Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Развитие форм жилища у первобытных и традиционных народов

Музыкальное и театральное искусство .

Элементы содержания: Характерные черты архитектуры каменного века. Музыкальное и театральное искусство первобытного человека. Требования к уровню подготовки обучающихся: Освоение различных этапов развития первобытной архитектуры. Изучение понятий «мегалит, дольмен, менгир, кромлех».

Ход урока:

    Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей, у них появилась потребность в сооружении простейших жилищ в виде округлых шалашей из жердей или костей убитого мамонта, покрытых шкурами.

    Фото Жилище из костей мамонта

    Фото Схема постройки жилища

    Фото Стоянка первобытного человека в деревне Верхние Мандроги

    Поселения охотников со временем превратились в деревни земледельцев . Дома были небольшими, часто непрочными. Из деревень в эпоху неолита вырастают первые города.

    Рис. Деревня земледельцев

    В эпоху неолита возникли и довольно сложные сооружения, не имеющие бытового назначения. Зачастую их возведение было обусловлено религиозными представлениями и верованиями первобытного человека.

    Первые сооружения архитектуры – мегалиты (от греческого «мегос»- большой, «литос»- камень). Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определённом порядке.

Распространены во всём мире, кроме Австралии.

    Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом . По-видимому, это общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

    Мегалиты делятся на 3 вида

    Дольмен (в переводе с бретонского - tol - стол, men - камень). Древнее погребальное сооружение , один из видов мегалитических построек.

    Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху .

    Внутреннее пространство служило местом пребывания души умершего. Для сообщения ее с миром в стенках делали небольшие круглые отверствия.

    Менгир (бретонск. menhir , от men - камень и hir - длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю.

    Достигают высоты 4-5 м и более (крупнейший высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции).

    Иногда составляют длинные аллеи

    или расположены по кольцу . По-видимому, имели культовое значение.

    Кромлех - каменные плиты или столбы, расположенные по кругу.

    Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами, лежащими сверху.

    • Обычно состоит из огромных (до 6-7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей.

      Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится или .

    Иногда кромлех окружает курганную насыпь, иногда существует самостоятельно и состоит из нескольких концентрических окружностей.

    • При раскопках внутри кромлехов находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки. Назначение спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений, а также для религиозных церемоний.

    Наиболее известен Стоунхендж (Великобритания), возведенный на рубеже каменного и бронзового веков. Являясь храмом солнца, он не только использовался для культовых церемоний и погребений, но и выполнял роль каменной астрономической обсерватории, что позволяло с удивительной точностью вести календарный счет дням, отмечать начало времени года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

    Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась история архитектуры.

    • Музыкальное и театральное искусство первобытного общества

      Кроме основных видов изобразительного искусства в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки, театра и литературы.

      Человек, отправляясь на охоту на определенного животного, в танце воспроизводил характер животного, подражал издаваемым им звукам и голосам природы, имитировал метание копий и стрельбу из лука.

      Танцы носили примитивный характер и напоминали гимнастические упражнения.

    • Уже в первобытном обществе возникли основные виды музыкальных инструментов: ударный, духовой, струнный.

Первые инструменты человек научился изготовлять из камня, кости и дерева, чтобы с помощью их производить различные звуки.

    Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости (этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов).

    Также изготовляли п огремушки из черепов, которые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию.

    Самыми древними инструментами были ударные. Идиофон - древний ударный инструмент - возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка - это прежде всего ритм.

    Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты . В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения тот же, что и у современных флейт.

    В это же время появляется аэрофон - инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья. В дереве проделывали отверстия и закрепляли нити, после чего, музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул(этот гул напоминал голос духов). Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (XXХ в. до н.э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия.

    Самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было изобразить весь земледельческий процесс (от сева до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии (от свадьбы до посылки чужому племени символов для объявления войны или заключения мира).

    Первобытная культура не знает письменности, но зарождается словесное искусство в виде фольклора.
    Наиболее ранний вид фольклора – миф, легенда о прошлом.
    Первые мифы рассказывают о возникновении человека и животных, последующие - о происхождении Земли и мира в целом.

    Дома: Сообщение «Стоунхендж»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первобытное искусство. Презентацию выполнила: Пикова Эльвира, ученица 10 класса МКОУ СОШ п.Кобра Руководитель: Рычкова Е.А.

Что было толчком к созданию первого наскального рисунка? Какая молния сверкнула в мозгу самого первого художника? Пришло ли ему в голову обвести угольником тень на скале? Или рука сама стала наносить на той же скале непонятные штрихи и зигзаги? В этот момент из тьмы полного, почти животного, невежества засиял мощный свет, который потом, через века и тысячелетия, станут называть всеобъемлющим словом – Искусство. Самые древние изображения на стенах пещер: хаотические волнистые линии и отпечатки руки. Эта рука - провозвестница рук Рублева, Леонардо, Пикассо. Это – начало мировой художественной культуры. Первобытное искусство существовало на всех континентах (кроме Антарктиды), возникло одновременно в разных уголках планеты.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

Наскальная живопись в основном делится на три периода: Искусство палеолита; Искусство мезолита; Искусство неолита.

