Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка. Компетенции педагога и учащихся

"Компетенция" - слово, применяющееся, быть может, не так часто, но порой все же проскальзывающее в тех или иных разговорах. Большинство людей воспринимают его смысл несколько размыто, путая с компетентностью и употребляя не совсем к месту. В то же время его точное значение может служить весомым аргументом в полемике и дискуссии, а также в разбирательствах. Так Что они значат и какие бывают? Разберемся подробнее.

Терминология

По Ефремовой, компетенция определяется как область знаний и тот круг вопросов, в которых отдельный человек хорошо осведомлен. Второе определение, согласно этому же источнику, говорит, что данное слово также обозначает совокупность прав и полномочий (относится к должностному лицу). Последнее сводится к термину Он несколько строже, чем первый. Но эта дефиниция гораздо больше подходит и к сути настоящего вопроса о том, что такое компетенции, поскольку первый вариант имеет множество синонимов и не так узко определен.

Компетенция и близкие к ней термины

Существует два подхода к толкованию терминов компетенции и компетентности:

  • отождествление;
  • дифференциация.

Компетентность, грубо говоря, это владение какой-либо компетенцией. В соответствии с тем, насколько широко рассматривается последний термин, и трактуется их взаимосвязь с первым понятием. Он, кстати, описывается как характеризирующее качество индивида, его способность. Компетенция трактуется иначе - это, прежде всего, совокупность.

Структуризация

Компетенция есть интегральный результат взаимодействия следующих элементов ее структуры:

  1. Целевого. Определение личных целей, составление определенных планов, построение моделей проектов, а также действий и поступков для того, чтобы достигнуть требуемого результата. Предполагается соотношение целей и личных смыслов.
  2. Мотивационного. Истинный интерес и искреннее любопытство в работе, в которой человек компетентен, наличие его собственных причин решать каждое возникающее задание, связанное с этой деятельностью.
  3. Ориентационного. Учет в процессе работы внешних предпосылок (понимание базы своего труда, наличие опыта в нем) и внутренних (субъектный опыт, межпредметное знание, методы деятельности, специфические особенности психологии и так далее). Адекватная оценка реальности и себя - своих достоинств и недостатков.
  4. Функционального. Наличие умения не только иметь, но и использовать на деле приобретенные знания, навыки, способы и методы деятельности. Осознание информационной грамотности в качестве базы для формирования собственного развития, новаторства идей и возможностей. Отсутствие страха перед сложными заключениями и решениями, выбора нешаблонных методов.
  5. Контрольного. Имеются границы измерения протекания и заключений в ходе деятельности. Движение вперед - то есть усовершенствование идей и закрепление правильных и действенных способов и методов. Соотношение поступков и целей.
  6. Оценивающего. Принцип трех "само": анализ, оценка, контроль. Оценивание позиции, необходимости и действенности знания, умений или выбранного способа действовать.

Каждый из элементов может своим поведением влиять на все остальные и является значимым фактором для понятия "формирование компетенций".

Категоризация

Терминология позволила понять, что такое компетенции в общем смысле. Более конкретно она разделяется на три большие категории:

  • руководство собой;
  • руководство другими;
  • руководство организацией.

Компетенции также можно поделить и по другому принципу: например, исходя из того, кто ими владеет. Такие типы будут затрагивать профессии, организации и социальные группы.

Рассмотрим следующие:

  1. Компетенции педагога. Суть профессионально-педагогической компетентности.
  2. Компетенции учеников. Определение ограниченного набора знаний и умений.

Почему были выбраны именно эти?

Актуальность

Взаимоотношения учителя и ученика - запутанная структура, состоящая из множества элементов. Недостаточная компетентность в вопросах одного влечет за собой аналогичную проблему у другого. Что же касается того, что именно должно входить в компетенции педагога, здесь можно наблюдать еще более неоднозначную ситуацию.

Компетенции учеников

Большинство ученых настаивают, что компетенции учащихся, точнее, их число, должно быть строго ограничено. Следовательно, были выбраны наиважнейшие. Второе их название - ключевые компетенции.

