В чём секрет Джоконды. Мистика джоконды

Искусство Италии 15 и 16-го веков
Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Около 1503 года Леонардо приступил к работе над портретом Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо. Произведение это, известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды. Ей посвящена огромная литература, большая часть которой далека от объективной оценки леонардовского создания. Нельзя не признать, что это произведение, как одно из немногих памятников мирового искусства, действительно обладает огромной притягательной силой. Но эта особенность картины связана не с воплощением некоего таинственного начала или с другими подобными же измышлениями, а рождена ее поразительной художественной глубиной.

Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах – в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Собственно портретные работы 15 века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались еще внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев 15 века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах Леонардо да Винчи, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года; Краков, Национальный музей), изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро, и портрет музыканта (около 1485 года; Милан, Амброзианская библиотека).

В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров. Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. Но прежде всего привлекает облик самой Моны Лизы – ее необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд, излучающий ум и волю, и едва уловимая улыбка, смысл которой как бы ускользает от нас, – эта неуловимость вносит в образ оттенок неисчерпаемости и бесконечного богатства.


Старая версия картины «Мона Лиза» на нашем сайте (от 2004 года)

Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало – образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа.

Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Но значение его гораздо шире: великий живописец Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах – в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени, и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.

«Мона Лиза», она же «Джоконда», полное название - Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.

История картины

Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся - как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».

Проблема идентификации модели

В сведениях о личности женщины на картине долгое время оставалась неопределённость и высказывалось множество версий:

  • Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца


Катерина Сфорца

  • Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская


Работа последователя Леонардо - изображение святой. Возможно, в её облике запечатлена Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская, одна из кандидаток на роль Моны Лизы

  • Чечилия Галлерани (модель другого портрета художника - «Дамы с горностаем»)


Работа Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем».

  • Констанца д’Авалос, которая имела прозвище «Весёлая», то есть La Gioconda по-итальянски. Итальянский искусствовед Вентури в 1925 году предположил, что «Джоконда» - портрет герцогини Костанцы д´Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о её портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи.
  • Пачифика Брандано - другая любовница Джулиано Медичи, мать кардинала Ипполито Медичи (По версии Роберто Заппери, портрет Пачифики был заказан Джулиано Медичи для узаконенного им позже внебрачного сына, жаждавшего увидеть мать, которая к этому времени уже умерла. При этом, по мнению искусствоведа, заказчик, по обыкновению, оставил за Леонардо полную свободу действий).
  • Изабела Галанда (Isabela Gualanda)
  • Просто идеальная женщина
  • Юноша в женском одеянии (например, Салаи, возлюбленный Леонардо)

Салаи на рисунке Леонардо (Салаи - ученик Леонардо да Винчи, с которым художника связывали длительные - более 25 лет - и, возможно, интимные отношения.)

  • Автопортрет самого Леонардо да Винчи

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника

Леонардо да Винчи

  • Ретроспективный портрет матери художника Катерины (предложена Фрейдом, затем у Serge Bramly, Rina de" Firenze, Roni Kempler и др.).

Тем не менее, версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых - портрет Лизы Герардини».


Пометка на полях доказала правильность идентификации личности модели Моны Лизы

Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо - Лизой Герардини. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.

Описание картины

На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута.

Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.

Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета.


Копия «Моны Лизы» из коллекции Уоллас (Балтимор) была сделана до того, как края оригинала были обрезаны, и позволяет разглядеть утраченные колонны.

Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»

Современное состояние

«Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору тяготения к экспериментам с красками, из-за которого фреска «Тайная вечеря» вообще практически погибла. Современники художника, тем не менее, успели выразить свои восторги не только по поводу композиции, рисунка и игры светотени - но и относительно колорита произведения. Предполагается, например, что изначально рукава её платья могли быть красными - как это видно из копии картины из Прадо.


Ранняя копия «Моны Лизы» из Прадо демонстрирует, как много теряет портретный образ, помещённый на тёмный нейтральный фон

Современное состояние картины достаточно плохое, из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы».

