Милосердие в рассказе дети подземелья. Аргументы для текстаегэ

Карлаш Римма

В данной зачетной работе ученица рассматривает тему милосердия и сострадания в повести Короленко "Дети подземелья"

Скачать:

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Выполнила ученица 6 «Б» классаМБОУ СОШ №8 г.Томмот Алданского района РС(Я)Карлаш Римма.Учитель: Сергеенко Людмила Вячеславовна.

Слайд 3
Вступление (тема милосердия и сострадания в литературе)Словарная работа (дать понятия МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ)Слово об авторе.История создания повести «Дети подземелья». Сюжет.Характеристика главного героя (портрет, его отношения с отцом, сестрой, чем занимался)Знакомство с «детьми подземелья»Характеристика этих детей.Как сложились отношения Васи и этих детей.Как автор раскрыл тему милосердия и сострадания в повести?Как изменилась жизнь Васи после всех событий?Выводы: чему учит нас эта история.

Слайд 4
В русской литературе много писателей, которые затрагивали тему милосердия и сострадания. Например, такие как: Оскар Уайльд, Достоевский, Чехов и т.д. И В. Г. Короленко был не исключением.

Слайд 5
Милосердие-это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.Сострадание-это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Слайд 6
Писатель, общественный деятель. Сын уездного судьи. Учась в гимназии, увлекся русской классической литературой, мечтал стать адвокатом, чтобы защищать обездоленных.

Слайд 7
В истории Васи угадывается судьба самого писателя.Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери, сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод. Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно меняется его понимание жизненных процессов, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет.

Слайд 8
В повести Короленко "Дети подземелья" главным героем является девятилетний мальчик Вася. Ему было всего шесть лет, когда после тяжелой болезни умерла мать Васи. Отец его совершенно позабыл о нем, целиком погрузившись в свое безутешное горе. Мальчик вырастал будто одинокое дикое деревце в поле, - ничьей заботой он не был окружен, однако никто и не сковывал его воли. Портрет Васи:Все его звали бродягой, негодным мальчишкой, лет семи восьми, любопытный дружелюбный, отец его был судьей, мать умерла, и после этого лицо отца всегда было суровое.«Он чувствовал,что не имеет на меня не малейшего влияния, что между нами стоит какая-то стена. Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе. И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже.»«Сестре моей было четыре года. Я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовь; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между нами высокую стену»

Слайд 9
«Хоть незнакомец, явившийся на сцену столь неожиданным и странным образом, подходил ко мне с тем беспечно-задорным видом, с каким всегда на нашем базаре подходили друг к другу мальчишки, готовые вступить в драку, но все же, увидев его, я сильно ободрился. Я ободрился еще более, когда из- под того же престола, или, вернее, из люка в полу часовни, который он покрывал, сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня своими детскими-любопытными голубыми глазками»... Так состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей.

Слайд 10
Характеристика Валека: мальчик лет девяти, высокий, тонкий, черноволосый, солидный с манерами взрослого человека, одет был бедно
Валек и Маруся

Слайд 11
Характеристика Маруси: это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, ей было четыре года, волосы белокурые, но пышные, тонкие прозрачные ручки, одета была бедно.
Маруся с куклой

Слайд 12
СоняБыла кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала, любила играть, беситься, звонко смеялась
МарусяРуки тонки, прозрачны, она не бегала, а когда смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагав уже не слышно

Слайд 13
С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васе его мать в последние дни жизни. От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из нее жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Вася с Вальком собирали для девочки цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу мальчиков, которая росла, несмотря на резкую противоположность их характеров. «Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Все, что на улицах забавляло и интересовало Васю в этих людях, здесь в подземелье, явилось в неприкрашенном виде и тяжело угнетало детское сердце. Когда эти картины и люди вставали в Васиной памяти, он видел горе, нужду, трагизм. Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Валек обнимал его как брат». «Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Куклу искали хозяева. Вася сообщил Вальку свои опасения. Было принято решение вернуть куклу обратно. Как только мальчики вынули куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она вдруг заплакала. Вася с испугом положил куклу на место. Девочка улыбнулась и успокоилась. Вася понял, что хотел лишить своего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни».

