Быстрый стиль в джазе. Джазовая музыка: особенности и характерные черты

Джаз – направление в музыке, характеризующиеся соединением ритмичности с мелодичностью. Отдельной особенностью джаза является импровизация. Свою популярность музыкальное направление получило благодаря необычному звучанию и сочетанию нескольких совершенно разных культур.

История джаза началась в начале XX века в США. В Новом Орлеане сформировался традиционный джаз. Впоследствии во многих других городах стали зарождаться новые разновидности джаза. Несмотря на все многообразие звучания разных стилей, джазовую музыку можно сразу отличить от другого жанра благодаря ее характерным чертам.

Импровизация

Музыкальная импровизация – одна из главных особенностей в джазе, которая присутствует во всех его разновидностях. Исполнители создают музыку спонтанно, никогда не обдумывают заранее, не репетируют. Чтобы играть джаз и импровизировать, требуется опыт и умение в данной области музицирования. К тому же джазист должен помнить о ритме и тональности. Не малое значение имеют отношения между музыкантами в группе, потому что успех получаемой мелодии зависит от понимания настроения друг друга.

Импровизация в джазе позволяет каждый раз создавать что-то новое. Звучание музыки зависит только от воодушевления у музыканта в момент игры.

Нельзя говорить, что если в исполнении нет импровизации, то это уже не джаз. Этот вид музицирования достался джазу от африканских народов. Так как африканцы не имели понятия о нотах и репетиции, музыку передавали друг другу только путем заучивания ее мелодии и темы. И каждый новый музыкант уже мог играть одну и ту же музыку по-новому.

Ритм и мелодичность

Второй важной чертой джазового стиля является ритм. Музыканты имеют возможность спонтанно создавать звучание, так как постоянная пульсация создает эффект живости, игры, волнения. Ритм также и ограничивает импровизацию, требуя извлекать звуки согласно заданной ритмичности.

Как и импровизация, ритм пришел в джаз от африканских культур. Но именно эта черта является главной характеристикой музыкального течения. Первые исполнители свободного джаза полностью отказались от ритма, чтобы быть абсолютно свободными в создании музыки. Из-за этого новое направление в джазе на протяжении долгого времени не признавалось. Ритм обеспечивают ударные инструменты.

От европейской культуры джазу досталась мелодичность музыки. Именно сочетания ритмичности и импровизации с гармоничной и мягкой музыкой придает джазу необычное звучание.

Джаз – музыкальное направление, получившее начало в конце 19 – начале 20 века в Соединенных Штатах. Возникновение его – это результат переплетения двух культур: африканской и европейской. Это течение объединят в себе спиричуэлс (церковные песнопения) американских негров, африканские народные ритмы и европейскую гармоничную мелодию. Его характерные черты: гибкая ритмика, в основе которой лежит принцип синкопирования, использование ударных инструментов, импровизация, экспрессионная манера исполнения, отличающаяся звуковой и динамичной напряженностью, порой доходящей до экстатичности. Первоначально джаз представлял собой сочетание регтайма с элементами блюза. По сути он вылился из этих двух направлений. Особенностью стиля джаз в первую очередь является индивидуальная и неповторимая игра виртуоза-джазмена, а импровизация наделяет это течение постоянной актуальностью.

После того, как сформировался сам джаз, начался непрерывный процесс его развития и видоизменения, повлекший появление различных направлений. В настоящее время их насчитывается около тридцати.

Новоорлеанский (традиционный) джаз.

Под этим стилем обычно подразумевают именно тот джаз, который исполняли в между в 1900 – 1917 годах. Можно сказать, что его возникновение совпало с открытием Сторивилла (новоорлеанский район красных фонарей), который обрел свою популярность за счет баров и аналогичных заведений, где музыканты, играющие синкопированную музыку, всегда могли найти себе работу. Распространенные ранее уличные оркестры начали вытесняться так называемыми “сторивилльскими ансамблями”, игра которых все больше обретала индивидуальность по сравнению с их предшественниками. Эти ансамбли и стали впоследствии основоположниками классического новоорлеанского джаза. Яркими примерами исполнителей данного стиля являются: Джелли Ролл Мортон (“His Red Hot Peppers”), Бадди Болден (“Funky Butt”), Кид Ори. Именно они осуществили переход народной африканской музыки в первые джазовые формы.

Чикагский джаз.

