.

Истины религии в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Война не любезность, а самое

гадкое дело в жизни...

Л. Н. Толстой

Чтобы разобраться в многообразии героев и в сложных событиях, я дважды перечитывал “Войну и мир”. Не знаю почему, но страницы, посвященные философским размышлениям, я не пролистывал, как другие, а старался понять. Конечно, многого я все-таки не понял, но кое-что важное (над чем еще надо много размышлять) подсознательно усвоил.

Сегодня очень много говорят о религии. Сам я воспитан в семье атеистов и пока не чувствовал потребности в боге. Но если это когда-то случится, я, наверное, прежде всего обращусь к творчеству Льва Николаевича, потому что никто лучше его не объяснил истины религии. Сам он считал вершиной человеческой мудрости христианские заповеди, главная из которых “Не убий!”. Вот почему он разрушает романтические представления о войне, отрицает ее, считая величайшим проявлением зла, “противным всей человеческой природе событием”.

В детстве я очень любил смотреть военные фильмы. На экране десятками умирали наши и враги, рвались снаряды и бомбы, неся смерть и страдания. Сегодня, когда идут совсем рядом военные действия, война в моем сознании все ясней представляется в своем зверином обличье. Роман Толстого помог мне еще глубже осознать ее аморальность.

После его прочтения припомнилась длинная череда войн и кровопролитий, которые выпали на долю государства Российского. Но, может быть, именно Толстой показал войну как явление с такой беспощадной искренностью. Описание военной кампании 1805-1807 годов и Отечественной войны 1812 года внешне составляет событийную основу романа-эпопеи. Но автора интересует прежде всего не хроника военных действий и просчеты полководцев, а самый главный факт войны - убийство.

Везде: в философских размышлениях, речах и поступках героев, пояснениях автора - явно или подспудно выражается позиция великого гуманиста: “Цель войны убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей...”

Показывая патриотизм, справедливость борьбы русского народа с Наполеоном, автор все новыми и новыми способами и деталями внушает читателю отвращение к войне. Так, вдумываясь в разговор Болконского и Безухова накануне Бородина, в котором предельно ясно выражена вся позиция Толстого по данному вопросу, содрогаешься при мысли о том, что война неимоверно ожесточает даже самых лучших. Ведь не изверг же князь Болконский, говорящий: “Не брать пленных, а убивать и идти на смерть!”

Одна из главных линий книги - разочарование князя Андрея в самой идее войны, в героизме, в особом призвании военных. От мечты совершить подвиг и спасти всю армию он приходит к мысли, что война - “страшная необходимость”, которая допустима, только когда “разорили мой дом и идут разорить Москву”, что военное сословие характеризуется праздностью, невежеством, жестокостью, развратом, пьянством. И закономерен конец князя Андрея. На краю гибели он думает: “Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...” И горячее чувство жалости охватывает нас, когда мы читаем его предсмертный вопрос: “Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью?”

Война в романе, описанная во всей полноте и громадности, предстает перед читателями как бессмысленная бойня, затеянная ради славы и величия ничтожных людей. Писатель противопоставляет Кутузова, стремящегося сократить число жертв, Наполеону, для которого сообщение об убитых и раненых - лишь статистические сводки для его замыслов. Император показан совершенно равнодушным к смерти и страданиям, с удовольствием рассматривает убитых и раненых, словно поле битвы - место экскурсии, а не великой скорби.

Толстой очень много сил тратит, чтобы развенчать французского полководца, образ которого сильно занимал умы русского общества. Еще Пушкин писал:

Мы все глядим в наполеоны.

Двуногих тварей миллионы.

Сильно романтизировал Бонапарта Лермонтов. Особенно трогательно стихотворение “Воздушный корабль”. Раньше оно вызывало у меня слезы, особенно это место:

Стоит император один -

Стоит он и тяжко вздыхает,

Пока озарится восток,

И капают горькие слезы

Из глаз на холодный песок.

Толстой как бы разворачивает афоризм Пушкина о том, что гений и злодейство - вещи несовместимые. Для него человек, который видит свое предназначение в том, чтобы всю жизнь воевать, завоевывать новые земли, лишать жизни сотни тысяч людей ради тщеславия, никогда не может быть героем. Зато один из его любимых персонажей - князь Андрей - неизбежно приходит к мысли, что война - явление бессмысленное и гадкое. И недаром Бородинское сражение показывается глазами Пьера, человека штатского, чтобы читатель мог глубже понять мысль автора. Этому же служит и описание поля Бородина после сражения: “Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах... на тех полях и лугах, на которых сотни лет... сбирали урожай и пасли скот крестьяне... На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью”.

