Значение слова «иисус. Происхождение, характеристика и значение имени иисус

В имени Иисуса Христа заложен глубокий сакральный смысл, в котором всякий истинно верующий должен разобраться. У Иисуса имеются еврейский (Иешуа) и греческий (Иэсус) аналоги. В Библии этим именем пользуются и другие известные личности. Каково значение имени Спасителя, кто он и зачем явился в земной мир? Наша статья поможет ответить на эти вопросы.

Иисус

Сын человеческий не просто так называется Спасителем. Иисус Христос — это воплощение всех христианских идей, так что истину нужно искать в греческой форме понятия «Иешуа». Примерное значение этого термина — «помощь Бога». Получается, что Спаситель — это синоним. Имя в различных языках может звучать по-разному (русского аналога тут нет):

  • Джесус;
  • Хесус;
  • Джошуа;
  • Джезу.

Существует представление об этом имени, связывающее Иисуса Христа с влиянием и могуществом. Характер у человека с таким именем мужской, решительный и авторитарный. Вместе с тем Иешуа обладает щедростью, мягкостью и дружелюбием. А вот и другие черты, присущие обладателям имени:

  • верность;
  • честность;
  • внутреннее равновесие;
  • грозная энергия;
  • любознательность;
  • общительность.

Христос

«Помазанник» — так переводится с греческого языка титул Иисусов. А вот на иврите термин «Машиах» ассоциируется с почетным званием Мессии. В старину помазанником могли назвать пророка либо первосвященника. Царей также обозначали этим словом. Имя связывается с обрядом помазания — покрытия головы избранника освященным маслом (миром). Это обрядовое действие как бы приобщало Иисуса к великим таинствам и служению народу израильтян.

Общественное служение вынуждало Сына Божьего совмещать три роли — пророка, первосвященника и правителя. Иисус изгонял демонов, повелевал стихиями, творил чудеса — в этом проявлялась его царская сущность. Будучи первосвященником, Христос пожертвовал собой и оказался распятым. Пророческая ипостась проявилась таким образом, что Иисусу приходилось обличать зло и сообщать людям божественную волю. Однако миром Христа никто не мазал — в прямом значении этого слова. Благословение им было получено от Духа Святого, которого отправил на землю Бог-Отец.

Кто такой Иисус Христос

Чтобы понять сущность Бога и человека, нужно знать о существовании Троицы. Православие утверждает, что Господь является триединым. Есть Сын, Отец, а также Святой Дух. Иисус Христос — это и есть Сын Господа, распятый в облике человека собственным народом. Рождается Христос непосредственно в вечности, за пределами людского бытия. Ближайшей аналогией будет свет, ставший причиной сияния. Почему же имя Иисуса ассоциируется с искуплением и помощью, оказанной людям? Вот несколько фактов, которые нужно знать:

  1. Чтобы спасти людей от прегрешений, Господь выбрал человеческую природу.
  2. Дева Мария забеременела Иисусом Христом, подчиняясь Слову Всевышнего.
  3. Христос изначально имел божественную сущность и никогда не лишался ее.
  4. Слияние двух природ привело к появлению Совершенного Человека.
  5. Во всех именах Сына человеческого (на разных языках) отражается его глубинная суть — помощь роду людскому.

Слияние человеческой и божественной природы в Иисусе отличается неразлучностью, нераздельностью и непреложностью. Что это означает на практике? В имени Иисуса (и его божественной сути) отражается желание Господа снять с человечества груз накопившихся прегрешений. Будучи частью Троицы и обладая божественным естеством, Мессия продолжает оставаться человеком. Воля также имеет двойную структуру. Важный момент: человеческое волеизъявление не должно противоречить божественному.


Если заняться именами предков Спасителя по человеческой линии, получается интересная картина. Будучи сыном Богородицы, Иисус одновременно является потомком Давида. Этот библейский персонаж был знаменитым пророком и властителем израильтян. Сейчас имена родителей Богочеловека священны для каждого христианина. Но важно понимать, что в зачатии сына Иосиф не участвовал — тот появился на свет благодаря Слову Господа.

Ради чего явился Христос

Все вы слышали фразу: «Господь есть спасение». Почему так говорят, что это означает? Создавая Сына Всеблагой Господь наделил его частичкой своего могущества. Некогда люди воспротивились божественной воле — случилось грехопадение, и все мы стали смертными. Со времен изгнания первых людей из Эдема грехи непрерывно накапливались. Святых пророков человечество больше не могло порождать — ситуация нуждалась в срочном исправлении.

Богословы называют лишь один способ восстановления баланса — отправка к людям Спасителя. Христос жил среди простых израильтян и проповедовал слово своего Отца. Многие получали во Христе исцеление, им открывались великие истины. Получается, что Спаситель явился ради помощи всем нам. И ради этой же цели он пожертвовал собой на кресте.

Спаситель

Чтобы спасти человечество, Иисус продемонстрировал истинное самоотречение — он сознательно пошел на казнь. Проповедовать Сын человеческий начал в тридцатилетнем возрасте — он ходил по стране и всюду насаждал Слово Божие. Из-за этого могли возникать проблемы, но Мессия был неумолим.


Вот что известно о деятельности этого библейского персонажа:

  1. Совершал многочисленные чудеса.
  2. Не боялся тяжелой работы и длительных путешествий.
  3. Привлекал последователей, которые готовы были пойти ради него на что угодно.
  4. Менял окружающий мир в лучшую сторону.
  5. Был распят на кресте, а это означает мученическую смерть.
  6. Позже воскрес и был вознесен на небеса.

Искупитель

Почему этого легендарного пророка и Богочеловека называют Искупителем? Слово с таким значением присутствует в иврите, оно звучит как «гоель». Закон Моисея предполагал возможность выкупа имения ближайшим родственником должника у кредиторов. Кроме того, «гоель» имел право убить того, кто осмелился отнять жизнь у его родственника. Разумеется, с Иисусом и его учением такой подход ничего общего не имел.

Если провести параллель с законом Моисея, становится очевидным простой факт: Иисус собственной кровью и страданиями выкупил утраченную благодать. Искупитель явился в мир с единственной целью — восстановить баланс сил. То, что сделал Сын Бога, распяв себя на кресте, серьезно ударило по Сатане и подарило всем нам надежду на спасение.

Если Вы спросите у людей: откуда пошло христианство, и кто такой Иисус Христос , то так называемый воцерковлённый православный христианин перескажет Вам историю из Нового Завета, процитирует заученные мантры про рождение, хождение, распятие и воскрешения Сына Божия и т.д. и т.п. Весьма вероятно, что он также скажет, что все иные мнения - это ересь и богохульство, и что спастись (видимо, от посмертных адских мук) можно только в «православии» в его понимании.

Русский язычник не упустит возможности нелестно пройтись по еврейскому происхожденью Иисуса . Посетует на растянутый в веках мировой заговор, кровавую христианизацию Руси , кражу христианами самоназвания православные , и призовёт отойти от еврейского бога и обратиться к Родным Богам.

Атеист посмеётся над первыми двумя и скажет, что религия - это вообще выдумка, предназначенная для оболванивания, политического контроля и выкачивания денег из населения. Русское язычество для него - «тёмный лес», а христианство - это одна из религий, основанная на ближневосточной, вроде как еврейской, мифологии.

Попробуем разобраться во всём непредвзято.

Доля истины есть в каждом мнении. Дело в том, что любая современная идеология представляет собой смесь правды и неправды (кривды) в различных пропорциях. Невозможно продолжительно кормить человека чистой неправдой - она отвергается на уровне подсознания , но если подмешать к ней немного правды, то кривда может продержаться в некоторых умах достаточно продолжительное время.

Вопрос веры или неверия - это очень серьёзный вопрос. Для начала постараемся понять значение слова вера : что это слово значит ныне, и какой смысл вкладывали в него наши предки. Слоговой состав слова вера - ВЬ-РЪ. Слог ВЬ обозначает линию, нить, связь, слог РЪ обозначает Божий свет и Солнце , т.е. вера - это связь с Божьим светом , высшими силами. Слог РЪ (Ра) входит в основу таких слов как Яр, Род, радость, радуга, гора и т.д. Слог ВЬ присутствует в глаголах ведать и видеть (ВЬ-ДЪ/Ь-ТЬ), т.е. давать, осуществлять связь (для получения информации извне).

