Простые гитарные рифы. Как написать отличный гитарный рифф

Инструкция

Перед тем как начать осваивать этот вид техники, необходимо научиться правильно ставить левую руку и выбрать угол медиатора. Проконсультируйтесь с педагогом или профессиональным исполнителем. Пока вы будете разучивать элементарные рифы, неправильная постановка особенно мешать не будет. Но в дальнейшем она может не позволить вам увеличить темп.

Научитесь читать табулатуры. На них специальными значками обозначено положение пальцев на струне при исполнении того или иного аккорда. Используйте определитель аккордов. Подходят как печатные, так и электронные определители.

Прослушайте запись понравившегося вам произведения. Выделите короткие мелодические фрагменты, которые постоянно повторяются. На первый раз постарайтесь выбрать композицию, где постоянно повторяется один не очень сложный фрагмент. Рифы чаше всего (но не обязательно) играются на басовых струнах.

Посмотрите табулатуру. Определите, в какой последовательности берутся звуки. Поставьте пальцы левой руки в ту же позицию, что и в табулатуре. Попробуйте сыграть нужную мелодическую последовательность.

Когда вы запомните, в каком порядке берутся звуки, попробуйте определить соотношения длительностей. Очень хорошо, если у вас есть навыки дирижирования, но в данном случае важнее уловить ритм, нежели определить размер. Несколько раз простучите ритм рифа и хорошенько его запомните.

Сыграйте последовательность, стараясь в точности следовать заданному ритму. Начинайте играть медленно, но соблюдайте соотношение длительностей. Большую пользу может принести метроном. Он есть во многих гитарных программах. Постепенно увеличивайте темп.

Разучив несколько рифов любимых групп, попробуйте придумать что-нибудь свое. Учтите, что существуют законы гармонии, согласно которым и выстраивается последовательность звуков и аккордов. Большинство людей эти законы чувствуют. Современные компьютерные программы могут помочь уточнить этот момент. Например, с помощью встроенной таблицы с возможными последовательностями аккордов.

Начинайте с простых рифов. Постарайтесь поначалу обойтись без сложных ритмических переходов, создав фрагмент с ровными длительностями. Это могут быть четверти или восьмые. Играйте их ровно, четко расставляя акценты на сильные доли. Постепенно ускоряйте темп. Даже очень простой рифф может стать основой будущей композиции.

Постепенно переходите к более сложным последовательностям. Ставьте записи любимых групп и старайтесь им подыграть. Это можно делать даже на "немом" инструменте. Периодически себя контролируйте, отключив плеер и подключив гитару. Такое упражнение позволяет научиться легко ориентироваться на грифе.

Видео по теме

Полезный совет

Компьютерные программы позволяют контролировать процесс. С помощью GuitarPro вы можете записать то, что у вас получается, и сравнить с записью группы.

Уловить последовательность звуков можно и на видеоролике. Преимущество этого способа в том, что вы можете остановить плеер в любое время, чтобы проконтролировать положение левой руки на грифе.

Источники:

  • Лучшие гитарные рифы
  • гитарный риф

Эстетика рока состоит не только из определенного имиджа, но и из целого ряда разных гитарных риффов, которые прославили не одного гитариста. Так что включает в себя понятие «рифф», каковы его виды и способы извлечения из гитары?

Все о гитарных рифах

Рифф – это постоянно повторяющийся, короткий музыкальный фрагмент, который может быть как вступлением, так и любым другим элементом песни. Гитарные риффы используются в качестве аккомпанемента, кульминации, концовки и так далее. В блюзе и рок-музыке риффы играются ритм-гитаристом в нижнем регистре – а именно, на нижних струнах.

Некоторые гитарные риффы стали настолько узнаваемыми, что по ним узнают целые песни культовых рок-групп.

Существуют определенные виды риффов – аккордовые, одноголосные, исполненные в открытой тональности или на основе квинты. Также гитаристы часто используют риффы с «педальным» тоном или блюзовые риффы, исполняемые в тональности E-мажор. Впрочем, эти обозначения являются условной классификацией, поскольку в одном и том же риффе может сочетаться несколько фрагментов. Благодаря этому, каждый гитарист может создать свой собственный рифф в процессе экспериментов с игрой на гитаре.