Макросъёмка позволяет увидеть большое количество кракелюр (трещин) на поверхности картины

Техника

Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице моны Лизы нашёл модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, ещё им не решенных. Он хотел при помощи приёмов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека».

Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Одно -это чудесное леонардовское сфумато. Недаром Леонардо любил говорить, что "моделировка - душа живописи". Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, лёгкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Сфумато - это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».

Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах - в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».

Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. … Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура; и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».

Пейзаж

Искусствоведы подчёркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, полным особенного настроения, и насколько сильно это увеличило достоинства портрета.

Виппер считает пейзаж вторым средством, которое создаёт одухотворённость картины: «Второе средство - это отношение между фигурой и фоном. Фантастический, скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама её фигура. У Моны Лизы - реальность жизни, у пейзажа - реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение её собственной мечты».

Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского "сфумато" до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. … "Джоконда" - не портрет. Это - зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».


В 2012 году копия «Моны Лизы» из Прадо была расчищена, и под поздними записями оказался пейзажный фон - ощущение от полотна сразу меняется.

«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени, и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.

Кража

Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность.

21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Картину нашли только спустя два года в Италии — причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой - дали ему небольшой срок в тюрьме.


Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела.

В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, поэтому неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.

Вандализм

В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.


Толпа в Лувре у картины, наши дни.

Пожалуй, ни одна картина за всю историю не вызывает столько жарких споров, сколько "Джоконда" Леонардо да Винчи. Ученые, искусствоведы и историки бьются над загадкой, кто изображен на картине - какая-то женщина или это завуалированный автопортрет Леонардо? Но больше всего вопросов вызывает ее загадочная улыбка. Женщина будто что-то скрывает от зрителей и одновременно насмехается над ними.

Дошло до того, что картину стали исследовать врачи и вынесли вердикт: женщина, изображенная на картине, больна такими-то и такими-то заболеваниями, которые и вызывают мимические сокращения, принимаемые за улыбку. На тему "Джоконды" написаны тонны книг, сняты сотни документальных и художественных фильмов, опубликованы тысячи научных и исследовательских статей.

Для того чтобы разобраться с тайной картины, для начала поговорим немного о самом Леонардо. Гениев, подобных Леонардо, природа не знала ни до, ни после. Два противоположных, взаимоисключающих взгляда на мир соединились в нем с какой-то невероятной легкостью. Ученый и живописец, естествоиспытатель и философ, механик и астроном... Словом, физик и лирик в одном флаконе.

Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в., и то лишь отчасти. Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается.

Получается, что тайна картины разгадана? Отнюдь! Ведь есть и еще один загадочный момент, связанный с "Джокондой"; картина живет своей жизнью и непостижимым образом влияет на окружающих людей. И это мистическое влияние было замечено очень и очень давно.

Прежде всего пострадал сам живописец. Ни над одной из своих работ он не работал столь длительное время! А ведь это был обычный заказ. Долгих четыре года, затратив, по подсчетам, не менее 10 000 часов, с лупой в руке Леонардо создавал свой шедевр, нанося мазки величиной в 1/20-1/40 мм. На такое был способен только Леонардо - это каторжный труд, работа одержимого. Особенно если учесть размеры: всего 54х79 см!

Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Обладая почти невероятной жизненной силой, он практически лишился ее к моменту завершения картины. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был абсолютно прав. Ведь история знает немало примеров того, как отчаянное стремление закончить начатое становилось причиной самых невероятных случаев.

Однако он повсюду возил с собой именно эту свою работу, не расставался с нею ни на миг. А она все сосала и сосала из него силы... В итоге в течение трех лет после прекращения работы над картиной художник стал очень быстро дряхлеть и скончался.

