Герои повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Литературная история «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Образцом для окружающих были не только сами главные герои повести, но и их отношения между собой. «Каждый день, бывало, Иван Иванович и Иван Никифорович посылают друг к другу узнать о здоровье и часто переговариваются друг с другом с своих балконов и говорят друг другу такие приятные речи, что сердцу любо слушать было. По воскресным дням, бывало, Иван Иванович в шта-метовой бекеше, Пиан 11нкпфорович в нанковом желто-коричневом казакине направляются почти об руку друг с другом в церковь. II если Иван Иванович, который имел глаза чрезвычайно зоркие, первый замечал лужу или какую-нибудь нечистоту посреди улицы, что бывает иногда в Миргороде, то всегда говорил Ивану Никифоровичу: «Берегитесь, не ступите сюда ногою, ибо здесь нехорошо».

Герои повести о ссоре принадлежат к числу тех, кто в своей среде почитается образцом благонравия, мудрости и доброты. Иван Иванович и Иван Никифорович твердо убеждены в том, что они являются носителями высоких и благородных принципов жизненного поведения. Мысль об «избранности», аристократизме ни на минуту не покидает их. Сознание принадлежности к «благородному» сословию преисполняет героев повести чувством необычайной гордости. С тщеславной удовлетворенностью они толкуют о своем дворянском звании и положении. Звание и чин для них самое главное, то, что освящает человека, наделяет его любыми положительными качествами. Связывая со званием и положением все свои «добродетели», герои повести с большом щепетильностью воспринимают малейшее нарушение их «чести».

Рядом с «тонким» обращением в облике Ивана Ивановича выступает холодная черствость. Самодовольство его тесно сплетается со скупостью. Он весьма ценит все, что принадлежит ему, и ни при каких обстоятельствах не желает поступиться хотя бы ничтожной мелочью. Его разговор с нищими обычно кончается словами: «Ну, ступай же с богом… Чего ж ты стоишь? ведь я тебя не бью!»

Значительность достоинства героев, все их многочисленные «добродетели» Гоголь примеряет к малому, к незначительному. Как и в «Старосветских помещиках», где мелкое происшествие явилось началом крушения «идиллии», в повести о ссоре ничтожный повод развеял в прах все достоинства и добродетели действующих лиц. Микроскопический, вздорный пустяк стал истинной мерой «высокого».

Претенциозная выспренность особенно характерна для Ивана Ивановича Перерепенко, В своем кругу он слывет человеком большой образованности и тонкого воспитания. Сам ОН непоколебимо уверен в том, что в совершенстве владеет искусством хорошего поведения в обществе. «Иван Иванович чрезвычайно тонкий человек и в порядочном разговоре никогда не скажет неприличного слова и тотчас обидится, если услышит его». Ощущением «значительности» и самодовольства проникнуто все поведение Ивана Ивановича. Он весьма доволен своим положением, своим благосостоянием. «Господи, боже мой, какой я хозяин! Чего у меня нет? Птицы, строение, амбары, всякая прихоть, водка перегонная настоянная; в саду груши, сливы; в огороде мак, капуста, горох… Чего же еще нет у меня?.. Хотел бы я знать, чего нет у меня?»

То открытое «простодушие», которое отличает Ивана Никифоровича, не мешает ему чувствовать себя также человеком, наделенным особыми качествами, человеком избранным. И если Иван Никифорович не рядится в тогу выспренности, то ни он сам, ни окружающие его не отказывают ему ни в благородстве души, ни в примерной нравственности. Свою грубую «простоту» Иван Никифорович склонен также считать несомненной добродетелью, украшающей его дворянскую особу.

В то время как «Старосветские помещики» почти лишены внешних острых коллизий, в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» предстают напряженные столкновения, непрерывная борьба. Если в жизни героев в первой повести отсутствуют какие-либо душевные порывы, то во второй выступает буйное кипение «страстей». В «Старосветских помещиках» Гоголь развенчал поместную «идиллию»; в повести о ссоре, изображая людей провинциального дворянского круга, писатель раскрыл острое противоречие между их внешней значительностью и реальной ничтожностью.

Фантастический и героический мир «Миргорода» находится как бы «внутри» сборника. Обрамляют же его повести «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», раскрывающие современную жизнь. При этом если «положительным полюсом» контраста, пронизывающего «Миргород», оказывается «Тарас Бульба», то «отрицательным» становится «Повесть о том...».

