Образовательный портал. Прием «Зигзаг»

“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.

Что же такое критическое мышление?
КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

  • подготовительный – стадия вызова;
  • восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
  • присвоение информации – стадия рефлексии.
Вызов
  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление
содержания
  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации).
  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя - в основном координирующая.

Модель построения уроков в технологии развития критического мышления

Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным тестом

Взаимо­обучение

Урок-ис­сле­дование

Вызов Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д. Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п. Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. Мозговой штурм
Осмысление Маркировка текста;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.
Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Зигзаг (мозаика) Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Рефлексия Возвращение к кластеру Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам Сводная таблица Предсказание

В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.

Приемы обучения в технологии РКМЧП

Приём "Таблицы"

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем

Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.

В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.

Печатный документ содержит краткое описание технологии развития критического мышления, структуру и сущность каждого этапа.

Презентация содержит подробное описание приёма ЗИГЗАГ технологии развития критического мышления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ЗИГЗАГ» НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Презентация учителя начальных классов ГБОУ НОШ № 689 Невского района Санкт-Петербурга Шепелевой Валентины Анатольевны

Сущность приема «Зигзаг»: Методическая ценность приема – самостоятельное изучение нового материала взаимообучение

ТРИ ФАЗЫ, НА КОТОРЫХ «ДЕРЖИТСЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Вызов Осмысление содержания Рефлексия Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Достижение образовательных результатов: Личностные: развитие навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат; развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий. Предметные: сформировать у учащихся представление о …. развить умение определять …. прививать интерес к предмету, воспитывать …

Метапредметные: Познавательные: применение предметных знаний в моделировании графического текста; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: согласование в группе последовательности действий по разработке проекта – ответа на изучаемый вопрос; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; Коммуникативные: определение функций участников группы и способов их взаимодействия; обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи и составления графического текста

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИЁМА Преимуществом приёма «Зигзаг» является то, что за урок каждым учеником, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объём теоретического материала, всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.

Из опыта работы по применению приёма «Зигзаг» технологии РКМ на уроках в начальной школе

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Постановка задачи. Планирование работы. ПЛАН = ЭТАПЫ ПРИЁМА «Зигзаг» Время работы – 60 мин.

Индивидуальная работа с текстом. «Зигзаг-1» – тексты у каждого в группе разные. «Зигзаг-2» – тексты у каждого в группе одинаковые, но вопросы для изучения разные.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Работа в группе экспертов. Сбор группы по одному вопросу. Обсуждение. Совместная подготовка презентации – ответа на свой вопрос. ОСНАЩЕНИЕ: листы для презентации, фломастеры, маркеры, клей, картинки по теме урока.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Работа в первоначальной группе Трансляция (рассказ) своего вопроса, другие слушают, записывают основные мысли (заполняют схему, таблицу…) Затем все слушают защиту презентации (выступает один из экспертов) – вторичное слушание вопроса (дополняют) Этап рефлексии сопровождает презентация учителя – проверяют, дополняют, воспринимают материал третий раз. Так по каждому вопросу темы.

ИТОГ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТЕСТОВОЕ ИЛИ ИНОЕ КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ – ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ

Тестовая работа в конце урока «Древнерусское государство» Люди какой профессии помогают человечеству узнать о прошлом? А) врачи Б) археологи В) геологи Кто был нашими предками? А)печенеги Б) корелы В)восточные славяне Какое общее название было у всех княжеств? А)Русь Б) Россия В) Рось Кто стоял во главе объединённых славянских племён? А)родоначальник Б) князь В)предводитель В каком веке возникло древнерусское государство? А)в Х веке Б) в конце I Х века В) в начале Х II века Какой город был столицей древнерусского государства? А)Киев Б) Москва В)Псков

Ещё раз о м етодической ценности приёма «Зигзаг» Самообучение. Взаимообучение. Взаимоорганизация учебного процесса. Создание условий для формирования всего спектра УУД. Осуществление многофункциональной деятельности. Охват большого объёма материала.

