Жизненный и творческий путь шолохова. Биография Шолохова

Фото 1938 года

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (сейчас хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области Российской Федерации). Отец Михаила Шолохова - Александр был служащим торгового предприятия.
Начальный опыт в обучении, а также первые навыки в школе Михаил Александрович получил во время Первой Мировой войны в столице Российский Федерации. После школы Михаил переехал в Воронежскую губернию, где поступил в гимназию, в Богучаре. Отучившись там, Михаил Александрович возвращается в Москву с целью дальнейшего получения образования. Но, после того как попытки поступления не обвенчались успехом, Михаил был вынужден поменять много разнообразных рабочих профессий, чтобы хоть как-то выживать. Но, даже при постоянной работе без выходных, Михаил Александрович всегда мог и находил свободное время для того, чтобы заниматься самообразованием.
Дебют Михаила как писателя, а именно первая публикация состоялась в 1923 году. Творческая деятельность Михаила всегда играла в его жизни значимую и большую роль. После изданных фельетонов в газетных редакциях, Михаил принялся за публикацию небольших рассказов в журналах.
Следующий, 1924 год оставил отпечаток в его биографии, как год публикации первого рассказа, как отрывка из донского цикла "Родинка". Немного позднее, все повествования этого цикла были объеденные Михаилом в три значительных сборника.
Широкую популярность Михаил Александрович получил от публикации романа "Тихий Дон", в котором рассказывается про военные времена и донских казаков в 28-32 году 20 века.
Этот роман спустя недолгий период времени стал популярен и известен не только в странах Советского Cоюза, но и за его пределами: в Азии и Европе. А годами позже роман-эпопею перевели на многие языки мира.
Личной жизни Шолохова можно смело подражать. Когда он пришел просить руки и сердца дочери атамана Громославского, тот отказал на его предложение, но в замен предложил Михаилу Александровичу забрать своей женой его вторую дочку - Марию. Ни минуты не сомневаясь, Михаил Александрович дал свое согласие.
Их свадьба состоялась в 1924 году, а брак оказался крепким и верным. Прожив совместно 60 лет, у Михаила с женой было четверо детей.
Ленинская премия была получена Михаилом Шолоховым за роман в 2-х томах "Поднятая целина". В нем идет повествование о тяжелых временах коллективизации.
В период 41-45 годов, Михаил Александрович начинает работать военным корреспондентом. Отдаваясь работе по полной, Михаил находит время и для творческой деятельности.
Следует отдельно сказать о том, что существенным событием в истории Михаила Александровича было получение Нобелевской премии в 1965 году, в номинации раздела литературы, за произведение «Тихий Дон», которое по праву принято считать романом-эпопеей.
На завершающем этапе жизни, Михаил Шолохов забросил заниматься литературной деятельностью, отдавая предпочтение природе: рыбалке и охоте, а все имеющиеся награды и вознаграждения передавал на то, чтобы строили новые школы и образовательные учреждения.
Его жизнь оборвалась внезапно. В 1984 году, 21 февраля Михаил Шолохов ушел из жизни. Врачи вынесли только один вердикт - рак. Похоронен Михаил Александрович в станице Вешенской, при дворе родного дома, что находится на берегу речки Дон.
Умер Михаил Александрович Шолохов 21 февраля 1984 года в станице Вешенской от рака гортани. Похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской. На этой территории в 1984 году создан Государственный музей-заповедник Михаила Александровича Шолохова.

- 34.45 Кб

Департамент Смоленской области

по образованию и науке

СОГБОУ СПО

Ярцевский индустриальный техникум

Творческий и жизненный путь М.А.Шолохова

Выполнила студентка группы ТОП-1

Марченкова Екатерина

Проверила: Перевышко Дина Гаревна

Вторая половина литературного XX столетия прошла под знаком вопроса: кто написал «Тихий Дон» Хотя любой школьник знал ответ - Михаил Шолохов. Многочисленные статьи, похожие на судебные разбирательства, книги, телевизионные выступления пытались доказать этому самому «школьнику», что это не так. Громкая шумиха вокруг «Тихого Дона» приобрела, детективные черты и превратилась в одну из самых скандальных историй века.

