Самые необычные картины современных художников. «Танец», Анри Матисс

Сегодня мы хотели бы немного рассказать вам о тех людях, которые, на наш взгляд, являются одними из самых необычных художников современности. Они используют нестандартные техники, необычные идеи, вкладывая в свои уникальные работы весь свой креатив и талант.

1. Лоренцо Дюран

Его способ создания картин основан на исторических исследованиях резки по бумаге в Китае, Японии, Германии и Швейцарии. Он собирает листья, моет, сушит их, спрессовывает и аккуратно вырезает на них свои картины.

2. Nina Aoyama



На первый взгляд, может показаться, что эта юная француженка не делает ничего особенного — просто вырезает из бумаги. Но свои вырезки она наклеивает на ткань или стекло, и получается такая красота!

3. Claire Morgan


Британская художница Claire Morgan создает необычные инсталляции, которые застывают прямо в воздухе. Рабочим материалом для художницы служат сухие растения, зерна, насекомые, чучела животных и свежие фрукты. Тысячи деталей инсталляции с ювелирной точностью закреплены на тонкой леске. Воздушные скульптуры Claire Morgan посвящены Земле и всему живому на ней обитающему.

4. Mike Stilkey



Mike Stilkey создает картины из корешков книг. Он выстраивает из книг целую стену, и на их корешках пишет свои картины. Майк долгое время мечтал издать альбом со своими картинами, но ни одно издательство не бралось за это. Его живопись не находила отклик в среде критиков. Тогда художник решил, пусть книги расскажут о его творчестве.

5. Джим Деневан



Джим рисует на песке узоры с небывалой математической точностью. Джим рисует в основном на пляжах, однако в последнее время он начал рисовать и в пустынях. «На пляже у меня не так много времени, как в пустынях, — говорит он. – Ведь океан очень быстро все смывает».

6. Vhils



Его работы необычны тем, что он выцарапывает их на старой штукатурке.

7. Брюс Мунро



В своем творчестве он работает со светом. Не так давно открылась его инсталляция очередного поля света в английском городе Бат. Она представляет собой поле усеянное лампами на тонких пластиковых стебельках. Выглядит как декорация для фильма «Аватар».

8. Jason Mecier


Проблема наркомании остро стоит во всем мире. В попытке обратить на нее внимание широкой общественности, талантливый американский художник Jason Mecier выполнил портреты звезд из таблеток. Самое интересное, что художник в качестве материала для своих полотен использовал только таблетки, которые отпускают по специальному рецепту, которые он легально никак не мог бы раздобыть. Можно сказать, что Джейсон совершил противозаконный акт, но тем самым он привлек внимание к нелегальному распространению наркотических средств.

9. Дженнифер Маестре


Живопись, если не брать в расчет реалистов, всегда была, есть и будет странной, метафоричной, ищущей новые формы и средства выражения. Но существует ряд картин, странность которых не может никого оставить равнодушным.
Какие-то произведения искусства словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя; какие-то - затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а некоторые - удивляют непомерной ценой.

10 самых странных картин мира

1. Эдвард Мунк «Крик»

1893, картон, масло, темпера, пастель. 91×73,5 см
Национальная галерея, Осло

Оставляющая у многих очень неприятный осадок и даже пугающая картина «Крик», пожалуй, является одной из самых странных картин мира.

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

2. Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
1897-1898, холст, масло. 139,1×374,6 см
Музей изящных искусств, Бостон


Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана на Таити, куда он сбежал из Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что считал: «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, но что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее».

3. Пабло Пикассо «Герника»
1937, холст, масло. 349×776 см
Музей королевы Софии, Мадрид


Не надо быть экспертом в искусстве, чтобы увидеть много боли в этой не первой взгляд странной картине. Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения «Люфтваффе» на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

4. Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»
1434, дерево, масло. 81.8×59.7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон

На первый взгляд картина не производит впечатление странного и непонятного произведения, однако заставляет зрителей застыть и всматриваться.

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.
Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на котором присутствовал художник.

5. Михаил Врубель «Демон сидящий»
1890, холст, масло. 114×211 см
Третьяковская галерея, Москва


Странность этой картины в первую очередь заключается в неожиданном образе демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый».