Искусство палеолита – самое древнее. Пещерная живопись того времени могла передать форму, объем и движение. Известный источник палеолетического искусства являются пещеры Ласко и Альтамира.

Искусство мезолита ассоциируется с изображением соплеменников, на групповые сцены охоты, преследования и войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действия. Например, стрельба из лука, удар копьем или погоня за убегающей добычей.

Искусство неолита было востребовано в каменном веке. Наскальная живопись становится все более условной. Нарисованные люди и животные делаются все более симпатичными, появляются условные изображения орудий и оружия, средств передвижения и геометрических фигур.

Спасибо за внимание


Зарождение архитектуры в первобытном обществе.

Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.

Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры.

Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы.

Мегалиты (от мега... и...лит) - культовые сооружения III-II тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.

ДОЛЬМЕНЫ

Дольмены, обычно представляют собой "ящики", составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций.

МЕНГИРЫ

Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. "Рекордсменом", был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры Франции, находятся в Бретани:

Менгир в Керлоас (Финистер) - 12 м.

Менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) - 11,20 м.

Менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) - 10,30 м.

КРОМЛЕХИ

В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.

Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник (как в Сrucuno, Mорбиан).

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Египетский стиль мы знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян.

Дошедшие до нас памятники - это храмы, дворцы и гробницы, т.е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись.

Стены, пилоны, колонны, как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас.

Исключение составляет Амарнский период - период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Запрет многочисленных старых культов, и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств "в сторону человека".

АНТИЧНОСТЬ

Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима.

Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.

Основываясь на мифологии, наивно олицетворявшее силы природы, греческое искусство, по сути, являлось довольно реалистичным.

Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии, как науки, позволившую осознать пропорции как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было "изобретение" ордера дорического, ионического.

Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами.

Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они "изобрели" арочно-ордерную ячейку. Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.

ВИЗАНТИЯ

На Востоке родился и эволюционировал" так называемый центрический тип храма, когда центральное помещение делалось большим и, как правило, перекрывалось куполом.

Купол, являясь для верующих олицетворением рая небесного, присутствовал в качестве элемента любого храма. Однако купол имел довольно неприятную "конструктивную слабость" – он передавал на стены гигантский распор, из-за чего последние приходилось делать очень толстыми. Поэтому хроники часто отмечали обрушение куполов.

Так было и со знаменитым собором св. Софии в Константинополе. (Сейчас это Голубая мечеть в Стамбуле, поэтому мысленно уберите четыре высоких башни-минарета.)

При повторном возведении купола Анфимий и Исидор впервые использовали конструкцию, которую впоследствии назовут купол на парусах, и будут массово использовать и по сей день.

Архитектура первобытного общества

Эпоха палеолита

Самые древние изображения – это палеолитические Венеры. Примитивные женские фигурки. Обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага.

Эпоха мезолита (средний каменный век)

В наскальной живописи преобладают многофигурные композиции

Эпоха неолита

Наскальная живопись становится схематичной и условной.

Мегалиты – это огромные каменные сооружения

Менгир – это отдельно стоящий камень, высотой более 2х метров

Дольмены – это несколько врытых в землю камней, перекрытых плитой.

Кромлех – это сложная постройка в виде круговых оград, диаметром до 100 м.

Самый знаменитый кромлех – это Стоун ХЕНДЖ в Англии построен из 120 каменных глыб, до 7 тон каждая, диаметром 30 м.

Архитектура Древнего Египта

Главную роль в жизни общества играет религия.

Местом захоронения знатных людей является мастаба – это форма низкого параллелограмма. Из низких складывается ступенчатая пирамида. Матерью египетских пирамид считается пирамида Ждосера . В постройки пирамид отражены 3 основных принципа: гигантские размеры, пирамидальная форма и использования камня, как основной строительный материал. Самая знаменитая и высокая пирамида Хеопса , высотой 147 м. снаружи пирамиды обычно закрывали плитами отшлифованными до зеркального блеска. Внушительные размеры, зеркальный блеск вызывают чувства благоговения и страха. Ощущение монументальности (человек чувствует себя ничтожеством).

Храмы Луксора и Корнака

Храмы соединены трехметровой аллеей сфинксов.

Схема храма: аллея сфинксов подходит к входу, который оформляют пилоны. Вход ведет в открытый двор окруженный стенами, колоннами и статуями. Через второй вход попадаем в гипостильный зал поддерживаемый рядами колонн. В зале более 120 колонн образуют 16 рядов. Высота колонн 20 м, диаметр 3.5 м, капитель (верхняя часть колонн) представлены в виде цветов лотоса или папируса. Колонны были раскрашены, потолок тоже в темно-синий цвет с парящими птицами. Из гипостильного зала можно было пройти в небольшое святилище, туда можно было входить только фараону и жрецам. Перед входом в храм обычно располагались обелиски символ луча света.

Дворец царицы Хатшепсут

Храм стоит у подножия скал, которые служат фоном и сливаются с ним в единое целое. Храм расположен на трех террасах соединенных пандусами (наклонными площадками)

Город Фивы

Город много столетий служит столицей Египта. Город расположен на двух берегах Нила. На восточном берегу, где встает солнце, располагается город живых , на западном берегу размещались гробницы царей и знати – город мертвых .

