Средства музыкальной выразительности: как анализировать музыкальное произведение. Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения

По версии ученых-историков, нечто похожее на музыку появилось более 50 000 лет назад. Она была только устной и примитивной. Самые первые люди использовали очень простые средства музыкальной выразительности. Песни, записанные знаками клинописи, были обнаружены археологами, ведущими раскопки Ниппура в Ираке. Предположительный возраст одной из самых первых мелодий - около 4 000 лет.

Что важнее - звук или молчание?

Музыкой (от древнегреческого «искусство муз») называют ритмическую последовательность из коротких или протяжных звуков и пауз, организованных в единую систему. Одновременное извлечение нескольких звуков называют аккордом или созвучием. Средства музыкальной выразительности, законы построения мелодий и последовательностей изучает гармония.

В устной речи слова состоят из звуков, предложения - из слов, фразы - из предложений. Мелодией (голосовым воспроизведением песни) называют законченную музыкальную мысль, состоящую из созвучий, аккордов, мотивов.

Пауза - это кратковременное молчание в общем ритме основного напева, подчеркивающее характер всей песни или оркестрового произведения. Можно сказать, что без молчания нет мелодии.

Как связаны звуки, здоровье и настроение?

Когда человек слушает красивую песню, он не задумывается о том, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор. Мелодии действуют на каждого индивидуально. Любой культуре, любому поколению свойственен свой стиль:

  • народный или классический;
  • рэп или фолк;
  • джаз или поп;
  • рок или духовные песнопения.

Гармоничные звуки влияют не только на чувства и эмоции, на тело и психику человека. Они затрагивают способности к созерцанию и интуиции, к фантазии, к игре. Японские ученые доказали, что прослушивание классической музыки значительно увеличивает количество грудного молока у кормящих матерей, а рок и поп - сокращают этот показатель. А музыка Моцарта способна положительно повлиять на интеллект. Даже куры становятся счастливее и несут больше яиц, когда звучат успокаивающие мелодии.

Лад в ритмичном темпе и скорость

Средства музыкальной выразительности в музыке усиливают эмоциональность и богатство звучания напева. Ритм организовывает звуки по времени. Без его ритмической постоянной формулы не может быть ни вальса, ни марша, ни танца. Сложные африканские и некоторые азиатские мелодии можно воспроизводить только на ударных инструментах.

Темпом в музыке называют скорость развития песни или оркестровой пьесы за минуту или секунду времени. В нотных текстах можно прочитать итальянские слова: аллегро, престо, дольче и другие. Это и есть средства музыкальной выразительности для понимания замысла композитора, которые задают темп как всему произведению, так и отдельным его частям. Перечислим некоторые из них:

  • медленно - ларго;
  • решительно - резолюто;
  • страстно - эспрессиво;
  • торжественно - маэстозо;
  • и другие общепринятые обозначения.

Музыкальный лад не только объединяет различные звуки вокруг главного - тоники. Возникают мелодичная слаженность и согласованность, тяготение друг к другу, стройность произведения. Правила образования мажорного и минорного ладов делают музыку эмоциональной:

  • мажор - это бодрые, светлые, радостные и весело звучащие мелодии;
  • минор - это грусть, лирика и печаль.

Характер, эмоциональная составляющая всего произведения зависят именно от лада.

Нюансы и интонация как средства музыкальной выразительности

Таблица чувственных оттенков, несмотря на свою обширность, не может передать все разнообразие возможностей человеческого голоса и музыкальных инструментов. Силу или громкость звучания, нарастание или затихание мелодии, ласковый плеск воды и оглушительный гром люди подслушали у природы. В нотном письме все эти нюансы обозначаются латинским шрифтом, соответствующим начальным буквам слова - символа. Например:

  • с резким акцентом - sf (сфорцандо);
  • очень тихо - pp (пианиссимо);
  • громко - f (форте);
  • и другие обозначения.

Регистры и артикуляция

Музыкальным размером (метром) называют порядок смены сильных долей слабыми и наоборот. Можно выделить простой, сложный и смешанный метрический размер. Аналогичное понятие существует в поэзии: ямб, анапест, дактиль, амфибрахий, хорей и гекзаметр. К самым известным размерам в музыке можно отнести 3/4 в вальсах, 2/4 - в военных маршах.

Регистром голоса и любого инструмента является его диапазон или возможности звукоизвлечения. Расстояние между самым низким и самым высоким звуками разделяют на нижний, верхний и средний регистры. Мрачную окраску имеют произведения, исполняемые исключительно в низком диапазоне, высокий регистр - это звонкие, чистые и прозрачные мелодии. Интересно, что во время прослушивания музыки, человеческие голосовые связки произвольно, но беззвучно повторяют мелодию.