В 1917 году начинается следующий важный этап развития джазовой музыки, ознаменованный появлением в Чикаго переселенцев из Нового Орлеана. Происходит формирование новых джазовых оркестров, игра которых вносит в ранний традиционный джаз новые элементы. Так появляется самостоятельный стиль чикагской школы исполнения, который разделяется на два направления: хот-джаз чернокожих музыкантов и диксиленд белых. Основные особенности данного стиля: индивидуализированные сольные партии, изменение хот-инспирации (первоначальное свободное экстатичное исполнение стало более нервозным, полным напряжения), синтетичность (музыка включала в себя не только традиционные элементы, но и регтайм, а также известные американские шлягеры) и изменения в инструментальной игре (изменилась роль инструментов и исполнительские приемы). Фундаментальные фигуры этого направления (“What Wonderful World”, “Moon Rivers”) и (“Someday Sweetheart”, “Ded Man Blues”).

Свинг – оркестровый стиль джаза 1920-30 годов, вылился непосредственно из чикагской школы и исполнялся биг-бендами ( , The Original Dixieland Jazz Band). Для него характерно преобладание западной музыки. В составе оркестров появились отдельные секции саксофонов, труб и тромбонов; банджо заменяет гитара, тубу и сазофон – контрабас. Музыка отдаляется от коллективной импровизации, музыканты играют строго придерживаясь заранее расписанных партитур. Характерным приемом стало взаимодействие ритм-секции с мелодическими инструментами. Представители этого направления: , (“Creole Love Call”, “The Mooche”), Флетчер Хендерсон (“When Buddha Smiles”), Benny Goodman And His Orchestra, .

Бибоп – модерн-джаз, получивший свое начало в 40-х годах и представлявший собой экспериментальное, антикоммерческое направление. В отличие от свинга, это более интеллектуальный стиль, в котором большое внимание уделяется сложному импровизированию и акцент делается больше на гармонию, нежели на мелодию. Музыка данного стиля также отличает очень быстрый темп. Ярчайшими представителями являются: Диззи Гиллеспи, Телониус Монк, Макс Роуч, Чарли Паркер (“Night In Tunisia”, “Manteca”) и Бад Пауэлл.

Мейнстрим. Включает в себя три течения: Страйд (северо-восточный джаз), стиль Канзас-сити и джаз Западного побережья. Горячий страйд царствовал в Чикаго, ведомый такими мастерами как Луи Армстронг, Энди Кондон, Джимми Мак Партланд. Для Канзас-сити характерны лиричные пьесы в блюзовом стиле. Джаз Западного побережья развивался в Лос-Анджелесе под руководством , и вылился впоследствии в кул-джаз.

Кул-джаз (прохладный джаз) возник в Лос Анжелесе в 50-х годах как противоположность динамичному и импульсивному свингу и бибопу. Основоположником данного стиля принято считать Лестера Янга. Именно он ввел необычную для джаза манеру звукоизвлечения. Для этого стиля характерно использование симфонических инструментов и эмоциональная сдержанность. В этом ключе оставили свой след такие мастера, как Miles Davis (“Blue In Green”), Gerry Mulligan (“Walking Shoes”), Dave Brubeck (“Pick Up Sticks”), Paul Desmond.

Avante-Garde начал развиваться в 60-е годы. Этот авангардный стиль основан на отрыве от первоначальных традиционных элементов и характеризуется использованием новых технических приемов и выразительных средств. Для музыкантов этого течения на первом месте стояло самовыражения, которое они осуществляли посредством музыки. К исполнителям данного течения относят: Sun Ra (“Kosmos in Blue”, “Moon Dance”), Alice Coltrane (“Ptah The El Daoud”), Archie Shepp.

Прогрессив-джаз возник параллельно с бибопом в 40-х годах, но отличало его саксофонная техника стаккато, сложное переплетение политональности с ритмичной пульсацией и элементами симфоджаза. Основоположником этого направления можно назвать Стэна Кентона. Яркие представители: Гил Эванс и Бойд Райберн.

Хард-боп является разновидностью джаза, корни которого уходят в бибоп. Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия – в этих городах и родился этот стиль. По своей агрессивности он очень напоминает бибоп, но преобладают в нем все же блюзовые элементы. Характерными исполнителями являются Zachary Breaux (“Uptown Groove”), Art Blakey и The Jass Messengers.

Соул-джаз. Этим термином принято называть всю негритянскую музыку. Он основывается на традиционном блюзе и афроамериканском фольклоре. Эту музыку характеризуют остинатные басовые фигуры и ритмично повторяющиеся сэмплы, за счет чего она получила широкую популярность среди разных масс населения. К числу хитов данного направления относятся композиции Рэмси Льюиса “The In Crowd” и Харриса-МакКейна “Compared To What”.

Грув (он же фанк ) является ответвлением соула, только отличает его ритмическая сосредоточенность. В основном музыка этого направления имеет мажорную окраску, а по структуре представляет собой четко прописанные партии каждого инструмента. Сольные исполнения гармонично вписываются в общее звучание и не слишком индивидуализированы. Исполнители этого стиля Ширли Скотт, Ричард «Грув» Холмс, Джин Эммонс, Лео Райт.

Фри-джаз получил свое начало в конце 50-х годов благодаря стараниям таких мастеров-новаторов как Орнетт Коулман и Сесил Тэйлор. Его характерными чертами являются атональность, нарушение последовательности аккордов. Этот стиль часто называют “свободным джазом”, а его производными являются лофт-джаз, модерн-криэйтив и фри-фанк. К музыкантам этого стиля относятся: Joe Harriott, Bongwater, Henri Texier (“Varech”), AMM (“Sedimantari”).

Криэйтив появился за счет получившего широкое распространение авангарда и экспериментализма джазовых форм. Подобную музыку сложно охарактеризовать определенными терминами, поскольку она слишком многогранна и сочетает в себе множество элементов предшествующих течений. К первым последователям этого стиля относятся Ленни Тристано (“Line Up”), Гюнтера Шуллера, Энтони Бракстона, Эндрю Сирилла (“The Big Time Stuff”).

Фьюжн объединил в себе элементы практически всех существующих на тот момент музыкальных течений. Наиболее активное его развитие началось в 70-е годы. Фьюжн представляет собой систематизированный инструментальный стиль, который отличают сложные тактовые размеры, ритм, удлиненные композиции и отсутствие вокала. Этот стиль рассчитан на менее широкие массы, нежели соул и является его полной противоположностью. Во главе этого течения стоят Ларри Корэлл и группа Eleventh, Тони Уильямс и Lifetime (“Bobby Truck Tricks”).

Эйсид-джаз (groove jazz» или «club jazz) возник в Великобритании в конце 80-х г. (расцвет 1990 – 1995гг.) и соединил в себе фанк 70-х годов, хип-хоп и танцевальную музыку 90-х годов. Появление этого стиля было продиктовано распространенным использованием джаз-фанковских сэмплов. Основоположником считается ди-джей Джайлс Питерсон. Среди исполнителей этого направления Melvin Sparks (“Dig Dis”), RAD, Smoke City (“Flying Away”), Incognito и Brand New Heavies.

Постбоп начал развиваться в 50-60-х годах и по структуре напоминает хард-боп. Отличает его наличие элементов соула, фанка и грува. Зачастую, характеризуя это направление, проводят параллель с блюз-роком. В этом стиле творили Хэнк Моблин, Хорас Силвер, Арт Блейки (“Like Someone In Love”) и Ли Морган (“Yesterday”), Уэйн Шортер.

Смус-джаз – современный джазовый стиль, возникший из течения фьюжн, но отличается от него намеренной отполированностью звучания. Особенностью данного направления является широкое использование электроинструментов. Известные исполнители: Майкл Френкс, Крис Ботти, Ди Ди Бриджуотер (“All Of Me”, “God Bless The Child”), Ларри Карлтон (“Dont Give It Up”).

Джаз-мануш (цыганский джаз ) – джазовое направление специализирующееся на гитарном исполнении. Соединяет в себе гитарную технику цыганских племен группы мануш и свинг. Основоположниками этого направления являются братья Ферре и . Наиболее известные исполнители: Andreas Oberg, Barthalo, Angelo Debarre, Бирели Ларген (“Stella By Starlight”, “Fiso Place”, “Autumn Leaves”).

Джаз (Jazz) - направление музыки, возникшее в конце XIX - начале XX века в США. Характерные черты джаза - импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг.

Джаз - род музыки, возникшей на основе блюзов и спиричуэлс афро-американцев, а также африканских народных ритмов, обогащенных элементами европейской гармонии и мелодии. Определяющими чертами джаза считаются:
-острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования;
-широкое употребление ударных инструментов;
-сильно развитое импровизационное начало;
-выразительная манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией, динамичной и звуковой напряженностью, доходящей до экстатичности.

Происхождение названия джаз

Происхождение названия до конца не выяснено. Современное его написание - jazz - утвердилось в 1920-е годы. До этого были известны другие варианты: chas, jasm, gism, jas, jass, jaz. Существует немало версий происхождения слова «джаз», в том числе следующие:
- от французского jaser (болтать, говорить скороговоркой);
- от английского chase (гнаться, преследовать);
- от африканского jaiza (название определенного типа звучания барабанов);
- от арабского jazib (соблазнитель); от имен легендарных джазовых музыкантов - chas (от Charles), jas (от Jasper);
- от звукоподражания jass, имитирующего звучание африканских медных тарелок, и др.

Есть основания предполагать, что слово «джаз» употреблялось еще в середине 19 века как название экстатического, ободряющего выкрика у чернокожих. Согласно некоторым источникам, в 1880-х годах оно было в ходу у новоорлеанских креолов, которые употребляли его в значении «ускорять», «убыстрять» - применительно к быстрой синкопированной музыке.

По данным М. Стернса, в 1910-х годах это слово бытовало в Чикаго и имело «не вполне пристойный смысл». В печати слово jazz встречается впервые в 1913 (в одной из сан-францисских газет). В 1915 г. оно вошло в название джазового оркестра Т. Брауна - TORN BROWN"S DIXIELAND JASS BAND, выступавшего в Чикаго, а в 1917 появилось на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским оркестром ORIGINAL DIXIELAND JAZZ (JASS) BAND.

Стили джаза

Архаический джаз (ранний джаз, early jazz, нем. archaischer jazz)
Архаический джаз - совокупность наиболее старых, традиционных типов джаза, создаваемых небольшими ансамблями в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов, а также европейских песен и танцев.

Блюз (blues, от англ. blue devils)
Блюз - тип негритянской народной песни, мелодия которой основана на четкой 12-тактной схеме.
В блюзах поется об обманутой любви, о нужде, для блюзов характерно жалостливое отношение к себе. Одновременно тексты блюзов проникнуты стоицизмом, мягкой насмешкой и юмором.
В джазовой музыке блюз развивался как инструментальная танцевальная пьеса.

Буги-вуги (boogie-woogie)
Буги-вуги - фортепианный блюзовый стиль, для которого характерна повторяющаяся басовая фигура, определяющая ритмические и мелодические возможности импровизации.

Госпелз (от англ. Gospel - Евангелие)
Госпелз - религиозные напевы североамериканских негров с текстами, основанными на Новом Завете.

Регтайм (ragtime)
Регтайм - фортепианная музыка, основанная на "биении" двух несовпадающих ритмических линий:
-как бы разорванной (остро синкопированной) мелодии;
-четкого аккомпанемента, выдержанного в стиле стремительного шага.

Соул (soul)
Соул - негритянская музыка, связанная с блюзовой традицией.
Соул - стиль вокальной негритянской музыки, возникшей после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпелз.

Соул-джаз (soul-jazz)
Соул-джаз - разновидность хард-бопа, для которого характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.
Спиричуэл (spiritual)
Спиричуэл - архаический духовный жанр хорового пения северо-американских негров; религиозные напевы с текстами, основанными на Ветхом Завете.

Стрит-край (street-cry)
Стрит-край - архаический фольклорный жанр; тип городской сольной трудовой песни уличных разносчиков, представленный множеством разновидностей.

Диксиленд, дикси (dixieland, dixie)
Диксиленд - модернизированный нью-орлеанский стиль, для которого характерны коллективные импровизации.
Диксиленд - джазовый коллектив (белых) музыкантов, перенявший манеру исполнения негритянского джаза.

Зонг (от англ. song - песня)
Зонг - в театре Б. Брехта - баллада, исполняемая в виде интермедии или авторского (пародийного) комментария гротескного характера с плебейской бродяжнической тематикой, близкой к джазовому ритму.

Импровизация
Импровизация - в музыке - искусство спонтанного создания или интерпретации музыки.

Каденция (итал. cadenza, от лат.Cado - оканчиваюсь)
Каденция - свободная импровизация виртуозного характера, исполняемая в инструментальном концерте для солиста с оркестром. Иногда каденции сочинялись композиторами, однако часто они предоставлялись на усмотрение исполнителя.

Скэт (scat)
Скэт - в джазе - тип вокальной импровизации, в которой голос приравнивается к инструменту.
Скэт - инструментальное пение - техника слогового (бестекстового) пения, основанная на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний.

Хот (hot)
Хот - в джазе - характеристика музыканта, исполняющего импровизацию с максимумом энергии.

Нью-орлеанский стиль джаза
Нью-орлеанский стиль джаза - музыка, отличающаяся четким двудольным ритмом; наличием трех самостоятельных мелодических линий, которые проводятся одновременно на корнете (трубе), тромбоне и кларнете в сопровождении ритмической группы: рояля, банджо или гитары, контрабаса или тубы.
В произведениях нью-орлеанского джаза основная музыкального тема многократно повторяется в различных вариациях.

Саунд (sound)
Саунд - стилевая категория джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса.
Саунд определяется способом звукоизвлечения, типом атаки звука, манерой интонирования и трактовкой тембра; саунд является индивидуализированной формой проявления звукового идеала в джазе.

Свинг, классический свинг (swing; classic swing)
Свинг - джаз, аранжированный для эстрадно-танцевальных оркестров расширенного состава (биг-бендов).
Для свинга характерна перекличка трех групп духовых инструментов: саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки. Исполнители свинга отказываются от коллективной импровизации, музыканты сопровождают импровизацию солиста заранее написанным аккомпанементом.
Свинг достиг своего расцвета в 1938-1942 годах.

Свит (sweet)
Свит - характеристика развлекательной и танцевальной коммерческой музыки сентиментального, напевно-лирического характера, а также родственных ей форм коммерциализированного джаза и "оджазированной" популярной музыки.

Симфонический джаз
Симфонический джаз - джазовый стиль, сочетающий черты симфонической музыки с элементами джаза.

Современный джаз (modern jazz)
Современный джаз - совокупность стилей и направлений джаза, возникших с конца 1930-х годов после окончания периода классического стиля и "эры свинга".

Афро-кубинский джаз (нем. afrokubanischer jazz)
Афро-кубинский джаз - стилевое направление джаза, развившееся к концу 1940-х годов из соединения элементов бибопа с кубинскими ритмами.

Бибоп, боп (bebop; bop)
Бибоп - первый стиль современного джаза, сложившийся к началу 1930-х годов.
Бибоп - направление негритянского джаза малых ансамблей, для которого характерны:
-свободная сольная импровизация, опирающаяся на сложную последовательность аккордов;
-использование инструментального пения;
-модернизация старого хот-джаза;
-скачкообразная, неустойчивая мелодия с ломаными слогами и лихорадочно-нервным ритмом.

Комбо (combo)
Комбо - небольшой оркестр современного джаза, в котором солируют все инструменты.

Кул-джаз (прохладный джаз; сool jazz)
Кул-джаз - стиль современного джаза, возникший в начале 50-х годов, обновивший и усложнивший гармонию бопа;
В кул-джазе широко применяется полифония.

Прогрессив (рrogressive)
Прогрессив - стилевое направление в джазе возникшее в начале 1940-х годов на основе традиций классического свинга и бопа, связанное с практикой биг-бэндов и больших оркестров симфонизированного типа. Широко использующее латиноамериканские мелодии и ритмы.

Фри-джаз (free jazz)
Фри-джаз - стиль современного джаза, связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики и техники импровизации.
Для фри-джаза характерны:
-свободная индивидуальная и групповая импровизация;
-применение полиметрии и полиритмии, политональности и атональности, сериальной и додекафонной техники, свободных форм, модальной техники и др.

Хард-боп (hard bob)
Хард-боп - стиль джаза, возникший в начале 1950-х годов из бибопа. Хард-боп отличается:
-мрачным грубоватым колоритом;
-экспрессивной, жесткой ритмикой;
-усилением элементов блюза в гармонии.

Чикагский стиль джаза (chicago-still)
Чикагский стиль джаза - вариант нью-орлеанского джазового стиля, для которого характерны:
-более строгая композиционная организация;
-усиление сольной импровизации (виртуозных эпизодов, исполняемых различными инструментами).

Эстрадный оркестр
Эстрадный оркестр - разновидность джазового оркестра;
инструментальный ансамбль исполняющий развлекательно-танцевальную музыку и пьесы джазового репертуара,
аккомпанирующий исполнителям популярных песен и другим мастерам эстрадного жанра.
Обычно эстрадный оркестр включает группу язычковых и медных духовых инструментов, фортепиано, гитару, контрабас и набор ударных.

Историческая справка о джазе

Считается, что Джаз, как самостоятельное направление, возник в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами. Широко-известная легенда гласит, что из Нового Орлеана джаз распространился по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков джаза, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник в негритянской субкультуре одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Канзас-Сити, Чикаго и Сент-Луисе. И все-таки старая легенда, по-видимому, недалека от истины.

Во-первых, в ее пользу говорят свидетельства старых музыкантов, которые жили в период выхода джаза за пределы негритянских гетто. Все они подтверждают, что новоорлеанские музыканты играли совершенно особенную музыку, которую с готовностью копировали другие исполнители. То, что Новый Орлеан - колыбель джаза, подтверждают и грамзаписи. Джазовые пластинки, записанные до 1924, сделаны музыкантами из Нового Орлеана.

Классический период джаза продолжался в 1890 - 1929 годы и завершился с началом "свинговой эры". К классическому джазу принято относить: новоорлеанский стиль (представленный негритянским и креольским направлениями), новоорлеанско-чикагский стиль (возникший в Чикаго после 1917 г. в связи с переездом сюда большей части ведущих негритянских джазменов Нового Орлеана), диксиленд (в его новоорлеанской и чикагской разновидностях), ряд разновидностей фортепианного джаза (баррел-хаус, буги-вуги и пр.), а также относящиеся к этому же периоду направления джаза, возникшие в некоторых других городах Юга и Среднего Запада США. Классический джаз вместе с отдельными архаическими стилевыми формами иногда обозначается как традиционный джаз.

Джаз в России

Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива.

Отношение советских властей к джазу было неоднозначным. Сначала отечественных джаз-исполнителей не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза и западной культуры. В конце 40-х, во время борьбы с космополитизмом, джазовые коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась.

Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве Academia в 1926 году. Она была составлена музыковедом Семёном Гинзбургом из переводов статей западных композиторов и музыкальных критиков, а также собственных материалов, и называлась «Джаз-банд и современная музыка» Следующая книга о джазе вышла в СССР только в начале 1960-х. Она была написана Валерием Мысовским и Владимиром Фейертагом, называлась «Джаз» и представляла из себя по сути компиляцию информации, которую можно было получить из различных источников в то время. В 2001 году петербургским издательством «Скифия» была издана энциклопедия «Джаз. XX век. Энциклопедический справочник». Книга была подготовлена авторитетным джазовым критиком Владимиром Фейертагом.

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз? Эти волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его невозможно с каким-либо другим жанром даже новичку. Причем, вот парадокс, услышать и узнать его легко, а вот описать словами не так просто, потому что джаз непрерывно развивается и понятия, характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий. Другими словами, это полуимпровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

Откуда возник джаз

Принято считать, что появился он из Африки, об этом свидетельствуют сложные ритмы. Добавьте к этому еще и танцы, всевозможные притоптывания, хлопки и вот он регтайм. Четкие ритмы этого жанра в сочетании с блюзовыми мелодиями и дали начало новому направлению, которое мы называем джаз. Задавшись вопросом, откуда появилась все-таки эта новая музыка, любой источник даст вам ответ, что из песнопений чернокожих рабов, которых завезли в Америку еще в начале XVII века. Только в музыке они находили утешение.

Вначале это были чисто африканские мотивы, но спустя несколько десятилетий они стали носить больше импровизационный характер и обрастали новыми американскими мелодиями, в основном это были религиозные напевы – спиричуэлы. Позднее к этому добавились песни-жалобы – блюзы и небольшие духовые оркестры. Так и возникло новое направление – джаз.


В чем особенности джазовой музыки

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмовая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно эта свобода вызывает у музыкантов ощущение легкости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители легко наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических есть свой ритм, размер и прочее, но, благодаря особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно, бит или иначе регулярная пульсация.

Развитие джаза

Возникнув в Новом Орлеане, джаз стремительно распространяется, становясь все более популярным. Любительские коллективы, состоящие в основном из африканцев и креольцев, начинают выступать не только в ресторанах, но и гастролировать по другим городам. Так, на севере страны возникает еще один центр джаза – Чикаго, где особым спросом пользуются ночные выступления музыкальных коллективов. Исполняемые композиции усложняются аранжировками. Среди исполнителей того периода особо выделяется Луи Армстронг , который перебрался в Чикаго из города, где зародился джаз. Позднее стили этих городов были объединены в диксиленд, который отличался коллективной импровизацией.


Массовое увлечение в 1930-1940 годы джазом, привело к спросу на более крупные оркестры, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Благодаря этому появился свинг, представляющий собой некоторые отклонения от ритмического рисунка. Он стал основным направлением этого времени и отодвинул на задний план коллективную импровизацию. Группы, исполняющие свинг, стали называться биг-бэнды.

Конечно же такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у истинных ценителей музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого времени выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз развивается по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классики вернулись к академической музыке, отодвинув в сторону бибоп. Возникший в результате этого кул-джаз стал более сдержанным и сухим. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этом фоне возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и джаз-фанк. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.

Свободная музыка


В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

Советский джаз

Первоначально советские джазовые оркестры в основном исполняли модные танцы, такие как фокстрот, чарльстон. В 1930-е новое направление начинает приобретать все большую популярность. Несмотря на то что отношение советской власти к джазовой музыке было неоднозначным, ее не запрещали, но в то же время жестко критиковали, как принадлежность к западной культуре. В конце 40-х джазовые коллективы и вовсе подверглись гонениям. В 1950-е и 60-е годы возобновляется деятельность оркестров Олега Лундстрема и Эдди Рознера и все больше музыкантов увлекается новым направлением.

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

Мейнстрим – ведущий, основной джазовый стиль, который появился в 30-х годах 20 века в среде руководителей джазовых коллективов, большинство которых были биг-бэндами. Ведущие джазовые музыканты устраивали джемы в различных клубах, чтобы просто поиграть джаз. Этот клубный джаз, исполняемый небольшими коллективами ведущих джазменов и записываемый на студиях, и стал называться мейнстримом. Это традиционный джаз, без всякого новаторства. После наступления авангардного джаза мейнстрим возродился уже в новом качестве лишь в 70-80-х годах 20 века. В настоящее время современным мейнстримом называют любую современную джазовую музыку, которая далека от традиционного джаза.

Джазовая музыка Канзас-Сити оформилась в 20-х – 30-х годах прошлого века. Это было время экономического кризиса в США, или так называемой Великой депрессии. Это джазовый стиль с ярко выраженной блюзовой окраской, так называемый «городской блюз». Ярчайшими представителями этого стиля были Каунт Бэйси, который начинал свою карьеру джазмена в составе оркестров Уолтера Пэйджа и Бенни Моутена, вокалист Джимми Рашинг, альтсаксофонист Чарли Паркер.

Прохладный джаз (кул-джаз) оформился в 40-50-е годы 20 века. Это мягкий, лирический стиль джазовой музыки, с более тонкой импровизацией, без напора и некоторой агрессивности, которая была характерна раннему джазу. Представителями прохладного джаза были саксофонист Лестер Янг, трубач Майлз Дэвис, трубач Чит Бейкер, джазовые пианисты Джордж Ширинг, Дейв Брубек, Лени Тристано. Мастерами кул-джазового стиля были потрясающий вибрафонист Милт Джексон, мастера саксофона Стэн Гетц, Пол Десмонд. Немалую роль в формировании стиля сыграли мелодисты и аранжировщики Тэд Дамерон, Клод Торнхилл, Гил Эванс.

Уэст-коэст джаз появился в 50-е годы 20 века в Лос-Анджелесе. Его основоположниками считают музыкантов знаменитого джазового нонета Майлза Дэвиса. Этот стиль еще более мягкий, чем прохладный джаз. Совершенно не агрессивная, спокойная, мелодичная музыка, в которой, однако, имеется огромное пространство для импровизаций. Выдающимися исполнителями Уэст-коэст джаза были Шорти Роджерс (труба), Арт Пеппер, Бад Шенк (саксофон), Шелли Мэйн (ударные), Джимми Джоффри (кларнет).

Прогрессивный джаз сложился приблизительно в конце 40-х годов 20 века. Это в большей степени экспериментальный джаз, музыка, ориентированная на симфонические достижения европейских композиторов, на эксперимент в сфере тональностей и гармонии. Последователи этого стиля джазовой музыки стремятся отойти от шаблонов, от избитых приемов традиционного джаза. Они делают акцент на поиске и применении в джазе новых форм свинга: специфической техники исполнения музыки на различных инструментах, политональности, изменениях ритма. Развитие этого стиля связывают с именем пианиста Стэна Кентона и его оркестра, который записал целую серию альбомов «Artistry». Огромный вклад в прогрессивный джаз внесли аранжировщики Пит Руголо, Бойд Райберн и Гил Эванс, барабанщик Шелли Мейн, контабасист Эд Сафранский, тромбонист Кэй Уиндинг, певица Джун Кристи. Биг-бэнд Гила Эванса и музыканты под управлением Майлза Девиса записали целую серию альбомов музыки в этом стиле: «Майлз впереди», «Порги и Бесс», «Испанские рисунки».

Модальный джаз появился в 1950-х годах. Его появление связано с именами музыкантов-экспериментаторов: трубача Майлза Дэвиса и тенор-саксафониста Джона Колтрэйна. Эти музыканты заимствовали из классической музыкиопределенные лады, которые стали основой для построения джазовой мелодии и заменили аккорды. Этот джазовый стиль характеризуется отступлениями от тональности, что придает музыке особую напряженность, использованием национальных африканских, индийских, арабских и др. гамм, размеренностью, непостоянством темпа. Музыка стала строиться исключительно на мелодии, в основу которой легло использование ладов.

