Манера общения коробочки. Характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

Павел Иванович Чичиков попадает к помещице Коробочке в неурочный час, сбившись с дороги, да еще и вывалявшись в грязи при падении с брички. Лошади, управляемые не совсем трезвым кучером Селифаном, буквально врезаются в забор ее дома.

Образ Коробочки весьма интересен. Настасья Петровна Коробочка дает приют запоздалым путешественникам, так как Чичиков представляется дворянином, что производит благоприятное впечатление на вдову-помещицу. Давайте кратко рассмотрим визит Чичикова к Коробочке и краткую характеристику Коробочки.

Характеристика помещицы Коробочки

Крепкое и аккуратное хозяйство Коробочки находится в уединенном месте, вдали от столбовых дорог, поэтому жизнь в имении выглядит застывшей. Существенными деталями, подчеркивающими застывший мир героини и сам образ Коробочки, являются огромное количество мух и шипящие, словно змеи, настенные часы.

Живущая в глуши помещица радушна, гостеприимна и заботлива. Она, несмотря на два часа ночи, предлагает Чичикову еду, растирание спины после падения, да еще и чесание пяток перед сном, как это раньше делалось покойному барину.

Но Чичиков, у которого от желания спать уже слипаются глаза, будто их медом облили, с благодарностью от всего отказывается.

Заботливость Настасьи Петровны Коробочки проявляется в том, что она дает прислуге задание – вычистить и высушить всю грязную одежду гостя. После этого Чичиков буквально проваливается в огромную пышную перину, а утром просыпается от нашествия мух, одна из которых даже умудряется залезть ему в нос.

Чичиков поражает помещицу своим предложением о продаже мертвых крестьянских душ. Настасья Петровна теряется и не понимает всей выгоды сделанного ей предложения, ведь до этого ей приходилось торговать только медом, мукой, пенькой, птичьими перьями, но никак не мертвыми крепостными.

Чичиков в сердцах мысленно называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой».

Еще некоторые детали образа помещицы Коробочки

Образ Коробочки также раскрывается в том, что изрядно поторговавшись, вдова коллежского секретаря в конце концов соглашается на сделку и угощает Чичикова всевозможными яствами: грибами, пирогами, блинами. Блины настолько вкусные, что Павел Иванович съедает их по три сразу.

После такого радушного приема Чичиков садится в свою бричку и уезжает с мыслями о том, что Коробочка – это прирожденный предприниматель, всеми силами старающийся любому и каждому выгодно продать свою продукцию и заработать при этом как можно больше денег. Чтобы потом аккуратно раскладывать их по мешочкам и прятать в комод. Вот каков образ Коробочки.

Чичиков посещал и других помещиков города №, в их число вошли такие персонажи "Мертвых душ", как Ноздрев, Собакевич и Манилов . Ознакомьтесь и с их характеристиками, чтобы составить полное впечатление о

Поэма “Мертвые души” Н.В.Гоголя предлагает своим читателям окунуться в огромное разнообразие совершенно разных и непохожих друг на друга героев. Одним из самых ярких и важных персонажей является помещица Коробочка, ее образ раскрывается в третьей главе произведения.

Первая встреча главного героя поэмы, Чичикова, и Коробочки происходит совершенно случайно, когда Павел Иванович из-за непогоды теряет дорогу к Собакевичу. Чичиков приезжает в имение Коробочки, в деревню в стороне от основной дороги, и остается у нее ночевать, так и происходит их знакомство.

Она была пожилой женщиной, в потрепанной одежду, полностью посвящает свою жизнь хозяйству, которое ведет в своей усадьбе. Несмотря на то, что в ее распоряжении находится всего 80 крестьянских душ, ее имение может похвастаться хорошим состоянием: крепкие и ухоженные дома, сильные и здоровые мужики.