Средства музыкальной выразительности предполагают различные способы звукоизвлечения, дыхания и разной манеры исполнения мелодий. Среди них можно назвать штрихи (способы извлечения) и артикуляцию (ясное произношение):

  • отрывисто (стаккато) и связно (легато);
  • выделяя (маркато) и пиццикато (дергая пальцем за струны);
  • глиссандо - скользить по клавишам, струнам или нотам.

У каждого музыкального инструмента и человеческого голоса имеются своя звуковая палитра, тембр, диапазон и определенная комбинация штрихов.

Совсем недавно, мы говорили о том, что такое музыка, об основной задаче этого вида искусства, и как следствие, логическим продолжением недавнего разговора напрашивается такой вопрос, раз уж музыкальное произведение должно раскрывать художественный замысел автора, то как это происходит. С самого начала обучения музыки, ее прослушивания и воспроизведения, мы сталкиваемся с разными выразительными средствам данного вида искусства, которые и помогают автору раскрыть идею своего произведения. И сегодня я хотел бы разобрать, что же относиться к этим самым выразительным средствам в общем, и на некоторых, остановиться в частности.

Вот краткий обзор основных музыкально выразительных средств

1.Мелодия

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

2.Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

3.Ритм и Размер

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

4.Лад

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

5.Тембр

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

6.Регистр

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.

7.Динамика.

И вот на динамике я бы хотел остановиться сегодня. Это на мой взгляд один из самых простых (теоретически) видов выразительных средств, но не смотря на это, роль его нельзя недооценивать, так как она очень важна. И порой исполнителю бывает очень сложно сыграть все динамически точно и верно, и это требует особого внимания в процессе изучения и работы над произведением. Что это такое? Музыкальная динамика?

Если говорить об этом просто, то Динамика — сила звука,а динамические оттенки (нюансы) — оттенки силы звука. Часто, открывая нотный текст, музыкант обращает внимание именно на ноты (знаки), а остальные нюансы нотного текста остаются не замеченными. И именно динамика остается забытой чаще всего. Все мы знаем, что не только в музыке, но и в жизни звук бывает тихий и громкий. Когда в процессе общения с человеком мы чем то не довольны, или раздражены, то мы можем повышать голос (повышать уровень громкости) тем самым показывая напряжение и внутреннее беспокойство, когда мы устали и нет почти сил то голос может стать более тихим показывая тем самым что силы на исходе. А что делать музыканту? Если автор задумал детскую колыбельную, но в нотном тексте кроме нот ничего не указанно, музыкант возьмете инструмент и будете извлекать звук, что есть сил, увеличит темп произведения? Очевидно, что авторский замысел колыбельной будет не правильно истолкован. Чтобы этого не случилось, в музыке присутствует ряд обозначений: знаков и символов, которые конкретно указывают музыканту как именно надо сыграть данное произведение.

Динамические оттенки:

рр - пианиссимо - предельно тихое исполнение.

р - пиано - тихо.

mp - меццо-пиано - умеренно тихо.

mf - меццо-форте - умеренно громко.

f - форте - громко.

ff - фортиссимо - предельно громко.

Ни одно музыкальное произведение нельзя исполнить на одинаковом уровне громкости, поэтому в одном произведении можно увидеть полный спектр динамических оттенков, например вступление играется пианиссимо чтобы разогреть слушателя, но к концу, в кульминации, произведение исполняется на фортиссимо, предельно громко чтобы в полной мере передать накал, и эмоциональный посыл.

Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон - ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.

Средства музыкальной выразительности.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом являетсямелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности –ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность»; это соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

Лад – система, связывающая звуки различной высоты, основывающаяся на устойчивых звуках – тонике.Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

Тембр (фр. «колокольчик», «отличительный знак») – колористическая (обертоновая) окраска звука.

Темп – скорость следования метрически счетных единиц. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте). Для точного измерения темпа служит метроном.

Особым средством музыкальной выразительности являетсятембр.Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческийголосили «голос» музыкального инструмента.

Фактура – это устройство, организация, структура музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски.

Штрих - способ (прием и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук – (пер. с немецкого – «черта», «линия»). Виды штрихов:Legato– связно,Staccato– отрывисто,Nonlegato– не связно.

Динамика – различной степени сила звучания, громкости и их изменения. Обозначения: Forte– громко,Piano– тихо,mf– не очень громко,mp– не очень тихо.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Музыкальный звук .

Музыка строится из музыкальных звуков. Они обладают определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до - ре пятой октавы (от 16 до 4000 - 4500 Гц). Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не превышает порога болевого ощущения. Музыкальный звук обладает определённой длительностью. Физическая особенность музыкального звука состоит в том, что звуковое давление в нём является периодической функцией времени.

Музыкальные звуки организуются в музыкальную систему. Базисом для построения музыки является звукоряд. Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолютных значений. В наиболее употребительной шкале длительностейсоседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти к половинам, и т. п.).

Музыкальный строй .

Музыкальным строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частотзвучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейскийили среднетоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй.

