Супрематизм в литературе. Направления абстрактной живописи супрематизм - реферат

Супрематизм был наиболее радикальным предложением искусства ХХ века. Его автор - Казимир Малевич - создал интуитивную, почти мистическую теорию, которая избавляла живопись от сюжетов, традиции и социальной ответственности, освобождала ее самодостаточные качества - цвет и форму. Малевич верил, что «искусство должно стать содержанием жизни», когда художник создает формы для жизни, а обыватель приспосабливается. Этот тоталитаризм нашел отражение в концепции Бориса Гройса, утверждающего, что корни сталинской культуры кроются в авангарде. По причине радикальности и мистичности супрематизм остался маргинальным явлением, не стал мейнстримом, хотя вошел в кровь и плоть искусства ХХ века.

Казимир Малевич

«Москва иконная опрокинула мои теории <…>. Дальше я не пошел ни дорогой античной, ни “Возрождения”, ни “передвижников”. Я остался на стороне искусства крестьянского» Объясняя возникновение «Черного квадрата» следует представить ситуацию, в которой автор находится между «крестьянским» примитивизмом и заумью Алексея Крученых. Он пишет «квадрат» интуитивно, как бы не отдавая себе отчета. Позже, открыв его значение, Малевич использует беспредметность как сюжет и бесконечность как пространство.

С 1915 по 1918 годы Малевич создает картины плоскостного супрематизма, в котором различают цветовые этапы: черно-белый, цветной, белый. Простыми геометрическими фигурами Малевич не изображает на поверхности холста, а утверждает новое бытие. Белый фон сравним с космосом, фигуры парят по орбитам. В итоге «супрематизм <…> был завершен своим создателем пустыми холстами»

Искусство до 1917 года - это разложение живописи на элементы. После революции - это жизнестроительство, материалом для которого становятся освобожденные формы и цвета.

В 1920 году Малевич меняет Марка Шагала в Витебске на посту лидера Художественного училища. Город высказывает спрос на современное агитационное искусство, и дома покрываются супрематическими конфетти. Плакаты, панно, флаги, балет, скульптуры, памятники - все идет в ход. Получает разработку архитектурная тема. Малевич пишет: «Черный квадрат вырос в архитектуру такими формами, что трудно выразить вид архитектуры, принял такой образ, что нельзя найти /его форму/. Это форма какого-то нового живого организма» Начинается проекционный этап супрематизма, фигуры теперь не парят в пространстве, а наслаиваются друг на друга, композиции усложняются. Появляется точка зрения сверху - аэро вид.

Экспозиция картин Малевича на выставке «0,10». 1915

В 1922 году Малевич приезжает в Петроград. Работает на Фарфоровом заводе - получаются получайники и получашки. Преподает рисунок в ИГИ, (Институт гражданских инженеров) денег там платят мало, и он уходит Становится во главе ГИНХУКа (Государственный институт художественной культуры), собирает уникальный коллектив. Здесь с группой учеников продолжает начатое в Витебске художественное проектирование. Начинается объемостроение. Плоскостные изображения предшествующих лет становятся планами объемных тел. На первой отчетной выставке ГИНХУКа, летом 1924 года выставляются планиты (графические изображения супрематических сооружений). На второй, летом 1926-го - архитектоны (гипсовые архитектурные модели).

Казимир Малевич. Архитектон «Альфа». 1924

Экспозиция супрематического ордера на выставке «Художники РСФСР за 15 лет». Русский музей. 1932

Малевич, достигнув пределов формотворчества, совершает разворот к классике. Еще в 1924 году он пишет о «Новом Классицизме» как надвигающейся идеологии В 1926 году архитектоны, только появившись на свет, меняют ориентацию с горизонтальной на вертикальную. Теперь его сооружения не парят по космическим орбитам, а возносятся от земли. Возникает «супрематический ордер», не как система пропорций, а как интуитивная тектоника.

В это время в России еще нет новой архитектуры. Первые здания появятся лишь год спустя, в 1927-м. А Малевич уже завершил линию развития супрематизма, приведя его к архитектуре. Весь материал продемонстрирован и готов к использованию.

Лазарь Лисицкий

«Установив определенные планы супрематической системы, дальнейшее развитие уже архитектурного супрематизма поручаю молодым архитекторам» Малевич передает дела Лазарю Лисицкому, который и пригласил его в Витебск, помогал оформлять городские пространства и руководил архитектурным факультетом училища, возглавил там типографию и издал трактат «О новых системах в искусстве».

Малевич пытался выстраивать свою личную линию развития, ставя ранние даты на поздние работы, но на самом деле, ведущая роль в обращении супрематистов к архитектуре принадлежит Лисицкому. Творческие отношения Малевича и Лисицкого - путь супрематической архитектуры. Малевич установил статику «Черного квадрата», Лисицкий - динамику «Клином красным бей белых». Малевич, как будто рассматривая Землю с неба, разрабатывает аэропланиметрию - АЭРО. Лисицкий изобретает многомерные проуны («Проект утверждения нового» - проекционная графика), забирается внутрь холста. Малевич продолжает работу и создает планиты и архитектоны. Лисицкий выходит из «супрематической игры» и уезжает в Москву, а затем в Европу.

