Методическая разработка "народные традиции в играх как средство патриотического воспитания дошкольников". Русские народные праздники как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу - время, потехе - час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье».

Какие же праздники почитали на Руси? Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый - природный, земледельческий, связанный со сменой времён года. Второй - языческий, дохристианских времён, так же, как земледельческий, соотносился с явлениями природы. Третий, самый поздний календарь - христианский, православный, в котором только великих праздников, не считая Пасхи, - двенадцать. В древности главным зимним праздником считалось Рождество. На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в X в. и слился с зимним древнеславянским праздником - святками, или колядой.

Время этого праздника для древних славян имело важное хозяйственное значение. Заканчивались зимние работы, наступала полоса деятельной подготовки к весне. Неудивительно, что люди радовались долгожданному отдыху. Да и сама природа располагала к этому: веселей светило солнце, начинали прибывать дни. День 25 декабря в календаре наших предков назывался днём Спиридона-солнцеворота. По поверьям славян, в ночь рождения нового солнца сходили на землю духи предков, которые назывались «святыми», или «святками».

Славянские святки были праздником многодневным. Начинались они с конца декабря и продолжались всю первую неделю января.

На святки запрещалось ссориться, сквернословить, упоминать о смерти, совершать предосудительные поступки. Все обязаны были делать друг другу только приятное. Вечер накануне Рождества известен под именем сочельника, или сочевника, соблюдением обряда которого люди как бы приготавливались к самому Рождеству. В этот день было принято поститься до позднего вечера, до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. И как только на небе загоралась вечерняя заря, семья усаживалась за стол. В сочельник крестники шли навещать своих крёстных отцов и матерей, поздравляли их с праздником, при этом несли им кутью, пироги. Те, в свою очередь, угощали крестников и дарили им деньги.

Сочельник - это праздник скромный, тихий, проходящий за столом, в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано.

А наутро начинался совсем другой праздник - шумный и весёлый. Начинали его дети. Они ходили от дома к дому со звездою, вертепом и распевали стихи во славу Христа. Звезда величиною в аршин делалась из бумаги, раскрашивалась красками и освещалась изнутри свечой. Мальчики, которым чаще всего доверялось нести звезду, для важности вертели звездой во все стороны. Вертеп - двухъярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа. Нетрудно догадаться, что хождение со звездой - это напоминание о Вифлеемской звезде, славление - пение во славу Христа, а вертеп - театр марионеток.

За своё пение славелыцики получали разные подарки, чаще всего пироги да деньги. Для сбора пирогов один из славелыци- ков косил кузов, а для денег предназначалась тарелка. Около полудня начиналось славление у взрослых. В старину в этом участвовали все сословия.

Святки не обходились без участия ряженых. Игры ряженых - древняя русская скоморошья забава. Ряженые заходили в избы и веселились, как могли: дурачились, разыгрывали целые представления.

Распространённым святочным обрядом было и колядование - отзвук древнего праздника Коляды.

Колядки - особые рождественские песенки. Содержание их было традиционным - славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение - что-нибудь вкусненькое. Если же хозяин был скуповат и ничего не давал, или давал мало, то рисковал услышать такое пожелание:

«На Новый год осиновый гроб,

Кол на могилу, ободрану кобылу!»

Любимейшее святочное развлечение - гадание. Породило гадание стремление людей как-то предвидеть будущее и даже магически повлиять на него. В языческую пору гадание носило чисто хозяйственный характер - об урожае да приплоде скота, о здоровье родных и близких. Приносили на святки в избу сноп пшеничный или охапку сена и зубами вытаскивали соломинку да травинку. Полный колос предвещал хороший урожай, а длинная травинка - хороший сенокос.

С годами интерес к гаданию сохранила только молодёжь, особенно девушки. Давно забыто всё языческое да магическое, что включал в себя обряд, а из обломков родились праздничные потехи. Но почему хороша для гадания именно эта пора? Народная легенда говорит: «В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и расхаживают по земле, пугая весь крещёный народ. От неё, от силы нечистой, и можно было вызнать свою судьбу». На святках взрослые девицы ворожили:

Выйдут ли сей год замуж? В глухую ночь, когда крепко спят все домочадцы, гадальщицы, при соблюдении строжайшей тишины, приносят в избу петуха. Если он пойдёт к столу, значит, девушка выйдет замуж, а если петух будет ретироваться из избы, то она останется ещё в девицах.

Девушки тихомолком отправлялись в гусятник и в темноте ловили птицу: если попадет в руки самец, значит девушка выйдет замуж, если самка - останется ещё в девичестве.

Холостой или вдовец? Девушки тайно выходили из дому к тыну или изгороди, и, обхватив её обеими руками, начинали перебирать одной рукой каждую тынину, приговаривая тихо: «Холостой, вдовец, холостой, вдовец». Если тын кончится названием холостого, то, значит, за такого и выйдет девушка.

В какой стороне живёт суженый? «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». В какую сторону покажет конец башмака, там и живёт суженый.

Чтобы узнать свою судьбу, «ярый воск топили». По образовавшимся фигурам судили о своем жребии: похоже на церковь- к венчанию, а коль яма или пещера - жди смерти.

Самым распространённым было подблюдное гадание. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После песни блюдо встряхивали, а гадальщица наугад вытаскивала одно из колец. К его хозяйке и относилось содержание этой песни, предсказывающее судьбу.

Самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой. Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало и ей могло привидеться что-то.

Гадать можно было в течение Святок, то есть до Богоявления, или Крещения. Праздник Крещения, отмечаемый 19 января, один из великих праздников православной церкви. Установлен в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей.