Архитектура Древней Передней Азии

В междуречье не было ни камня, ни дерева, пригодных для строительства. Здания возводились из необожженного кирпича. Здания строились на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала от наводнений. Здесь была разработана новая форма храма, которая называется Зиккурат.

Зиккуратом представляется собой ступенчатую гробницу, символ лестницы в небо. Количество ярусов могло быть различным, ярусы окрашивались в разные цвета: нижний ярус - черного цвета, средний – красного, верхний – белого. На самом верху размещалось святилище. В то время был построен зиккурат Этеменанке , ставший прототипом Вавилонской башни.

Храм в Вавилоне в эпоху правления Навуходоносора 2. Во дворце размещались висячии сады – Семирамиды, которые считались 1 из 7 чудес света. Единственное что сохранилось до нашего времени это ворота башни Иштар, находятся в Берлине.

Архитектура Древней Греции

Крито-микенская цивилизация стала образцовой художественной мастерской для большого региона – от Балканской Греции и островов Эгейского моря до побережья Малой Азии.

Архитектура острова Крит

На Крите в основном строились дворцы, предназначенные для светских и религиозных нужд. Дворец мог служить одновременно резиденцией правителя города и крепостью. Дворцы обычно были связаны с горными святилищами, устроенными в пещерах. Каждый дворец был ориентирован на определенную священную гору.

Священные сады.

Священный сад обычно находился в юго-восточном углу дворцового комплекса. Там располагались «театральная площадка» для ритуальных сценических действий и замощенный участок с обложенными камнем ямами (для хранения зерна, или в них высаживались священные деревья).

Основные эпохи Древней Греции :

1. Геометрика 9-8 века до н. э.

2. Архаика 7-6 век до н.э.

3. Классика: ранняя 490-450 года до н.э

Высокая 450 год до н.э.

Поздняя 400-323 года до н.э.

4. Эллинизм 3-1 век до н.э.

Геометрика , название стиля по декоративным росписям сосудов, там преобладали такие узоры как ромб, квадрат, круг… каждый сосуд имел тулово, горло, шейку, венчик, ручки, ножки. Главное в сосуде его необычайная устойчивость, называется тектоникой.

Эпоха Архаика. Храмы повторяли идею критского мегарона – это прямоугольное здание с входом на узкой торцевой стене с колоннами, которые или обрамляли вход, или делили вдоль внутреннее пространство, или стояли у стен.

Архаика создала единый архитектурный язык – ордерную систему . оорпрп

орпылорепjhgkliokjhhhhhl;’Jknbvccclkj

Орапваыолоп

Отимсчпро

Ордер – архитектурная композиция, состоящая из вертикальных несущих опор в виде колонн и горизонтальных несомыхчастей Наиболее распространенные в античной архитектуре:

1. .дорический – отождествлял собой тело мужчины. Мощный, минимум украшений, отсутствует база. Назван по имени племени дорийцев.

2. Ионический – отождествлял собой женщину, он более изящный, чем дорический, имеет базу, назван по имени племени ионийцев.

3.
Коринфский – отождествляет собой девушку, более изящный, максимум украшений.

Позже зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества.

Эпоха Классики.

Строятся большие святилища: Аполлона в Дельфах, Геры в Олимпии. Самым знаменитым ансамблем является Афинский Акрополь, который стоял на высокой скале над городом. Это уникальный архитьектурный комплекс, куда входили храмы, пинакотека(картинная галерея), статуи богов.Главным храмом является храм Парфенон. По торцевым стенам 8колонн, по боковым - 17. Наружные колонны дорического ордера, стены собственно храма венчал ионический фриз. Был рассчитан на восприятие снаружи.

Самый красивый храм в Акрополе – Эрехтейон, с портиком кариатид. Фигуры женщины – кариатиды , мужчины – атланты . Обязательно четное число колонн.

Греческое исскуство создало особый жанр мемориальных стел – это надгробный рельеф. Над захоронениями ставили мемориальные надгробия с высоким рельефом, который помещался в эдикулы – это нищи обрамленные двумя небольшими колоннами с антаблементами и фронтоном над ними.


Архитектура Древнего Рима

Под древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и народы, от Британских островов до Египта.

Восприняв от этрусов и греков рационально-организованную строгую планировку городов, римляне усовершенствовали её. Планировка городов отвечала условиям жизни: торговли огромного масштаба, духу военщины и дисциплины, тяготению к зрелищности и парадности. Римляне впервые начали строить «типовые» города, прообразом которого являлись римские военные лагеря. Город имел форму квадрата, который пересекали две перпендикулярные улицы (кардо и декуманум) на перекрестке которого возводился центр.