Латинское слово religio (религия) переводится на русский язык как воссоединение (с Богом). Латинская приставка re- образовалась путём сокращения русской приставки пере- , элемент -ligio происходит от глагола ligare - связывать, соединять . Другие производные слова - ligamen (связка) и legio (легион) . Вероятно, эти слова родственны латинскому linum (лён, леска, нить, нитка) и восходят к русскому слову лён (слоговой состав ЛЬ-Й). Если вера - это связь с Богом , то религия - это восстановление связи после её утери.

Долгое время в языкознании господствовала парадигма, что русский и другие славянские языки являются одним из поздних ответвлений древнего индоевропейского праязыка . Однако в последнее время накопилось огромное количество доказательств того, что не существовало общего индоевропейского языка, а латынь, греческий, романские и германские языки произошли от русского языка , который был основным языком общения на территории Евразии.

Первые доказательства того, что русский язык является основой европейских языков , привёл ещё в 18 веке А.С. Шишков в своей работе «Славяно-русский корнеслов ». Огромный лингвистический материал по этой тематике с массой примеров и доказательств был собран А.Н. Драгункиным в его книге «5 сенсаций ». И, наконец, в многочисленных работах профессора В.А. Чудинова по расшифровке надписей на археологических памятниках Европы, Азии и Северной Африки идея о первичности русского языка по отношению к остальным языкам Европы нашла своё историческое документальное подтверждение.

Единый язык предполагает единую культуру. Обширная территория расселения русского народа называлась Русью . Русская ведическая культура была распространена по всей северной Евразии и называлась русская вера . В тех регионах, где Русь соприкасалась с другими народами, появлялось русскоязычное население, говорившее на ломанном и упрощённом русском языке и в какой-то мере воспринявшее русский язык и культуру. Так появились многие так называемые индоевропейские народы.

Христианская парадигма основана на условном Единобожии , где Бог един, но при этом, однако, существует Святая Троица: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой . Для объяснения этого видимого противоречия написано множество богословских трактатов. Помимо этого ещё есть , которая формально Богиней не является, но почести ей воздаются явно соответствующие статусу Богини. Согласно современному позднему христианству жизнь человека на земле единственная, без круга перевоплощений, хотя на своей заре христианство признавало идею перевоплощения как и весь окружающий нехристианский мир.

Русская вера (ведическая культура, родноверие ) основана на Всебожии , когда множество Богов и Богинь являются ипостасями, образами отдельных проявлений Единого Божества. В этом отношении русская вера близка к христианству. В ведическом мировоззрении бытие воспринимается как череда множества вселенских циклов (коло, колесо, круг ). Человек не составляет исключения из общего правила: он вновь и вновь то воплощается в теле, то уходит в мир иной.

Язычество - это вырождение Всебожия в Многобожие , когда бытие и мироздание перестают восприниматься как единое целое и люди начинают механистически поклоняться и приносить жертвы отдельным божкам, по принципу «ты мне - я тебе», духовные лидеры превращаются в стяжателей, а на смену любви приходят насилие и жестокость.

Деградация ведической культуры в язычество началась приблизительно 9000-7500 лет назад с наступлением железного века , который в Индии называют Кали Югой . Особенно активно процесс разложения шел в Средиземноморье, которое было местом соприкосновения русского мира с другими народами. Разложение шло по линии Египет - Ближний Восток - Балканы - Италийский полуостров.

Длительный процесс разложения завершился возникновением христианства - бунтом против жречества и попыткой восстановления веры, т.е. религией . Поначалу христиане полностью отказались от жречества (священства) . Первые христианские общины назначали из своей среды епископов (от греч. episkopos ) по-гречески смотрителей , выполнявших хозяйственные функции. Однако, как говориться, свято место пусто не бывает - постепенно епископы взяли на себя функции жрецов (священников) и всё «вернулось на круги своя». Новое мировоззрение взяли на вооружение молодые народы: греки, латиняне и иудеи, а Русь , уходящая корнями в глубь тысячелетий, была выкинута из античности.

Всякий, утверждающий, что христианство имеет южнославянские корни, рискует получить обвинение в русском национализме от христиан и атеистов и обратное обвинение в попытке русифицировать еврейскую идеологию от русских язычников. Однако факт остаётся фактом - христианство зародилось в Средиземноморье, в то время южной окраине русского мира, приобрело иудео-греческую окраску по мере вытеснения славян из средиземноморья, а через 1000 лет огнём и мечом было привито на севере Руси вместе с крепостным правом.

Христианизация Руси была длительным процессом. До реформы Никона и церковного раскола 1666 года на Руси повсеместно существовало двоеверие: власть и горожане исповедывали христианство, а сельские жители преимущественно держались старой веры. Да и старое христианство было не совсем то, что нынешнее. Сохранилось свидетельство дьякона одной из симбирских церквей Фёдора Иванова, записанное на суде во второй половине 17 века: «Многие поселяне, и попы, и дьяконы, живучи по сёлам своим, поклоняются Богу-солнцу, где с ними не случится образа иконы Христовой и креста Его» . Церковная реформа Никона ознаменовала окончательный разрыв христианства с ведической культурой. Уже тогда, ещё до начала царствования Петра I, подспудно был взят идеологический курс на приобщение к «цивилизованной» Европе и забвение древней истории Руси.

Вас никогда не смущала схожесть слов Христос, крест и воскреснуть, христианин и крестьянин ? Традиционно эта схожесть объясняется происхождением слова крест от имени Христа, якобы потому, что Христос был распят на кресте - можно подумать, что до Христа крестов не существовало. Соответственно слово крестьянин считается искажённой простонародной формой слова христианин . Существуют, однако, «неудобные» глаголы воскреснуть и воскресить , которые, вроде бы, не имеют прямого отношения к существительному крест , однако явно схожи с ним по звучанию.

Ключ к пониманию происхождения и смысла всех этих слов дает слово кресало . С помощью кресала разжигался огонь, который в древности назывался крес . Слову крес родственны слова красный (цвет огня), краса и красить . В слове крес (КЪ-РЪ-СЪ) второй слог РЪ (Ра), обозначающий свет и Солнце , сузился в произношении до ре . От существительного крес произошли глаголы: кресить - хранить огонь, очищать огнём или светом; воскресить и воскреснуть - заново разжечь огонь (жизни).

От глагола кресить , в свою очередь, произошли существительные крест и кресение (очищение огнём). Далее, от существительного крест произошел глагол крестить, а от него отглагольное существительное крещение.

Пары слов кресить - крестить, кресение - крещение очень близки по произношению и смыслу. Удвоение конечного слога ТЪ/Ь является распространенной формой словообразования в русском языке, сравните близкие по значению глаголы пить (с одним т) и питать (с двумя т).

Крест является символом огня и Солнца с незапамятных времен. Так называемый кельтский крест (крест в круге) существовал задолго до появления христианства и символизировал ход Солнца по эклиптике (солопутью) с четырьмя ключевыми точками: весенним и осенним равноденствием и летними зимним солнцестоянием (солнцеворотом).

В древности в диалектах русского языка существовало чередования звуков х и к, имевших практически одинаковое написание рунами Макоши (слоговым письмом), сравните слова корогод (годовой круг) и хоровод (вождение по кругу). Слово крес могло произноситься как хрес, а крест как хрест (это слово именно так и произносится в украинском языке). Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля подтверждает существование в русских диалектах форм хрест, хрёст, хрёс, хресец и хресало.

Хрестос (ранняя форма имени Христа) - это Бог-хранитель и воскреситель огня. Хрестос - это Солнце, распятое на кресте солнцестояний и равноденствий, умирающее осенью, вновь рождающееся после зимнего солнцеворота (солнцестояния) и окончательно воскресающее на весеннее равноденствие. Поэтому праздник Рождества Христова был приурочен к зимнему солнцевороту (началу года, нового цикла жизни Солнца), а Пасха с Воскресением Господним была приурочена к весеннему равноденствию.

На старых иконах Христос всегда изображен с нимбом в виде круга с вписанным в него крестом. Христос-Солнце говорит «я есть свет», он «ходит по воде», когда восходит и садится в море. В течение года Солнце проходит 12 секторов неба (созвездий зодиака), вот почему у Солнца - Сына Божия есть 12 апостолов.

Синонимом слов христианин и крестьянин является слово огнищанин. Огнищанин, хранитель земного огня очага как отражения небесного огня Солнца, поклонялся Богу-Отцу, творцу Вселенной и Солнцу-Сыну Божию.