Изображенная в ней действительность может выглядеть как жалкая пародия на героическое прошлое. Иван Иванович и Иван Никифорович - пошлые миргородские обыватели, лишенные духовного содержания и интересов и в то же время преисполненные дворянской спеси и чванства. Символом дворянского достоинства для них становится старое ружье, которое хранится у Ивана Никифоровича вместе со всяким хламом и которое во что бы то ни стало хочет приобрести Иван Иванович (в отличие от Ивана Никифоровича, он не потомственный дворянин, поэтому приобретение ружья для него - некое самоутверждение). Со своей стороны Иван Никифорович оскорблен тем, что сосед предлагал за ружье бурую свинью: «Это таки ружье - вещь известная; а то черт знает что такое: свинья». Дружба двух соседей, так умилявшая окружающих, внезапно обрывается из-за пустяка: из-за «поносного» для дворянского звания и чести слова «гусак», которым в пылу спора назвал Иван Никифорович Ивана Ивановича. Конфликт, таким образом, раскрывает не драматизм, а убожество изображаемой жизни. Это столкновение внутри самой же пошлости. Оно с самого начала имеет нелепый и далее обрастает все большими нелепостями, вроде похищения бурой свиньей прошения Ивана Никифоровича. Бывшие друзья изощряются, делая друг другу мелкие гадости, и, наконец, затевают судебную тяжбу, которая становится смыслом их жизни и разоряет их. «Дедовские карбованцы» из «заветных сундуков» переходят в «запачканные руки чернильных дельцов». Бесконечная тяжба свидетельствует о чиновничьих порядках - судебной волоките и крючкотворстве.

Гоголь развивает в повести манеру иронического притворства, начатую в «Вечерах». Повествование ведется от лица якобы такого же обывателя, как и герои. Этот, по словам Белинского, «простачок» видит в них «достойных мужей» Миргорода, его «честь и украшение». То умиляясь, то захлебываясь от восторга, он живописует бекешу Ивана Ивановича, его дом, «тонкое» , образ жизни двух друзей, любимые кушанья. Восхищение рассказчика вызывают явления ничтожные и прозаические. Он впадает в патетику при описании миргородской лужи, плетня, на котором висят горшки, здания суда, имеющего «целых восемь окошек», - и это создает острейший комический эффект.

Глуповато-наивное обывательское мышление рассказчика само становится объектом иронического, часто гротескового изображения и великолепно раскрывается в стиле речи, ее алогизмах, нелепых ассоциациях, смешной патетике и гиперболах. Например: «Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки! сизые с морозом! ... Господи Боже мой! Николай Чудотворец, угодник Божий! отчего же у меня нет такой бекеши! Он сшил ее тогда еще, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя». Однако в финале повести автор сбрасывает ироническую маску, и «забавный» рассказ уступает место печальным лирическим раздумьям над жизнью. Резко меняются тональность повествования, его краски: вместо жаркого, солнечного, обильного лета (начало повести) - картина осени, «скучных, беспрерывных дождей», «больного дня». Повесть обрывается на ноте щемящей грусти: «Опять то же поле... мокрые галки и вороны, однообразный дождь, слезливое без просвету небо. Скучно на этом свете, господа!».

Сюжет повести восходит к роману В. Т. Нарежного «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» (1825). Гоголь продолжил и развил обличительную и сатирическую традицию этого писателя. Однако в романе Нарежного характеры, развитие сюжета, картины быта отличались схематичностью. У Гоголя, по словам И. А. Гончарова, они «ожили реально». Бытовая насыщенность повести раскрывает бездуховность героев. Для Гоголя, как и для романтиков, духовное в современном мире все более вытесняется вещами. Скопление вещей, обилие предметных описаний (например, сцена проветривания платья Ивана Никифоровича или съезд бричек и повозок с гостями на ассамблею к городничему) вместе с тем приобретают характер причудливый и странный, граничат с фантастикой. От романтической традиции у Гоголя и нарочитая подмена явлений духовной жизни «физическими», например, сравнение: «приятности» впечатления от ораторского дара Ивана Ивановича с ощущением, «когда у вас ищут в голове или потихоньку проводят пальцем по вашей пятке», а также «растительные» уподобления: голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз, а у Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх. У него же нос в виде спелой сливы и т. д.

Особенность изображения жизни в повести в том, что она раскрыта только как царство духовного убожества, т. е. однозначно. Но этот во многом восходящий к романтизму способ изображения содержит громадный критический потенциал. Гоголь обнажает нравственное существо мещанства, его самодовольную тупость и злобную эгоистическую природу, таящуюся под внешней благопристойностью. Действительность раскрывается в своих типических проявлениях. Романтическое переходит, «переливается» в реалистическое.

