Понятие культуры. Что в себя включает понятие «культура

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности опре­делены в принятых 9 октября 1992 г. «Основах законодательства Российской Федерации о культуре»*. Это: выявление, изучение, охрана; рестав­рация и использование памятников истории и культуры; художествен­ная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музы­кальное искусство, архитектура и дизайн, другие виды и жанры искус­ства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культу­ра в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любитель­ское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирова­ние; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распро­странения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художест­венное образование, педагогическая деятельность в этой области.


* Ведомости РФ. 1992. № 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3172.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу куль­туры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности госу­дарственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие от­ветственность за преступления против культурного наследия страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относят­ся: формирование идеологических и нравственных основ демократи­ческого правового государства; создание условий для развития и вос­производства творческого потенциала общества; формирование неис­каженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Важное значение для управления в области культуры имеют Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»*. Феде­ральные законы от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федера­ции»**, от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинемато­графии Российской Федерации»***, от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»****, поста­новление Правительства от 25 марта 1999 г. «О государственной под­держке театрального искусства в Российской Федерации»***** и другие нормативные правовые акты.


* Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

** СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4698.

*** СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4136.

**** СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1799.

***** СЗ РФ. 1999, №13. Ст. 1615.

Управленческая деятельность в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнитель­ной власти.

Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения как культурного наследия общегосударственного значе­ния, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Компетенцию на определенных участках культурного строительст­ва реализуют такие федеральные органы исполнительной власти, как: Министерство культуры, Министерство по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций, Государственный комитет по ки­нематографии, Федеральная архивная служба. Ряд управленческих во­просов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии сих уставами.


Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субъ­ектах Федерации. В их непосредственном ведении находится большин­ство объектов культуры. В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997 г. «О мерах по оздоровлению государственных финан­сов»* в ведение субъектов Федерации переданы десятки объектов куль­туры федерального подчинения.

* СЗ РФ. 1997. № 50. Ст. 5680.

Объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи и т.д.

Организация управления в области культуры представлена на схеме 32.

К содержанию книги: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Смотрите также:

Культура - понятие широкое, всеобъемлющее. Термин «культура» включает множество феноменов, относящихся к различным уровням и формам реальности. Поэтому попытки свести все многообразие проявлений культуры к одному определению до сих пор оказывались безуспешными. Ученые насчитывают более 200 определений культуры.

В своем первоначальном значении латинское слово cultura означает «возделывание, обрабатывание». Действительно, в самом широком смысле под культурой понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей . В этом смысле культура может быть противопоставлена природе, которая существует в мире независимо от человека. Все, что нас окружает, вся внешняя среда, в которой мы живем, делится на естественную (природную), возникшую задолго до появления людей на земле, и искусственную (культурную), которая образовалась только вместе с ними в результате их целенаправленной деятельности.

Существуют три основные части культуры: первая из них связана с общественным сознанием людей, вторая проявляется в их поведении и действиях и третья - в материальных результатах их деятельности. Все, что мы говорим, делаем или представляем в своем воображении, за исключением, пожалуй, лишь инстинктивных физиологических действий, можно считать культурно обусловленным. Поэтому наш язык, наша пища, религия, домашнее хозяйство, виды спорта и многое другое относятся к усвоенному поведению и является компонентом культуры.

Культура имеет отношение к образу жизни членов данного общества - их привычкам и обычаям, а также к материальным благам, которые они производят. Ни одно общество не может существовать без культуры. Без культуры мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена.

Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которыми они следуют, и материальные блага, произведенные ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы - это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют «можно» и «нельзя» социальной жизни. Так, моногамия - верность одному брачному партнеру - является общепринятой ценностью в большинстве западных обществ. Во многих других культурах человеку разрешается иметь несколько жен или несколько мужей одновременно. Нормы поведения в браке включают супружеские отношения и взаимоотношения с родственниками со стороны мужа и жены. В некоторых обществах супругам предписывается устанавливать тесные отношения с родителями обеих сторон, в других предполагается полное разделение семей детей и родителей.

