На какие группы печорин делит водяное общество. Cочинение ««Водяное общество» и Печорин в романе «Герой нашего времени

«Герой нашего времени» – социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, «исследовать душу человеческую». Лермонтов - романтик, поэтому проблема личности - центральная проблема романтизма и, естественно, творчества поэта. Однако новаторство «Героя нашего времени» заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.

Печорин главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею «лишних людей».

В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», так как Печорин «бешено гоняется за жизнью», но ничего от нее не получает, а Онегин просто «плывет по течению».

Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, – решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть «Княжна Мери», в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный прием, как исповедь. Все художественные средства – портрет, пейзаж, диалоги, детали – носят психологический характер. В повести при помощи развернутой образной системы раскрывается тайна характера героя.

Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причем он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери».

В психологической повести «Княжна Мери» личность Печорина противопоставлена «водяному обществу», показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. «Водяное общество» - это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении «водяного общества», их жизни, интересов, развлечений.

Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ «водяного общества» дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.

В целом все «водяное общество» противопоставлено Печорину. Однако все же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.

Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого – поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий - антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства и именем Мери). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния образа Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.

Вернер – единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин «бешено гоняется за жизнью», Вернер же пассивен. Вернер – натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.

Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, – раскрытию образа Печорина и показу его отношения к любви.Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).

Вера – самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намеками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.

Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.

Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: «…петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись».

Тут же мы узнаем о женах местных начальников, «хозяйках вод»: «…они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум».

Особый класс в «водяном обществе» составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется «водяная молодежь». Вообще трудно себе представить что-нибудь новое, что еще не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Все то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.

Таким образом, «водяное общество» – не случайная тема в романе. Проблема личности, ее взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.

/ / / «Водяное общество» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

« » - это роман, в котором ярко раскрыты социально–психологические проблемы. В содержание романа автор всеми силами пытается передать и описать внутренний мир главного героя, который являлся образом молодого поколения тех времен. М.Ю. Лермонтов создает разные жизненные сцены и эпизоды, в которых он показывает конфликт главного героя и окружающего его общества.

В одной из повестей романа «Княжна Мэри» личность Печорина прямо противопоставлена участникам водяного общества. Что это за общество такое? Это круг людей – местного и столичного дворянства, которые передают основные черты характера и поведения людей той эпохи. Что главенствует в таком обществе – лицемерие, наигранные эмоции, чувства зависти друг к другу, мелкие интрижки и грязные сплетни. «Водяное общество» сравнивается со светским кругом людей.

Проводя время в таком обществе, противостоит практически всем его членам. Но, есть и похожие образы. К примеру, можно отнести к пародийному персонажу, который во всем пытался подражать Печорину. Он пытался изображать чувства радости и счастья, хотя на самом деле не испытывал ни того, ни другого. Он пытается создать романические отношения, но, как только попадает в них, то сразу же теряется. Он пытается произвести впечатление на окружающих, и это доходит до карикатурностей. Поступок Грушницкого на дуэли низок и подл. Он лишает его мужского благородства и чести. Его самолюбие затмевает все остальные эмоции.

Образ Вернера можно сопоставить с образом Печорина. Они оба остроумны, оба имеют одинаковые взгляды на общество. Но, внутренний мир главного героя рвется вперед, на встречу жизни. А нутро Вернера наполнено спокойствием и пассивностью.

Несколько ярких женских образов были созданы автором для того, чтобы как можно глубже раскрыть характер главного героя. Описание самое подробное. Отношения с княжной наталкивают Печорина на создание глубоких дневниковых записей, в которых он пишет об их разговорах, в которых герой делится своим отношением к окружающим.

Дан неполно. Но, именно отношения с этой женщиной показывают читателю тот истинный факт, что Печорин не умел любить по-настоящему и совершенно не разбирался в чувствах женской любви.

После приезда Григория Александровича в Пятигорск, мы можем познакомиться с описанием семейных отношений того времени. Отдельный класс составляют статские и военные мужики. Особо пылкая речь ведется о молодежи «водяного общества». Рассказывается про их неведомую страсть к вечерним балам, к празднованиям, на которых постоянно ведутся грязные сплетки. Это провинциальное общество так походило на светское сборище таких же лицемерных и пустых людей.