Вопрос - ответ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Предварительный просмотр:

Материал к занятию со студентами педагогического колледжа

по дисциплине «Современные образовательные технологии начального общего образования»

Составила Шепелева Валентина Анатольевна,

преподаватель ГБОУ СПО ПК № 8 Санкт-Петербурга

Технология

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Критическое мышление - мышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить свое мышление.

КМ - не просто мышление, а мышление, влекущее самоусовершенствование.

Технология критического мышления - это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя (преподавателя и студента), на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Критическое мышление помогает готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Детей, умеющих вести дискуссию.

Есть ряд причин, исходя из которых, школа стала разрабатывать эту технологию. Одна из причин - это то, что мы будем жить в информационном обществе и через несколько лет 100% того, что мы знаем сейчас, будет являться лишь 10%. Поэтому нужно уметь работать с информацией, и этому нужно учить детей.

Технология «Развитие критического мышления»- современная «надпредметная» педагогическая технология.

Она решает следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «Вызов - осмысление - рефлексия».

Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека.

Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с технологией «Развитие критического мышления» можно организовать на любом предметном материале.

Первая стадия – ВЫЗОВ актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием мозгового штурма, наработка различных версий в отношении изучаемого материала, верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова, таблица ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал), кластеры.

На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть документ или любой другой источник знаний, а также - речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы - чтение текста с остановками, маркировка текста символами, ИНСЕРТ (составление таблиц), эффективная лекция, древо предсказаний, дневники и бортовые журналы, толстые и тонкие вопросы, Зигзаг.

Третья стадия – РАЗМЫШЛЕНИЕ или РЕФЛЕКСИЯ . Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы, портфолио, синквейна, кластера.

Все три стадии на уроке необходимо соблюдать, т.к. это отражает сложный мыслительный процесс.

В заключении следует отметить, что приёмы данной технологии успешно применяются составителем данного материала в обучении студентов. Обучающиеся отмечают эффективность технологии, мотивационный аспект, актуальность в системе современных подходов к образованию и возможность применения на практике конкретных технологических приёмов.


Использование стратегии «Зигзаг-2» (технология развития критического мышления)
на уроках окружающего мира

Ефремова Татьяна Валентиновна

( Tatyana . Efremova 1991@ yandex . ru )

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №158 (ГБОУ СОШ №158)

г. Санкт - Петербург

Использование стратегии «Зигзаг-2» (технология развития критического мышления) на уроках окружающего мира.

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования - достижение нового современного качества российского образования, утвержденного в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Ключом к успешному развитию современного общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека, способного к сотрудничеству, созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. И потому начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании - местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

Учитель должен в совершенстве владеть современными образовательными технологиями, чтобы процесс обучения был качественным и повышал интерес ребенка к получению новых знаний. В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед педагогом стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Одной из значимых образовательных технологий является технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Если систематически использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по схеме: «введение - основная часть - заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему - подходы к ее решению - рефлексия результата».

В начальной школе учащиеся под руководством учителя только начинают знакомиться с приемами и стратегиями технологии развития критического мышления. Во втором классе можно познакомить детей с стратегией «Зигзаг-2».

Стратегия «Зигзаг-2» так названа, потому что представляет собой нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией.

Для каких же целей предназначена эта стратегия?

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

Анализировать текст совместно с другими людьми;

Вести исследовательскую работу в группе;

Доступно передавать информацию другому человеку;

Самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Самым главным достоинством «Зигзага-2», является овладение навыками совместного критического анализа.

Общая схема реализации стратегии «Зигзаг-2»

После объявления темы занятия учащиеся делятся на малые группы по 4-6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача работы с текстом. Условно эти группы называются рабочими . После того, как каждый участник группы знакомится с текстом, проходит обсуждение полученной информации в группе.

Далее учащиеся пересаживаются в новые группы, которые условно называются экспертными . Это делается обычно путем простого расчета на первый-четвертый. Перед уроком каждый ребенок получает карточку с порядковым номером.