Лазарь Лисицкий. «Новый». Эскиз костюма оперы «Победы над солнцем». 1921

Лисицкий дал супрематизму понимание плоскости как проекции, организовал множества пространств в проунах. Он же начал аксонометрические построения объектов. Хаос геометрических фигур архитектор Лисицкий организовывал осями. Зритель погружался в картину, терялся в ней, но постепенно архитектурное предназначение брало верх, и проекции становились элементами или несущими, или несомыми.

Расхождения во взглядах на динамику завершило становление архитектурного супрематизма. Малевич стремился «…одной плоскостью передать силу статики или видимого динамического покоя» , Лисицкий говорил, что «проун по-мужски активно динамичен» . Малевич трезво оценивал расхождение с тем, на кого были возложены архитектурные надежды: «динамические формы супрематического строения, которые в последствии разделились на два вида: аэровидный супрематизм (динамический) и супрематизм статический; последний идет в архитектуру (покой) искусства, динамический <в> конструктуру (труд)

Лазарь Лисицкий. Проун. 1920

Конструктура и архитектон - две формы архитектуры ХХ века, которые получили теоретическое обоснование в диалоге художников. Скрещивая супрематизм и конструктивизм, Лисицкий создал свою версию интернационального стиля и с успехом демонстрировал его на Западе. Там он также рекламировал Малевича, трудно представить какой была бы судьба супрематизма без услуг Лисицкого. Однако после переезда в Петроград супрематистам пришлось разрабатывать архитектурную тему с нуля, но это позволило сохранить идею Малевича в чистоте, не допуская влияния конструктивизма.

Александр Никольский

«Наша новая действительность стоит теперь перед задачей нового архитектурного оформления. А для этого своевременно подумать об организации таких исследовательских и экспериментально-практических мастерских…»

Александр Никольский - гражданский инженер, до революции был учеником Василия Косякова, проектировал церкви. В 1919–1921 он рисует арх. схемы, которые отвечали запросам по рационализации абстрактной формы и соответствовали архитектурному кубизму. С 1922 года он знакомится с разработками супрематизма. После закрытия ГИНХУКа в 1926 он подхватывает знамя института и возглавляет Комитет художественной промышленности в РИИИ (Российский институт истории искусств), где работает с учениками Малевича и Матюшина. Результатом этой работы стала серия проектов, выставленных на Первой выставке современной архитектуры в Москве летом 1927 года. Проекты демонстрировались в макетах, что было новаторским приветом от Малевича. Стилистически это было скрещение супрематизма и конструктивизма. Хан-Магомедов так и назвал это явление: «супрематический конструктивизм».

Никольский А. и мастерская. Проект зала общественных собраний «Ленин». 1926–1927

Никольский одновременно входит в ОСА (Объединение современных архитекторов) и общается с Малевичем Он подвергается осуждению за эту связь и за излишнее внимание к форме. Своим авторитетом Никольский способствовал реализации супрематических проектов. Совместно с учеником Малевича Л. Хидекелем и Н. Демковым, Никольский проектирует стадион «КСИ» («Красный Спортивный Интернационал») в Ленинграде. Впервые в России трибуны строятся из железобетона. Здание клуба - первый успех тектоники планитов в характерной черно-белой гамме. Приемы супрематизма при организации объемов видны в проекте бани «Гигант» в Ленинграде. В проекте круглых бань Никольский использует динамическую схему Лисицкого. Остроугольный вестибюль врезается в основной объем, визуализируя мотив «Клином красным бей белых».

Ушаковские бани «Гигант», Ленинград (Санкт-Петербург). Главный фасад. 1930

«Супрематический конструктивизм» сравним по формальным качествам с архитектурой лидеров интернационального стиля. Никольский последовательно ищет форму выражения публичной идеи: залы общественных собраний, школы, стадионы - примеры сооружений, находящихся на пике современных общественных отношений. Здесь Никольский концентрировался на задаче создания современного «храма», воплощающего идеалы новой эпохи.

Николай Суетин

«…если архитектор создаст <…> строение, которое послужит убежищем для других, то пусть они в архитектуре найдут свободные пространства <…> через художественное решение»

Ученики Малевича, кажется, не смогли достичь качества мысли Малевича, но им выпала честь довести дело супрематизма до высот на практике. «После отъезда Татлина в Киев, в конце 1925 года отдел материальной культуры ГИНХУКа был реорганизован в лабораторию супрематической архитектуры. Руководителем становится Николай Суетин» С Ильей Чашником они были главной опорой Малевича при разработке планит и архитектонов. Чашник умер в 1929 году, Малевич - в 1935-м, голод и болезни были их спутниками. Суетин провожает учителя в последний путь - изготавливает супрематический гроб, в котором тело провезут по Невскому проспекту. В этом же году он получает заказ на проект оформления интерьера Павильона СССР для Всемирной выставки в Париже.

Николай Суетин. Проект интерьера павильона СССР на Всемирной выставки 1937

Павильон стал квинтэссенцией довоенного советского искусства. «Освоение классического наследия» приобрело формы стиля, в котором органично сочетались формальные идеи авангарда и декоративный реализм.

Предложим версию возникновения форм павильона: около 1930 года Малевич ставит фигуру человека на вершину супрематического небоскреба, это незадолго до того, как появится утвержденный проект дворца Советов в Москве. Автором проекта назначают Бориса Иофана, но за ним видно самого демиурга соцреализма: на вершине Вавилонской башни стоит статуя вождя.