Поэтому, тема «водяного общества» не зря затронута М.Ю. Лермонтовым. Он пытался раскрыть и показать сущность взаимоотношений отдельной личности и целого общества того времени и той эпохи.

Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Теряешь самомнение, когда видишь вокруг себя заслуженных людей; одиночество вселяет высокомерие. Молодые люди
высокомерны, потому что они окружены себе подобными, которые все не представляют из себя ничего, но хотели бы иметь
большое значение.
(Ф. Ницше.)
Лермонтову было всего 24 года, когда он работал над романом «Герой нашего времени», однако как глубоко и как тонко он
уже чувствовал жизнь. Лермонтов находит новое композиционное решение своему произведению, он не придерживается
хронологической последовательности, для него важной задачей является раскрытие образа героя, его психологии, а также
причин, способствующих формированию личности Печорина. В первой части романа мы видим лишь поступки героя, но не видим
их мотивов, так герой становится все загадочней. С каждой повестью герой все ближе к нам, автор ведет нас к разгадке, и
лишь во второй части туман начинает рассеиваться.
Вторая часть романа начинается с повести «Княжна Мери», построенной на дневниковых записях главного героя. Десятого мая
Печорин приезжает в Пятигорск. Действие начинается с описания прекрасного пейзажа, который передает чувства, мысли, да и
духовный мир героя, и этим автор как бы нагнетает события. Мы видим героя вполне жизнерадостного, тонко чувствующего
красоту природы. «Однако пора»,-говорит Печорин, и вместе с ним автор возвращает нас к «реальным» событиям. Герой
отправляется к Елисаветинскому источнику, где собирается «водяное общество». Печорин уже настроен скептически, он
подмечает все мелочи одеяния прохожих и сразу дает точную характеристику встречным. Он видит несколько «печальных
групп», также принадлежащих «водяному обществу», которые с негодованием отвернулась от него, едва увидев армейские
эполеты. Печорин встречает еще группу мужчин, но уже составляющих другой класс(класс военных), которые мечтают о
столичных гостиных. Печорин не относит себя к этому классу, !
он символически обгоняет их, хотя по сути в нем есть что-то и от них, но он не ставит перед собой таких низких целей,
он стремится к лучшему, он считает себя выше всех. Печорин довольно кратко описал первую встречу с «водяным обществом»,
однако очень содержательно и достаточно, чтобы понять его отношение; хотя черты общества изложены им очень
доказательно, но все же полностью согласится с ним - значит быть «оглушенным» его красноречивой речью и полностью не
осмыслить, что же представляет собой «водяное общество», каков смысл жизни его представителей, какое место занимает
Печорин среди них, и, вообще, так ли он далек от этого общества, как нам кажется. Мы узнаем, что «водяное общество»
составляют в основном семейства помещиков и военные. Они ведут обычный образ жизни, немного скучный, однообразный,
расплывчатый и невыразительный, потому и назвал герой это общество водяным, из-за схожести свойств.
Печорин встречает Грушницкого-старого его знакомого и сразу дает ему точный портрет, слегка иронично, а потом и вовсе
готов раскрыть все его пошлые черты, а самое главное то, что он уже знает его будущее, он знает все «слабые струны»
людей и умело ими пользуется, в отличии от доктора Вернера, что все больше подчеркивает его индивидуализм и эгоизм.
Грушницкий ведет с героем вполне толковый диалог, что задевает самолюбие Печорина: Грушницкий говорит почти его словами,
тогда Печорин с легкостью входит в свою «роль» (конечно эта роль не суть его жизни, но как часто приходится к ней
прибегать из зависти или презрения) и усмехается над ним, дразнит его, описывая княжну Мери, и тут же передразнивает
Грушницкого, подделываясь под его тон. Но и этого ему мало, он не доволен собой, для него это редкий случай унять свою
скуку. Своими поступками он попросту растрачивает свои силы, и приносит страдания другим людям. Но мы знаем, что он и
сам глубоко страдает. Печорин очень самокритично о!
тносится к себе, что возвышает его в глазах читателя. Характер героя не столько сложен, сколько противоречив и