Почему авторство Михаила Шолохова вдруг подверглось сомнению Это случилось не вдруг. Впервые слухи и намеки на «подлог» возникли в 1928 году, когда журнал «Октябрь», начиная с январского номера, опубликовал первые две книги «Тихого Дона». Они сразу принесли Михаилу Шолохову всероссийскую и международную известность. Сомнения не было - мировая литература пополнилась еще одной великой книгой.

Изумление, а за ним подозрение вызвал возраст автора - Михаилу Шолохову к моменту публикации первой книги «Тихого Дона» было всего двадцать два года, а вторую он закончил в двадцать три. Казалось, откуда у совсем молодого человека такая зрелость суждений и столь блестящее владение литературной формой Принять это как чудо феноменального таланта или Божье вдохновение не могли. В молодой советской стране ни в чудеса, ни в Бога не верили. Возникла версия о некоем белом офицере, который якобы на дорогах Гражданской войны написал и затем потерял рукопись книги, а Шолохов нашел и «присвоил».

Под высочайшим руководством Марии Ильиничны Ульяновой была создана специальная комиссия, куда Михаил Шолохов, как провинившийся школяр, должен был представить свои черновики «Тихого Дона». Он их представил. Все подозрения тут же рассеялись. «Всякий, даже не искушенный в литературе читатель, знающий ранее изданные произведения Шолохова, может без труда заметить общие для всех его ранних произведений и для «Тихого Дона» стилистические особенности, манеру письма, подход к изображению людей», - констатировали в открытом письме А. Серафимович, Л. Авербах, В. Киршон, А. Фадеев и В. Ставский («Правда», 29 марта 1929 года) .

В 1965 году, после присуждения Михаилу Шолохову Нобелевской премии, старые слухи всплыли, видимо, на волне чьих-то неутоленных амбиций. Тут уже выступила «тяжелая артиллерия» - сенсационные книги и статьи, отказывающие Шолохову в авторстве. Некоторые аргументы представляются настолько наивными, что кажутся злоумышленными. Например, почему Шолохов ничего больше не создал на уровне «Тихого Дона» В качестве контраргумента можно привести исторические аналогии Франсуа Рабле, например, называли «мужем единой книги» - «Гаргантюа и Пантагрюэля»; Сервантес прославился как автор «Дон Кихота», Джонатан Свифт ничего другого на уровне «Путешествий Гулливера» не написал и т.д.

Однако главным аргументом «плагиата» Шолохова выдвигалось отсутствие рукописи «Тихого Дона» (была утрачена во время Великой Отечественной войны) .

На исходе 1999 года произошла настоящая сенсация, названная событием мирового значения, - в Москве была найдена рукопись «Тихого Дона»! Ее исчезновение и поиски «тянут», пожалуй, на одну из самых детективных историй конца второго тысячелетия. Но обо всем по порядку. Михаил Александрович Шолохов появился на свет 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилине Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области) . При рождении он получил фамилию Кузнецов. Ему как сыну казака был выделен казачий пай земли и предоставлены все казачьи привилегии.

Так, уже с загадки, началась биография писателя, почему Кузнецов Разгадка - в романтической истории его родителей. Мать Шолохова, Анастасия Даниловна Черникова, из черниговских крестьян, сирота, до замужества служила горничной у помещицы в станице Вешенской и была выдана насильно замуж за казака-атаманца Кузнецова. Она оставила его, полюбив Александра Михайловича Шолохова. К казачеству он не принадлежал, был родом из Рязанской губернии и часто менял занятия - подрабатывал «шибаем» (скупщиком скота) , выращивал хлеб на арендованной у казаков земле, служил приказчиком на коммерческом предприятии, а в советское время заведовал Даргинской заготовительной конторой Донпродкома.

Их сын Михаил, появившись на свет незаконнорожденным, был записан на фамилию официального мужа матери. Только после смерти Кузнецова в 1912 году Анастасия Даниловна и Александр Михайлович смогли обвенчаться. Михаил был «усыновлен» настоящим отцом, получил фамилию Шолохов и стал числиться «сыном мещанина» (некоторые приметы этой истории отражены в рассказе «Нахаленок»).

Александр Михайлович и сам любил читать, и единственного сына рано приобщил к книгам. На его учебу денег не жалел. С шести лет мальчика обучал грамоте сельский учитель Тимофей Тимофеевич Мрыхин. В 1912 году Михаил поступил в Каргинское приходское училище в класс Михаила Григорьевича Копылова, впоследствии увековеченного в «Тихом Доне» под своей фамилией.