Европейцы свой список составляли приблизительно, без уточнений. В нем шесть пунктов. Ученик должен:

  • учиться - как главное действие;
  • думать - как двигатель развития;
  • искать - как мотивационный пласт;
  • сотрудничать - как коммуникативный процесс;
  • адаптироваться - как социальное совершенствование;
  • браться за дело - как реализация всего вышеперечисленного.

Отечественные ученые отнеслись к делу более ответственно. Вот основные компетенции учащихся (всего семь):

  • Умение учиться. Предполагает, что ученик, который способен самостоятельно обучаться, сможет применить те же навыки самостоятельности и в работе, творчестве, развитии, жизни. Эта компетенция предусматривает выбор учащимся цели обучения или осознание и принятие цели, выбранной учителем. Также сюда входит планирование и организация труда, отбор и поиск специальных знаний, наличие навыков самоконтроля.
  • Общекультурная. Развитие личностного самовосприятия себя в целом и в обществе, духовное развитие, анализ национальной и межнациональной культуры, наличие и использование языковых навыков, самовоспитание в себе моральных и социокультурных единых ценностей, направленность на толерантное интеркультурное взаимодействие.
  • Гражданская. К этой компетенции относятся способности ориентироваться в общественно-политической жизни, то есть осознавать себя как члена социума, государства, а также социальных групп. Анализ происходящих событий и взаимодействие с обществом и органами государственной власти. Считаться с интересами других, уважать их, действовать согласно соответствующему законодательству конкретной страны.
  • Предпринимательская. Предполагает не только наличие, но и реализацию способностей. К ним, в числе прочих, относится соотношение желаемого и действительного, организация деятельности, анализ возможностей, составление планов и презентация результатов труда.
  • Социальная. Определение своего места в механизмах социальных институтов, взаимодействие в социальных группах, соответствие социальной роли, дипломатичность и умение приходить к компромиссам, ответственность за свои поступки, общность.
  • Информационно-коммуникативная. Рациональное использование возможностей информационных технологий, построение информационных моделей, оценивание процесса и результата технического прогресса.
  • Здравоохранительная. Сохранение как собственного здоровья (морального, физического, психического, социального и т. д.), так и окружающих, что предполагает базовые навыки, которые способствуют развитию и поддержанию каждого из вышеперечисленных видов здоровья.


Ключевые квалификации (базовые навыки)

Европейские страны синонимируют значение слов "квалификации" и "компетенции". Ключевые компетенции также называют базовыми навыками. Они, в свою очередь, определяются теми личностными и межличностными качествами, что выражены в различных формах в различных социальных и рабочих ситуациях.

Перечень ключевых компетенций в профессиональном образовании Европы:

  • Социальная. Выработка новых решений и их реализация, ответственность за последствия, соотношение личных интересов с рабочими, толерантность к межкультурным и межнациональным особенностям, уважение и сотрудничество как залог здорового общения в коллективе.
  • Коммуникативная. Устная и письменная коммуникация на различных языках, включая различные языки программирования, навыки коммуникаций, этика общения.
  • Социально-информационная. Анализ и восприятие социальной информации сквозь призму критического здравомыслия, владение и использование в различных ситуациях информационных технологий, понимание схемы человек - компьютер, где первое звено повелевает вторым, а не наоборот.
  • Когнитивная, также называемая персональной. Потребность в духовном саморазвитии и реализация этой потребности - самообразование, усовершенствование, личностный рост.
  • Межкультурная, включающая в себя и межнациональную также.
  • Специальная. Включает в себя навыки, необходимые для достаточной компетентности в профессиональной сфере, самостоятельность в этой деятельности, адекватная оценка своих действий.

Компетенция и квалификация

Для человека постсоветского пространства, однако, немного странно слышать приведенные в заглавии термины в Вопрос о том, что такое компетенции, начинает возникать снова и нуждается в некоторых уточнениях для более четкого определения. Отечественные исследователи называют квалификацию достаточной подготовкой к деятельности рамочной, в устойчивых и ограниченных состояниях. Ее считают элементом структуры компетенции.