неоднозначен: печальное-ему смешно, смешное - грустно. Печорин не хочет тревожить себя воспоминаниями, он не желает
жить прошлым, он живет настоящим, однако когда узнает о прибытии Веры, перед нами появляется второй Печорин. Его чувства
борются с рассудком (этому свидетельствует внутренний монолог, который ведет герой, чувствуя ужасную грусть), но это
всего лишь душевный порыв. И все-таки, попадая в очередные условия существования, Печорин ведет свою игру, участниками
которой становятся: Грушницкий, Мери, княгиня Лиговская, Вера и ее муж Семен Васильевич - те самые представители
«водяного общества», ставшие «жертвами» Печорина. Грушницкий хоть и не идеален, но он привлекателен и симпатичен нам
пока носит солдатскую шинель, пока им еще не совсем овладело самолюбие. Он верит в свое счастье с Мери, тем самым он все
больше походит на романтика, но средства, которыми он!
собирается добиться цели, лишь унижают его, и он становится ничтожным. Его производят в офицеры, и он сливается с
толпой, толпой поклонников княжны, так по капельке общество все больше разрастается и все больше притягивает к себе
других, но не этот факт ужасен, а тот, что это «безликое» общество просто и бесцельно существует. На Грушницком новый
мундир, новые эполеты и это делает его высокомерным. Мери - неглупая, молодая, хороша собой, она, конечно, не расчетлива
и не особо разбирается в людях, но это не делает её менее романтичной и привлекательной. Она испытывает чувство
сострадания ко всем несчастным и видит свое счастье в счастье своего возлюбленного. Да, она способна на «глубокое»
чувство и это выделяет ее среди других, но, если рассуждать дальше, то я уверен, вы согласитесь с тем, что она лишь дитя
этого общества. Достигнув своей цели, она тот час же сольется с этим обществом.
Печорин тоже несчастлив и об этом он лично говорит в исповеди к Мери: «Все читали на моем лице признаки дурных
свойств- и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло;
никто меня не ласкал, все оскорбляли: я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов
любить весь мир, молодость протекла в борьбе с собой и светом… Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей
не существовала, она высохла, испортилась, умерла, я ее отрезал и бросил…другая жила к услугам каждого ». Печорин берет
власть над Мери, использует ее просто в виде орудия против Грушницкого, но этим он преследует и еще одну цель - ему
нужна Вера, которую он все-таки любит. Печорин видит пищу в страданиях других, по-другому он не может жить, он не
способен приносить себя в жертву, он не намерен преклонятся перед кем-либо, его жизненная энергия не находит применения
в этой жизни, среди этого общества, и он причи!
няет боль окружающим. В дуэли с ним погибает Грушницкий. Для Печорина это всего лишь эксперимент, при этом он
совершенно равнодушен к своей жизни… Надежды Мери о любви терпят крах: Печорин довольно холодно объясняется с ней и
уезжает, а трагедия Мери- это такая же трагедия и для княгини. Печорин вмешивается в жизнь Веры и, может быть, разрушил
бы её, если бы она не уехала. Он распоряжается судьбами людей, он переступает границы добра и зла.
Автор не дает своей оценки ни Печорину, ни «водяному обществу». «Болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог
знает»,- скажет Лермонтов в предисловии, которое было написано после всего романа. И что же если Печорин- «это портрет,
составленный из пороков нашего поколения», то, может, «водяное общество»- это портрет, составленный из наших
представлений о счастливой жизни? Тогда нам нужно изменить свои взгляды на жизнь; «многие упорны в отношении раз
избранного пути, немногие - в отношении цели». Так Печорин всегда в действии, он ищет смысл жизни, его энергия не
находит применения, его переполняют идеи, а «тот в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует…». А
«водяное общество»-оно бездействует. Вспомним слова Лермонтова («Дума»):
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда…

«Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым как произведение острой социальной и психологической направленности.

Но он не мог не затронуть и тему общества, что делает роман социальным.

