Как понять сломался ли голос. Подростковая ломка голоса

Период полового созревания один из самых сложных в жизни. В это время происходит так много изменений, что психике сложно с ними справиться. В этот период дети становятся подростками. Одно из главных половых изменений у мальчиков – ломка голоса. Многие не любят вспоминать об этом периоде, ведь тогда они часто стеснялись своего голоса.

Ломка голоса вызвана ростом гортани. При этом голосовые связки удлиняются и утолщаются, из-за чего голос стает более низким. Растут голосовые связки под действием гормонов. На самом деле голос не ломается, а просто изменяется. Тональность голоса понижается на 5-6 тонов. Развивается так называемое адамово яблоко – мужской кадык.

Когда происходит ломка голоса

Рост голосовых связок у мальчиков начинается где-то в 13-14 лет. Но это средний возраст, как и половое созревание, он индивидуален. Сложность в том, что ребенок привык к своему старому голосу и новый его пугает. Связки выросли и теперь требуют другого механизма речи. Голос стает ниже и грубее. Но пока мальчик привыкнет к новому способу образования звуков, низкий голос будет чередоваться с высоким.

Это время необходимо для стабилизации голоса. Подросток очень уязвим, так как переживает за свой голос. Мальчику нужно объяснить, что это нормальный процесс, и все, что он переживает – путь к становлению мужчиной. В голосе могут появляться визгливые нотки, тональность постоянно меняется. Во время ломки голоса мальчики совсем не могут петь. Пытаться то они могут, но получаться не будет. Нужно быть готовым к тому, что ломка голоса может занять и полгода.

Во время ломки голоса нужно беречь связки

Если мальчик будет громко кричать, пытаться насильно перестроить свой голос, то он травмирует связки. Большинство мальчиков по характеру шумные, для них невозможно не кричать во время игр и общения. Громкий крик часто переходит на визг, голосовые связки перенапрягаются. На поврежденных связках появляются узелки, из-за которых голос стает сиплым, хриплым. К счастью, они рассасываются, и голосовые связки возвращаются в норму. Сильные нервные потрясения могут спровоцировать потерю голоса. Ели вдруг произошла такая неприятность, сводите мальчика к логопеду или фониатру.

Горло во время смены голоса красное

Растущие связки требуют много крови, поэтому гортань становится красной. Если других признаков простуды нет, то не нужно даже начинать лечить ее. Ведь медикаменты могут замедлить процесс ломки голоса.

Предсказать, каким станет голос после ломки невозможно

Поэтому не стоит планировать для ребенка карьеру певца. Ведь очень часто после ломки, музыкальный голос пропадает. Будьте готовы к тому, что голос у подростка будет совершенно обычным. Проведите с ребенком беседу, чтобы он был готов к изменениям.

Голос человека появляется благодаря прохождению струи воздуха из легких. При этом голосовые складки (или, как говорят, связки) колеблются с определенной частотой, а носоглотка и грудная клетка работают как резонаторы звука.

Детские голосовые органы (и гортань, и голосовые складки) небольшие. Струя воздуха заставляет вибрировать лишь их края. При этом все дети издают высокие звуки. У мальчиков в возрасте 13-14 лет начинают расти голосовые связки из-за изменений гормонального фона. Кроме того, они удлиняются и утолщаются. В это время голосовой аппарат перестраивается на новый, взрослый, механизм звуковоспроизведения. Теперь у подростка вибрирует полностью вся складка. При этом голосовые волны могут идти как горизонтально, так и вертикально, что обеспечивает глубокий, насыщенный звук.

Нельзя говорить, что ломка голоса у мальчика - произойдет в какое-то конкретное время. У некоторых этот процесс происходит раньше, а у других может по тем или иным причинам затянуться. И, безусловно, мальчикам, которые опережают или отстают от основной массы сверстников, приходится нелегко в психологическом смысле, самооценка подростка может упасть.

Чаще всего это случается тогда, когда подростки постоянно находятся в окружении одних лишь женщин. Таким мальчикам попросту некому подражать, неоткуда взять пример. Если взрослые заметили такую проблему, стоит показать ребенка фонопеду, специализацией которого и является правильная постановка голоса. Иногда достаточно лишь одного и пары занятий, чтобы подросток «зазвучал» по-мужски.