Так или иначе все герои романа сталкиваются с войной. Она врывается в судьбы, калечит жизни. Семья Ростовых вынуждена покинуть Москву. На войне гибнет юный Петя Ростов. Княжна Марья покидает Богучарово, где прожита чуть не вся жизнь. Пьер Безухов переживает плен. Наташа, потрясенная смертью любимого человека, испытывает чувство “ужаса перед уничтожением жизни”. Одновременно война становится для героев Толстого проверкой на человеческую значимость.

Любопытно отметить, что одним из художественных приемов, используемых писателем, является противопоставление мудрости и величия природы, с одной стороны, безумству людей - с другой. “Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?”

Сегодня, когда на нас “накрапывают” радиоактивные дожди, невозможно не задумываться о тех последствиях, которые принесет современная война. И кровавая трагедия в Персидском заливе вновь подтвердила мысль Толстого, что даже самая справедливая, одобренная всем миром война, “не любезность, а самое гадкое дело в жизни”.

Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», рассказывая о военных событиях 1805-1807 годах на территории союзной Австрии и 1812 года в России против Наполеона, говорит, что «каждый исторический факт необходимо объяснить человечески... Мне интереснее знать: каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве».

Рисуя батальные картины, писатель раскрывает психологию отдельной личности, нравственный смысл совершённых людьми поступков и их отношение к войне, стремясь показать её без прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», правдиво изображая прекрасные качества русского солдата: скромность, простоту, отсутствие хвастовства, показной храбрости и тщеславия, мелочности и карьеризма, сознание ответственности перед товарищами и Родиной.

Толстой-пацифист воспринимает войну как « противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» и выражает своё чувство отвращения устами князя Андрея Болконского: «Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение её, разорение жителей, ограбление их... обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия - отсутствие свободы... праздность, невежество, жестокость. Разврат, пьянство». Да, война - «страшное дело», а не красивые, эффектные романтические и героические поступки. Это тяжёлый труд, пот, страдания раненых, искалеченных, гибель тысяч людей, страх перед смертью. «Нет, голубчик... коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся... А всё боишься... Боишься неизвестности, вот чего», - говорит Тушин перед боем.

Л. Н. Толстой первый из русских писателей правдиво описывает страшную картину боя: развороченные ядрами орудия, «поваленных лошадей», оторванные руки и ноги. К этому нельзя привыкнуть. Капитан Тушин, «когда убивали или ранили людей... морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда мешкавших поднять раненых или тело». Князь Андрей с ужасом смотрит на льющуюся кровь, мёртвых солдат, и «нервическая дрожь» сотрясает его спину.

Войны всегда были, есть и будут, и главное для писателя - показать их цель. Война 1805 года ведётся на чужой территории. Её цели не совпадают с интересами народа. Без прикрас рисует Л. Н. Толстой её развитие: героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, талантливого полководца Кутузова и бездарного австрийского генерала Мака, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях.

Русская армия перешла австрийскую границу и расположилась «у крепости Браунау». В этом местечке встречаются многие герои «Войны и мира», но основное внимание автор уделяет солдатской массе, описывая воинов не только в бою, но и в повседневном быту, за привычными делами, за беседой, в которой серьёзные думы перемешиваются с шуткой: «Рота шла весело. Со всех сторон переговаривались солдатские голоса... Барабанщик-запевала... строго оглянул солдат-песенников и зажмурился... «Сени новые мои...» - подхватили двадцать голосов... Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу».

Усталые, измученные, не спавшие всю ночь (по приказу командира готовились к встрече главнокомандующего), они идут выполнять свой долг - задержать главные силы противника, прикрыть собою отступление русских войск у деревни Шенграбен.

В Шенграбенском сражении Л. Н. Толстой показывает настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности и находчивости в минуту опасности, их внешнее хладнокровие, доброе «весёлое» состояние духа, внутренюю собранность и готовность к борьбе. Батарея капитана Тушина, «красивые молодцы-гренадёры», «на две головы выше своего офицера и вдвое шире его», и сам командир, «маленький человек, с слабыми неловкими движениями», с удивительным мужеством выполняют своё дело, несмотря на то что «прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло по чьему-то приказанию». И его «батарея... не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырёх, никем не защищённых пушек».

Благодаря Тимохину, «измайловскому товарищу» Кутузова и «храброму офицеру», который во время смотра под Браунау тянется перед начальством и дрожит от страха, и его роте русские полки, застигнутые врасплох французами, могли собраться с силами и духом. «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали».

