Основные признаки гиперактивности у ребенка. Признаки гиперактивности у ребенка и ее возможные причины

Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров.

Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повлиять на его будущее, а какой просто обладает ярким темпераментом.

Нередко родители жалуются на своего ребенка, потому что не могут или не хотят найти к нему подход. Бывают и случаи, когда опасные симптомы остаются без внимания, и настоящая гиперактивность ребенка перерастает в более серьезные проблемы с его социальной адаптацией в детском саду, затем в школе и далее в общественной жизни.

В этой статье мы расскажем, как еще с младенчества распознать гиперактивного ребенка и как правильно найти к нему подход. Но для начала разберемся в основных понятиях.

Гиперактивность с медицинской точки зрения

Под данным термином понимается не только чрезмерная подвижность, невнимательность и капризность малыша, как думают многие матери. Это, главным образом, особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.

Эти процессы не дают малышу сидеть на месте, мешают сосредотачивать внимание, переключаться с истерик, успокаиваться, а также засыпать.

Истинную гиперактивность может увидеть или заподозрить только невропатолог, поэтому не пытайтесь самостоятельно ставить своему малышу такие диагнозы.

И еще немаловажно, что гиперакивным малыш может быть не только в таком сложном возрасте, как 3-4 года, но и с самого младенчества.

Чем раньше вы распознаете у ребенка такие особенности нервной системы и начнете предпринимать меры, тем меньше трудностей у вас возникнет в будущем.

7 признаков гиперактивного ребенка

Гиперактивность еще называют двигательной расторможенностью, но не стоит ее путать со здоровой активностью нормальных детей. Вполне здоровый малыш тоже может быть очень подвижным, громко кричать и разговаривать, выражая таким образом свои эмоции. Он даже может часто капризничать и настойчиво требовать своего.

Как же отличить индивидуальные особенности вашего ребенка от неврологической проблемы? Вот 7 признаков, которые должны вас насторожить в поведении грудного ребенка:

1 Гиперактивные малыши хорошо развиты физически, быстрее своих сверстников начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Благодаря этому они вызывают множество восхищения у своих родителей и родственников.

Но нередко такие неожиданные и быстрые скачки развития приводят к падениям с диванов и прочим неприятностям, к которым даже самые бдительные родители оказываются просто не готовы.

Они не знают, радоваться им или плакать, когда ребенок уже вовсю ползает и шкодит, а его ровесники тем временем мирно лежат в кроватке.

Тут все же могут быть два варианта: либо ваш ребенок просто очень быстро развивается, либо это один из признаков гиперактивности. Во втором случае проблема еще даст о себе знать в будущем и проявит себя другими признаками.

2 Дети часто капризничают тогда, когда их силы на исходе и им пора спать. Они как будто становятся еще более активными, у них повышается возбудимость, и только мамины руки или укачивание могут после долгих мучений помочь уложить его спать.

3 Малыши с признаками гиперактивности удивительно мало спят, даже в первые месяцы жизни. В то время, как их сверстники спят больше, чем бодрствуют, эти дети могут играть и периодами плакать около 4-5 часов подряд.

Интересно! Что подарить ребенку: копилка идей

4 Ребенок долго не может уснуть, требует укачивания, а сон его очень чуткий. Малыш чувствителен к каждому шороху, может вдруг проснуться и тяжело засыпает снова.

5 Малыш очень бурно реагирует на смену обстановки, новые лица и громкие звуки. Все это может приводить его в настоящий восторг, и, вместе с тем, заставляет его еще больше капризничать и привлекать ваше внимание.

Чем больше людей в помещении с ребенком, тем более капризным он становится.

6 Дети не умеют подолгу сосредотачивать на чем-то свое внимание. Это видно даже в самом раннем возрасте: малыша легко завлечь новой игрушкой, но она быстро ему надоедает. Он словно еще быстрее начинает переключать свое внимание с одного предмета на другой.

7 Характерным признаком гиперактивных детей, в сумме со всеми перечисленными, является их привязанность к матери и одновременно боязнь чужих людей. Они трудно ладят с гостями, неохотно идут к ним на руки и как бы прячутся за мамой. Они также могут ревновать маму к чужим детям, отбирать у них игрушки и любой конфликт превращать в истерику.

Мы перечислили не безусловные признаки гиперактивных детей, а лишь те отличительные особенности, которые могут вас насторожить и заставить отправиться на прием к детскому неврологу.

Но для того, чтобы не ошибиться и зря не переживать, опишем поведение здорового нормального ребенка, который может обладать некоторыми из вышеперечисленных признаков вследствие своего врожденного темперамента.

Темпераментные здоровые дети отличаются от своих гиперактивных сверстников следующим:

1 Любят побегать или иным образом поактивничать, но после этого приходят полежать или спокойно посидеть, например, за просмотром мультиков. Таким образом, они способны самостоятельно успокаиваться. Но здесь мы говорим о детях постарше, ближе к годовалому возрасту.

2 У них практически нет проблем со сном, они быстро засыпают и спят положенное их возрасту время.

3 Ночной сон, как правило, долгий и спокойный. Если говорить о малышах 2-3 месяцев жизни, то они могут просыпаться на ночные кормления, но также легко засыпают и не плачут посреди ночи.