Живет Коробочка за счет продажи продуктов, произведенных в ее имении, например мед, пенька. Зарабатывает на этом она достаточно немало, она пытается извлечь прибыль из всего, ей хватает на безбедную жизнь, тем не менее помещица любит жаловаться на жизнь, прибедняться и занижать свой достаток. Коробочка - корыстная, алчная, скупая, так как не покормила гостя с дороги., недоверчивая и проявляет к людям излишнюю подозрительность. Тем не менее, Коробочка в своем зажиточном хозяйстве проявляет гостеприимство, когда выдает Чичикову чистую одежду, стирает грязную, отправляет девушку, чтобы почесала ему пятку и взбила подушку.

Помещица Коробочка собирает и хранит хлам, вся ее жизнь - это сплошное накопительство, в ее усадьбе царит затхлость. Также интерьер ее дома кажется Чичикову достаточно старомодным, словно он застыл где-то во времени. Настасья Петровна верит и в Бога, и в черта, иногда гадает на картах. Когда Чичиков просыпается, то видит много мух, что еще раз подчеркивает старость. О семье Коробочки известно мало, что она вдова и у нее нет детей. В процессе общения с помещицей Чичиков начинает выходить из себя, он хочет поскорее уехать из ее имения, чтобы отвязаться от нее.

Николай Васильевич Гоголь называет помещицу дубоголовой, так как после продажи мертвых душ Павлу Ивановичу она едет в город узнать истинную цену, чтобы выяснить, не была ли она обманута.

В целом, представляя собой один из наиболее ярких образов, Настасья Петровна обычная и простая помещица.

Вариант 2

Поэма представлена в виде поездки главного персонажа по России, где она показана со всеми ее тяготами и проблемами. Автор показал родной край со всеми ее тяготами, раскрыл причину тяжелого положения русского народа и с помощью сатиры изобличил изъяны существующего строя. Мы видим, как Чичиков, совершая путешествие по южным губерниям, хочет недорого скупить умерших крепостных, для того, чтобы мошенническим образом разбогатеть и не работать.

Он посещает разных помещиков, среди которых особенно выделяется Коробочка, которая является обеспеченной помещицей, готовая торговать всем, чем душа пожелает, в том числе и покойными крестьянами.

Бестолковая Настасья Петровна думает, что ей нужно будет выкапывать мертвецов из могил, и ее это не останавливает. Она намерена сделать все для того, чтобы только получить вознаграждение. Чичиков, с первой минуты, поняв характер женщины, сразу же стал с ней беседовать более свободно, чем с Маниловым. Он даже прикрикнул на нее, когда Коробочка отвлеченно его слушала. Ведь в ее мыслях вертится одно, лишь бы не отдать мертвецов дешево, а остальное совсем не беспокоило.

Коробочка - мощная барыня, она живет натуральным хозяйством, и в то же время понимает, как достаются деньги. Интеллект ее развития желает оставлять лучшего. Она может рассказать, как уберечь деревья с созревшими плодами от птиц, но для чего это нужно было делать, не может объяснить. Весь ее внешний вид говорить о том, что она не только бестолкова, но и неряшлива. К тому же она полна суевериями. Коробочка верит в гадания и всякую нечисть, которая может появиться в доме после полуночи. Да и в речи у нее проскальзывают разные слова, присущие человеку религиозному.

Весь дом ее похож на коробочку, в которой находится много старинных вещей. Когда смотришь на нее, то удивляешься, насколько Настасья Петровна жадная. Она не имеет собственных детей, и нет близких, кому можно передать все дела и имущество, и кого нужно было представить обществу. И все равно, она хочет все больше и больше капитала.

Бесполезное накопительство Коробочки почти зловеще. Она копит деньги ради них самих, не страшится даже пускать в продажу покойников – лишь бы не прогадать. Все монеты у нее разложены в разные цветастые мешочки, которые она достает их и пересчитывает каждый день. Круг интересов у нее тоже небольшой. В основном она общается только с теми людьми, с которыми она консультируется по вопросам ведения торговли.