Как же ведут себя другие офицеры? Андрей Болконский холоден, спокоен и деловит. Он не торопится показать свою храбрость. Ему важно понять и продумать предстоящее сражение, чтобы в нужную минуту действовать разумно и хладнокровно. Долохов дерзок и храбр для того, чтобы его, разжалованного в солдаты, снова произвели в офицеры. Жерков едет не вперёд, где была стрельба, а отыскивает генерала и начальников там, где их не может быть. Его жизненное кредо - «ничего не делая, получить наград больше». Два полковых командира красуются перед неприятелем; не думая об общем «деле», показывают напускную храбрость, теша этим своё самолюбие.

Но русская армия состоит не только из полковых командиров и штабных франтиков, в ней есть и другие офицеры, умные, спокойные, близкие к народу, проникнутые чувством ответственности за жизнь солдат и исход сражения. Таков князь Багратион, которому Кутузов поручает задержать французскую армию. «Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживлённее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростию».

Если в Шенграбенском сражении солдаты спасают своих братьев, являя пример правды и справедливости в войне, то под Аустерлицем они дерутся неизвестно за что. Этот бой нужен молодым советникам императора Александра, честолюбцам, движимым личными мотивами. Они развязывают события, трагические по своим результатам. «В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах... на узкой плотине... толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же убитыми».

Писатель подчёркивает в «Войне и мире», что грандиозные государственно- парадные смотры и ритуалы (перед Шенграбином и Аустерлицем) являются предвестниками больших поражений и не мешают русским солдатам, оказавшимся жертвами бестолковщины, путаницы или корыстной провокации, испугаться во время Аустерлицкого сражения.

Несмотря на мужество и отвагу армии Кутузова, кампанию 1805 года Л. Н. Толстой называет «эпохой наших неудач и нашего срама», позором русско-австрийского генералитета и пишет, «что... причина нашего торжества... лежала в сущности характера русского народа и войска...». Такова правда войны, которая велась на территории государства, изменившего России, вступившего в сговор с его противником - Наполеном.

Правда о войне в романе Толстого Война и мир

Тема войны в великом романе-эпопее «Война и мир» начинается с изображения войны 1805 г. Л.Н. Толстой показывает как карьеризм штабных офицеров, так и героизм простых солдат, скромных офицеров армии, таких, как капитан Тушин. Батарея Тушина приняла на себя всю тяжесть удара французской артиллерии, но эти люди не дрогнули, не бросили поле битвы даже тогда, когда им был передан приказ об отступлении, - они еще позаботились о том, чтобы не оставить врагу орудия. И мужественный капитан Тушин робко молчит, боясь возразить старшему офицеру в ответ на его несправедливые упреки, боясь подвести другого начальника, не раскрывает истинное положение дел и не оправдывается. Л.Н. Толстой восхищается героизмом скромного артиллерийского капитана и его бойцов, но свое отношение к войне он показывает, рисуя первый бой Николая Ростова - тогда еще новичка в гусарском полку. Происходит переправа через Энс поблизости от его впадения в Дунай, и автор изображает замечательный по своей красоте пейзаж: «голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макушек туманом сосновые леса». Контрастом этому рисуется происходящее в дальнейшем на мосту: обстрел, стоны раненых, носилки… Николай Ростов видит это глазами человека, для которого война еще не стала профессией, и он приходит в ужас от того, как легко разрушена идиллия и красота природы. А когда впервые он встречается с французами в открытом бою, то первая реакция неискушенного человека - недоумение и страх. «Намерение неприятеля убить его показалось невозможно», и Ростов, испуганный, «схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им во француза и побежал к кустам что было силы». «Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом». И читатель не осуждает Николая Ростова за трусость, сочувствуя молодому человеку. Антимилитаристская позиция писателя проявилась в том, как показывает Л.Н. Толстой отношение к войне солдат: они не знают, за что и с кем они воюют, цели и задачи войны народу непонятны. Это особенно сильно проявилось в изображении войны 1807 г., которая в результате сложных политических интриг завершилась Тильзитским миром.

Николай Ростов, побывавший в госпитале у своего друга Денисова, своими глазами увидел ужасающее положение раненых в госпиталях, грязь, болезни, отсутствие самого необходимого для ухода за ранеными. И когда он приехал в Тильзит, то увидел братание Наполеона и Александра I, показное награждение героев с той и с другой стороны. Ростов не может выбросить из головы мысли о Денисове и госпитале, о Бонапарте, «который был теперь император, которого любит и уважает император Александр».

