Доведение до абсурда примеры. Несколько примеров речевого приема "доведение до абсурда"

При этом приеме сначала как бы соглашаются с мыслью собеседника, затем краткой оговоркой изменяют смысл произнесенной фразы, превращая ее в нечто совершенно алогичное, часто комическое.

«Трудные, очень трудные ребята, - рассказывала друзьям о своей работе учительница вечерней школы. - Уже на первом уроке не хотят слушать, разговаривают, перебивают не только друг друга, но и объясняющего им учебный материал преподавателя. А на перемене, случается, и брань услышишь, и драку увидишь. Ничего святого нет в таких молодых рабочих».

«Вы мне напомнили об американском изобретателе, представившем техническому совету компании «Дженерал Моторс» проект нового облегченного мотора с алюминиевыми, вместо стальных, поршнями, - перебил преподавателя молодой инженер. - Один из экспертов сделал изобретателю замечание: «Поршень из алюминия работать не будет. Он сделан без учета технических требований, вопреки законам механики. Ведь в цилиндре двигателя слишком большие нагрузки и трение».

Уверены ли Вы в этом? - спросил изобретатель.

Конечно, ведь я работал на заводе инженером.

У меня нет сомнения, что Вы работали на заводе инженером, но я уверен, что вы не работали поршневым двигателе, - парировал изобретатель.

Какие у Вас основания утверждать, что у Ваших учеников нет ничего святого? Вы сами были трудной ученицей? Вы учились в вечерней школе? Откуда Вы доподлинно знаете, чем живет, чем дышит молодой рабочий? Что у него за душой?

Очевидно, победу в споре одержал не педагог.

Неловко повернувшись, подчиненный сбросил со стола начальника отдела вазу, которая упала на пол и разлетелась на множество осколков. Начальник, увидев испуганное лицо виновника случившегося, улыбнулся и сказал: «Дело сделано, и ничего не изменишь. И это единственное утешение, как говорят в Турции, когда отрубят голову не тому кому следует». Улыбнулся и подчиненный: «Не сердитесь, Петр Петрович, я достану вазу не хуже разбитой.»

Опытные руководители знают: никакой выговор, никакое самое серьезное наказание не способны вызвать у подчиненных такое чувство раскаяния, как это может сделать шутка.

Пожилой рабочий ударил ученика и застыл, занеся руку для очередного удара, когда увидел подходящего начальника смены. «Извините», - выдавил он сквозь зубы.

«Ваше извинение напоминает мне английский рассказ. Суть его проста: «Извините сударыня, если я причиняю Вам некоторые неудобства», - сказал грабитель, загоняя пожилую леди в растопленный камин».

Одна из разновидностей этого приема: собирают основные аргументы оппонента и из какого-то тезиса делают выводы, показывающие абсурдность его концепции. Так делал Сократ. Он как будто бы соглашался с выводами оппонента и с его согласия делал выводы, которые оказывались внутренне противоречивыми, не согласующимися ни с логикой, ни со здравым смыслом. Затем Сократ благодарил собеседника, восхищался его мудростью и показывал еще раз, как похвалы расходятся с истинной ценностью тезисов оппонента и насколько сами тезисы ошибочны. И все это делалось очень невинно, как будто философ сам не понимал, насколько уничтожающая его критика.

Этот же способ нередко избирал Б. Шоу. Примером может послужить его эссе «Женственная женщина». Здесь он высмеивает бытующее представление о том, что единственные сферы приложения женских сил - кухня, и детская. Он пишет:

«Разумеется, большинство женщин любит детей, причем предпочитает своих детей чужих. Это же справедливо в отношении большинства мужчин, хотя те не рассматривают детскую как сферу своей деятельности. Мысль можно пояснить с помощью протеста: большинства женщин, у которых есть собака, любит свою собаку и предпочитает ее чужой собаке, и тем не менее никто не предлагает, чтобы женщины посвятили свою жизнь воспитанию щенят. Если мы убеждены, что кухня и детская - единственная сфера деятельности женщины, то мы думаем точно так же, как английские дети, которые полагают, что клетка - единственная сфера попугая, поскольку попугая вне клетки они не представляют».