На пороге весны в деревнях отмечали весёлый праздник - Масленицу . Известна она с языческих времён как праздник проводов зимы и встречи весны. Первоначальным названием Масленицы было «мясопуст». Позже стали называть масленичную неделю «сырной», или просто Масленицей. Название «Масленица» не случайно. В последнюю неделю перед постом не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины, - главное праздничное блюдо, ещё не были под запретом.

Как всякое событие, связанное с Пасхой - главным событием года христианина, Масленица не имеет точного календарного прикрепления, а является неделей, предшествующей Великому посту.

Каждый день на масленичной неделе имел своё название, за каждым днём были закреплены свои собственные определенные действия, правила поведения, обряды. Понедельник назывался встреча, вторник - заигрыш, среда - лакомка, четверг - разгул, четверок широкий, пятница - тёщины вечёрки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощёный день, проводы.

Вся же неделя, помимо официальных названий, в народе именовалась: «Честная, широкая, весёлая, барыня-масленица, госпожа-масленица».

В воскресенье перед масленицей отец молодой жены, взяв с собой угощение (чаще всего пироги), ехал к сватам и просил отпустить зятя с женой к нему в гости. Приглашал также и сватов вместе со всем семейством. Обычно молодые приезжали в пятницу, вся деревня ждала их приезда. Тёще полагалось ухаживать за зятем, она готовила самые лучшие блюда и, конечно, пекла блины. Поэтому именно масленичная пятница и имеет название «тёщиных вечёрок». На следующий день гостей принимала золовка, то есть сестра мужа. Одним из основных действ, связанных с праздником, были встреча и проводы Масленицы. К четвергу «сырной» недели делали куклу из соломы в виде женщины. Наряд для Масленицы либо покупали вскладчину, либо одевали в обноски. Чучело со смехом и прибаутками возили по всей деревне.

Самым распространённым видом проводов было зажигание костров. Вечером в воскресенье масленичное шествие выходило на озимь, где Масленицу сжигали на костре. У масленичного костра собирался весь народ. Звучали песни, прибаутки, шутки. Подбрасывая солому в огонь, повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай».

Одним из масленичных обычаев было катание молодожёнов с ледяной горы. На катание молодые приезжали в своих лучших нарядах. Каждый молодой муж обязан был прокатить свою жену с горки. Всё это сопровождалось поцелуями и поклонами. Развеселившаяся молодёжь часто задерживала санки, и тогда супружеская пара должна была откупиться определённым количеством прилюдных поцелуев.

Катание с гор - вообще одно из любимых масленичных развлечений. Катались, начиная с понедельника, не только молодожёны, но и дети. Ледяные горки украшали ёлками, вешали Фонарики, даже ставили по бокам ледяные статуи.

С четверга катание с горок сменялось катанием на лошадях. Катались на тройках с бубенцами, наперегонки и просто так.

Более суровыми развлечениями были кулачные бои. Бились и один на один, и стенка на стенку. Бои проходили на льду замёрзших рек. Велись бои беспощадно, азартно, иногда оканчиваясь увечьями и даже смертью.

Одним из действ масленичной недели было «взятие снежного городка». За неделю до масленицы мальчишки строили из снега городок, придавая ему всевозможный вид. Далее выбирается городничий, обязанный защищать город от нападения Масленицы. Брали города в последний день Масленицы, ставя целью завладеть флагом на городе и самим городничим.

Последний день Масленицы - прощёное воскресенье. В этот день просят прощения не только у живых, но и у мёртвых. Вечером в этот день ходят в баню и очищенными вступают в Великий пост.

Во время Великого поста отмечался праздник Благовещенья. По церковному преданию, в день 7 апреля Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил, что у неё должен родиться чудесным образом зачатый сын. Считается, что в этот день благословляется земля и всё живое на ней. Несмотря на строгий пост, в этот день разрешалось есть рыбу.

Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово, старейшее и известнейшее из христианских церковных торжеств. Основные пасхальные обряды известны всем: крашение яиц, печение куличей. Для верующего человека Пасха связана ещё и с всенощным бдением, крестным ходом и христосованием. Христосование заключается в обмене поцелуями при произнесении пасхального приветствия: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

Для христианина Пасха - главный и торжественнейший праздник года, праздник воскресения Иисуса Христа, принявшего мученическую смерть на кресте.

Подвижность дня празднования Пасхи приводит к тому, что каждый год изменяется день событий непосредственно связанных с пасхальным циклом, изменяется дата начала Великого поста и Троицы.

«Традиции и быт русского народа»

для детей старшего дошкольного возраста

Федорова Юлия Сергеевна,

воспитатель МКДОУ № 483,

г. Новосибирск

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Участники: дети и родители детей старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели.

Актуальность темы

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих, нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом — человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Цель проекта:

Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрали тему своего проекта «Традиции и быт русского народа». Мы посчитали необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из анкет и общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

Задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  2. Дать понятие о русском костюме.
  3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского быта человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

— принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

— принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Оптимальность и эффективность средств

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.

Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.

Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором — дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

— Заучивание потешек, прибауток, закличек.

— Использование пословиц, загадок, поговорок.

— Чтение художественной литературы.

— Использование русских народных песен и танцев.

— Проведение русских народных игр.

— Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

— Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

— Рассказ о народных обычаях и традициях.

— Рассматривание иллюстраций о русском быте.

— Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

— Организованные занятия.

— Совместная деятельность.

— Праздники и развлечения.

— Наблюдения в быту и природе.

— Слушание музыки.

Адресная направленность

Опыт проектной деятельности на тему «Традиции и быт русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта — создание интерьера русской избы. Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец». С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.
2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т.п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов , необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке ; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
4. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

— Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

— Первичный мониторинг.

— Анкетирование родителей.

— Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

II Этап – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

— Занятия в соответствии с планом.

— Беседы.

— Чтение познавательной и художественной литературы.

— Слушание классической музыки.

— Слушание русских народных песен.

— Экскурсия в русскую избу.