Республиканский период . Конец 6 середина 1 века до н.э. образование мировой рабовладельческой державы. Распространенные типы сооружений: амфитеатры (Колизей), термы (бани), триумфальные арки, акведуки – мост с проложенным водопроводом, дворцы, виллы, театры, храмы, памятники…

Увлечение греческим искусством проявилось в обращении к ордерной системе, но здесь он выполнял в основном декоративную функцию. Опорную функцию выполняла стена. Римляне изобрели монолитно-оболоченную систему возведения стены. Основу составляли две узкие кирпичные стены, между которым залит битый щебень с бетоном. Снаружи стены облицовывались мрамором или другим камнем. Вместо цемента использовался порошок из магмы. Большое место принадлежало арке, опиравшейся на столбы. Это дало возможность строить многоэтажные сооружения со сводчатыми и купольными перекрытиями. Основной формой перекрытия был свод, он был из камня. При пересечении двух цилиндрических сводов получается крестовый свод. При равенстве пролетов квадрат. Внутренняя поверхность сводов пересечения образуют ребра, в которые сосредоточены давление свода. Это дало возможность прорезать опорные стены полуциркульными арками.

Из всех римских ордеров тосканский является самым простым по отделке и самым тяжелым по пропорциям.


Важное стратегическое значение имели дороги, они мостились бетон со щебнем, плитами лавы и туфа. Строятся мосты – акведуки .

Общественная жизнь протекала на рыночной площади – форумы (подобные площади строились в древней Греции, назывались агорами). На форуме проходили все главные городские события. В архитектурный ансамбль входили храмы – базилики – общественное здание в виде вытянутого прямоугольника, лавки торговцев – таберны, площади украшали статуями, портиками, ростральными колоннами – колонны к которым прикреплялись носы побежденных кораблей. Также здесь проходила «священная дорога». Основным типом общественных зданий стал храм. Он сложился в результате скрещивание итальянский и древнеримских традиций с греческими. В основном строились псевдоперипторы с входом только с главного фасада, а также моноптеры состоящие из цилиндрической основы, окруженной колоннадой с входом с торцевой стороны.

Город Помпей. Город имел регулярную планировку. Улицы оформлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки таверны. Населения Помпея – 10000 человек, а амфитеатр, построенный, как у греков в природном углублении, вмещал в себя 20тыс.чел. Устройство помпейских домов – домусов. Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (от лат. закопченный), то есть помещения выполнявшие священную функцию. Атриум повторял модель греческой культовой ямы «мундус». Прямоугольное отверстие в крыше – комплювий , бассейн находящийся под ним – имплювий. Атриум выполнял функцию «мирового столпа», то есть связывал дом с небесами и подземным миром. В атриуме также находились ценные вещи, сундук с семейными ценностями, стол типа жертвенника и шкаф для хранения восковых масок предков. Стены внутри дома были расписаны

Первый Помпейский стиль. Второй конец 1 века до н.э. это геометрический орнамент, который напоминал обкладку стен полудрагоценными камнями. Стиль получил название инкрустационный.

Второй помпейский стиль. 1 век до н.э. – архитектурный . Интерьер превращал как бы в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад, портиков, фасадов.

Третий помпейский стиль канделябровый , конец 1 века до н.э. 50 год н.э. Отличался орнаментальностью архитектурных мотивов, преобладание легкими ажурными сооружениями.

Четвертый помпейский стиль 63 год н.э. – 1 век н.э. – фантастическая архитектура . Динамическая пространственная композиция, обилие неравномерно освещенных фигур, нахождение в движении, пестрота колорита.

Контрастом домам с их роскошью и комфортом были многоэтажные дома для плебеев.

Период империи. Начался с периода правления Августа 27 год до н.э. – 14 год н.э., золотой век римского государства. Рим приобрел облик, соответствующий престижу мировой столицы. Мавзолей Августа. Круглое здание 90 м диаметром состоящий из двух концентрических стен, приподнятый на насыпной холм. Император Нейрон воздвигает знаменитый «золотой дом», который был дворцом и виллой одновременно. Воплощением мощи были триумфальные арки, которые воздвиг в честь победы над врагом и как знак освящения новых городов.

Пример, арка Тита , в память победы римлянами в иудейской войне. Высота арки 15.4 м, ширина 5.33 м. Арка служила основанием скульптурной группе - император на колеснице. Украшает арку аттик, посвященный императору Титу. Большое место в жизни римлян занимают зрелища. Флавиев амфитеатр – Колизей (от лат.грубый). Построен в 70-80х гг. н.э. В солнечные дни наверху на штыри натягивался парусиновый навес синего цвета (велу, веларий)
. Колизей вмещал 50000 зрителей, высота 48.5 м. Здание разделено на 4 яруса, каждый из который украшен ордерами. Нижний ярус – дорическим, второй – ионическим, третий – коринфским, четвертый – пилястры коринфского ордера. В каждом проеме стояли статуи знаменитых людей Рима. Имеется несколько подвальных помещений, в которых размещались звери и инженерные коммуникации (трубы с водой). Здание вызывало ощущение суровой энергии за счет огромных масштабов, обобщенных форм и торжественных ритмов.

Тосканский ордер – придумали римляне, похож на дорический, но там нет канелюр, минимум украшений, только колонна и капитель.