Слайд 14
В.Г. Короленко показал, как Вася помогал детям подземелья. Давал им еду; когда Марусе было плохо, он забрал без просу отца куклу Сони и отдал ее Марусе. Вася проявил сострадание к детям. Он понял, что им трудно и плохо жить в старом холодном подземелье. Вот в этом В.Г. Короленко раскрыл тему сострадания и милосердия в повести.

Слайд 15
«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».«Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали эту могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей березы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми мыслями, первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий родно город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты»Вася понял, что не все живут как он, что есть такие люди которым жить трудно. Им негде жить, нечего есть.Он полностью изменил свое отношение к жизни, людям, окружавшим его.

Слайд 16
Эта история учит нас тому, что надо помогать всем кто бы это не был, проявлять сочувствие и милосердие к людям при любой ситуации.Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

Слайд 17
Составить синквейн об одном из героев (Вася, Валек, Маруся).Составить синквейн «Доброта», «Сострадание»

Писатель-гуманист, что подарил нам одну из своих лучших работ под названием , которое в сокращенном варианте называется Дети подземелья. Как раз с данным произведением мы сегодня и познакомились, а теперь поработаем над сочинением рассуждением по теме: Жизнь детей подземелья. При этом, изучая работу Короленко, мы видим поднятые автором темы нищеты, дружбы, безразличия, черствости. Это как болезнь, что распространялась в обществе царской России, в частности среди бедноты. О нищих детях автор пишет с любовью и тут же предлагает лекарство от болезни в виде проявления такой черты характера человека, как милосердие. Познакомившись с работой автора и работая над сочинением по произведению Дети подземелья, теперь мы можем ответить, что такое .

Дети подземелья сочинение на тему милосердие

Милосердие это прекрасная черта человека, которая не позволяет проходить мимо нуждающихся. Благодаря милосердию, что в наших сердцах, мы протягиваем руку помощи, жертвуем своими выгодами, ради блага других, лишь бы их лица осветила улыбка.

Таким героем, с милым и отзывчивым сердцем, с милосердием в душе был герой рассказа Дети подземелья Вася. Это сын местного судьи, у которого умерла мама. С ее смертью в дом пришла печаль. О мальчике даже забывает даже его отец, посвящая всего себя дочери. Вот, предоставленный самому себе, он начинает скитаться и бродяжничать, когда наконец попадает в заброшенный дом. Там и знакомится Вася с детьми из подземелья, которых выгнали из заброшенного дома. Теперь они живут под землей. Мальчик подружился с ними и стал носить им лакомства. В свою очередь дети поддерживали Васю, говоря о том, что его отец самый лучший в городе, он любит Васю, просто ему нужно время. И вот эти попрошайки Валек и Маруся, способствуют развитию у главного героя важных человеческих качеств, таких как сопереживание и милосердие. В детях же подземелья мальчик нашел не только друзей, но и то тепло, в котором нуждался, ту поддержку, что была ему необходима.

Запоминается и момент, когда Вася приносит Марусе Сонину куклу. Он ее взял без спроса, но сделал это для того, чтобы умирающей девочке хоть как-то принести радость в последние дни ее жизни. В этом также видна милосердная сторона героя. Эта же черта характера мальчика растопила лед между ним и его отцом. Теперь у них будет все замечательно, ведь отец нашел в себе мужество, признав свои ошибки и проявив милосердие к Тыбурцию, которого не сдал полиции и дал ему денег.

Два мира - мир богатых и бедных - это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания.

Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним Валеком и трёхлетней Марусей изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее, серьёзнее. У его «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху… каменные плиты пола… стены тоже были из камня… тонули совсем в темноте». Мальчик проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо» - девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А отец понял Васю, стал ближе к нему, осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.

Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты». Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.

«Равнодушие и отзывчивость»

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества.

Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.



Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения.

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям.

