднее с новотиторовской культурой.
Ореал распространения:
Охват Таманского полуострова - подтверждено находками у пос.Мысхако, а также раскопанные поселения и могильник в Цемесской долине, а в долине р.Дюрсо.
Охват Абхазии, в горной части - Согласно анализа материалов из пещерных памятников Абхазии, племена майкопской культуры заняли не только северные, но, частично и южные склоны Главного Кавказского хребта, подтверждено материалами датируемыми серединой III тыс. до н.э. (Амткельский грот, Ахштырские пещеры).
Охват Кабардино-Балкарии, в большей части современной территории, вплость до с. Кишпек (район строительства Чегемской оросительной системы), относимых к Новосвободненскогому этапу Майкопской культуры.
Охват Чечено-Ингушетии, в большей части современной территории республики, при этом археологически выделяются две крупные локальные группы памятников - Прикубанская (западная) и Терская (восточная).
Охват Ставрополье (большей части) - в 1977 году, курганные погребения майкопской культуры были обнаружены Александровским отрядом Ставропольской экспедиции Института археологии АН СССР, во время обследования курганной группы на северной окраине хут. Жуковского Новоселицкого района Ставропольского край.
Новое в Ставрополье в 1985 году - открыто поселение майкопской культуры, названное "Галюгаевским поселением", под курганным полем эпохи средней бронзы у ст. Галюгаевской Курского района Ставропольского края на левобережье Терека.
Охват Осетии (в некоторой части)- в в 1993-1996 гг. В.Л. Ростуновым произведены исследования трех крупных курганов майкопской культуры у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания. Курганы 1 и 2 Заманкульского могильника расположены южнее с. Заманкул, курган 3 находится неподалеку от с. Брут.
Существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии, где они растворились в среде степняков ямной культуры.
Граница на Дону - А.Л. Нечитайло указывает на то, что памятники обнаруженные ранее в 3-х районах Ростовской области: Азовском (1968 г.), Песчанокопском (начало и середина 70-х г.г.) и Константиновском районе (1969–1985 г.г.), по погребальному обряду резко отличаются от всех погребений эпохи ранней бронзы, в них явно влияние майкопской культуры(кремневые изделия, бронзовые ножи и, особенно, сосуды желтого, черного и красно-охристого цвета с лощеной поверхностью) и их следует считать степным вариантом майкопской культуры.
Найденные Н. И. Веселовским в одном из Ульских курганов богатые захоронения меотского вождя также относятся к Майкопской культуре.

6-ый феномен. Торговля с удалёнными странами.
Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком. В частности лазурит. В Кабардино-балкарии, в кургане майкопской культуры были обнаружены лазуритовые бусы. Известно, что лазурит на Кавказе не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Анализ состава минерала указал на его происхождение из Бадахшана (северо-восток Афганистана, на границе с Таджикистаном, Пакистаном и Китаем). Этот факт считается ещё одним доказательством торговых связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая полю IV-III тыс. до н. э.).

7-ый феномен. Майкопский звериный стиль. Ещё в начале 20 века, в найденых украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на тысячу лет старше скифского, сарматского и кельтского, меотского звериных стилей.

Гипотезы о происхождении Майкопской культуры.
Майкопская культура - это прежде всего кавказское явление, которая достигла своего взлета на основе собственных производств прежде всего в наиболее совершенных технологиях раннего бронзового века, связанных с металлообработкой меди и бронзы, золота и серебра, керамическим производством, камнерезным делом и, вероятно, ткачеством.
Северокавказские исследователи относят майкопцев к понтийской расе и считают предками таких автохтонов Западного Кавказа, как абхазы и адыги.

В свою очередь, многочисленные индоевропейские учёные считают Майкопскую культуру творением своих далёких предков. К примеру Т.Гамкрелидзе и В.В.Иванов видели в Майкопской культуре ступень развития протоиндоевропейского общества.
Отдельно существует гипотеза Р.Мунчаева, что древнейшей родиной носителей Майкопской культуры была Месопотамия (точнее - север Сирии). Основанием гипотезы служит сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э.
Выводы антропологов. Согласно результатов палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей Майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским». Касательно других археологических культур - аналогичные черепа были и у части носителей ямной культуры.