Ломка голоса у мальчиков может не происходить и у тех, которые часто подвержены простуде, заболеваниям горла, особенно ларингиту. Причем только врач сможет определить, красное горло - следствие болезни или признак мутации голоса (ведь часто ломка голоса сопровождается воспалением органов речевого аппарата, что вполне физиологично и не требует лечения). Поэтому, если проблема затягивается, стоит посетить специального врача фониатра, который лечит или исключает заболевания голосового аппарата.

Период мутации голоса у мальчиков-подростков должен проходить под девизом максимального отдыха для связок. Нужно объяснить подростку, что сейчас не время громких песен под гитару, скандирования во время футбольных матчей и вообще каких-либо нагрузок на речевой аппарат. Перенапряжение может повлечь за собой образование узелков на голосовых складках, которые делают голос сиплым и некрасивым.

Если с наступлением периода ломки голоса у мальчика обратить внимание на здоровье и образ жизни подростка и отнестись серьезно к данному времени, то процесс физиологических изменений пройдет гораздо быстрее и безболезненней. Причем стоит понимать, что новый, мужской голос зависит лишь от природных особенностей мальчика. Невозможно «заставить» голос звучать мелодично, определенно высоко или низко.

Тембр голоса уже заложен генетически и стоит отнестись по-философски к тому, как теперь звучит голос ребенка. Несомненно, и окружающим, и самому подростку потребуется время, чтобы привыкнуть к новому голосу. Научите ребенка правильно воспринимать себя и не комплексовать по поводу своего нового «звучания».

Приблизительно в возрасте 13-14 лет начинает бурно расти весь организм мальчика под влиянием усиленной деятельности эндокринных желез; начинается период полового созревания. Рост органов и тканей в большинстве случаев протекает неравномерно. Это зависит от преобладания в организме той или иной эндокринной железы. Так, например, бурный рост костного скелета (высокий рост, длинные конечности) связан с расстройством у мальчика деятельности гипофиза (мозгового придатка); замедленный рост скелета вызывается неправильной функцией щитовидной железы. В результате роста костей черепа в высоту (долихоцефальность, длинноголовость) увеличивается глубина и высота твердого неба. Это создает определенные условия для голосообразования, отличные от тех, когда мальчик имеет более округлую форму (брахиоцефальность, круглоголовость). Такому строению черепа соответствует иная форма твердого неба; оно будет более плоским, неглубоким. "Мягкие ткани надставной голосовой трубы – язык, мягкое небо – в период мутации также значительно могут менять свою конфигурацию, что, несомненно, будет влиять на звукообразование".

У мальчиков наступают ясные, бросающиеся в глаза, анатомические изменения гортанного скелета. Гортанные хрящи и в особенности легкодоступный наблюдению щитовидный хрящ быстро увеличиваются в размерах, передний угол гортани начинает выпячиваться вперед, образуя выпуклость на передней поверхности шеи (Адамово яблоко). Все другие отделы гортани также растут быстро в это время и в короткий срок достигают своих значительных, характерных для мужской гортани размеров. Наибольшая разница между размером мужской и женской гортани выражается в величине передне-заднего размера. В связи с этим у мальчиков в переходном возрасте обнаруживают усиленный и быстрый рост. Так в 12-13 лет длина голосовых связок у них равняется 13- 14 мм ; в периоде созревания голосового аппарата длина связок увеличивается на 6- 8 мм , а к 25-летнему возрасту достигает длины в 24- 25 мм .

Мужская гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, а женская только на половину.

Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза, вследствие чего голос может опускаться на октаву. Здесь действует закон Пифагора, по которому длина и толщина струн обратно пропорциональны высоте издаваемого ими звука. Это изменение в диапазоне голоса мальчика в связи с ростом голосовых связок – лишнее доказательство того, что миоэластическая (мышечноэластическая) теория звукообразования, основывающаяся на физических (акустических) законах, имеет равное право на сосуществование с нейрохронаксической теорией.

По вопросу о наступлении мутации голоса у мальчиков, обычно совпадающей с наступлением полового созревания, данные специальной литературы несколько расходятся у разных авторов, что объясняется, по-видимому, неодинаковым сроком наступления половой зрелости в разных климатах. Так, в северных районах мутация наступает сравнительно поздно, но зато протекает более резко, тогда как в более южных странах, где период полового созревания наступает рано, явления мутации голоса проявляются значительно раньше.