III Этап – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

— Мониторинг.

Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»

— Презентация проекта

Мероприятия с детьми

— Занятие «Русь-матушка». Цель: Познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему.

— Экскурсия в комнату «Русская изба». Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

— Беседы: «Имена старинные и современные», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к своим родителям.

— Чтение русских народных сказок,былин об Илье Муромце.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, картины Васнецова «Три богатыря».

Цель: Показать на основе художественных произведений быт, жизнь людей, познакомить с подвигами богатырей.

— Праздник масленица. Цель: Познакомить детей с одним из праздников

— Игра-хоровод «Гори, гори ясно» «Дударь». Цель: Познакомить детей с хороводными играми.

— Слушание русских народных песен. Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.

— Игра «Ручеёк». Цель: Показать детям как отдыхали в старину.

— Вечер загадок про домашнюю утварь и т.д. Цель: Закрепить с детьми названия домашней утвари и т.д.

— Рисование «Распиши сарафан».(пластилинография).

— Рассказы детей о членах своей семьи из личного опыта. Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду.

— Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», Деревенская изба».

— Мониторинг.

Итоговое мероприятие по проекту «Семейные традиции на Руси». Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа.

Мероприятия с родителями

— Испечь блины к Масленице.

— Участие семьи Грудевых в конкурсе «Семья года».

— Разучивание с детьми частушек, стихов о Родине.

— Создать групповой альбом «Я и моё имя».

Цель: привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.

— Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

Заключение

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Литература:

  1. Моя Родина – Россия, «Народы. Костюмы. Праздники». Составители: А.Г. Шегай, И.Л. Шестернина и др., — Москва, Школьная Пресса, 2010 г.
  1. Моя Родина – Россия, «С древних времён до наших дней». Составители: А.Г. Шегай, И.Л. Шестернина и др., — Москва, Школьная Пресса, 2010 г.
  1. В.В.Гербова и др. Книга для чтения 5-7 лет в детском саду и дома.
  2. Русские народные сказки от А до Я «Чудо-чудное, диво-дивное», Москва, 2011.
  3. Интернет.

Офицерова Татьяна Вячеславовна

Город (населенный пункт):

г. Мичуринск, Тамбовская область

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа

Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка. Эти дети любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на все инициативы, они могут искренне сочувствовать и сопереживать.

Воспитание младших дошкольников на основе традиций русского народа средствами народной культуры, на сегодняшний день, является очень актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

«Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего». Так писал русский философ И. Ильин.

Основной целью в работе по воспитанию младших дошкольников на основе традиций русского народа происходит на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа, которой можно добиться через решение следующих задач:

Знакомить детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни. Но необходимо чтобы, окружающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа;

Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);

Знакомить с русскими народными традициями, православными праздниками. В которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Заметим, что эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал. И возможно оно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому очень важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по другому, как то по новому. Многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. Бездуховность - свойство личности, жизнедеятельность которой проходит в полном противоречии с законами природы, общества и нравственными догматами веры. В результате этого складывается «неразумный дух», не способный к анализу и оценке собственных действий. Бездуховность – это кризис духа, а следовательно и кризис человека. Она проявляется в форме ложного мировоззрения, подмене цели жизни ее средствами, душевной грубости и эгоизма, в форме различных страстей и пороков, в отсутствии целостной картины мира, в неспособности человека различать добро и зло. Бездуховность разрушительная для самого человека, губительна для общества в целом, это верный признак отклонения от Истины, Добра и Любви, от духовности как стержня человеческой жизнедеятельности. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Почитание родной земли, природы, Родины – фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа. Бережное отношение к родной природе, преклонение перед её природными стихиями, отражено народным сознанием в культе растений и водных источников, в календарных праздниках, образах и их символике.

Знакомство с народными промыслами: матрешки – настоящей русской красавицы. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами – ягодами; дымковская игрушка, хохлома, гжель, платки павловского посада восхищают русскими мастерами.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, обрядов нужно использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий нужно использовать методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. Использовать игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях (котик, мышка, петушок, мишка). По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Все это превращает детский сад не в учреждение, а добрый теплый дом.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей вызывают народные и православные праздники. Праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Одна из задач - воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общаться друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести, формировать доброе отношение к близким. Народная и православная культура - источник чистый и вечный. В чем бы ни выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно - это идет от души.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание дошкольников в русле воспитания на основе традиций русского народа является залогом будущего возрождения наших прежних традиций и устоев, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение традиций русского народа. Воспитание Ушинский определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Наша задача, как педагогов, вложить в ребенка все самое лучшее, что мы имеем сами и даже не имеем. Тогда можно будет сказать, что мы сделали все что смогли. Конечно это не возможно без помощи семьи поэтому необходимо найти тесный контакт со всеми участниками процесса. Это поможет нам воспитать духовно-нравственное поколение.

Литература:

1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей дошкольного возраста.

2. Киркос Р.Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ- Держави, 2005.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-пресс, 2004.

Цель: создание условий для формирования интереса детей к русскому народному творчеству через музыкальную деятельность

  • Учить чувствовать характер русской народной музыки и передавать его в пении, движении, игре на музыкальных инструментах.
  • Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке.
  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа.

Программное содержание: приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.

Интеграция образовательных областей: «Мир музыки», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»

Оборудование: магнитофон, кассеты, СD-диски, музыкальные инструменты – деревянные ложки, бубны, барабаны, карточки с музыкальными инструментами, русские народные костюмы.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал под русскую народную мелодию дробным шагом. Останавливаются в кругу.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, девочки!

Девочки: Здравствуйте! (реверанс)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мальчики!