Каждая экспертная группа получает свое задание, которое они совместно выполняют (обсуждение по заданному вопросу), создают общий проект. После представления проектов коллективу учащиеся возвращаются в свои рабочие группы.

Поскольку в каждой такой группе есть специалист по каждому аспекту изучаемой темы, то для каждого эксперта возникает необходимость в некотором обучении других членов рабочей группы. Он должен разъяснить своим товарищам суть изученного им в экспертной группе вопроса так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста и затем смогли их учесть при составлении общего проекта по теме.

Это общая схема реализации стратегии «Зигзаг-2».

Подготовку к занятию следует начинать с подбора текста для работы. Текст должен быть самодостаточным, информативным.

Подобранный текст не должны быть перегруженным, а их объем - соответствовать возрастным особенностям учащихся и времени, отведенному на их изучение.

До занятия необходимо продумать деление аудитории на подгруппы, основываясь на принципе равномерности: в подготовленности, в способности выражать свои мысли и т. д. Важно, чтобы в одной группе не оказались пассивные дети, а в другой - одни лидеры.

Что касается начальной школы, то применение данной стратегии рекомендуется начинать со второго класса потому, что раньше дети еще недостаточно бегло читают.

Докладчики от каждой группы представляют свои проекты, сопровождая его наглядными материалами. От каждой группы - не менее чем по одному вопросу к каждому выступлению. В зависимости от учебных задач педагог может сделать акцент на отдельных моментах выступления. Таким образом, учащиеся проработали текст на различных уровнях (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) и представили результаты своей работы.

На заключительном этапе педагог может обсудить с учащимися наиболее спорные моменты изучаемого материала, предложить задания, связанные с дальнейшим развитием вопроса, исследованием дополнительных источников.

В общем-то, на этом работа завершена, но остается еще один важный этап - самооценка. Поскольку цель использования «Зигзага-2» - формирование умения работать с информацией в группе, то важно, чтобы дети осознали, осмыслили свою работу. Для этого используется лист самооценки.

Один из вариантов самооценки учащихся:

Каждый учащийся сдает учителю заполненный лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению проекта - 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы - 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы - 1 2 3 4 5.

По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше. А учитель может понять, насколько ученик адекватно воспринимает свое участие в групповой работе.

Необходимо четко и максимально кратко дать школьникам инструкции - что необходимо сделать, зачем это нужно сделать, когда им нужно будет закончить работу, и как она будет оцениваться.

Во время групповой работы педагог проходит по группам (уточняет инструкции, помогает сформулировать ближайшую задачу, напоминает о ролях, о времени; задает уточняющие вопросы; хвалит за что-то и др.).

Технология развития критического мышления выступает сегодня как инструмент повышения эффективности интеллектуальной деятельности учащихся, как средство развития системного мышления, что является одной из основных задач, поставленным перед учителем в процессе обучения естествознанию. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование.


План урока.

1. Знакомство с темой урока и формой его проведения.

2. Сообщение учителем плана лекции, который зафиксирован на доске.

План лекции.

Что такое древнерусская литература? История возникновения и развития древнерусской литературы.

Основные особенности произведений Древней Руси.

Тематика произведений древнерусской литературы.

Ведущие жанры.

3. Сообщаю, что первая часть лекции будет посвящена рассмотрению первого и второго вопросов и спрашиваю ребят, что им известно по этому поводу. Результаты фронтальной беседы фиксируются на доске и в тетрадях подобным образом:

3. Чтение первой части лекции учителем.

4. Анализируя услышанное в парах, ученики отмечают + ту информацию в записях, подтверждение которой они услышали в лекции, – то, что не подтвердилось или было опровергнуто (это делает один из членов пары). Второй ученик в паре фиксирует то, что было новым. Записи в их тетрадях должны выглядеть примерно так:

5. Обсуждение результатов работы в классе.

6. Работа над второй частью лекции проводится по тому же плану, но функции учеников при работе в парах меняются.

8. Домашнее задание: составить устное монологическое высказывание на тему «Своеобразие древнерусской литературы» или написать вступительную статью для учебника по истории русской литературы к разделу «Литература Древней Руси».

Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

2. Учимся прогнозировать.

Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные - неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные - неверные утверждения» или «Верите ли вы?», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты (при чтении материала или прослушивания лекции по данной теме), а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Еще один пример использования приема - прогнозирование по фотографии , портрету . При изучении поэмы «Княгиня Трубецкая» я предложила детям поработать с портретом княгини Трубецкой, сделать предположения об этой женщине по её внешности, а после краткого рассказа о ней соотнести реальное лицо с героиней поэмы, носившей такую известную фамилию. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека.

3. Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение со «стопом» или «чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT », «Двойной дневник», «Составление кластера» .

При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Непременное условие для использования приёма – найти оптимальный момент в тексте для остановки, и разделить текст на части. Эти остановки – своеобразные шторы: по одну сторону находится известная информация, а по другую – совершенно неизвестная, способная серьёзно повлиять на оценку событий. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что - нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, проследить судьбу одного из героев и заполнить таблицу, охватывающую внешность, характер героя, события и размышления читателей.

Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, использую прием «Чтение с пометками «ИНСЕРТ» - «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления» , позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы. (На уроке можно будет увидеть).

4. Учимся задавать вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Мозаика».

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.

«Тонкие» вопросы - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

Приём «Почта». Прочитаем внимательно учебный текст. Возьмите лист бумаги. Рассчитайтесь по порядку, начиная с первой парты первого ряда. Этот номер будет номером адресата . Каждый задаёт вопрос по тексту, пишет его на листочке бумаги и отдаёт выбранному вами почтальону с указанием номера адресата. Чем больше вы зададите вопросов за отведённое время (5-7 мин.), тем лучше. Затем по команде пересылка вопросов прекращается. Игра переходит во вторую стадию – ответов на вопросы. Выигрывает тот, кто успел задать больше интересных вопросов, и кто лучше ответил на них.

5. Учимся творчески интерпретировать информацию

Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:

1.Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

2. Какие предположения подтвердились?

3. Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т. е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Составление телеграммы», «Стихотворение по алгоритму», приема «Нарисуйте счастье».

Эссе - письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе - прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки».

Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.

Например, телеграмма, которую, по мнению ученика 9 класса, мог бы отправить Чацкий с бала в доме Фамусова:

Нахожусь на балу. Какое жалкое зрелище!

Ужасно давит сердце. Терпеть больше нет сил.

Не каждому дано быть поэтом. Но уловить внутренний ритм жизни, развить у ребенка внутренний слух поможет гармония поэзии. Приемы написания стихотворений по алгоритму: синквейна , - развивает поэтические способности учеников.

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это белое стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное). Во второй строке даётся описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трёх глаголов, показывающих действия темы/предмета. Четвёртая строка представляет собой фразу, обычно из четырёх значимых слов, выражающую отношение автора к новой информации, полученной на занятии (по теме/предмету). Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово), с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Приём применяется для «присвоения» новой информации. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание.

1 существительное

2 прилагательных

Что делает?

3 глагола

Фраза из 4 слов

Кто? Что? (Новое звучание темы)

1 существительное

Примером синквейна

После изучения стихотворения А. С Пушкина «Узник» ученики составили синквейн:

Невольник

Грустный, одинокий

Переживает, страдает, наблюдает

Мечта героя о вольной жизни

Гордость.

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы - тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

Таким образом, перечисленные выше методы и приемы технологии РКМЧП дают возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся, повышать познавательное отношение к прочитанному, развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

1) изменила отношение детей к урокам русского языка и литературы.

2) изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.

3) усилила мотивацию учащихся к дальнейшей деятельности.

4) создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель - ученик - класс".

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема урока:

«Вдруг метелица кругом…» Идейное содержание повести «Метель»

Цель урока:

Определить роли метели в произведении. Обсуждение характеров героев. Лучшее понимание героев произведения через переживание их чувств.

Задачи урока :

Формирование целостной картины мира.

Развитие эмоциональной сферы учащихся, в частности эмпатии.

Развитие умения выражать (формировать) и отстаивать (аргументировать) свою точку зрения.

Развитие мышления, воображения, устной и письменной речи.

Формирование понятий о долге, нормах этике и этикете.

Оборудование к уроку:

Магнитофон, кассета с записями музыки Г. Свиридова «Тройка» и «Зимняя дорога», электронная презентация по теме «Вдруг метелица кругом…» идейное содержание повести «Метель», компьютер, мультимедийный проектор, тетради, ручки.

Ожидаемые результаты:

Повышение мотивации и активности учащихся при изучении произведения.

Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся.

Воспитание нравственно – духовных ценностей, формирование ценностных позиций.

Приобретаемые навыки учащихся:

Когнитивные: умение использовать литературные понятия: идея, конфликт.

Аналитические: знание путей анализа произведения, самостоятельно делать выводы по прочитанному произведению.

Нравственные: формирование чувства ответственности за свои поступки, формирование уважительного отношения к родителям, формирования чувства личностного долга.

Форма – занятия: урок – диалог

Ход урока

1. Организационный момент. Тема, цель (слайд №1).

Сегодня нам предстоит уникальный разговор о произведении «Метель», а точнее о главной героине повести – Марье Гавриловне.

2. 1 стадия – «вызов»

Работа с эпиграфом к произведению (слайд №2)

Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, стывшие эпиграфом с повести «Метель»

(Баллада Жуковского «Светлана»)

Для начала ответить на вопрос, почему возникает и какую роль в произведении играет роль.

Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф?

(Печальное событие)

Вдруг случиться метель, которая несет что – то печальное, предвещает трагические события: черный ворон – символ потустороннего, непонятного, вещий сон, темная даль – все это предвестники трагических событий, которые каким – то образом связаны с метелью. Случай сродни судьбе, року. На это нацеливает эпиграф.

3 . Работа с темой - постановка проблемного вопроса.

Тема произведения часто выносится в название. Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа?

В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель - та сила, которая меняет жизнь героев.
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека (слайд №3).

4. 2 стадия – «осмысление»

Работа с текстом.
- Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.
Метель в восприятии Маши.

«На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали, все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…»
- То есть Маша мучается от осознания своей преступности, боится будущего: угроза и печальное предзнаменование.

Метель в восприятие Владимира.

«Поднялся ветер, и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел…»

Торопится, не успевает, а, следовательно, переживает, беспокоится.

Метель для Бурмина.

«Непонятное беспокойство овладело мною, казалось, кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонек и велел ехать туда…»

Посмотрите, во всех З-х описаниях одна фраза: «Метель не унималась» (Бурмин), «Метель не утихала» (Маша, Владимир). И поэтому с героями случается то, о чем они не могли знать.
Таким образом, мы доказали справедливость утверждения, что метель играет роль случая, от которого зависит судьба героя (слайд №4).
5. Письмо Марьи Гавриловны

Обратимся к образу главной героини повести – Марье Гавриловны. Как вы считаете, какими прилагательными можно описать её характер? А какими прилагательными вы можете описать Владимира и Бурмина?

(прилагательные записываются на доске)

Вспомните события, в которых так ярко проявились все эти черты. Я имею в виду день и ночь накануне побега и сам день венчания . Что произошло тогда. (Зачитывают из повести)

Звучит музыка «Тройка»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и не открывайте их, пока не закончится музыка. Перенеситесь мысленно в дом, где живет Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нем или прохладно?

Походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? .

Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме.

Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…

Оставим её за этим занятием и вернемся обратно в класс. Вы чувствуете под собой стул, слышите мой голос и возвращаетесь. Когда стихнет музыка, откройте глаза (слайд №8).

А сейчас попробуйте написать письмо, которое Марья Гавриловна написала своим родителям перед побегом. (Приложение).