В 1914 году отец повез сына в Москву лечиться (болезнь глаз) и устроил в Снегиревскую больницу, куда попадет с фронта и герой Шолохова Григорий Мелехов. В Москве Михаил поступил в подготовительный класс гимназии имени Григория Шелапутина, а в 1915 году был переведен в мужскую гимназию придонского городка Вогучары, где успел окончить только четыре класса.

«Поэты рождаются по-разному, - спустя много лет говорил Шолохов. - Я, например, родился из гражданской войны на Дону». Действительно, отрочество и юность будущего писателя прошли в эпицентре русской междоусобицы. В годы гражданской войны он жил под белым казачьим правительством, видел входящую в Вогучары немецкую кавалерию, жестокие схватки белых и красных, наступающую Красную Армию, вешенское контрреволюционное восстание, бегство повстанцев...

В 1920 году советская власть окончательно установилась на Дону. Семья Шолоховых осела в станице Каргинской. Пятнадцатилетний Михаил был «брошен» на ликвидацию неграмотности среди взрослых хуторян, вел перепись населения, служил в станичном ревкоме, работал учителем начальной школы, делопроизводителем заготовительной конторы... После окончания ростовских налоговых курсов получил назначение на должность продовольственного инспектора в станицу Вукановскую, затем вступил в продотряд и вместе с ним колесил по хуторам, добывая хлеб по продразверстке...

Молодая советская власть, как умела, вела свою агитацию. Не избежал революционного энтузиазма, и юный Шолохов участвовал в рукописной газете «Новый мир», играл в спектаклях Каргинского народного дома и, надо сказать, пользовался большим успехом как комический актер. Поначалу там ставились пьесы Александра Островского, Чехова, но жизнь требовала «новых песен», и Михаил Шолохов, впервые взявшись за перо, сочинил несколько пьес анонимно - «Генерал Победоносцев» (бегство белых и торжество красных), «Необыкновенный день» (о советском Митрофанушке).

Поздней осенью 1920 года в верховьях Дона появились вооруженные группы борцов с новой властью, вспыхнули мятежи. В станицу Каргинскую вошли махновцы, зверски убили продкомиссара, а Михаила Шолохова взяли в плен. Его допрашивал сам Нестор Махно, и Михаил вполне мог разделить участь комиссара. Дело, однако, обошлось. «Батька» пригрозил подростку виселицей, если встретит его еще хотя бы раз, на том и отпустил. Вспоминая то время, Шолохов писал «Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами».

В 1922 году, во время работы по продразверстке, Шолохов был приговорен к расстрелу - уже красными. «Я вел крутую линию, да и время было крутое; шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти... - рассказывал позже писатель. - Два дня ждал смерти... А потом пришли и выпустили... Жить очень хотелось». И здесь Бог не выдал. Расстрел был заменен условным сроком наказания - трибунал принял во внимание несовершеннолетие «комиссара».

Все кровопролитные события на «тихом» Дону были пережиты Шолоховым до восемнадцати лет - он не только все видел, но во многом участвовал, несколько раз пережил смерть, которая была «отложена» лишь в последнюю минуту. Такой эмоциональной силы опыт не даст никакой возраст. Теперь оставалось «Тихий Дон» написать. В октябре 1922 года Михаил Шолохов уехал в Москву учиться.

Поступить в столице на рабфак ему не удалось - он не имел для этого комсомольской путевки, поскольку не был комсомольцем. Работал грузчиком, мостил дороги с артелью каменщиков, служил счетоводом.. Тогда-то, по его словам, и появилась «настоящая тяга к литературной работе». С 1923 года Михаил Шолохов начал посещать собрания и семинары литературной группы «Молодая гвардия», свел знакомство с молодыми писателями - Артемом Веселым, Михаилом Светловым, Юрием Либединским, Василием Кудашовым и др., пробовал себя в популярном революционном жанре - фельетонах, ряд из них опубликовал за подписью М. Шолох, однако вскоре перешел к рассказам. «Никакой я не газетчик. Нет хлесткой фразы... нет оперативности., у меня потребность изобразить явление в более широких связях - написать так, чтобы рассказанное вызывало в читателе думу», - в этом признании не трудно обнаружить природное «романное мышление» Шолохова.