И Ростова пугает закономерно возникающий вопрос: «Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?» Ростов не позволяет себе идти дальше в своих размышлениях, но читателю понятна позиция автора: осуждение бессмысленности войны, насилия, мелочности политических интриг. Войну 1805 – 1807 гг. он оценивает как преступление правящих кругов перед народом.

Начало войны 1812 г. показано Л.Н. Толстым как начало войны, ничем не отличающейся от других. «Совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», - пишет автор, рассуждая о причинах войны и не считая их сколько-нибудь оправданными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей-христиан убивали и мучили друг друга «вследствие политических обстоятельств». «Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самим фактом убийства и насилия», - говорит писатель, подтверждая свою мысль многочисленными фактами.

Характер войны 1812 г. изменился со времени осады Смоленска: она стала народной. Это убедительно подтверждается сценами пожара Смоленска. Купец Ферапонтов и человек во фризовой шинели, своими руками поджигающие амбары с хлебом, управляющий князя Болконского Алпатыч, жители города - все эти люди, с «оживленно радостными и измученными лицами» наблюдающие за пожаром, охвачены единым патриотическим порывом, стремлением к сопротивлению врагу. Те же чувства испытывают и лучшие из дворян - они едины со своим народом. Князь Андрей, когда-то отказавшийся служить в русской армии после глубоких личных переживаний, так объясняет свою изменившуюся точку зрения: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они врага мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия». Этот единый патриотический порыв особенно ярко показан Толстым в сцене молебна накануне Бородинского сражения: солдаты и ополченцы «однообразно жадно» смотрят на икону, вывезенную из Смоленска, и это чувство понятно любому русскому человеку, как понял его Пьер Безухов, объезжавший позиции у Бородинского поля. Это же чувство патриотизма вынудило народ оставить Москву. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего», - пишет Л.Н. Толстой. Имея весьма неординарный взгляд на событие того времени, автор полагал, что именно народ явился движущей силой истории, так как скрытый его патриотизм выражается не фразами и «неестественными действиями», а выражается «незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты». Люди оставляли свое имущество, как семья Ростовых, все подводы отдавали раненым, и поступить иначе казалось им постыдным. «Разве мы немцы какие-нибудь?» - возмущается Наташа, и графиня-мать просит прощения у мужа за недавние упреки, что он хочет разорить детей, не заботясь об оставленном в доме имуществе. Люди сжигают дома со всем добром, чтобы не досталось врагу, чтобы враг не торжествовал - и добиваются своей цели. Наполеон пытается управлять столицей, но его приказы саботируются, он совершенно не владеет ситуацией и, по определению автора, «подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». С точки зрения писателя роль личности в истории определена тем, насколько эта личность понимает свое соответствие ходу текущего момента. Именно тем, что Кутузов чувствует настроение людей, дух армии и следит за его изменением, соответствуя ему своими распоряжениями, объясняет Л.Н. Толстой успех русского военачальника. Никто, кроме Кутузова, не понимает этой необходимости следовать естественному ходу событий; Ермолов, Милорадович, Платов и другие - все хотят ускорить разгром французов. Когда полки ходили в атаку под Вязьмой, то «побили и потеряли тысячи людей», но «никого не отрезали и не опрокинули». Только Кутузов своей старческой мудростью понимает ненужность этого наступления: «Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла одна треть этого войска?» «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой», и весь ход дальнейших событий подтвердил это. Партизанские отряды объединили офицера Василия Денисова, разжалованного ополченца Долохова, крестьянина Тихона Щербатого - людей разных сословий. Но трудно переоценить значение того великого общего дела, которое их соединило, - уничтожение «Великой армии» Наполеона.

Надо отметить не только мужество и героизм партизан, но и их великодушие и милосердие. Русские люди, уничтожая армию врага, смогли подобрать и накормить мальчишку-барабанщика Винсента (чье имя они переделали в Весеннего или Висеню), отогреть у костра Мореля и Рамбаля, офицера и денщика. Об этом же - о милосердии к побежденным - речь Кутузова под Красным: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». Но Кутузов уже сыграл свою роль - после изгнания французов из России он стал не нужен государю. Чувствуя, что «его призвание исполнено», старый военачальник удалился от дел. Теперь начинаются прежние политические интриги тех, кто у власти: государя, великого князя. Политика требует продолжать европейский поход, чего не одобрял Кутузов, за что и был отправлен в отставку. В оценке Л.Н. Толстого заграничный поход был возможен только без Кутузова: «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

Высоко оценивая народную войну, объединившую людей «для спасения и славы России», Л.Н. Толстой осуждает войну европейского значения, считая интересы политики недостойными предназначения человека на земле, а проявление насилия - антигуманным и противоестественным человеческой природе.

Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека.

Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти.

Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, парки, артиллерию… со всех сторон, позади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательство солдат, денщиков и офицеров…Солдаты, утопая по колено в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры…» Читая описание, мы чувствуем огромное напряжение человеческих сил, тяжесть труда, доходящую до предела усталость.

А вот сложная и многокрасочная картина Шенграбенского сражения: «Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами…» Ощущается хаотичность побега русской армии, «…но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад… и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина… Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы были… оттеснены».

В другом месте «дерзко стреляли четыре никем не защищенные пушки» под командованием штабс‑капитана Тушина. Здесь было перебито значительное число солдат, убит офицер, разбиты две пушки, билась лошадь с перебитой ногой, а артиллеристы, забыв всякий страх, били французов и поджигали занятую ими деревню. В этом бою, так же как и в атаке роты Тимохина, ничего не было особенно эффективного и ничего показного, люди здесь просто выполняли свой долг, не помышляя о том, что они герои.

После боя «в темноте как будто текла невидимая мрачная река… В общем гуле из‑за всех других звуков яснее всех были слышны стоны и голоса раненых… Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же». Война несет людям страдание и смерть. Начатая с агрессивными целями, она ненавистна и отвратительна Толстому. Справедливая же война может быть вызвана только безусловной необходимостью. Шенграбенское сражение нужно было для спасения попавшей в тяжелое положение русской армии. Со стороны русских Отечественная война 1812 г. была справедливой. Неприятель вступил в пределы России и продвигался к Москве. Неизвестный солдат, выражая общее мнение русских, сказал Пьеру, что они на врага «всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят».

Величайшим проявлением русского патриотизма была Бородинская битва, в которой русское войско одержало победу над французами: «русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско».

«Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят», – доносили адъютанты Наполеону. И Наполеон чувствовал, «как страшный размах руки падал волшебно‑бессильно». В эпизодах романа, посвященных борьбе народа за свою национальную независимость, нет места театральным эффектам и красивым фразам.

«Со времени пожара Смоленска, – пишет Толстой, – началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война – все это были отступления от правил».

Многие из этих глав можно отнести и к Отечественной войне, не менее, а даже и более жестоко отступавшей от правил. Но, как и в войне 1812 г., так и в Великой Отечественной войне русский народ выстоял, «дубина народной войны» уничтожила нашествие.

    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Представьте себе мальчика, влюбленного во весь мир. Он рос, впитывая из окружающего воздуха, особую семейную атмосферу, где дружба – не пустое слово, где уважают друг друга не только взрослые, но и дети. В этой семье не жалеют куска хлеба для обедневшей родственницы, и не считают чем-то особенным помочь сыну давней подруги. Разве мог в такой атмосфере вырасти черствый и бездушный человек? Петя Ростов, один из героев второго плана в романе «Война и Мир», рос чудесным мальчиком. Он был младшим в семье и отчаянно […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток… Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить […]
    • Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…» Л. Н. Толстого интересует диалектика души и в общем, и в каждом отдельном ее проявлении. Писатель прослеживает […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Теснейшим образом с темой народа в романе связана темасемьи и дворянства. Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский,Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен). По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе "Война и мир" тема семьи по замыслу автора служит важнейшим […]
    • Аустерлицкое поле очень важно для князя Андрея, произошла переоценка его ценностей. Сначала счастье он видел в славе, общественной деятельности, карьере. Но после Аустерлица он "повернулся" к семье, понял, что именно там можно найти настоящее счастье. И тут же мысли его прояснились. Он понял, что Наполеон - не герой и не гений, а просто жалкий и жестокий человек. Так, мне кажется, Толстой покажывает, какой путь истинный: путь семьи. Еще одна немаловажная сцена - подвиг. Князь Андрей совершил геройский […]
  • Роман–эпопея «Война и мир» - вершинное произведение Л.Н. Толстого, великого русского прозаика. Оно потрясает читателя реалистичностью, мастерским раскрытием образов главных героев, их характеров, точностью описания исторических событий. Все это достигнуто благодаря нескольким эпизодам, являющимися ключевыми в романе.