4 Детки быстро понимают, где опасность и могут испытывать чувство страха. Впоследствии они не стремятся снова залезть в опасное место.

5 Легко осваивают слово «нельзя», что позволяет вам быстро объясняться с ребенком в будущем.

6 Деток легко отвлечь от истерики новым предметом или рассказом, они способны переключаться и сразу перестают плакать.

7 Они практически не бывают агрессивны по отношению к вам или к другим детям. Дают играть своими игрушками, иногда после маминых уговоров.

8 Конечно же, характер родителей передается их ребенку. Возможно, что мама или папа активного ребенка обладают ярким темпераментом и были такими же непоседами в детстве. Но помните, что такие особенности могли передаться не только от родителей, но и от бабушки или дедушки, а также от других родственников, прабабушек и прадедушек.

Причины гиперактивности

Изменения клеток головного мозга, вызывающие гиперактивность, не остаются на всю жизнь, если родители выбирают правильную тактику поведения и воспитания своего малыша. Поэтому это состояние нельзя назвать болезнью и нельзя вылечить, а можно лишь способствовать скорейшему «перерастанию» детской гиперактивности.

А возникает данное состояние, как правило, в результате одной из следующих причин:

  • рождения малыша с помощью кесарева сечения,
  • сложных родов, с длительным безводным периодом, гипоксией ребенка, или с использованием щипцов,
  • рождения малыша раньше срока или с малым весом,
  • нервная система ребенка могла подвергнуться изменениям еще на стадии внутриутробного развития из-за вредных привычек, перенесенной болезни или других неблагоприятных факторов внешней среды.

Интересно! Коррекция поведения у гиперактивных детей

Воспитание гиперактивного малыша

Воспитанию и режиму дня такого ребенка нужно уделять особое внимание, если вы не хотите, чтобы его состояние усугублялось. Оставление проблемы без внимания может повлечь немало проблем в будущем, когда ребенок вырастет и ему придется самостоятельно адаптироваться в обществе.

Так как нервная система малыша очень ранима, ее нельзя лишний раз подвергать испытаниям.

Это значит, что любой каприз и истерику нужно пресекать в самом начале, не пытаться наказывать ребенка качестве воспитательного момента. При этом старайтесь не потакать этим капризам и не идти на поводу у ребенка по каждому поводу, а незаметно отвлекать его и переключать внимание. Да, это может потребовать от родителей немало терпения и находчивости, но не даст слишком разбаловать маленького сорванца. Ведь он уже в самом раннем возрасте достаточно смышлен чтобы понять, как добиться своего. Объясняйте малышу значение слова «нельзя», мягко и настойчиво.

Во всех этих начинаниях вам потребуется обуздать свой собственный характер и исключить из общения с ребенком все негативные эмоции.

В течение дня старайтесь не подвергать малыша излишне ярким впечатлениям и исключать неожиданные ситуации.

Шумные компании, нежданные и многочисленные гости, скопления людей на улице не должны беспокоить вашего малыша и расшатывать его нервную систему.

А вот самым лучшим способом отдыха для него будет выезд на природу в узком кругу семьи, где он сможет выплеснуть свою энергию. После такого отдыха ваш малыш мирно и без труда уснет крепким сном.

Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?


Что такое гиперактивность

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности , который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.


СДВГ - синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности

Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.


Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

У детей с СДВГ наблюдается рассеяность внимания

Гиперактивным детям сложно выполнять задания, которые требуют умственного напряжения

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.


Если малыш часто капризный, бурно реагирует на новую обстановку, мало спит и трудно засыпает, это может стать первыми признаками СДВГ

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:



Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.


СДВГ может возникнуть при сложных родах, нарушенном внутриутробном развитии или передаться по наследству

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.


Обнаружив некоторые признаки гиперактивности у своего ребенка, обратитесь к специалисту неоткладывая эту проблему на потом

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.


Лечение СДВГ проходит не только медикаментозно, но и под наблюдение психиатра

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.


  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Термин «гиперактивный ребенок» в последнее время у всех на устах: у врачей, воспитателей, учителей, психологов, родителей. Как отличить егозу от малыша с признаками дефицита внимания? Как разграничить обычное баловство от неврологических нарушений?

Гиперактивный ребенок характеризуется рядом качеств: импульсивный, возбужденный, упрямый, капризный, избалованный, невнимательный, рассеянный, неуравновешенный. Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь психолога, медикаментозное лечение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания. Часто бывает, что родители ищут «спасительную таблетку». А ведь достаточно перестроить отношения с сыном или дочерью, чтобы выздоровление наступило самым естественным способом. Для этого требуется время, усилия, терпение и главное - желание что-то менять в себе и своих отношениях с детьми.

С чем связана гиперактивность

Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в перинатальном периоде развития плода и затрудненных родах.

  • Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности - все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
  • Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) - наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
  • Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. К примеру, ребенок родился с асфиксией, недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах - гиперактивность у такого малыша может ярко проявиться.

Как распознать гиперактивность у ребенка

Диагностировать СДВГ не так просто, поскольку признаки гиперактивности могут быть симптомами других неврологических нарушений. На что следует обратить внимание?