В конце 1923 года Михаил Шолохов уехал на Дон, где обвенчался с Марией Петровной Громославской, а в следующем году вернулся в Москву. Первый рассказ «Звери» (впоследствии «Продкомиссар»), посланный Шолоховым в альманах «Молодогвардеец», не был принят редакцией «ни нашим, ни вашим». Наконец 14 декабря 1924 года в газете «Молодой ленинец» вышел рассказ Шолохова «Родинка», открывший цикл донских рассказов «Пастух», «Илюха», «Жеребенок», «Лазоревая степь», «Семейный человек», «Смертный враг», «Двумужняя» и др. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника, вышедшие один за другим «Донские рассказы», «Лазоревая степь» (оба - 1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927) . «Донские рассказы» еще в рукописи прочел маститый земляк начинающего писателя - Александр Серафимович. Он написал к сборнику предисловие, где восторженно приветствовал молодого «желтоклювого орелика».

Главная дума Михаила Шолохова, объединявшая первые произведения, касалась Гражданской войны, которая размежевала не только Дон, но и казачьи семьи.

Еще во время работы над «Донскими рассказами» у писателя возник замысел крупного произведения «Донщина» о корниловском мятеже и участии казаков в походе на Петроград, а шире - о судьбах казачества в революции. В конце 1925 года Шолохов возвратился на родину и навсегда поселился в станице Вешенской. Там он приступил к работе над задуманным романом, но вскоре отложил его.

В конце 1926 года Михаил Шолохов начал свою главную книгу - «Тихий Дон». Поездки по донских хуторам, беседы со старожилами, работа в архивах Ростова - «материал и природа», как говорил писатель, были под руками. «В мою задачу входит... показать различные социальные слои населения на Дону за время двух войн и революции... - писал Шолохов, объясняя свой замысел. - ...проследить за трагической судьбой отдельных людей, попавших в мощный водоворот событий, происходивших в 1914-1921 годах».

Первая книга «Тихого Дона» была закончена весной 1927 года, а вторая - осенью (в нее вошли фрагменты из «Донщины») . После их публикации в журнале «Октябрь» (1928, № 1-10) стало ясно, что в молодую советскую литературу вошел писатель мирового значения. Этому писателю было всего двадцать три года, и о нем пятидесятилетний Луначарский, получивший образование в Европе, почтительно писал «Еще не законченный роман Шолохова «Тихий Дон» - произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явления русской литературы всех времен». В своей манере приветствовал появление нового писателя Горький «Шолохов, судя по первому тому, талантлив... Очень анафемски талантлива Русь».

Третью книгу «Тихого Дона» «Октябрь» начал печатать в 1929 году прямо из-под авторского пера (работа над ней шла с 1929 по 1931 год), но публикацию несколько раз приостанавливали - критики РАППа обвиняли писателя в оправдании контрреволюционного Верхне-Донского восстания казаков, о котором шла речь в этой части.

Шолохов стремился показать трагедию каждой из противостоящих сторон в Гражданской войне. «Я описываю борьбу белых с красными, а не борьбу красных с белыми», - объяснял он свою логику в изображении восстания с позиции восставших. Ему предлагали идеологическую корректировку событий, на что писатель пойти не мог.

Приходилось Шолохову оправдываться и за идейные «шатания» главного героя «...не один Григорий Мелехов и не десятки Григориев Мелеховых шатались до 1920 года, пока этим шатаниям не был положен предел. Я беру Григория таким, каков он есть, таким он был на самом деле... от исторической правды мне отходить не хочется».

Кстати, до нашего времени дошла такая байка о Шолохове (среди множества баек и анекдотов о нем, подтверждающих лишь то, что писатель был мифологизирован еще при жизни как народный герой)

«Однажды в компании Стецкий сказал, что Григорий Мелехов - настоящая контра. Шолохов не отреагировал. Стецкий не унимался

Ты, Шолохов, не отмалчивайся!

Ответить вам как члену ЦК или лично

Шолохов подошел к Стецкому и дал ему пощечину. На следующий день Шолохову позвонил Поскребышев

Описание работы

Вторая половина литературного XX столетия прошла под знаком вопроса: кто написал «Тихий Дон» Хотя любой школьник знал ответ - Михаил Шолохов. Многочисленные статьи, похожие на судебные разбирательства, книги, телевизионные выступления пытались доказать этому самому «школьнику», что это не так. Громкая шумиха вокруг «Тихого Дона» приобрела, детективные черты и превратилась в одну из самых скандальных историй века.
Почему авторство Михаила Шолохова вдруг подверглось сомнению Это случилось не вдруг. Впервые слухи и намеки на «подлог» возникли в 1928 году, когда журнал «Октябрь», начиная с январского номера, опубликовал первые две книги «Тихого Дона». Они сразу принесли Михаилу Шолохову всероссийскую и международную известность. Сомнения не было - мировая литература пополнилась еще одной великой книгой.