Христа называют еще Агнец Божий. Слово агнец (ягненок) родственно слову огонь и имеет одинаковый слоговой состав со словом огонёк (ВЪ-ГЪ-Й-КЪ). Это животное являлось традиционной жертвой, возлагавшейся поздними язычниками на огонь. От этого варварского ритуала происходит слово агония - мучительная смерть на огне. Само слово жертва буквально значит то, что жарят. Это слово родственно словам жарить, жрать, гореть и жрец.

У меня есть три версии происхождения необычной для русского языка формы имени Христос :

1) Окончание -ос на самом деле является суффиксом, устаревшей формой словообразования в русском языке. Сохранились слова похожей формы: голос, колос, парус и волос. Конечный звук с в этих словах образован из конечного х, рудимента назализации последнего или предпоследнего слога. Сравните группы слов: глушить - глухой - голос, колыхаться - колос, валить - валун - волос, парить - Перун - парус, петь - певун - петух. Таким образом, можно выстроить менявшие друг друга варианты произношения: Крестун - Крестух - Хрестос - Христос.

2) Окончание -ос является искажённым под влиянием греческого языка русским суффиксом -ец (слог КЪ), и изначальной формой имени будет Хрестец.

3) Окончание -ос является заимствованием из греческого языка, где слова мужского рода заканчиваются на -os, -us, -is, а настоящим именем будет Хрест (Христ). В пользу этой версии говорит падежное склонение имени Христос: Христа, Христу, во Христе, с Христом.

Христос соединил в себе образы Яра , Бога Солнца и огня и Волоса , Бога-Пастуха. Расшифровав микронадписи на знаменитой Туринской плащанице, которая почитается как саван Христа, профессор В.А. Чудинов не нашёл там упоминания о Христе, зато обнаружил множество надписей лик Яра .

Бог Волос (Велес), небесный пастух, пасёт облака в небе и стада на земле, а Христос, небесный пастырь, пасёт и спасает «человеков». В мегалитических храмовых комплексах, камень Волоса находился на востоке. Предположительно, камень Волоса носил названия волот, волотарь, последнее слово позже трансформировалось в алатырь и алтарь. В церквях алтарь, бывший камень Волоса, всегда расположен на востоке, а один из эпитетов Христа - Восточе Востока.

Точно также христианская Пресвятая Богородица Дева Мария объединила в себе образы Макоши (русской Богини-прародительницы, Богородицы), Девы или Живы (Богини рождения и жизни) и Мары (Богини смерти и загробного мира).

До прихода семитов Ближний Восток являлся частью Руси. Слово Аравия происходит от названия Арава Русь, здесь имеется в виду Ярова Русь . Аканье и нейотированное произношение начального слога Й в южных диалектах русского языка появилось достаточно давно, сравните пары слов: Ар - Яр, арий - ярый, орать (пахать) - ярить, аз - я(з).

Профессор В.А. Чудинов обнаружил на Синайском полуострове огромный храмовый комплекс Яровой Руси , где храмами являются сами горы с высеченными на них ликами и именами русских Богов. Надписи и лики настолько масштабны, что не видны стороннему неподготовленному наблюдателю.

Многие топонимические названия Ближнего Востока имеют русское происхождение:

1) Иордан - Ярдан (данный Яром) , в простонародье Ирданом называлась прорубь для купания на ведический праздник Водосвятия (христианский праздник Крещения).

2) Сион - Се Он (это Он), здесь, вероятно, идёт указание на храм Бога на горе.

3) Палестина - Полестана (поле стана) .

4) Иерусалим (на иврите Иерушалаим) - Яр-русалии (русалии Яра), так называлась череда праздников в период летнего солнцеворота, здесь евреи переделали русское окончание -ии на -им, окончание множественного числа в иврите.

5) Гора Синай (на иврите Хар-Синай) - Синяя гора .

6) Гора Хорев (другое название горы Синай) - Хорова гора, от древнерусского хор (круг, окружность, солнечный диск). Название относится либо к Богу солнечного диска - Хору, (более поздняя славянская форма Хорс, лат. Horus) либо к самому кругу храмового комплекса из нескольких близлежащих гор, вероятно, поэтому в Библии о событиях на Синае говорится иногда как в Хореве, т.е. в круге храмового комплекса.

7) Гора Ор - гора Ар (гора Яра) .

8) Голгофа - Гол-гора (голая, Лысая Гора) , как её, собственно, и называют в народе. На этой горе по преданию был распят Иисус. Особенности еврейского произношения не позволяют произнести четкий раскатистый звук р, в названии Голгофа его заменили на звук ф.

Семиты очень много заимствовали у русских. Например, название еврейского Бога Саваоф происходит имени русского Бога Сварога , главная мечеть Мекки носит название Харам , а знаменитое семитское приветствие шалом алейхем (по-арабски ас салам алейкум) происходит от русского приветствия того времени аз (бью) челом и ликом.

Рассмотрим происхождение имени Иисус :

Иисус (греческая форма) происходит из еврейского имени

Иешуа , которое является вариантом произношения имени Бога

Иегова , с другим вариантом произношения

Яхве , который восходит к
ЙХВХ (YHWH) , неизрекаемому написанию имени Бога в иудейских священных книгах

Профессор В.А. Чудинов в своей статье «Имя Бога и гласные буквы алфавита как сакральные символы» возводит еврейское ЙХВХ к древнему перечислению гласных звуков языка (ИЕОЕ) и указывает на её родство с мантрой АУМ (АОУМ, ОМ) . Проследим ещё раз всю цепочку Иисус - Иешуа - Иегова - Яхве - ЙХВХ - АУМ (звук Божества).

Я не берусь доказывать или опровергать существование исторической личности Иисуса, Сына Человеческого . Культ Сына Божия - Солнца и история Сына Человеческого так тесно переплетены, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно.

Полностью статью можно прочесть пройдясь по ссылке на источник.

Иисус Христос

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ

А:

1) имя ИИСУС (греч. ф-ма (Иэсус) евр. имени Йешуа, в свою очередь являющегося более поздней формой от Йехошуа или Йошуа) означает "Господь - спасение" . В Библии это имя носят многие лица (см. Иешуа см. Иисус). По воле Бога оно было дано и Его единств. Сыну (Мф 1:21; Лк 1:31; 2:21) . С тех пор это имя, к-рое "выше всякого имени" (Флп 2:9) , стало единств., "которым надлежит нам спастись" (Деян 4:12) . см. Имена Иисуса Христа ;
2) ХРИСТОС - это титул, указывающий на характер миссии Иисуса. Греч. слово христос представляет собой перевод арам. мешиха и евр. машиах и означает "помазанник" (Мессия). Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем (Исх 29:7; 1Цар 10:1 и др.) . "Помазанниками" изнач. называли царей (ср. 1Цар 24:7) . Исходя из этого, пророки предсказывали пришествие царя из рода Давида, "Помазанника", Который, являясь одноврем. священником и царем, исполнит все то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира. О таком ожидании свидетвуют мессианские пророчества (см. Пс 109; 131; Ис 9:5,6; 11:1,2; Иер 23:5,6; Мих 5:2; Зах 9:9-11) .

Б. Двойное имя Иисуса Христа есть кратчайший СИМВОЛ ВЕРЫ христианства: Иисус из Назарета - это обетованный Христос (Мессия). Иисус жил и творил с сознанием того, что Он - Тот Самый Мессия, о Котором предсказывалось в ВЗ. Тем не менее Он старался скрыть Свое мессианское достоинство (Мф 16:20; 17:9; Лк 4:41) , т.к. не хотел, чтобы люди использовали Его в своих (напр., полит.) интересах (Ин 6:15) . Он называл Себя "Сыном Человеческим", давая тем самым Своим современникам возможность видеть в Нем Мессию, но не говоря об этом прямо (Мф 8:20; 9:6; 26:64; Лк 9:56; Ин 1:51; 3:14 и др.) . Титул "Сын Человеческий" означал, что Иисус - человек, дитя рода человеческого. Но он также должен был вызывать в памяти предсказания о пришествии Сына Человеческого "с облаками небесными" (Дан 7:13) . Иногда Иисус открывался нек-рым верующим как Христос (напр., самарянке - Ин 4:25,26 , и слепорожденному - Ин 9:35-37 ). Иисус хотел, чтобы ученики признали в Нем Мессию исходя не из Его слов, а из Его дел; люди сами должны увидеть в Нем Того, Кого они ожидают, и засвидет-вовать Его мессианское достоинство (ср. Мф 11:2-6) . На вопрос Иисуса, кем он Его считает, Петр ответил: "Ты - Христос, Сын Бога живого". Иисус назвал это свидет-во откровением Бога, Своего Отца (Мф 16:16,17) . Свой вход в Иерусалим Иисус намеренно устроил так, как было предсказано в Зах 9:9 . Он вошел в священный город как Мессия (Мф 21:1-11) . На вопрос первосвященника, Он ли - Христос, Иисус ответил: "Ты сказал" (Мф 26:63,64) . Подобным же образом Он ответил на вопрос Пилата о том, является ли Он Царем, и объяснил рим. наместнику, что пришел в мир для того, чтобы свидет-вовать об истине (Ин 18:37) . В сыновнем смирении Иисус явил Себя Христом, Посланником Божьим, и Бог, воскресив Его, засвидет-вовал Его таковым перед миром. Церковь Христова возникла именно потому, что Бог вложил в души людей веру в Иисуса как Мессию, и ее назначение заключается в проповеди Иисуса Господом и Христом (Деян 2:36; Рим 10:9; 1Ин 4:15) .