  • Первые симптомы. Могут появиться в грудном возрасте. Плохой сон, длительный период бодрствования уже с первых месяцев жизни, возбудимость малыша, нетипичная бурная реакция на шум, яркий свет, игры, гигиенические процедуры, незначительное отставание в освоении моторных навыков - все это могут быть первые предвестники гиперактивности у детей до года.
  • Возраст 3 года. Переломный момент в жизни малыша, когда наступает знаменитый кризис трех лет. В это время у большинства детей наблюдается капризность, упрямство, смена настроения. У гиперактивных малышей эти признаки проявляются еще ярче. Также у детей с СДВГ отмечаются неловкие, хаотичные, суетливые движения, речь развивается с запозданием.
  • Здоровье. Гиперактивные малыши часто жалуются на усталость и головные боли. У таких детей нередко диагностируется энурез, нервные тики.
  • Первые признаки неусидчивости. На них могут обратить внимание воспитатели в детском саду. Когда начинается процесс социализации, и ребенок выходит за пределы семьи, признаки неусидчивости становятся более явными. В детском саду малыша невозможно уложить спать, накормить, усадить на горшок, успокоить.
  • Нарушения развития памяти и внимания в дошкольном возрасте. У детей до 7 лет интенсивно развивается память и внимание. У малыша с СДВГ наблюдается медленное усвоение материала при подготовке к школе. И это объясняется не отставанием в развитии, а недостаточной концентрацией внимания. Малышу с признаками гиперактивности трудно сидеть на одном месте и слушать воспитателя.
  • Неуспеваемость в школе. Еще раз подчеркнем, что плохие отметки у детей связаны с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, а не с их умственными задатками. Наоборот, гиперактивные школьники часто развиты не по годам. Но проблема в том, что им трудно дается встраивание в систему и дисциплину: трудно высидеть 45 минут урока, слушать, писать, выполнять задания учителя.
  • Психические аспекты. Со временем проявляются такие качества: вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, плаксивость, тревожность, недоверие, подозрительность. Уже в раннем возрасте у малыша могут развиваться фобии, которые могут сохраняться в подростковом возрасте и на протяжении всей жизни, если с ними не работать.
  • Перспектива. В подростковом возрасте у такого ребенка, как правило, формируется (точнее, ее формируют взрослые) заниженная самооценка. Гиперактивный подросток бывает агрессивным, нетерпимым, конфликтным, некоммуникативным. Ему трудно найти друзей, завязать теплые, приятельские отношения. В дальнейшем у него может сформироваться асоциальное поведение.

Симптомы СДВГ у детей проявляются в комплексе и регулярно. Не стоит сразу приписывать ребенку «модный» диагноз при возбудимости, плохом сне, капризности, которые наблюдаются время от времени. Множество объективных факторов может изменить психоэмоциональное состояние малыша. Причиной может быть прорезывание зубов, смена обстановки, посещение детского сада, неудача в игре и т.д. Даже климатические условия влияют на состояние и поведение малыша.

Диагностика СДВГ

И все же до 6-7 лет никто не ставит неврологический диагноз, даже если есть признаки СДВГ. Это объясняется психологическими особенностями дошколят. В дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса - в 3 года и 7 лет. По каким критериям ставится медицинский диагноз СДВГ?

8 проявлений гиперактивности

  1. Хаотичные, суетливые движения.
  2. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.
  3. Не может долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.
  4. Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).
  5. Если нужно сидеть и ждать (например, в очереди), может подняться и уйти.
  6. Чрезмерно разговорчив.
  7. Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.
  8. Проявляет нетерпение, если его просят подождать.

8 проявлений дефицита внимания

  1. Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.
  2. С трудом концентрирует внимание на деталях, не может их запомнить, воспроизвести.
  3. Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.
  4. Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.
  5. Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что не может потом найти.
  6. Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.
  7. Легко переключает внимание на другие объекты.
  8. В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.

Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу.

Как лечить ребенка

При лечении гиперактивности у детей важно понимать, что будет самым действенным для конкретного ребенка? Какая степень СДВГ? Стоит ли сразу применять лекарственные препараты или достаточно психотерапевтической коррекции?




Медикаментозные способы

Медицинское лечение СДВГ психостимуляторами чаще применяется на Западе и в США. Стимуляторы помогают повысить концентрацию внимания у детей, дают быстрый положительный результат. Однако имеют ряд побочных эффектов: плохой сон, аппетит, головные боли, раздражительность, нервозность, нежелание общаться. Эти признаки, как правило, появляются в самом начале лечения. Их можно снизить следующим образом: уменьшение дозы и замена препарата аналогом. Психостимуляторы назначаются лишь при сложных формах дефицита внимания, когда ни один другой метод не работает. К ним относятся: «Декседрин», «Фокалин», «Виванс», «Аддерал» и многие другие. В России избегают назначения психостимулирующих препаратов, потому что согласно протоколу лечения СДВГ они запрещены. Их заменяют ноотропными препаратами. Широко применяется при лечении СДВГ у детей препарат «Страттера». Любые антидепрессанты при дефиците внимания следует применять с большой осторожностью и только под контролем врача.