«Лишний человек» как продукт своей эпохи

Печорин многими литературоведами включен в категорию «лишних людей», как и Евгений Онегин. Композиция книги была выстроена в соответствии с целью, которой старался достичь Лермонтов - разобраться в проблемах личности.

В психологической главе «Княжна Мери» характер Григория Печорина вступает в столкновение с «водяным обществом». В этой повести мы видим, как он относится конкретно к этому обществу и всему миру в целом.

«Водяное общество» стало собирательным образом типичных представителей аристократического круга дворян. Их поступки и вся жизнь отражают особенности той эпохи. Борьба личности против социального окружения раскрывается не только в чертах характера Печорина, но и в картинах жизни «водяного общества», в его специфике, в описании его членов.

Григорий презрительно и демонстративно не присоединяется к обществу. Со стороны ему легко увидеть, насколько аристократы злобны по отношению друг к другу, как завидуют, сплетничают, совершают подлости. Весь быт и нравы, сложившиеся у обитателей минерального курорта, выстраиваются на основе истории и традиций, принятых в том кругу.

«Водяное общество» - зеркало того времени

Почти все посетители курорта противопоставлены главному герою, однако там есть и люди, которые чем-то сродни ему.

Грушницкий был искаженным изображением Печорина. То, что у Григория является врожденным, частью характера, у Грушницкого стало всего лишь позированием, призванным привлечь внимание, поразить окружающих. Своим стремлением к романтике он достигает противоположного эффекта - становится просто карикатурой, пародией на романтичного героя.

Вернер в этой главе стал единственным персонажем, сопоставляемым с Григорием. Они похожи в своем скептическом отношении к людям, похожи своим умом. Однако у них много и отличий. Вернер пассивно относится к жизни, а Печорин пытается испытать все удовольствия и страсти. Перед схваткой с Грушницким Григорий спокойно любуется пейзажем, а Вернера интересует, оставил ли тот завещание.

Все женские образы, выведенные Лермонтовым на страницах своей книги, помогают глубже раскрыть характер главного героя и показать, как он относится к любви.

Отдельно нужно рассмотреть в «водяном обществе» мужские персонажи - гражданские и военные. Особенную группу составляет молодежь на минеральных водах. Перед нами предстают люди, образы которых уже выводили в своих произведениях Пушкин и Грибоедов. Все те же страсти кипят здесь - желание добиться чина, преклонение перед деньгами и званиями, те же скучные танцевальные вечера, пустая болтовня, скука и сплетни.

Здесь это выглядит даже не как пороки, а как обычное времяпрепровождение. Разница с Пушкиным и Грибоедовым только в том, что Лермонтов показывает не высший свет столицы, а провинциальных дворян, которые всеми силами пытаются показать, что они - такой же столичный бомонд. Автор умело иронизирует, создавая образы своих героев и окружающую их обстановку.

«Водяное общество» является не просто случайным фоном для главного персонажа. Вопросы бытия, проблемы борьбы и дружбы личности, ее отношения с другими людьми стали приоритетной целью автора. Он стремится показать не статичного индивида, а динамично перемещающегося героя, переживающего бурные события.

Урок русской литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

УРОК 4. «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Тема: «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Цель: Показать и увидеть то, как быстро меняются взгляды Печорина при встрече с Грушницким.

Задачи:

Концепция:

На уроках ученики следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся ограниченностью тех, с кем сводила его судьба. В «Княжне Мери» мы видели Печорина в кругу, социально более близком, однако столкновение с отдельными людьми показано здесь как конфликт с обществом в целом. Может быть, именно поэтому «Княжна Мери» – самая большая по объему часть романа.

Изучению повести можно посвятить два урока. На первом из них сосредоточим внимание на поединке с «водяным обществом», в которой вступает Печорин. «Почему этот поединок оказывается неизбежным? Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?» - таковы центральные вопросы этого урока. Одного из учеников просим написать план на доске, выявляющий основные эпизоды повести. Такое задание обычно вызывает затруднение, ибо сюжет растворен в дневниковых записях, события – в оценках. Вместе с тем логика сюжета подчеркивает, как неумолимо нарастает напряжение, как одно столкновение следует за другим.