Но это только начало расхождений. Также и ключевые компетенции в разнообразных источниках имеют различное именование и толкование.

Зеер называл ключевыми универсальные знания, а также межкультурные и межотраслевые. По его мнению, именно они помогают реализовать более конкретные навыки, необходимые для определенного профессионального поля деятельности, а также являются базой для адаптации в нестандартных и новых ситуациях и продуктивной и результативной работы в каких бы то ни было обстоятельствах.

Профессиональные компетенции

В. И. Байденко выделил еще один немаловажный пласт - профессионально-ориентированные компетенции.

У понятия есть четыре связующие интерпретации:

  1. Сочетание стойкости и гибкости при получении и принятии информации, а также при применении полученных данных для решения проблем в открытость для взаимодействия с вышеуказанной средой.
  2. Критерии качества, сфера использования и нужная информация, применяемые как конструкты проектирования стандартов.
  3. Эффективная реализация качеств и умений, способствующих продуктивности и результативности.
  4. Объединение опыта и информации, которые позволяют человеку прогрессировать в его трудовой деятельности.

Если рассматривать терминологию, предложенную Байденко, то приходим к выводу, что профессиональная компетентность - это не только умение, это внутренняя предрасположенность к тому, чтобы действовать в своей трудовой сфере целесообразно и согласно требованиям выполняемой задачи. Компетентный сотрудник готов это сделать.

Компетенции педагога - одна из категорий профессиональной, а также охватывающая область профессионально-педагогической компетентности. Об этом - ниже.

Профессионально-педагогическая компетентность

Понятие компетентности учителя является выражением личных возможностей педагога, благодаря которым он в состоянии самостоятельно эффективно решать задачи, ставящиеся перед ним администрацией образовательного учреждения, а также возникающие в ходе обучения. Это теория, применяемая на практике.

Умения педагога сводятся к трем основным пластам способностей:

  • использования приемов обучения в реальном положении дел;
  • гибкость в принятии решений, разнообразие приемов для каждой из задач;
  • развитие себя как преподавателя, новаторство идей и совершенствование навыков.

В зависимости от владения этими пластами, выделяют пять уровней:

  • Первый уровень компетенции - репродуктивный.
  • Второй - адаптивный.
  • Третий - локально-моделирующий.
  • Четвертый - системно-моделирующий знания.
  • Пятый - системно-моделирующий творчество.

Оценка компетенций производится исходя из следующих требований:

  • ориентированность на индивидуальные особенности;
  • сопоставление предыдущих оценок с целью выявления ;
  • диагностирование - должно быть направлено также на развитие компетенций, составление путей и планов совершенствования;
  • создание мотиваций и возможностей для самоанализа, самооценки.

Оценка компетенций полагается на такие критерии:

  • знания предмета;
  • новаторство;
  • отношение к работе;
  • знание психологически-педагогических баз;
  • умение составлять учебные планы;
  • эффективность учебных планов;
  • педагогический такт;
  • отношение к учащимся;
  • применение в работе индивидуального подхода;
  • мотивация учеников;
  • развитие у учащихся навыков научного мышления;
  • развитие у учеников творческого мышления;
  • умение вызвать интерес к предмету;
  • компетенции на уроке - виды работы и деятельности;
  • корректность речи;
  • обратная связь;
  • оформление документации;
  • самообразование, самосовершенствование личности и навыков в предметной деятельности;
  • внеклассная работа:
  • общение с родителями, коллегами, администрацией.

Компетентность вышестоящих организаций

Интересны для рассмотрений те инстанции, которые сами определяют управление компетенциями нижестоящих чинов. Какой квалификацией должны обладать они?

Компетенция власти:

  • реализация политики (внутренней и внешней);
  • контроль социально-экономической сферы;
  • управление компетенциями нижестоящих органов власти, обеспечение эффективной работы единой структуры;
  • способность поддерживать целостность связующих элементов;
  • формирование специальных программ, целесообразных возникающим проблемам, реализация программ;
  • реализация права законодательной инициативы.

