Что за памятники на гоголевском бульваре.

Как и откуда в России, и, особенно, в Москве, берутся памятники – вопрос интересный. И случай с Шолоховым в этом отношении является показательным.
24 мая 2007 г. в Москве на Гоголевском бульваре состоялось торжественное открытие памятника великому русскому писателю, Нобелевскому лауреату Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Шолохов изображен сидящим в рыбацкой лодке. Вокруг – водная гладь воображаемой реки, по которой плывут лошади: по одну сторону от писателя «белые», по другую – «красные». Напротив памятника, на пешеходной аллее Гоголевского бульвара, установлена гранитная скамья, а мощёная диагональная полоса, пересекающая аллею, объединяет все элементы архитектурно-скульптурного ансамбля. Таким образом, по задумке авторов олицетворяется идея «многогранного и неоднозначного творчества великого писателя, который жил и работал в неспокойное время крупных социальных перемен».
Но, несмотря на обилие напыщенных речей на этом празднике, многие не скрывали своего недоумения по поводу происходящего. Во-первых, мероприятие было приурочено к… 102-й годовщине со Дня рождения писателя. Звучит, конечно, странно, но сама ситуация вполне объяснима: планировали открыть к 100-летней годовщине, да не успели. В России, как известно, обещанного три года ждут, так что, можно сказать, сроки соблюдены.
Во-вторых, у некоторых вызывал сомнения выбор места, особенно, учитывая то, что Шолохов в Москве постоянно не жил. Но и тут, если разобраться, всё просто: с 1963 г., приезжая в столицу, писатель останавливался в собственной квартире в доме № 33 по Сивцеву Вражку. Место выбрали аккурат у впадения этого переулка в Гоголевский бульвар.
Кстати, памятник Шолохову здесь хотели установить еще в 80-е гг., но что-то сорвалось, и проект, как думали тогда, был похоронен. Однако в начале XXI в. он всё-таки реализовался. Выбор скульптора тоже оказался закономерным: двадцать лет назад конкурс на лучший проект памятника выиграл отец Александра Рукавишникова.
Но вот что необъяснимо с логической точки зрения: в Москве уже есть памятник Шолохову, а тут открывают второй! Именно это обстоятельство породило массу возмущенных отзывов о данном событии не только со стороны искусствоведов и историков литературы, но и от простых граждан. Первый памятник был открыт 30 ноября 2001 г. на пересечении Волжского бульвара и Волгоградского проспекта, скульпторы В. Глебов и Ю. Дрёмин.
Чем он не устроил московское правительство? Почему надо было ставить ещё один? К слову сказать, проект памятника Михаилу Булгакову того же Рукавишникова так и не был осуществлен, да и множество других не менее талантливых и заслуженных деятелей литературы пока не удостоились такой чести. Может быть, правительство посчитало, что памятник недостаточно хорош? Или что Волгоградский проспект – место, не достойное нобелевского лауреата? Ничего подобного! Оказывается, памятник был установлен префектурой без согласования с соответствующими инстанциями и представители московского правительства не признают его права на существование.
Кто-то требовал убрать лже-Шолохова и на его место поставить нового, работы Рукавишникова. Кто-то – вообще забыть об идее установки второго памятника. Кто-то советовал памятник ставить, но выбрать другое место. Как мы видим, ничего этого не произошло. Гоголевский бульвар – поистине бульвар памятников-двойников! К этой теме мы вернемся позже, а пока обратим внимание на жёлтое двухэтажное здание с шестиколонным коринфским портиком по «высокой», чётной стороне бульвара (№ 10). В 1790-е гг. оно было перестроено из палат XVII в. Этот дом называют иногда по имени первого владельца усадьбой Цурикова. Здесь жил декабрист Михаил Нарышкин, у которого собирались его товарищи по тайному обществу. Нарышкин был членом «Союза благоденствия» и Северного общества. В 1824-25 гг. активно участвовал в создании Московской управы Северного общества. Был приговорён к восьми годам каторги и поселению в Сибири, в 1837 г. переведён рядовым на Кавказ. В память о тех годах на доме висит мемориальная доска со словами: «В этом доме в начале 20-х гг. XIX в. собирались члены тайного общества декабристов».