Мальчики: Здравствуйте! (руки за спину, кивают головой)

Музыкальный руководитель: А по старинному русскому обычаю можно поздороваться – низкий поклон (здороваются)

Музыкальный руководитель: Все люди говорят словами. Читают ли сказку или вы рассказываете стихотворение – все это на языке слов. Сейчас я тоже с вами разговариваю на языке слов. Но оказывается, «рассказывать» можно не только словами, но и движениями. Движениями можно выражать мысли, желания, настроения. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попытайтесь отгадать, что я хочу выразить движением.

Поклон – приветствие.

Описание: корпус из прямого положения наклонить вперед (чем ниже поклон, тем больше выражается почтение, уважение). В русском поклоне могут участвовать руки: одну или обе руки приложить к груди, затем вывести их мягко-округло перед собой (в направлении партера) и опустить вниз (перед собой); при возвращении корпуса в исходное положение руки опускаются вниз. Поклон выполняется стоя, как правило, на выпрямленных в коленях ногах.

– Показать движение, выяснить его смысл, выучить с детьми более простой его вариант – поклон головой. Описание: наклонить голову вперед (можно на мгновение зафиксировать это положение), затем поднять ее в исходное (прямое) положение. При этом корпус – прямой,

«открытый». В мужском поклоне, который выполняется стоя в полный рост, обе руки могут быть опущены вдоль корпуса, или правая рука прикладывается ладонью к груди. В женском поклоне одновременно с кивком головы можно слегка присесть, взявшись руками «за юбочку», или развести в стороны-вниз (повернув кисти ладонями вниз). Музыкальный руководитель: Поклон может означать не только приветствие, но и прощание. Наши занятия мы будем начинать поклон в знак приветствия и заканчивать поклоном в знак прощания.

Музыкальный руководитель: А с каким настроением я вас, ребята встретила?

Ответы детей. Каким музыкальным термином можно назвать моё настроение? (Мажор)

Предлагаю всем взяться за руки и обращаясь, друг к другу ласкательно -уменьшительно по имени, передать весёлое настроение, смотрим друг другу в глазки. (Дети выполняют).

Музыкальный руководитель: Теперь разогреем наши горлышки и голосовые связки.

Старый замок полон звуков (а-а-а-а шёпотом)
Гном сегодня – озорник!
То он выл (в-в-в),
А то мяукал (мя-у, мя-у),
То он хрюкал (хрю-хрю-хрю),
То жужжал (ж-ж-ж-ж-ж).
То он топал (топ-топ-топ),
То кричал (Ау-Ау-Ау),
Ну, а то, тихонько – тихо
Тонким голосом пищал (и-и-и-и-и)
Старый замок полон звуков (а-а-а-а шёпотом).

Музыкальный руководитель: Предлагаю всем под музыку присесть на свои стульчики. (В грамзаписи звучит рус.нар.мелодия «Во саду ли, в огороде»)

Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас вы прослушали русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде» в исполнении оркестра народных инструментов. Скажите, какие инструменты вы услышали?

Ответы детей. Правильно! И эти инструменты называются русскими народными.

А какая мелодия звучала по характеру?

Ответы детей.

И сейчас я предлагаю вам проиграть на шумовых музыкальных инструментах ритмический рисунок, который я буду вам показывать на карточках.

Дети выполняют задание.

Музыкальный руководитель: Скажите мне ребята, а какие скороговорки вы знаете?

Дети называют по одной, затем все повторяют.

Музыкальный руководитель: Скороговорки нужно проговаривать чётко, выговаривая каждое слово, ускоряя темп (Артикуляционная гимнастика по методу В.Емельянова).

Музыкальный руководитель: Предлагаю вам ребятки, звуки спеть, но, по порядку. (Распевка по звукам – па-па-па; ба-ба-ба; та-та-та; ля, лё..).

Играю вступление к песне «Снежный карнавал» Дети должны назвать песню, характер, о чём поётся.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте споём песню без музыкального сопровождения.

Дети поют

А сейчас, по моему знаку будем петь про себя. Теперь споём с муз. сопровождением, чётко произнося слова, слушая друг друга, правильно передаём мелодию.

Звучит «Кадриль» рус.нар.мел.

Музыкальный руководитель: Эй, ребята! Что сидите? Музыка играет! Музыка играет, На танец приглашает!

1-й ребенок:

Веселил нас много раз
Русский танец «перепляс».
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре!
Выходи смелее, друг!
Плясуны, вступайте в круг!

2-й ребенок:

Веселей берись за дело,
Так, чтоб все вокруг запело,
Пусть никто не усидит,
Хоть немного подробит.

Предлагаю детям разучить танцевальные движения к русскому народному танцу «Кадриль».

Девочки – Девицы – красавицы.
Мальчики – Добры – молодцы.

1. Приглашение – Дробным шагом.
2. Мальчики-богатыри. Присядка, разводя руки в стороны-Ух!
3. Девицы-красавицы. Руки к плечам, кружатся то в одну сторону, то в другую – Ух!

Музыкальный руководитель: А теперь детвора, поиграть пришла пора.

Русская народная игра «Плетень»

Объяснить правила игры

Итог занятия.

Музыкальный руководитель: Мне понравилось, как вы занимались!

Давайте похвалим друг друга.

Дети встают в круг

Обратимся друг к другу по имени ласково, похлопаем по плечу своего товарища. И попрощаемся по русскому обычаю (поклон).

Под русскую народную мелодию дети уходят из зала .

Используемая литература:

  1. Журнал «Музыкальная Палитра» №6 – 2009.
  2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В.
  3. «Народные праздники в детском саду». М., 2008.
  4. Николаева С.Р., Катышева И.Б.и др.
  5. «Народный календарь». С-Пб, 2004.
  6. Бударина Т.А., Маркеева О.А.и др.
  7. «Знакомство детей с русским народным творчеством». С-Пб, 2003.