В нашем климате мутация у мальчиков протекает между 15 и 19 годами, но наблюдаются случаи и более раннего созревания голоса (в 13-14 лет и даже раньше)

Изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении диапазона голоса и в изменении его тембра. Голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас.

Хотя имеются отдельные наблюдения, что дискант наиболее часто переходит в бас, а альт в тенор или баритон, однако закономерности в этом вопросе до сих пор установить не удалось.

Переход из голоса мальчика в голос взрослого обычно совершается более или менее резко. Голос во время перелома понижается почти на октаву. В то время как слух и воля стремятся сохранить высоту детского голоса, голосовые связки, вследствие изменившихся размеров (увеличение в длину, ширину и толщину), производят гораздо более низкие звуки. Поэтому голос в периоде мутации у мальчиков непостоянен, срывается и обнаруживает самые неожиданные переходы от низких тонов к высоким (как говорят, голос «киксует», «соскакивает»).

Мутационный период, т.е. период полного перехода из детского в мужского, может длиться от нескольких недель (4 - 6), месяцев (3 – 6), до 2 – 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто он продолжается приблизительно около одного года.

Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая.

После перемены голоса гортань продолжает расти; голос, однако, в дальнейшем изменяется уже мало. Он только развивается еще в отношении силы и полноты диапазона (у мужчин – приблизительно до 30-го года).

Формы протекания мутации у мальчиков весьма разнообразны.

Так, нередки случаи, когда голос меняется очень медленно, почти незаметно как для них самих, так и для окружающих; лишь изредка наблюдается небольшая хрипота и утомляемость голоса. При такой форме протекания мутации элементы мужского звучания желательны как в речи, так и в пении.

В других случаях (что встречается наиболее часто) у мальчиков при пении и даже в речи вдруг начинает срываться; при этом неожиданно появляются ноты басового тембра, нередко грубого, лающего характера, внезапно перескакивающие на фистулу.

Далее, встречается такая форма мутации, когда мягкий голос мальчика внезапно приобретает грубый характер; появляется резкая охриплость голоса, доходящая иногда до полного безгласия. Когда охриплость через некоторый, сравнительно короткий, срок исчезает, у мальчика (юноши) оказывается уже вполне сформировавшийся мужской голос.

В литературе отмечаются случаи исключительно быстрой смены голоса: мальчик, еще накануне разговаривавший детским голосом, на другой день уже обнаруживает голос взрослого мужчины.

При наступлении мутации у мальчиков, в случае быстрого протекания процесса, голос сразу становится ниже (приблизительно, на октаву), а при медленном протекании – понижается постепенно.

Связь всех изменений в голосовом аппарате с половым развитием мальчиков настолько тесна, что достаточно каких-либо причин, мешающих половому созреванию мальчика, чтобы в развитие гортани и голоса значительно замедлилось или даже вовсе остановилось. Так, имеются наблюдения, что у мальчиков, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание значительно запаздывает, а вместе с тем сильно отстает в развитии и голосовой аппарат сравнительно с ростом его у здоровых детей, оставаясь на степени развития детской гортани; в этом случае голос может оставаться инфантильным (недоразвитым, детским) и у взрослого.

Формы ненормального протекания мутации очень разнообразны. Они могут явиться следствием целого ряда причин, вызывающих те или иные расстройства в физической или психической сфере детей, а иногда и в той и в другой сфере.

Так, к мутационным расстройствам относятся:

Затянувшаяся мутация , когда смена голоса тянется на протяжении многих лет (3-5-7 и даже больше).

Упорно держащийся фальцет вызывается нарушением координации в работе голосовых и передних мышц гортани, когда превалирует деятельность последних; при этой форме мутационного расстройства у юноши вырабатывается очень высокий, неприятный, пискливый голос. Расстройства координации в некоторых случаях бывают выражены настолько резко, что речь сопровождается судорожными сокращениями наружных мышц гортани.

Остро протекающая мутация сопровождается столь бурными явлениями в отправлении голоса, что юноши совершенно отказываются разговаривать и общаться с окружающими.