8-ой феномен. Центр 2-ой волны индоевропейцев.
Феноминальную роль играет Майкопская культура в Курганной гипетезе (индоевропеейской) разработанной Марии Гимбутас, в соответсвии с которой - имело место три волны распространения индоевропейцев в Европу. Из которых II волна, в середина IV тыс. до н. э. началась именно с Майкопской культуры и распрострнилась на северную Европу около 3000 года до н. э. (культура шаровидных амфор, баденская культура, культура шнуровой керамики) и т.д., причем это стало первым появлением индоевропейских языков в западной и северной Европе.
ОДНАКО, в своих последних работах Марии Гимбутас) предложила совершенно новую трактовку древностей майкопской культуры, интерпретируя их как северо-понтийскую майкопскую культуру (The North Pontic Maikop Culture), однако такие изменения учёными индоевропейцами пока игнорируются.
Примечательно, что при всем том кавказские народы (за редкими исключениями) не считаются индоевропейскими.

Влиянии майкопской культуры на соседние регионы.
Есть гипотеза, что часть носителей майкопской культуры мигрировали на южные склоны Кавказа (ныне Азербайджан), где они и оставили памятники Лейлатепинской культуры.

Смена культуры. На южной части ореала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой, а в северной части северокавказской культурой. Преемниками Майкопской культуры стали в первую очередь Дольменная культура (Северокавказская культура в части территории), которые позже сменила Меотская культура, Колхидо-кобанская и др.культуры.

Отдельное мнение. Археолог, к.и.н. А. Д. Резепкин выдвинул гипотезу о самостоятельности другой археологической культуры - новосвободненской культуры, которая считается лишь периодом в развитии майкопской культуры. Большинство индоевропейских ученых в связи с этим настаивают на широкой майкопско-новосвободненской общности (МНО), с рядом локальных вариантов (галюгаевско-серегинским, долинским, псекупским).
Уникальные находки. Международная научная общественность считает Майкопскую культуру археологическим феноменом вот уже более ста лет, то есть с момента первых публикаций о ней, однако определенную интригу добавляют последние, несколько сенсационные заявления о новейших находках сделанных к.и.н. А. Д. Резепкиным, а именно:
- Древнейший бронзовый меч. Он сообщил, что в каменной гробнице «Клады» (Новосвободная) найден самый древний бронзовый меч, который уже экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Общая длина 63 см, длина рукояти 11 см - датируется второй третью 4-го тыс. до н. э.,,
- Древнейшая колонна. Он сообщил, что «самую древнюю колонну придумали не древние греки, а древние жители Северного Кавказа (носители дольменной культуры в 3 тыс. до н. э.)».
- Девнейший музыкальный инструмент струнно-смычковый. Он сообщил, что обнаруженный в каменной гробнице на Северном Кавказе, музыкальный инструмент (по виду напоминающий гусли), датируется концом 4 тыс. до н. э. и являеется самым древним струнно-смычковым музыкальным инструментом. Позже, инструмент получил своё имя «Шичепшин», от адыгских реставраторов, так как в общем соотвествует старинному адыгейскому народному струнно-смычковому инструменту. По сообщению А.Резепкина, в настоящее время инструмент хранится в Государственном Эрмитаже.

9 - феномен. Бигменская символика - свидетельствует о возможности бытования на Кавказе древнейшей формы государственного устройства в Европе.

Символизм культуры и религиозные культы. С.Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно :Военно-охотничья символика. Военно - бигменская символика. Символика могильного пространства и места в нем погребенного. Символизм очистительных обрядов. Комплекс страха перед умершим. Символика гробниц новосвободненской группы. Символика гробниц на Терке долинского варианта. Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела. Символика курганной насыпи. Особое ритуальное отношение к отдельным предметам. Символика благородных металлов и полудрагоценных камней. Символика ритуальной сцены медведь и дерево на серебряном кубке. Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника.