Эпоха императора Адриана . Адриан был приверженец всего греческого. При нем был создан самый духовный памятник мировой архитектуры Пантеон – храм всех богов. Представлял собой классический образец центрально-купольного здания. Пропорции здания совершенны – диаметр купола 43.5 м., почти равен высоте 42.7 м, то есть в подкупольное пространство можно вписать шар. Свет проникает через отверстия в куполе, диаметр 9 м(глаз пантеона), это единственный источник света, пространство разделено на ярусы, стены облицованы цветным мрамором. Интерьер расчленен колоннами коринфского ордера нишами со статуями, аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами, завершается антаблементом. Купол разделен 5 кольцевыми рядами кассет, уменьшающихся кверху. Здание вызывает чувство умиротворения, покоя, внутренней гармонии, уход от земной су еты в мир духовности.

В 1 веке н.э. появляется новый тип зданий – гигантские термы – это общественные бани рассчитанные на 2-3 тысячи человек. Это был комплекс разнохарактерных по назначению помещений, предназначенных для всестороннего развития человека. К залам холодных и теплых помещений, образующих центр, ядро композиции, примыкают многочисленные помещения для гимнастических упражнений и умственных занятий. Помещения поражали роскошью отделки, наиболее знамениты термы Каракаллы .

Архитектура Византии


На месте старой греческой колонии Византии был основан город императором Константином – Константинополь, который 11 мая 330 года официально объявлен столицей римской империи. Впоследствии империя разделилась на 2 части: западную и восточную. Первая пала под натиском германских племен, а восточная просуществовала еще целое тысячелетие.


Первые христиане римской империи вынуждены были таиться, они собирались в катакомбах – лабиринтах пещер для погребения усопших. Катакомбы были для них одновременно и церковью (от лат. собрание) и мартирием – постройкой над могилой мученика, и кладбищем. Стены белили и украшали живописью. Христа изображали в виде молодого пастуха в окружении природы. Позже Константин узаконил христианство, как одну из государственных религий.

Константинополь (второй Рим). Город был не похож на традиционные римские города. Город располагался на полуострове треугольной формы. Центром стал императорский дворец, расположенный в наименее доступной части полуострова. Дворец выходил на большую площадь, от которой начиналась главная улица обрамленная рядами арок, через них на главную улицу как бы втягивался веер боковых улиц. Такая планировка была обусловлена не только формой острова, но и выявляла исключительную роль императорской власти. От врагов город защищали стены. Неприятеля с суши встречал заполненный водой ров 10 м глубины. За ним поднималась стена высотой в 3 человеческих роста, за ней вторая стена с башнями вдвое выше первой, а дальше третья высотой 6-7 м с очень глубоким фундаментом. Подобная стена проходила и по берегу моря. Главным выездом служили золотые ворота с тремя проемами.

Христианство унаследовала 2 типа построек: 1- центрические здания, которые служили в основном мартириями и крещальнями. Они были небольшими, и в плане представляли квадрат, круг, 8-угольник или равноконечный (греческий) крест. Внутреннее пространство центрического храма собирало молящихся в середине, где они пребывали в покое.

2 - базиликальный – это вытянутый прямоугольник. Здание разделялось продольными рядами опор на несколько рядов – нефов. Средний неф обычно шире и выше остальных, чаще всего он завершался полукруглым выступом – апсидой . Интерьер базилики ориентирует вошедшего на действие, движение.

Наиболее удачным типом храма оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарем на восток, и увенчанная куполом.

В плане базилики появляется поперечный неф – трансепт . В центре получившегося креста воздвигался купол. Данная схема стала называться крестово-купольной. Христиане решили, что апсида должна соответствовать Вифлеемской пещере, где родился Христос и где был погребен.

Самым крупным и знаменитым храмом Константинополя христианский храм Святой Софии. Основной задачей зодчих была проблема в постройке грандиозных размеров. Возвести здание почти 100 метровой длины, да еще перекрыть куполом, не имея сырья для производства бетона, было неразрешимой задачей. Было принято решение выполнить «скелет» купола из многочисленных арок и сводов: к центральному куполу примыкали два больших полукупола, а к ним в свою очередь меньшие купола. Сила распора растекается, и дробиться, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны. За счет света, проникающего в арки по периметру основания купола, создается впечатление, что купол «парит» в воздухе.

Высота здания – 54,8м. Диаметр купола – 32,6м

Позже, когда Константинополь захватили турки, собор был перестроен под мечеть - к нему были приставлены 4 минарета, убраны мозаики. Данный собор служил образцом для постройки собора Святой Софии в Киеве. Послужил основой для постройки храмов на Руси.

Франция

Церковь Святого Павла и Петра в монастыре Клюни. Длина 127м,

Германия.

В основном т.н. «переходный стиль», в котором сочетались романские и готические черты.

Италия.

Преобладают античные черты (архитектура древней Греции и Рима), пример собор и башня в Пизе .