Замаскированные расстройства в мутационном периоде . Видимых явлений мутации в голосе еще нет; голос звучит еще как будто совсем по-детски. В тоже время у юноши появляются приступы кашля, которые ничем не могут быть объяснены.

По мнению некоторых авторов, такое явление может быть вызвано слишком долгим пребыванием в хоре мальчиков, у которых уже проявляются признаки наступающей или наступившей мутации, но которые, однако, продолжают петь чисто детским голосом. С другой стороны, подобные явления могут быть вызваны длительным пением мальчиков «под голос взрослого мужчины». И в том и в другом случае налицо, несомненно, имеется резкое перенапряжение голосового аппарата, вызывающее у мальчиков (подростков) неудержимый рефлекторный кашель.

Преждевременная мутация , когда у мальчиков в 11, 12 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста.

Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряженной голосового аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и т.д.).

Запоздалая мутация . Сюда относятся случаи мутации голоса, проявляющейся значительно позже наступления половой зрелости (через 3-4 года и более). В этих случаях гортань приходит к зрелости последним органом, связанным с половым созреванием.

Вторичная мутация – когда уже в зрелом возрасте в голосе внезапно вторично обнаруживаются явления мутации (резко бросающиеся в глаза тембровые изменения голоса).

Согласно наблюдениям доктора Левидова, "…мутационному периоду у мальчиков в большинстве случаев предшествует некий предмутационный период , длящийся обычно несколько месяцев. В течение этого времени в голосе мальчика начинает появляться некоторые признаки приближающейся мутации, вначале очень слабые, но затем постепенно усиливающиеся. Главные признаки – быстрая утомляемость голоса и нежелание петь, а иногда еще не совсем чистая интонация при пении", поскольку мальчику труднее становится справляться с верхними звуками своего диапазона вследствие роста голосовых связок в длину. "Ларингоскопия часто обнаруживает явления незначительно выраженного катара гортани (слизь на связках)".

Второй период – собственно мутационный – характеризуется более выраженной окраской голосовых складок, а иногда и всей слизистой оболочки гортани, секреторная функция которой нарушается, при этом уменьшается или увеличивается количество выделяемой слизи. Отмечаются утолщение и гиперемия голосовых складок с красным, серо-розовым или желто-красным оттенком. Это явление следует рассматривать не как воспаление, а как физиологическую гиперемию, всегда сопутствующую воспалительному процессу при усиленном росте. Физиологическая гиперемия является благоприятной почвой для развития настоящего воспаления слизистой оболочки гортани в мутационном периоде при неосторожном, нерациональном обращении с голосом.

Кроме того, в период мутации у мальчиков отмечается значительное напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при переходе к низким. Все эти явления сопровождаются заметным нарушением как речевого, так и певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы его и соскакивания звуков с высоких на низкие и наоборот, что в вокальной практике называется киксами.

Профессору Левидову также удалось установить, "...что мутация голоса у мальчиков тоже обычно не кончается сразу". Несколько месяцев, а иногда и больше, длится период, называемый послемутационный . Он характеризуется тем, что при полной смене голоса, когда последний звучит уже совсем по взрослому, и диапазон как будто уже вполне установился, а пение для юноши не представляет никаких особых затруднений, - катаральные явления в гортани упорно держаться; даже после непродолжительного пения можно констатировать интенсивное покраснение голосовых связок и обилие вязкой слизи.

Также, послемутационный, период характеризуется относительно быстро наступающим утомлением голоса, некоторым нарушением вибраторной функции и розоватой окраской голосовых складок, появляющейся после пения. В этом периоде закрепляются все элементы грудного механизма голосообразования, благодаря чему в послемутационном периоде голос юноши приобретает свойства взрослого человека. Изменения диапазона, силы и тембра голоса, манеры звукообразования в этом периоде находятся в тесной связи с происходящими изменениями в организме и психике мальчиков.

Окончательное оформление своего развития человеческий организм получает примерно к 20 годам. Хотя рост гортани к этому времени и заканчивается, все же он может отставать от роста грудной клетки, получается несоответствие в работе дыхания и голосовых связок; мышечная сила последних еще недостаточно окрепла, и в послемутационном периоде (наиболее продолжительном) голосовые связки нуждаются в соответствующем режиме.