В 1921 году Лисицкий проектирует фигурину «Новый» (эскиз костюма для оперы «Победа над солнцем»), где две фигуры в крайней динамике сливаются в одну. В 1935–1936 годы идет проектная история скульптуры «Рабочий и колхозница». Сплочение тел мужчины и женщины в порыве прогресса и труда отсылают к «Новому» как к ближайшему образчику. Архитектор павильона тот же Иофан, вместе с Мухиной и своим идеологическим заказчиком они кажутся заложниками супрематизма.

Павильон СССР на Всемирной выставке. 1937

Суетин заполняет интерьер павильона любимым цветом Малевича - белым, цветом бесконечности. Белые костюмы на «Знатных людях страны Советов» с картин Дейнеки. В интерьере много воздуха, мало предметов. Центральная лестница ведет к макету дворца Советов, марши фланкируют две пары архитектонов. Супрематический рельеф и орнамент покрывают стены и потолки павильона.

Лазарь Хидекель

«Но опыт нам подсказывает, что с тех пор как мы начали строить Вавилонскую башню, никаких результатов полезных это стремление нам не дало…»

Единственным действительно архитектором в супрематизме был Лазарь Хидекель. Он учился у Малевича и Лисицкого в Витебске, затем в Ленинграде стал гражданским инженером. Его курсовая работа 1926 года в ИГИ вызовет скандал. Проект Рабочего клуба, просчитанный до мелочей, будет первым проектом супрематизма. Хидекель научит Никольского новой системе формообразования и разработает объемы клуба стадиона «КСИ».

Лазарь Хидекель. Супрематический проект «Аэроклуб». 1925

Лазарь Хидекель. Курсовой проект «Рабочий клуб». 1926

В 1929 его направят в проектный отдел Дубровской ГЭС (Государственная электрическая станция) - там он предложит клуб в виде куба. Он активно продвигает супрематизм в фарфоре, интерьерах, рекламе, делает проекты городов будущего. В 1933 году он реализует сооружение самостоятельно - кинотеатр «Москва» в Ленинграде 1937 года. Хидекель как будто берет за основу свой проект Аэроклуба 1924 года - крестообразная структура едва угадывается сквозь оформление ар деко, но видна сверху. Хидекель примет правила игры в классику, но внедрит в нее орнамент «супрематического ордера», как на фасаде здания школы в Ленинграде. Он надолго забудет опасное увлечение, но для себя рисовать не перестанет и доживет до возвращения интереса к супрематизму в 1970-е годы.

Лазарь Хидекель. Проект кинотеатра «Москва». 1937

Лазарь Хидекель. Школа в Ленинграде. 1940

Супрематисты в истории искусства как повстанцы, цель которых - дать миру свои высшие правила. То, что они сумели провести в реальность - значительно для группы из пяти человек. «Черный квадрат» ошеломил Россию, но не СССР. Лишь на какой-то момент супрематизм оказался на вершине визуальной парадигмы, затем растворился в дизайне, оставив о себе лишь миф. Список архитекторов, испытавших влияние теории форм Малевича, простирается от Тео ван Дусбурга до Захи Хадид. Влияние было очевидно в 1920–1930-е, в послевоенном модернизме он возникал подсознательно, в наше время - это концептуальный эстетизм.


Цит. по: Овсянникова Е. «Архитектура как пощечина бетоно-железу» диалектика развития архитектурной мысли / Архитектура и строительство Москвы. №12, 1988. С. 16.

См.: Жадова Л.А. «Супрематический ордер» / Проблемы истории советской архитектуры. М., 1983. С. 37.

Малевич. К. Биографический очерк. Ок. 1930. Цит. по: Малевич К. Собр. соч. т.5. С. 372.