Чтобы учащиеся поняли, в чем причина остроты поединка, предлагаем им дать оценку каждого из событий (встречи с Мери у «колодца», в магазине, бал в ресторации, дуэль и т. д.) с точки зрения Печорина и других персонажей повести, мнения которых зафиксированы в журнале Печорина. Этот прием работы над текстом помогает увидеть несовместимость Печорина с «водяным обществом» и презрение к нему. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Поиски мотивов его поведения облегчены тем, что перед нами дневник, в котором он исповедуется бесстрашно, сам пытаясь понять противоречия своего характера и поведения.

«Одинаковым ли человеком предстает Печорин в обществе и наедине с самим собой? Зачем Печорин ведет дневник?» – спрашиваем у класса. Для Печорина при его одиночестве журнал – единственный достойный собеседник, с которым он может быть вполне искренним. Вместе с тем дневник Печорина – и лаборатория естествоиспытателя, который неутомимо наблюдает за другими людьми и за собой, делаю это, казалось бы, даже в самые неподходящие минуты.

Журнал имеет для Печорина еще одну ценность: это его душевная память. Жизнь Печорина, кажется, разменивается на пустяки, и потому ему особенно важно увидеть смысл событий, сохранить их след.

Далее предлагаем классу такие вопросы: почему Печориным владеет «отрадное чувство», когда утром он видит город и горы? Как меняется интонация повествования, когда от пейзажа Печорин переходит к описанию толпы? Почему Печорину удается привлечь внимание обожателей мери? Когда и почему против Печорина составляется «враждебная шайка»? Какие качества и действия Печорина разрушают все планы его врагов?

Самолюбиво не прощая Печорину его превосходства, «водяное общество» полагает, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету и гостиным. Печорин же, хотя и не может не быть ироничным по отношению к «водяному обществу», не только не гордится своим превосходством, но в отличие от Онегина болезненно воспринимает это расстояние между собой и другими, ведущее к враждебности: «Я вернулся домой, волнуемой двумя различными чувствами. Первое было грусть: за что они меня все ненавидят? – думал я. За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство? И я чувствовал, что ядовитая злость мало-помалу наполняла мою душу». Переход от иронии к грусти, от не к ядовитой злости, побуждающий действовать, чтобы не оказаться игрушкой в руках ничтожных людей, характерен для отношения Печорина к «водяному обществу» в целом и в частности к Грушницкому. И далее мы останавливаемся на отношении Печорина и Грушницкого. Печорин вводит в дневник спутников этого периода своей жизни характеристиками, точность которых предстоит проверить в дальнейшем течении событий.

Чтобы выявить представления учеников о Грушницком, показываем иллюстрацию Врубеля к «Герою нашего времени», на которой изображена Княжна Мери, подающая стакан Грушницкому. Таким ли ученики представляли себе героя в этот момент? Почему художник делает его скорее жалким, чем самолюбиво гордым в этой сцене? Выявив с помощью иллюстрации читательские впечатления, переходим к анализу текста. Как соотносятся характеристика Грушницкого с тем, что впоследствии раскрылось в нем? Первое представление о Грушницком пронизано с иронией. Однако в этой первой характеристике Грушницкий скорее смешон, чем страшен, скорее жалок, чем опасен. Печорин при всей ироничности довольно добр.

Зачем же Печорин дразнит Грушницкого, разрушает его ореол в глазах княжны, вступает в «состязание»? «Врожденная страсть противоречит» в Печорине не только признак его рефлексии, борьбы со своей душой, со своей судьбой, но следствие постоянного антагонизма в отношениях с обществом. Все окружающее так ничтожно, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на других, поступать вопреки, делать наоборот.