Примечания
1. БСЭ.Майкопская культура
2. С.Н. Кореневский. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья
3. Древние кавказцы
4. О.Брилева. Новые загадки эпохи энеолита и раннего бронзового века Кавказа
5. Гуп"Наследие". Кореневский С. Н. Новые данные по металлообработке майкопской культуры
6. Ковалева И. Ф. Металлические топоры постмариупольской культуры. Харьков,1995.С.28-30.
7. В. Б. Ковалевская. КОНЬ И ВСАДНИК. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва 1977
8. Мунчаев Р. М. Бронзовые псалии майкопской культуры и проблема возникновения коневодства на Кавказе, - «Кавказ и Восточная Европа в древности», М., 1973.]
9. - 10. ГУП"Наследие".Н.Г. Ловпаче. Об истоках северокавказского единства]
11. Онайко Н.А., Дмитриев А.В. Раскопки античного могильника у пос. Мысхако
12. Шишлов А. Археологические памятники г. Новороссийска и история их исследования
13. Памятники Майкопской культуры в горах Абхазии
14. Гуп "Наследие"
15. И.М.Чеченов.О локальных вариантах в памятниках майкопской культуры
16. Державин В.Л.,Тихонов Б.Г.Новые погребения майкопской культуры в Центральном Предкавказье // КСИА. - М., 1980.
17. Охранные раскопки на галюкаевском поселении
18. Куда ушли майкопцы?
19. А.К. Гамаюнов.Об одной группе погребений эпохи ранней бронзы на нижнем Дону
20. Черкесский историко-культурный тип
21. НП Журнал Наука 21 век. Со ссылкой на академика РАН Р. Мунчаева
22. Книга Р. М. Мунчаева (в соавт)
23. Герасимова М.М.,Пежемский Д.В., Яблонский Л.Т. Палеоантропологические материалы майкопской эпохи
24. под ред. Т.И. Алексеевой. Восточные славяне. Антропология и этническая история
25. Самир Хотко: История ЧЕРКЕСИИ
26. Археология Азербайджана
27. Rezepkin A.D. Das fr;hbronzezeitliche Gr;berfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien. M. Leidorf, 2000(Arch;ologie in Eurasien, vol.10)
28. Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность. Проблемы внутренней типологии. М., 2004
29. Резепкин А. Д. Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии майкопской культуры// Древние культуры
30. Rezepkin A.D. Das fr;hbronzezeitliche Gr;berfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien
31. Не все инновации из Европы и с Востока
32. Резепкин: «Колесо изобрели совсем не на Востоке»

Майкопская культура (кон.IV – III тыс. до н. э.) занимала предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Названа по имени кургана, раскопанного в 1897 в г.Майкопе). Эта культура предстается довольно развитой для своего времени. Основными археологическими памятниками майкопской культуры являются захоронения. Каждое из таких захоронений находится под искусственной земляной насыпью - курганом. Вокруг захоронения обычно изготавливали каменный круг - кромлех. Перед захоронением тела умерших посыпали красной краской (охрой). Некоторые исследователи полагают, что красная краска символизировала у этих племен огонь, которому они поклонялись. При раскопке могилы рядом с умершим археологи обнаруживают многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду. Вождей общины хоронили под большими курганами. Помимо большого числа драгоценных украшений, оружия, гончарных изделий, вместе с умершим в могилу помещали тела других людей, которых специально убивали для этого. Простые члены общины были похоронены под сравнительно небольшими курганами, а посмертные дары в таких захоронениях очень немногочисленны. Основу экономики майкопских племен составляло отгонное скотоводство, которое существовало наряду с земледелием. Уровень развития хозяйства племен определялся значительными достижениями в области металлургии и керамического производства. Майкопцы имели развитое бронзовое производство, использующее мышьяковистую бронзу (или сплав меди, мышьяка и никеля), их металлургическая продукция и сырье попадали к племенам Подонья-Приазовья. Развитыми были ткацкое и гончарное производства, именно с этим населением связано появление гончарного круга и колеса. Было развито и земледелие. Следует также упомянуть один немаловажный факт - в этот период на Северном Кавказе уже была домашняя лошадь, и она использовалась для верховой езды и таким образом, наряду с Передней и Средней Азией Северный Кавказ может войти в число регионов, где впервые был одомашнен конь. С точки зрения социального строя майкопское общество стоит на сравнительно высоком уровне развития. Учитывая редкость курганов, подобных Майкопскому и Нальчикскому, В. М. Массон полагает, что в них могли быть захоронены не просто племенные вожди, а вожди одного или нескольких племенных объединений, которые сосредоточили в своих руках большую власть и богатства.
11. Афанасьевская культура в Южной Сибири.



Северный Кавказ, от Прикубанья до Ингушетии (конец 4-3 тыс. до. Н. э)

История изучения. Первая могила раскопана в 1865 г. В.В. Радловым в Горном Алтае у с. Онгудай. Спустя почти 40 лет 5 аналогичных могил вскрыл А.В. Адрианов на Енисее близ улуса Саргов (1903 г.). Он отметил их отличие от могил эпохи поздней бронзы и железного века, но хронологическое место эти захоронения получили много позже, когда С.А. Теплоухов раскопал 18 могил под горой Афанасьева у с. Батени (1920, 1923 гг.). По счастливой случайности большинство могил не были разграблены, что позволило С.А. Теплоухову на небольшом материале выделить особый хронологический период, который он назвал афанасьевской культурой.