Суть гитарных рифов

Риффы с «педальным» тоном, распространенные в 80-х годах, представляют собой постоянно повторяющийся тон. Педальная нота при этом является тоникой, взятой на открытой струне, которая выступает фоном для проигрывания интервалов и кварт, соответствующих разным аккордам.

Также в качестве педального тона допускается использование не только пятой, но и шестой/четвертой струн.

Одноголосые риффы, распространенные в 70-х годах, построены на основе пентатоники и дублируются на октаву ниже при игре на бас-гитаре. В одноголосых риффах не используются аккорды и вкрапления интервалов - кроме этого, для их исполнения не требуются никакие специальные упражнения.

Аккордовые риффы играют с использованием аккордов на слабо перегруженном или чистом звуке – чтобы ноты не искажались. Многие известные гитаристы обыгрывали аккордовые риффы, используя ноты мажорной пентатоники, а также вкрапления интервалов.

Скоростные риффы являются наиболее простым и веселым вариантом игры на гитаре. Их играют на овердрайве или дисторшене, используя при этом только основную ноту (тонику) и квинту (пятую ступень). Данные созвучия гитарист должен играть чесом - быстрыми ударами вниз. Скоростные риффы часто эксплуатируются в панк-музыке и трэш-металле, поскольку их несложное исполнение позволяет гитаристу пошвырять в толпу медиаторы, одновременно ударяя по струнам и принимая

Как гитарист, специализирующийся на рок-музыке, я постоянно работаю, стараясь написать отличный . Как мне кажется, в современной музыке такое понятие, как гитарный рифф ушло на второй план и несколько потеряло в своей индивидуальности. Вот некоторые советы начинающим гитаристам , как написать отличный .

Когда я говорил о потере индивидуальности, я не шутил. Нет, серьезно, как давно вы слышали отличный запоминающийся рифф? Наверное, мало кто сможет возразить, если я скажу, что хороший и интересный рифф — важнейший ингридиент при работе над любой рок или метал-песней. Ниже я не расскажу, что нужно сделать, чтобы рифф стал интересным, но дам некоторые советы начинающим гитаристам , которые помогут писать более качественные гитарные партии.

Не используйте только пауэр-аккорды

У большинства гитаристов есть своего рода «мозоль» при сочинении риффов — использование только «паэур-аккордов». Сотни и тысячи гитаристов ставят указательный и безымянный пальцы на ладах в виде таких аккордов и «елозят» по всему грифу словно зомби.

Конечно, такие аккорды звучат мощно. Вместе с тем, такой подход к делу говорит о недостатке знаний и музыкальности (читай, музыкального образования). Мои риффы стали намного разнообразнее, когда я осознал, что пауэр-аккорды не более, чем интервал — квинта. Поняв это, я начал чаще размышлять над использованием и других интервалов. Так мне открылось знание того, что можно активно применять терции и кварты для написания риффов.

Сочиняя гитарный рифф, стоит уменьшить количество квинтовых аккордов до минимума, только если наличие таких трезвучий не будет крайне необходимым. Ну а чтобы легче понять, о чем я говорю, приведу небольшой пример в помощь.

Придумывайте гитарный рифф с учетом всех инструментов

Сочиняя новый рифф, я всегда думаю о том, как он будет звучать в контексте полного набора музыкальных инструментов рок-группы. Оглядываясь на весь коллектив, можно понять, что квинтовые аккорды далеко не всегда звучат идеально, что автоматически возвращает нас к предыдущему совету.

Зачастую, записав в студии даблтрек электрогитары с дисторшн, чья партия целиком и полностью состоит из квинтовых аккордов, можно заметить, что партия бас-гитары, играющая те же ноты начинает портить песню, появляется какая-то музыкальная «каша». Почему бы не попробовать играть рифф квартами, пока бас-гитара играет основные звуки аккордов? Такой подход даст свой результат: бас задаст тон аккорда, а музыка не будет напоминать кашу.

Бас-гитара не должна повторять партию ритм-гитары

Партия баса, нота в ноту повторяющая партию ритм-гитары, является крайне распространенной проблемой гитаристов. Вспомним предыдущий совет: даблтрек гитары с квинтовыми аккордами и басом приведет к образованию каши. Возникает вопрос: если бас играет все то же, что и ритм-гитара, то зачем он нужен? Попробуйте разделить партии баса и электрогитары, экспериментируйте с ритмами и динамикой.