Созвучие и гармони я . Подавляющее большинство современных музыкальных направлений широко использует одновременное звучание тонов, которое называется созвучием. Созвучие двух звуков называют музыкальным интервалом, а из трёх и более звуков - аккордом, закономерность же сочетания тонов в созвучии называется гармонией. Термин «гармония» может касаться как отдельно взятого созвучия, так и общих закономерностей их использования. Гармонией называется также отрасль музыковедения, изучающая эти закономерности.

Многие музыкальные культуры выработали свои системы фиксации музыки с помощью письменных знаков. Преобладание семиступенчатых диатонических ладов в европейской музыке стало причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот, названия которых происходят из латиноязычного гимна св. Иоанна - до , ре , ми , фа , соль , ля , си . Эти ноты образуют семиступенчатый диатонический звукоряд, звуки которого могут быть расположены по квинтам, а интервалы между соседними ступенями составляют большую или малую секунду. Названия нот распространяются на все октавы звукоряда.

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Всего их 10:

регистр 6. метр

тембр 7. лад

темп 8. гармония

динамика 9. фактура

ритм 10. мелодия

1. РЕГИСТР

Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),

Низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

2. TЕМБР

Тембр – особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов. Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску

Звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный.

Meццо-сопрано

^ Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

мужской (плотный, яркий тембр),

женский (теплый, прозрачный тембр),

смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),

детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:

Стунные инструменты

Деревянные духовые инструменты

Meдные духовые инструменты
^ Ударные инструменты
Скрипка

Валторна

Виолончель

Контрабас

Колокольчики и др.

Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения.

Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем.

Основные группы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль.

У м е р е н н ы е темпы

Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью.

3.
^ Б ы с т р ы е темпы
Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор.

О с н о в н ы е в и д ы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

У м е р е н н ы е темпы
^ Б ы с т р ы е темпы
Largo - широко

Andantino - немного быстрее, чем Andanto

Allegro - быстро

Lento - протяжно

Adagio - медленно

Moderato - умеренно

Vivace - живо

Grave - тяжело

Presto - очень быстро

Andante - довольно медленно, спокойно

Allegretto - немного медленнее, чем Allegro

Prestissimo - в высшей степени быстро

Изменения темпа в произведении:

^ Постепенное з а м е д л е н и е темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения)
Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)

^ Ritenuto - удерживая Accelerando - ускоряя
Ritardando - запаздывая

Animando - воодушевляясь

Allargando - pасширяя

Stringendo - ускоряя, торопясь

Возвращение к первоначальному темпу - а tempo, Tempo primo

Уточняющие понятия:

Piu - более

meno - менее

non troppo - не слишком

molto assai - очень, весьма

subito - внезапно,неожиданно

poco - немного

poco a poco - понемногу, мало-помалу

4. ДИНАМИКА

Динамика - это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями.

Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

Piano pianissimo

предельно тихо

очень тихо

не очень тихо

не очень громко

громко

очень громко

Forte fortissimo

предельно громко

Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:

Crescendo - cresc. - усиливая

Sforzando - sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая

Subito forte - sub.f. - внезапно громко

Diminuendo - dim. - уменьшая, ослабляя звук

Decrescendo -decresc. - ослабляя

Smorzando - smorc. - замирая

Morendo - morendo - замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой

К у л ь м и н а ц и и. Динамическая кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении.

Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

^ Виды ритмических рисунков:

Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение.

Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.

Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.

Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

^ Основные типы метра:

Строгий метр

сильные и слабые доли такта чередуются

равномерно

Свободный метр

акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты

^ Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.

Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/--), напр., вальс.

Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.

Переменный метр - меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24или трехдольные, напр. 34 или 38).

Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).

Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а.

Cтихотворные стопы:

^ Д в у х дольные стопы

Т р е х дольная стопа

Хорей (/ -)
Ямб (- /)
Дактиль (/ - -)

^ Бу-ря мгло-ю

не-бо кро-ет.

В ле-су ро-ди-лась е-лоч-ка

Слы-шу ли го-лос твой

звон-кий и лаc-ко-вый

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

Полька - 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.

Вальс - 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.

Марш - 44 , пунктирный ритм.

Задания и вопросы:

1. Найди и выпиши из стихотворений примеры стихотворных стоп!

Ямб: Хорей: Дактиль:

2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калсoнс при обработке латышской народной песни «Аr meitām dancot gāju»?

..................................................................................................................................................

^ Р. Калсонс. Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot gāju”

3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 24 и34, затем сыграй или спой:

4. Дополни текст!

Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши, темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .

5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:

..............………….джo, ........................... чe, ....................... шендо?

Подумай:

если non troppo = не слишком, то Allegro non troppo = ...............................................................

если marcia (читается: марча) = марш, то Marciale = ...............................................................

если assai, = очень, то Lento assai =..............................................................................................

7. Успокоительные лекарства называются транквилизаторами, что может означать Tranquillo? .......................................................