Несчастья и беды преследовали и тех, кто так или иначе был связан с картиной. По одной из версий, на картине изображена реальная женщина, а не плод воображения: Лиза Герардини, жена флорентийского купца. Она позировала художнику четыре года, а потом очень быстро умерла - в возрасте двадцати восьми лет. Ее муж после свадьбы прожил очень недолго; любовник Джулиано Медичи вскоре умер от чахотки; его внебрачный сын от "Джоконды" был отравлен.

Иоанн-Креститель на другой картине Леонардо очень женственный и черты его лица напоминают черты лица Джоконды


На этом мистическое влияние картины не прекратилось: историки бесстрастно констатируют все новые и новые факты ее паранормального воздействия на людей. Одними из первых это отметили служители Лувра - музея, где хранится шедевр. Они давно перестали удивляться частым обморокам, которые случаются с посетителями возле этой картины, и отмечают, что если в работе музея бывает длительный перерыв, "Джоконда" будто бы "темнеет лицом", но стоит посетителям вновь заполнить залы музея и отдать ей порцию восхищенных взглядов, как Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Ну как тут не поверить в энергетический вампиризм?

Тот факт, что картина непонятным образом воздействует на тех, кто долго смотрит на нее, отмечал еще в XIX в. Стендаль, который сам после долгого любования ею упал в обморок. А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. Сразу вспоминается сам Леонардо, который часами смотрел на свою картину, рвался что-то доделать в ней, переделать... Уже и рука дрожала, и ноги почти не носили, а он все сидел возле "Джоконды", не замечая, как она уносит его силы. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были.

Не секретом является и тот факт, что картина не только восхищает, но и пугает людей - причем таких испуганных не намного меньше, чем восхищенных. Чаще всего картина откровенно не нравится детям. Дети - более тонко организованные существа и чувствуют мир больше на уровне эмоций и интуиции. Они не заморочены всеобщим мнением, что "Джоконда" - шедевр, и им принято восхищаться.

Именно они и задают чаще всего вопрос: а чем тут восхищаться? Злая какая-то тетка, некрасивая к тому же... И, наверное, недаром, бытует такая шутка, которую как-то повторила Фаина Раневская: "Джоконда так долго живет на свете, что уже сама выбирает, кому нравиться, а кому нет". Ни про одну картину в истории человечества никому и в голову не придет даже в шутку сказать, что картина-де сама выбирает, на кого какое впечатление производить.

Удивительным образом на людей влияют даже копии или репродукции леонардовского шедевра. Исследователи паранормального влияния живописных полотен на людей давно отметили, что если в семье висит репродукция Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына", копия брюлловского шедевра "Гибель Помпеи", ряд других репродукций и, в том числе, "Джоконда", в этой семье гораздо чаще возникают необъяснимые заболевания, подавленность, упадок сил. Очень часто такие семьи разводятся.

Так, известен случай, когда к Георгию Костомарскому, известному питерскому экстрасенсу и исследователю паранормального влияния картин, пришла одна женщина с желанием как- то спасти свою, находящуюся на грани распада, семью, Костомарский спросил, есть ли в доме репродукция "Джоконды"? И когда получил утвердительный ответ, настоятельно рекомендовал убрать репродукцию. В это можно не верить, но семья была спасена: женщина не просто выкинула репродукцию - она ее сожгла.

Сопоставление автопортрета Леонардо и Джоконды. Почти один в один.

Многие исследователи не могли не задаться вопросом: в чем тайна такого негативного влияния картины на живых людей? Версий много. Почти все исследователи сходятся во мнении, что во всем "виновата" колоссальная энергетика Леонардо. Слишком много сил и нервов он потратил на эту картину. Особенно если участь последние исследования на тему того, кто все-таки изображен.

Согласно сообщению "Top News", итальянский искусствовед Сильвано Винчети, один из самых известных исследователей "Мона Лизы", доказал, что да Винчи писал картину с мужчины. Винчети утверждает, что в глазах "Джоконды" он обнаружил буквы L и S, которые являются первыми буквами имен "Леонардо" и "Салаи". Салаи на протяжении двадцати лет был подмастерьем Леонардо и, как считают многие историки, его возлюбленным.