В краткой характеристике С.А. Теплоухов определил её как первый этап эпохи металла в Саяно-Алтае, предположил связь этой культуры с Приаральем и широкий ареал как в Минусинских степях, Горном Алтае, так и западнее р. Оби. Антропологические определения были сделаны Г.Ф. Дебецом, установившим принадлежность афанасьевского населения к европеоидной расе.

Оружие в могилы нe клали. Орудия труда редки и преимущественно каменные: песты, колотушки, тёрочники, несколько скребков из гальки со следами их употребления для обработки шкур. Грубые, примитивные орудия домашнего хозяйства сделаны из крупной речной гальки, иногда естественной, со следами употребления её в работе, но чаще рабочей части придавали требуемую форму. Из меди больше всего найдено скобок, оковок и накладок от деревянной посуды. Трещины на сосудах сшивали медными полосками и проволокой. Края сосудов укрепляли пластинками, иногда украшенными простым орнаментом. Очень характерна глиняная посуда. Преобладают остродонные яйцевидные горшки, меньше сферических, реповидных, бомбовидных, горшковидных с выпуклым, а иногда приплюснутым дном. Лепили горшки кольцевым ленточным способом из теста с органическими примесями. Обе поверхности выравнивали зубчатым штампом, отчего на внутренней стороне стенок остались ряды параллельных линий. Снаружи сосуд покрывали орyаментом, оттиснутым гребёнкой или гладкой пластинкой. Кроме кухонной и погребальной посуды, изготовляли культовую в виде толстостенных низких чаш на коническом поддоне, основание которого иногда разделено на несколько ножек. Эти сосуды - курильницы - всегда окрашены охрой, а внутри слегка закопчены. В них, видимо, сжигали ароматные растения. У большинства сосудов вся поверхность покрыта орнаментом, чаще рядами косых оттисков зубчатого или гладкого штампа, расположенных «ёлочкой». Возможно, орнамент на сосудах имитировал фактуру плетеных или вязаных изделий. Но есть и более сложные орнаменты: древовидные фигуры, ряды арок, шахматный узор, прочерченные линии, выдавленные изнутри «жемчужины» и т.д.



Украшения и детали одежды малочисленны, но очень разнообразны: серьги, бляшки, подвески, браслет, ожерелья. Самыми распространёнными были серьги, многовитковые или в виде проволочного кольца в полтора оборота. Найдены медные, серебряные, золотая серьги.

Никаких костей диких животных, кроме косули, в обилии водившейся в степях и используемой в пищу всегда и повсеместно, у афанасьевцев не найдено. В могилах чаще встречаются кости овцы, в два раза реже - коровы и изредка - лошади. Палеозоологический материал убеждает, что афанасьевцы имели производящее скотоводческое хозяйство с преобладанием крупного рогатого скота. Косвенно этому имеются и другие подтверждения. Судя по накипи на внутренних стенках глиняных горшков, в них варили не кашу или молоко, а овощи или мясо.

Жили афанасьевцы не только по берегам рек, но и расселялись широко по степи, в том числе по солончаковым степям, на которых тысячелетиями сосредоточивалось скотоводческое население. О земледелии прямых указаний нет. Найденные роговой молот, камни, похожие на зернотёрки, могли применяться в домашнем обиходе. В частности, на подобных камнях могли растирать дикорастущие злаки.

Источников, позволяющих судить о структуре семьи или рода, не имеется. Парные захоронения единичны; детей клали как с женщинами, так и с мужчинами.

Погребальные памятники не отражают имущественной дифференциации афанасьевцев, но свидетельствуют о функциональном различии и начале социального расслоения. Необычные предметы, число сосудов, превышающее норму, либо размеры ямы, рассчитанные на большее количество вещей, встречаются в тех могилах, куда поставлены корчага или курильница либо положен посох, украшенный роговым навершием. Корчаги всегда клали людям зрелого или пожилого возраста. Курильницы первоначально ставили как женщинам, так и мужчинам, а позже - лишь пожилому мужчине, одному-двум из жителей посёлка, - видимо, тем, кто выполнял обязанности, связанные с культом.

Посох, или жезл, очевидно, был первым символом светской власти. В этом убеждает раскопанный курган «старейшины» у с. Восточное. Это сооружение находилось вдали от родового кладбища и было значительно монументальнее остальных.

Понятие "археологическая культура" является общепринятым в кругу археологов, но по поводу самого определения существуют разногласия. Д. А. Авдусин в учебнике для студентов университетов "Археология СССР" дает следующее определение: "Археологической культурой называют ограниченную во времени и пространстве группу памятников, объединенных общими характерными чертами, выраженными в общности типов жилищ, форм орудий, украшений, керамики и в общности погребального обряда".

Эпоха патриархата на Северо-Западном Кавказе приходится на бронзовый век. Первым металлом, который человек начал использовать для изготовления орудий труда и оружия, была медь и выплавки бронзы, представляющие сплав меди с оловом, иногда с мышьяком, сурьмой и др.

На заре бронзового века на Северо-Западном Кавказе складывается майкопская культура, распространившаяся на запад вплоть до Таманского полуострова, и на восток до Чечено-Ингушетии. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана-памятника мирового значения. Он был расположен на восточной окраине города, на углу улиц Курганной и Подгорной (в настоящее время здесь установлена мемориальная доска). В 1897 г. курган был раскопан известным русским археологом, профессором Н. И. Веселовским. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма прямоугольной формы, глубиной около 1,5 м. Дно было выложено булыжником и посыпано красной краской, так же как и покойники. Могила делилась деревянными перегородками на три части - южную и северную и последняя в свою очередь поперечной перегородкой на западную и восточную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах, помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному мужскому погребению. В могиле было найдено много золотых предметов, металлических и глиняных сосудов, медных и каменных орудий труда.

Главный покойник был усыпан кольцами, золотыми и штампованными бляшками, изображавшими зверей (львов, бычков). Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полы одежды или покрывало, которым был покрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы и бус из полудрагоценных цветных камней - сердолика и бирюзы. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы, на которые в древности были нашиты двойные розетки. Перед скелетом лежали восемь серебряных стержней (дл. 1,17 м), концы четырех были золотые. На концах четырех стержней были надеты массивные фигуркк быков: на золотые концы - золотые бычки, на серебряные - серебряные. Большинство исследователей считали, что стержни с насаженными на них фигурками бычков являлись остовом балдахина, который несли над покойником во время похорон. Некоторые исследователи такое объяснение назначения стержней полностью отрицают и склонны рассматривать стержни с бычками как штандарты (Ю. Ю. Пиотровский).

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стены камеры стояли семнадцать сосудов: два золотых кувшина, каменный с приставным золотым горлом и крышкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками. У западной стены могилы стояли восемь почти однотипных глиняных горшков с шарообразным туловом. В двух других отделениях могилы с женскими захоронениями были найдены массивные золотые кольца, бусы, различные медные сосуды (чаша, ведерко, кувшины, два котла), глиняный горшок. Части керамических сосудов Майкопской культуры, как установлено в настоящее время, изготовлялись на гончарном круге, который в дальнейшем был забыт.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем (аул Уляп, с. Красногвардейское, близ Майкопа, Келермесский и др.).

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км от ст. Новосвободной на берегу реки Фарс, в урочище "Клады", расположена довольно значительная курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н. И. Веселовским в 1898 г. В обоих курганах обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В большее помещение был положен покойник с богатым погребальным инвентарем. Многие предметы были из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия. Богатство погребенного указывает на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В 1979 и 1982 гг. в урочище "Клады" были открыты еще две дольменообразные гробницы, по реконструкции совершенно аналогичные ранее раскопанным. В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвертой помещен фриз "Бегущие лошади" и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.

Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х - 60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа: Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Каменномостская пещера, хут. Веселый, Ясенева Поляна и др. Все они расположены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981 г. было открыто и затем исследовано поселение майкопской культуры в равнинной части. Расположено оно на левой террасе р. Кубани (в настоящее время русло р. Кубани стоит к северу почти на 4 км), между сел. Красногвардейским и хут. Свободный, по которому поселение и получило свое название - "свободное".

Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в нее р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеною, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясеневая Поляна на р. Фарс близ поселка Колосовки. Планировка этих поселений восстанавливается "как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре" (А. А. Формозов). Жилища представляли легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. Они опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12x4 м, как на поселении Ясеневой Поляны. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения. Найдено большое количество каменных орудий - плоские полированные топоры, наконечники стрел, кремневые вкладыши для серпов, полированные узкие долотца, зернотерки и др.