Мастер-класс «Народные гуляния – Святки»

Цель: дать педагогам представление о народном зимнем празднике – Святки

Ведущий: Ой, вы, добры молодцы и красны девицы! Удалые, молодые, пухленькие и худые, Девушки, старушки, милые ребятушки!

Спешите на представление!
Спешите к нам,
Не проходите мимо,
Мы сегодня с вами
Зиму встречаем!
Подходи, честной народ,
Праздновать зимы приход!
Не ради денег, не ради славы,
А ради шуток и забавы.
Русскую зиму встретить нужно
По-старинному весело, дружно.
Грустить сегодня здесь не полагается,
Итак, наш праздник начинается.

– А какой праздник, вы узнаете в конце, когда выполните все мои задания. С каждым угаданным заданием открывается табло.

С помощью моих подсказок вы должны определить жанр и слова произведения.

Задание 1. «Пойми меня»

Русский народный фольклор – одно из самых живых и богатых явлений русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные.

Веселые стихи, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают из уст в уста, с давних времён русский народ. Это общенациональное искусство слова.

1. Ведущий – подсказка:

С помощью этих людей сидящих на «золотом крыльце» выбирали водящего

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, кроль, королевич,
Сапожник, портной
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.

Считалка – это счет. Счетом решают, кому водить, ну сам процесс выбора водящего при помощи считалки является игрой

2. Ведущий – подсказка:

У него покупали молоко по три пятака

Рева-корова,
Дай молока!
Сколько стоит?
– Три пятачка.

Дразнилка – небольшой рифмованный стишок. Столкнувшись с несправедливостью или обидевшись на товарища и не желая прибегать к помощи кулаков, ребенок обращается к дразнилке. В детском мире дразнилки – это умение постоять за себя, восстановить справедливость, наказать обидчика, дать выход чувствам в слове.

3. Ведущий – подсказка:

а) Или будет крепкой дружба, или получишь травму

б) когда двое берутся за мизинцы – приходит она.

Мирись, мирись, мирись,
Больше не дерись

А если будешь драться,
Я буду кусаться.

Свое название мирилки получили от слова "мир" – мириться, дружба. Это короткие стихотворные строки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

4. Ведущий – подсказка:

а) Пожалев маленькое можно лишиться большого
6) Когда хозяин отдаст маленькое, то их ждет целый год удача.

Коляда, коляда – подавайте пирога, Не дадите пирога – мы корову за рога, Бычка за хвост, уведем за рога Закличками – называют забавные стихотворения обращение к различным народным праздникам

5. Ведущий– подсказка:

а) Отдавали молоко, а получали кость.
б) Когда это отдавали животному, в замен получали костяной.

Мышка, мышка, Возьми мой убишко! Возьми ряпяной И дай мне золотой!

Приговорки – это обращение детей к животным, насекомым, птицам. К улитке – чтобы выставила рожки, к пчелке – чтобы принесла мед; к мышке – чтобы дала новый зуб; к кукушке – чтобы прокуковала, сколько лет жизни будет дано.

6. Ведущий – подсказка:

а) Золотая голова – громко поющая.
б) Модник, не дающий спать.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляно головка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Что ты громко поешь,
Детям спать не даешь?

Потешки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Слово "потешать" означает позабавить, развлечь, рассмешить. И детская потешка делае г это красиво остроумно, радуя малышей звуками ласковых напевных слов.

7. Задание – «Замечательный оркестр» – слушание, карточки»

Сейчас я предлагаю прослушать р.н. мелодию «Во саду ли в огороде».

Звучит музыка, ведущая предлагает всем послушать и назвать, какие инструменты вы слышите, участники называют, ведущая, в знак поощрения раздает муз. инструменты, вызывая участников в центр. Прохлопать ритм, работа по карточкам. Игра на муз.инстументах под рус.нар.мел. «Во саду ли, в огороде».

8. Задание «Назови одним словом»

Участникам игры показывают атрибуты (зеркало и свеча; кофе и чашка; валенок и плетень; яйцо и чашка с водой) и предлагается назвать одним словом – для чего они нужны. (Гадание)

9. 3адание – русская народная игра «Плетень»

Объяснить участникам правила игры.

10. Задание – «Запомни слова»

Ведущая предлагает участникам выучить следующие слова:

Аи, заинька, аи серенький. Аи, заинька, хвостик беленький. А он на столицу вскочил, кусок сахара схватил. Штаны рваные, худые, ножки тонкие, кривые. (Обращать внимание на чёткое произношение слов, на ритм) (Разучивание р.н.танца)

11. Задание «Танцуй со мной» (Разучивание русского народного танца без музыкального сопровождения).

Разделить участников на две колонны – девочки – мальчики.

Девочки – Красны-девицы.

Мальчики – Добры молодцы, богатыри.

М. – приглашают девочек – руки на поясе, идут к ним навстречу 4
шага, 4 шага назад, выставить правую ногу на пятку.

Д. – 4 шага вперёд -Ух!, развести руки в стороны; 4 шага назад – Ух!,
развести руки в стороны.

Мальчики делают свой круг, Девочки – свой.
Идут по кругу, выставляя ногу на носок.

«Ковырялочка», с «Полочкой» в кругу.

12. Задание «Хоровод с пением» (соединить песню с хороводом)

М. – приглашают девочек – руки на поясе, идут к ним навстречу 4 шага, 4 шага назад, выставить правую ногу на пятку.
Д. – 4 шага вперёд – Ух!, развести руки в стороны; 4 шага назад – Ух!, развести руки в стороны.

Пение песни «Коляда» – 1 и куплет. Руки опущены.

На припев Мальчики делают свой круг, Девочки – свой. Идут по кругу, выставляя ногу на носок.
На вторую часть музыки движения в кругу – «Ковырялочка», с «Полочкой».

Итог: Открывается табло.

Ведущий: Кто может ответив, какой мы с вами праздник только что отпраздновали?

Правильно! Святки! А кто помнит, сколько было заданий? Да, заданий было 12. А теперь подумайте и скажите, почему 12?

Святки начинаются в России с Рождества Христова и продолжаются до крещенского сочельника. Святки – время забав. Самые тёмные ночи. Древнейший славянский обряд -гадание.

Ведущий: Ну вот, провели мы с вами праздник «Святки». Вот вам конфетки, кушайте, милые! Вот вам печенье, всем угощенье. Вот вам пирожок – положи на зубок. А вот вам леденец – и моим подарочкам конец!

Модели методических занятий с родителями

Посиделки с родителями

  • Познакомить с народными традициями и обрядами.
  • Рассказать о народном празднике Кузьминки.
  • Приобщить родителей к народным традициям.

Ход мероприятия

Зал оформлен под русскую избу. В центре стол. На нём самовар, блюдо с угощениями: баранки, конфеты, яблоки. Вокруг стола скамейки, на них самотканые дорожки. На стенах развешаны вышитые полотенца, лапти. В зале оформлена выставка работ – рукодельниц: вышитые салфетки, полотенца, подушки, поделки мягкой игрушки.

Хозяйка: на тихом фоне русской народной мелодии: Ах, ты, русская изба! Необычная, волнующая, яркая, радостная и такая родная! В тебе родились наши деды и прадеды, в тебе свадьбы играли, детей на свет божий рожали.. Трудились, рук не покладая. А также праздники гуляли. Как тепло и уютно в нашей избе этим холодным ноябрьским вечером. За окном гуляет одинокий ветер, а мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть. Ведь Кузьминки – первый зимний праздник.

Слышится песня «Заинька» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала».

Хозяйка: Вот и праздник на пороге.

(Хозяйка в это время достаёт хлеб из печи. Кладёт на поднос с рушником и выходит на крыльцо, встречать гостей.)

Гости: Добрый вечер в вашу хату!

Хозяйка: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям!

Гостей округи Салымской
Приглашаю к вечёрке Кузьминской! (кланяется)

Угощает гостей хлебом с солью, приглашает в дом, девушки берутся за рукоделие.

3-я Девушка: Умница дорогая, пожалте полотенце, посмотреть на ваше рукодельство.

(Даёт девушке-подружке полотенце).

1-я Девушка: (сердясь ) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

3-я Девушка: Всю беседу смотрю, трудолюбивее вас не найду. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуюсь.

Садится рядом с девушкой-подружкой.

Хозяйка: Пришли наши девушки – подружки мастерство своё показать. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

Ведущая проводит игру на знание зимних работ, это: вязание, вышивание, шитьё, прядение, ткали на станках

Игра «Знания зимних работ»

Хозяйка спрашивает у гостей – родителей. какими зимними работами занимались наши предки? Подводит разговор к тому, что любили шить, вышивать, да песни петь

Хозяйка с девушками садятся вышивать, вязать и поют песню «Пряха».

Русская народная песня «Пряха»

2-я Девушка:

У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна

Присутствующих делит на две команды.

Выходите по одной рукодельницы от каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли. Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдёте, быстрее по рядам передавайте её своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок перемотает, та и победит.

Зрители находят прикреплённые к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Звучит песня «Дуня-тонкорпяха». Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз, а второй за участие.

Игра «Кто быстрее перемотает пряжу»

1-я Девушка: Для умелых рук нужен постоянно труд. Девицы-молодцы. Ну, а где же удальцы? Умелые кузнецы?

Как куётся, так и песня льёт
Как песня льётся, так и куётся
Сегодня праздник кузнецов.

Воспоём хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом святых Кузьму и Демьяна помянем, что, как говорила моя бабушка, за работу охотно брались, но денег не брали, только ели досыта, за что прослыли бессеребренниками.

Песня «Во ку, во кузнице!

(На столах, перед гостями лежит заранее отпечатанный текст песни, предложить гостям петь: сначала одной деревне, потом другой, затем всем вместе).

Гости: перекличкой, текст лежит на столах:

Праздник сегодня Кузьминки,
По осени поминки.

– Будем Кузьму и Демьяна величать, да кашу хлебать!

– Полно девкам чужое пиво варить,
Пора своё затевать.

1-я Девушка: Ой, девчата, давайте частушки попоём!

Частушки:

Выхожу и начинаю я свои частушки.
Затыкайте, дорогие, свои нежны ушки.

Полотенце вышивала петухами, утками.
Я милёнка поджидала часами да минутками.

Кто-то едет, кто-то там, кто-то едет по полям
На лошадке сивенькой – это мой красивенький.

Не стой, миленький, в порожке, не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку, для тебя местечко есть!

У моёго у милёнка, ох плохая кобылёнка:
Она стояла у горы, её заели комары!

Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.

Хозяйка: А теперь мои дорогие в круг вставайте, да в игру «Горелки» поиграйте!

Игра «Горелки»

Играющие становятся в круг. Водящий под музыку идёт пританцовывая в кругу; как только музыка прекратится, водящий останавливается! Те, кто находится по обе стороны, бегут в разных направлениях. Выигрывает тот, кто первый в вернётся на место и заберёт платок у ведущего, теперь ведущий тот, кто победил. Играющие повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, беги!

2-я Девушка: Хорошо веселитесь. Пора и за дело приниматься. Посмотрим, какие вы рукодельницы!

Родителям предлагается расшить кокошники. На столах заготовки

Рукоделие

Ну, гости желанные, гости званные!
Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.
Пора и чай пить!
Угощайтесь, чем бог послал.
Пироги, да ватрушки, сладкие пампушки.
Чем богаты, тем и рады!

Накрыть столы, поставить угощения. Звучит тихая музыка, все пьют чай. Девушки ухаживают за гостями.

3-я Девушка: Хочу познакомить вас с традициями этого праздника:

Народный календарь:

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки», Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин– рукодельниц.

Закуёт Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пированье приглашались молодцы, которые по сердцу. Поэтому ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября. Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера».

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые «поцелуйные игры». После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздёргивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Ещё Кузьминки называли «кашниками», к первому ноября готовили кашу из зёрен нового урожая, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма – Демьян, приходите к нам кашу хлебать».

Сколько видов каш готовили русские крестьяне в 18 веке? Более 20! Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и крестьянские, попроще. Отведайте, гости дорогие нашей кашки, на семи крупах варёную, на парном молочке варёную.

Девушки угощают кашей гостей

3-я Девушка: В старину говаривали: «Как ест, так и работает!». А, что, сейчас и посмотрим, какие работнички в деревне Кузьмы и Демьяна. А, ну, выходи по 2 человека от каждой деревни.

Игра «Накорми кашей»

За два стола садятся по двое участников, задача – кто быстрее накормит друг друга кашей, т.е у кого тарелка быстрее будет пуста, та деревня и победила, участникам призы.

Хозяйка: А, что, девчата, посплетничать, посудачить любят в ваших краях?

Вот мы сейчас это и проверим.

Игра «Пересказ»

Вызываются семь игроков, шесть уходят за дверь, а одной из участниц читается текст в быстром темпе, затем по одному игроку заходят, тот, кому читали, пересказывает, затем второй, третьему и т.д.

Хозяйка: Слушай, чего скажу! Нюрке на прошлой неделе к празднику мужик – то подарков понавёз! Сапоги красные, две пары туфлей заграничных, тапочки домашние меховые с балабошками, 21 метр атласа тонкого да 5 метров шёлка бирюзового, леденцов монпансье трёх видов, платьев два чемодана! Так ей один чемодан не подошёл по размеру, раздаёт платья всем теперь, тебе не надо?

Хозяйка: Вот так и в жизни бывает! Один недопонял, другой приукрасил, а третий – не досказал.

На середину зала выходят все ведущие

1-я Девушка:

На Руси Кузьминки длились с вечера и до утра.
Но, вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.
Трынцы-брынцы, толи-чоли, отдохнуть уже пора!

2-я Девушка: Наш поклон вам за участие добродушное весьма!

3-я Девушка:

А вам ручкой машут брат Демьян и брат Кузьма!
Трынцы-брынцы, толи-чоли, брат Демьян и брат Кузьма!

Хозяйка: Уносите в дом родимый радость нашего двора,

Все: На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!» (2 раза )

Литеретура:

  1. Науменко Г.М
. «Фольклорный праздник» – М., 2000.
  • Панкеев И
  • . «Полная энциклопедия быта русского народа» – ОЛМА – ПРЕСС, 1998.
  • Журнал «Музыкальный руководитель» №1 – 2009, №3 – 2008.
  • festival.1september.ru
  • forum.in-ku.com
  • nsportal.ru


  • Уважаемые родители, педагоги!

    Тем больше прошлым дорожим…

    Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия - многонациональное государство. Перед нами взрослыми стоит задача - познакомить детей с народным традициям, обычаями, обрядами, таким образом расширить их представлений о культуре русского народа; формировать у детей интерес к истории и народному творчеству; развивать эстетическое и нравственное восприятие мира; дать детям представление об устройстве дома на Руси, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне. Каждый человек должен знать свою родословную, поэтому нам следует познакомить детей с тем, что такое генеологическое древо и как оно оформляется. Обязанность педагогов и родителей стоит в том, чтобы воспитать хорошего гражданина нашей Родины, который будет ее любить, беречь и защищать.
    С уважением главный редактор

    Т.А. Кыштымова


    1. Ифтоди В.И. Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста…………….4

    2. Синагулова А.С. Русские традиции и обряды………………………………………………...7

    3. Хавалкина Л.Л. Русский фольклор……………………………………………………………11

    4. Петрова Т.Ф. Игры народов мира……………………………………………………………..15

    5. Пивненко А.Г. Культура народа ханты……………………………………………………….18

    6. Андрощук С.Н. Народный танец………………………………………………………………20

    7. Шехова Р.Р. Сказки народов мира…………………………………………………………….22

    8. Кузнецова Н.И. Почему нужно уважать чужие ценности…………………………………..24

    9. Бутаева Т.А. Национальные различия………………………………………………………..26

    НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение» не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, чтобы этого не произошло? Может оградить от сложностей окружающего мира, создать «мягкую» среду? Или, наоборот, пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, авось закалятся?

    Но, выход есть, он другой. Он состоит в том, чтобы с самого раннего детства научить детей доброте, терпению, умению помогать друг другу, т.е. воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос только в том, какими методами воспитывать духовность и нравственность. Многие наши известные педагоги, психологи, авторы многих методических пособий, такие как Скорлупова О.А., Князева О.Л., Маханева М.Д., Усова А.П., Тихеева, Кокуева Л.В., Доломанова Н.Н. и многие другие считают, что духовность и нравственность воспитывать необходимо через русские народные традиции, на материале истории нашего народа.

    Цель такого воспитания - развитие нравственных качеств личности.

    Основные задачи - формирование духовно-нравственных чувств сопричастности к культурному наследию нашего народа.

    Какие же основные формы этой работы? К ним нужно отнести:


    • оформление в детском саду мини-музея (это наша русская изба - красна);

    • оформление детских выставок (детское творчество по мотивам народно-прикладного искусства очень ценно в воспитании нравственности, так как дети выражают своё отношение к культурному наследию).
    Ведь всем известно, что детское творчество - главное средство и движущая сила развития личности.