Власть, как известно, подразделяется на исполнительную, судебную и законодательную. Компетенция судов определяется исходя из их уровня. Например, Международный суд может разбираться дела только между государствами, в то время как арбитражному подведомственны экономические дела. Компетенции подобных организаций определяются их уставом, а также изложены в Конституции.

Компетенции предпринимательских организаций, фирм и т. д.

Ключевые компетенции компании являются основой для её стратегического развития, направлены на совершенствование деятельности и получение прибыли. Наличие достаточной квалификации позволяет организации не только держаться на плаву, но и прогрессировать до следующего уровня. Ключевая компетенция должна быть тесно связана с деятельностью компании. Так она позволяет приносить наибольшую пользу.

Компетенции организации на примере бизнес-компании в сфере торговли:

  • знание сферы деятельности (рынка) и постоянное обновление этих знаний;
  • способность анализировать и реализовать верные решения на пользу компании;
  • способность постоянного движения вперед.

Заключение

Понятие компетенций граничит еще с двумя терминами: компетентностью, рамки которой несколько размыты, и квалификацией. Первое может несколько путаться с исходным, благодаря лексическим особенностям и этимологии, и взаимосвязь с ним определяется из выбора термина компетенции. С квалификацией несколько сложнее: в европейском сообществе понятия отождествляют, в то время как отечественная наука негласно договорилась более чем дифференцировать их. Из-за этого не так ясно, как хотелось бы, обстоят дела с обозначением ключевых компетенций.

Лысикова Надежда Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Архангельская " СОШ
Населённый пункт: село Архангельское Аннинского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Компетентность как цель и результат образования. Виды компетенций школьников."
Дата публикации: 07.06.2018
Раздел: среднее образование

Компетентность как цель и результат образования. Виды компетенций школьников.

Целью современного образования является повышение качества образования. Качество

образования – совокупность образовательных результатов обеспеченных возможностью

самостоятельного решения обучающимися значимых для него проблем (коммуникационных,

информационных, познавательных, социальных). Одним из условий повышения качества

образования является формирование компетентности школьника. Компетентностью называют

интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные

задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и

жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Понимая «способность», в данном случае, не как

«предрасположенность», а как «умение». «Способен» т.е. «умеет делать». Результатом

образования должно стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными,

формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы

деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся

такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность

усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с

другими людьми. Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность»

позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо

овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности,

требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей

концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом – в конструировании

сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как нет и единой точки зрения

на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Различные подходы

существуют и к выделению оснований для классификации компетенций учащихся.Так, например,

А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет:

1) ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию

образования;

Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей

и учебных предметов для каждой ступени обучения. В документах по модернизации российского

образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых

компетенций школьников, должны войти информационная, социально-правовая, и

коммуникативная компетенции. В структуре ключевых компетенций, по мнению разработчиков

проекта модернизации общего образования, должны быть представлены:

Компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении

способов приобретения знания из различных

источников информации, в том числе внешкольных;

Компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина,

избирателя, потребителя);

Компетенции в сфере социально-трудовой деятельности (в т.ч. умение анализировать ситуацию

на рынке труда, оценивать собственные

профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений,

навыки самоорганизации);

Компетенции в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.)

Компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности, к выбору путей и способов

использования свободного времени, культурно и духовно

обогащающих личность.

2) общепредметные компетенции, которые относятся к определенному кругу учебных предметов

и образовательных областей;

Общепредметные компетенции должны обладать свойством переноса в другие предметы или

образовательные области.

3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим компетенциям,

имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Предметные компетенции связаны со способностью учащихся привлекать для решения проблем

знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретного предмета.

Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на

формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное

предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности

ученика будут играть многофункциональную мета предметную роль, проявляющуюся не только в

школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

ценностно-смысловые компетенции;

общекультурные компетенции;

учебно-познавательные компетенции;

информационные компетенции;

коммуникативные компетенции;

социально-трудовые компетенции;

компетенции личностного самосовершенствования .

Ценностно - смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом .

Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания

Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности .

Компетенция [лат. competentia - принадлежность по праву] 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В свою очередь компетентность определяется как соответствие занимающего или претендующего месту, вменению, т.е. способность.