Работа с психологом и психотерапевтом

Это важнейшая часть терапии, которая в сложных случаях проводится параллельно с медикаментозным лечением. Психолог и психотерапевт используют самые разные методики для коррекции поведения гиперактивного ребенка. Даются различные упражнения на развитие внимания, речи, мышления, памяти, повышения самооценки, творческие задания. Также моделируются различные коммуникативные ситуации, которые помогут найти ребенку общий язык с родителями и сверстниками. Специалистам приходится работать с тревожностью и страхами у гиперактивных детей. Часто применяются релаксационные методы, которые помогают расслабиться, снять напряжение, нормализуют работу головного мозга и нервной системы. При дефектах речи рекомендуются занятия с логопедом.

О чем важно знать? Психокоррекция у ребенка окажется результативной лишь тогда, когда со специалистом будут сотрудничать родители и с точностью выполнять все задания и советы психолога или психотерапевта. Нередко у родителей бывает такая позиция - «вылечите ребенка», в то время как лечить нужно отношения в семье.


Коррекция образа жизни

Режим дня и гиперактивность - две вещи, на первый взгляд, несовместимые. И все-таки родителям необходимо устроить для непоседы жизнь по расписанию.

  • Крайне важно выдерживать режим сна: вовремя ложиться и вставать. Если непоседа выбивается из графика, его трудно уложить, тяжело привести в чувства утром. Нельзя перегружать таких детей информацией перед сном, играть в активные игры. Воздух в комнате должен быть свежим и прохладным.
  • Организовать полноценное питание. Нужно исключить перекусы, особенно едой из фаст-фуда. Желательно сократить в рационе быстрые углеводы (сладости, выпечка), которые возбуждают нервную систему.
  • Прогулки перед сном. Свежий воздух успокаивает нервную систему. Кроме того, будет хорошая возможность поговорить, обсудить, как прошел день.
  • Физические нагрузки. Необходимы в жизни гиперактивного ребенка для разрядки его неуемной энергии. Можно попробовать себя в индивидуальных и командных видах спорта. Хотя последние будут даваться сложнее. Больше всего подходят легкая атлетика, гимнастика, езда на велосипеде, плавание. Хорошо, если ребенок занимается спортом для себя. Соревнования и любой состязательный момент будет привносить еще большее напряжение и агрессию. Многое в этой ситуации зависит от тренера и его педагогического мастерства.


Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с СДВГ

Как воспитывать гиперактивного ребенка?

  • Повышать самооценку. Гиперактивных детей часто наказывают и осаживают: «сядь», «не крутись», «замолчи», «успокойся» и т.д. Это регулярно повторяется в школе, дома, в саду. Такие замечания формируют у ребенка ощущение ущербности. Всех детей нужно хвалить, но гиперактивные особенно нуждаются в эмоциональной поддержке и похвале.
  • Выстраивать личностные границы с детьми. Воспитывать непосед нужно в строгости, но справедливости. Наказания и ограничения должны быть последовательными, адекватными и согласованными со всеми членами семьи. Дети с признаками СДВГ часто не имеют «тормозов». Задача родителей - показать собственные границы, проявить родительскую волю и дать понять, кто в доме хозяин, четко формулировать запреты. При этом не должно быть агрессии. Если у папы с мамой слишком мягкий характер, бразды правления непременно возьмет в руки гиперактивный член семьи.
  • Маленькие и полезные задания. Гиперактивных детей нужно привлекать к выполнению домашних обязанностей и поощрять их инициативу. Лучше давать простые, поэтапные задания. Можно даже нарисовать план, схему, пошаговый алгоритм действий. Эти задания помогут ребенку организовывать свое личное пространство и время.
  • Не нагружать информацией. При чтении книг, выполнении домашнего задания нужно давать небольшие нагрузки - по 15 минут. Затем делать перерыв с двигательной активностью, потом снова приступать к статическому занятию, требующему концентрации внимания. Переутомление вредно сказывается на состоянии детей с СДВГ.
  • Осваивать новый род деятельности. Гиперактивных детей трудно чем-либо заинтересовать надолго, уж слишком быстро они переключают свое внимание. Однако нужно искать разные виды деятельности (музыка, пение, рисование, чтение, лепка, танцы), в которых ребенок максимально раскроется. Нужно находить такое дело, которое невидимым способом будет «воспитывать» егозу и требовать каких-то личных усилий, мотивации.
  • Коммуникативные аспекты. Гиперактивным непоседам все прощается дома, но они часто оказываются в конфликтной ситуации с педагогами и отвергаются сверстниками. Важно обсуждать с детьми их жизнь вне дома, трудные ситуации, причины конфликтов. Это поможет им адекватно оценивать свои поступки в дальнейшем, контролировать себя, осознавать свои эмоции, извлекать уроки из собственных ошибок.
  • Дневник успеха. Психологи рекомендуют завести тетрадь или блокнот, куда можно записывать (или зарисовывать) все большие победы и маленькие успехи. Важно, чтобы ребенок осознавал результаты собственных усилий. Также можно придумать систему поощрений.