Используя термин «культура» в повседневном общении, мы часто подразумеваем лишь «высокие создания ума» - искусство, литературу, музыку, живопись. Однако понятие культуры включает в себя не только эти виды творческой деятельности, но и многое другое. Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В нее входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них ценность: луки и стрелы, плуги, фабрики и машины, компьютеры, книги и жилища и т. д.

Таким образом, культура - сложное понятие, относящееся как к материальным (пища, одежда), социальным (организация и структура общества) явлениям, так и к индивидуальному поведению, репродукции, организованной деятельности (религия и наука). Культура - это все, что создано человечеством.

При всем многообразии определений, в которых выделяется какая-то одна сторона культуры, в целом можно выделить главное: культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, культура класca, группы, слоя), социально-этнической общности (этническая культура, национальная культуры) или всего общества в целом.

Культура (от латинского – земледелие, воспитание) – термин, обозначающий множество понятий из различных сфер. Чаще всего под культурой понимается область человеческой деятельности, которая связана с самовыражением человека. В культуре проявляется субъективность человека, его особенности, характер, умения, знания и навыки.

Еще в Древней Греции был распространен такой термин, как «пайдейя», который обозначал внутреннюю культуру, культуру души, воспитание и образованность. В Древней Греции понятие «культуры» было напрямую связанно с образованностью, воспитанностью и любовью к земледелию. Но со временем термин «культура» значительно расширился и видоизменился, приобрел множество оттенков и областей (в том числе и правовая, корпоративная, организационная культура). Так что такое культура во всем многообразии этого слова?

Что такое физическая культура

Физическая культура – область культуры, направленная на укрепление и сохранение здоровья, развитие способностей человека и улучшение его активности. В то же самое время физическая культура – это совокупность знаний, норм и ценностей, которые создавались обществом на протяжении многих веков для всестороннего развития и совершенствования человека, для его физической подготовки и формирования его здорового образа жизни.

Физическая культура – часть общества, которая включает в себя вековой опыт физиологического, нравственного, психологического и психического развития человека. В современном обществе эта область культуры включает в себя заботу о:

  • степени повсеместного использования физической культуры: в быту, в сфере производства, образования и воспитания;
  • уровне здоровья и развития человека.

Что такое духовная культура

Духовная культура - система знаний и идей, которая относится ко всему человечеству или же к какому-либо культурно-историческому единству: народу (русская культура), нации, религиозному движению. Истоки духовной культуры лежат в человеке. Она возникает, потому что человек в жизни не ограничивает себя только тем, что он познает ежедневно, а впитывает в себя духовный опыт, из которого он оценивает все вокруг себя, из которого он любит и верит во что-либо.

Духовная культура, в отличие от материальной культуры, возникла и существует благодаря тому, что человек не ограничивается какими-то бытовыми потребностями, а признает главным духовный опыт. Из-за этого опыта он живет, любит, оценивает все окружающие его вещи.

Духовная культура - область человеческой деятельности, которая охватывает различные сферы духовной жизни человека и общества. Духовная культура объединяет формы общественного сознания (искусство, наука, мораль, правосознание, религия, идеология) и их воплощение в архитектурные, литературные, художественные памятники.

Что такое культура общества

Под культурой в плане общественного выражения обычно подразумевают следующее:

  • совокупность достижений человека в разных сферах общественной жизни (культура личности);
  • способ и метод организации общественных отношений на примере социальных институтов;
  • степень развития личности в обществе, приобщение ее к достижениям искусства, права, морали и других форм общественного сознания.

Культура и общество - это очень близкие системы, которые, однако, не совпадают по смыслу, развиваются и существуют по своим отдельным законам.

Что такое художественная культура

Художественная культура включает в себя все художественные ценности, а также исторически сложившуюся систему их воспроизведения, создания и функционирования в обществе. Роль художественной культуры как для цивилизации, так и для отдельного человека огромна. Искусство, которое и представляет художественную культуру, воздействует на внутренний мир человека, на его разум, чувства и эмоции. Благодаря этому человек познает в образах какой-то фрагмент реальности, заложенный художником в своем произведении. Художественная культура предполагает как сохранение лучших элементов старого, так и создание нового, приумножение культурного наследия человечества.