8. Brio - это название чистящего средства, что может означать Con brio? ...........................................................

9. Что может означать Tempo di marcia, Tempo di valsе, Tempa di polca?

.................................................................................................................................................................

10. Что может означать Brillante, Grazioso, Energico?.........................................................

....................................................................................................................................................................

11. С помощью словаря музыкальных терминов переведи с итальянского языка слова в этом маленьком рассказе!

Скоро закончится pause перед уроком маткматики. Класс molto agitato. В начале

piano, затем poco a poco crescendo звучат голоса учеников. Новый maestro математики

одному из наших одноклассников energico e risoluto сообщил, что сейчас нас ожидает

piccolo контрольная работа. Так subito!

"Я вчера даже не открывала свой libretto," doloroso e lacrimoso протянула наша отличница.

"Ну, задания будут ведь non troppo pesante," успокаивает ее одноклассница.

"Ерунда," grazioso e scherzoso прощебетала prima donnа нашего классa. "Я ему улыбнусь так dolce e amoroso, что он даже забуде про контрольную!"

"Ну bravo!" furioso e feroce чеканит староста класса. "У учителей нет права на такие

subito контрольные! Удираем! Prima volta, - обойдется! Ну - Vivo, Presto, accelerando..."

Aх, слишком поздно! Fermata! Уже alla marcia шагом festivo входит наш

Maestro. "Пожалуйста, tutti по местам," deciso e marcato звучит его голос. И урок

начинается... Oh, mamma mia, с контрольной работы...

Л а д – это система звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу.

Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.

^ Гаммa – это звуки лада, раположенные в поступенном - восходящем или нисходящем - порядке от тоники в пределах октавы.

Toнальность – это лад с определенной тоникой.

Лады могут состоять из разного количества звуков:

трихорд - лад, состоящий из трех звуков.

тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.

пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.

семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).

Главные лады:

^ Лады без полутонов

Семиступенные лады

Лады с двумя и более полутонами подряд

Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции.

Пентатоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма», т.к. он часто встречается в восточной музыке).

Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора».

Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски.

^ Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски.

Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия):

Параллельные (напр.

Дo мажор – ля минор)

Одноименные (напр.

Соль мажор - соль минор) лады.

Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -

миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский)

Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века).

8. ГАРМОНИЯ

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

^ Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

Главный элемент гармонии - это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

^ По количеству звуков:

По интервальному строению:

Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.

Септаккорды – аккорды из

четырех звуков и т.д.

Аккорды секундового строения (кластеры)

Аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)

Аккорды квартового строения (квартаккорды)

Аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Задания!

Подпиши данные аккорды!

2. По ключевым знакам определи возможные тональности и по образцу первого такта напиши оба трезвучия (мажора и параллельного минора)!

3. Найди в нотах (например, в учебнике по сольфеджио) и выпиши нотные примеры в различных ладах:

В мажорном ладу:

В минорном ладу:

4. Определи тональность и вид лада!

5. Определи тональность этих мелодий (впиши в рамочку), в скобках напиши устойчивые звуки, отметь, где есть a) поступенное движение по звукам, б) движение по устойчивым звукам, в) опевание устойчивых ступеней!

6. Сыграй и спой старинную латышскую народную песню и напиши, как называется ее лад!

7. Выпиши звукоряд этой мелодии! Отметь ступень, которая отличает этот лад

(миксолидийский) от натурального Соль мажора!

9. ФАКТУРA

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo - обработка).

Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.

Любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.
Гомофония Полифония
Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.

Полифония (греч. poly-много, phone-звук) - одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).
^ Основные виды полифонии
Имитационная п. - (лат. Imitatio - подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы).

Напр., канон, фуга или инвенция

Контрастная п. - одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом.
^ Основные виды фактуры:

Формы имитационной полифонии:

Канон - музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.

Фугетта (ит. fughetta - маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиа

^ Вопросы и задания!

1. Изучи данные нотные примеры и определи вид фактуры - впиши в окошки буквы правильных ответов: А – мелодия с аккомпанементом, B – полифонная фактура или C – аккордовая фактура!

А) Сыграй эту знаменитую песенку с сопровождением, внимательно вслушиваясь в гармонию, а затем найди и исправь неправильную гармонию!

........ ......... ............. .... ........ ............. ..... .... .......

б) Определи фунции аккордов в аккомпанементе (Т, S или D), подпиши их и разучи мелодию с сопровождением в четырех различных видах фактуры!

Роберт Шуман

Фортепианный цикл «Альбом для юношества »

^ ПЕРВАЯ УТРАТА

1. а) Прослушай внимательно пьесу и опиши характер музыки! .................................

................................................................................................................................................

б) Охарактеризуй различные элементы музыкального языка:

Лад - .........................................................................................................................

Темп - ........................................................................................................................

Динамика - ..............................................................................................................