Супрематизм

Супрематизм

(от лат. supremus - высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja - превосходство, главенство) Направление авангардного искусства (см.: Авангард) первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. Сам термин никак не отражает сущности С. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. С. - высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим (или «супремовидным»). Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин (39 или больше) с изображением геометрических абстракций (см.: Абстрактное искусство),включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и др., выставленных на петроградской футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г. Именно за этими и подобными им геометрическими абстракциями и закрепилось название С., хотя сам Малевич относил к нему и многие свои работы 20-х гг., внешне содержавшие некоторые формы конкретных предметов, особенно - фигуры людей, но сохранявшие «супрематический дух». Да и собственно более поздние теоретические разработки Малевича не дают оснований сводить С. (во всяком случае самого Малевича) только к геометрическим абстракциям, хотя они, конечно, составляют его ядро, сущность и даже (черно-белый и бело-белый С.) подводят живопись к пределу ее бытия вообще как вида искусства, т. е. к живописному нулю, за которым уже нет собственно живописи. Этот путь во второй половине века и продолжили многочисленные направления в арт-деятельности, отказавшиеся от кистей, красок, холста. Многие создатели новейших направлений в искусстве, современных артефактов чтят Малевича за его С. своим предтечей и духовным отцом. Быстро пройдя в своем супрематическом творчестве три основных этапа с 1913 по 1918 г., он одновременно, и особенно, начиная с 1919 г., пытался осмыслить суть открытого им пути и направления. При этом наблюдается смена акцентов и тональности в понимании сути и задач С. от экстремистски-эпатажного манифестирования в работах 1920-23 гг. к более глубоким и спокойным рассуждениям 1927 г. В брошюре-альбоме 1920 г. «Супрематизм. 34 рисунка» Малевич определяет три периода развития С. в соответствии с тремя квадратами - черным, красным и белым - как черный, цветной и белый. «Периоды были построены в чисто плоскостном развитии. Основанием их построения было главное экономическое начало одной плоскостью передать силу статики или видимого динамического покоя». Стремясь освободить искусство от внехудожественных элементов, Малевич своим черным и белым «периодами» фактически «освобождает» его и от собственно художественных, выводя «за нуль» формы и цвета в некое иное, практически внехудожественное и внеэстетическое измерение. «О живописи в супрематизме не может быть речи. Живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого», - эпатирует он публику и своих коллег-художников. «Построение супрематических форм цветного порядка ничуть не связано эстетической необходимостью как цвета, так формы или фигуры; тоже черный период и белый». Главными параметрами С. на этом этапе ему представляются «экономическое начало», энергетика цвета и формы, своеобразный космизм. Отголоски многочисленных естественнонаучных (физических, в частности), экономических, психологических и философских теорий того времени сливаются здесь у Малевича в эклектическую (а сегодня мы сказали бы постмодернистскую - см.: Постмодернизм , - хотя и у главного авангардиста!) теорию искусства. Как художник с тонким живописным чутьем, он ощущает различную энергетику (реальную энергетику) любого предмета, цвета, формы и стремится «работать» с ними, организовать их в плоскости холста на основе предельной «экономии». (Эту тенденцию в наше уже время по-своему разовьет минимализм.) «Экономия» выступает у Малевича при этом «пятой мерой», или пятым измерением искусства, выводящим его не только из плоскости холста, но и за пределы Земли, помогая преодолеть силу притяжения и, более того - вообще из нашего трех-четырехмерного пространства в особые космическо-психические измерения. Супрематические знаковые конструкции, заменившие, как утверждал Малевич, символы традиционного искусства, превратились вдруг для него в самостоятельные «живые миры, готовые улететь в пространство» и занять там особое место наряду с другими космическими мирами. Увлеченный этими перспективами, Малевич начинает конструировать пространственные «супремусы» - архитектоны и планиты, как прообразы будущих космических станций, аппаратов, жилищ и т. п. Категорически отказавшись от одного, земного, утилитаризма, он под влиянием новейших физико-космических теорий приводит искусство к новому утилитаризму, уже космическому. Главный элемент супрематических работ Малевича - квадрат. Затем будут комбинации квадратов, кресты, круги, прямоугольники, реже - треугольники, трапецоиды, эллипсоиды. Квадрат, однако, - основа геометрического С. Малевича. Именно в квадрате усматривал он и некие сущностные знаки бытия человеческого (черный квадрат - «знак экономии»; красный - «сигнал революции»; белый - «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни»), и какие-то глубинные прорывы в Ничто, как нечто неописуемое и невыговариваемое, но - ощущаемое. Черный квадрат - знак экономии, пятого измерения искусства, «последняя супрематическая плоскость на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту». Стремясь оставить в искусстве только его сущность, беспредметное, чисто художественное, он выходит «за их орбиту», и сам мучительно пытается понять, куда. Сведя к минимуму вещность, телесность, изобразительность (образ) в живописи, Малевич оставляет лишь некий пустой элемент - собственно пустоту (черную или белую) как знак-приглашение к бесконечному углублению в нее - в Нуль, в Ничто; или - в себя. Он убежден, что не следует искать ничего ценностного во внешнем мире, ибо его там нет. Все благое - внутри нас, и С. способствует концентрации духа созерцающего на его собственных глубинах. Черный квадрат - приглашение к медитации! И путь! «...три квадрата указывают путь». Однако для обыденного сознания это слишком трудный и даже страшный, жуткий «путь» через Ничто в Ничто. И Малевич в своем творчестве отступает от края абсолютной апофатической бездны в цветной супрематизм - более простой, доступный, художественно-эстетический. Гармонически организованное парение легких цветных конструкций из геометрических форм, хотя и выводит дух созерцающего за пределы обыденной земной атмосферы в некие более высокие уровни духовно-космического бытия, тем не менее не оставляет его один на один с трансцендентным Ничто. Более взвешенно и продуманно «философию С.» Малевич изложил к 1927г. Здесь еще раз констатируется, что С. - это высшая ступень Искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума. Искусство, расставшись с миром образов и представлений подошло к пустыне, наполненной «волнами беспредметных ощущений» и попыталось в супрематических знаках запечатлеть ее. Малевич признается, что ему самому стало жутко от открывшейся бездны, но он шагнул в нее, чтобы освободить искусство от тяжести и вывести его на вершину. В этом своем почти мистико-художественном погружении в «пустыню» всесодержащего и изначального Ничто (за нуль бытия) он ощутил, что сущность не имеет ничего общего с видимыми формами предметного мира - она совершенно беспредметна, безлика, без-образна и может быть выражена только «чистым ощущением». А «супрематизм есть та новая, беспредметная система отношений элементов, через которую выражаются ощущения... Супрематизм это тот конец и начало, когда ощущения становятся обнаженными, когда Искусство становится как таковое без-ликое». И если сама жизнь и предметное искусство содержат только «образы ощущений», то беспредметное искусство, вершиной которого является С., стремится передать только «чистые ощущения». В этом плане изначальный первоэлемент С. - черный квадрат на белом фоне - «есть форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия». Квадрат стал для Малевича тем элементом, с помощью которого он получил возможность выражать самые разные ощущения - покоя, динамики, мистические, готические и т. п. «Я получил тот элемент, через который выражаю те или другие мои бывания в разных ощущениях». Точной формулировки своего понимания термина «ощущение» Малевич не дал. Думается, что речь у него идет о том психологическом отношении, состоянии, которое мы сегодня называем «переживанием», а сами идеи навеяны популярными в тот период махистскими представлениями. В супрематической теории Малевича важное место занимает понятие «безликости», стоящее у него в одном ряду с такими понятиями как беспредметность (см.: Малевич) и безобразность. Оно означает в широком смысле отказ искусства от изображения внешнего вида предмета (и человека), его видимой формы. Ибо внешний вид, а в человеке лицо, представлялся Малевичу лишь твердой скорлупой, застывшей маской, личиной, скрывающей сущность. Отсюда отказ в чисто супрематических работах от изображения каких-либо видимых форм (=образо-в=ликов), а во «второй крестьянский период» (к. 20 - нач. 30-х гг.) - условно-обобщенное, схематизированное изображение человеческих фигур (крестьян) без лиц, с «пустыми лицами» - цветными или белыми пятнами вместо лиц (без-ликость в узком смысле). Ясно, что эти «без-ликие» фигуры выражают «дух С.», пожалуй, даже в еще большей мере, чем собственно геометрический супрематизм. Ощущение «пустыни небытия», бездны Ничто, метафизической пустоты здесь выражено с не меньшей силой, чем в «Черном» или «Белом» квадратах. И цвет (часто яркий, локальный, праздничный) здесь только усиливает жуткую ирреальность этих образов. Глобальный супрематический апофатизм звучит в «крестьянах» 1928-1932 гг. с предельной силой. В научной литературе стало почти общим местом напомнить фразу из полемики Бенуа и Малевича о «Черном квадрате» как о «голой иконе». «Без-ликие» крестьяне основателя С. могут претендовать на именование супрематической иконой в не меньшей, если не в большей мере, чем «Черный квадрат», если под иконой понимать выражение сущностных (эйдетических) оснований архетипа. Апофатическая (невыразимая) сущность бытия, вызывающая у человека неверующего ужас перед Бездной небытия и ощущение своей ничтожности перед величием Ничто, а у грядущих экзистенциалистов (см.: Экзистенциализм) - страх перед бессмысленностью жизни, выражены здесь с предельным лаконизмом и силой. Человеку же духовно и художественно одаренному эти образы (как и геометрический С.) помогают достичь созерцательного состояния или погрузиться в медитацию. У Малевича было много учеников и последователей в России в 1915-1920 гг., которые объединялись одно время в группе «Супремус», но постепенно все отошли от С. Исследователи усматривают прямое влияние Малевича на весь европейский конструктивизм. Это и верно и неверно. Вокруг Малевича было много подражателей, но ни один из них не проник в истинный дух С. и не смог создать ничего, хоть как-то по-су-ществу (а не по внешней форме) приближающееся к его работам. Это касается и конструктивизма. Конструктивисты заимствовали и развили некоторые формальные находки Малевича, не поняв или резко отмежевавшись (как Татлин) от самого по сути своей гностико-герметического, а в чем-то даже и интуитивно-буддистского духа С. Да и сам Малевич, как интуитивный эстет и приверженец «чистого искусства», резко отрицательно относился к «материализму» и утилитаризму современного ему конструктивизма. Более последовательных продолжателей С. следует искать скорее среди минималистов (см.: Минимализм) и некоторых концептуалистов (см.: Концептуализм) второй половины XX в.