Готическая архитектура

Римляне считали готическое искусство варварским. К концу 12 века центром культуры, политики, экономической жизни становятся города. Города обладают значительными привилегиями, у них был орган самоуправления. В центре города образовалась ратуша – современная мэрия. Над ратушей воздвигалась башня, которая символизировала символ свободы. Соборы должны были вмещать в себя большее количество людей, чем раньше, поэтому изменяется конструкция здания: свод теперь опирается на арки, а не на стены, те в свою очередь на столбы, боковое давление передается аркбутанам – наружным полуаркам иконтрфорсам – костыли здания, столбы. За счет такой конструкции появилась возможность уменьшить толщину стен и прорезать в них окна. Исчезает ровная поверхность стен, вместо них появляется витражи, различные скульптуры и прочее. Готический собор легок и устремлен ввысь. Границы между частями храма стерлись. Пространство собора – с многочисленными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, - создавало образ небесного мира, воплощая мечту о чуде.

Франция. Нотр Дам де Пари или собор Парижской богоматери. Время строительства 11-14 века. 5-ти нефная базилика на острове реки Сена. Длина 129 м. Три входа – портала, имеются ниши со статуями французских королей, называется «королевской галереей». Западный фасад украшает окно - «роза», на башнях располагаются химеры - фантастические существа.

Собор в Шартре - характерные черты французской готики. Сравнительно невысокие башни и обязательно наличие окна - розы.

Самый большой собор - в Амьене, высота 42.5 м, длина 145 м.

Англия. Готическая архитектура в основном связана с монастырями. Здания готического стиля не сохранились.

Германия.

Собор в Кельне. Высота 46 м, по сравнению с Францией башни более высокие и остроконечные, отсутствует окно-роза. Множество стрельчатых окон.

Италия. Дворец Дожей в Венеции .

Когда то была тюрьма. Яркий пример «пламенеющей» готики - за счет украшений в виде язычков пламени.

Архитектура стран Азии

Арабские страны Иран и Турция

В первой трети 7 века в городе Мекке (Аравийский полуостров) возникла новая религия - ислам, основателем стал Мухаммед. Его проповеди были записаны и сосредоточены в Коране. В 8 веке был создан государственный арабский Халифат. Архитектура ислама формировалась в соответствии с местными строительными традициями. В походе мусульмане очерчивали на песке территорию, определяя по тени воткнутого в землю копья, направление к Каабе (араб. куб) - святилища в виде прямоугольной каменной ограды. Кааба стала священным центром ислама, и мусульмане молятся, обращаясь в ее сторону.

Первые построенные мечети появились в 665-670 гг. н.э. Они представляют собой квадрат двор, окруженный галереями на столбах. На стороне, обращенной к каабе ставили 5 или более колонн, которые создавали молитвенный зал.

Со временем мечети стали различать по назначению, небольшая – масджид , служила местом индивидуальной молитвы. Джами и соборная – для коллективных молений в пятницу, а главная джами называют (большой мечетью) Джами иль – Кабир. Загородная мечеть – мусава .

Отличительной чертой мечети стал михраб - ориентированная на Каабу священная ниша(плоская, условная или вогнутая). Стрельчатое завершение михраба означает точку на «священной оси ислама» , благодаря которой осуществляется мысленная связь молящегося с земной Каабой отражающая его духовную связь с Каабой небесной.

Начиная с 8 века к мечети добавляются минареты – башни с которых призывают на молитву, обычно их 4. За западе мусульманского мира 4гранные, на востоке круглоствольные, иногда бывают спиралевидные.

Пример исламской дворцовой архитектуры – это дворец Альгамбра в Гренаде (Испания) . Массивные стены крепости с башнями и бастионами, ловушками и потайными входами, скрывают «сокровище» - дворец, роскошный и удобный. Это типичная мусульманская архитектура – жемчужина, спрятанная в раковине.

Арабески. Это характерный для арабского искусства, сложный узор, созданный на основе точного математического расчета. Арабеска построена на повторении или/и умножении нескольких элементов узора. В рисунок могут вплетаться надписи, растительные мотивы, изображения птиц и ж

ивотных или других фантастических существ. Такими арабесками были расписаны стены мечети.

Архитектура Индии


3 век до н.э. В Индии распространяется буддизм в качестве государственной религии. Первые сооружения - мемориальные колонны, на которых высечены указы правителей – стамбха , высота 10 м. завершается капителями с изображениями животных. Позже появились погребальные памятники – ступы . Ступы имеют форму полусферы – это означает символ неба и бесконечности. Центральный шест ступы – ось вселенной, соединяющей небо и землю, символ мирового древа жизни. «Зонт» на конце шеста – это ступенчатое восхождение к нирване, также символ власти. Ступу окружают ограда, по 4 сторонамсвета, в которых стоят ворота украшенные рельефом.

В Индии популярны пещерные храмы – чайтьи , то есть высеченные прямо в скале. Внутри в самом широком коридоре размещены ступы. Единственным источником света было большое подковообразное окно. Скульптурные пары на фасаде олицетворяли два начала в природе - мужское и женское, а их объединение рождает все живое на земле.

Храм Кандарья. 10 -11 века. Части здания: святилище, зал для молящихся, вестибюль, вход находящийся на одной оси и плотно примыкающий друг к другу. Каждая часть здания обособлена башенной надстройкой, самая высокая часть – святилище.

Знаменитый философ 19 века Рабиндранат Тагор охарактеризовал искусство Индии так: «Индия всегда имела один неизменный идеал – слияние со Вселенной».