6. Василий Верещагин «Апофеоз войны»
1871, холст, масло. 127×197 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Верещагин - один из главных российских художников-баталистов, но он рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду - баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и странно завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой изображены поле, вороны и гора человеческих черепов.

7. Грант Вуд «Американская готика»
1930, масло. 74×62 см
Чикагский институт искусств, Чикаго


«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий. Странность картины сразу бросается в глаза. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо посередине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит, и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет на них. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от дискомфорта.

8. Рене Магритт «Влюбленные»
1928, холст, масло


Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом - «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видят их истинных лиц и зрители, а кроме того, влюбленные - загадка даже друг для друга.

9. Марк Шагал «Прогулка»
1917, холст, масло
Государственная Третьяковская Галерея


Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

10. Иероним Босх «Сад земных наслаждений»
1500-1510, дерево, масло. 389×220 см
Прадо, Испания


«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.
Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.

Люди, это такие чудесные существа, им только дай соврать, они обязательно этим воспользуются! А не дашь, так всё равно соврут, в малом или в большом, себе или кому-то другому - неважно, главное, что это у нас в крови. Но среди нас есть такие обманщики, которым мы, простые смертные и в подмётки не годимся! Один из них, голландский художник Мориц Эшер, сам признавался, что умение рисовать - это умение врать. А вот что самое удивительное, что некоторые из этих великих лжецов превзошли сами себя и обманули саму реальность... О них то (точнее об их творениях) и пойдёт дальше речь.

Поговорим о картинах-головоломках, картинах-иллюзиях, картинах-обманках...
Итак, мы можем выделить пять видов иллюзий, встречающихся в произведениях искусства (на самом деле их больше... но это не научная работа, так что пусть будет пять):
1)Картины, где кажущаяся правильная перспектива, на самом деле оказывается невозможной(туда же можно отнести невозможные фигуры: например, знаменитый треугольник Пенроуза);
2)Двойственные картины (картины, содержащие невидимые на первый взгляд предметы)
3)Картины-перевёртыши (с разных точек зрения меняется содержание картины)
4)Анаморфозы (эти картины надо рассматривать с определенного ракурса или с помощью специального зеркала - анаморфоскопа)
5) "Обманки", трудно сказать самый правдивый или самый обманчивый вид иллюзий: ведь в них изображенные предметы пытаются претендовать на реальность и иногда очень успешно.

НЕВИДИМОЕ-ВИДИМОЕ.

Художников издавна увлекает возможность показать различные свойства одного и того же предмета или явления. Так что начнём наш разговор с картин, таящих в себе несколько изображений (очевидных и неочевидных). Сохранившиеся свидетельства уводят нас на юго-восток, в Индию и Иран. Воплощая в художественных образах легенды и вероучения своих стран, с незапамятных времен мастера рисовали слонов, коней и верблюдов из сплетенных фигур людей, зверей и птиц.


Кришна (земное воплощение Вишну - главного бога индуистской религии) едет на слоне, составленном из девяти женских фигур. Фрагмент фрески в г. Джайпуре. Индия. Время создания не определено.

В Европе "двуликие" картины известны с XV столетия (и даже ранее) . Изначально головоломки носили сатирических, карикатурный характер, в которых изображения "маскировались"" для того, чтобы автор мог избежать немедленной расплаты...


Карикатура Реформации. Автор неизвестен. (на мой взгляд картинка довольно странная, но и её относят к жанру картинок-головоломок)

...но счастливые времена для них наступили во второй половине XVI века.
Со времен Арчимбольдо, с XVII века, картины с двойственным содержанием перестали быть редкостью. Его перу пренадлежат лучшие иллюзорные картины того времени. При взгляде на работы Арчимбольдо зрителю требуются определенные психологические усилия по абстрагированию от натюрморта, чтобы в головоломке, нагромождении фруктов, овощей, хозяйственной утвари суметь разглядеть человеческое лицо.
И наоборот, только отвлекшись от черт «лица», начинаешь различать истинные ингредиенты портрета.

Работы Арчимбольдо, снискавшие шумный успех при жизни художника, в дальнейшем долгое время считались не более чем забавными, немного вульгарными диковинами. До тех пор, пока сюрреалисты не вернули его имени померкший было блеск.