Лит.: Elliot D. Russian Art and Society: 1900-1935. N. Y-, 1986;

Gray C. Burleigh-Motley M. Russian Experiment in Art: 1863-1922. L., N. Y., 1986.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Супрематизм" в других словарях:

    - (от лат. supremus наивысший), условное наименование направления в искусстве авангардизма, созданное в середине 1910 х гг. в России К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстрактного искусства, супрематизм воплощался в лишённых… … Художественная энциклопедия Словарь синонимов

    К. Малевич. Атлеты (1932) Супрематизм (от лат. supremus наивысший) направление в авангардистском искусстве, основанное в 1 й половине 1910 х гг … Википедия

    Супрематизм - Показ супрематических работ К. Малевича во время Последней футуристической выставки картин 0,10 (ноль десять) (Петроград, декабрь 1915 года). СУПРЕМАТИЗМ (от латинского supreus наивысший), разновидность абстрактного искусства, созданная в 1913… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Супрематизм - (от лат. supremus наивысший) направление в рус. авангардизме (разновидность абстрактного иск ва), созданное в 1 й пол. 1910 х гг. К. С. Малевичем, соединившее идеи кубизма и футуризма. Выражает идею машинизации жизни. С. провозгласил полное… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (от лат. supremus наивысший) направление в авангардистском искусстве, основан в 1 й половине 1910 х гг. в России К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство), С. выражался в лишённых… … Большая советская энциклопедия

    - (лат. supremus высший) формалистическое течение в живописи нач. 20 в., основатель с. Казимир Малевич. произведения супрематистов представляли собой комбинации цветных геометрических фигур или объемных форм. Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [от лат. suprematus высший] Одно из направлений в абстрактном искусстве, заключающееся в сочетании окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) или наложенных на плоскость объёмных форм. ● Основателем этого… … Энциклопедический словарь

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 10.08.2015 18:34 Просмотров: 5171

«Плоскость, образовавшая квадрат, явилась родоначалом супрематизма, нового цветового реализма как беспредметного творчества» (Казимир Малевич).