Во второй половине XIX в. дом перешёл в собственность Удельного ведомства, центрального государственного учреждения, ведавшего удельными землями и крестьянами, т. е. принадлежавшими непосредственно императорской семье. В это время здесь бывали Иван Сергеевич Тургенев, Александр Николаевич Островский, Афанасий Афанасьевич Фет, Антон Григорьевич Рубинштейн. Сейчас в доме находится Правление Союза художников РФ.
С другой стороны Гоголевского бульвара располагается знаменитый московский переулок Сивцев Вражек. Своё необычное имя он получил благодаря речке Сивке – левому притоку Черторыя. Несмотря на маленькую длину (менее километра) она тоже отличалась буйным нравом: по руслу образовался овражек, который прозвали сивцевым. Отсюда современное – Сивцев Вражек. Сама речка получила имя благодаря сивому (серому) цвету воды.
Подробнее об обитателях Сивцева Вражка вы можете послушать по пути к следующей остановке – Памятнику Н.В. Гоголю в конце бульвара…
-------------
Итак, помимо Шолохова в переулке в разные времена жили писатели Иван Тургенев, Сергей Аксаков, Лев Толстой, Марина Цветаева, художник Михаил Нестеров и другие. В память о многих из них на стенах домов висят мемориальные доски, а в доме № 27 находится Государственный литературный музей А. И. Герцена.
Как известно, Александр Иванович Герцен был внебрачным сыном богатого помещика И. А. Яковлева. Мать будущего писателя Иван Алексеевич привез из Германии и они поселились у его брата на Тверском бульваре, 25. Именно здесь 25 марта 1912 г. у Луизы Гааг родился сын. Фамилию незаконнорожденному отпрыску Яковлев дал замысловатую – Герцен, от немецкого «herz» – сердце. Видимо, она должна была символизировать большую и страстную любовь родителей. Правда, Егор, старший сын Ивана Алексеевича, тоже был незаконнорожденным и тоже носил фамилию Герцен, так что великих любовей у Яковлева было, как минимум, две.
В 1830 г. семья перебрались в двухэтажный особняк с садом в Сивцевом Вражке. Чуть раньше, в октябре 1829 г. Саша Герцен поступил на физико-математическое отделение Московского университета, которое окончил в 1833 г. со степенью кандидата и серебряной медалью. Правда, законопослушностью юное дарование не отличалось. В ночь с 20 на 21 июля 1834 г. обитатели особняка в Сивцевом Вражке, пережили страшные минуты: Саша был арестован за участие в студенческом кружке, где читалась запрёщенная литература, и оправлен в ссылку в Вятку. И только громадное влияние отца смогло смягчить наказание.
После возвращения из ссылки Александр вновь поселился в усадьбе, правда, в её «малом» доме, а уже после смерти отца перебрался в «большой». Именно отсюда зимним утром 19 января 1847 г. Герцен вместе с женой и матерью навсегда уехал за границу. Жизнь его старшего брата Егора, талантливого музыканта, сложилась трагически. Оставшись один в Сивцевом Вражке, он принялся распродавать владения по частям. Когда деньги были израсходованы, Егор впал почти в нищету, так что ему постановили отпускать из церковных средств по пять рублей в месяц. Иван Ильич, отец братьев Танеевых, ежедневно посылал обед одинокому слепому старику. Умер Егор Иванович в 1882 г.
В конце 1990-х гг. «большой» дом усадьбы в Сивцевом Вражке был передан в собственность строительной фирме и в начале октября 1998 г. снесён. Всероссийское общество охраны памятников пыталось выступить в защиту, но ни одно из трёх обращений в московскую прокуратуру не увенчалось успехом. На месте подлинного Герценовского дома сейчас стоит его бетонная копия. Музей расположен в «малом» доме.
А мы продолжаем наше путешествие и сделаем следующую остановку у памятника Н. В. Гоголю в конце бульвара.