II. ЛИЧНОСТЬ И МИССИЯ

А. БЫТИЕ ДО ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ (ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ)
В отличие от свящ. книг других религий (напр., индуизма), в Библии не рассматривается вопрос о бытие человека до его земного рождения; тем не менее о предсуществовании Иисуса здесь говорится. Вполне понятно возмущение евреев, вызванное словами Иисуса: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин 8:58) . В начале Он был "у Бога", Он есть творящее Слово, через Которое всё "начало быть" (Ин 1:1-3) . Поэтому Иисус говорит о славе, к-рую Он имел у Отца "прежде бытия мира", и о том, что Отец возлюбил Его "прежде основания мира" (Ин 17:5,24) . Ап. Павлу представляется совершенно очевидным, что Иисус Христос в Своем бытие до земной жизни был "образом Божиим" (Флп 2:6) . Но Иисус не рассматривает Свое богоподобие как неотъемлемую привилегию, Он отказывается от Своего божеств. первенства перед Отцом ради возлож. на Него великой миссии.
Б. САМООТРЕЧЕНИЕ И ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ

1) о самоотречении и самоуничижении Иисуса сказал ап. Павел (Флп 2:6-8) . Ради спасения людей Иисус Христос отказался на время Своей земной жизни от Своей божеств. сущности (Его самоотречение) и полностью воспринял человеч. природу (Его самоуничижение; см. Образ раба). Символы веры древней Церкви и реформированных церквей говорили о совершенной божеств. природе Иисуса и одноврем. о Его совершенной человеч. природе, при этом они основывались на слове Свящ. Писания. С вочеловечением (воплощением) Иисуса начался Его смиренный путь к смерти (самоуничижение);
2) вочеловечение Сына Божьего окутано божеств. тайной, не поддающейся человеч. осмыслению. Сверхъестественность Его рождения (Мф 1:18-20; Лк 1:30-35) заключается в том, что Он "рожден Девой Марией от Духа Святого". Здесь существуют одноврем. две, казалось бы, взаимоисключающие противоположности: Сын Божий и Сын Человеческий - в одной Личности. Иисус Христос родился в Вифлееме (Лк 2:1 и след.) , "когда пришла полнота времени" (Гал 4:4) ; согл. хронологич. расчетам, это произошло между 8 и 4 гг. до н.э. Простые люди (пастухи) первыми услышали из уст ангела весть о рождении Спасителя мира. Божье небесное воинство сопровождало вочеловечение Христа хвалой: "Слава в вышних Богу". Появление на небе звезды Иисуса подвигло волхвов с Востока прийти поклониться Новорожденному (Мф 2:1-12) . (см. Родословие .)

В. МИССИЯ
Слово "совершилось", произнесенное Иисусом на кресте (Ин 19:30) , свидетвует о том, что великая миссия, возлож. на Христа Его Отцом, была выполнена. В этой миссии - посредничестве между родом человеч. и Богом - Иисус видит смысл Своей жизни (Ин 4:34; 5:36; 17:4) . Эту цель поставил перед Ним Отец: устранить отчужденность, возникшую в результате отпадения человека от своего Творца (см. Грех). Как Сын Человеческий, Иисус был "вторым человеком" и "последним Адамом" (1Кор 15:45,47) , показавшим пример истинного отношения человека к Богу. Он есть Первый, Первородный, "образ ипостаси Божией" (Евр 1:6,3) , в Котором заново воплотился Божий замысел о сотворении человека (Быт 1:27) . Иисус Христос не запятнан грехом (Ин 8:46; 2Кор 5:21; 1Пет 2:22; Евр 7:26,27; 9:14) ; Его отличают совершенное послушание и абсолютная преданность Своему Отцу (Мф 26:39,42; Флп 2:8; Евр 5:8) . Он пришел примирить в Себе Бога и человека (2Кор 5:17 и след.) , чтобы люди могли через Него вновь прийти к Отцу (Ин 14:6; Евр 7:25; 10:20) ; Он является "первородным между многими братьями", "истинной виноградной лозой" примиренного народа Божьего (Рим 8:29; Ин 15:1 и след.) . Совершая дело примирения, Христос разрушил дела дьявола (1Ин 3:8) и лишил смерть ее власти (2Тим 1:10) .
Г. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ

1) ввиду явной избирательности евангельских повествований трудно составить четкую историч. картину обществ. служения Иисуса, посредством к-рого Он исполнял Свою миссию на земле (см. Евангелие от Матфея , I,1). Евангелия - это не биографич. очерки, а прежде всего свидет-ва о проповеди и деяниях Иисуса, цель к-рых - призывать людей к вере. И все же, сопоставляя данные синоптич. Евангелий и см. Евангелия от Иоанна, обществ. служение Иисуса можно разделить на три периода:

а) начало служения, т.е. время между крещением Иисуса и заключением Иоанна Крестителя в темницу. Об этом периоде рассказано только в Ин 1:35 - 4:42 . Иисус открывает Своим первым ученикам, Кто Он, и возвращается в Галилею (Ин 1:43) . Он совершает Свое первое чудо на свадьбе в Кане (Ин 2:1-11) и на несколько дней задерживается в Капернауме. В апреле Иисус отправляется в Иерусалим на празднование Пасхи. Он очищает храм от торгующих и ночью беседует с Никодимом (Ин 2:13 - 3:21) . За этим, видимо, следует Его относит. недолгое пребывание в Иудее (Ин 3:22 - 4:3) , о чем можно судить по тому факту, что за четыре месяца до жатвы (Ин 4:35) , т.е. в декабре, возвращаясь через Самарию в Галилею, в городе Сихарь Он ведет разговор с самарянкой (ст. 4-42);
б) второй период отмечен служением Иисуса в Галилее, описанным в основном в синоптич. Евангелиях (Мф 4:12 - 18:35; Мк 1:14 - 9:50; Лк 4:14 - 9:50) . Время почти всеобщего восхищения великим Проповедником и Чудотворцем закончилось к тому моменту, когда Иисус второй раз на протяжении Своего обществ. служения пришел в Иерусалим на празднование Пасхи. Ситуация изменилась: книжники и фарисеи все резче выступали против Него, а восхищение народа уже казалось мимолетной вспышкой. Именно поэтому Иисус обратился с укором к жителям тех городов, в к-рых Он совершил большую часть Своих деяний (Мф 11:20-24) . Он провел полгода в Галилее и близлежащих областях. Из всех событий этого периода в Евангелии от Иоанна повествуется лишь о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками (Ин 6) . Согл. Иоанну, Иисус в это время один раз побывал в Иерусалиме (Ин 5) ;
в) третий период служения Христа начался с Его пути в Иерусалим на последнюю Пасху. Как свидет-вуют синоптич. Евангелия, Иисус шел в Иерусалим через вост. область Прииорданья (Мф 19:1; Мк 10:1) . Иоанн свидет-вует о том, что вначале Он пришел в Иерусалим на праздник Кущей (Ин 7:2 и след.) , в декабре присутствовал здесь на празднике Обновления (Ин 10:22) , не покидая при этом пределов города. Зиму Он провел в уединении за Иорданом (Ин 10:40) или в Ефраиме (Ин 11:54) , чтобы затем в последний раз отправиться в Иерусалим (Ин 12:12) . Исходя из сказанного, можно предположить, что земное служение Иисуса продолжалось более двух лет. Сказать определеннее о продолжительности Его земной деят-сти невозможно, т.к. точное время крещения Иисуса неизвестно - Евангелия не ставили целью передать точную хронологию событий;