Вопросы

1. В какой среде и под влиянием каких событий в жизни страны проходило формирование Платонова-мыслителя и Платонова-художника?

2. Как менялось отношение Платонова к революции и ее последствиям? Что решительно не принимал писатель в современной ему советской действительности?

3. На какие типы делит А.Платонов своих героев?

Задания

Подготовьте сообщения по темам:

«Дело жизни и служение ему» (по повести «Сокровенный человек»)

«Проблематика повести «Сокровенный человек»

(1905 - 1984)

Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине, близ станицы Вешенской, в Области Войска Донского, не был казаком по происхождению. Его отец, Александр Михайлович Шолохов, был сыном русского купца; мать, Анастасия Даниловна Черникова, была родом из украинских крепостных крестьян. Отец Михаила хотел, чтобы его сын получил хорошее образование и имел, по-видимому, достаточно денег, чтобы платить за это. Подготовленный местным учителем, Михаил поступил в 1912 году в начальную школу в хуторе Каргине, где в то время жили его родители. В 1914-1915 учебном году он посещал частную гимназию в Москве. Следующие три года он учился в гимназии в городе Богучаре (Воронежской губернии), а с осени 1918 года занимался несколько месяцев в Вешенской гимназии. Учение было прервано гражданской войной. Шолохов старался восполнить пробелы в своем образовании обильным чтением.

Тот факт, что в гражданскую войну Шолохов почти все время жил на территории, занимаемой белыми, имел огромное значение. Это, должно быть, было главной причиной того, почему он, по собственным словам, описал в “Тихом Доне” “борьбу белых с красными, а не красных с белыми”.

С 1922 года Шолохов, живя в своих родных местах, работал в разных должностях на новый режим. Он обучал взрослых грамоте, был около года статистиком. 2 декабря 1921 года он перевелся в Каргинскую заготконтору на место помощника бухгалтера, а через месяц был назначен делопроизводителем инспекторского отдела. События периода 1920-1922 годов дали темы для большинства ранних рассказов Шолохова (нашли отражение в “Тихом Доне”). К этому периоду жизни и относится начало литературной карьеры Шолохова.

В октябре 1922 года Шолохов уехал в Москву в надежде стать писателем и продолжить свое образование. Столица встретила молодого прединспектора далеко не с распростертыми объятиями. Он вынужден был работать чернорабочим, грузчиком, каменщиком, делопроизводителем. Это обогатило его жизненный опыт, позволило лучше и глубже узнать жизнь простого труженика. В Москве Шолохов присоединился к группе комсомольских писателей, при журнале “ Молодая Гвардия ”. С 1923 года: ”Печатаюсь в комсомольских газетах и журналах”, - говорил Шолохов (хотя сам неоднократно подчеркивал в своих интервью тот факт, что никогда не был членом комсомола). Однако комсомольская газета “Юношеская правда” была первым печатным органом, который предоставил Шолохову свои страницы.



В 1925 году (в этом году умер отец Шолохова) печатаются один за другим рассказы “Бахчевник”, “Пастух”, “Нахаленок”, повесть “Путь-дороженька”. В 1926 году появился в печати первый сборник рассказов Шолохова “Донские рассказы”, ”Лазоревая степь”. Главная тема ранних рассказов Шолохова - классовая борьба на Дону. Итогом многолетней творческой работы Шолохова явились четыре большие книги “Тихого Дона”. Уже в 1928 году журнал “Октябрь” начал печатать роман “Тихий Дон”. В 1941 году роман отмечен Государственной (Сталинской) премией первой степени.

В 1932 году Шолохова приняли в ВКП (б), также он был избран депутатом Верховного Совета Союза ССР. В 1938 году Ученый Совет Института мировой литературы выдвинул Шолохова кандидатом в действительные члены Академии наук СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР в январе Шолохов был награжден орденом Ленина (за выдающиеся достижения в развитии советской литературы, 6 раз). В 1931-1932 годы Шолохов осуществил первые зарубежные поездки в Германию, Швецию, Данию, Англию, Францию.