«Потребность достижения динамики живописной пластики указывает на желание выхода живописных масс из вещи к самоцели краски, к господину чисто самоцельных живописных форм над содержанием и вещами, к беспредметному Супрематизму – к новому живописному реализму, абсолютному творчеству», – так оценивал супрематизм его основатель Казимир Малевич.

Значение термина

Супрематизм – от латинского supremus (наивысший). Первоначально этот термин означал превосходство цвета над остальными свойствами живописи. Это направление в авангардистском искусстве было основано в первой половине 1910-х годов К.С. Малевичем и являлось разновидностью абстракционизма . Комбинации разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника) создавали асимметричные супрематические композиции.

К. Малевич «Супрематизм» (1915-1916). Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
Итак, супрематизм – это приоритет цвета и элементарные формы как первичные составляющие живописи. В то же время это преодоление кубизма – выход в беспредметность. Беспредметное искусство Малевич понимал как освобождение художественного творчества и вообще искусства от всякого подчинения, отказ от господства над искусством какой бы то ни было идеологии.
Супрематизм – это претворение в искусстве проекта рационалистического мироустройства. Если судить по манифестам художественных группировок, которые появляются во множестве в 10–20-х гг. XX в. на Западе и в России, каждый раз речь идет об открытии неких «основных» закономерностей искусства.

К. Малевич «Атлеты» (1932)
В своей записной книжке Малевич в 1924 г. писал: «...разного рода вожди, стараясь подчинить искусство своим целям, учат, что искусство можно разделить на классовые различия, что существует искусство буржуазное, религиозное, крестьянское, пролетарское... В действительности происходит борьба двух классов: и у той, и у другой стороны есть то искусство, которое отражает и помогает тому и другому... Ну, а новое беспредметное искусство ни тем, ни другим не служит, оно им и не потребно».
Авангардистов и утопистов-революционеров объединяет и восторженное, страстное отношение к проекту идеального будущего, и отвращение к прошлому, к реальному прошлому в жизни и искусстве.
У Малевича было много последователей (Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Николай Суетин, Иван Пуни, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко и др.), но поскольку именно он был основателем нового направления в искусстве, то более внимательно посмотрим на его творчество.

Казимир Северинович Малевич (1879-1935)

Выдающийся российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма.
Теория супрематизма была сформулирована Малевичем в статье «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1916), а первые картины, в том числе и знаменитый «Черный квадрат», были показаны в декабре 1915 г. на выставке «0.10».

К. Малевич «Чёрный супрематический квадрат» (1915). Холст, масло. 79,5 х 79,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Это самая известная работа Казимира Малевича, одна из самых обсуждаемых картин. «Чёрный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича. В этом цикле (триптихе «Чёрный квадрат», «Чёрный круг» и «Чёрный крест») художник исследовал базовые возможности цвета и композиции.
1910-1913 гг. – пик русского авангарда. Движение кубофутуризма достигло своего апогея и начало сходить на нет. Кубизм и его метод «геометризации» уже казались художникам односторонними. В русском искусстве образовались два пути начавшегося движения к «чистой беспредметности». Во главе одного из них (конструктивизм), стал В. Е. Татлин. Во главе другого движения (супрематизм) стоял К. C. Малевич.
В период 1910-1913 гг. Малевич работал одновременно в кубизме, футуризме и в «заумном реализме» (или «алогизме»). Алогизм был реализован Малевичем в его новой художественной системе. Эта система не отрицала логику, но означала, что работы основаны на логике высшего порядка. Таким образом в творчестве Малевича обрисовалась тенденция к беспредметности, к плоскостной организации картины, которая привела его к супрематизму. Супрематический метод Малевича состоял в том, что он взглянул на землю как бы извне. Поэтому в супрематических картинах, как в космическом пространстве, исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом», и возникает самостоятельный мир, соотнесённый как равный с универсальной мировой гармонией. Такое же метафизическое «очищение» происходит и с цветом: он теряет предметную ассоциативность и получает самостоятельное выражение.
Чёрный квадрат художник декларировал как «первый шаг чистого творчества в целом» и провозгласил его «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».
Понятие «нуль форм» (nihil – ничто) уже служило в то время «синонимом абсолюта, трансфинитного начала и знаком отрицания – футуристическая теория сводила к нулю предшествующую культуру». В оригинальной супрематической доктрине Малевича значение нуля простиралось от «ничто» до «всего». «Нулевое» значение чёрного квадрата заключалось также в том, что он стал базовой формой, супрематической «клеткой», как его называл сам Малевич».

