Различие между культурой и цивилизацией было введено. Различия между цивилизацией и культурой

Глобальные задачи истории архитектуры.

История архитектуры - академическая дисциплина, исследующая функциональное, конструктивное и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве в соответствии с социальными потребностями и научно-техническими условиями.

История архитектуры охватывает изучение закономерностей развития архитектуры в связи с общими закономерностями исторического процесса, историей культуры и общества.

стория архитектуры является академической дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта её особенность обусловлена спецификой предмета - истории возникновения и развития архитектуры, теоретических знаний об архитектуре, архитектурного языка, архитектурной композиции, а также наблюдение таких общих черт и признаков архитектуры определённого времени и места, которые позволяют выделить архитектурные стили.

Накопление информации и фактов;(Сбор материалов)

Для сохранившихся построек: Источники истории (основа исторического знания) вещественные источники Методика их исследования – археология, раскопки.

Для несохранившихся построек могут существовать чертежи этих объектов описания объектов, которые были найдены и оценены только в наше время. Какие то здания или памятники архитектуры существуют только в мифах и нет объективного доказательства их существования (например, Атлантида) Анализ фактов (осмысление логики) Наверное, нахождение каких то закономерностей в памятниках архитектуры и есть осмысление логики (например, в ордерной системе.)

Специфика традиционной культуры.

Специфика заключается в консервативности такой культуры, и в ее фундаментальности для человеческого сознания, мироощущения. С разрушением традиционной культуры рушатся основы и адекватность человеческого самосознания.

Важным свойством традиционной культуры является ее целостность, неразделимость трех форм бытия: культуры, общества и человека. Все особенности быта, обряда, ритуала передаются из поколения в поколения. В этом заключается традиционность культур - в жестком исполнении и подчинении традициям. Еще одно свойство традиционных культур - это их автоматизированность.



Существуют определенные образы поведения, которым следуют бессознательно, так как вся жизнь предопределена единственно возможным образом. В традиционном обществе наибольшее количество ритуалов были связаны с религиозными верованиями народа. Религиозные обряды распадаются теоретически на два отдела, которые, однако, на практике сливаются между собой. Таким образом, существование традиционных культур неразрывно связанно с ритуалами и обрядами. Их функции на практике очень разнообразны. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют чувство общности, помогают индивиду ощутить свою идентичность, сохраняют ценности этноса. Ритуалы можно разделить по функциям. Особенностью традиционной культуры является закон мышления, тесно связанный с законами эмоций, а также чувственных аспектов познания мира. Для традиционной культуры мир - это комплекс символов, образов и представлений. Важными свойствами традиционной культуры являются ее целостность, автоматизированность, подчинение традиции, сохранение ее самобытности, чувственное восприятие мира, отождествление отдельного индивида всему родоплеменному коллективу. Человек традиционной культуры ведет постоянный диалог с природным окружением. Он нацелен не на покорение природы, а на сотрудничество с ней. Главным способом восприятия, объяснения мира и определения места человека в окружающем мире в традиционной культуре является миф. Именно в мифе осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от определенных элементов внешнего мира, и общей идеи.

Понятие и сущность цивилизации, ее отличие от культуры

Культура - накопление знаний.

Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура - это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация - совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта

Цивилизация – явление преходящее, связанное с обустройством жизни и рукотворчеством, это внешние пределы развития общества, тогда как Культура является сущностью духовного качества жизни. Цивилизации приходят и уходят, возникают и разрушаются, в то время как вечный дух Культуры, носителем которой является человечество в целом, остается, проходя свои циклы развития через многие поколения, укрепляя их дух.

Искусство появилось не из эстетики, а из пользы.

Цивилизация возникла позже культуры, когда начинается освоение материала.

Цивилизация – материальна.

Культура – духовна.

Главное слово культуры – традиции.

Для цивилизации главное - прогресс. Цивилизация пытается культуру втянуть в прогресс.

Раньше культура была способом существования, а сейчас это развлечение.

Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человеком за все время существования.

Термин «цивилизация» появился только в конце 18 века и описывал гражданское общество, наполненное свободой и справедливостью.

Цивилизация – это высокоразвитое культурное общество, которое возникло при переходе человечества от периода дикости к хозяйствованию.