2) ПРИЗВАНИЕ СОТРУДНИКОВ. После того как Иисус собрал вокруг Себя первых учеников (Мк 1:16-19; 2:13,14) , Он из множества Своих последователей избрал двенадцать учеников (Мк 3:13 и след.; Лк 6:12 и след.) . Их задачей было следовать за Иисусом, проповедовать, Его именем исцелять болезни, изгонять злых духов (Мк 3:14,15; Мф 10:1) и быть Его свидетелями (Лк. 24:48; Ин. 15:27; 19:35; 21:24). Эти двенадцать составили основу Его первой общины (см. Апостол);
3) БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ. Главная идея проповеди Иисуса заключена в Его словах: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф 4:17) . На вопрос фарисеев о том, когда придет это Царство, Иисус ответил: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк 17:20, 21) . Тем самым Он указал на Себя как на Того, Кто установил Царство Божие на земле. Именно в проповеди Царства Божиего заключалась суть благовествования Иисуса и Его учеников (см. Евангелие, благовествование см. Нагорная проповедь см. Заповеди блаженства см. Царство Божие). Наиб. распростр. на Востоке формой поучения была см. Притча . Иисус Христос часто говорил притчами (см. Мф 13; Лк 15) . В них Он открывал тайны Царства Божьего. Но лишь Его ученикам было дано понять тайну Царства Небесного, другие же не могли проникнуть в нее (Мф 13:10-16) . Речи Иисуса оказывали мощное воздействие на людей. Его слова порой ввергали народ в ужас, т.к. Он "учил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (Мф 7:28,29) . (см. Учитель , IV);
4) МОГУЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯНИЯ. Иисус не только проповедовал, но и действовал, облеченный духовной силой: "Слово Его было со властию" (Лк 4:32) . Многих людей Он освободил от грехов; и среди них были расслабленный (Мф 9:2) , великая грешница (Лк 7:48) , прелюбодейка (Ин 8:11) . "Власть разрешать и связывать" Иисус передал Своим ученикам (Мф 16:19; 18:18; Ин 20:23) . Обладая властью прощать грехи, Иисус исцелял больных, изгонял злых духов и сатану (см. Чудо , III,2). Эти "знамения" свидет-вуют о том, что во Христе действит. наступило Царство Божье и что Иисус есть обетованный Мессия (Мф 11:2-6) . Но это служение Иисуса следует отличать от дела, к-рое является венцом Его земной жизни;
5) КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Страдания Христа можно рассматривать в двух аспектах:

а) страстной путь Иисуса начинается с Его вочеловечения: "Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин 1:11) . Ему "не было места в гостинице" (Лк 2:7) ; Ирод пытался убить младенца (Мф 2:13) ; родители "не поняли сказанных Им слов" (Лк 2:50) ; жители Назарета "выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его" (Лк 4:29) ; Его близкие говорили: "Он вышел из себя" (Мк 3:21) ; "и братья Его не веровали в Него" (Ин 7:5) ; иудеи "взяли каменья, чтобы бросить на Него" (Ин 8:59) ; Петр "отозвав Его... начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" (Мф 16:22) . К Иисусу льнет легко поддающийся влиянию народ: "Весь мир идет за Ним" (Ин 12:19) , но Он - страдалец среди людей, Ему неоднократно приходится скрываться от них (Ин 6:2-3,15) . Люди мыслят по-иному и не признают страждущего, не понятого ими Иисуса. А Он уединяется и вершит молитву. Гефсимания и Голгофа - два кульминационных момента на этом пути непонимания и непризнания, на пути немыслимых душевных и телесных мук;
б) но понимание страданий Христовых как душевные и телесные муки не раскрывает полностью их истинный смысл. Это не просто смиренно переносимые страдания, но глубоко осознанные действия. Уже в двенадцать лет Иисус осознает Свою избранность и говорит о ней. Уже тогда Ему открывается, что Его жизнь подчинена высшему, божественному "должно" (Лк 2:49) . Крещение Иисуса (Мф 3:13-17 и пар.) - суть составляющая истории Его страданий. Не нуждавшийся в покаянии и исповедании грехов, Он добровольно встает в ряды грешников: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1:29) . Подвергшись искушению (Мф 4:1-11 и пар.) , Иисус сознательно выбирает крестный путь и категорически отвергает предложенное дьяволом царство - без Бога и без креста. Включив в число двенадцати Своих ближайших сотрудников Иуду Искариота (Лк 6:16) , Иисус еще раз подтвердил Свою готовность взойти на крест. Дело спасения было завершено Иисусом принесением Себя в жертву на Голгофе. В молитв. борении в Гефсимании (Мф 26:36-46 и пар.) Иисус духом побеждает Свою предстоящую смерть. В этот момент преисподняя явила свою власть. Христос находился в борении: "...и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк 22:44) . Его молитва еще более возгорелась. В то время как веки учеников сомкнул тяжелый сон, Иисус боролся против одного из последних искушений: избавления от крестной смерти. И Иисус выстоял: "Не Моя воля, но Твоя да будет!" Его молитв. борение завершилось полной победой. Теперь, окрыленный этой победой, Он мог испить смертельную чашу. На допросах перед синедрионом и перед Пилатом именно Иисусу принадлежит главная роль: "Никто не отнимает ее (жизнь) у Меня, но Я Сам отдаю ее" (Ин 10:18) . Распятый, Он восторжествовал на кресте. "Совершилось!" - этим словом была подведена черта под Его делом на земле (Ин 19:30) . Жертв. смерть Иисуса имела и другую сторону. "Из зависти" предали Его первосвященники и фарисеи (Мф 27:18) . Свидет-во Иисуса о Себе, произнесенное Им перед первосвященником (Мф 26:63 и след.) , дало Его врагам повод обвинить Его в смертном грехе: Он богохульствует! Рим. прокуратор Пилат, к-рый должен был утвердить смертный приговор, не находя вины обвиняемого (Ин 18:38) , был вынужден отказаться от намерения отпустить Его. По Божьей воле крест, это изощреннейшее орудие казни, стал символом Божьего примирения с грешным миром.

Д. ПЛОДЫ ЕГО ДЕЛА
"Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин 12:24) . Первым "плодом" является Сам воскресший Господь, а за Ним последует Его Церковь:

1) ВОЗНЕСЕННЫЙ ГОСПОДЬ. Самоуничижение Иисуса, завершившееся Его крестной смертью, было вознаграждено Богом, возвысившим Христа и сделавшим Его Господом над всеми господствующими (Флп 2:9 и след.; ср. Откр 17:14) . Помазанник Божий не мог оставаться в смерти: Бог воскресил Его (см. Воскресение, воскрешать). Возвышение Христа нашло свое завершение в Его см. Вознесение (Мк 16:19; Лк 24:51; Деян 1:9,10) , имеющем тройное значение:

а) пребывание "одесную Бога" (см. также Пс 109:1) свидетвует о безграничной власти и божеств. силе Иисуса Христа: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф 28:18) . Христу надлежит царствовать до тех пор, пока Он не повергнет всех Своих врагов (1Кор 15:25) . Облеченный величием, Он является Владыкой всех земных и небесных сил, а также Главой Церкви (Еф 1:21-23; Кол 2:10) . Хоры ангелов поют Ему новую песнь, "песнь Агнца", в к-рой прославляется дело спасения, совершенное на Голгофе (Откр 5:9,12; 14:3; 15:3) ;
б) вознесение Христа облекло Его полнотой первосвященнич. полномочий. Как вечный Перво-священник Он вступил в Небесное Святилище, чтобы "представлять нас" пред лицом Бога, т.е. приобщить Свою Церковь к совер-шенному Им делу, ходатайствуя за нее пред Богом (Рим 8:34; 1Ин 2:1; Евр 7:25-27; 9:24) ;
в) вознесенный Господь имеет возможность одноврем. присутствовать на земле повсюду: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28:20) . Он руководит верующими посредством Святого Духа (см. Дух, Святой Дух) (Мк 16:20; Евр 2:4) ;