Некоторые родители считают, что лучшее лекарство от гиперактивности у детей - витамин «Ре», то есть ремень. Это жесткое средство лишь усугубляет проблему и никогда не устранит истинную причину непослушания. Поведение детей с СДВГ нередко вызывает праведный гнев родителей, но лучше все-таки избегать шлепков.

Трудности социальной адаптации

В детских садах и школах детей с СДВГ относят к категории «трудных». Иногда конфликты, связанные с неадекватным гиперактивным поведением, настолько обостряются, что приходится переводить малыша в другой детский сад или школу. Важно понимать, что система государственного образования не будет подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка. Искать подходящий сад или школу можно долго, но так и не найти. В этой ситуации важно учить ребенка проявлять гибкость, терпение, дружелюбие - все те качества, которые так важны для общения и нормальной социальной адаптации.

  • гиперактивные ученики должны быть в поле зрения учителя;
  • им лучше сидеть за первой или второй партой;
  • не акцентировать внимания на особенностях поведения таких детей;
  • часто хвалить, поощрять, но не завышать оценки;
  • давать мелкие задания, при которых ребенок будет двигаться: принести журнал, раздать тетради, полить цветы, вытереть доску;
  • подчеркивать сильные стороны ученика, давать возможность их проявить.
  • быть на стороне ребенка, но при этом не создавать открытого конфликта с учителем;
  • находить компромиссные решения;
  • прислушиваться к мнению педагога, ведь объективный взгляд со стороны бывает ценным для понимания собственного ребенка;
  • не наказывать, не читать морали ребенку в присутствии педагога и сверстников;
  • помогать адаптироваться в детском коллективе (принимать участие в совместных мероприятиях, можно приглашать детей в гости и т.д.).

Важно найти не какую-то особенную школу или частный детский сад, а педагога, который с пониманием отнесется к проблеме и будет союзником родителей.

Лечение гиперактивного ребенка медикаментами целесообразно лишь при сложных формах СДВГ. В большинстве случаев проводится психокоррекция поведения. Терапия проходит гораздо успешнее, если в ней участвуют родители. Ведь гиперактивность ребенка нередко связана с взаимоотношениями в семье и неправильным воспитанием.

Распечатать

Каждый ребенок активен и любознателен – это является нормой, ведь малыш активно познает окружающий мир, и все, что происходит вокруг него, вызывает неподдельный интерес. Если активность ребенка чрезмерна, это может считаться патологией.

Поэтому родителям следует внимательно отмечать любые изменения в состоянии грудничка, ведь они могут свидетельствовать об отклонениях, таких как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Какие симптомы и признаки указывают на наличие гиперактивности у грудничков и детей до года? Расскажем подробнее.

Характеристика патологии

Гиперактивность – отклонение в работе нервной системы, при котором все процессы в головном мозге, отвечающие за возбуждение, происходят более интенсивно, чем у деток той или иной возрастной группы.

Клетки головного мозга постоянно вырабатывают нервные импульсы , которые отвечают за все жизненно-важные процессы в организме.

У гиперактивных деток это происходит более интенсивно: они неусидчивы, невнимательны, непослушны.

И это не является особенностью характера или темперамента, которые у грудничка еще не сформированы.

Проявления патологии встречаются у 5-7% новорожденных в возрасте до 1 года , причем мальчики сталкиваются с проблемой гораздо чаще.

Гиперактивный ребенок отличается хорошим физическим развитием, быстрее осваивает двигательные навыки (умение переворачиваться, сидеть, ползать).

Этиология заболевания

Синдром у грудничков может развиваться вследствие многочисленных причин.

Неблагоприятные факторы принято делить на 3 группы: внутриутробные, то есть развивающиеся в процессе вынашивания, родовые (возникающие при родах), иные факторы риска.

К внутриутробным причинам относят гипоксию плода, неправильное питание будущей матери, наличие у нее вредных привычек, подверженность стрессам и депрессиям.

Родовые факторы включают:

  • Осложнения в процессе родов (использование вспомогательных средств для успешного родоразрешения).
  • Затяжные или стремительные роды.
  • Травмы, полученные при прохождении по родовым путям.
  • Появление на свет раньше положенного срока.

Риск развития патологии повышают отягощенная наследственность, сильная интоксикация организма беременной или плода.

Основные признаки

Выявить патологию у грудничков сложно , ведь характер ребенка, его темперамент и модель поведения еще не определены в полной мере. Он еще не может выражать эмоции, характеризовать свое состояние.

Что может свидетельствовать о наличии отклонений:

  • Нарушение сна, когда ребенок может по нескольку раз просыпаться, реагируя даже на самый незначительный шум. Часто такие детки путают режим дня, то есть днем спят практически все время, а ночью бодрствуют.
  • Повышенная двигательная активность. Конечности постоянно двигаются, незначительная активность наблюдается и в периоды сна.
  • Сильный и продолжительный плач. Малыш кричит даже тогда, когда не ощущает голода, боли или дискомфорта.
  • Чрезмерная напряженность мышц, гипертонус.
  • Обильные срыгивания, переходящие в рвоту, которые наблюдаются как сразу после кормлений, так и через некоторое время.
  • Повышенная возбудимость. Из равновесия ребенка могут вывести любые раздражители, например, яркий свет, звуки.
  • Малыша очень сложно пеленать: он активно сопротивляется.
  • Он обращает внимание на игрушки, однако, такое внимание имеет краткосрочный характер.
  • Он негативно реагирует на присутствие посторонних, малознакомых людей.