Н.Д. Орлова подчеркивает, что по наблюдениям Е.Н. Малютина самый опасный период послемутационный, когда насильственно меняются детские автоматизмы, от чего связки начинают перенапрягаться, приходят в гипертоническое состояние, что неизменно влечет за собой их гипотонию – ослабление, недосмыкание, неравномерную работу правой и левой связки. Осторожность в пении должна соблюдаться молодежью и дальше, когда голос уже вполне сформируется, в особенности, если не было раньше никакой подготовки.

Воспаление катаральное (i. catarrhalis; син. катар ) В. слизистых оболочек, характеризующееся образованием обильного экссудата различного характера (серозного, слизистого, гнойного, серозно-геморрагического и др.) и отеканием его по поверхности слизистой оболочки .

ткани (артериальная, активная гиперемия) или затрудненном ее оттоке (венозная, пассивная, застойная гиперемия). Сопутствует всякому воспалению. Искусственную гиперемию вызывают с лечебной целью (компрессы, грелки, банки ).

Голос рождается при помощи нескольких систем организма: гортани, голосовых складок (в обиходной речи их называют связками), легких, грудной клетки и носоглотки. Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки, при этом грудная клетка и носоглотка служат резонаторами. Чем больше и толще голосовые складки, тем ниже звук. Хотя не всегда. Вот у Карузо, например, голосовые складки были в два раза больше, чем у иного баса-профундо, а Карузо пел тенором.

У мальчиков, как и у девочек, гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха вибрируют только их края. Специалисты называют это фальцетным механизмом рождения звука. Гортань – как свисток. Природа так задумала, чтобы ребенка, у которого все звукообразующие системы пока маленькие, все-таки было слышно. И на самом деле, визги детей так хорошо слышны, что, зайдя, например, на перемене в школу, можно просто оглохнуть.

Но в 13-14 лет под влиянием разно­образных гормонов, в основном половых, у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться голосовые складки. Эти складки – гормонозависимая структура. Недаром у евнухов голос остается высокий, детский – сами они имеют комплекцию вполне взрослых мужчин, а голосовые складки не достигают взрослых размеров, потому что в организме не вырабатываются половые гормоны.

По этой же причине и у стариков голос становится выше – ведь половых гормонов в организме все меньше. А у женщин к старости, наоборот, голос звучит на более низких тонах, опять-таки гормонов не хватает, только женских, которые меняют складки так, чтобы звук был высокий и звонкий.

Говорить и петь фальцетом взрослый человек может и при нормально развитом голосовом аппарате. Правда, без привычки это не очень удобно. Но модно, недаром так говорят некоторые радиоведущие и поет Пресняков-младший. Для взрослого человека все же более естественен такой механизм образования звука, когда вибрирует вся складка, голосовая волна идет и горизонтально и вертикально. Поэтому взрослый голос получается более глубокий, красивый, разнообразный по окраске. В обычной речи мы пользуемся 2-3 тонами выше и ниже нашего основного тона. А певец берет две октавы.

Страх нового

Для подростка перейти с фальцета на полноценный процесс образования звука – трудно. Но проблема здесь скорее не физиологическая, а психологическая: к звуку своего детского голоса мальчик привык, а новый голос – баритон или басок – его пугает. При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то новый.

Поскольку дети растут неравномерно, один парень может быть еще и росточка небольшого, а басок у него уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а гортань еще маленькая, голос пока детский. Вот таким мальчишкам, опережающим сверстников или отстающим от них, приходится труднее всего, они больше других стесняются своего голоса. Но для большинства ломка голоса – нормальный физиологический процесс: стал голос ниже и грубее – ну и ладно. Большинство довольно быстро нащупывает новый механизм образования звуков. В редких случаях кому-либо из подростков требуется помощь фонопеда – специалиста по постановке голоса, который обычно работает с певцами. Разве что единицам из тех, кто растет в окружении одних женщин. Этим мальчишкам даже подражать некому, не с кого брать пример. Но и им обычно бывает достаточно одного занятия, на котором врач или фонопед покажет упражнения для постановки и закрепления нормального мужского голоса.

Три особенности

Есть три особенности подростковой мутации, которые полезно знать родителям.