Рудольф II (Император Священной Римской империи), написанный, как Вертумн, римского бога времен года, c.1590

Времена года

Лето. 1573


Весна.1573


Осень. 1573


Зима.1573

Четыре стихии


Вода


Земля


Воздух

Исчезающие образы - призрачные силуэты.
Существует особый прием для создания скрытого изображения: когда художники используют контуры нарисованных предметов. Впервые картины со "спрятанными силуэтами" появились, видимо, в средневековой Франции.


Wenzel Hollar(1607-1677) - Landschafts-Kopf


О. Каню Капрал фиалок силуэты Бонапарта, его жены и сына. 1815 год

В XIX веке у художников излюбленным мотивом в двойственных картинах стали жизнь и смерть. Вблизи мы видим двух играющих детей, влюбленных за столиком в кафе, даму перед зеркалом, любующуюся своим прекрасным отражением, смеющуюся парочку, едущую в автомобиле или летящую с горки на санках. А при взгляде издали они превращаются в символ смерти - череп.


Charles E. Gilbert, Alles ist eitel (1920)


Почтовая открытка. Моя жена и моя теща. Начало ХХ века. Россия

За прошедшие столетия художники, конечно, расширили тематику подобных работ.
Каких только сюжетов нет в двойственных картинах! Фантазия и мастерство художников превращают карту планеты в женскую головку, бабочек - в цветок, а цветок - в паука. Влюбленные парочки неожиданно появляются в бутоне розы или в бороде лесного бога - Лешего.


Sandro del Prete


Sandro del Prete


André Martins de Barros. Bacchus


André Martins de Barros. Le clown champetre
сайт этого современно художника (некоторые его работы вариации на тему Арчимбольдо: например серия картин про библиотекаря): amdbartiste.free.fr/galerie/modern-art-e n.html

"Исчезающий образ" знаменитого Сальвадора Дали - портрет самого художника и его жены Елены Дьяковой. Издали - лицо Дали в профиль. По мере приближения к картине мы все отчетливее начинаем видеть фигуру женщины, читающей письмо.


Вольтер


Три возраста

Мексиканского художника Октавио Окампо привлекают классические испанские мотивы. Кажется, достаточно одного взгляда, брошенного на его картину, чтобы угадать название: "Дон Кихот". На самом деле она называется "Дон Кихот и Санчо Панса", потому что на ней рядышком едут верхом два неразлучных персонажа романа Сервантеса. А если смотреть издалека, то две фигуры сливаются в лицо знаменитого Рыцаря печального образа.


Octavio Ocampo - Friendship of Don Quixote


Octavio Ocampo columnas-imposibles


Shiva


Buddha


Mouth of Flower


Family of Birds


General"s Family


Absents of the Mermaid

На этом, пожалуй, пока всё, потому как очень много получилось, а продолжение обязательно будет (собственно, оно уже есть)...

Для этой статьи я использовала материалы.

2.Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

897-1898, холст, масло. 139,1×374,6 см
Музей изящных искусств, Бостон

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана на Таити, куда он сбежал из Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что считал: «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, но что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее».

Летом в конце 80-х годов прошлого века многие французские художники съехались в Понт-Авен (Бретань, Франция). Съехались и почти сразу же разделились на две враждебные группировки. К одной относились художники, вставшие на путь искания и объединенные общим для всех названием "импрессионисты". По мнению второй группы, которую возглавлял Поль Гоген, это название было ругательным. П. Гогену в то время было уже под сорок. Окруженный таинственным ореолом путешественника, изведавшего чужие края, он имел большой жизненный опыт и поклонников, и подражателей его творчества.

Оба лагеря разделялись и по преимуществу своего положения. Если импрессионисты жили в мансардах или на чердаках, то другие художники занимали лучшие комнаты гостиницы "Глоанек", обедали в большом и самом хорошем зале ресторана, куда члены первой группы не допускались. Однако стычки между группировками не только не мешали П. Гогену работать, наоборот, - в какой-то мере помогали ему осознать те черты, которые вызывали у него бурный протест. Отказ от аналитического метода импрессионистов был проявлением полного переосмысления им задач живописи. Стремление импрессионистов запечатлевать все увиденное, сам их художественный принцип - придавать своим картинам видимость случайно подсмотренного - не соответствовали властной и энергичной натуре П. Гогена.