Эти симптомы могут проявляться и у здоровых деток, однако, это происходит периодически, например, если их что-то беспокоит (колики, голод, мокрые пеленки).

У гиперактивных деток подобные проявления имеют постоянный характер.

Нужно ли лечить ребенка

Бывает так, что наличие симптомов, о которых говорилось выше, не является патологией. Ребенку не требуется специфическое лечение.

Не следует беспокоиться, если:

  • Малыш активно двигается в течение дня, но, устав, предпочитает более спокойную деятельность (гиперактивные дети практически не устают).
  • Он нормально спит днем и почти не просыпается ночью (в зависимости от возраста).
  • Во время истерики малыша легко успокоить, отвлечь чем-то интересным для него.
  • Малыш не проявляет чрезмерной агрессии, в конце первого года жизни начинает адекватно реагировать на запреты.

Во всех других ситуациях потребуется врачебная помощь.

У вас гиперактивный ребенок? Как помочь такому малышу? У нас есть много советов и рекомендаций на эту тему. Читайте такие статьи:

Терапия гиперактивности может быть лекарственной, либо немедикаментозной .

Для грудничков лекарственные препараты применяются редко, чаще - немедикаментозные способы лечения.

Устраняют неприятные проявления патологии:

Чрезмерная активность, подвижность - не всегда признаки патологии. Возможно, это первые проявления бурного темперамента ребенка.

Еще несколько интересных фактов о гиперактивности у детей узнайте из этого видео:

Если симптомы проблемы возникают регулярно, не обращать внимание на эти тревожные сигналы нельзя .

С течением времени проблема будет только усугубляться. Важно своевременно обратиться за медицинской помощью.

Вконтакте

В этой статье:

Уже много лет детская гиперактивность вызывает массу споров и разногласий. Врачи, учителя, психологи по-разному смотрят на эту проблему.

За последние годы было проведено много исследований. Выяснилось, что общие признаки гиперактивности присутствует у детей с особенностями развития нервной системы. Обычно первые проявления заболевания видны уже в 2-3 года. В это время ребёнок идёт в садик. Там он может столкнуться с рядом проблем: нежелание слушаться взрослых, постоянная активность, проблемы с общением.

Он действительно очень активен, не может усидеть на месте и пары минут, и спокойные игры не для него. Но если вам кажется, что ребёнок попросту жизнерадостный и полный сил, то это не так. Его действия носят спонтанный характер, видна нервозность, он быстро начинает плакать, у него большие проблемы со сном? В таких случаях необходимо обращаться за консультацией к врачу.

Что такое гиперактивность

Уже долгие годы существует понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот диагноз ставится детям по всему миру. Его признаки известны всем врачам, а вот родители не всегда могут распознать вовремя, что крохе нужно лечение. Да и нужно ли оно вообще? Давайте разберемся, что такое СДВГ.

Причиной всех проблем является особенность функционирования
нервной системы у детей. Слабая ЦНС очень плохо переносит нагрузки. Причём не только физические, но и психологические, умственные, эмоциональные.

Говоря проще, нужно немного, чтобы ребёнок перевозбудился и перешёл в состояние повышенной нервной активности. Такие состояния относят к невротическим. Отсюда многие последствия для здоровья:

  • проблемы со сном;
  • повышенное потоотделение;
  • проблемы с органами желудочно-кишечного тракта;
  • нарушения речи;
  • повышенное давление.

Запомните, что вашему ребёнку самому очень тяжело. Вспомните ситуацию, когда вы сильно нервничали, всё падало из рук, вы сами не знали, за что браться в первую очередь. А теперь представьте себе, что ваш кроха живет так день ото дня.

Плохое воспитание?

Родители ребёнка с СДВГ часто слышат, что малыш плохо воспитан. Это обидно маме, особенно если она прилагает огромные усилия, чтобы помочь ему. Разбил в гостях тарелку, не может выполнить задание в садике до конца, влезает в разговоры, убегает посреди занятия - окружающие сразу говорят, что он плохо воспитан.

Часто проблемы
воспитания действительно присутствуют. Но дело тут не в том, что родители не уделяют внимания воспитанию. Просто стандартные методы тут не подходят. Если вы заметили все эти признаки и обратились к врачу, он обязательно объяснит вам, что делать.

Придётся поменять тактику воспитания. Нужны будут:

  • жёсткие временные рамки (малыш имеет плохое представление о времени);
  • чёткая последовательность действий;
  • логичные доводы;
  • логичные объяснения;
  • логика в наказаниях;
  • умение находить компромисс.

Конечно, объяснять любопытным на детской площадке все эти тонкости не нужно. Ваш ребёнок нуждается в первую очередь именно в вашей помощи. Помогайте ему, спрашивайте специалистов, общайтесь с теми мамами, у которых такие же проблемы.

С помощью правильного воспитания можно существенно облегчить состояние малыша. Он будет учиться, у него будут друзья и самая обычная жизнь ребёнка.