Отношение к людям

М. Горький «Старуха Изергиль »

Данко и Ларра - два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

А.И. Солженицын «Матренин двор »

В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом.



М. Горький «На дне »

В драме писатель показывает, как абсолютно черствых, бездушных, бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа, Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура странника и его философия – весьма спорны (вечный спор о горькой правде и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления сострадания к людям – он бесспорно положительный герой (вспомнить, например, диалог Луки и умирающей Анны).

В. Железников «Чучело »

В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка – изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание »

В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других.

Сочинение по произведению В.Г.Короленко Дети подземелья

План

1.О творчестве В.Короленко

2.Жизнь в заброшенном замке

3.Новые друзья Васи

4.Болезнь Маруси

5.Значение повести «Дети подземелья»

Русский писатель В.Г.Короленко является автором огромного количества замечательных повестей, рассказов, очерков. В своем произведении «Дети подземелья» писатель рассказывает о трудной жизни бедных людей, о детской дружбе, а также протестует против неравенства и несправедливости. Владимир Галактионович и сам не понаслышке знал, что такое нужда, когда в возрасте пятнадцати лет перенес смерть отца.

Всю свою жизнь Короленко боролся за правду, против зла и насилия. Повесть «Дети подземелья» я читала с большим волнением. По названию повести мне показалось, что она о каких-нибудь увлекательных приключениях где-то в заброшенном замке. На деле же все оказалось очень грустно.

Заброшенный замок в повести стал домом для многих бездомных людей. Страшно, когда у человека нет дома. Этим людям приходилось каждый день бороться за свою жизнь, добывая себе пропитание. В числе жителей замка оказались герои произведения мальчик Валек, четырехлетняя малышка Маруся и взрослый мужчина Тыбурций.

Встреча с ними навсегда изменила сознание жителя Княж-городка сорванца Васи, а также, восстановила его отношения с отцом, которые разладились после смерти мамы Василия. Эта тяжелейшая утрата оттолкнула друг от друга отца и сына. Каждый из них по-своему переживал свое горе. Мальчику хотелось любви и внимания отца, но при виде угрюмого и строгого лица последнего, ребенок замыкался в себе и робел.

С маленькой сестренкой Васе не разрешала играть нянька, и мальчик, никому не нужный, начал бродяжничать. Дружба с Вальком и Марусей заменила Васе общение с семьей. Ему хотелось хоть чем-то помочь новым знакомым, и он носил им яблоки из сада и другие лакомства. Мальчик сравнивал Марусю со своей сестрой, и не мог понять, почему малышка такая худенькая и бледная, почти не смеется, не бегает и не играет. Ему очень хотелось развеселить её, но она только плакала. Василия очень удивили слова Валька о том, что «серый камень высосал из Маруси жизнь».

Когда девочка заболела очень серьезно, Вася от отчаяния и беспомощности решается принести ей куклу сестры. И это действительно помогло, но ненадолго. Когда читаешь строчки про болезнь Маруси, так хочется, чтобы произошло чудо, и девочка выздоровела, но чуда не произошло. Отец Василия был честным и справедливым судьей, но только после слов Тыбурция мальчик понял это. И только благодаря этому же человеку пан судья узнал, что его сын - добрый и хороший мальчик, сочувствующий несчастным людям.

Повесть «Дети подземелья» написана В.Г.Короленко очень давно, но и в наше время существуют люди, у которых по каким-либо причинам нет дома. Писатель осуждает общество равнодушных к чужому горю людей. Он призывает оглянуться вокруг и помочь тем, кто нуждается в помощи. Ведь и Марусе наверно можно было помочь, вылечив ее, но жители города жили своей жизнью, им не было дела до несчастных жителей заброшенного замка.

Равнодушие - наивысшая жестокость. Сострадание - высочайшая форма человеческого существования. Мы испытываем это чувство, когда переживаем чужое горе, чужую боль, как свою собственную. Сострадание вызывает жалость и сочувствие.