Цивилизация характеризуется упорядоченным общественным строем, возникновением государства, появлением классового деления и частной собственности.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Шпенглер признавал цивилизацию роком всякой культуры, которая не развивается бесконечно, но несет в себе семя смерти. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации…цивилизация же есть смерть духа культуры…динамичное движение внутри культуры с её кристаллизированными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры…На этих путях свершается переход культуры к цивилизации.

Культура - есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свое выражение. Цивилизация же есть переход культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни. И, наконец, культура - религиозна по своей основе, цивилизация - безрилигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура - национальна. Цивилизация - интернациональна. Культура - органична. Цивилизация - механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура - аристократична. Цивилизация - демократична.

Различия между культурой и цивилизацией вызваны «…во многом потребностью расширить перспективы исторического видения, включить в объект теоретического исследования сферы материальной жизни, которая не укладывалась в традиционные рамки анализа философии, культуры и игнорирование которой в связи с научно-техническим развитием означало бы дискредитацию социально-философских построений».

Почему цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры? Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов. Но Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живет не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. «Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки - хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся. Так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм. Преходяща любая мысль, любая вера, любая наука, стоит только угаснуть умам, которые с необходимостью ощущали миры своих «вечных истин» как истинные».

Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую несёт в себе цивилизация. Нет ничего плохого в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остается душевных сил. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру: «Культура и цивилизация - это живое тело душевности и её музыка».

Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он и не «человек цивилизации», способный откинуть в сторону старый «культурный хлам» ради того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот. Отсюда вытекает его двойственное мироощущение, которое блестяще охарактеризовал Н. Бердяев: «Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации… с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и самосознание Шпенглера в корне противоречиво и раздвоено. В нем нет… цивилизаторского самодовольства, нет этой веры в абсолютное превосходство своей эпохи над предшествующими поколениями и эпохами. Шпенглер слишком хорошо всё понимает. Он не новый человек цивилизации, он… - человек старой европейской культуры». Шпенглер был одним из первых, кто почувствовал эту трагедию, и он первый, на мой взгляд, с изумительной силой и выразительностью выразил её в формах теоретической мысли.

Основную идею «Заката Европы» выразил И. Я. Левиш: Циклы развития культур, их взлёты и падения создают впечатления ряда сосуществующих или сменяющих друг друга круговых изменений». Из идей Шпенглера развилось новое направление в культурологи и философии науки. После его работ исследователи стали замечать то, что раньше ускользало от них. Теперь нельзя обойтись без исследования того, как, каким образом вне рациональные смысловые основания культуры детерминируют развитие не только ре религии и искусства, но и науки и техники. И заслуга открытия этой проблемы принадлежит Шпенглеру. Его «Закат Европы» стал событием европейской культуры. Конечно, не всё в его книге совершенно. Но, пожалуй, Шпенглер и не стремился к этому, так как для него главное было теоретически полнокровно выразить болевые проблемы эпохи, и это ему вполне удалось.

Вслед за Освальдом Шпенглером английский историк А. Тойнби и другие мыслители продолжали разработку идеи «цикличности», находя возможности спасения «западной цивилизации» то на пути распространения клерикализма, а то и возвращения вспять, к идеалам и образу жизни прошлых лет.

В словах культура и цивилизация присутствует синоним. Слово цивилизация в 1750-60 годах было создано в рамках просветительской философии. Термин цивилизация в 18 в. Означает высшую стадию в развитии человечества. Термин цивилизация выступал как оценочный, означающий цель развития человечества. Слово культура и цивилизация первоначально имели единственное число. Когда понятия культура и цивилизация отличались,то обычно под цивилизацией понималось материальные и социально-политические аспекты, а под культурой духовные аспекты. Цивилизационные теории 20 го века. Понятие цивилизация – это определение географического и исторического образования В немецкой и русской философии достаточно быстро утвердилось сначала различие этих понятий, а потом постепенное противопоставление.