Потихоньку Гоголь подведет нас к тому, как желание разбогатеть, составление капитала любыми средствами, бесконечная эксплуатация крестьян убивают душу помещиков. Они утрачивают облик человека. В образе же Коробочки показал новые черты капиталистического общества.

Сочинение про помещицу Коробочку

Поэма Гоголя может читаться на самых разных уровнях, автор вложил множество различных смысловых слоев в свое творение. Если смотреть на Коробочку поверхностно, то перед нами сатира на тупость и патриархальный уклад, пародия на ограниченность личности и чрезмерную практичность, героиня, удивляющая собственной простотой.

Гоголь подчеркивает простоту Коробочки в ее речи, которая полна простыми и даже примитивными выражениями и как бы наивно нага. Так без всякого стеснения могут говорить только дети или малообразованные люди. Помещица не отличается возвышенным умом, но она обладает довольно ценными практическими познаниями, эти детали тоже отмечены, к примеру, сетки, которые сохраняют фруктовые деревья.

Таким образом, Гоголь описывает фигуру приземленного народа, простого народа без романтизации. Этот народ в действительности может быть нелепым и грубым, сидеть и рассуждать куда докатится колесо, знать как выгоднее купить и продать. Этот народ нечего не представляет помимо собственного маленького мирка и не собирается оттуда выбираться, погрязнув в болоте банального и примитивного существования.

Если смотреть на Коробочку в контексте символического ряда, который предлагает автор, то эта героиня предстает своеобразной мистической фигурой, которая олицетворяет собой таких мистических героев как Баба-Яга. Поездка к Коробочке связана для Чичикова с образами гибели и загробного опыта. Перед приездом он падает в землю (образ погребения), когда просыпается – на лице сидят мухи (как на трупе) и если проследить по тексту, то Гоголь практически в каждой фразе дает подобные намеки.

Коробочка, подобно волшебной старухе из русских сказок, обитает на отшибе и связана с потусторонними силами. В таком прочтении причитания, приметы, в которые она верит (загадывать на картах, например) и детали интерьера (к примеру, карты для гадания) получают совершенно новое прочтение и становятся своеобразными атрибутами волшебницы.

Также Коробочка является единственной женщиной-помещицей и ее фигура выделяется из общей канвы помещиков, благодаря чему ее образ становится более интересным и уникальным.

С Коробочкой мы встречаемся в 3-ей главе романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Она – 2-я по счету, кому наносит визит Чичиков. На самом деле, Чичиков заехал в ее поместье случайно – кучер напился, «подгулял», как характеризует это событие сам автор, и сбился с пути. Поэтому вместо Собакевича главный герой знакомится с помещицей Коробочкой.

Рассмотрим образ Коробочки подробно

Она – женщина почтенных лет, вдова, в прошлом «коллежская секретарша». Живет одиноко в своем поместье и полностью поглощена ведением хозяйства. Своих детей, скорее всего, у нее нет, так как Гоголь в описании персонажа упоминает, что весь ее «хлам», накопленный в течение жизни, достанется какой-нибудь внучатой племяннице.

Выглядит старомодно и немного нелепо, « в чепце», «фланели», «на шее что-то навязано».

Коробочка, в отличие от Манилова, сама успешно ведет хозяйство. Глазами Чичикова мы видим, что дома в ее деревне крепкие, крепостные мужики «дюжие» (сильные), много сторожевых собак, что говорит о том, что это «порядочная деревушка». Во дворе полно домашней птицы, а за забором тянутся огороды с овощами – капустой, свеклой, луком, картофелем. Есть и фруктовые деревья, заботливо накрытые сетями от прожорливых сорок и воробьев. С этой же целью установлены и чучела. Гоголь иронично замечает, что на одном из чучел был надет чепец самой хозяйки.