    Также, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и очень метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    Следующая форма приобщения детей к культурному наследию - это праздники и праздничные посиделки. В такие праздники как «8 марта» и др. можно включать элементы народных песен, хороводы, частушки и т.п. В праздничные посиделки обязательно включается работа по формированию навыков общения взрослых и детей, ребёнка со сверстником, решается задача создания эмоционального комфорта. Основная цель праздничных посиделок - это подготовка к празднику. На них разучиваются песни, хороводы, игры, изготавливаются совместно открытки-приглашения, подарки-сюрпризы. Важно, чтобы на посиделках был игровой персонаж: бабушка, дедушка, добрый молодец, девица - красавица или другие. Кроме того, ряженье участников посиделок повышает эмоциональный тонус детей.

    После праздников организуются итоговые беседы. Дети должны настоящий праздник сравнить с прошедшим, найти сходства и различия, особенно, если это праздники по народному календарю или обрядовые как «Масленица». Важно учить детей рассуждать, почему праздник отмечают в данное время, устанавливать зависимость народного праздника от сезонных изменений. Познавательные беседы развивают мышление детей, осмысленное восприятие событий. Всё это способствует нравственно-эстетическому воспитанию, а также развитию духовности ребёнка через культурное наследие нашего народа.


    Следующая форма - посещение музеев, в данном случае историко - художественного или музея Янтаря, художественную Галерею и др. Такие экскурсии являются средством развития чувственного восприятия современных предметов и старины, нравственного отношения к ним. Дети осознают понятия - «прошлое», «настоящее», «время». Кроме того, дети смогут приобщаться к таланту и мастерству предков, при этом воспитывается бережное отношение ко всему, что создавали и создают эти мастера.

    Мы должны помочь ребёнку осознать смысл и значение духовной и исторической ценности музейных экспонатов. В этой работе важна подготовка к посещению музеев, в какой форме будут изучаться экспонаты, продумываются задачи, как лучше подготовить детей к посещению. Лучше всего в этом поможет рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, познавательные беседы с детьми. После посещения музея, нужно создать условия для творческой деятельности, чтобы дети смогли из разных материалов изготовить понравившиеся предметы, отобразить в рисунках свои впечатления. Экскурсии в музей - это средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса, познавательной активности.



    Целевые прогулки и экскурсии по улицам города способствуют тому, что ребёнок получает яркие представления о наблюдаемых объектах. Например, рассказывая о культурных сооружениях, необходимо представлять их как памятники, обращать внимание на купола, башни, украшения, мозаику и т.п.

    Важны также объекты старинные и современные для сравнения. Если нет возможности рассмотреть объекты древнего города, можно использовать иллюстрации, фотографии, гравюры. Обязательно в беседе нужно уточнить знания детей об использовании в наше время традиций народного зодчества. Тогда дети научатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

    В заключение хочется отметить немаловажную особенность, которая также связывает ребёнка с первых лет жизни - это язык своего народа, который ребёнок усваивает через народные песни, музыку, игры, народные игрушки, впечатления природы родного края, быт и обычаи людей. Через родную песню, сказку, игру, устно-словесное творчество, овладевая родным языком, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа.

    «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», говорил К.Д. Ушинский.



    В.И. Ифтоди, воспитатель

    Русские традиции и обряды


    Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

    Традиции народа – это, то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

    И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, традиции, а также обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

    Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

    Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла.

    Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.
    Масленица

    Конец февраля – начало марта. В Центральной России еще зима. Даже в солнечные дни еще по-зимнему холодно и именно в эти дни проходит в русских городах и деревнях веселый праздник – Масленица.

    Прихода весны в России всегда ждали с большим нетерпением и радовались солнцу, теплу после холодной и долгой русской зимы. К этому празднику долго готовились: мыли полы, убирали комнаты, сжигали мусор. Во время праздника устраивали веселые игры, катались с гор, ходили в гости и, конечно, пекли блины. Почему именно блины? Потому что блин – круглый и румяный – по своей форме похож на солнце.

    На празднике были популярны различные игры, соревнования, конкурсы и викторины. Вопросы задавали и серьезные, и шуточные. Кто отвечал на все вопросы, тот получал в награду приз: знаменитый тульский самовар или – живого петуха.

    Масленицу праздновали семь дней. Масленицей называлось и чучело, которое делали из соломы, наряжали и возили с песнями на санях в первый день праздника. В последний день праздника соломенную Масленицу сжигали на костре.
    Иван Купала

    Иван Купала празднуется в ночь на 24 июня, накануне Рождества Иоанна Крестителя. Происхождение слова Купала до сих пор не вполне ясно. Скорее всего, оно является производным от глагола купать, так как в этот день был распространен обычай купаться или обливаться водой. Купалой называли также чучело, которое участвовало вместе с молодежью в празднике, после чего его топили или сжигали.

    Отличительной особенностью купальской обрядности было возжигание костров, вокруг которых с пением протяжных купальских песен водили хороводы. Весьма распространенный, хотя и не безопасный смысл: от высоты прыжка зависела высота хлебов; кроме того, высота прыжка обеспечивала удачу в будущем.

    Собранным в купальскую ночь травам приписывалась целительная сила. Сбором волшебных трав занимались не только колдуны и ворожеи, но и обычные люди. Это считалось делом крайне опасным, так как в купальскую ночь нечистая сила, всякая лесная нечисть ведет себя активно и всячески вредит человеку.

    Больше всего легенд, приуроченных к купальской ночи, связано с папоротником, который, как считалось, цветет только одно мгновенье и именно в эту ночь. Человеку, решившему пойти на поиск цветка папоротника, приходилось пережить многие ужасы и страхи, но зато тот, кому удавалось заполучить цветок, становился богатым и удачливым.

    Иван Купала, приуроченный к дням летнего солнцестояния, был последним большим праздником, связанным с ростом и расцветанием растительности. После него начиналась летняя страда, и даты, которые отмечались народом в этот период, посвящались уже теперь новому урожаю.