Основные признаки гиперактивности

Уже после 30-40 минут с таким крохой вы точно поймёте, что с ним что-то не так. Гиперактивный малыш демонстрирует следующие признаки:


7 классических признаков СДВГ

Существует 7 признаков, которые неврологи и психологи используют для окончательной постановки диагноза.


СДВГ или просто любопытный малыш?

Родителям стоит хорошо понимать разницу и не пугаться понапрасну. Самый обычный любознательный малыш, который никогда не унывает. Ему интересно всё, он постоянно хочет что-то сделать, куда-то залезть. Обычно его игры сопровождаются грохотом предметов и его весёлым смехом. У него действительно много энергии. В 2-3 года это вполне нормально. Правда, для родителей такое поведение тяжеловато, ведь за малышом нужен глаз да глаз.

Запомните эти признаки здорового растущего ребёнка. А теперь ещё раз вспомните, что мы говорили про гиперактивного ребёнка. Он не отличается таким позитивным характером – в его действиях много нервозности, он быстро переходит на плач. Играть с другими детьми ему тяжело, ведь приходится следовать их правилам, а этого он не может. Можно сказать, что его деятельность носит расфокусированный характер. Малыш может забыть, зачем он что-то делал, почему плакал, за что боролся. Или же, добившись желанной роли в игре, бросает всё и уходит. Смена видов деятельности у него обычно спонтанная.

Эти два ребёнка совсем не похожи. Первому нужно лишь хорошее воспитание, а второму, к сожалению, понадобится помощь.

Что делать дальше

Гиперактивный ребёнок нуждается в вашей любви, понимании, заботе и принятии. Ругать его за то, что он не может изменить, глупо и неправильно. Но это не значит, что вы допускаете любое его поведение. Нужно разобраться, как вы будете строить его дошкольную и школьную жизнь, общение, когда ему может понадобиться помощь специалиста.

Детский садик

Здесь обычно проблем меньше всего. У детей много свободного времени на игры и нет такой жёсткой дисциплины. У малышей с СДВГ адаптация к садику проходит дольше и болезненнее. Они очень привязаны к маме, без неё начинают капризничать, вести себя неуравновешенно.

Лучше всего, если ребёнка в садик первые 1-3 месяца будет отводить
кто-то другой. Бабушка, папа, соседка, которая ведёт в тот же сад своего малыша, няня. Так будет легче.

У вас есть выбор:

  • обычный садик;
  • специальное дошкольное заведение для детишек с неврологическими проблемами.

Многие психологи считают, что лучше отдавать кроху в обычный садик. Да, первое время будет тяжело. Зато малыш научится преодолевать многие свои социальные проблемы. Находиться в обществе и не следовать его законам - тяжёлое испытание. Но это поможет адаптироваться.

Если же проблема стоит очень остро, то лучше не мучить своего ребёнка и других детей. Отведите его туда, где профессиональные воспитатели гарантированно смогут помочь. Ребёнок там получит больше внимание и не меньше знаний и навыков.

Школа

Если после детского сада вы видите, что ситуация выравнивается, то идите в обычную школу. Предупредите учителя, что у малыша СДВГ. Опытный и умный педагог будет относиться к этому нормально, а не предвзято.

Учёба в школе требует более жёстких дисциплинарных рамок. Тут
уже нельзя будет встать посреди урока и побежать играть. Или отбросить неинтересное задание. Об этом следует начать беспокоиться заранее.

Вы можете проводить дома небольшие занятия с крохой, обыгрывая школьные ситуации. Он - ученик, вы - учитель. Давайте ему задания, объясняйте всё про уроки и перемены. Если ребёнок готов, а ситуация не нова, то приспособиться к новой среде в разы проще.

Если же были проблемы и вам ещё в садике рекомендовалось специальное заведение, то лучше продолжите образование в нём. Специальные школы не отличаются по своей программе от общеобразовательных. На выходе ребёнок получит точно такой же диплом, как ученики обычных школ.

Зато в такой школе больше взрослых, которые готовы помочь. Тут учителя, нянечки, из учеников формируются маленькие группы, а это значит, что каждому можно уделить внимание по максимуму. Это же является и контролем поведения. Бывает, что через 1-3 года в такой школе малыша уже можно перевести в обычную.

Общение со сверстниками

Ваш ребёнок может испытывать серьёзные затруднения в общении с другими малышами. Однако ругать его не стоит. Он не всегда понимает, что обижает малышей, когда хочет играть по своим правилам и занимать
интересные игровые роли.

Стоит позаниматься с ним дома. Пытайтесь разыгрывать сцены общения, придерживаться игровых сценариев. Объясните малышу логично, что не всегда он может быть принцем или супергероем. Иногда нужно согласиться и на другую роль. Или же объективно докажите, что с той или иной игровой ролью он справится лучше. А можно по-простому: сегодня ты будешь злым персонажем, а завтра добрым. Логика ваших объяснений поможет ему справиться с недовольством или агрессией.