Дома крестьян поддерживались и обновлялись – Чичиков увидел новый тес на крышах, ворота везде стояли ровно, в некоторых дворах стояли телеги. То есть, повсюду видна хозяйская забота. Всего у Коробочки 80 крепостных, 18 умерло, о чем хозяйка сильно сокрушается – то были хорошие работники.

Крепостным Коробочка не дает лениться – перину Чичикову взбили мастерски, утром, когда он возвращается в гостиную, где ночевал, все уже прибрано; стол ломится от выпечки.

То, что у помещицы кругом порядок и все под ее личным контролем, мы видим из диалога о покупке мертвых душ – она помнит всех умерших крестьян по именам и фамилиям, даже никаких записей не ведет.

Несмотря на то, что Коробочка очень любит жаловаться на то, как плохи дела, ее поместье имело и излишки, которые продавались купцам и перекупщикам. Из диалога с Чичиковым мы узнаем, что помещица торгует медом, пенькой, пером, мясом, мукой, крупами, салом. Она умеет торговаться, пуд меда продает по очень дорогой цене, целых 12 рублей, чему очень удивляется Чичиков.

Настасья Петровна бережлива и даже немного скупа. Притом, что дела в поместье идут неплохо, обстановка в доме очень скромная, обои старые, часы скрипучие. Несмотря на вежливое обращение и гостеприимство, Коробочка не предложила гостю поужинать, сославшись на позднее время. А с утра предлагает Чичикову только чай, хоть и с фруктовой настойкой. Только почувствовав выгоду – когда Чичиков пообещал покупать у нее «хозяйственные продукты» – Коробочка решила задобрить его и приказала испечь пирог и блины. А также накрыла стол с разной выпечкой.

Гоголь пишет, что у нее «не сгорит платье и не изотрется само собою». Жалуясь на бедность и неурожаи, она, тем не менее, откладывает денежки в «пестрядевые мешочки», которые рассовывает по ящикам комода. Все монетки тщательно сортируются – «целковики, полтиннички, чертвертачки» раскладываются отдельно по мешочкам. Во всем старая помещица пытается найти выгоду – заметив у Чичикова гербовую бумагу, просит у него «листик подарить».

Коробочка набожна и суеверна. В грозу перед иконкой ставит свечку, молится; пугается, когда Чичиков упоминает черта в разговоре.

Она не слишком умна и немного подозрительна, очень боится прогадать и продешевить. Сомневается в сделке с Чичиковым и не хочет продавать ему мертвые души, хоть ей и приходится платить за них как за живых. Наивно думает, что могут приехать другие купцы и предложить более выгодную цену. Эта сделка совершенно измотала Чичикова, и в процессе переговоров он называет Коробочку мысленно и вслух «крепколобой», «дубинноголовой», «дворняжкой на сене» и «проклятой старухой».

Образ Коробочки интересен тем, что это довольно распространенный типаж в России времен Гоголя. Ее основные черты – упрямство, глупость и ограниченность, были присущи и реальным личностям – некоторым чиновникам и госслужащим. Автор пишет про таких людей, что вроде бы видишь почтенного и государственного человека, а на деле оказывается «совершенная Коробочка». Доводы и аргументы отскакивают от них, как «резинный» мяч.

Завершается описание помещицы размышлением на тему, можно ли полагать, что Коробочка стоит в самом низу « лестницы «человеческого совершенствования»? Гоголь сравнивает ее с сестрой-аристократкой, живущей в богатом и изысканном доме, которая читает книги, посещает светские мероприятия, и мысли ее занимает «модный католицизм» и политические перевороты во Франции, а не хозяйственные дела. Автор не дает конкретного ответа на этот вопрос, ответить на него должен сам читатель.