В одном ряду с ними стоят слова: милосердие, чуткость, отзывчивость. И если нам хочется, чтобы нас окружали хорошие люди, чтобы нас любили, мы должны сами научиться сочувствию и состраданию. Естественно, таким людям живется трудней, беспокойней. Но их совесть чиста. Бесчувственным же кажется, что им хорошо, но это им только кажется.

А можно ли научиться состраданию? Можно ли развить в себе способность к сочувствию? Конечно же, можно. Для этого нужно просто уметь ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, стремиться выразить свое доброе отношение к несчастному, помочь ему тем, что для него в данный момент нужнее всего. А может быть, нужно просто побыть рядом, помолчать.

На протяжении многих лет русские писатели стремились пробудить наши души своими произведениями.

Через все произведения В.Г. Короленко проходит тема благородства и веры в человека. Обратимся к повести «Дети подземелья», в которой автор задает вопрос обществу: способны ли мы к состраданию, милосердию, отзывчивости: «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.

Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и, шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против раскрытого окна, и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось грустно самому, и слезы подступали к глазам».

Уже одним описанием портрета героини автор сумел вызвать у нас сочувствие к маленькой девочке. Короленко обращает наше внимание на бледность и хрупкость Маруси. «Серый камень», по словам пана Тыбурция, высасывает из нее жизнь. Недаром Маруся сравнивается с былинкой. У нее и платье серое и грязное, она часто бывает голодна. Девочка красива, но красота ее болезненная.

Портрет играет огромную роль в произведении Короленко, он помогает составить нам представление о герое, передает его состояние, характер.

Главный герой повести рано потерял мать, с отцом его отношения не складываются, сестра слишком мала, чтобы понять его. Маленький мальчик оказался одиноким в большом мире. И в это трудное для него время он встречает настоящих друзей. Валек и Маруся не подходят Васе по своему социальному положению: он сын судьи, уважаемого всеми человека в городе, а они бродяги, мелкие воришки. Вася понимает, что дружить с ними нехорошо, опасно, но всем сердцем привязывается к своим новым товарищам. Общаясь с ребятами, мальчик взрослеет. Под влиянием своих друзей он становится другим: начинает чувствовать чужую боль, стремится облегчить страдание. И хотя Вася весь дрожит только от одной мысли, что отец узнает о его знакомстве с дурным обществом, но изменить дружбе он не в состоянии.

Мальчик приносит смертельно больной девочке куклу своей сестры. И Маруся оживает. Опять слышится ее заливистый смех: «Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами». Кукла совершает чудо, но только на время. Бедная девочка умирает. Мальчик впервые осознает, что значит слово смерть, стоя там, на холодном полу подземелья, около маленького безжизненного тельца.

Кульминацией в повести является разговор Васи с отцом. Этот разговор - сближение двух любящих, но скрывающих друг от друга свои чувства, людей: «Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку». Далее: «Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы». Рука - ею можно карать и миловать. В одном маленьком отрывке ее предназначение меняется. Тяжелая, угнетающая, подчиняющая рука чужого человека и любящая, нежно ласкающая рука отца. Невозможно поверить, что она принадлежит одному лицу.

Знакомство с Валеком и Марусей научили Васю по-иному смотреть на жизнь. Он перестал чувствовать себя одиноким, понял, что отец любит его, научился быть чутким и отзывчивым, видеть чужое горе и сочувствовать ему.

«Сострадание - есть высочайшая форма человеческого существования», - говорил Ф.М. Достоевский.

Да, уметь сочувствовать дано не каждому. Мы слишком заняты своими повседневными работами, чтобы видеть чужое горе. Сколько в нашей жизни одиноких людей, полуголодных, больных. А мы проходим мимо. Редко, кто останавливается… Привыкли видеть людское горе и не обращать на него внимания. Вспоминаются слова Бруно Ясинского: «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей. В худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных! Они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия на Земле существуют еще предательства и убийства!»

Любите людей, заботьтесь о них, активно помогайте и чувствуйте ответственность за свое отношение к людям. И тогда исчезнут с лица нашей Земли многие пороки: ложь, хулиганство, воровство и грубость, черствость и предательство.