Консультация у психолога

Каким бы ни был уровень СДВГ, психолога посетить нужно. Важно, чтобы профессионал наглядно показал родителям принципы работы с малышом. Специалист видит признаки развития проблемы. Посещайте его 1-2 раза в год для консультации. Это может быть полезно, ведь уже к 6-7 годам малышу отчаянно нужно будет знать ответы на вопросы:

  • почему другие дети не хотят со мной играть?
  • учитель ругает меня чаще других?
  • я чем-то хуже?
  • почему я хожу в другую школу?

Профессионал может в легкой форме ответить на эти и другие вопросы.

Обследования

Проводится целый комплекс обследований. Очень важна семейная история, особенно если в семье были другие примеры детей с гиперактивностью. Врач обязательно попросит рассказать о ходе беременности, показать анализы и исследования.
Часто на гиперактивность могут указывать:

  • сильный токсикоз;
  • повышенное давление матери;
  • слишком быстрые роды;
  • слишком медленные роды;
  • осложнения, гипоксия.

Это может привести к нарушениям работы центральной нервной системы малыша.

Обследования проходят у терапевта, невролога, невропатолога, психолога, дефектолога.

Необходима ли терапия

Самостоятельно принять такое решение мама не может. Даже если все признаки гиперактивности у крохи есть. Обязательно ждите заключения врача, назначения препаратов. Ребёнок может получать лекарственную терапию. Она служит исключительно для снижения уровня нервного напряжения. Принимать её всё время не придётся. Уже к началу полового созревания терапия пересматривается.

Вопросы к детскому психологу

Не все родители могут сразу разобраться в том, что означает диагноз СДВГ. Кто-то думает, что ничего страшного не происходит, всё пройдет само собой. Другие же сильно обеспокоены, приписывая СДВГ самые разные черты. Самое главное для мамы и папы - найти хорошего специалиста. С ним можно будет спокойно обсудить все нюансы работы с малышом, обучения, терапии, занятий.

Итак, рассмотрим наиболее часто задаваемые специалистам вопросы касательно детей с СДВГ.

В 3 годика поставили малышу диагноз - СДВГ. Назначили медикаментозное лечение. Что будет, если не давать таблетки ребёнку?

Конечно, родители могут выбирать, будет ребёнок получать терапию или нет. Обычно рекомендуется лечение лекарственными средствами. Да, многие родители говорят, что кормить малыша в 2 года таблетками, да еще неизвестно какими, - не самая лучшая идея. Другие же просто боятся такого совета врача.

Однако именно
лекарственная терапия рассчитана на этот возраст. Обычно диагноз СДВГ ставится как раз в это время. Таблетки не нанесут вреда здоровью крохи и уж точно не вызовут у него привыкания. Не думайте, что, начиная давать лекарства сейчас, вы обрекаете кроху на приём таблеток всю жизнь.

Многие лекарства отменяют уже в подростковом возрасте с приходом полового созревания. Конечно, бывают серьёзные случаи. Но помните, что врач выписывает лекарства для облегчения симптомов. Ребёнку будет проще общаться, он сможет спокойно учиться в школе, поступить в вуз. Лекарства дают ему возможность вести самую обычную жизнь. Ведь именно этого вы ходите для своего крохи.

Так называемая гиперактивность у сына только в садике. Дома ведёт себя спокойно, тихо. Как это понимать?

Скорее всего, никакой гиперактивности тут нет. Во врачебном, медицинском понимании этого слова. Просто у вас
активный ребёнок. В садике полно других детей, игрушек. Там он нашёл себя и чувствует свободу.

Вероятно, жалуются воспитатели. Всё ломает, есть не хочет, может задирать других детей, не идёт вовремя спать? Это повод сходить к детскому психологу. Он, скорее всего, просто научит вас успокаивать кроху, пропишет ванночки с ароматными маслами перед сном. Ваш кроха активен, он жизнерадостный и любознательный, что особенно сильно проявляется в обществе сверстников.

Если у малыша СДВГ, это значит, что он не сможет учиться в обычной школе?

Все зависит от степени заболевания. Если она минимальна, то ребёнок вполне сможет учиться в обычной школе, окончить её, поступить в
ВУЗ или училище. Будет непросто, не так, как с другими детьми. Но СДВГ вполне поддаётся корректировке. Нужно заниматься воспитанием малыша, поставить в известность учителя.

Специальная школа не является местом, где учатся умственно отсталые или бесперспективные. Там для детей создают те условия, в которых они без проблем учатся, общаются и развиваются. Тут нет ничего постыдного для родителей.

У детей с синдромом гиперактивности снижен интеллект?

Такие комбинации случаются, но довольно редко. В этом случае речь идёт о комплексных нарушениях работы мозга и нервной системы. В большинстве же случаев интеллект малыша вполне нормальный.

Я ничего не понимаю в этом диагнозе. К какому врачу обратиться, чтобы он нам все подробно объяснил?

Стоит сходить к вашему педиатру. Расскажите ему всё о существующих проблемах, поделитесь вашими подозрениями. Если есть какие-то заключения от воспитателя детского сада - приносите. Педиатр в любом случае назначит ребёнку обследование. Дальше вы можете попасть к терапевту, неврологу, психологу или даже психиатру. Все зависит от того, каковы причины вашего диагноза. Бояться врачей не нужно. Самым «страшным» для крохи обследованием может стать анализ крови. Все остальное ничуть не больно.