Обобщим основные характеристики образа Коробочки

Хозяйственная

Имеет деловую хватку

Практичная

Бережливая

Мелочная

Лицемерная

Подозрительная

Ограниченная

Заботится только о собственной выгоде

Одержима накопительством

Религиозна, но без настоящей духовности

Суеверная

Символичность фамилии помещицы

Символизм – важный художественный инструмент в руках писателя. В поэме Гоголя «Мертвые души» все фамилии помещиков символичны. Не исключение и наша героиня. Коробочка – уменьшительно-ласкательное производное от слова «коробка», то есть, неодушевленный предмет. Так и в образе Коробочки мало живых черт, она обращена к прошлому, в ней нет настоящей жизни, развития – личностного, духовного. Настоящая «мертвая душа».

В коробке люди хранят различные вещи – так и Коробочка поглощена накопительством исключительно ради самих денег, у нее нет какой-то глобальной цели, на что эти деньги можно потратить. Она просто складывает их в мешочки.

Ну и стенки у коробки твердые, как и ум Коробочки. Она глупа и ограничена.

А что до уменьшительно-ласкательного суффикса – то этим автор, возможно, хотел показать безобидность и некую комичность персонажа.

Коробочка - это «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки» (так её характеризует Гоголь), и это великолепно отражается в её речи. Да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни. Как же жаль, право, что я продала мёд купцам так дёшево . Ещё примеры: «Народ мёртвый, а плати, как за живого». Теперь Мне выехать не на чем: некому лошадей подковать. Урожай плох, мука уже такая неавантажная . Речь Коробочки отражает её тупость и невежество, боязнь нового, непривычного, страх перед предложением Чичикова продать мёртвые души: Право, не знаю, ведь я мёртвых некогда не продавала . Право, я боюсь, на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Моё такое неопытное вдовье дело! лучше ж я маленько повременю. Порой в речи «дубинноголовой» Коробочки обнаруживается крайняя примитивность её мысли, доходящая до какой-то детской наивности. Нешто хочешь ты их откапывать из земли? - спрашивает она Чичикова про умерших. Или в другом месте: А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся . В речи Коробочки много просторечных слов и выражений: боров, засалиться, исподнее, мелюзга, нешто, маленько, авось, каково почивали; с чем прихлебнёте чайку; заседатель; в толк-то не возьму; применюсь к ценам; я всё не приберу, как мне быть . Коробочка, старозаветная помещица-крепостница, живущая в «порядочной глуши», хранит элементарные принципы помещичьего гостеприимства и проявляет в сцене с Чичиковым необходимые для её среды черты радушия. Отсюда её обращение « Чичикову: «отец мой», «батюшка». Она любезно обращается к Чичикову с предложениями: Не хотите ли, батюшка, выпить чаю? Вот здесь и расположитесь, батюшка, на этом диване. Да не нужно ли чем натереть спину . На ночь она желает гостю «покойной ночи», утром любезно приветствует: Здравствуйте, батюшка. Каково почивали? Религиозность Коробочки подчёркивается её речью. Она то и дело произносит: в какое время вас бог принёс; дай бог, чтобы прошло; был такой неурожай, что боже храни; бог приберёг от такой беды; святители, какие страсти; с нами крестная сила; ей богу . .

Коробочка говорит примитивным, убогим языком, выражает свои мысли чаще всего простыми предложениями. Правда, с такой дороги и очень нужно отдохнуть. Вот здесь и расположитесь, батюшка, на этом диване. Эй, Фетинья, принеси перину, подушки и простыню. Какое-то время наслал бог: гром такой - у меня всю ночь горела свеча перед образом. Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! где так изволил засалиться? . Приведённый отрывок типичен для речи Коробочки. Здесь и любезное обращение к гостю, и сочувствие ему, и гостеприимное предложение, и приказание своей служанке, и выражение религиозности. При этом она часто употребляет просторечные слова, есть у неё и элементы казённой речи. .

Конспект урока по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

(9 класс)

Тема: «Один за другим следуют у меня герои…» Образы Коробочки и Ноздрева.