Гармонии (консонансы или диссонансы)- ...........................................................

Фактура - ...............................................................................................................

^ СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК

Прослушай пьесу и опиши характер музыки! .............................................................

.............................................................................................................................................................

В пьесе три раздела (A B A). Вслушайся и определи какой лад

а) в начале пьесы (в первом разделе А) – .......................................................................

Б) в середине пьесы (В) ....................................................................

В) в заключительном разделе (А) ....................................................................

Что еще изменилось в среднем разделе пьесы? ...........................................................

Выбери и обведи правильный ответ на вопрос «Какая фактура была использована композитором в этом произведении?»

А) полифоническая фактура,

Б) аккордовая фактура,

В) мелодия с аккомпанементом.

Слушай музыку и помечтай! Опиши свою мечту!

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Выучи тему пьесы наизусть!

10. MЕЛОДИЯ

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В переводе с греческого языка означает “пение, песня”.

Мелодия – это основа музыки, “душа музыки”, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Элементы мелодии:

Мелодическая линия (или рисунок мелодии). Это г л а в н ы й компонент мелодии. Повторение одного звука нельзя считать мелодией, она образуется из звуков различной высоты.

Диапазон (объем мелодии)

Интонации (особые последовательности звуков)

Другие черты мелодии являются самостоятельными элементами музыкального языка: ритм, метр, лад, гармония, динамика и др.

Виды мелодической линии:

Восходящая мелодическая линия

Создает впечатление подъема, нарастания напряжения.

Нисходящая мелодическая линия

Создает впечатление спада, снятия напряжения - разрядки.

Волнообразная мелодическая линия

Движение в одном направлении не бывает длительным. Обычно происходит смена направлений движения. Образуется волнообразный рисунок мелодии.

Ровная (малоподвижная) мелодическая линия

Характерна для вокальной музыки. В ее основе - секундовые интонации. В быстром темпе создает впечатление текучести, нарастания энергии; в медленном - ощущение скованности, скорби.

Скачкообразная мелодическая линия

Характерна для инструментальной музыки. Скачок – ход мелодии на широкий интервал Восходящие скачки придают мелодии беспокойный характер. Дальнейшее плавное движение, заполняющее скачок, создает впечатление успокоения.

Эти основные виды мелодической линии обычно сменяют друг друга, образуя разнообразные мелодии.

Д и а п а з о н, т.е. объем мелодии также имеет большое значение для выразительности мелодии:

Мелодии узкого диапазона (не превышают кварту) – уравновешенные, сдержанные.

Мелодии широкого диапазона – эмоциональные, напряженные.

Мелодическая в е р ш и н а – самый высокий звук мелодии. Бывает т р е х видов:

Вершина - кульминация

Точка, момент наивысшего напряжения в развитии мелодии. За кульминацией обычно следует ослабление напряжения, спад, который выражается в нисходящем направлении движения мелодии.

Вершина – источник

Мелодия начинается с самого высокого звука. Напряженная мелодия постепенно становится более спокойной.

Вершина – горизонт

Мелодия заканчивается самым высоким устойчивым звуком. Такие мелодии как будто тают, растворяются в воздухе.

Ин т о н а ц и и в мелодии.

Интонация в з д о х а (интервал нисходящей секунды) придает мелодии грустный, жалобный характер.

Интонация в о п р о с а (восходящий скачок).

Восклицательная ф а н ф а р н а я интонация (устойчивая кварта или движение мелодии по звукам трезвучия) придает мелодии энергию, активность, бодрость.

Интонация л и р и ч е с к о й с е к с т ы (обычно это скачок с V на III ступень) придает мелодии широту, напевность звучания (большая секста в мажоре) либо скорбный, щемящий характер (малая секста в миноре).

Выразительность мелодии во многом связана с ладом и гармонией.

Ладовая основа мелодии:

Мелодия в м а ж о р е звучит светло.

Мелодия в м и н о р е звучит печально.

Мелодия в с т а р и н н о м ладу звучит необычно - архаично.

Мелодия в п е н т а т о н и к е звучит спокойно, часто связана с образами природы.

Лады с у в е л и ч е н н о й с е к у н д о й придают мелодии восточный колорит.

Гармоническая основа мелодии:

Повторение мелодии с новыми гармониями может изменить ее настроение.

Опора на звуки тонического трезвучия подчеркивает устойчивость, стабильность мелодии.

Использование диссонирующих интервалов привносит в мелодию напряжение.

Мелодия, образованная из аккордовых звуков имеет сдержанный, уравновешенный характер.

Мелодия, образованная из неаккордовых звуков - звуков, не входящих в состав аккорда. Эти звуки образуют гаммообразное, поступенное движение, придают мелодии вокальный характер, певучесть.

Основные способы звукоизвлечения мелодии – ш т р и х и:

Legato (связно) делает мелодию певучей, выразительной, плавной.