Еще меньше удовлетворяли его теоретические и художественные изыскания Ж. Сера, который стремился свести живопись к холодному, рассудочному использованию научных формул и рецептов. Пуантилистическая техника Ж. Сера, его методическое накладывание краски перекрестными ударами кисти и точками раздражали Поля Гогена своим однообразием.

Пребывание художника на Мартинике среди природы, показавшейся ему роскошным, сказочным ковром, окончательно убедило П. Гогена использовать в картинах только неразложенный цвет. Вместе с ним разделявшие его мысли художники провозгласили своим принципом "Синтез" - то есть синтетическое упрощение линий, формы и красок. Цель такого упрощения заключалась в том, чтобы передать впечатление максимальной интенсивности цвета и опустить все, что ослабляет такое впечатление. Такая техника составляла основу старой декоративной живописи фресок и витража.

Вопрос о соотношении цвета и красок очень занимал П. Гогена. Он и в живописи своей старался выразить не случайное и не поверхностное, а пребывающее и существенное. Для него законом была только творческая воля художника, и свою художественную задачу он видел в выражении внутренней гармонии, которую он понимал как синтез откровенности природы и настроения встревоженной этой откровенностью души художника. Сам П. Гоген говорил об этом так: "Я не считаюсь с правдой природы, видимой внешне... Исправляйте эту ложную перспективу, которая искажает предмет в силу своей правдивости... Следует избегать динамичности. Пусть у вас дышит все покоем и миром души, избегайте поз в движении... Каждый из персонажей должен быть в статичном положении". И он сокращал перспективу своих картин, приближал ее к плоскости, развертывая фигуры во фронтальном положении и избегая ракурсов. Потому и неподвижны на картинах изображенные П. Гогеном люди: они подобны статуям, изваянным крупным резцом без излишних деталей.

Период зрелого творчества Поля Гогена начался на Таити, именно здесь проблема художественного синтеза получила у него свое полное развитие. На Таити художник отрешился от многого, чего знал: в тропиках формы ясны и определенны, тени тяжелы и жарки, а контрасты особенно резки. Здесь все задачи, поставленные им в Понт-Авене, разрешились сами собой. Краски П. Гогена становятся чисты, без мазков. Его таитянские картины производят впечатление восточных ковров или фресок, настолько краски в них гармонично приведены к определенному тону.

Творчество П. Гогена этого периода (имеется в виду первый приезд художника на Таити) представляется чудесной сказкой, которую он пережил среди первобытной, экзотической природы далекой Полинезии. В районе Матайе он находит небольшую деревушку, покупает себе хижину, с одной стороны которой плещется океан, а с другой видна гора с огромной расщелиной. Европейцы сюда еще не добрались, и жизнь казалась П. Гогену настоящим земным раем. Он подчиняется медлительному ритму таитянской жизни, впитывает в себя яркие краски синего моря, изредка покрывающегося зелеными волнами, с шумом разбивающимися о коралловые рифы.

С таитянами у художника с первых дней установились простые, человеческие отношения. Работа начинает все больше и больше захватывать П. Гогена. Он делает многочисленные наброски и зарисовки с натуры, при любом случае старается запечатлеть на полотне, бумаге или дереве характерные лица таитян, их фигуры и позы - в процессе труда или во время отдыха. В этот период он создает ставшие всемирно известными картины "Дух мертвых бодрствует", "А, ты ревнуешь?", "Беседа", "Таитянские пасторали".

Но если в 1891 году путь на Таити казался ему лучезарным (он ехал сюда после некоторых художественных побед во Франции), то во второй раз он ехал на любимый остров больным человеком, утратившим большинство своих иллюзий. Все его в пути раздражало: вынужденные остановки, бесполезные траты, дорожные неудобства, таможенные придирки, навязчивые попутчики...

Всего два года не был он на Таити, а так много здесь изменилось. Европейский налет уничтожил самобытную жизнь туземцев, все кажется П. Гогену невыносимой мешаниной: и электрическое освещение в Папеэте - столице острова, и несносные карусели рядом с королевским замком, и нарушающие былую тишину звуки фонографа.