6. Мозговой штурм. Работа с текстом. Характеристики второстепенных героев.

Эпизод, к которому мы обратимся, - сцена в церкви. Вспомните, какие герои присутствовали при венчании Марьи Гавриловны.

Учащиеся называют героев, с опорой на текст, учитель записывает их на доске.

Какими прилагательными вы могли бы охарактеризовать каждого из этих людей?

Почему ни один из присутствующих в церкви не сказал, что перед алтарем стоит не Владимир? (слайд №9).

7. 3 стадия – рефлексия .

Финал повести. Как бы я закончил повесть?

Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Марья Гавриловна и Бурмин встретились, все уже пережито, супруги встретились, нашли друг друга, их ждет счастье... А может, все не так?

Закончилась ли метель в произведение и в душе героев?

Возможно ли их счастье?

Почему не состоялась свадьба Марьи Гавриловны и Владимира?

Был ли Бурмин её судьбой?

8. Подведение итогов.

Почему Пушкин назвал свою повесть «Метель»?

Какую роль сыграла в жизни героев метель?

Метель закружила героев, «подменила» женихов и переплела судьбы трёх героев. Человек оказался игрушкой в руках неведомых сил природы. Метель и есть воплощение тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, а могут неожиданно принести счастье и удачу. Судьба снова подшутила над героями, но на этот раз по-доброму… (слайд №10).

9. Домашнее задание (слайд №11).

Приложение.

Письмо Марьи Гавриловны

Приложение.

Урок литературы 9 класс «Смысл существования в…»

(По рассказу Андрея Платонова «Юшка»)

Цели и задачи урока.

1.воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;

2.обучения умению анализировать литературный текст;

Оборудование: презентация по уроку: слайды по каждому этапу

Эпиграфы:

Не воздавайте злом за зло.

(Из Библии)

Добро из добра приходит.

(Пословица)

Жизнь дана на добрые дела.

(Пословица)

Ход урока:

1.Организационный момент.

На доске портрет Андрея Платонова и таблица

Вопрос 1.Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в 1колонку таблицы)

Вопрос 2.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы)

Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют 2 колонку таблицы. Идет обсуждение.

3.Стадия вызова. Слово учителя

Послушайте стихотворение в прозе «Нищий».

Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением? (жалости, сострадания, желание помочь.)

Скажите,что значит жить по законам добра и человечности?

Составьте кластер.

4.Словарная работа.

Найдите в толковом словаре лексическое значение слов:

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК.

Запишите в тетрадь.

Именно эти качества всегда ценились человечеством.

О добре, человечности, милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей.

Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

Обратимся к тексту рассказа Платонова «Юшка»
Кто главный герой рассказа А. Платонова?

5.Стадия осмысления.

А) Работа с текстом: чтение рассказа выборочно.

Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу, которая поможет понять: «По каким законам живет Юшка и его односельчане?»

В) Беседа по вопросам.

1.Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А. Платонова «Юшка»? (Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).

2.Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля).

3.Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит? (Нет, люди жестоки по отношению к Юшки…)

4.Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?

5.Умирает Юшка - непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже или лучше стало людям изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей…)

Каким чувством переполнено сердце Юшки? (ЛЮБОВЬЮ)

ВЫВОД: (слово учителя)

В Библии сказано: »Побеждай зло ДОБРОМ.» Главный герой рассказа А. Платонова» Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло.

Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника, который свою жизнь посвятил служению Богу и людям.

6.Рефлексия

Слово учителя.

Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.

Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,

помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.

Ребята будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.

Какие мысли возникли у вас после нашего разговора?

Напишите четверостишие, мини-сочинение, синквейн…

Какими чувствами наполнено ваше сердце?

Презентация работ.

Пожеление. Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

8.Домашнее задание.

Отзыв о рассказе. Сообщение о А. Платонове.

Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии "осмысления". Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Прием "Зигзаг"

Прием "Зигзаг" относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

  • 1. В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
  • 2. Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
  • 3. Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались "специалисты" по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
  • 4. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Этот прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.