2. Non legato (не связно) делает мелодию спокойной, сдержанной.
^ 3. Staccato (отрывисто) делает мелодию озорной, забавной.

Определить вид мелодической линии в данных мелодиях!

Найти, подчеркнуть в этих мелодиях характерные интонации и подписать их названия!

А) ..........................................................................

Allegretto Л. ван Бетховен. 6 симфония. Тема 5 части

б) ......................................................... ^ Ф.Шопен. Ноктюрн

в) ......................................................... В.А.Моцарт. Реквием. Lacrimosa

П.И.Чайковский (1840-1893)

Фортепианный цикл «Времена года»

Июнь (Баркарола)

Баркарола (от итал. слова barca – лодка) – это песня лодочника.

Найди и определи по нотному примеру

Обозначение темпа - ....................................................

Размер -...................................................

Тональность - .............................................

Динамические оттенки - .........................................

Прослушай пьесу и ответь на вопросы!

А) только в верхнем

Б) в верхнем и среднем

.........................................................................................................................................................

Подчеркни три элемента музыкального языка, которые по твоему мнению лучше всех помогают созданию настроения музыки: размер, лад, регистр, тембр, темп, динамика, фактура!

Охарактеризуй выбранные элементы! .............................................................................

...........................................................................................................................................................

Выучи начальную мелодию пьесы! Выполни задания!

Диапазон этой мелодии – от звука............ до звука................ .

В мелодической линии этой мелодии (выбери правильный ответ!)

А) только поступенное движение в одном направлении

Б) много скачков

В) волнообразное движение

Октябрь (Осенняя песня)

Характеризуй общее настроение музыки! ......................................................................

..........................................................................................................................................................

Отметь наиболее характерную интонацию в мелодии!

А) фанфарная интонация

Б) интонация вздоха

В) нет характерных интонаций

Какие элементы музыкального языка, на твой взгляд, больше всего помогают созданию настроения в музыке? Охарактеризуй их! .....................................................

......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Выучи начальную тему пьесы!

Определи диапазон этой мелодии! ....................................................................................

Мелодическая линия этой мелодии (отметь правильный ответ!)

А) малоподвижная, ровная, в ней нет широких скачков,

Б) преобладает поступенное нисходящее движение, которое чередуется со скачками,

В) неуравновешенная, изломанная.

Линией изобрази рисунок мелодии и отметь каким-нибудь ярким цветом кульминацию!

Подпиши названия инструментов по-русски!

Группы музыкальных инструментов

Струнную группу –

основу симфонического оркестра составляют четыре смычковых инструмента разного размера, но схожей конструкции. У каждого из них имеется по четыре струны.

Скрипка - самый высокий и виртуозный инструмент в своей группе. Появился в Италии в 16 веке, заменив виолу. Знамениты семьи итальянских скрипичных мастеров из города Кремона – Страдивари, Амати и Гварнери.

Альт – чуть больше скрипки, имеет менее яркий тембр и звучит чуть ниже. Только с 19 века стал использоваться как сольный инструмент.

Виолон­чель – инструмент большого размера, на котором играют сидя, держа его между колен, при этом он опирается на специальный металлический шпиль. Звук виолончели густой, певучий. Напоминает по тембру человеческий голос. Поэтому часто виолончелям поручается исполнение широких напевных мелодий, хотя может звучать и виртуозно.

Контрабас - самый низкий инструмент, звучит глуховато на октаву ниже виолончелей и в два раза боль­ше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специаль­ной высокой табуретке.

В группу деревянных духовых входят:

Флейта - самый высокий и подвижный из этих инструментов. Она может забираться в высочайший, «птичий» регистр. Иногда композиторы изображают флейтой пение птиц. Флейта- пикколо - высокая разновидность флейты]

Гобой - тоже высокий инструмент своеобразного «носо­вого» тембра. На нём очень красиво звучат медленные, певу­чие мелодии, но в быстрых пассажах он не угонится за флей­той. Тембр гобоя немножко похож на тембр зурны - восточ­ного духового инструмента. Иногда композиторы используют гобой для подражания восточной музыке.

^ Английский рожок - низкий, альтовый го­бой

Кларнет - инструмент альтового регистра. Он «с харак­тером»: может быть мягким и «бархатным», а иногда вдруг сорвётся на резкий крик. Умеет он играть и быстрые пассажи, они у него «журчат». Это «журчание» часто используют в «морских» и «речных» музыкальных «картинах».

Существуют также кларнет-пикколо - высокая разновидность кларнета и

бас-кларнет - низ­кая разновидность кларнета

Фагот - самый низкий и «неповоротливый» инструмент в этой семье. Как и гобой, он хорошо умеет петь красивые мелодии, но только «мужским» голосом и только в середине своего диапазона. Чем выше он забирается, тем более хрип­лым и «сорванным» становится его голос. А в глубоких басах он приобретает мощь, но теряет красоту и звучит комично. Фагот используют и в печальной медленной музыке, и в за­бавных музыкальных шутках.