На этот раз художник останавливается в районе Пуноауйа, на западном побережье Таити, на арендованном участке земли строит дом с видом на море и горы. Рассчитывая прочно обосноваться на острове и создать условия для работы, он не жалеет средств на устройство своего жилища и вскоре, как это часто водится, остается без денег. П. Гоген рассчитывал на друзей, которые перед отъездом художника из Франции взяли у него в долг в общей сложности 4000 франков, но те не спешили возвращать их. Несмотря на то, что он слал им многочисленные напоминания о долге, жаловался на судьбу и крайне бедственное положение...

К весне 1896 года художник оказывается в тисках самой жестокой нужды. К этому присоединяется боль в сломанной ноге, которая покрывается язвами и причиняет ему невыносимые страдания, лишая сна и энергии. Мысль о бесплодности усилий в борьбе за существование, о провале всех художественных планов заставляет его все чаще и чаще думать о самоубийстве. Но стоит только П. Гогену почувствовать малейшее облегчение, как натура художника одерживает в нем верх, а пессимизм рассеивается перед радостью жизни и творчества.

Однако то были редкие моменты, а несчастия следовали одно за другим с катастрофической регулярностью. И самым страшным было для него известие из Франции о смерти его любимой дочери Алины. Не в силах пережить утрату, П. Гоген взял огромную дозу мышьяка и ушел в горы, чтобы никто не мог помешать ему. Попытка самоубийства привела к тому, что он провел ночь в страшных мучениях, без всякой помощи и в полном одиночестве.

Долгое время художник находился в полной прострации, не мог держать кисть в руках. Единственным его утешением было огромное полотно (450 х170 см), написанное им перед попыткой самоубийства. Он назвал картину "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?" и в одном из писем писал: "Я вложил в нее, прежде чем умереть, всю мою энергию, такую скорбную страсть в моих ужасающих обстоятельствах, и видение настолько ясное, без исправлений, что следы спешки исчезли и в нем видна вся жизнь".

П. Гоген работал над картиной в страшном напряжении, хотя замысел ее в своем воображении он вынашивал уже давно, он и сам не мог точно сказать, когда же впервые зародилась мысль об этом полотне. Отдельные фрагменты этого монументального произведения писались им в разные годы и в других произведениях. Например, женская фигура из "Таитянских пасторалей" повторяется в этой картине рядом с идолом, центральная фигура сборщика фруктов встречалась в золотистом этюде "Мужчина, собирающий плоды с дерева"...

Мечтая расширить возможности живописи, Поль Гоген стремился придать своей картине характер фрески. С этой целью он оставляет два верхних угла (один - с названием картины, другой - с подписью художника) желтыми и не заполненными живописью - "подобно фреске, поврежденной по углам и наложенной на золотую стену".

Весной 1898 года он послал картину в Париж, а в письме критику А. Фонтена сообщал, что ставил своей целью "не создание сложной цепи хитроумных аллегорий, которые нужно было бы разгадывать. Напротив, аллегорическое содержание картины чрезвычайно просто - но не в смысле ответа на поставленные вопросы, а в смысле самой постановки этих вопросов". Поль Гоген и не собирался отвечать на вопросы, вынесенные им в название картины, ибо считал, что они есть и будут жуткой и самой сладкой загадкой для человеческого сознания. Поэтому суть аллегорий, изображенных на этом полотне, заключается в чисто живописном воплощении этой таящейся в природе загадки, священного ужаса перед бессмертием и перед тайной бытия.

В первый свой приезд на Таити П. Гоген взглянул на мир восторженными глазами большого ребенка-народа, для которого мир еще не утратил своей новизны и пышной самоцветности. Его детски экзальтированному взору открылись в природе незримые для других краски: изумрудные травы, сапфировое небо, аметистовая солнечная тень, рубиновые цветы и червонное золото кожи маори. Таитянские картины П. Гогена этого периода пламенеют благородным золотым заревом, как витражи готических соборов, отливают царственным великолепием византийских мозаик, благоухают сочными разливами красок.

Одиночество и глубокое отчаяние, владевшие им во второй приезд на Таити, заставили П. Гогена видеть все только в черном цвете. Однако природное чутье мастера и его глаз колориста не позволили художнику окончательно утратить вкус к жизни и ее краскам, хотя он и создал полотно мрачное, писал его в состоянии мистического ужаса.