С другой стороны, не стоит воспринимать данный совет, как некое нерушимое правило. Бывают моменты, когда всем инструментам просто-таки необходимо сыграть вместе одинаковые партии.

Подумайте, какие звуки нужны в аккорде

Игра полноценных аккордов через примочку или отличный усилитель с невероятно мощным перегрузом звучит несколько грязновато. Стоит попробовать разделить аккорды, отбросить лишние звуки из них.

К примеру, возьмем аккорд Ля-минор (Am), который состоит из звуков Ля, До и Ми. Эти ноты, сыгранные вместе, да еще и с перегрузом, могут не давать той самой мощи аккорда. Как насчет того, чтобы отбросить звук Ми наверху, оставив только Ля и До? Аккорд не изменится, но станет мощнее.

В то же самое время, стоит поэкспериментировать с разными звуками аккордов. Возвращаясь к нашему Ля-минору: что если оставить Ля и Ми, До и Ми и т.д.? Эксперименты и контекст песни помогут определиться с выбором.

Придайте гитарным риффам больше музыкальности

Многие наверняка знают, что один и тот же аккорд можно взять совершенно в разных позициях. Это значительно упрощает жизнь музыкантам, так как отпадает необходимость в скачках по всему грифу между двумя разными аккордами. Плюс ко всему, это может помочь разнообразить музыку.

Я уже говорил, что гитарный рифф должен писаться с учетом остальных инструментов музыкальной группы. Если бас играет ноту Ми, которая звучит очень низко, то стоит перенести партию гитары выше. Стоит экспериментировать с разными позициями одних и тех же аккордов, чтобы добиться максимальной музыкальности гитарных партий. Посмотрим на простом примере.

На изображении выше показаны совмещенные партии баса и ритм-гитары. Партия гитары постоянно находится выше, чтобы не мешать звучанию баса. Низкий звук баса вместе с низким звучанием гитарного аккорда — не всегда лучшее решение. Перенеся партию выше, мы расширили музыкальность нашего примера.

Как видите, написать отличный не так-то просто. Надеемся, что эти советы начинающим музыкантам в значительной степени помогут вам повысить качество собственных риффов, а значит и сделают музыку более интересной.

Для начала запаситесь терпением и метрономом, т.к. играть придется медленно. Не старайтесь сыграть быстро, потому что пальцы и кисть просто не привыкли к определенному виду совместных движений. И для начала мы возьмем ритм восьмыми.

Посоветуйтесь с вашим педагогом по гитаре по поводу постановки руки и правильного угла медиатора. Эти вещи прорабатываются на уроках гитары с педагогом.
Поговорим немного о табах или как правильно говорить о табулатуре.

Нарисованные перед вами линии обозначают струны 1 2 3 4 5 6. Кроме струн наш инструмент имеет лады, на которых мы прижимаем эти самые струны, например запишем в табулатуре а далее в табах партию нашей первой песни-упражнения.

1) Первый ритм паттерн играется на 5 ой струне. Прижимаем 1-ым пальцем на третьем ладу
5-ую струну, нота до (С) и играем ровными восьмушками вниз под метроном.

2) Переносим позицию руки на первый лад, прижимаем первым пальцем первый лад на 5-ой струне, нота си бемоль (В) и те же ровные восемь ударов вниз. При переносе позиции следим, что бы большой палец левой руки оставался примерно за первым. Постановка руки момент тонкий и лучше оставить это на совести вашего педагога по гитаре.

3) Немного о последовательности действий на уроке по гитаре: что прижимать, как прижимать, когда играть и все такое.
Во-первых, сначала прижимать, а потом играть следите за этим! Перенос руки в другую позицию делать медленно без резких движений. И не забывайте, звук должен быть четким и убедительным.

4) Теперь третий палец идет на пятую струну, нота (Е) ми бемоль и четыре удара вниз, следите за звуком и старайтесь прижимать струны около ладов. В целом, при игре в ансамбле основным является ритм, поэтому играть под метроном надо начинать с малых лет. На моих уроках гитары с учениками мы много времени проводим за игрой в метроном. В дальнейшем, что бы научиться играть на гитаре в ансамбле, вам придется много работать с метрономом. Здесь в моих статьях вы найдете массу полезных упражнений на ритм.

6) Первый палец стоит на 5-ой струне на 3-м ладу, нота (С) и опять 4 удара вниз. На уроках гитары следите за хорошим звукоизвлечением и правильной постановкой медиатора.