Контрафагот - са­мый низкий инструмент этой группы.

Саксофон – по конструкции похож на кларнет, однако сделан из металла. Сконструирован в 19 веке французским мастером Саксом. Бывает различных размеров от высокого сопранового до низкого басового. Отличается специфическим тембром – певучим, полным. В основном используется в джазовой музыке.

Группа медных духовых:

Валторна – произошла от охотничьего рога. Для более громкого звучания его стали удлинять, а для удобства при игре – скручивать Постепенно количество витков росло – так возникла валторна. Очень важный инструмент в оркестре. Мягкий, благородный звук валторны может передавать различные настроения. Валторне часто поручаются сольные эпизоды.

Труба – самый высокий инструмент в своей группе. Имеет яркий, звонкий, блестящий тембр. Часто солирует. В симфонический оркестр труба вошла в 18 веке.

Тромбон – известен с 16 века, но в оркестр вошел только в 18 веке. Имеет выдвижную тонкую изогнутую трубку – кулису – с помощью которой меняется высота звука. Тембр яркий – светлый и мужественный в высоком регистре, а на низких нотах мрачный, даже зловещий. Технически очень подвижный инструмент, его особый эффект глиссандо (скольжение) – неисполнимый ни на одном другом духовом инструменте, достигается плавным движением кулисы.

Туба – самый большой и низкий инструмент медной группы. Играет роль баса – основы всего звучания оркестра. Тембр – массивый, суровый. Звучность может быть очень сильной и грозной.

Группа ударных инструментов:

Без определённой высоты звука:

С определённой высотой звука:

боль­шой барабан

малый барабан

колокола

ксилофон

треугольник

виброфон

кастаньеты

тамтам и др.

колокольчики и др.

Среди ударных инструментов главенствуют литавры. Как и валторны в медной семье, литавры самые старшие в семье ударных. В отличие от барабанов, тарелок они имеют опреде­лённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивает­ся на конкретную ноту. В оркестре ис­пользуется несколько литавр, по-раз­ному настроенных. Чаще всего три. Литавры используются только иног­да, в особых местах - очень громких или особо красочных. А в паузах ли­таврист может не спеша перестроить свои инструменты.

В большинстве классических симфоний литаврами и огра­ничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в Военной симфонии Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру. Но уже в XIX веке ударные военного оркестра - боль­шой и малый барабаны, тарелки, бубен (тамбурин), треугольник - становят­ся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный тамтам – огромный бронзовый диск, который подвешивается к раме, а ударяют в него колотушкой, обтянутой войлоком. Это всё инструменты без определённой высоты звука.

Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в со­став симфонического оркестра XX века. Это и испанские кастаньеты, и латиноамериканские маракасы, и африканские том-томы и многие другие. В некоторых со­временных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

Кроме литавр иногда в оркестр включают и другие ударные инструменты с определённой высотой звука. Например, оркестровые колокольчики, которые похожи на детский металлофон. Только колоколь­чики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда - как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень по­хожий на колокольный. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. Гонг в отличие от там-тама также издает звук определенной высоты. В XX веке к этим инструментам добавились:

Ксилофон – состоит из деревянных брусков разной величины, которые составляют звукоряд из нескольких октав. На нем играют двумя маленькими молоточками. Тембр его пронзительный – сухой и щелкающий.

Виброфон - сделан как ксилофон, но не с деревянными, а металлическими пластинками и имеет подвешенные книзу резонаторные трубки. Вибрирующий (колеблющийся) характер его звука достигается электрическим двигателем. Изобрели в 20 веке в Америке.

Маримба - разновидность ксилофона более низкого диапазона. Маримба родом из Африки. Только там она имеет не металлическ

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор. Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ,

ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Музыка – это специфическая форма художественного отражения действительности в музыкальном образе. Существует гипотеза, что музыка произошла из выразительной человеческой речи. Музыкальный образ создаётся с помощью средств музыкальной выразительности:

ТЕМП – скорость исполнения музыки.

ТЕМБР – окраска звука. При определении тембра преобладают слова ассоциативного значения (прозрачная, стеклянная, сочная, бархатная музыка).

ИНТОНАЦИЯ – несёт в себе основное смысловое ядро в музыке, поэтому наиболее важна. Интонация в широком смысле – это развёртывание всего музыкального произведения от начала до конца, интонирование музыкального произведения. Интонация секунды определяет направление музыкального произведения.

РИТМ – последовательность звуков, различных по длине.

ЛАД – эмоциональная окраска звуков, сочетание звуков по высоте (мажор, минор)

РЕГИСТРЫ – высокие, средние, низкие.

ЖАНР – вид художественного творчества, связанный с породившей его исторической действительностью, жизнью и бытом людей (песня, танец, марш – «3 кита» - Кобалевский).

Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремление ребёнка понять и почувствовать её содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие близкую и доступную ему действительность. Известно, что одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи – всё то, что воспринимает слух человека в окружающем мире.

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию – интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах. Музыкальный образ лишён непосредственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщённо, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни. «Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежит интонация человеческой речи, - такова природа музыкального образа». (Бореев Ю.Б.)

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащённая динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.

Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь». (Ванслов В.В.)

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку (программная музыка снабжена словесной программой, раскрывающей её содержание).

Непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства.

Музыка не даёт новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

3.Понятие

Купле́т (фр. couplet) - часть песни, включающая одну строфу текста и одно проведение мелодии (напева).

Куплет повторяется в течение песни с новыми строфами поэтического текста, при этом мелодия может оставаться неизменной или слегка варьироваться. В результате образуется так называется куплетная форма, лежащая в основе строения большинства музыкальных произведений песенного жанра.

1) Начало пения; запевание.

2) Начало хоровой песни или каждого ее куплета, исполняемое солистом.

3) Начало былины, обычно не связанное с ее основным содержанием, необходимое для привлечения внимания слушателей; зачин.

часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне - хором после сольного Запева. В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Для П. характерны простота напева, ритмическая чёткость. Часто текст П. представляет выражение общей идеи, лозунг, обращение (особенно в революционных и массовых песнях). Во многих случаях П. каждый раз исполняется дважды, что придаёт ему особую весомость. Соотношение «запев - припев» переносится и в инструментальную музыку, - возникает двухчастная форма, вторая часть которой часто также повторяется, Рондо или рондообразная форма (см. Музыкальная форма).

№4. Понятие о бесписьменной и письменной музыкальной культуре. Особенности фольклорного музыкального искусства как явления, его черты как специфического пласта музыкальной культуры: устность, вариантность и вариативность, наличие типовых напевов, синкретичность и др.

Сущность и специфика фольклора как явления, особенности музыкального языка Проблема формирования национального самосознания как основы сохранения национального своеобразия культуры в современных условиях мировой глобализации несомненно заслуживает пристального внимания уже на первоначальном этапе постижения культуры человеком – в период дошкольного детства. И фольклор (народная мудрость), и авторские произведения искусства выступают незаменимыми средствами воздействия на чувства и сознание дошкольника, поэтому любая сфера воспитания, в том числе воспитания музыкально-эстетического, предполагает использование образцов национальной культуры и, в первую очередь, музыкального фольклора. Музыкальный фольклор - это совокупность песенного, танцевального, инструментального творчества народа. Фольклор является более древним пластом музыкальной культуры, чем музыка композиторская. Это бесписьменная музыкальная культура, которая значительно отличается от письменной. Фольклор обладает рядом особенностей, учет которых позволяет эффективно использовать его в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. 1. Для фольклорной традиции характерна устность, передача от человека к человеку, из поколения в поколение. В связи с устностью в произведениях фольклора используются частые повторы мелодических оборотов и текстов (в расчете на ограниченные возможности памяти человека), лаконичная музыкальная форма. Эти особенности делают музыкальный фольклор доступным детям дошкольного возраста. 2. В результате устности в фольклоре сложились такие черты как вариативность, вариантность. Вариантность подразумевает существование многих схожих вариантов одного образца в пространстве (различные регионы) и во времени. Вариативность - изменение образца во время его исполнения (в зависимости от возможностей исполнителя). Эти черты фольклора позволяют использовать его произведения в качестве бесценного материала для развития музыкально- творческих способностей дошкольников. Разучиваемый с дошкольниками фольклорный образец является моделью, на основе которой ребенок может импровизировать, создавать свои варианты, не вступая при этом в противоречие с самой природой фольклора. 3. В результате устности в фольклоре зафиксировались типовые мелодии, ритмы, тексты, которые переносятся из одного образца фольклора в другой, часто являются признаками жанра (терцовый лад в колыбельных песнях, распетый пятый слог во фразах колядных песен, текстовые рефрены «Шчодры вечар, добры вечар», «Каляда», «Агу, вясна!» и др.). Дошкольники, знакомясь с рядом традиционных напевов, усваивают «лексику» и «грамматику» национального музыкального (как и вербального) языка. В этом процессе обогащается музыкальный интонационный словарь ребенка, а фольклор становится для него узнаваемым (в результате частой повторяемости) и близким явлением. 4. Для фольклора (особенно раннего пласта) характерна синкретичность - слитность всех его элементов (пения, движения, использования инструментов, игрового начала). Мировосприятие ребенка также синкретично, виды музыкальной деятельности дошкольника тесно связаны между собой. Таким образом, фольклорный репертуар соответствует возрастным возможностям и потребностям ребенка дошкольного возраста

4.Понятие

Инструментальная музыка - музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку. Широко распространена в классической музыке, джазе, электронной музыке, нью-эйдже, пост-роке и т. д.