Аналитическая характеристика повести Н. В. Гоголя "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

Николай Васильевич Гоголь – писатель, с именем которого связано зарождение в литературе жанра сатиры. Конечно, она существовала и до него, но в его творчестве обрела особенное звучание. Соединяясь с реалистическими изображениями действительности, гоголевская сатира выставляет напоказ пошлость, глупость и невежество.

Повесть отрывается восторженными описаниями костюма, дома и сада И.И.. Автор также отмечает «богомольность» И.И., который ходит в церковь лишь для того, чтобы побеседовать с нищими, узнать их нужды, но при этом ничего не подать.

Таким же «хорошим человеком» является и его сосед И.Н.. Он не столько высок, сколько «распространяется в толщину». Он лежебока и ворчун, не следит за своей речью. Тем не менее заканчивается описание главных героев выводом, что они оба прекрасные люди. И чем больше автор восторгается этими людьми, тем ярче становится видна их никчемность.

Следом за прекрасными описаниями открывается жалкая картина города провинциального города Миргорода, в котором и развиваются все события. Главной достопримечательностью города является огромная лужа. Сразу же становится ясно, что в городе беспорядок и за городом никто не следит. Беспечная жизнь помещиков сделала из них бездельников, занятых только раздумьями о том, как бы развеять и потешить свою жизнь.

С непревзойденным мастерством и юмором Гоголь показывает, как молниеносно из друзей И.И. с И.Н. превращаются в заклятых врагов. В итоге ссоры они подают друг на друга в cуд.

С возникновением ссоры герои повести воспряли духом, у них появилась цель жизни – выиграть тяжбу в суде. Но их дела вряд ли решатся в обозримом будущем. Ведь судья, даже не почитав дело, сразу же подписывает, чиновники берут взятки и с И.И. и с И.Н..

Повесть заканчивается словами: «Скучно на этом свете, господа», потому что на самом деле таких людей было много по всей России и их существование оставляло желать лучшего.


ВНЕШНИЕ ЧЕРТЫ

Иван Иванович: худощав, высокого роста, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вниз

Иван Никифорович: немного ниже Ивана Никифоровича и шире, с головой, похожей на редьку повернутой хвостом вверх

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Оба героя живут в высоком материальном достатке, поэтому не имеют привычки отказывать себе в чем-либо. Но такая жизнь сделала их эгоистами: мысли и рассуждения в основном возникают по поводу того, как себя развлечь, чего им не хватает, как разнообразить свою жизнь.

ПОСТУПКИ, ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Иван Иванович: довольно по-доброму относится к соседским детям, однако во всех остальных людях ищет материальную или психологическую выгоду (например, удовлетворение от общения, от время провождения).

Он каждое воскресенье ходит в церковь (однако говорит с нищими об их нуждах и ни разу не помогает), Любит, когда ему дарят подарки. Довольно вспыльчив, особенно сильно ему не понравилось слово "гусак". Из-за него же он и поссорился с некогда близким приятелем более чем на 12 лет. Благодаря имущественному положению считается порядочным, высокопоставленным человеком.

Иван Никифорович:Никогда не был женат и не имел намерения жениться. Весь день лежит, отдыхает, подолгу спит. Ленив и безделен. Несмотря на огромное количество разногласий, хорошо общается со своим соседом Иваном Ивановичем, в силу своего высокого материального состояния занимает высокое положение в обществе, очень любопытен, хотя вряд ли по-настоящему переживает за окружающих его людей.

Иван Иванович: Обладатель культурной, сдержанной речи, говорит чрезвычайно приятно ("как сон после купанья")

Иван Никифорович:больше молчит, однако если влепит куда-то свое слово, оно будет остро и "отбреет лучше всякой бритвы"

ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИМИ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ

Иван Иванович: Его знает и комиссар, и различные "большие люди", когда едут неподалеку, всегда заезжают к нему в гости. Протопоп отец Петр говорит о нем как о человеке, на редкость точно исполняющем свой христианский долг, и что подобного честного человека он никогда не встречал

Иван Никифорович: Часто ходили слухи, что он женился, что было чистой ложью. Антон Прокопьевич Пупопуз говорил о нем как о человеке, везде таскающимся за Иваном Ивановичем, утверждал, что их словно "сам черт связал веревочкой"

Иван Иванович: Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под которым везде расположены скамейки. Всегда, когда становилось жарко, Иван Иванович отдыхал там. Кроме того, у него был замечательный сад, а в нем - чего только нет! разные деревья - слива, черешня, вишня, много овощей и фруктов, подсолнечники, дыни, стручья, даже гумно и кузница.