Соул-джаз появился в 50-е годы прошлого века. Соул-джаз центральным инструментом избрал орган. В основе соул-джаза лежит блюз и госпел. Этот стиль джаза отличается особой эмоциональностью, страстностью, использованием стремительных ритмов и захватывающих музыкальных переходов, басовых фигур. Публика, слушающая эту музыку, непременно испытывала особое чувство единения. Этот стиль был полной противоположностью туманному, лиричному прохладному джазу с блюзовой грустной основой. Звездами органа в рамках этого стиля стали Джимми Макгрифф, Чарльз Эрланд, Ричард «Грув» Холмс, Лес Мак-Кейн, Дональд Паттерсон, Джек Макдафф и Джимми «Хаммонд» Смит. Музыканты, исполнявшие музыку соул-джаз, составляли трио или квартеты, но не более того. Не меньшую роль в соул-джазе играл саксофон-тенор. Выдающимися музыкантами-саксофонистами были Джин Эммонс, Эдди Харрис, Стэнли Террентайн, Эдди "Столбняк" Дэвис, Хьюстон Персон, Хенк Кроуфорд и Дэвид "Болван" Ньюман. Соул-джаз не является аналогом соул-музыки. Это музыкальные стили, которые берут начало в разных музыкальных направлениях: соул-джаз – в госпеле и бибопе, а соул-музыка – в ритм-энд-блюзе, который достиг расцвета лишь в 1960-х годах.

Грув стал разновидностью соул-джаза. Этот джазовый стиль часто обозначают также как фанк . Этот стиль отличается яркими танцевальными ритмами (медленными или быстрыми), лиричностью, позитивностью мелодии, в которой присутствуют блюзовые оттенки. Это позитивная музыка, создающая хорошее настроение и призывающая публику не стоять на месте и начинать двигаться в ее захватывающих ритмах. Стилю не чужды импровизации, которые, однако, не выбиваются из коллективного звучания. Яркими музыкантами этого стиля стали мастера органа Ричард «Грув» Холмс и Ширли Скотт, Джин Эммонс (саксофон-тенор) и Лео Райт (флейта, саксофон-альт).

Свободный джаз («Новая Вещь») появился в конце 50-х годов 20 века в результате экспериментов, которые позволили найти очень гибкую музыкальную форму, совершенно свободную от последовательностей аккордов. Кроме этого, музыканты игнорировали свинг. Настоящей революцией в ритмике стало невнимание к пульсации, метру и груву, которые являлись до этого основой джазовых ритмов. В этом стиле они стали второстепенными. Свободный джаз отказался от привычной тональной системы, музыка в этом стиле атональна. Основоположниками свободного джаза являются саксофонист Орнетт Коулмен и пианист Сесил Тэйлор, а позже «Sun Ra Arkestra» и «The Revolutionary Ensemble».

Криэйтив-джаз является одной из разновидностей авангардного джаза. Этот стиль родился, как и многие другие, в результате экспериментаторской деятельности музыкантов в 60 –70-е годы 20 века. Он не многим отличается от свободного джаза. В этой музыке невозможно было разграничить тему и импровизацию. Импровизационные элементы сливались с аранжировками, плавно вытекая из них. Невозможно было понять, где начало, а где конец импровизации солиста. Основоположниками криэйтив-джаза были пианист Лени Тристано, саксофонист Джимми Джоффри, мелодист Гюнтер Шулер. В этом стиле играют пианисты Пол Блей, Эндрю Хилл, мастера саксофона Энтони Бракстон и Сэм Риверс, а также музыканты «Art Ensemble of Chicago».

Фьюжн (сплав) – джазовый стиль, который берет свое начало в 1960-х годах, когда джаз стал соединяться с популярной музыкой и роком , а также находился под влиянием соула, фанка, ритм-энд-блюза. В начале название фьюжн применяли к джаз-року, яркими представителями которого были группы «Eleventh House», «Lifetime». Появление фьжна связано также с оркестрами «Mahavishnu Orchestra», «Weather Report». Фьюжн – это сплав джаза, свинга, блюза, рока, поп-музыки, ритм-энд-блюза. Фьюжн – это зрелищность, это фейерверк различных стилей. Это яркая, разнообразная, легкая, интересная музыка. Фьюжн — во многом эксперимент и, нужно сказать, удачный. Яркими музыкантами этого джазового стиля стали барабанщик Рональд Шаннон Джэксон (Ronald Shannon Jackson), гитаристы Пат Метэни (Pat Metheny), Джон Скофилд (John Scofield), Джон Аберкромби (John Abercrombie) и Джеймс "Блад" Элмер (James "Blood" Ulmer), саксофонист и трубач Орнетт Коулмен (Ornette Coleman).