Купить экскурсию за 149.5 р.

На Гоголевском бульваре относительно недавно, 24 мая 2007 г., был установлен памятник великому писателю Михаилу Шолохову. Автором является скульптор Александр Рукавишников. В Москве это уже второй монумент М. Шолохову - на Волжском бульваре в 2002 г. был установлен первый.

Памятник представляет собой бронзовую скульптурную композицию: писатель сидит на веслах в лодке, а сзади него - лошади. Они как бы расплываются в разные стороны. По задумке автора, это символизирует разделение на «белых» и «красных» в годы гражданской войны начала 20 века. Однако один жеребенок в растерянности: не знает, какое направление выбрать. По другой стороне бульвара находится скамья, на которой расположились барельефы с сюжетами гражданской войны. Символизм тот же – с разных сторон – красная и белая армии.

История создания

История создания памятника ведет свое начало еще с 80-х годов 20 в., когда был объявлен конкурс на проект памятника знаменитому писателю Михаилу Шолохову. Конкурс выиграл скульптор Иулиан Рукавишников. Он хотел, чтобы монумент установили на Зубовской площади. Однако проект был приостановлен. Лишь спустя 20 лет сын Иулиана Рукавишникова Александр возвратился к проекту своего отца, доработав его.

Идея установки второго памятника писателю в Москве была неоднозначно воспринята общественностью, которая посчитала неуместным его расположение. Дело в том, что М. Шолохов практически не жил в Москве, а Гоголевский бульвар москвичи привыкли связывать с классической литературой 19 века, а не 20-го, в котором творил писатель. Сторонники памятника объясняют такое его расположение тем, что недалеко находится дом 33 в Сивцевом Вражке переулке, где с 1963 года часто жил писатель, когда приезжал с Дона.

Монумент получился весьма необычным. Критики посчитали, что А. Рукавишников и архитектор И. Воскресенский максимально использовали рельеф местности, да и символы, характеризующие перелом эпохи, оказались впечатляющими. Сам автор памятника считает выбранное для него место правильным – писатель смотрит на Сивцев Вражек, где он когда-то останавливался проездом, а склон бульвара устремлен к ручью Чарторыю, скрытому под асфальтом. В старину он славился необыкновенно крутым нравом. Именно здесь в него и вливалась речка Сивка. Шолохов как бы переплывает этот Чарторый.

Можно, конечно, долго объяснять замыслы авторов с ручьем или местом проживания писателя. Но, вряд ли, люди, гуляющие по Гоголевскому бульвару или просто проходящие мимо, задумываются столь глубоко. Они видят лишь то, что видят. И у них возникают свои ассоциации.

Дело в том, что для памятника предусматривалась специальная система, включавшая в себя фонтан, позволявший «реке» с конями течь и летом, и зимой. Из воды должны были выглядывать только головы коней. Но по какой-то причине воду отключили. Теперь за спиной сидящего М. Шолохова вид у лошадей стал таким, будто их закатали в бетон. Москвичи сразу окрестили памятник «мясокомбинатом» или «кладбищем животных».

В Москве найдется не так много памятников, вызывающих столь огромное количество недоумений и вопросов. Зачем автор изваял так много лошадей? Почему сюжет сделан на обрыве? И, главное – зачем тут лодка? Она у многих вызывает ассоциации с дедом Мазаем. В любом случае, приходится смириться с любимыми скульпторами Лужкова - Церетели и Рукавишниковым. Фотографы любят здесь искать интересные ракурсы, а, может, кто-то, посмотрев на памятник, потянется за томиком писателя, чтобы ощутить на себе всю мощь его литературы.

Как добраться:

Памятник расположен недалеко от станции метро Кропоткинская: выход к Гоголевскому бульвару. Идете по бульвару до дома Сивцев Вражек, 10.

Плывущий в лодке по течению мужик в наброшенном ватнике и разбившиеся на два косяка кони появились на Гоголевском бульваре в 2007 году — это памятник Шолохову, который официально создан Александром Рукавишниковым, однако он только реализовал идею 1980-х годов, принадлежавшую собственному отцу.

Иулиан Рукавишников также был скульптором, причем достаточно известным и нравящимся второму московскому мэру. Ваятель скончался в 2000 году, и Лужков доверил спорный проект его сыну. Неоднозначность идеи была в том, что один монумент в Москве память писателя уже увековечил. Кроме того, прямо за спиной Шолохова виден бывший дом Маслова, где часто гостил Тургенев.