В отечественной литературе делаются попытки развести эти два термина, наполнив их разным содержанием. Например: «под компетенцией понимается некоторое отчужденное, заранее заданное требование к подготовке человека, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (характеристика).

Таким образом, компетентность - это проявленная компетенция человека. Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности» . Тем не менее компетентность остается характеристикой человека, а компетенция тем, чем он уже владеет (способность, умение). Именно то, чем он владеет, и определяет его характеристику как компетентного. Поэтому нам важна не характеристика сама по себе, а то, что ее определяет, чем можно и нужно овладеть, чему можно научиться, т. е. компетенциям или компетентностям.

Последние два термина можно употреблять как синонимы в двух основных значениях - знающий, в смысле умеющий и в смысле умений, которыми он обладает, а также способный, в смысле имеющий определенный потенциал, возможности осуществлять те или иные действия. Следует отметить, что в российском образовании термин «знающий» чаще употребляется в значениях информированный, эрудированный, имеющий сведения, чем умеющий. Тем не менее, в свете сказанного мы предлагаем пользоваться термином «компетенция» как уже устоявшимся понятием в международном образовательном сообществе .

С точки зрения авторов стратегического доклада в рамках проекта «Определение и Отбор Компетенций (DeSeCo): Теоретические основания» (Швейцария и США), компетенция определяется как способность удовлетворять требованиям или успешно выполнять задание и имеет как когнитивные, так и некогнитивные составляющие.

Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (или вести деятельность). Как видно из приведенного определения, компетенция рассматривается еще в одном измерении: компетенция должна отвечать индивидуальным и общественным требованиям. Иными словами, она должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности - качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович дает свое понимание сегодняшнего термина компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности? Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе», на основе проведенных опросов молодых людей, работавших в организациях, где им приходилось включаться в ситуации общения, прогнозирования, руководства, координирования действий с коллегами, проявлять изобретательность и настойчивость, пытаться понять людей и социальные ситуации, ориентироваться в групповых процессах, так отвечает на этот вопрос:

способность работать самостоятельно без постоянного руководства;

способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

способность уживаться с другими;

способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

умение принимать решения на основе здравых суждений, т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.

Таким образом, сущностными признаками компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.

Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование .

Компетенции и копетентность

Современный словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетентность» как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо». Компетенция определяется «как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен». Компетентным называется человек, «знающий, сведущий в определенной области».

В современной отечественной и зарубежной педагогике и психологии сформировались следующие подходы к определению компетенции. Компетенция рассматривается:

– как интегральное качество личности (характеристика человека);

– как совокупность компонентов и аспектов деятельности человека, позволяющих ему успешно справляться с решением проблем.

Доктор педагогических наук А. В. Хуторской рассматривает понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом:

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетентностный подход в том виде, в котором он складывается в российском образовании, предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

Компетенции в общем среднем образовании

Ключевые компетенции

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, но по сути они надпредметны.. В современной педагогической практике выделяются следующие ключевые компетенции:

· ценностно-смысловые;

· общекультурные;

· учебно-познавательные;

· информационные;

· коммуникативные;

· социально-трудовые;

· компетенции личностного самосовершенствовании.

Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами учащихся, их способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.


Общекультурные компетенции отражают готовность и способность школьника к освоению наследия национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основ жизни человека и человечества и отдельных народов; культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роли науки и религии в жизни человека. Сюда же относятся компетенции, формирующиеся в бытовой и досуговой сфере, например, овладение целесообразными способами организации свободного времени.

Учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной и творческой познавательной деятельности. Они формируются на основе приобретения опыта целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В свою очередь, положительный и разнообразный опыт учебно-познавательной деятельности обеспечивает развитие способности к критическому, рефлексивному, творческому мышлению. В сферу учебно-познавательных компетенций входит также овладение разнообразными техническими приемами, обеспечивающими процесс познания, и основами научного исследования.