К. Малевич, А. Лепорская, К. Рождественский, Н. Суетин «Чёрный круг» (1923). Холст, масло. 106 х 105,5 см. Государственный русский музей (Петербург)
«Чёрный круг» был одним их трёх главных модулей новой пластической системы, стилеобразующим потенциалом супрематизма.

К. Малевич «Чёрный крест» (1915). Холст, масло. 79 х 79 см. Центр Помпиду (Париж)
«Черный крест» знаменовал рождение из нуля форм другой, новой формы усложненного построения.
В этих беспредметных работах, построенных на принципах «экономии» художественных средств, К.С. Малевич пытался решить грандиозную и почти неосуществимую задачу тотальной «перекодировки» мира. Малевич верил в планетарное значение нового искусства, в котором – цель переустройство мира и общества, воспитание нового универсального человека, владеющего тайнами мироздания. Это была попытка создания принципиально новой культуры в послереволюционной России.
В 1919 г. в Витебске, где тогда преподавал К.С. Малевич, возникает общество УНОВИС (Утвердители нового искусства), занимавшееся дальнейшей разработкой принципов супрематизма.

К. С. Малевич «Летящий аэроплан» (1915). Музей современного искусства (Нью-Йорк)

Художники-супрематисты

Как мы уже сказали, у Малевича были последователи. Но никто из них не проник так глубоко в идею супрематизма, как он. В основном, сходство заключалось лишь в форме. Давайте посмотрим другие работы супрематистов.

О. Розанова «Автопортрет» (1911)
Ольга Владимировна Розанова (1886-1916) – художник русского авангарда. Супрематизм был отрезком в её творческой жизни: в 1916 г. она присоединилась к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. Её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуально и взаимосвязью цветов. В том же году Розанова вместе с другими художниками-супрематистами работала в артелях деревень Вербовка и Скопцы.
В 1917 г. она создала один из шедевров беспредметной живописи ХХ в. – картину «Зелёная полоса».

О. Розанова «Зелёная полоса» (1917). Холст, масло. 71,2 х 49 см. Ростовский кремль (Ростов)
Считается, что значение «Зелёной полосы» для мирового авангарда сопоставимо со значением «Чёрного квадрата» Малевича. Розанова начала разрабатывать собственную теорию цвета, в которой отталкивалась от супрематизма Казимира Малевича. Эта художественная и теоретическая работа привела её к открытию цветописи, которую она также называла «преображённым колоритом».
В «Зелёной полосе» Розанова добивается феноменальной «светоносной прозрачности» (определение Нины Гурьяновой). Эту светоносность Розанова получает путём наложения прозрачных световых лессировок на белила грунта, резко отражающего свет. В отличие от работ Малевича того же периода, она уходит от чётко очерченных на плоскости холста супрем; контур размывается и растворяется в свете.

- (от лат. supremus высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja превосходство, главенство) Направление авангардного искусства (см.: Авангард) первой трети XX в., создателем, главным представителем и… … Энциклопедия культурологии

Супрематизм - (от лат. supremus наивысший), условное наименование направления в искусстве авангардизма, созданное в середине 1910 х гг. в России К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстрактного искусства, супрематизм воплощался в лишённых… … Художественная энциклопедия

СУПРЕМАТИЗМ - стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910 х гг., К. С. Малевич считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus, высший, последний), которому свойственны… … Большой Энциклопедический словарь

СУПРЕМАТИЗМ - СУПРЕМАТИЗМ, супрематизма, мн. нет, муж. (от лат. supremus высший) (иск.). Формалистическое направление в живописи периода империалистической войны 1914 18 гг., отрицавшее необходимость рисунка, изображения предметов и сводившее живопись к… … Толковый словарь Ушакова

супрематизм - сущ., кол во синонимов: 1 живопись (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Супрематизм - Показ супрематических работ К. Малевича во время Последней футуристической выставки картин 0,10 (ноль десять) (Петроград, декабрь 1915 года). СУПРЕМАТИЗМ (от латинского supreus наивысший), разновидность абстрактного искусства, созданная в 1913… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Супрематизм - (от лат. supremus наивысший) направление в рус. авангардизме (разновидность абстрактного иск ва), созданное в 1 й пол. 1910 х гг. К. С. Малевичем, соединившее идеи кубизма и футуризма. Выражает идею машинизации жизни. С. провозгласил полное… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Супрематизм - (от лат. supremus наивысший) направление в авангардистском искусстве, основан в 1 й половине 1910 х гг. в России К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство), С. выражался в лишённых… … Большая советская энциклопедия

супрематизм - (лат. supremus высший) формалистическое течение в живописи нач. 20 в., основатель с. Казимир Малевич. произведения супрематистов представляли собой комбинации цветных геометрических фигур или объемных форм. Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка

супрематизм - а; м. [от лат. suprematus высший] Одно из направлений в абстрактном искусстве, заключающееся в сочетании окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) или наложенных на плоскость объёмных форм. ● Основателем этого… … Энциклопедический словарь

Направление в абстрактном искусстве, созданное Казимиром Малевичем в 1915-1919 годах. Высшая степень беспредметного и абстрактного искусства, выраженная в идеальных конструкциях из геометрических элементов, в абстрактных сочетаниях геометрических фигур, плоскостей, объемов.