Ну и что - спросят скептики? Если уж имеет место версия, что "Джоконда" - автопортрет да Винчи, почему бы ей не быть портретом юноши? В чем тут мистика? Да все в той же бешеной энергетике Леонардо! Гомосексуальные связи не только теперь возмущают нормальную общественность, в Эпоху Возрождения было точно так же. Леонардо да Винчи страдал от непонимания общества, вот и "превратил" мужчину в женщину.

Недаром художников часто называют "творцами", намекая на Творца Всевышнего. Господь Бог сотворил людей, художник тоже в своем роде их творит. Если это просто художник - без того колоссального таланта Леонардо, без его энергетической мощи, получаются просто портреты. Если же имеет место невероятной силы энергетический посыл - получаются весьма загадочные произведения, могущие как-то влиять своей энергией на зрителя.

В случае с Салаи мы имеем желание не только как-то легализировать юношу, но и попытку вообще пойти против человеческой природы: превратить юношу в девушку. Чем не операция по смене пола? Вполне логично, что этот акт творения, противный Божеской и человеческой природе, имеет вышеописанные последствия.

Согласно другой версии, да Винчи, будучи членом тайной эзотерической секты, старался найти баланс между мужским и женским началами. Верил, что душу человека можно считать просвещенной лишь тогда, когда в ней счастливо уживаются оба начала. И создал "Джоконду" - не мужчину и не женщину. Она соединяет в себе противоположные свойства. Но, видимо, как-то не так соединяет, оттого и негативное влияние...

Третья версия гласит, что все дело в личности натурщицы по имени Пачифики Брандано, которая была энергетическим вампиром. Утечка жизненной энергии на начальном этапе вызывает у жертвы энергетической агрессии апатию, ослабление иммунитета, а затем ведет к тяжелым нарушениям здоровья.

Так вот, очень похоже на то, что Пачифика являлась именно таким человеком, поглотителем жизненной энергии других людей. Поэтому при кратковременном контакте человека с картинами, запечатлевшими энергетических вампиров, может возникать проявление синдрома Стендаля, а при длительном - и более неприятные последствия.

В "Джоконде" сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в совершенно естественных позах, это и знаменитое сфумато, это и совершенное использование светотени, это и загадочная улыбка, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Да и тот факт, что картина написана на тополиной доске, а тополь - дерево-вампир, тоже, возможно, играет определенную роль.

И, наконец, самое главное - верная передача нематериальной, точнее - тонкоматериальной сути объекта живописи. Своим необыкновенным талантом Леонардо создал действительно живое творение, дав долгую, продолжающуюся до наших дней, жизнь Пачифике со всеми ее характерными особенностями. И это творение, подобно творению Франкенштейна, погубило и пережило своего создателя.

Так если "Джоконда" может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник? Но это бы явилось актом преступления против человечества, тем более что картин с подобным воздействием на человека в мире немало.

Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т.д. Ну, а если у вас есть репродукции "Джоконды" и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.

Картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" написана в 1505 году, но она до сих пор остается самым популярным произведением искусства. По-прежнему нерешенной задачей является загадочное выражение лица женщины. Помимо этого картина знаменита необычными методами исполнения, которые использовал художник и, самое главное, "Мона Лиза" была неоднократно похищена. Самое громкое дело произошло около 100 лет назад - 21 августа 1911 года.

16:24 21.08.2015

В далеком 1911 году "Мона Лиза", полное название которой «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Но тогда никто даже не подозревал его в краже. Подозрения пали на поэта Гийома Аполлинера, и даже Пабло Пикассо! Администрация музея была немедленно уволена, а границы Франции временно закрыты. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.

Обнаружили картину лишь 2 года спустя в Италии. Что интересно, по оплошности самого вора. Он опростоволосился, отозвавшись на объявление в газете и предложив директору галереи Уффици купить Джоконду.

8 фактов о Джоконде Леонардо да Винчи, которые тебя удивят

1. Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал "Джоконду". Эксперты считают, что краски на первоначальных вариантах были значительно ярче. А рукава платья Джоконды изначально были красного цвета, просто краски со временем потускнели.