Человек нарушил традицию и не пригласил близкого друга на День рождения. - В чем , - спросил тот при встрече. - Извини, но когда ты ушел от нас прошлый раз жена не досчиталась трех золотых ложечек. - Неужели ты думаешь, что я мог их украсть? - Конечно, нет. Да мы их и нашли. - Так в чем же дело? - Ты знаешь, неприятный осадок все-таки остался.

А сколько объявлений написано знатоками этого приема. Например: «Городу Н. Требуется смотритель кладбища. Жительством обеспечивается по месту работы». «В субботу в клубе состоится лекция для женщин о том, как сохранить свое здоровье. После лекции кинофильм «Живой труп».

А сколько таких огрехов в школьных сочинениях. Например: «Когда Павел вошел в комнату, Жухрай мыл шею до пояса». «Давыдова несколько раз ударили по голове, но амбар остался цел».

Но повседневная жизнь дает примеры такого абсурдного поведения людей, таких случаев, которые, пожалуй, ни один юморист не придумает.

В США в книгу Гинесса стали заносить случаи необычной, выходящей за разумные рамки гибели людей. Так, шестеро крестьян пытались спасти цыпленка, который упал в колодец и все шестеро утонули. Цыпленок остался жив. Следом идет рассказ о хозяине дома, который решил починить прохудившуюся крышу. Чтобы избежать несчастья, он привязал страховочный трос к бамперу автомобиля жены, перекинул его через конек крыши и начал работать. Не подозревая о роли автомобиля в этой ситуации, жена села за руль и резко нажала на стартер. Полтора месяца несчастный провалялся в больнице. А когда вернулся домой супруга решила устроить праздник и пригласила гостей. Перед их приходом она заправляла бензином зажигалки в туалете, остатки бензина вылила в унитаз, а воду не спустила. Муж зашел в туалет с зажженной сигаретой. Спустил штаны сел на унитаз и бросил туда окурок. Праздничное веселье уступило место печальным поминкам.

Один из разделов этого приема непроизвольно возникающие абсурдные положения, которые можно использовать, рассказывая о них представителям различных профессий с целью предупреждения возможных неприятных ситуаций аналогичных тем, о которых рассказывают. Так, артисту, прибегающему к началу спектакля и не готовящему заранее необходимый инвентарь, можно рассказать к чему приводит такое отношение к работе на примере, имевшем место в Большом театре.

Сидите, сидите, не вставайте, - сказал старенький профессор, заходя в женский туалет.

Доведение до абсурда

Следующие три приема относятся к разделу айкидо. Я плохо понимаю, что такое айкидо. На мой взгляд, это криво понятое самбо. Адепты айкидо со мной, конечно, не согласятся, потому что наделены неведомой мне высшей мудростью.

В чем заключается основной принцип айкидо?

Принцип ударной техники - это жесткая ударная и блокирующая тактика. Айкидо или самбо - это захват противника и вовлечение в движение. Любой удар, доведенный до конца, заканчивается падением.

Любая мысль, доведенная до абсурда, заканчивается падением собеседника, ментальным падением.

В предыдущем примере курсант Шлахтер, отвечая на незаданный вопрос, использовал именно эту технику. «Вы, конечно, можете спросить у меня, что означает доведение до абсурда? Если я пущусь в объяснения, то наш тренинг превратится в совершенно бессмысленный вечер вопросов и ответов». Понимаете? Я довел до абсурда ситуацию, когда меня просят разъяснить те или иные понятия.

Сотрудники компании обратились к боссу с просьбой установить два небольших перерыва. То есть, чтобы у них, кроме обеда, был один маленький десятиминутный перерыв в первой половине дня и десятиминутный во второй половине дня. Разумная просьба? В принципе да.

Руководителю почему-то не захотелось соглашаться, и он сказал: «Очень хорошая мысль. Вношу встречное предложение - давайте делать перерывы каждый час. А на работу будем выходить только по вторникам, средам и четвергам, причем во вторник и четверг будет короткий день».

Что он сделал? Он довел высказывание подчиненных до абсурда. Чего добился босс? Просьба превратилась в нелепость и больше этот вопрос не обсуждался.