Пример мусульманской архитектуры в Индии – мавзолей Тадж-Махал.

Архитектура Азии

В Индокитае распространились 2 главные религии: буддизм и индуизм. В юго – восточной Азии – индуистские представления о центре Вселенной отождествлялись с горой Меру – местом обитания богов. Царь выступал как наместник бога на земле или как воплощение бога с горы Меру, поэтому и храмы и царские дворцы строились в соответствии с этой концепцией, то есть здания напоминали горы.

Комплекс Ангор – Ват . 12 век н.э., на ступенчатой горе, обнесенной стеной, возвышались 5 храмов – башен, а также множество других надстроек, внутренний дворик, лестница, галерей. В плане комплекс представлял собой прямоугольник 1300 – 1500 м. Вокруг него проложен канал. Через канал к главному входу ведет дорога со статуями львов и нагов.

Архитектурный комплекс Боробудур. 8 – 9 век. Храм построен на вершине холма, на огромной каменной платформе над ней пирамидально сужаясь, поднимаются 5 террас с обходными коридорами. Выше находится 3 круглых террасы, на которых помещены 72 ступы. В каждой ступе статуя Будды. Все сооружение увенчано в центре большой ступой колокообразной формы. К вершине храма с каждой из четырех сторон ведут крутые лестницы.

Символика храма: храм олицетворяет гору Меру, ступенчатое восхождение наверх к истине и к просветлению. Рельефом изображали помощников Будды. Статуи Будды олицетворяли духовное совершенство. Венчающая композиция – большая ступа символизировала высшую ступень познания мира.

.

Древний Китай

По представлению древних китайцев земля – это квадрат. Сам Китай находится в центре, небо имеет форму окружности, поэтому они называют себя срединным царством или поднебесным. Эти формы приобретают символичность в алтарях для жертвоприношений. Круглые алтари предназначаются для неба, а квадратные для земли. В 3 веке до н.э. после войн мелкие царства объединились в единую империю, столицей империи стал город Саньян.

По приказу императора Цинь Ши-хуанди из остатков оборонительных сооружений царств было создано самое мощное крепостное сооружение – Великая Китайская стена. Длина в то время 750 км, высота 10 м, ширина 5 – 8 м. Стена проходит по вершинам скал.

Гробница императора . Гробница окружена двумя рядами стен, образовывая в плане квадрат. Поверх конусообразный холм. Стены гробницы облицованы мрамором и нефритом, на каменном полу нарисована карта империи, также здесь стояло скульптурное изображение 5 священных гор, а потолок имеет вид небосвода со звездами. В 1974г. на расстоянии 1.5 км от гробницы были обнаружены 11 параллельных подземных туннелей с гигантским глиняным войском, где каждый воин наделен индивидуальными чертами, выполненными в натуральную величину и раскрашены.

В 4 – 6 веках н.э. важную роль имеют буддийские монастыри. Башни в которых сохранились буддийские реликвии – пагоды , количество ярусов в пагоде обязательно нечетное.

«Железная пагода » - это 50 м башня с 13 м ярусами, облицована керамическими плитами цвета ржавчины.

С 1421 года Пекин стал столицей Китая. В плане город представлял собой два примыкающие к друг другу и обнесенные стенами прямоугольника с соединяющимися воротами. Весь город пересекает большая Пекинская магистраль, которая завершается у северной стены, где происходят важнейшие события жизни страны. Магистраль имела скорее символическое значение, пройти по ней было невозможно, так как путь преграждали искусственные холмы, высотой до 60 м. Подобные холмы – это защитники от злых духов, которые по поверью могли двигаться только по прямой линии. Холм был принадлежностью каждой пагоде, так как по представлению древних китайцев «город без вершины – все равно, что без стен, ему грозила неминуемая гибель».

Крыши зданий и сооружений стали покрывать цветной черепицей. В соответствии с символикой: золотой цвет – могущество императора; синий – небо, мир, покой; зеленый – древесная листва.

В центре Пекина главным ансамблем является Запретный город . Город окружен красными стенами высотой 10 м и рвом с водой. Там находится императорский дворец, состоящий из нескольких частей: парадные, различные залы, коридоры, жилые комнаты, театры, сады, беседки… в северной части располагается императорский сад с искусственным водоемом, редкими породами деревьев и прочим. Каждое здание имеет свое поэтическое название. Например, зал высшей гармонии, храм молений об урожае, храм неба.

Характерная черта ансамбля: простота и ясность форм в сочетании с нарядностью, яркостью, торжественностью.

Архитектура Тибета

Религия – буддизм. Светским и духовным правителем является Далай– Лама (океан премудрости).

Тибетские монастыри – это крупные архитектурные ансамбли, расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами к вершинам, поэтому их силуэт кажется естественным продолжением гор.

Монастыри включают в себя: жилище монахов, хранилище рукописей, храмы, мастерские, большую площадь для религиозных представлений.

Крыши храмов венчают золотые, бронзовые символы буддизма жапцаны – это цилиндрические сосуды со списками молитв внутри.

Пример, дворец Потала (16 – 17 века) – это резиденция Далаи – Ламы.