В годы Великой Отечественной войны писатель не остался в стороне от борьбы. В военных корреспонденциях и очерках “ он раскрывает античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны. В 1943 году Шолохов начал работу над романом “Они сражались за Родину”.
В послевоенные годы Шолохов много занимался общественной деятельностью как депутат Верховного Совета. В 1957 году Михаил Александрович Шолохов совершает поездку в Финляндию и Швецию, а в 1959 году едет в Италию, Францию, Великобританию. В 1960 году он стал лауреатом премии в области литературы, а в 1962 году Шолохова избирают доктором права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии. В 1965 году М. Шолохову присуждена Нобелевская премия. В 1980-м году М.А. Шолохов был награжден второй Золотой звездой Героя Социалистического Труда (удостоен дважды).

Роман «Тихий Дон»

Вокруг этого произведения до сих пор ведутся споры об истинном авторстве. Монографии, где оспаривалось авторство на великий роман, выходили далеко от Москвы. Одна из них - под псевдонимом “Д” - издана стараниями А.И. Солженицына, под названием “Стремя “Тихого Дона”. Эта книга напечатана на русском языке в Париже (что, согласитесь, довольно подозрительно). Другая написана не скрывавшим свое авторство Роем Медведевым - известным публицистом и историком (в прошлом диссидентом, затем народным депутатом СССР). Его книга напечатана на английском и французском языках в Лондоне и Париже. Появление этих произведений посеяло сильное сомнение в умах российских читателей относительно авторства Михаила Шолохова. Позднее стали появляться другие авторы популярного романа, например, Федор Крюков (умерший в 1920 году, забытый русский писатель, уроженец Дона). Как опровергнуть предположения, гипотезы, развиваемые столь авторитетными людьми, как А.И. Солженицын, Р.А. Медведев, анонимный литератор “Д” и другие, объявившиеся в разных городах страны литературоведы, претенденты на авторство романа “Тихий Дон”. Единственным доказательством авторства Шолохова могли бы стать рукописи. Но рукописей первого и второго томов романа, ни одной страницы, ни в одном из архивов нет. А именно первые два тома “Тихого Дона”, вышедшие в 1928 году, породили сомнение относительно авторства. Этому странному, на первый взгляд, обстоятельству, когда половина романа частично сохранилась, а другая половина нет, есть историческое (логическое) объяснение. Дом писателя на Дону подвергся обстрелу, когда Вешенская оказалась на линии фронта в 1942 году. Тогда на пороге дома была убита мать писателя. В те же часы полетели по станице листы рукописей, написанные рукой Михаила Шолохова. Солдаты использовали листы романа на курево. Есть очевидцы этой катастрофы. Часть листов была подобрана и сохранена людьми, после войны вернувшими их автору. Казалось бы, такая трагедия, когда на белые листы романа капает кровь родного человека, когда гибнут рукописи в часы народной трагедии, могла бы охладить пыл опровергателей, найти в сердцах людей сострадание. Сомнения относительно авторства Шолохова должны были бы развеяться, но лжеавторы не успокоились.

Найти истинного автора “Тихого Дона” решил один литературовед Лев Колодный. Сравнивая эпизоды из жизни Шолохова с текстом романа, Колодный убеждался в том, что автор “Тихого Дона” - Шолохов. Адреса госпиталей, названия улиц - все подлинно, это московские адреса. Например, глазная лечебница доктора Снегирева, Колпачный переулок. Это отнюдь не вымышленные наименования. За минуту, взяв в руки увесистый том суворинского издания “Адресной и справочной книги на 1913 год”, не без основания называвшийся “Вся Москва”, Лев Колодный узнал, что глазная лечебница К.В. Снегирева действительно располагалась на Колпачном переулке, 11. По словам очевидцев, знакомых, друзей, родственников, Шолохов действительно посещал вышеуказанные места лично. Мало кому известно, что у него был постоянный адрес в Москве (это проверено Колодным по постоянным почтовым адресатам). “...рукописи не горят” - это доказал нам Лев Колодный в своей книге, таким образом подтвердив авторство Михаила Шолохова, истинного автора романа “Тихий Дон”.

Роман “Тихий Дон” принадлежит к числу самых замечательных произведений социалистического реализма, а его автор должен быть удостоен самой высокой награды.