Кроме того, на первоначальной версии картины по краям полотна были колонны. Позже картина была обрезана, вероятно, самим же художником.

2. Первым местом, где увидели «Джоконду», была баня великого политика и коллекционера короля Франциска I. По легенде, перед смертью Леонардо да Винчи продал «Джоконду» Франциску за 4 тысячи золотых монет. По тем временам это была просто огромная сумма.

Король поместил картину в баню не потому, что не осознавал, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. В то время баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.

3. В свое время Мона Лиза так понравилась Наполеону Бонапарту, что он перевез ее из Лувра во дворец Тюильри и повесил в своей спальне. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил да Винчи. Правда, не как художника, а как гения-универсала, коим, к слову, считал и себя. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.

4. В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невооруженным глазомзаметить навряд ли удастся. исследователи предполагают, что это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

5. Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра спрятали в замке Шамбор. Среди них была и "Мона Лиза". Место, где спрятана "Мона Лиза", держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать самый большой в мире музей в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.

6. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена Франческо дель Джоконда - флорентийского торговца шелками. Правда, существуют и более экзотические версии. По одной из них Мона Лиза - это мать Леонардо Катерина, по другой - это автопортрет художника в женской ипостаси, а по третьей - это Салаи, ученик Леонардо, наряженный в женское платье.


7. Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

8. У картины в Лувре есть собственный зал. Сейчас картина находится внутри специальной защитной системы, которая включает в себя пулестойкое стекло, сложную сигнализацию и установку по созданию микроклимата, оптимального для сохранения полотна. Стоимость этой системы составляет 7 миллионов долларов.

Cудьба портрета Монны Лизы (Джоконды) — прославленного шедевра Леонардо да Винчи — исключительна во всей истории мирового искусства. Картина, изображающая молодую женщину из Флоренции и написанная в XVI столетии, сегодня, пожалуй, самое знаменитое живописное произведение на Земле. Трудно в наши дни найти человека, который не знал бы об этом портрете или не видел его репродукций. А в крупнейшем музее мира, Лувре, где «Джоконда» хранится уже пятый век, в каждом зале помещен указатель с краткой надписью: «К «Джоконде», к главному сокровищу музея.
В чем же секрет неувядающей славы и обаяния этой картины? Ведь нельзя объяснить ее популярность лишь данью моде или гипнозом сенсации. Почему во время демонстрации «Джоконды» в музеях самых разных стран мира многочисленные толпы зрителей шли к ней непрерывным потоком? И что видели в этом портрете многие поколения людей, пристально вглядывавшихся в лицо молодой женщины?
Каждый шедевр обязан своим рождением не только гению создавшего его мастера — он несет в себе отзвук определенного времени, судьбы целой страны, духовного творчества тысяч ее безымянных тружеников. Ибо идеалы народа, его мечты, исторические потрясения словно в зеркале отражаются в созданиях великих художников.

Портрет Монны Лизы связан с замечательной порой в истории человечества — эпохой Возрождения. В Италии и в других странах Европы в это время происходили важнейшие изменения в общественной жизни, национальной культуре и мировоззрении человеческой личности. Открытие Колумбом Америки как бы раздвинуло горизонты, впервые показало
истинные масштабы нашей планеты; предложенная Коперником гелиоцентрическая система вселенной не только совершила переворот в развитии астрономии, но и нанесла удар незыблемости религиозных представлений; изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в Германии стало могучим средством распространения научных и философских знаний.
Высочайшего расцвета в эту эпоху достигла литература. Данте, Петрарка и Боккаччо в блестящей плеяде писателей и философов-гуманистов открыли новые пути развития светской литературы, создали итальянский литературный язык. Шекспировские трагедии, комедии и сонеты раскрыли величие, разнообразие человеческих характеров и страстей. В Испании Сервантес создал роман о Дон-Кихоте, образ которого стал для последующих поколений воплощением благородства, бескомпромиссности и честного служения долгу. А рожденные фантазией великого французского писателя Франсуа Рабле образы Гаргантюа и Пантагрюэля воплотили идею жизнелюбия, ниспровергнув мрачную доктрину средневекового аскетизма и ложную мудрость богословия.