● Во время ломки голоса не надо нагружать голосовые складки. А мальчишки их, к сожалению, не берегут, напрягают на каждом шагу: то, играя в футбол, орут как ненормальные, то во все горло песни распевают под гитару... Из-за перенапряжения на складках могут возникнуть узелки, врачи их так и называют – узелки крикунов. Эти узелки меняют вибрацию складок и голос становится хриплым. Некоторые узелки потом сами собой рассасываются, если нагрузки падают, но иногда приходится их удалять – делать микрохирургические операции.

● Простуды могут затянуть мутацию. Не всегда красное горло у подростка – признак респираторной инфекции. Когда гортань растет, в ней усиливается кровообращение, ткани становятся более красными, кажется, что у ребенка ларингит. Мальчика начинают лечить от простуды, давать ему лекарства, водить по врачам... А идет всего лишь нормальный физиологический процесс.

Если мутация затянулась, то есть мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не стал по-мужски низким, надо показать подростка фониатру. Чем дольше парень говорит фальцетом, тем сложнее ему будет перейти на взрослые тона.

● Какой «взрослый» голос будет у прекрасно поющего маленького мальчика, нам знать не суждено. Бывает в детстве высокий чистый голос, а прошла мутация, и голос получился самый банальный – и по окраске, и по тембру, и по силе. Всем известный пример – Робертино Лоретти. И поделать ничего нельзя: что дано, то дано.

Курьезный случай. Как-то к фониатрам – врачам, которые изучают особенности работы голосового аппарата, обратился офицер, и не самого маленького чина. Вполне взрослый мужчина, а голос – как у мальчишки. Несерьезно получается. Помогли ему врачи, научили говорить баритоном.

Появление голоса у человека происходит посредством нескольких органов: голосовых связок, гортани, носоглотки, грудной клетки, легких. Воздух, вырываясь из легких, заставляет вибрировать голосовые складки, а носоглотка и грудная клетка - это резонаторы. Высота звука зависит от толщины и длины голосовых связок - чем они больше и толще, тем звук ниже. У детей гортань маленькая, голосовые складки небольшие, поэтому голос у детей высокий и звонкий.

Когда и почему у мальчиков ломается голос?

В возрасте 12-14 лет у мальчиков начинаются возрастные изменения в организме, под действием половых гормонов связки начинают расти, утолщаться и удлиняться. В это время у них появляются признаки ломки голоса - он переходит с высокого тембра на низкий и наоборот. Именно это и называется мутацией голоса. Часто в это время возникает проблема, но не физиологическая, а скорее психологическая: к звуку своего высокого голоса мальчик привык, а вот взрослый бас иногда его пугает. Но для большинства мальчиков мутация голоса - это вполне естественный процесс и продолжается он в среднем несколько месяцев.

Что делать, если ломается голос?

Родителям стоит знать о трех особенностях подростковой мутации голоса:

  • в период ломки нельзя нагружать голосовые связки, из-за перенапряжения на складках возникают узелки, в результате чего голос становится хриплым;
  • избегать простуды - мутация может затянуться;
  • какой голос будет у подростка во взрослой жизни - не известно: что природой заложено, того уже изменить нельзя.

Подростки часто интересуются, как можно ускорить ломку голоса. Так вот, сделать это никак не получится потому, что мутация - это природный физиологический процесс, а вмешиваться в природу, как известно, не стоит.

Ломается ли голос у девочек?

Все дело в том, что голосовые складки у девочек растут медленнее, чем у мальчиков и к началу полового созревания они у девочек еще гораздо короче. Голос у девочек тоже ломается, но не так явно и не так быстро, как у мальчиков. Назвать этот процесс мутацией нельзя потому, что такая ломка голоса не связана с гормональными перестройками в организме девочки.

Тот или иной тембр голоса заложен в человеке от природы и надо воспринимать его как данность. Взрослеющему ребенку потребуется время, чтобы он смог привыкнуть к новому своему голосу. Объясните ребенку, что ломка голоса – своего рода начало пути во взрослую жизнь.И если родители серьезно отнесутся к подростку во время мутации его голоса, поддержат его дельным советом, то процесс этот пройдет наименее болезненно и гораздо быстрее.