Памятник Шолохову и его соседство

Но коль ничто не помешало разместить там детище второго любимца Лужкова, Зураба Церетели – , то и памятник Шолохову бульвар вынужденно принял. При этом композиция имела очень оригинальную компоновку и ясный исторический подтекст. Оригинальностью построения памятник Шолохову напоминает , нами уже описанный.

По проекту памятник Шолохову должен был дополняться фонтаном, лошади словно реально преодолевали водный поток. Перебои с подачей воды значительно ухудшали восприятие, что привело к появлению оскорбительных прозвищ. Для младшего Рукавишникова это не было неожиданностью, он стойко пережил прозвание и этому скульптурному произведению.

Своей композицией памятник Шолохову показывает и связь писателя с Доном, и раскол страны на белых и красных в виде разделившегося табуна. Конские головы выполнены очень реалистично, до мельчайших подробностей облика и деталей сбруи. Они не на водопое или выпасе, они в судорожном поиске истинного пути.

Монумент лауреату Нобелевской премии по литературе получился удачным, словно объединил и аккумулировал таланты отца и сына Рукавишниковых. Вспоминаются работы старшего – мощный бюст Курчатова в Москве и статуя Древо Жизни перед советским представительством при ООН в Нью-Йорке (не путайте с работой великого Эрнста Неизвестного). У сына также много достойных работ, от монументы Микешину, создавшему , до надгробий Высоцкого и вора в законе Иванькова (Япончика).

Гоголевский бульвар, раньше Пречистенский, проходит широкой полосой от Пречистенских до Арбатских Ворот столицы. Поблизости много достопримечательностей, ранее описанных в наших статьях либо планируемых к описанию. Это и , и всемирно знаменитый музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Не совсем обычный Памятник Шолохову на Гоголевском бульваре (Москва) установили 24 мая 2007 года. Его посвятили советскому писателю, общественному деятелю, лауреату Нобелевской премии по литературе Михаилу Александровичу Шолохову.

Памятник соорудили рядом с домом № 10 по Гоголевскому бульвару, где расположен Творческий союз художников. (Примерно в 400 метрах от этого места находится Храм Христа Спасителя). Это – второй по счёту памятник писателю в Москве. Первый – скульптурный памятник на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, установили ранее.

Описание памятника

Памятник представляет собой бронзовую статую Шолохова. Писатель в телогрейке сидит в донской лодке на реке. Бросив вёсла, он смотрит вдаль. Позади лодки плывут по реке в противоположном направлении лошади, выполненные из гранита. Лошади клином расходятся в разные стороны. Они символизируют раскол России во время Гражданской войны на два лагеря - красных и белых. И лодка, и плита с лошадиными головами сильно наклонены в сторону центра бульвара к пешеходной зоне. Памятник оборудовали фонтаном, вода из которого струится по плите с лошадиными головами, добавляя памятнику реализма. Место установки памятника выбрали не случайно: Шолохов обращён лицом к Сивцеву Вражеку, где он когда-то проживал.

Идея и авторство памятника

Идея памятника принадлежит известному скульптору Иулиану Рукавишникову. Она возникла ещё пару десятилетий назад, однако по ряду причин не была реализована.

Автором ныне существующего Памятника на Гоголевском бульваре стал сын Иулиана Рукавишникова – скульптор Александр Рукавишников. Он осуществил идею отца. Архитектор Игорь Воскресенский помог органично вписать композицию в ландшафт бульвара. При создании памятника большую помощь Александру Рукавишникову оказывали родственники Шолохова, которые поддержали идею возведения памятника, снабдили скульптора фотографиями и консультировали.

В Москве есть два памятника Шолохову. Первый находится на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара. Второй появился в российской столице в 2007 году. Он установлен на Гоголевском бульваре. О памятнике Шолохову, расположенном недалеко от Творческого союза художников, рассказано в этой статье.

Юлиан Рукавишников

Памятник Шолохову планировали установить еще в девяностые годы. Именно тогда Юлиан Рукавишников и начал работу над монументом, изображающим автора "Тихого Дона". Работы этого скульптора украшают не только столицу, но и другие города. Одна из них — памятник Чехову в Таганроге.