Цивилизация – это тип общества в его историческом развитии и характеристика внутренней целостности и единства всех сфер и структур общественной жизни, с точки зрения особенностей, традиций и преемственности истории каждой группы наций и народов. В отличие от формации цивилизация характеризует коренное единство, близость народов и наций, относящихся к ней, подчеркивая специфические особенности их культур. цивилизацией называют:

Наличие и функционирование разумной жизни с ее технологией и культурой, что фиксирует взаимосвязь человека и космоса, биосферы и ноосферы;

Период жизни общества, пришедший на смену первобытным дикости и варварству, связанный, по мнению Ф.Энгельса, с появлением государств, центров производства и торговли, классового неравенства и появлением письменности.

Основные этапы всемирно-исторического развития, по которым можно определить степень развития того иного общества:1. доиндустриальный (традиционный);2.индустриальный(технотронный);3.постиндустриальный (антропогенный, информационный).Определенный культурно-исторический тип, характеризующий региональные особенности развития народов.

Без собственной уникальной культуры нет и цивилизации. Поэтому, как отождествление понятий “культура” и “цивилизация”, так и их противопоставление друг другу ошибочно. Благодаря различиям цивилизаций и присущих им культур становится возможен и необходим диалог культур.

Пессимистические представления об индустриальной цивилизации как враждебной человеку гигантской машине изложены О. Шпенглером в книге “Закат Европы”. Предвидя ее бурный рост уже после первой мировой войны, известный философ усматривал “фаустовски” разрушительную силу новой техники. Он выделил две особенности в развитии этой новой цивилизации:

1.Автоматизм – преклонение перед автоматической техникой может привести к подчинению всего естественного – “техника против человека”.


2.Отчуждение научных открытий от самой науки и полное ее безразличие к их последствиям.

Можно выделить три основные формы:

1. Постепенные, сравнительно незаметные эволюционные преобразования старого этапа, в ходе которых осуществляется переход к новому этапу цивилизации.

2. Более или менее быстрые реформы или серии реформ, утверждающих качественно новый этап цивилизации.

Многообразие точек зрения в понимании соотношения цивилизации и культуры, сложившихся в истории культурологической мысли, можно свести к четырём позициям:

1. Цивилизация есть синоним культуры.

2. Универсальная стадия общественного и культурного развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс и др.).

3. Финальный и высший этап развития локальной культуры, её расцвет. (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби).

4. Заключительный этап развития локальной культуры, представляющий собой увядание ее духовных и творческих сил. Цивилизация как противоположность культуре (О. Шпенглер).

В настоящее время в гуманитарных науках сложилось два преобладающих понимания цивилизации. Историческая наука определяет цивилизацию как крупную культурную общность, объединяющую несколько близких народов и стоящую на высоком уровне общественного развития. Данное определение продолжает традицию эволюционного подхода (Л. Морган) или теорию локальных цивилизаций в русле идей Н.Я. Данилевского и А. Тойнби. Вторая интерпретация цивилизации сложилась в современной культурологии под преобладающим влиянием философских идей О. Шпенглера, на основе их критического переосмысления. Она представляет собой пятую и самую современную интерпретацию феномена цивилизации.

5. Культура и цивилизация – две универсальные и неразрывные стороны жизнедеятельности общества. Культурологическое понимание цивилизации не только отрицает тождество культуры и цивилизации, но также отвергает и их резкое противопоставление друг другу. Современные учёные отмечают, что между культурой и цивилизацией нет непримиримого противоречия, как считал в своё время О. Шпенглер. Культура и цивилизация, несмотря на все различия, органично связаны друг с другом. Более того, цивилизация генетически происходит из культуры, представляя собой отчуждённую от самой себя культуру, воплощённую во внешних, материально-технических и социальных формах. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени на заурядное природное выживание. Цивилизация – средство подчинения сил природы человеку и «защитный пояс» от её разрушительных воздействий.

Если социальные отношения (политические, экономические, правовые и т.д.) составляют «тело» человеческого общества, то культура представляет собой его «душу». Цивилизацию же можно определить как внешние «одежды» общества, в которые оно облекается в ходе своего исторического развития.

Различие культуры и цивилизации. В чм же различия между культурой и цивилизацией Очень хорошо различия между ними сформулировал Н. Бердяев, основную мысль из работы которого вывел профессор И.Я. Левяш Он был солидарен с О. Шпенглером, который признал цивилизацию роком всякой культуры.