2) ЦЕРКОВЬ, "которая есть тело Его" (Еф 1:22,23) . Плодами совершенного Христом дела являются и те, кто через воскресение Иисуса Христа возродился к живому упованию (1Пет 1:3) . Христос, "глава", не может существовать без Своего "тела". Согл. Божьей воле, совр. эпоха является временем возведения и устройства Его Церкви. Первым, кому была открыта тайна этой Церкви, образованной из иудеев и язычников, стал ап. Павел (Еф 3:1-13) . Время созидания Церкви завершится Вторым пришествием Христа. О Своем пришествии и его "знамении" Господь говорил перед смертью (Мф 24:25 и пар.) . Для Церкви Его Второе пришествие (см. Второе пришествие Иисуса) означает славное воссоединение преображенного воскресением Тела с Главой (1Фес 4:13-18) . см. Тысячелетнее царство Христа;
3) ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕЛА ХРИСТА. Дело Иисуса Христа будет полностью завершено. Божий промысел заключается в том, чтобы "все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф 1:10) , чтобы Иисус стал Главой всей вселенной. Но поскольку все еще существуют Его противники (силы тьмы и грешники, пребывающие в царстве мертвых), Ему предстоит вынести окончат. приговор на последнем Суде над миром и устранить всех врагов (см. Суд). Только после этого Христос передаст Царство в руки Отца (1Кор 15:24) : "Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем".


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :

Иисус Христос

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ

А: 1) имя ИИСУС (греческая форма [Иэсус ] еврейского имени Йешуа , в свою очередь являющегося более поздней формой от Йехошуа или Йошуа ) означает «Господь – спасение». В Библии это имя носят многие лица (→ Иешуа → Иисус). По воле Бога оно было дано и Его единственному Сыну (Мф 1:21 ; Лк 1:31 ; Лк 2:21 ). С тех пор это имя, которое «выше всякого имени» (Флп 2:9 ), стало единств., «которым надлежит нам спастись» (Деян 4:12 ). → Имена Иисуса Христа;
2) ХРИСТОС – это титул, указывающий на характер миссии Иисуса. Греческое слово христос представляет собой перевод арамейского мешиха и еврейского машиах и означает «помазанник» (Мессия). Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем (Исх 29:7 ; 1Цар 10:1 и другие). «Помазанниками» изначально называли царей (сравните 1Цар 24:7 ). Исходя из этого, пророки предсказывали пришествие царя из рода Давида, «Помазанника», Который, являясь одновременно священником и царем, исполнит все то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира. О таком ожидании свидетельствуют мессианские пророчества (смотрите Пс 109:1 ; Пс 131:1 ; Ис 9:5,6 ; Ис 11:1,2 ; Иер 23:5,6 ; Мих 5:2 ; Зах 9:9-11 ).

Б. Двойное имя Иисуса Христа есть кратчайший СИМВОЛ ВЕРЫ христианства: Иисус из Назарета – это обетованный Христос (Мессия). Иисус жил и творил с сознанием того, что Он – Тот Самый Мессия, о Котором предсказывалось в ВЗ. Тем не менее Он старался скрыть Свое мессианское достоинство (Мф 16:20 ; Мф 17:9 ; Лк 4:41 ), т.к. не хотел, чтобы люди использовали Его в своих (например, политических) интересах (Ин 6:15 ). Он называл Себя «Сыном Человеческим», давая тем самым Своим современникам возможность видеть в Нем Мессию, но не говоря об этом прямо (Мф 8:20 ; Мф 9:6 ; Мф 26:64 ; Лк 9:56 ; Ин 1:51 ; Ин 3:14 и др.). Титул «Сын Человеческий» означал, что Иисус – человек, дитя рода человеческого. Но он также должен был вызывать в памяти предсказания о пришествии Сына Человеческого «с облаками небесными» (Дан 7:13 ). Иногда Иисус открывался некоторым верующим как Христос (например, самарянке – Ин 4:25,26 , и слепорожденному – Ин 9:35-37 ). Иисус хотел, чтобы ученики признали в Нем Мессию исходя не из Его слов, а из Его дел; люди сами должны увидеть в Нем Того, Кого они ожидают, и засвидетельствовать Его мессианское достоинство (Мф 11:2-6 ). На вопрос Иисуса, кем он Его считает, Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога живого». Иисус назвал это свидетельство откровением Бога, Своего Отца (Мф 16:16,17 ). Свой вход в Иерусалим Иисус намеренно устроил так, как было предсказано в Зах 9:9 . Он вошел в священный город как Мессия (Мф 21:1-11 ). На вопрос первосвященника, Он ли – Христос, Иисус ответил: «Ты сказал» (Мф 26:63,64 ). Подобным же образом Он ответил на вопрос Пилата о том, является ли Он Царем, и объяснил римскому наместнику, что пришел в мир для того, чтобы свидетельствовать об истине (Ин 18:37 ). В сыновнем смирении Иисус явил Себя Христом, Посланником Божьим, и Бог, воскресив Его, засвидетельствовал Его таковым перед миром. Церковь Христова возникла именно потому, что Бог вложил в души людей веру в Иисуса как Мессию, и ее назначение заключается в проповеди Иисуса Господом и Христом (Деян 2:36 ; Рим 10:9 ; 1Ин 4:15 ).

II. ЛИЧНОСТЬ И МИССИЯ

А. БЫТИЕ ДО ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ (ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ)

В отличие от священных книг других религий (например, индуизма), в Библии не рассматривается вопрос о бытие человека до его земного рождения; тем не менее о предсуществовании Иисуса здесь говорится. Вполне понятно возмущение евреев, вызванное словами Иисуса: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8:58 ). В начале Он был «у Бога», Он есть творящее Слово, через Которое всё «начало быть» (Ин 1:1-3 ). Поэтому Иисус говорит о славе, которую Он имел у Отца «прежде бытия мира», и о том, что Отец возлюбил Его «прежде основания мира» (Ин 17:5,24 ). Апостолу Павлу представляется совершенно очевидным, что Иисус Христос в Своем бытие до земной жизни был «образом Божиим» (Флп 2:6 ). Но Иисус не рассматривает Свое богоподобие как неотъемлемую привилегию, Он отказывается от Своего божественного первенства перед Отцом ради возложенной на Него великой миссии.

Б. САМООТРЕЧЕНИЕ И ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ

1) о самоотречении и самоуничижении Иисуса сказал апостол Павел (Флп 2:6-8 ). Ради спасения людей Иисус Христос отказался на время Своей земной жизни от Своей божественной сущности (Его самоотречение) и полностью воспринял человеческую природу (Его самоуничижение; → Образ раба). Символы веры древней Церкви и реформированных церквей говорили о совершенной божественной природе Иисуса и одновременно о Его совершенной человеческой природе, при этом они основывались на слове Священного Писания. С вочеловечением (воплощением) Иисуса начался Его смиренный путь к смерти (самоуничижение);
2) вочеловечение Сына Божьего окутано божественной тайной, не поддающейся человеческому осмыслению. Сверхъестественность Его рождения (Мф 1:18-20 ; Лк 1:30-35 ) заключается в том, что Он «рожден Девой Марией от Духа Святого». Здесь существуют одновременно две, казалось бы, взаимоисключающие противоположности: Сын Божий и Сын Человеческий – в одной Личности. Иисус Христос родился в Вифлееме (Лк 2:1 и следующие), «когда пришла полнота времени» (Гал 4:4 ); согласно хронологическим расчетам, это произошло между 8 и 4 годами до нашей эры. Простые люди (пастухи) первыми услышали из уст ангела весть о рождении Спасителя мира. Божье небесное воинство сопровождало вочеловечение Христа хвалой: «Слава в вышних Богу». Появление на небе звезды Иисуса подвигло волхвов с Востока прийти поклониться Новорожденному (Мф 2:1-12 ). (→ Родословие.)