Иван Никифорович: Двор его был неподалеку от двора Ивана Ивановича, из одного в другой можно было перелезть через плетень, у него есть амбар, гоубятня, в его дворе жили лучшие голуби, однако чистота оставляла желать лучшего: местами валялись корки от арбузов, изломанные колеса, обруч из бочки.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Окружали обоих персонажей высокопоставленные люди, часто бывали у них в гостях. Они оба хорошо общались с комиссаром, попом, судьей.

Обновлено: 2016-12-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Повесть начинается с описания Ивана Ивановича. У него славная бекеша, которую он снимает, когда становится жарко. Наш герой очень любит есть дыни и собирает их семена в бумажку, на которой пишет дату, когда была съедена дыня.

Живет Иван Иванович в красивом доме с пристройками и навесами. У него также есть огромный сад. Десять лет назад у него умерла жена и поскольку у них не было детей, то сейчас он живет один. Гапка - мать подвижных детишек. Они часто прибегают к главному герою с просьбой дать лакомство. Иван Иванович богомольный человек. Раз в неделю он посещает церковь, а после службы интересуется у нищих не хотят ли они хлеба или мяса. Также герой любит выпить. Ему могут составить компанию сосед Иван Никифорович, судья или городничий.

Иван Никифорович тоже очень хороший человек. Они с главным героем настоящие друзья. За всю свою жизнь он ни разу не был женат. Ему нравится лежать на крыльце. Когда наступает жара, он купается и ставит стол с самоваром в воду. Таким образом Иван Никифорович освежается.

Несмотря на хорошие отношения, два героя очень отличаются друг от друга. Иван Иванович худой и высокий, в то время как Иван Никифорович низкий, но более плотного телосложения. Первый умеет говорить приятные речи, второй молчалив. Иван Иванович компанейский и любопытный человек, а Иван Никифорович предпочитает малоподвижный образ жизни. Глядя на Ивана Ивановича, сразу же становится понятно, в каком настроении он пребывает, чего не скажешь о его соседе. Однако у них есть и общие черты. Они оба не любят блох и всегда покупают эликсир против них.

Однажды Иван Иванович, лежа под навесом, задумался о своем хозяйстве и невольно начал сравнивать свой двор с имением приятеля. Во дворе Ивана Никифоровича он увидел тощую бабу, которая развешивает вещи и ружье. Герой одевается и направляется к своему соседу, чтобы выпросить понравившееся ружье. Он приходит и видит Ивана Никифоровича отдыхающим на полу без одежды. Приятели пьют водку, кушают пироги и обсуждают погоду. Вскоре Иван Иванович приступает к главному и просит ружье. Взамен он предлагает бурую свинью с овсом. Однако приятель не соглашается. Соседи ругаются и Иван Никифорович зовет хлопца с бабой, чтобы выставили гостя.

В первое время после ссоры мужчины еще хотят помириться, но в это время приезжает Агафия Федосеевна и уговаривает Ивана Никифоровича не разговаривать с соседом.

Ночью Иван Иванович с пилою в руках крадется к хлеву и падает. Весь следующий день он боится мести от приятеля, поэтому спешит в суд подать жалобу. Вслед за ним в миргородском суде появляется Иван Никифорович с теми же намерениями. Судья уговаривает каждого из них помириться, но бывшие приятели непреклонны. Неожиданно свинья Ивана Ивановича вбегает в зал и уносит жалобу Ивана Никифоровича.

Городничий приходит к владельцу свиньи, обвиняет его в содеянном и пытается убедить его наладить отношения с соседом. Но все безуспешно. В это время Иван Никифорович пишет новую жалобу, которая лежит в шкафу несколько лет. Все это время вражда крепнет, и все жители города жаждут их примирения. Обманом люди сводят враждующих соседей на ассамблее. Все уговаривают их сделать шаг к восстановлению отношений. Иван Никифорович начинает вспоминать причину ссоры и говорит, что приятель обиделся на пустяк и повторяет обидное для него слово «гусак». Иван Иванович в бешенстве.

Спустя двенадцать лет, постаревшие и изменившиеся старики стоят в церкви далеко друг от друга. Каждый из них думает о судебной тяжбе и надеется решить дело в свою пользу. В Миргороде наступает слезливая осень, и даже изредка солнышко не появляется на небе.