    Отрывок, в котором повествуется о событиях на батарее Тушина во время Шенугабенского сражения, является одним из них. Эта глава отличается глубиной переживаний героев и поставленных автором проблем. Центральное место в эпизоде занимает описание боя, настроения и действий солдат и офицеров.

    Писатель, на протяжении всего романа выражает мысль о том, что ничто так не влияет на результат сражения, как настроения солдат – непосредственных участников боя. Если их охватывает страх и они не верят в победу, то поражение неминуемо. Таково мнение Толстого. Убедиться в данной теории помогает читателю этот эпизод. В начале отрывка мы видим солдат, спасающихся бегством, и понимаем, что сражение будет проиграно.

    Великолепно раскрыто настроение солдат, которых поглотил ужас. Они бегут с поля боя, не замечая своего командира, чей голос им еще недавно казался грозным. Теперь же он не производил никакого действия, и офицер уже не мог вернуть войско обратно. Нельзя не отметить и поведение полкового командира в этом сражении. Когда он узнал, что его полк был застигнут врасплох, он был поражен мыслью, что после его смогут обвинить в поражении. С этим офицер никак не мог смириться, ведь он верой и правдой более двадцати лет служил на благо Родины. Генерал совершает выдающийся поступок: под градом пуль скачет к полку, чтобы исправить допущенные ошибки. Руководит им не желание победить и даже не жажда славы, которая была у всех офицеров, а страх за себя и за свою карьеру. И я думаю, что именно поэтому у него не получается убедить солдат вернуться и отражать атаки французов.

    Но не все были такими. Это подтверждает рота Тимохина, удержавшаяся в лесу, которая с «безумною и пьяную решительностью» бросились на врага. Этот отряд автор противопоставляет отступающему полку и показывает, что многое в битве зависит от настроения солдат, ведь рота смогла сделать то, что не удалось целому полку.

    Толстой уделяет внимание и некоторым отдельным личностям. Так, в этом эпизоде мы видим Долохова, участвующего в бою. Если в личной жизни он некто иной, как бретер и повеса, ведущий праздный образ жизни, то в сражении Долохов показывает себя храбрым солдатом, полным отваги и мужества. Но автор указывает и на слабые стороны персонажа, одной из которых является карьеризм. Долохов сражается не ради победы и защиты родины, а ради славы. Его цель – продвинутся по службе, поэтому, захватив трофеи, он спешит показать их начальству и просит об этом запомнить.

    Совсем другим предстает перед нами отряд Тушина. Солдаты на батарее не думают о почестях, они лишь выполняют свой долг, не замечая всеобщего отступления. И настоящий героизм во время сражения виден именно здесь. Артиллеристы не видят даже того, что у батареи нет прикрытия и их могут захватить в любой момент. Солдаты обходятся без командования, потому что знают, что и как им делать, а Тушин сам всегда находится у пушек и участвует в бою наравне с остальными.

    Если сравнить полк, бежавший с поля боя, и батарею, то мы увидим, что Тушина и других бойцов не брал страх, они сражались отчаянно, сумели поджечь Шенугабен и отбить нападающих на батарею французов. Через это писатель раскрывает образы солдат, показывая не столько их портреты, сколько качество и недюжинные способности, а именно отвагу, доблесть, решительность и умение выстоять в трудной ситуации. Это и помогло им оказывать сопротивление французскому войску.

    Но Толстой не обходит стороной и душевные качества героев, подробно описывая их на примере Тушина. Автор указывает, что командир батареи делает все то, что должен был делать лучший офицер, но в то же время «он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека». Тушин видел все не так, как происходило на самом деле, перед его глазами стоял «фантастический мир», которым он наслаждался. Все в его воображении было по другому: неприятельские пушки он представлял себе трубками, из которых кто-то выпускал дым. Сам себя он видел сильным, высоким мужчиной, кидавшим французам ядра. Вообще говоря, Тушин во всем старался увидеть что-то хорошее, не поддавался страху, который должно было вызвать все происходящее вокруг.

    Раскрывая натуру командира батареи, мы отмечаем в нем глубину мысли, потрясающую выдержку и мужество. Поэтому Толстой сравнивает Тушина с другим героем эпизода – штаб-офицером, которого я бы назвал трусом, он передает указание об отступлении и ничего не делает для того, чтобы помочь переместить батарею в безопасное место. Когда же над ним пролетает два ядра, он повторяет приказ и скачет прочь.

    Задачи и тесты по теме "Правда о войне в романе Л. Н. Толстого Война и мир "

    • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

      Уроков: 5 Заданий: 7

    • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс