Занятие по развитию речи чтение сказки снегурочка. Чтение сказки В.И Даля «Девочка Снегурочка

НОД по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка».

(Комплексно речевое занятие)

Цель: Развитие прознавательно-речевой деятельности детей.

Задачи:

  1. Развивать интерес к русским народным сказкам;
  2. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки и при описании иллюстраций к сказке;
  3. Обогащать активизировать словарь по теме «Зима»;
  4. Формировать речевые умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности;
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, учить сопереживать, эмоционально отражать в речи;
  6. Формировать умение целостно воспринимать сказку, понимать ее содержание.

Оборудование: хрестоматия, иллюстрации к сказке, предметные картинки по теме «Зима», презентация.

Ход НОД.

1 - Ребята, а вы любите слушать сказки? (Да )

Сегодня мы познакомимся с р.н.с. «Снегурочка», слушайте внимательно . Воспитатель читает сказку, сопровождая показом иллюстраций к сказке в презентации.

2. - А теперь, послушайте, пожалуйста, загадки и отгадайте их. А отгадки, спрятались в сказке, с которой я вас познакомила.

1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег )

2. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима )

3. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка )

Молодцы, правильно. Ребята скажите, пожалуйста, в какое время года появилась Снегурочка? (Зимой. )

А как она появилась? (Дед и баба слепили её. )

Почему её назвали снегурочкой? (Потому что она сделана из снега .)

Какая была снегурочка? (Смышленая, послушная, приветливая, беленькая, пригожая, хорошая, успешная, приятная .)

Почему Снегурочка грустила, когда весеннее солнышко стало согревать землю? (Потому что она была сделана из снега, а снег в тепле начинает таять )

Как вы думаете, это грустная сказка или веселая? Почему? (Ответы детей. )

Засиделась детвора, теперь и отдохнуть пора.

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зима

Мы сегодня на горе,

Ну а горка во дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто поближе,

В горку мчимся мы бегом,

Ну а с горки – кувырком.

4. Беседа «Зима»

Что происходит в природе зимой?

Какую одежду носят зимой?

Какие зимние праздники вы знаете?

В какие игры вы любите играть зимой?

Какими видами спорта можно заниматься зимой?

Назовите зимние месяцы.

Какие еще времена года вы знаете, кроме зимы?

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка»

Цели урока:

Образовательные:

    Познакомить учащихся с отражением древних обрядов в народной сказке (тесная связь человека с Природой).

    Показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, пьеса, опера).

Развивающие:

Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к чтению, обогащать читательский опыт.

Цели урока направлены на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Основам смыслового восприятия художественных текстов;

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Коммуникативные УУД:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Контролировать действия партнёра;

Использовать речь для регуляции своего действия;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ход урока

I . Организационный момент

(психологическая гимнастика)

Какое сейчас время года?

Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попало снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы!

Какие красивые снеговики у вас получились.

У вас хорошее настроение? С таким же отличным настроением поработаем на уроке.

Речевая разминка

Работа с текстом на доске:

Этот текст нам прислали марсиане. Интересно, что здесь написано?

Ребята, вам хочется узнать, что здесь?

Давайте, переведём этот текст на наш родной язык.

Сьве ньде ёлш енгс. А чьюно чаласьна тельем. У давхо в лушко

лонаме шойльбо росубг. Таребя илявз паткило и литас тьтичис рожкидо.

Весь день шёл снег. А ночью началась метель. У входа в школу

намело большой сугроб. Ребята взяли лопатки и стали чистить дорожки.

Молодцы! Разгадали это загадочное послание. Вы уже быстро

справляетесь с такими заданиями.

Мы немножко размялись, пора перейти к проверке домашнего задания.

Проверка домашнего задания

Какое у вас было домашнее задание? (пересказ сказки по плану)

(рассказывание сказки детьми) 5 человек(оценивание)

II . Сообщение темы и цели урока.

Задание. - Соберите слово. (СКАЗКА)

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.

Объясните, как вы понимаете это выражение?

Сказка – это вымысел, который содержит в себе поучение. Через сказку мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо.

Какова задача жанра «сказка»?

Задача жанра «сказка» - рассказать читателям, что хорошо, а что плохо.

Рассказать о характерах, поступках, мыслях, чувствах людей и оценить их (что хорошо, что плохо).

Какие типы сказок вы знаете?

Назовите задачи каждого типа сказок.

Волшебные – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.

О животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Бытовые – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

Какие сказки древнее? Почему?

Древнее сказки волшебные, т.к. люди в древности верили в силу природы, поклонялись разным богам, верили в то, что часть предмета может обладать силой целого, верили в различные превращения.

У наших зим – особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожженные снега!

Сидит ворона на дубу жар-птицей,

Стоят оградой терема-леса,

И кажется: вот-вот начнут твориться,

Как в мудрой русской сказке, чудеса.

Н. Рыленков

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

О каком сказочном герое говорится в этой загадке?

В этой загадке говорится о Снегурочке.

Определите тему нашего урока.

Сегодня на уроке мы будем читателями и исследователями. А работать будем с русской народной сказкой «Снегурочка».

Что нам предстоит выяснить и доказать на уроке.

- В течение урока нам предстоит выяснить и доказать:

. К какому типу сказок относится сказка «Снегурочка»?

Давайте определим план нашей работы.

III . Работа по изучению нового материала

    Кому уже знакома эта сказка?

    Словарная работа : - Объясните значение слов и словосочетаний.

Подберите синонимы:

расти не по дням, а по часам – очень быстро

души не чаяли – очень любили

студеный ручей - холодный

дитятко - ребенок

хворост – сухие ветки

боязно - страшно

    Ну, а сейчас я предлагаю, вслушаться в знакомую с детства русскую народную сказку «Снегурочка».

Чтение сказки учащимися по ролям. (заранее подготовленными учащимися).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

    Исследование сказки.

Докажите, ребята, что это сказка.

Преддействие. Жили-были …

Сюжет построен по законам сказочной композиции: завязка, кульминация, развязка.

Использование слов с уменьшительно ласкательным значением;

Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему их так много?

Есть ли в этой сказке признаки народной сказки?

Встречается разговорная лексика .

Ккакому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»?

Волшебно-бытовая , т.к. выражает радостное удивление умом и находчивостью героев, также произошло чудо, волшебство, из снега появилась живая девочка.

Докажите текстом выбранный тип сказки.

Работа в группах: – Найдите и прочитайте отрывки из сказки, в которых рассказывается:

1-ая: как дед и баба слепили Снегурочку

2-ая: как она постепенно оживала,

3-я: какая стала.

4-ая: Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки?

5-ая: Когда вам было радостно за деда и бабу, а когда стало их жалко?

6-ая: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте.

IV . Закрепление изученного материала

Наши ребята, во время подготовки чтения по ролям, заинтересовались этой сказкой и решили узнать о её происхождении и дальнейшей судьбе.

Родилась эта сказка в самом центре России, на берегу великой русской реки Волги, в Костромской губернии. «Снегурочка» так раньше и называли костромскую девушку.

Образ этой милой девушки вдохновил серьезного автора-прозаика Александра Николаевича Островского на написание драматической сказки в стихах, которая сразу полюбилась и детям, и взрослым.

А композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, влюбленный в эту пьесу-сказку, создает музыку. Так рождается опера – большое сценическое музыкальное произведение.

А прекрасные декорации создает художник, хорошо известный нам по картинам «Аленушка», «Три богатыря» - Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Зрители оказались в сказочной стране.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

Практическая работа

Я предлагаю вам тоже побывать в роли художников и нарисовать, как постепенно оживлялась Снегурочка. Возьмите листы с изображением Снегурочки.

Поможет нам оживить Снегурочку стихотворение и музыкальное вступление из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Снегурочка».

Жили-были Иван да Марья вдвоем.

Вот однажды на озябший лужок

Выпал свежий, молодой, густой снежок.

Иван да Марья, чтоб тоску свою забыть,

Стали снежную красавицу лепить.

Наводим брови черным угольком,

Натираем щеки докрасна снежком.

Были косы из пушинок из седых,

А глаза из льдинок светло-голубых.

Вдруг красавица взглянула, расцвела,

Тонкой бровью удивленно повела.

Иван да Марья не одни теперь живут,

Дочку ласково Снегурочкой зовут.

Домашнее задание:

Стр.155 задание 6

V . Рефлексия

Предлагаю проверить, хорошо ли вы изучили сказку «Снегурочка». Выполните Тест: (обвести правильный вариант ответа)

1. Из чего старики сделали Снегурочку?

а) из теста;

б) из снега;

в) из соломы.

2. От чего пряталась Снегурочка?

а) от дождя;

б) от ветра;

в) от солнца.

3. Чему была рада Снегурочка?

4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?

а) на полянку;

б) в рощу;

в) на луг.

5. Во что превратилась Снегурочка?

а) в облачко;

б) в росу;

в) в туман.

    я всё хорошо запомнил;

    мне было интересно, но я работал медленно;

    вопросы для меня оказались трудными.

VI . Итог урока

Назовите произведение, с которым мы познакомились.

Вам многим была знакома эта сказка. А кому удалось сделать для себя на уроке новое открытие и какое?

Спасибо! Молодцы, мне было приятно с вами сегодня работать.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы «Русская народная сказка «Снегурочка»

Цель: учить детей связной речи с опорой на наглядность — «коллаж» и мнемотаблицу.

Задачи: -учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки;
— развивать умение подбирать слова, противоположные по смыслу;
— содействовать рассматриванию и рассказыванию сказки по мнемотаблице;
-продолжать совершенствовать диалогическую речь, привлекая детей к участию в беседе;
-развивать у детей познавательные процессы: память, внимание, мышление;
— воспитывать любовь к сказкам.

1.
В:-Ребята, я знаю, вы любите игры, песни,
загадки и пляски! Но нет ничего интересней,
чем наши русские сказки!

Мы с вами уже много прочитали сказок.
Какие из них вам больше всего понравились?

Ребята, а недавно была я в сказке, в дремучем
лесу. У старой ели там жизнь идет.
Пищат там мыши, шутя над кошкой,
медведь ест мед, забрав у пчел.
Лиса хитрит, смеясь над кошкой,
А зайчик плачет, ища друзей.
А еще в лесу стоит маленький деревянный домик,
в котором живет Сказочница. Она пригласила нас к себе
в гости.

Вы хотите пойти о мной и послушать новую сказку?
С собой в дорогу мы возьмем наше умение хорошо вести
себя в гостях и наши знания.Я думаю, что нам это пригодится.
Вот тропинка, по которой мы пойдем.

2.
а) Сказ. — ца: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли
ко мне. Я расскажу вам новую сказку, которая называется «Снегурочка».
Усаживайтесь поудобнее и слушайте. (Сказ. — ца рассказывает сказку с
выкладыванием картинок на фланелеграфе)

б) Беседа. (беседует сказ.- ца)
-Как называется сказка?
-Кто слепил Снегурочку?
-В какое время года слепили Снегурочку?
-Какое время года наступило после зимы?
-Весна — чудесное время года. Солнышко пригревает,
травка зеленеет, природа радуется. А обрадовалась ли Снегурочка?
(Она запечалилась, пряталась от солнышка)

Почему Снегурочка пряталась от солнышка?
(потому что ее слепили из снега, а снег на солнышке тает)
-А чему обрадовалась Снегурочка? (граду)
-Почему она обрадовалась граду? (потому что град — маленькие
льдинки. Они холодные, а Снегурочка любит холод).
-Какое время года наступило вслед за весной?

— Что случилось летом? (Снегурочка пошла в лес с подружками гулять,
песни петь, плясать)
-Весело ли было Снегурочке?
-Наступил вечер. Что сделали Снегурочка с подружками? (разожгли костер
и стали прыгать через него).
-Что случилось со Снегурочкой когда она прыгнула? (превратилась в облачко и
и пропала в небе)

Почему она превратилась в облачко?(Снегурочка — девочка из снега а снег от
жары тает)
-Вам понравилась эта сказка?
-как вы считаете грустная эта сказка или веселая?
-Почему грустная? 9Снегурочка растаяла)
-Но мы с вами грустить не будем. Наступит снова зима выпадет снег
и старик со старухой смогут опять слепить себе Снегурочку.

в) Ребята вы не устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Солнце спит, небо спит (голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало (встают)
Все лучи свои послало (руки вверх с растопыренными пальцами)
Вдруг повеял ветерок (машут руками),
Небо тучей заволок (круговые движения руками)
И деревья раскачал (Раскачиваются из стороны в сторону).
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше (стучат пальцами по стулу).
Солнце клонится все ниже, (садятся).
Вот и спряталось за тучи, не один не виден лучик.(кладут руки за голову).

г) Воспит. — ль: ребята, внимательно вы слушали сказку?
Сейчас я уберу картинки, а вы попробуете сами выложить их
и пересказать сказку «Снегурочка».

д) Ск — ца: Молодцы, ребята! Хорошо запомнили сказку. За это я подарю вам
таблицу, в которой живет сказка «Снегурочка». Взглянув на нее, вы легко
вспомните всех героев и события этой сказки. Посмотрите! (показывает таблицу).

А сейчас вам пора отправляться домой. В следующий раз я вам расскажу
новую сказку.

3. В — ль: понравилось вам в гостях у Сказочницы?
-С какой сказкой она вас познакомила?
-Она вам понравилась?
-Кто хочет рассказать сказку с опорой на таблицу?
-Молодцы, ребята!

Название: Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы «Русская народная сказка «Снегурочка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №3
Месторасположение: г. Елец Липецкая область

Речевое развитие в подготовительной группе.

«Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи:

1 . Воспитывать умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом . Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

2 . Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.

4.Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству

Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, указка, лента для игры, микрофон, раскраска.

Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможится, души не чаю, свечерело и т. д.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:

Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)

В.: Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга. Глядя только на обложку, вы можете определить, какая сказка у нас сегодня в гостях (обоснованные ответы детей)

2 часть . Чтение сказки.

В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).

Беседа по содержанию:

Понравилась ли вам сказка?

- Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)

Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

Красивой получилась у стариков доченька?

А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках ?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)

Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе )

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

Какая она была? (веселая)

(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)

В. : Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?

Во что, превратилась Снегурочка?

Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике ).

А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

3.Физминутка (выполняется под музыку)

В: Давайте, и мы слепим Снегурочку. Но сначала, я хочу, чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие, сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие, нежные поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков, когда накатаем большие комки снега помочь девочкам поставить их друг на друга.

В: Ну что берем снег, лепим снежные комочки.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.

А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря –заряница» (объясняем значение слов)

Подвижная игра «Заря – заряница».

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется).

(Делаю вид, что у меня падает книга и рассыпаются все листочки)

4.Д\И «Собери картинки правильно » Дети собирают картины по порядку.

В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было! (беру микрофон)

  • Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как ? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
  • Работа в руках спорится – все удается, все получается
  • Неможется – нездоровится
  • Свечерело – наступил вечер
  • Стали кликать Снегурочку – звать

5.Рассказывание сказки по картинкам.

В: А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)

6.Драматизация.

В: Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её….я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.

7.Моделирование сказки символами.

В: - Грустный конец у этой русской народной сказки?

А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)

А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

А как?

Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

8. Рефлексия.

Молодцы, как вы здорово придумали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и будет разукрашивать наш подарок (разукрашиваем цветным песочком)


Речевое развитие в подготовительной группе.
«Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи:
1.Воспитывать умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
2.Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.
4.Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству
Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, указка, лента для игры, микрофон, раскраска. Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможится, души не чаю, свечерело и т. д.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:
- Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)
В.: Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга. Глядя только на обложку, вы можете определить, какая сказка у нас сегодня в гостях (обоснованные ответы детей)
2 часть. Чтение сказки.
В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).
Беседа по содержанию:
- Понравилась ли вам сказка?
-Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)
- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
- Красивой получилась у стариков доченька?
- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? (веселая)
(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)
В.: Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?
- Во что, превратилась Снегурочка?
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.
В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
3.Физминутка (выполняется под музыку)
В: Давайте, и мы слепим Снегурочку. Но сначала, я хочу, чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие, сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие, нежные поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков, когда накатаем большие комки снега помочь девочкам поставить их друг на друга.
В: Ну что берем снег, лепим снежные комочки.
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.
А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря –заряница» (объясняем значение слов)
Подвижная игра «Заря – заряница».
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется).(Делаю вид, что у меня падает книга и рассыпаются все листочки)
4.Д\И «Собери картинки правильно» Дети собирают картины по порядку.
В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было! (беру микрофон)
Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
Приладили ручки и ножки – что сделали?
Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
Работа в руках спорится –все удается, все получается
Неможется – нездоровится
Свечерело – наступил вечер
Стали кликать Снегурочку –звать
5.Рассказывание сказки по картинкам.
В: А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)
6.Драматизация.
В: Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её….я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.
7.Моделирование сказки символами.
В: - Грустный конец у этой русской народной сказки?
- А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)
- А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?
- А как?
- Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)
8. Рефлексия.
- Молодцы, как вы здорово придумали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и будет разукрашивать наш подарок (разукрашиваем цветным песочком)