Культура не развивается бесконечно. Она нест в себе семя смерти. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут е к цивилизации. Цивилизация же есть смерть духа культуры динамичное движение внутри культуры с е кристаллизованными формами неотвратимо влечт к выходу за пределы культуры.

На этих путях свершается переход культуры к цивилизации. Чем объяснить такую глубокую метаморфозу Культура отмечал мыслитель есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свою объективацию. Цивилизация же есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни. И, наконец Культура - религиозна по своей основе, цивилизация безрелигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий.

Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура - национальна. Цивилизация - интернациональна. Культура - органична. Цивилизация - механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура - аристократична. Цивилизация - демократична. Различия между культурой и цивилизацией вызваны во многом потребностью расширить перспективы исторического видения, включить в объект теоретического исследования сферы материальной жизни, которая не укладывалась, в традиционные рамки анализа философии культуры и игнорирование которой в связи с научно-техническим развитием означало бы дискредитацию социально-философских построений.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учение Освальда Шпенглера о локальных культурах и их перерастании в цивилизации

Только за 20-е гг. первый том этого культурологического бестселлера выдержал на многих языках 32 издания. Необычная творческая биография немецкого мыслителя. Сын мелкого почтового.. Также он считался классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историчискими..

→ → → Культура и цивилизация

В данной статье мы определим, каково же соотношение и взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация» .

Нередко понятие «культура» и «цивилизация» трактуют­ся как синонимы. Это не совсем так, хотя в чем-то значение этих понятий пересекается. Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных дос­тижений общества в его историческом развитии и только материальная культура .

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII - XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости». В XIX веке под цивилизаци­ей стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества , как степень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. Наиболее развитой цивилизацией являлся тип общества, сложив­шийся к тому времени в европейских странах.

Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры. В обиходе цивилизацией стали называть совокупность матери­альных и социальных благ , доставляемых человеку развитием общественного производства. Появилась тенденция проти­вопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О.Шпенглер, Г.Маркузе ). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержани­ем цивилизации, а сама цивилизация - лишь внешняя мате­риальная оболочка культуры.

Однозначного определения цивилизации нет, т.к. разные ис­следователи вкладывают в этот термин разный смысл. Одни уче­ные отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование, третьи - разводят понятия культуры и цивилиза­ции.

В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом . Если цивилизацию трактуют как определенную историческую ста­дию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, ин­формационную цивилизации.

В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египет­ская цивилизация и др.). Последняя точка зрения разработа­на такими исследователями как Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби . Последний разработал теорию «локальных циви­лизаций», которых насчитывается более 20. Кроме названных, это две православных цивилизации (русская и византийская), иранская, индийская, две дальневосточных, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мекси­канская, юкатанская, майя и др.

В рамках противопоставления понятий «культура» и «ци­вилизация» последняя определяется (по О.Шпенглеру ) как со­вокупность технико-механических элементов, как заключи­тельный этап развития любой культуры . Для этого этапа харак­терен высокий уровень научных и технических достижений, и в то же время, упадок искусства и литературы. Так, писал о цивилизации как «смерти духа культуры».

Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, что понятие цивилизации может означать:

Исторический процесс совершенствования жизни об­щества (Гольбах );

Образ жизни общества после выхода из первобытного состояния (Морган );

Утилитарно-техническую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности и творчества (Зиммель );

Завершающую фазу эволюции какого-либо типа куль­туры, смерть культуры (Шпенглер );

Любой отдельный (локальный) социокультурный мир (Тойнби );

Наиболее широкую социокультурную общность, кото­рая достигла самого высокого уровня культурного развития человека (Хантингтон ).

В русской литературе цивилизацией называют не просто культуру как таковую, а общество, которое характеризуется специфичной и достаточно развитой культурой.

Вывод:

Цивилизация предполагает усвоенность образов поведе­ния, ценностей, норм и т.д.

Культура же представляет собой способ освоения достижений. Цивилизация, в свою очередь, — это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, а культура - отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных критериев.

Различие культуры и цивилизации, несмотря на их про­тиворечия, носит не абсолютный, а относительный характер.