Сюжет, рисунок, пространственная перспектива в традиционном их понимании в супрематизме отсутствуют, а определяющими факторами становятся геометрическая форма и открытый цвет. В супрематических работах пространство возникает за счет контрастов размеров, наклонов и поворотов перекрывающих друг друга форм. Композиционные контрасты придают картинам динамику за счет цветовых, пространственных и геометрических противопоставлений.

Супрематизм сформировался в рамках общего процесса перехода авангардного искусства в беспредметность. Его целью было полное освобождение творчества от изобразительности, доведение художественных приемов до предельного минимума. Малевич считал, что задачей художника нового типа - супрематиста - является выявление беспредметного в качестве сущности любого искусства. Отказавшись от изображения окружающей действительности и даже от любого символического или повествовательного компонента, супрематизм упрощал все до основных форм - квадрата, круга, треугольника, прямой. Фактически, супрематизм представлял собой новую глобальную философию жизни и искусства, переустройство мира на основе геометрических элементов и плоскостей, окрашенных чистым цветом, свободно парящих в белом бесконечном пространстве.

По мнению Малевича, предметное искусство содержит только "образы ощущений". Супрематизм же, как вершина искусства беспредметного, передает "чистые ощущения", постигаемые без участия разума. Искусство, расставшись с миром образов, подошло к бездне, наполненной "волнами беспредметных ощущений" и попыталось в супрематических знаках запечатлеть ее. В 1927 году в немецкой Высшей школе изобразительного искусства Баухауз была опубликована книга Малевича "Мир как беспредметность", в которой он подробно излагал свое понимание концепции: "Под Супрематизмом я понимаю примат чистого ощущения в изобразительном искусстве. С точки зрения супрематиста, явления предметной природы как таковые не имеют значения; существенным является лишь чувство как таковое, совершенно независимо от окружения, в котором оно было вызвано". Философию и цель супрематизма он видел в "выводе искусства к самому себе, т.е. искусству как таковому, не рассматривающему мир, но ощущающему, не к осознанию и осязанию мира, но к чувствованию и ощущению".

Художественным манифестом и символом супрематизма стала картина "Черный квадрат" (1915). Малевич в черном квадрате на белом фоне видел некий нуль форм, первоэлемент мира и бытия, с помощью которого он получил возможность выражать самые разные ощущения: покоя, динамики, мистических переживаний. "Черный квадрат" был частью триптиха, куда также входили "Черный крест" и "Черный круг".

Целый цикл супрематических работ был впервые представлен публике в 1915 году на "Последней футуристической выставке картин "0,10" в Петрограде. Помимо Малевича в ней участвовали В. Татлин, Н. Пуни, Л. Попова, О. Розанова и др. Название выставки говорило о том, что импульс супрематизму был дан футуризмом и экспериментами художников в этом стиле. Самая идея "Черного квадрата" пришла к Малевичу во время работы над оформлением футуристической оперы М. Матюшина "Победа над солнцем" в 1913 году. Декорации, созданные Малевичем, уже содержали многие элементы супрематической формы.

Внешняя простота и примитивизм форм супрематизма требовали объяснения, теоретического обоснования метода, которым стали статьи Малевича "От кубизма и футуризма к супрематизму" (1915), "Супрематизм" (1919), "Супрематизм. 34 рисунка" (1920) и др. Первая редакция статьи "От кубизма и футуризма к супрематизму" вышла еще до выставки "О,10", заявляя, что "квадрат - первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры", а "творчество лишь там, где в картинах является форма, не берущая ничего созданного уже в натуре".

В 1915 году Малевич и его соратники (А. Крученых, В. Хлебников, Л. Попова, О. Розанова, А. Экстер и др.) организовали общество "Супремус", целью которого было распространение идей супрематизма.

В статье "Супрематизм", Малевич, оглядываясь назад на несколько лет существования этого стиля в живописи, намечал в нем 3 этапа по числу квадратов:

Черный супрематизм - супрематизм знаков (квадрат, круг, крест)

Цветной супрематизм - свободно парящие раскрашенные плоскости

Белый супрематизм - распыление цвета и формы в безграничном белом пространстве

В 1918 году Малевич создал серию полотен "Белое на белом", полностью отказавшись от цвета, сводя все к полному "нулю" и абсолютной беспредметности. Этим он поставил точку в своих живописных и плоскостных экспериментах, перенеся их в трехмерное пространство.

В 1919 году в Витебске, на базе художественно-практического института, где тогда преподавал К. Малевич, возникло общество УНОВИС ("Утвердители нового искусства"), занимавшееся дальнейшей разработкой принципов супрематизма. В него входили Л. Лисицкий, Н. Суетин, И. Чашник, Л. Хидекель и др. Просуществовав только до 1922 года, оно во многом повлияло на дальнейшее творчество этих художников и выход супрематизма в предметно-пространственную среду. Ученики Малевича развивали его идеи, осуществляя их не только в живописи, но и дизайне, архитектуре, полиграфии, текстиле, фарфоре.

Начиная с 1923 года Малевич работал над созданием "архитектонов" и "планит" - супрематических архитектурных моделей, оказавших огромное влияние на современную архитектуру, в частности на творчество таких архитекторов как Лазарь Хидекель и Заха Хадид.