7) И теперь последний шаг. Ставим первый палец на 5-ую струну, нота (В) си бемоль 2 удара и второй палец на 2-ой лад, нота (Н) си то же два удара. При повторе этот же риф мы начнем играть с 3-го пальца.
Запомните это упражнение и сделайте его в медленном темпе. Ни за что на свете не поднимайте темп даже чуть, пока не будете уверенны в исполняемом рифе и в том, что точно закрываете своим звуком метроном.
И последнее, правильное ощущение музыки передается из рук в руки, поэтому если вы еще не занимаетесь с педагогом по электрогитаре, немедленно начните это делать и процесс обучения на электрогитаре пойдет в гору. Успеха!

В роли гитаристов и навскидку изобразить что-то роковое, несомненно, процентов эдак 70 возьмут в руки воображаемую гитару и выдадут грозное вступление Smoke On The Water. Поклонники называют это бессмертным величием, музыканты - печатью особой крутизны, ну а специалисты придумали подобным фрагментам свое название. "Гитарный риф", - с видом совсем не рокерским "умозаключают" они.

Настоящий риф гитарный: узнаем и познаем

Когда вам скажут, что это - всего лишь обычный набор аккордов, не верьте ушам своим. Гитарной игры специалисты учат: риф - это многократно повторяющийся отрывок определенной мелодии, музыкальный фрагмент. И добавляют: это не обязательно вступление, им может быть и концовка композиции, и ее кульминация, и просто аккомпанемент. А еще можно услышать, что гитарный риф - это «костяк» мелодии, по которому слушатель узнает ту или иную композицию. Если брать рок или блюз, то в этих направлениях для рифов служат нижние регистры, их обычно «выдают» на низких струнах ритм-гитаристы.

О как же он многолик - этот гитарный риф!

Любители классификаций добрались и до гитарных рифов, замечая, впрочем, что разделение их - понятие довольно условное.

Итак, если воздух разрезает блюзовый, рок-н-рольный, хард- или глэм-роковый фрагмент, знайте: имя ему - «риф в открытых тональностях», самая популярная из которых ля мажор.

Над тем, как назвать фрагменты, исполняемые с использованием аккордов, долго не думали: нарекли их «аккордовыми». «Отцами» сих аккордовых скоплений считают «роллинга» Кита Ричардса и Джими Хендрикса.

Следующий рифов - одноголосые. Им неведомы аккорды и интервалы. Года их рождения - 70-е, родители - Deep Purple и Led Zeppelin. По рифам с педальным тоном специализировались рок-умельцы из Whitesnake, а также «великий и ужасный» Оззи. Этот вид - с тоном, постоянно повторяющимся - был в особом почете у звезд хэви-метал и хард-рока 80-х.

Заключающим в этом списке станет наипростейший, и как любят говаривать знатоки, самый веселый вид гитарных рифов - скоростной: когда «две ноты на перегрузе» извлекаются ударами по струнам наотмашь. Понятное дело, что такие рифы - любимые «штучки» панков и любителей жесткого треша.

Лучшие гитарные рифы: и ныне, и во веки веков

Каковы же самые известные гитарные рифы в мире? Разные по этому поводу существуют мнения, вашему же вниманию предлагается Топ-5 уважаемого издания Total Guitar. В 2013 году журнал опросил своих читателей, и вот что из этого вышло.

На 5-м месте восседает Skydog и его Layla. Место повыше облюбовал одноголосый риф из бессмертного блэкморовского Smoke On The Water. В тройку сильнейших ворвался (и это было несложно) Led Zeppelin: Джимми Пейдж в Whole Lotta Love не оставил другим шансов на 3-е место. Что ж, в некоторых мировых рейтингах они первые, но только не в списке Total Guitar: серебро за риф в Sweet Child O’Mine достается легендарным Gun N’Roses. Он часто соревновался с «ганзами» за «рифовое» первенство и в 2013-м достиг своего, так что просим любить и жаловать: и его риф из рифов в Voodoo Child!

И напоследок… «Выстрелить» из гитары рифом совсем несложно - нужно просто этого хотеть. Смело берите в руки инструмент и сыграйте парочку повторяющихся аккордов. Возможно, придуманный вами гитарный риф станет знаковым для вас. Пробуйте, дерзайте, и да помогут вам Боги Блюза и Рок-н-ролла!