Беседа в классе развивается такими вопросами: почему Печорин «внутренне хохотал», разговаривая с влюбленным Грушницким? Кто более искренен в этом разговоре (Запись от 16 мая). Почему Печорин не скрывает своих намерений, обещая Грушницкому «волочиться за княжной»? Любит ли Грушницкий Мери? Почему Печорину удается одним ударом разоблачить Грушницкого, сказав Мери, что он юнкер? В чем проявляется «воинственный дух» Грушницкого? Почему в нем» борьба совести с самолюбием была непродолжительна»? Отчего Грушницкий постоянно оказывается мелким и смешным рядом с Печориным? Наблюдая за тем, как расходятся подлинные чувства и поведение Грушницкого (отношение к Мери, Печорину, эполетам…), ученики убеждаются в том, что он все время старается кому-то подрожать. В нем иногда проступают черты пародии на Ленского. Ситуация бала в записи от 5 июня напоминает именины Татьяны. (Упоминание имени Пушкина в предшествующем эпизоде как бы направляет поток ассоциаций в сторону его романа). Печорин, как Онегин Ольгу, приглашает Мери танцевать мазурку. Досада Грушницкого напоминает ревность Ленского:

« - Я этого не ожидал от тебя, - сказал он подойдя ко мне и взяв меня за руку.

    Чего?

    Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. Она мне призналась...

    Ну, так что ж? А разве это секрет?

    Разумеется, я должен был этого ожидать от девчонки, от кокетки… Уж я отомщу!»

Однако, почти повторяя слова Ленского, Грушницкий далек от его патетического романтизма. Мстя Печорину и Мери, он совершает подлости. Всемогущество Печорина и беспомощность Грушницкого отменяют соперничество. Печорину до поры Грушницкий кажется настолько смешным, что не возбуждает в нем гнева. Однако низость Грушницкого рассердит Печорина всерьез: «…про меня и княжну уж распущены в городе разные дурные слухи». Предательство Грушницкого Печорина ранит, но он готов простить «приятелю» его злость, его мелкое самолюбие за минуту честности.

Готовность Печорина к человечности разрушена низостью Грушницкого, согласного на обман в дуэли. Однако Печорин, как шекспировский Гамлет, не один раз должен убедиться в том, что подлость неискоренима в человеке, прежде чем совершить возмездие. И далее мы переходим к анализу эпизода дуэли. Почему Печорин идет на дуэль? Что говорит о его готовности к смерти? Какие стороны души Печорина открывает ночь перед дуэлью? Почему и как в поединке продолжает испытывать Печорин после дуэли? Ответы на эти вопросы помогают ученикам понять, что жестокость Печорина вызвана оскорбленностью не за себя только, за то, что человек и перед смертью кривляться и лгать, за то, что на границе жизни и смерти в Грушницком самолюбие оказывается сильнее честности.

В заключении урока рассматриваем иллюстрации Врубеля к эпизоду и обдумываем, почему художник избрал момент, когда Грушницкого на площадке уже не было, какие чувства заметны в лице и позе Печорина, чем отличаются друг от друга фигуры Вернера и капитана, расположенные к зрителю спиной, почему место дуэли нарисовано как голые скалы.

Дома предлагаем прочесть статьи учебника «Печорин и «водяное общество», «Печорин и Грушницкий»; ответить на вопросы: чем отличаются сцены дуэли в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени»? Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина?

Структура урока:

Основная идея урока:

...конфликт героя и общества как социального целого, как исторической среды, к пониманию которой обращается мысль героя для уяснения своих судеб.

Учебные проблемные ситуации:

Почему поединок Печорина с «водяным обществом» оказывается неизбежным?

Можно ли было избежать дуэли между вчерашними приятелями?

Есть ли в конфликте между героем и обществом победители и побежденные?

Экспозиция.

До сих пор мы следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба.

Беседа.

Определите основной конфликт повести. Как вы думаете, почему журнал Печорина начинается с описания пейзажа? Как меняется интонация, когда от описания природы автор переходит к описанию «водяного общества»? Почему против Печорина составляется «враждебная шайка»?

I учебная ситуация.

Почему поединок с «водяным обществом» оказывается неизбежным?

Беседа.

Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?

Характеристика событий.

В чем же причина остроты поединка, дадим оценку каждого их этих событий, которые мы увидели в этой повести: встреча Мери у «колодца», в магазине, в ресторации, дуэль, которые зафиксированы в журнале Печорина. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Одинаковым ли человеком предстоит Печорин в обществе и наедине с самим собой?