Что такое массовая культура

Массовая культура, называемая также «поп-культурой» или культурой большинства, – культура, получившая широкое распространение среди слоев населения в том или ином обществе. Массовая культура подчиняется жизни и потребностям большинства населения (или мэйнстриму), она включает в себя развлечения, музыку, литературу, спорт, кинематограф, изобразительное искусство и прочие проявления культуры. Массовая культура противопоставляется элитарной, «высокой культуре». Также массовая культура входит в понятие народной культуры и является ее составляющей.

Структура культуры - это непосредственное строение культуры, которая основывается на базовых и функциональных элементах. Они характеризуют протекание процесса культурной деятельности, ее сторон.

Культура состоит из следующих компонентов: образование, наука, литература, искусство, нравственность, право, религия, мифология, политика. Эти составляющие существуют одновременно и представляют собой единое целое. Помимо этого, сегодня структура культуры подразделяется на дополнительные составляющие, такие как классовая, мировая, национальная, сельская, городская, материальная, духовная и национальная области. Каждый из этих элементов можно поделить на более мелкие.

2) Информационная функция. Заключается в обеспечении процесса передачи из поколения в поколение разнообразных форм прогресса. Действие этой функции проявляется в накоплении и последующем хранении культурной информации, содержащей знания о человеке и мире.

3) Познавательная функция. Любая культура стремиться воссоздать собственную картину целого мира.

4) способна воплощать конкретные способы коммуникации и их правила, а коммуникацией, в свою очередь, называется процесс обмена информацией у людей.

5) Регулятивная функция. Представляет собой следствие важности правильных отношений человека с окружающей или природной. Появляется необходимость поддержания порядка в обществе. Культура занимается созданием норм и законов, устанавливает запреты и позволяет вести регулирование форм взаимоотношений.

6) Знаковая функция. Она отвечает за словесные и жестовые системы общения разных народностей.

7) Ценностная функция. Культура способна показать людям определенные ценности.

8) Духовно-нравственная функция. Заключается в воспитательном назначении культуры.

9) Потребительская функция. Это функция снятия напряжения при помощи трансляции объектов культуры и получения духовного наслаждения.

Структура культуры выделяет духовную и материальную культуры. Различия между ними устанавливаются слишком поверхностно, предположительно лишь в абстракции, при условии обладания человеком умения отделять тонкие грани друг от друга. Материальная культура считается творением человеческих рук и умов. Но одновременно с этим внутри нее кроются духовные и эстетические составляющие. Структура культуры представляет собой настолько широкое понятие, что невозможно перечислить все ее компоненты.

К материальной культуре можно отнести орудия труда, постройки, технические средства, производство, средства сообщения, предметы, находящиеся в быту, транспорт. С точки зрения предметного наследия часто изучаются различные древние цивилизации.

Духовная культура в обществе состоит из воспроизводства, как индивидуального сознания, так и сознания общества. Люди нуждаются в созерцании прекрасного. Структура включает в себя

Художественную культуру народа;

Художественное творчество как вид искусства;

Культуру эстетики;

Культуру науки;

Образовательную культуру;

Воспитательную культуру;

Культуру духовно-нравственного существования;

Информационную культуру.

Культура является в основном и в связи с этим обладает своими особенностями, которые и несет в некоторых функциях и признаках.

Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объектированных в предметных, материальных носителях(средствах труда, знаках) и передоваемых последующим поколениям.

Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.

______________________________ _____________________________

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет. Функции культуры.

______________________________ ______________________________ _

Типы культуры:

1. Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
примитивизацией отношений между людьми;
развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
натуралистическим смакованием насилия и секса;
культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
культом посредственности, условностью примитивной символики.

Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

2. Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

3. В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

______________________________ ______________________________ ____

Основные формы культуры

В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;
2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;
3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности страны следует судить не по степени распространенности грамотности и образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя населения.

Массовая культура - надстройка над базовой культурой

Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.
Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей и стандартов жизни.
Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.
Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.
В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой.


Типы культуры: Материальная, духовная, художественная, физическая, массовая культура и др.


______________________________ ______________________________ ______

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ - совокупность ролей, к-рые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все Ф.к. социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид. активности человека в силу его связанности с социальным окружением.

Функции культуры:
- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.
- Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная
- Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется
- Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
- Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
- Ценностная (Аксиологическая)Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.
- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.
- Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.