Архитектура Японии

Религия – буддизм пришедшая из Китая.

Традиционный японский дом . Дом выполнен из деревянного каркаса. Приподнят на деревянных столбиках, примерно на 30 см – это необходимо для проветривания.

В доме имеется одна стационарная стена с очагом, а остальные три стены могут раздвигаться (для слияния с природой). Стены закрываются бумагой или шелком. По периметру здание опоясывает веранда.

Здание низкое, так как пропорции рассчитаны на человека сидящего. Обязательный элемент в каждом доме – это токонама – ниша в неподвижной стене, где могла висеть картина или стоять композиция из цветов – икебана .

При каждом доме обязательно должен располагаться сад или фрагмент природы (с камнями, холм, деревьями, водоемами) или символичный «сухой сад». Основой является песок и композиция из камней.

Пример, сад Рёандзи в Киото (сад 15 камней) представляет собой площадку 19×23 м. площадка покрыта песком, состоящую композицию из камней. При наблюдений с любой точки, видно только 14 камней.

Дворцы Италии..

Палаццо(отсюда и рус.»палата») – городской особняк знати. Характерные черты проявления тектоники на фасадах:

1 ярус обработан грубо обработанным камнем «рустом» (камни с геометрически обработанными гранями – алмазная рустовка),

2 ярус (в виде кирпичной стены) облицовывался кирпичом с расшивкой швов,

3 ярус – поверхность гладкая.

Мощный нависающий карниз.

Наличие внутреннего двора с арками по периметру. Данный тип здания послужил образцом для зданий знати во всем мире (кроме Америки).

Андреа Палладио

Псевдоним возник от греческой богини Афины Паллады, потому что этого юношу считали способным возродить красоту и мудрость древних греков.

Свои идеи Палладио изложил в труде «четыре книги об архитектуре». Его композиции отличаются строгой упорядочностью, естественностью, покоем тем, что его здания вписываются в окружающую среду.

Пример, Палаццо Ротонда . Здание почти кубической формы, где с четырех фасадов приставлены портики.

Истоки архитектуры берут свое начало во времена позднего неолита. Именно тогда уже использовался камень для сооружения монументальных строений. Но назначение большинства из дошедших до нас памятников того периода – не известно.

Менгир – это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление.

Кромлех – это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Этот термин принято использовать по отношению к сооружениям такого типа на территории Великобритании. Тем не менее, аналогичные сооружения существовали в доисторическую эпоху также на территории Германии (Голоринг, Госекский круг) и в других странах.

Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика.

Всех их объединяет название «мегалиты», что переводится просто как «большие камни». Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты – общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа.

Стоунхендж

Стоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света. Ученые предполагают, что этот монумент сооружен в 3100 году до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал. Кромлех Броугара или кольцо Бродгара археологи датируют 2500 - 2000 годом до н.э. Впервые Кольцо Бродгара упоминается в манускрипте «Описание Островов Оркадских»1529 года некоего Джо Бена, странствующего монаха или паломника, личность которого точно не установлена. Не только монумент Бродгар, но и более древний, расположенный здесь же, кромлех Стеннесс, и вообще, все вокруг них, на этой небольшой территории – вся местность – ритуальная, сакральная, коммуникативная, – буквально нашпигована курганами, групповыми и отдельными захоронениями, даже «собором», а также жилищами и деревнями людей неолита. Все эти памятники объединены в единый комплекс, охраняемый ЮНЕСКО. В настоящее время на Оркнейских островах проводятся археологические исследования.


Самые известные дольмены находятся в Скандинавии, на Атлантическом и Средиземноморском побережьях Европы и Африки, на Черноморском побережье Кавказа, на Прикубанье, в Индии. Однако больше всего их на Кавказе – около 2,5 тысячи! Здесь вдоль побережья Черного моря (мегалиты вообще тяготеют к морям) можно встретить «классические» плиточные дольмены, монолитные дольмены, целиком выдолбленные в скале, дольменные сооружения из комбинации каменных плит и блоков, положенных в два и более рядов. Говорят и о духовной начинке этих удивительных сооружений, их энергетических зарядах. Ученые считают, что примерный возраст дольменов 3-10 тыс. лет.

Срубные постройки (вторая половина II тысяч. до н.э. - начало I тысяч.), в частности – курганы, – распространенный вид сооружений мемориального характера. Их прообразом были жилые срубные дома. При возведении кургана в яме сооружался мощный деревянный сруб с деревянным полом, внутри которого устраивалась погребальная камера. Иногда пространство между двумя камерами заполняли камнями. Камеры перекрывались накатами бревен, которые покрывали берестой, корой. Затем засыпали землей, образовывая курганный холм, зачастую значительной высоты. На вершину холма набрасывали камень.

Срубные жилища стали первым шагом на пути создания наземной рубленой деревяной постройки. Из длинных горизонтально уложенных бревен получались многогранные постройки, со временем преобразовавшиеся в однокомнатные прямоугольные дома. В середине распологался очаг, дым выходил в отверстие в крыше над ним. Такой тип постройки впоследствии назвали «мегарон», основа греческой архитектуры

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.