Как довести до абсурда любое высказывание? Например: «Ты не желаешь, чтобы я посещал тренировки? Хорошо тогда я заодно отказываюсь и от участия в ряде мероприятий, которые тебе нравятся. Почему?

А чтобы вообще не выходить из дома». Любая мысль может быть доведена до абсурда, и собеседник будет вынужден отбросить ее. Хотя изначально в ней могла содержаться правильная идея.

Этим приемом пользуется человек, когда собирается озадачить другого, если он, этот другой, не дошел в своем понимании до некоторых истин, ставших к этому времени понятными первому.

· Абсурд – это понятие, в котором зафиксирована потеря смысла или же изменение его на противоположный.

Успешно им пользуются не со всяким человеком.

· Приведение к абсурду – это необычный прием формальной логики, проводимый для того, чтобы путь, по которому идет человек, общество или развиваются события, стал понятен как тупиковый.

· Абсурдно то, что как бы не имеет аналогов в природе в понимании человека, который оценивает абсурдность.

· Тот, кто оценивает состояние как абсурдное, может нарваться на полное неприятие своего взгляда, если он не разберется, кто перед ним, и по ошибке предложит свое видение проблемы как абсурдной такому человеку, для которого она покажется естественной или, хуже того, логичной. И тогда может возникнуть обратная ситуация, когда в логический тупик попадет не зверь, а охотник.

· Абсурд является инструментом юмора. Но не более. Не надо переоценивать значение для юмора абсурда, так как настоящий юморист всегда имеет в запасе несколько тупиковых вариантов.

· Абсолютный абсурд как смысл жизни характерен только для мизантропа, потому что только человеконенавистник может по-настоящему жить сам в тупике и желать всем остальным этого же.

· Вопрос об абсурде на уровне Жизненного Потока не стоит. Жизнь для него хороша в любой форме, даже в тупиковой, если только один тупик сменяется другим непрерывным образом. Значительно опаснее для Потока в этих тупиках деградация, которая может, если не сменится на прогресс, низвести качество форм жизни до начала ее.

· Каждый человек выбирает, кем ему быть в жизни, но выбор быть мизантропом и жить абсурдом иногда надоедает. Не надоедает жить юмористу.

· Почти всегда абсурдность появляется там, где смешиваются элементы разных уровней смысловой иерархии или разной степени обобщения.

· Легче всего привести к абсурду логику понимания человека, для которого понятия ссужены, но и легче от этого восстановить его против себя.

Еще по теме 3.3. Доведение до абсурда как метод жизни:

  1. Глава двенадцатая, в которой мы рассмотрим две ситуации: разумное удовлетворение потребностей в сочетании с успешным вложением средств и экономия, доведенная до абсурда
  2. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ КАК МЕТОД ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
  3. “В буддизме нас привлекает то, что он учит уважению ко всем формам жизни, как человеческой, так и жизни животных. Но так как мы новички, нас ставит в тупик один вопрос: "Чтобы правильно практиковать буддизм, надо ли нам отказаться от мяса?" По этому вопросу, как нам кажется, нет согласия и среди самих буддистов. Мы слышали, что в Японии и Юго-Восточной Азии не только миряне, но даже буддийские монахи и священнослужители употребляют в пищу мясо. Учителя, проповедующие в Соединённых Штат
  4. Доктор Сарчук В.Н. - автор метода диагностики и безлекарственной терапии заболеваний, таких как вирусные гепатиты, туберкулез, аутоимунные заболевания (бронхиальная астма, ревматизм и ревматоидный полиартрит, рассеянный склероз и другие заболевания, относящиеся к этой категории).Метод прошел клиническую апробацию в головных лечебно-профилактических учреждениях в странах СНГ и показал высокую эффективность как в диагностике, так и в терапии
  5. Мандала Колеса Жизни и нарисовавший ее тибетский монах. Манда-лы - символические, имеющие форму круга изображения вселенной, завершенности, всего сущего. Часто используются как объекты для концентрации во время медитации. Фото Томаса Келли из книги «Тибет. Раздумья у Колеса Жизни». - Нью-Йорк:Аббевилъ Пресс, 1993.