История создания романа «Тихий Дон»

Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г. возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его. В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». Задумывалась книга как вполне традиционное для советской литературы повествование о жестокой борьбе за победу советской власти на Дону осенью 1917 -весной 1918 годов. В начале работы над романом Шолохов столкнулся с большими трудностями. Он сомневался, что справится с поставленной задачей, а также в том, что избрал верную дорогу.

Написав несколько глав, Шолохов на некоторое время отложил рукопись «Донщины». Отложив работу над «Донщиной», Шолохов стал думать о более широком романе. Так, в процессе работы, писатель пришел к мысли проследить идейную революцию донского казачества, раскрыть причины осложнения его путей в трудное для России время. Он понимал, что без раскрытия исторически сложившихся условий жизни и быта народа, без объяснения причин, побудивших его значительную часть встать на сторону белогвардейцев, роман, начатый мятежом Корнилова, походом казачьих войск на Петроград, не разрешит проблему путей народа в революции. Для этого прежде всего нужно было раскрыть мир его жизни со всеми сложностями и противоречиями. Отодвигая повествование по времени, предшествующему империалистической войне, писатель стремился показать рост революционных настроений в среде его героев, размах народной борьбы за новую жизнь. Переход от одного замысла к другому привел к перемене названия романа – «Тихий Дон».

Смысл, вложенный в это название, Шолохов стремился раскрыть всем образным строем повествования, как эпического полотна о судьбах русского народа в его борьбе за свободу. Писатель поставил цель создать сам образ «тихого Дона», показать жизнь народа и важные перемены в ней, вызванные революцией. В названии романа скрыт основной замысел писателя, сконцентрированный также в эпиграфах, заимствованных, как и название романа, из народного творчества.
Замысел нового романа, по словам самого автора, полностью созрел в конце 1926 года. После этого Шолохов приступил к активному собиранию материала. Именно в это время писатель переехал в станицу Вешенскую и навсегда связал с ней свою творческую судьбу. Работа над романом требовала упорного и напряженного труда. Быт казачьего хутора был знаком писателю с детства. Но, несмотря на это Шолохов совершил множество поездок по окрестным хуторам и станицам, записывая воспоминания участников и свидетелей Первой мировой войны и революции; рассказы стариков о жизни и быте казачества тех лет. Собирая и изучая казачий фольклор, писатель выезжал в архивы Москвы и Ростова, чтобы изучить газеты и журналы, познакомиться со старыми книгами по истории донского казачества, специальной военной литературой, воспоминаниями современников об империалистической и гражданской войнах.
Шолохов тщательно продумал план своего романа, и в дальнейшем менял только детали, хотя многое, по его словам, приходилось передумывать и переделывать много раз. Отбирая и систематизируя материал для романа, Шолохов проделал огромную и сложную работу историка. Он прибегал к обильному использованию документов, подтверждая изображенные события и факты цитированием обращений, листовок, телеграмм, воззваний, писем, деклараций, постановлений и распоряжений. Некоторые главы романа целиком построены на этих документах. В процессе работы над структурой книги, автору приходилось перемежать множество событий, фактов, людей и вместе с тем не потерять в них основных героев.

Через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины». Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось.

Осенью 1926 года писатель сел за задуманную работу, а уже через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины». Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось. Причиной всему оказались возникшие проблемы «нелитературного свойства». В центре повествования третьей книги – восстание казаков 1919 года – слишком болезненная для новой власти тема. Вокруг глав этой книги начинается бурная полемика, нередко принимающая форму откровенных нападок. Писатель и влиятельный литературный функционер А. Фадеев настоятельно рекомендует автору немедленно, в третьей же книге, сделать Григория Мелехова «нашим». Шолохов пишет: «…Фадеев предлагает мне сделать такие изменения, которые для меня неприемлемы ни как… Я предпочту лучше совсем не печатать, нежели делать это помимо своего желания, в ущерб и роману и себе». Третьей книги читателю пришлось ждать еще несколько лет. Главной герой произведения Григорий Мелехов, вопреки настоятельным рекомендациям автору, пришел вовсе не к истинному большевизму, а к своему родному дому, к сыну, к оставленной им земле.