Информационные компетенции включают, с одной стороны, способность к поиску, осознанию, анализу и отбору научно, социально и личностно значимой информации, а с другой – разнообразные технические навыки, подразумевающие свободное владение современными информационными и интерактивными технологиями и соответствующими техническими средствами.

Коммуникативные компетенции подразумевают овладение современными школьниками родным и иностранными языками, практическое овладение способами межличностного общения и взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Школьник должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовые компетенции подразумевают овладение школьниками ролями гражданина, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи и т.д. Современный выпускник школы должен знать и уметь реализовывать свои права и обязанности в сфере экономики, права, в области профессионального самоопределения. Для успешной социализации умения ему необходимо уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, овладеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям также относятся владение основами здорового образа жизни, экологической культуры, способами безопасной жизнедеятельности.

Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA).

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, что компетенция – готовность субъекта эффективно

организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Составляющие элементы понятия «компетенция»:

  • знания – это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания – более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
  • навыки – это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
  • способность – врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
  • стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
  • усилия – это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда – недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ДЖ. РАВЕНУ

1970-1990 гг. характеризуются использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984г., дается развернутое толкование компетентности. Компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга… некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной… эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» .

37 видов компетентностей, по Дж. Равену

  1. тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
  2. тенденция контролировать свою деятельность;
  3. вовлечение эмоций в процесс деятельности;
  4. готовность и способность обучаться самостоятельно;
  5. поиск и использование обратной связи;
  6. уверенность в себе;
  7. самоконтроль;
  8. адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
  9. склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;
  10. внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
  11. самостоятельность мышления, оригинальность;
  12. критическое мышление;
  13. готовность решать сложные вопросы;
  14. готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;
  15. исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);
  16. готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;
  17. отсутствие фатализма;
  18. готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
  19. знание того, как использовать инновации;
  20. уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;
  21. установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;
  22. настойчивость;
  23. использование ресурсов;
  24. доверие;
  25. отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;
  26. способность принимать решения;
  27. персональная ответственность;
  28. способность к совместной работе ради достижения цели;
  29. способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
  30. способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
  31. стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;
  32. готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;
  33. способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
  34. способность эффективно работать в качестве подчиненного;
  35. терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;
  36. понимание плюралистической политики;
  37. готовность заниматься организационным и общественным планированием.

Опираясь на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАРИАНТ

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции – это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Например, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США строгого определения ключевых компетентностей не выработано.
Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.

Изучать:

  • уметь извлекать пользу из опыта;
  • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
  • организовывать свои собственные приемы изучения;
  • уметь решать проблемы;
  • самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

  • запрашивать различные базы данных;
  • опрашивать окружение;
  • консультироваться у эксперта;
  • получать информацию;
  • уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

  • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
  • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
  • уметь противостоять неуверенности и сложности;
  • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
  • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
  • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

  • уметь сотрудничать и работать в группе;
  • принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;
  • уметь договариваться;
  • уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

  • включаться в проект;
  • нести ответственность;
  • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
  • доказывать солидарность;
  • уметь организовывать свою работу;
  • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
  • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
  • показывать стойкость перед трудностями;
  • уметь находить новые решения.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути, сторонники которой обосновывали такое отстранение спецификой отечественных традиций. Однако стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна более не может и не должна. В этом смысле не является исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании. Разумеется, при конкретизации приведенных выше ключевых компетенций необходимо учитывать реальную ситуацию. Перечень ключевых компетенций, которые приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

– Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

– Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

– Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

– Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

– Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

– Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

– Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Список использованной литературы:

  1. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – №2. – С.58-64.
  2. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал “Эйдос”.
  3. Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск.
  4. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал “Эйдос”.
  5. С.А. Денисова, г. Новосибирск.
  6. Статья «Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций». http://den-za-dnem.ru/page.php?article=153
  7. И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал “Эйдос”.
  8. Г.В.Пичугина. Статья «Компетентностный подход в технологическом образовании».
  9. Журнал «Школа и производство» №1 2006г.

Заведующая сектором по организационно-методической работе МКУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных учреждений городского округа Судак» – Собко Ю.А.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или .