Все варианты, даже невозможные и нереальные, имеют право на существование. Когда из-за деревьев мы перестаём видеть лес и все решения ведут в тупик, надо «взлететь» над ситуацией и посмотреть сверху, оценить перспективу и наметить новый путь. А иногда абсурд — просто развлечение для ума.

Давайте попробуем разобраться на примерах, реальных и фантастических.

Пример № 1

В далекие школьные годы на уроке физики решали мы задачку про пушку: под каким углом она должна стрелять, чтобы снаряд улетел как можно дальше? Привели ситуацию к абсурду — в первом варианте, когда угол нулевой, пушка стреляла прямо перед собой, и снаряд сразу падал на землю; во втором варианте она стреляла вертикально вверх, и снаряд падал обратно на неё. Из этого сделали вывод, что для максимальной дальности нужен средний угол между выбранными, то есть 45 градусов.

Пример № 2

Простая жизненная ситуация — завтра в институте. Нервы на взводе, руки липкие от страха, знания утеряны и, кажется, навсегда. Давайте приведём к абсурду. Вас точно убьют на экзамене. Быстро и жестоко. Председатель комиссии будет бить вас головой об доску, размазывая кровь и мозги руками прямо по написанным мелом формулам, а старенький преподаватель истерически смеяться и рвать ведомости. Бред? Да! Страшно? Скорее смешно. Ведь вы знаете, что они тоже люди, и даже скорее более интеллигентные, чем основная масса ваших знакомых, и насилие не их стиль. Они видели уже тысячи таких, как вы, и удивить их своими знаниями трудно. И студенты им нужны, иначе кого они будут учить? Так что не стоит бояться.

Пример № 3

Сейчас активно развивается робототехника. Машины уже собирают электронику, работают на конвейере. Приведем ситуацию к абсурду и представим, что всю работу на планете за нас делают машины. Сеют, пашут, стоят у станков, водят транспорт, учат детей. Вообще всё. Товаров много, всё доступно, территории освоены, везде порядок и красота. Заводы и шахты без людей. Дома всегда чисто и пахнет чем-то вкусным.

А что же тогда будут делать люди? Мечтатели скажут, что все станут заниматься творчеством, путешествовать, развлекаться, отдыхать и это будет просто рай на земле. Мы, суровые реалисты, не будем так оптимистичны и сразу спросим: «А на какие средства люди всё это будут делать?» Ведь если нет работы, то нет и денег. Товары производятся, а купить их не на что. Вся современная финансовая система потеряет смысл, наступит коллапс в торговле. Останется только перейти к модели общества типа коммунистической, но без идеологической подоплёки и образа врага. Упадет почти до нуля количество преступлений (больные на голову всё равно останутся), не будет коррупции, строительство властной иерархии придется вести по другим принципам, пока не понятным. У многих пропадет стимул к учебе, скорее всего, увеличится количество самоубийств.

Абсурд? Да! Но нам стало понятно, что полная автоматизация как минимум нежелательна при монетарной системе и, скорее всего, её разрушит и прихватит за собой общественный строй.

Пример № 4

А давайте сами разрушим финансовую систему (в мыслях, конечно). Денег нет. Вообще. Что будет? Первая же мысль — создать эквивалент, пусть даже не материальный. «Я работаю дворником и получаю за это двадцать три респекта в день». Нет, так не пойдёт. Любой оценочный эквивалент труда типа денег приведёт нас обратно. Натуральный обмен тоже не вариант. Попробуем с другой стороны.

У каждого человека есть потребности, необходимые для выживания: еда, одежда, теплый дом. Зачем кто-то будет это всё поставлять? При отсутствии материальной заинтересованности остаются только моральные: социальная , забота о ближнем, стремление к выживанию. Но у многих этого нет, зато есть потребности и амбиции.

Снова вспоминается коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Только как это реализовать при отсутствии у некоторых стимулов для реализации своих способностей? Насильно, подкрепляя это идеологией? Заставляя тунеядцев бесплатно работать? Получается разрушение финансовой системы приведет нас на данном этапе к коммунистической диктатуре.

Почему я написал «на данном этапе»? Теоретически можно предположить, что у всех людей когда-нибудь появится социальная ответственность. Вот только откуда она возьмётся? Воспитание, зомбирование, генетические изменения? Подумайте сами.