Но, может быть, самые удивительные свершения эпохи Ренессанса относятся к области изобразительных искусств. Это было время великих живописцев, скульпторов. и архитекторов. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан в Италии, Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн в Германии, Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель в Нидерландах вот лишь несколько величайших гениев из сотен замечательных и по сей день широко известных художников.
Рядом с этими сыновьями эпохи Возрождения жили безымянные герои Великой крестьянской войны в Германии, Гуситского движения в Чехии, Столетней и религиозных войн во Франции крестьяне и горожане, боровшиеся за национальную независимость, против диктатуры церкви, за свободу человеческой личности. Люди этой эпохи смело ломали закосневшие представления, отправлялись в опасные путешествия, совершали героические подвиги, утверждая тем самым право человека творить свою судьбу, познавать и преобразовывать мир, подчинять стихийные силы природы. Они гордо называли себя устами великого Данте поколением новых людей.
Сформировавшийся в эту эпоху гордый идеал гармонической и разносторонней личности вдохновлял и манил к себе все последующие поколения. Он и сегодня остается живым, непосредственно связанным с нашим временем.
Нравственный и художественный идеал эпохи Возрождения в наивысшей степени воплощен в портрете Джоконды. В облике прекрасной женщины, одухотворенном и возвышенном гением Леонардо, перед нами словно предстает «лицо» эпохи, озаренное чувством собственного достоинства, богатством и сложностью интеллекта, спокойной уравновешенностью.
В истории портрета много неясного и даже таинственного. Огромная научная литература посвящена исследованию картины, но ученые не пришли к единому мнению по многим вопросам. Среди исследователей творчества Леонардо да Винчи до сих пор ведутся споры: была ли Монна Лиза ди Антонио ди Нольди Герардини — жена богатого флорентийского купца Франческо ди Бартоломео дель Джокондо — действительно моделью художника, или этот портрет изображает знатную неаполитанку Констанцию д"Авалос, маркизу Франкавиллу? Непонятно также, почему картина до конца жизни Леонардо находилась у художника, а не была передана заказчику. Наконец, который из шестидесяти вариантов картины, находящихся во многих музеях мира и в частных коллекциях, является оригиналом? И хотя никто из специалистов не сомневается в подлинности луврской «Джоконды», само обилие копий и вариантов, созданных за четыре столетия, остается загадкой.
О фактах жизни Леонардо да Винчи мы знаем прежде всего от его современника — художника и историка искусства итальянского Возрождения Д. Вазари. Леонардо писал портрет около трех лет и, видимо, закончил его около
1503 года, сообщает Вазари. Он же называет Монну Лизу моделью художника и приводит подробности работы мастера над портретом. По словам биографа, Леонардо «...приглашал во время позирования Монны Лизы людей, игравших на лирах и певших, и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, с тем чтобы этим способом устранять меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам».
В «Жизнеописаниях» Вазари мы находим и первую оценку произведения. Современники видели в нем чудо живописи, где мастерство художника достигает таких высот, «что и сама жизнь не могла бы быть иной».
И действительно, живопись этой картины кажется нерукотворной. Взгляд улавливает легкую дымку теней, окутывающих лицо, замечает влажный блеск глаз и прозрачность темной вуали, ниспадающей на плечи молодой женщины, уходит в бездонную глубину неба, но при этом нигде не выделяет мазка кисти художника. Изображение кажется созданным не кистью на деревянной доске, а порождением самой реальности. Еще Вазари писал о Джоконде, что ее рот «казался не красками, а живой плотью».
Невольно поддаешься чудесному обаянию жизненности этого произведения. Вглядитесь в лицо Монны Лизы, и вы заметите не только необычайное правдоподобие изображения, его живую одухотворенность, но и тот трепет
Леонардо да Винчи. Джоконда. 4 Масло. Около 1503. Париж. Лувр.
жизни, о котором Вазари говорил, что «всякий, кто внимательнейшим образом вглядывался в дужку шеи, видел в ней биение пульса». Эта кажущаяся пульсация жизни проявляется прежде всего в мимике лица. Улыбка буквально на наших глазах сменяется задумчивостью, взгляд кажется то напряженным и сосредоточенным, то рассеянным и ушедшим в себя, на смену иронии приходит открытая доброжелательность. Подобно чуткому собеседнику, Джоконда словно откликается на ваше настроение, на ваши мысли.
Портрет поражает удивительным сочетанием внешней простоты и внутренней сложности замысла. Выбор формата картины, поза модели — все кажется абсолютно естественным.
Молодая дама, одетая по моде XVI века, сидит в спокойной, непринужденной позе — руки покоятся на подлокотнике кресла, лицо задумчиво обращено к собеседнику, которым и чувствует себя зритель. Ни ее поза, сложно сочетающая в себе профиль и фас, ни окружение не являются случайными, они продуманы до мельчайших деталей. Постепенный разворот фигуры на зрителя усиливает то ощущение внутреннего движения жизни, что так. захватывает нас в изменчивости выражения лица. А удивительный «космический» пейзаж за спиной Монны Лизы вызывает размышления о беспредельности вселенной.