Цель: проанализировать образы Коробочки и Ноздрева.

Задачи:

    выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образов;

    обучить умению определять принципы типизации социальных явлений;

    приобщить учащихся к исследовательской работе.

Структура урока:

1 . Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объявление темы и целей урока.

4. Повторение пройденного.

5. Работа в тетрадях.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный этап.

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

3. Визуальный контроль готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объявление темы и целей урока.

Тема нашего урока: «Образы Коробочки и Ноздрева». Мы продолжаем работу по анализу литературных образов, постараемся понять сатирическую позицию автора, пронизывающую всё произведение.

4. Повторение пройденного. (Глава II, Манилов)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с первым помещиком, у которого побывал Чичиков – с Маниловым. Мы договорились, что характеризовать помещиков будем по определённому плану:

а) описание внешности (портрет);

б) характер помещика;

в) особенности манеры поведения и речи;

г) отношения с окружающими;

д) описание усадьбы;

е) итог сделки.

Не забывайте, что Гоголь, рисуя жизнь современной ему России, идёт путём внимательного исследования мелочей, показывает их крупным планом, гиперболизирует, так как видит в них выражение сущности окружающей действительности. Это так называемая художественная деталь.

5. Работа в тетрадях.

Анализ литературного образа. Коробочка.

В главе, повествующей о Коробочке, мы увидим иной тип характера, который, на первый взгляд, отличается от характера Манилова; ведь, следуя нашему плану, мы не сможем найти сразу в тексте черты характера, художественные детали, которые бы подтверждали явную сатирическую направленность.

Но в этом есть особенность талантливого произведения: с помощью художественного исследования мы учимся быть умными читателями. Итак, обратимся к нашим таблицам.

( «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки» (портрет сливается с характером). «Она была одета лучше, нежели вчера, - в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все также было что-то навязано». Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом домашнем образе жизни в глуши.)

б) характер помещика. ( Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. «Ну, баба, кажется, крепколобая!». Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка . Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилить; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.)

в) (Коробочка - это «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки» (так её характеризует), и это великолепно отражается её речи. «Да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни». «Как же жаль, право, что я продала мёд купцам так дёшево».

Речь Коробочки отражает её глупость и невежество, боязнь нового, непривычного, страх перед предложением продать мёртвые души: «Право, не знаю, ведь я мёртвых никогда не продавала;». «Никогда ещё не случалось продавать мне покойников»; «Право, я боюсь. На первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку.

Порой в речи Коробочки обнаруживается крайняя примитивность её мысли, доходящая до какой-то детской наивности. «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» - спрашивает она Чичикова про умерших. Или в другом месте: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». В речи Коробочки много просторечных слов и выражений: засалиться, ихний, вить, мелюзга, нешто, маненько, авось, с чем прихлебнёте чайку; в толк-то не возьму; применюсь к ценам; я всё не приберу, как мне быть и др. Известно, какое магическое действие на Коробочку оказало слово «дворянин», которое заставило её даже в поздний час отпереть ворота и впустить к себе на ночлег сбившегося с дороги Чичикова.)

г) отношения с окружающими. (Коробочка, старозаветная помещица-крепостница, живущая в «порядочной глуши», хранит элементарные принципы помещичьего гостеприимства и проявляет в сцене с Чичиковым необходимые для её среды черты радушия. Отсюда её обращение к Чичикову: «отец мой», «батюшка». Она любезно обращается к Чичикову с предложениями: «Не хотите ли, батюшка, выпить чаю?» «Вот здесь и расположитесь, батюшка, на этом диване». «Да не нужно ли чем натереть спину?» «Да не нужно ли ещё чего?». На ночь она желает гостю «покойной ночи», утром любезно приветствует: «Здравствуйте, батюшка. Каково почивали?». Коробочка знает всех своих крестьян, которые умерли со времён последней ревизской сказки; знает, кто каким мастером был, сокрушается, что народ-то умер всё мастеровой.)