Пример № 5

Ну, и последнее мысленное упражнение. Представим, что всё закончилось: нефть, газ, металлы, леса. Было и сплыло. Сожжено, развеяно ровным слоем по планете, зафиксировано в виде каких-то товаров. Новых источников энергии не появилось, существующих на всех не хватает. Корпорации бьются за вторичные ресурсы. Исчезают синтетические материалы. Машины ржавеют без бензина. В домах холодно и пусто, люди пешком мигрируют в теплые страны. Начинаются локальные войны за место под солнцем. Города пустеют, зато больше народу оседает в деревне, переходя на натуральное хозяйство. Миллионы гибнут от голода и холода. .

И что нам это даёт? Пришла пора заканчивать решать свои мелкие личные проблемы и начинать мыслить глобально. Выживание одного человека не имеет смысла без выживания всего человечества. Тупое потребление и выкачивание ресурсов скоро закончится. Планета у нас одна на всех, ресурсы ее конечны, и потребительское отношение ведет в тупик, смертельный для цивилизации.

Послесловие

Приведение к абсурду — очень интересный инструмент для философских поисков. В простых жизненных ситуациях он позволяет определить границы допустимого решения, а в прогнозировании открывает новые горизонты и пути развития. Пользуйтесь на здоровье, только не забывайте — и совершенно абсурдные варианты иногда сбываются.

Приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в необходимо из него вытекающих следствиях обнаруживается противоречие .

Частным случаем доведения до абсурда является доказательство от противного .

Риторический приём

Необходимо различать логическое безэмоциональное упрощение высказывания и прием пропаганды, когда софист опровергает мнение, искусственно усиленное до абсурда. Также абсурдность обсуждаемого высказывания должна оцениваться в контексте цели беседы (решаемой проблемы).

См. также

  • Латинские логические выражения

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Доведение до абсурда" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 абсурдизация (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Абсурд (значения). Абсурд (от лат. absurdus нелепый) нелепость, бессмыслица. С точки зрения литературоведения это особый стиль написания текста, для которого характерны… … Википедия

    Чичерин Г. В. (1872 1936; автобиография) родился, по метрике, 20 ноября, а фактически 12 ноября 1872 г. в Карауле, имении его дяди Бориса Николаевича. Он происходил из среднедворянской семьи, проникнутой умеренно либеральными традициями. Его дед …

    Буддийское направление в философской школе Мадхъямаки. Название школы берётся от метода логических следствий Прасанга, который единственный признатся пригодным для демонстрации оппонентам натуры Абсолютной и Относительной Истин. Прасангака школа … Википедия

    Прасангака буддийское направление в философской школе Мадхъямаки. Название школы берётся от метода логических следствий Прасанга, который единственный признатся пригодным для демонстрации оппонентам натуры Абсолютной и Относительной Истин.… … Википедия

    Поэт и теоретик русского кубо футуризма. Род. в крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище. Вместе с Хлебниковым К. создатель заумного яз., практике и теории которого им посвящен ряд работ. Основным положением К. является … Большая биографическая энциклопедия

    Алексей Елисеевич (1886) поэт и теоретик русского кубо футуризма (см. Футуризм). Р. в крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище. Вместе с Хлебниковым К. создатель заумного яз. (см. Заумь), практике и теории к рого им посвящен… … Литературная энциклопедия

    Д. ф. наз. совокупность отмеченных нек рой общностью филос. учений, развивавшихся в др. греч. рабовладельч. обществе конца 7 в. до н.э. – нач. 6 в. н.э. Несмотря на длительность этого периода, охватывающего свыше тысячи лет интенсивного развития … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Новая хронология. «Новая хронология» (сокращённо НХ) псевдонаучная теория радикального пересмотра истории, созданная группой под руководством академика РАН математика… … Википедия

Книги

  • Жизнь по понятиям. Выборы царя , Сергей Карамов. Гротескный реализм, сатирический жанр, созданный автором, позволил ему описать со всей полнотой различные социальные аспекты нашей сегодняшней жизни, достигая временами пафоса обличения, все…