Изначально памятник Шолохову должен был располагаться на Зубовской площади. Однако проект не утвердили. Работу над монументом продолжил сын мастера, не менее известный скульптор Александр Рукавишников. Памятник Шолохову на Гоголевском бульваре вызвал неодобрение критиков. Впрочем, как и многие работы известного скульптора.

Александр Рукавишников

Скульптор является постоянным участником всероссийских и международных выставок. Его работы установлены в Москве, Владимирской области, Смоленске, Нижнем Новгороде и других городах России. Одна из работ Рукавишникова — памятник Ленину в Копенгагене.

В 2000 году на Цветном бульваре была установлена скульптурная композиция, изображающая великого клоуна и киноактера Юрия Никулина. В 2003-м в Донецке открыли памятник И. Кобзону. Рукавишников хорошо известен и в России, и за ее пределами.

В Москве, вблизи Государственной российской библиотеки, есть памятник Достоевскому, установленный в 1997 году. Эта работа Рукавишникова вызвала бурную критику. Русский писатель представлен в неестественной позе, за что москвичи прозвали это произведение скульптуры "На приеме у проктолога" . Не оценили жители столицы и монумент, установленный на могиле Владимира Высоцкого. Что же касается памятника Шолохову на Гоголевском бульваре, то у него тоже есть несколько неофициальных названий. Одно из них - "кладбище домашних животных". Как выглядит памятник Шолохову? Почему он вызвал бурю недовольства в среде критиков?

Памятник Шолохову

Итак, монумент открыт в 2007 году. Бронзовая статуя изображает писателя, облаченного в телогрейку, сидящего в лодке. Позади Шолохова - плывущие лошади. Гранитные кони условно делятся на две группы, расходятся клином в разные стороны.

Эта скульптурная композиция сегодня - главная достопримечательность Гоголевского бульвара, не считая монумента, изображающие автора "Мертвых душ", установленного здесь более шестидесяти лет назад.

Памятник Шолохову символичен. Лошади, по первоначальной задумке, должны были быть окрашены в белый и красный цвета. Они символизируют народ, разделенный после революции на два лагеря — красных и белых. Среди плывущих животных есть жеребенок, который не примкнул ни к одному из "лагерей".

Писатель обращен лицом к Сивцеву Вражеку, где он прожил много лет. При этом многие полагают, что место для установки монумента выбрано весьма неудачно. Памятник Шолохову находится совсем близко от дома Тургенева, что нелогично. Кроме того, как уже было сказано, в Москве это вторая скульптурная композиция, посвященная советскому прозаику. С Москвой у Шолохова не так много было связано, а потому, как полагают критики, одного памятника достаточно.

Работа на скульптурой

Рукавишникову огромную помощь оказывали родственники писателя. Они снабжали его фотографиями, консультировали. Скульптурную композицию помог гармонично вписать в ландшафт бульвара архитектор Вознесенский. Рядом с памятником - фонтан, откуда вода должна поступать на плиты с лошадиными головами. Это придает композиции реалистичность. Однако вода поступает крайне редко.

Критика

Монумент стал одним из популярных мест для любительских фотосессий. Здесь с удовольствием фотографируются гости столицы. Однако критики не умолкают. Монумент, конечно, не снесут. Но вопрос о переносе его в другое место не закрыт. Жители близлежащих районов привыкли к монументу, они нередко называют его и "скотобойней", и "мясокомбинатом".

Рукавишникова мнение простых москвичей мало беспокоит. Прозвища, которыми жители столицы наделили его произведения, по его мнению, иллюстрируют их культурный уровень.

Стоит несколько слов сказать и о бульваре, где установлен памятник, вызвавший более десяти лет назад бурю негодования.

Современное название эта легендарная московская улица получила в 1924 году. Ранее она называлась Пречистенским бульваром. Гоголевский бульвар имеет долгую историю. Здесь расположено несколько доходных домов, которые являются памятниками архитектуры.

Ближайшая станция метро - "Кропоткинская". Безусловно, главная достопримечательность бульвара - памятник Гоголю. Установлен монумент в 1952 году. Столичные шутники когда-то говорили, что писатель, изображенный скульптором, облачен не иначе, как в шинель Акакия Акакиевича. Сам же автор этого монумента признался, что это самая неудачная его работа. Открытие памятника было приурочено к юбилею русского классика.