д) описание усадьбы. ( Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок. Утром...теперь заметил, что на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа. Курятник переграждал дощатый забор, за которым тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, светлой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья. Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами. )

е) итог сделки .( Тупо, непоколебимо, убеждённо Коробочка делает своё дело – продаёт, ест, спит, копит, копит, копит… Характерно, что сама торговля “мертвыми душами” её не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отравилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвых душ”. Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность. )

Анализ литературного образа. Ноздрев.

Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев.

а) описание внешности (портрет). ( Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его. Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки).

б) характер помещика. ( Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни. Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”.)

в) особенности манеры поведения и речи. ( Почти вся его речь - это пустая болтовня, сплошное лганьё. «Я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского» . «На этом поле русаков такая гибель, что земли не видно; я сам своими руками поймал одного за задние ноги». Отмечается в речи Ноздрёва, вращающегося в среде кутил-офицеров, «отголоски» «армейского» языка: «как покутили» ; «бордо называет просто бурдашкой» ; «ты жестоко опешишься» ; «во рту.. . точно эскадрон переночевал» . Для речи Ноздрёва характерны следующие особенности: резкие переходы от одного чувства к другому например, он говорит Чичикову: «Свинтус ты за это, скотовод эдакой! Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя». Отрывочные, незаконченные предложения, показывающие, что слова его не успевают за летящими мыслями.)

г) отношения с окружающими. ( Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе "ты". Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный. Женитьба его ничуть не переменила, тем более что жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны. За детьми присматривала смазливая нянька. Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: "Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь".)

д) описание усадьбы. ( Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню; пол весь был обрызган белилами. Деревня Ноздрева - в два часа с небольшим показал решительно все, так что ничего уж больше не осталось показывать. Прежде всего пошли они обсматривать конюшню, где видели двух кобыл, одну серую в яблоках, другую каурую, потом гнедого жеребца, на вид и неказистого, но за которого Ноздрев божился, что заплатил десять тысяч. Пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади. В этой же конюшне видели козла. Волчонок, бывший на привязи, которого Ноздрев кормит сырым мясом, чтобы он был совершенным зверем. Пруд, в котором, по словам Ноздрева, водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку. На дворе всякие собаки, и густопсовых, и чистопсовых, всех возможных цветов и мастей. Поле, которое во многих местах состояло из кочек. Кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья - одно в триста, а другое в восемьсот рублей. Турецкие кинжалы. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились. ) Чичиков уехал ни с чем. Но отнюдь не потому, что его возмутила незаконность предлагаемой Чичиковым сделки. Он просто не способен над этим задумываться, не способен выйти за рамки привычных ему понятий . Это выразительно оттеняет прием механического повторения реплик: «купи у меня жеребца»; «ну, так купи собак»; «так купи шарманку» и т. д. Сам азарт, с которым он предлагает Чичикову всевозможные способы получения «мертвых душ», начиная от продажи брички и кончая игрой в шашки, красноречиво убеждает не только в духовной никчемности и цинизме Ноздрева, но и в его полнейшем равнодушии к судьбам своих крестьян, мертвых ли, живых - все равно. )

6. Подведение итогов урока.

Внутренний мир Настасьи Петровны Коробочки пуст и мелок. Бездушие этой помещицы отражается в ее мелочности. Единственное, что волнует Коробочку, - это цены на пеньку да на мед. О своем покойном муже она может вспомнить только то, что он любил, чтоб девка ему на ноге пятки чесала. В этом особенно проявляется ее оторванность от людей, полное равнодушие

Третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души – Ноздрев. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Ноздрев непрерывно врет, задирает всех без разбору. Он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Ноздрева объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера». Этот помещик ничего не задумывает и не планирует, он просто ни в чем не знает меры.

7. Домашнее задание

Подготовить характеристику Собакевича и Плюшкина.