В. МИССИЯ

Слово «совершилось», произнесенное Иисусом на кресте (Ин 19:30 ), свидетельствует о том, что великая миссия, возложенная на Христа Его Отцом, была выполнена. В этой миссии – посредничестве между родом человеческим и Богом – Иисус видит смысл Своей жизни (Ин 4:34 ; Ин 5:36 ; Ин 17:4 ). Эту цель поставил перед Ним Отец: устранить отчужденность, возникшую в результате отпадения человека от своего Творца (→ Грех). Как Сын Человеческий, Иисус был «вторым человеком» и «последним Адамом» (1Кор 15:45,47 ), показавшим пример истинного отношения человека к Богу. Он есть Первый, Первородный, «образ ипостаси Божией» (Евр 1:6,3 ), в Котором заново воплотился Божий замысел о сотворении человека (Быт 1:27 ). Иисус Христос не запятнан грехом (Ин 8:46 ; 2Кор 5:21 ; 1Пет 2:22 ; Евр 7:26,27 ; Евр 9:14 ); Его отличают совершенное послушание и абсолютная преданность Своему Отцу (Мф 26:39,42 ; Флп 2:8 ; Евр 5:8 ). Он пришел примирить в Себе Бога и человека (2Кор 5:17 и следующие), чтобы люди могли через Него вновь прийти к Отцу (Ин 14:6 ; Евр 7:25 ; Евр 10:20 ); Он является «первородным между многими братьями», «истинной виноградной лозой» примиренного народа Божьего (Рим 8:29 ; Ин 15:1 и следующие). Совершая дело примирения, Христос разрушил дела дьявола (1Ин 3:8 ) и лишил смерть ее власти (2Тим 1:10 ).

Г. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ

1) ввиду явной избирательности евангельских повествований трудно составить четкую историческую картину общественного служения Иисуса, посредством которого Он исполнял Свою миссию на земле (→ Евангелие от Матфея, I,1). Евангелия – это не биографические очерки, а прежде всего свидетельства о проповеди и деяниях Иисуса, цель которых – призывать людей к вере. И все же, сопоставляя данные синоптических Евангелий и → Евангелия от Иоанна, общественное служение Иисуса можно разделить на три периода: а) начало служения, т.е. время между крещением Иисуса и заключением Иоанна Крестителя в темницу. Об этом периоде рассказано только в Ин 1:35 – Ин 4:42 . Иисус открывает Своим первым ученикам, Кто Он, и возвращается в Галилею (Ин 1:43 ). Он совершает Свое первое чудо на свадьбе в Кане (Ин 2:1-11 ) и на несколько дней задерживается в Капернауме (стих 12). В апреле Иисус отправляется в Иерусалим на празднование Пасхи. Он очищает храм от торгующих и ночью беседует с Никодимом (Ин 2:13 – 3:21). За этим, видимо, следует Его относительно недолгое пребывание в Иудее (Ин 3:22 – Ин 4:3 ), о чем можно судить по тому факту, что за четыре месяца до жатвы (Ин 4:35 ), т.е. в декабре, возвращаясь через Самарию в Галилею, в городе Сихарь Он ведет разговор с самарянкой (стихи 9-42); б) второй период отмечен служением Иисуса в Галилее, описанным в основном в синоптических Евангелиях (Мф 4:12 – Мф 18:35 ; Мк 1:14 – Мк 9:50 ; Лк 4:14 – Лк 9:50 ). Время почти всеобщего восхищения великим Проповедником и Чудотворцем закончилось к тому моменту, когда Иисус второй раз на протяжении Своего общественного служения пришел в Иерусалим на празднование Пасхи. Ситуация изменилась: книжники и фарисеи все резче выступали против Него, а восхищение народа уже казалось мимолетной вспышкой. Именно поэтому Иисус обратился с укором к жителям тех городов, в которых Он совершил большую часть Своих деяний (Мф 11:20-24 ). Он провел полгода в Галилее и близлежащих областях. Из всех событий этого периода в Евангелии от Иоанна повествуется лишь о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками (Ин 6). Согласно Иоанну, Иисус в это время один раз побывал в Иерусалиме (Ин 5); в) третий период служения Христа начался с Его пути в Иерусалим на последнюю Пасху. Как свидетельствуют синоптические Евангелия, Иисус шел в Иерусалим через восточную область Прииорданья (Мф 19:1 ; Мк 10:1 ). Иоанн свидетельствует о том, что вначале Он пришел в Иерусалим на праздник Кущей (Ин 7:2 и следующие), в декабре присутствовал здесь на празднике Обновления (Ин 10:22 ), не покидая при этом пределов города. Зиму Он провел в уединении за Иорданом (Ин 10:40 ) или в Ефраиме (Ин 11:54 ), чтобы затем в последний раз отправиться в Иерусалим (Ин 12:12 ). Исходя из сказанного, можно предположить, что земное служение Иисуса продолжалось более двух лет. Сказать определеннее о продолжительности Его земной деятельности невозможно, т.к. точное время крещения Иисуса неизвестно – Евангелия не ставили целью передать точную хронологию событий;
2) ПРИЗВАНИЕ СОТРУДНИКОВ. После того как Иисус собрал вокруг Себя первых учеников (Мк 1:16-19 ; Мк 2:13,14 ), Он из множества Своих последователей избрал двенадцать учеников (Мк 3:13 и следующие; Лк 6:12 и следующие). Их задачей было следовать за Иисусом, проповедовать, Его именем исцелять болезни, изгонять злых духов (Мк 3:14,15 ; Мф 10:1 ) и быть Его свидетелями (Лк 24:48 ; Ин 15:27 ; Ин 19:35 ; Ин 21:24 ). Эти двенадцать составили основу Его первой общины (→ Апостол);
3) БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ. Главная идея проповеди Иисуса заключена в Его словах: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17 ). На вопрос фарисеев о том, когда придет это Царство, Иисус ответил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20 , 21). Тем самым Он указал на Себя как на Того, Кто установил Царство Божие на земле. Именно в проповеди Царства Божиего заключалась суть благовествования Иисуса и Его учеников (→ Евангелие → Нагорная проповедь → Заповеди блаженства → Царство Божие). Наиболее распространенной на Востоке формой поучения была → притча. Иисус Христос часто говорил притчами (смотрите Мф 13:1 ; Лк 15). В них Он открывал тайны Царства Божьего. Но лишь Его ученикам было дано понять тайну Царства Небесного, другие же не могли проникнуть в нее (Мф 13:10-16 ). Речи Иисуса оказывали мощное воздействие на людей. Его слова порой ввергали народ в ужас, т.к. Он «учил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:28,29 ). (→ Учитель, IV);
4) МОГУЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯНИЯ. Иисус не только проповедовал, но и действовал, облеченный духовной силой: «Слово Его было со властию» (Лк 4:32 ). Многих людей Он освободил от грехов; и среди них были расслабленный (Мф 9:2 ), великая грешница (Лк 7:48 ), прелюбодейка (Ин 8:11 ). «Власть разрешать и связывать» Иисус передал Своим ученикам (Мф 16:19 ; Мф 18:18 ; Ин 20:23 ). Обладая властью прощать грехи, Иисус исцелял больных, изгонял злых духов и сатану (→ Чудо, III,2). Эти «знамения» свидетельствуют о том, что во Христе действительно наступило Царство Божье и что Иисус есть обетованный Мессия (Мф 11:2-6 ). Но это служение Иисуса следует отличать от дела, которое является венцом Его земной жизни;
5) КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Страдания Христа можно рассматривать в двух аспектах: а) страстной путь Иисуса начинается с Его вочеловечения: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11 ). Ему «не было места в гостинице» (Лк 2:7 ); Ирод пытался убить младенца (Мф 2:13 ); родители «не поняли сказанных Им слов» (Лк 2:50 ); жители Назарета «выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк 4:29 ); Его близкие говорили: «Он вышел из себя» (Мк 3:21 ); «и братья Его не веровали в Него» (Ин 7:5 ); иудеи «взяли каменья, чтобы бросить на Него» (Ин 8:59 ); Петр «отозвав Его... начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф 16:22 ). К Иисусу льнет легко поддающийся влиянию народ: «Весь мир идет за Ним» (Ин 12:19 ), но Он – страдалец среди людей, Ему неоднократно приходится скрываться от них (Ин 6:2-3,15 ). Люди мыслят по-иному и не признают страждущего, не понятого ими Иисуса. А Он уединяется и вершит молитву. Гефсимания и Голгофа – два кульминационных момента на этом пути непонимания и непризнания, на пути немыслимых душевных и телесных мук; б) но понимание страданий Христовых как душевные и телесные муки не раскрывает полностью их истинный смысл. Это не просто смиренно переносимые страдания, но глубоко осознанные действия. Уже в двенадцать лет Иисус осознает Свою избранность и говорит о ней. Уже тогда Ему открывается, что Его жизнь подчинена высшему, божественному «должно» (Лк 2:49 ). Крещение Иисуса (Мф 3:13-17 и пар.) – суть составляющая истории Его страданий. Не нуждавшийся в покаянии и исповедании грехов, Он добровольно встает в ряды грешников: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29 ). Подвергшись искушению (Мф 4:1-11 и пар.), Иисус сознательно выбирает крестный путь и категорически отвергает предложенное дьяволом царство – без Бога и без креста. Включив в число двенадцати Своих ближайших сотрудников Иуду Искариота (Лк 6:16 ), Иисус еще раз подтвердил Свою готовность взойти на крест. Дело спасения было завершено Иисусом принесением Себя в жертву на Голгофе. В молитв. борении в Гефсимании (Мф 26:36-46 и парраленые места) Иисус духом побеждает Свою предстоящую смерть. В этот момент преисподняя явила свою власть. Христос находился в борении: «...и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:44 ). Его молитва еще более возгорелась. В то время как веки учеников сомкнул тяжелый сон, Иисус боролся против одного из последних искушений: избавления от крестной смерти. И Иисус выстоял: «Не Моя воля, но Твоя да будет!» Его молитвенное борение завершилось полной победой. Теперь, окрыленный этой победой, Он мог испить смертельную чашу. На допросах перед синедрионом и перед Пилатом именно Иисусу принадлежит главная роль: «Никто не отнимает ее [жизнь] у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин 10:18 ). Распятый, Он восторжествовал на кресте. «Совершилось!» – этим словом была подведена черта под Его делом на земле (Ин 19:30 ). Жертвенная смерть Иисуса имела и другую сторону. «Из зависти» предали Его первосвященники и фарисеи (Мф 27:18 ). свидетельство Иисуса о Себе, произнесенное Им перед первосвященником (Мф 26:63 и следующие), дало Его врагам повод обвинить Его в смертном грехе: Он богохульствует! Рим прокуратор Пилат, который должен был утвердить смертный приговор, не находя вины обвиняемого (Ин 18:38 ), был вынужден отказаться от намерения отпустить Его. По Божьей воле крест, это изощреннейшее орудие казни, стал символом Божьего примирения с грешным миром.