Так что же все-таки таит в себе эта картина? Подобно восточным рукописям, которые следует читать справа налево, содержание картины разворачивается в том же направлении: шаг за шагом раскрывается течение человеческой жизни - от ее зарождения до смерти, несущей страх небытия.

Перед зрителем на большом, вытянутом по горизонтали холсте изображен берег лесного ручья, в темных водах которого отражаются таинственные, неопределенные тени. На другом берегу - густая, пышная тропическая растительность, изумрудные травы, густо-зеленые кусты, диковинные синие деревья, "растущие словно не на земле, но в раю".

Стволы деревьев странно извиваются, переплетаются, образуя кружевную сеть, сквозь которую вдалеке виднеется море с белыми гребнями прибрежных волн, темно-фиолетовая гора на соседнем острове, голубое небо - "зрелище девственной природы, которая могла бы быть раем".

На ближайшем плане картины на земле, свободной от всяких растений, расположилась вокруг каменного изваяния божества группа людей. Персонажи не объединены каким-либо одним событием или общим действием, каждый занят своим и погружен в себя. Покой спящего младенца охраняет большой черный пес; "три женщины, присевшие на корточки, будто прислушиваются к себе, замерев в ожидании какой-то нечаянной радости. Стоящий в центре юноша двумя руками срывает с дерева плод... Одна фигура, нарочито огромная вопреки законам перспективы... поднимает руку, с удивлением глядя на двух персонажей, осмеливающихся думать о своей судьбе".

Рядом со статуей одинокая женщина, будто машинально, идет в сторону, погруженная в состояние напряженного, сосредоточенного размышления. Навстречу ей по земле движется птица. В левой стороне холста сидящий на земле ребенок подносит ко рту плод, кошка лакает из миски... И зритель спрашивает себя: "Что все это значит?"

На первый взгляд, это как будто повседневная жизнь, но, помимо прямого смысла, каждый образ несет в себе поэтическое иносказание, намек на возможность переносного истолкования. Так, например, мотив лесного ручья или бьющей из земли ключевой воды - это любимая гогеновская метафора источника жизни, таинственного начала бытия. Спящий младенец олицетворяет целомудрие рассвета человеческой жизни. Срывающий с дерева плод юноша и сидящие на земле справа женщины воплощают идею органического единения человека с природой, естественности его существования в ней.

Человек с поднятой рукой, с удивлением глядящий на подруг, - это первый проблеск беспокойства, начальный порыв к постижению тайн мира и бытия. Другие раскрывают дерзость и страдание человеческого разума, тайну и трагедию духа, которые заключены в неизбежности познания человеком своего смертного удела, краткости земного существования и неотвратимости конца.

Многие пояснения дал сам Поль Гоген, однако он предостерегал от стремления видеть в его картине общепринятые символы, слишком прямолинейно расшифровывать образы, а тем более искать ответы. Некоторые искусствоведы считают, что подавленное состояние художника, приведшее его к попытке самоубийства, выразилось в строгом, лаконичном художественном языке. Они отмечают, что картина перегружена мелкими деталями, которые общего замысла не проясняют, а только запутывают зрителя. Даже пояснения в письмах мастера не могут рассеять тот мистический туман, который он вложил в эти детали.

Сам П. Гоген расценивал свое произведение как духовное завещание, может быть, поэтому картина и стала живописной поэмой, в которой конкретные образы претворились в возвышенную идею, а материя - в дух. В сюжете полотна преобладает поэтическое настроение, богатое неуловимыми оттенками и внутренним смыслом. Однако настроение покоя и благодати уже подернуто смутным беспокойством соприкосновения с миром таинственного, рождает ощущение скрытой тревоги, мучительной неразрешимости сокровенных загадок бытия, тайны прихода в мир человека и тайны его исчезновения. На картине счастье омрачнено страданием, духовная мука омыта сладостью физического существования - "золотой ужас, прикрытый радостью". Все нераздельно, как в жизни.

П. Гоген сознательно не исправляет неправильные пропорции, стремясь во что бы то ни стало сохранить свою эскизную манеру. Эту эскизность, незаконченность он ценил особенно высоко, считая, что именно она вносит в полотно живую струю и сообщает картине особую поэзию, не свойственную вещам отделанным и чрезмерно законченным.