Художник сознательно отказался от изображения будничной среды города или привычного уголка итальянской природы. Пейзаж безлюден и пустынен, в красках и рисунке нет конкретных примет времени года — ни солнечного летнего дня, ни суровой зимы. В нем представлены лишь самые общие стихии, неподвластные изменениям, — бездонность купола неба, зеркальность глади вод, скалистые силуэты гор, красно-коричневые первозданные краски земли, вибрация потоков воздуха, то сгущающегося в клубы тумана, то обреающего в далях хрустальную голубизну.
На фоне такого изображения вечного и бесконечного мира и самый образ человека обретает черты философской возвышенности, словно освобождаясь от повседневности. А контраст крупного масштаба фигуры и отдаленного пейзажа наглядно символизирует идею господства человека в мире. Величественный силуэт как бы заслоняет от зрителя небеса, землю, моря и горы. Образ Джоконды приобретает особую торжественность, общечеловеческое звучание. Не случайно английский историк искусства прошлого века Уолтер Патер писал об этом портрете: «Все мысли, весь опыт мира врезались в эти черты... она древнее скал, ее окружающих...» А его современник, французский поэт-романтик Теофиль Готье уподобляет Джоконду древнему загадочному сфинксу, «...который таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они еще не решили...».
В чем же «загадка» Джоконды?

Портрет Джоконды, конечно, чудо, но чудо искусства, мудрости и мастерства художника, сумевшего не только увидеть и постичь всю сложность человеческой души, но и передать ее такими художественными средствами, которые победили бы неподвижность и неизменность живописного изображения, ограниченного одним моментом. Вглядываясь в игру света и теней, тончайшие переходы цвета, мы поражаемся воздушности колорита, легкости движения кисти. Нигде наш взгляд не находит резких контуров или жестких границ формы. В этой тонкости живописной фактуры, прозрачности светотени — знаменитого леонардовского «сфумато» — бесконечная неуловимость нюансов настроения. Выражение лица ускользает в своей неопределенности, так же как скользит по нему свет и тают прозрачные тени. Лицо становится «зеркалом души», изображение насыщается мыслью, оживает во времени.
В высказываниях Леонардо да Винчи не раз повторяется мысль, чтр искусство должно не только учиться у природы, но и превзойти ее. В своем творении он достиг этого. Портрет Джоконды стал вершиной творчества великого художника и философа, итогом жизни и размышлений о человеке, смысле его существования и месте в мире.
Т. ПРИЛУЦКАЯ

ж-л «Юный художник»
№3, 1980 г.