Д. ПЛОДЫ ЕГО ДЕЛА

«Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12:24 ). Первым «плодом» является Сам воскресший Господь, а за Ним последует Его Церковь:
1) ВОЗНЕСЕННЫЙ ГОСПОДЬ. Самоуничижение Иисуса, завершившееся Его крестной смертью, было вознаграждено Богом, возвысившим Христа и сделавшим Его Господом над всеми господствующими (Флп 2:9 и следующие; сравните Откр 17:14 ). Помазанник Божий не мог оставаться в смерти: Бог воскресил Его (→ Воскресение). Возвышение Христа нашло свое завершение в Его → Вознесении (Мк 16:19 ; Лк 24:51 ; Деян 1:9,10 ), имеющем тройное значение: а) пребывание «одесную Бога» (смотрите также Пс 109:1 ) свидетельствует о безграничной власти и божественной силе Иисуса Христа: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф 28:18 ). Христу надлежит царствовать до тех пор, пока Он не повергнет всех Своих врагов (1Кор 15:25 ). Облеченный величием, Он является Владыкой всех земных и небесных сил, а также Главой Церкви (Еф 1:21-23 ; Кол 2:10 ). Хоры ангелов поют Ему новую песнь, «песнь Агнца», в которой прославляется дело спасения, совершенное на Голгофе (Откр 5:9,12 ; Откр 14:3 ; Откр 15:3 ); б) вознесение Христа облекло Его полнотой первосвященнических полномочий. Как вечный Первосвященник Он вступил в Небесное Святилище, чтобы «представлять нас» пред лицом Бога, т.е. приобщить Свою Церковь к совершенному Им делу, ходатайствуя за нее пред Богом (Рим 8:34 ; 1Ин 2:1 ; Евр 7:25-27 ; Евр 9:24 ); в) вознесенный Господь имеет возможность одновременно присутствовать на земле повсюду: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20 ). Он руководит верующими посредством Святого → Духа (Мк 16:20 ; Евр 2:4 );
2) ЦЕРКОВЬ, «которая есть тело Его» (Еф 1:22,23 ). Плодами совершенного Христом дела являются и те, кто через воскресение Иисуса Христа возродился к живому упованию (1Пет 1:3 ). Христос, «глава», не может существовать без Своего «тела». Согласно Божьей воле, современная эпоха является временем возведения и устройства Его Церкви. Первым, кому была открыта тайна этой Церкви, образованной из иудеев и язычников, стал апостол Павел (Еф 3:1-13 ). Время созидания Церкви завершится Вторым пришествием Христа. О Своем пришествии и его «знамении» Господь говорил перед смертью (Мф 24:25 и парраленые места). Для Церкви Его → Второе пришествие означает славное воссоединение преображенного воскресением Тела с Главой (1Фес 4:13-18 ). → Тысячелетнее царство Христа;
3) ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕЛА ХРИСТА. Дело Иисуса Христа будет полностью завершено. Божий промысел заключается в том, чтобы «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф 1:10 ), чтобы Иисус стал Главой всей вселенной. Но поскольку все еще существуют Его противники (силы тьмы и грешники, пребывающие в царстве мертвых), Ему предстоит вынести окончательный приговор на последнем Суде над миром и устранить всех врагов (→ Суд). Только после этого Христос передаст Царство в руки Отца (1Кор 15:24 ): «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (стих 28).

Мужское имя Иисус - это греческая форма еврейского имени Иешуа. Его носителем был Сын Божий и несколько других библейских персонажей. Значение имени - «Бог - спасение».

Черты характера

Знаменитое выражение «вещь в себе» - это как раз про Иисуса. Общительность - не его конек. С самого детства он довольно замкнут. Ему не всегда легко приспосабливаться к изменчивому миру, к калейдоскопу стремительно сменяющих друг друга обстоятельств. Он не любит перестраиваться. Если кто-то пытается повлиять на него или оказать какое-либо давление, парень тут же замыкается в себе и может даже отдалиться от окружающих.

Обладатель имени Иисус в любых ситуациях стремится держаться достойно и сохранять самообладание. Хаос и неразбериха могут превратить его в очень неприглядную личность. Всем своим существом он стремится к свободе. Простор ему жизненно необходим. Поэтому стабильному благополучию он без колебаний предпочитает безраздельное право распоряжаться собой.

Хотя Иисус и не любит меняться, его стремление к свободе обусловливает жажду нового опыта. Судьба может часто посылать ему возможности как-то разнообразить свою жизнь, и ими мужчина всегда пользуется. Он легко отказывается от уже имеющегося ради познания и проживания нового опыта. Его душа страстно жаждет этого удивительного ощущения движения и потока.

Но безудержное стремление к получению новых впечатлений и опыта может обернуться весьма плачевно. Чтобы сохранить нетронутой свою свободу, Иисус стремится не завязывать стабильных отношений. Он, конечно, может прикипеть к человеку, но предпочитает долго эти связи не сохранять. И в один далеко не самый прекрасный момент такая «легкость» в отношениях с людьми может перерасти в банальное одиночество. Он оказывается в полном социальном вакууме, поскольку ни с кем не имеет глубоких связей. С состоянием одиночества этот мужчина не может примириться, поэтому ему следует очень осознанно относиться к своим чувствам и эмоциям, чтобы вовремя отследить момент, когда свобода перестает приносить радость.

Хобби и профессия

Иисус - прирожденный учитель. Этот сдержанный и серьезный человек с чувством собственного достоинства становится прекрасным ориентиром и даже эталоном для своих учеников. Бизнес и занятия, связанные с деньгами, его не сильно интересуют.

Любовь и семья

Осознает это Иисус или нет, но брак для него означает долгосрочное партнерство. Тайна имени скрывает удивительную способность его носителя любить безусловно, в его сердце может родиться самая возвышенная любовь и искренняя привязанность. Однако при всем этом свободолюбие в характере не притупляется. Такой человек не терпит посягательств на свою драгоценную свободу.

Как только он чувствует, что брачные узы начинают превращаться в тяжкие кандалы, реагирует на это очень бурно и недвусмысленно. Данная ситуация способна легко разрушить семейную идиллию. Поэтому в супруги ему следует выбирать мудрую и дальновидную женщину, которая не станет чересчур часто напоминать о его долге и обязанностях перед семьей. В таком случае семейная жизнь мужчины с этим именем будет спокойной, счастливой и долгой.