Роман был закончен в 1940 году. Вышедший отдельным изданием в 1953 году роман был изувечен ножницами редактора: только в таком, сильно «урезанном» и «дополненном» виде его допускали к читателю, и автору пришлось согласиться с «правкой». Не искаженный цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения Шолохов увидит напечатанным только в 1980 году. В собрании сочинений – через пятьдесят лет после написания и за четыре года до конца жизни.

Михаил Александрович Шолохов - крупнейший советский прозаик, лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской (1965) премий. Его большой художественный талант, постепенно увядший под воздействием советских идеологических догм, проявился прежде всего в романе-эпопее “Тихий Дон” - одном из вершинных явлений литературы XX в.

Шолохов родился на Дону, был внебрачным сыном украинки, жены донского казака А.Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов и получал надел земли как “сын казачий”. В 1913 г., после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став “сыном мещанина”; окончил четыре класса гимназии (что больше, чем у первого русского нобелевского лауреата в области литературы И.А. Бунина).

Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были “иногородние”, для красных - “эксплуататоры”. Юный Михаил не отличался страстью к накопительству (как и один из его будущих героев, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир. Служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга, за что был под судом. Его старший друг и наставница (“мамуня” в обращенных к ней письмах), член партии с 1903 г. (Шолохов - с 1932 г.) Е.Г. Левицкая, которой впоследствии была посвящена “Судьба человека”, полагала, что в “шатаниях” Григория Мелехова в “Тихом Доне” много автобиографического 11, с. 128]. Юноша сменил большое количество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 по 1926 г. Закрепившись в литературе, он обосновался на Дону в станице Вешенской.

В 1923 г. Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 г. - рассказы, насыщенные уже не поверхностной фельетонностью, а острым драматизмом и трагизмом с оттенком мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники “Донские рассказы” (1925) и “Лазоревая степь” (1926). За исключением рассказа “Чужая кровь” (1926), где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают изрубленного коммуниста-продотрядника, начинают любить его как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях Шолохова герои в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас “беспримесных” злодеев (белые, “бандиты”, кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует; смерть, кровь, пытки, муки голода он представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет молодого писателя, начиная с “Родинки” (1923), - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев. Свою верность коммунистической идее неофит Шолохов неизменно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора над любыми человеческими отношениями, включая семейные. В 1931 г. он переиздал “Донские рассказы”, дополнив ранний сборник новыми, в которых превалировал комизм; одновременно в “Поднятой целине” совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно. Потом четверть века рассказы не перепечатывались, сам автор оценивал их невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить хорошо забытое старое.

В 1925 г. Шолохов начат было произведение о судьбах казаков в 1917 г., во время Корниловского мятежа, под названием “Тихий Дон” (а не “Донщина”, согласно распространенной легенде). Этот замысел он быстро оставил, но уже через год заново приступил к “Тихому Дону”, широко развертывая картины довоенной жизни казачества и событий мировой войны. Две первые книги романа-эпопеи вышли в 1928 г. Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 20-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о “германской” и Гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал как никто.

События коллективизации (и непосредственно предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе И.В. Сталину, Шолохов пытался раскрыть истинное положение вещей в новом обществе: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Ho саму идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям - коммунистам, показал процессы коллективизации на примере хутора Гремячий Лог в первой книге “Поднятой целины” (1932). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания, фигура “правого уклониста” Разметнова и т.д. были для властей и официозных литераторов весьма подозрительны; в частности, журнал “Новый мир” отклонил авторское заглавие романа “С кровью и потом”. Ho в целом произведение устраивало Сталина. Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, создавал иллюзию свободы творчества в СССР. “Поднятая целина” была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма.

Успех “Поднятой целины” прямо или косвенно помог Шолохову продолжить работу над “Тихим Доном”, печатание третьей книги (шестой части) которого было задержано по причине весьма сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 г. С помощью М. Горького Шолохов добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги в полном виде (1932) и в 1934 г. в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без влияния ужесточившейся политической атмосферы. В двух последних книгах “Тихого Дона” (седьмая часть четвертой книги печаталась в 1937-1938 гг., восьмая - в 1940 г.) появилось множество публицистических, нередко дидактически однозначных пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Ho это отнюдь не подтверждает теорию “двух авторов” или “автора” и “соавтора”, выработанную скептиками, не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын). По всей вероятности, Шолохов сам был своим “соавтором”, сохраняя в основном художественный мир, созданный им в начале 30-х. Хотя в 1938 г. писатель чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, он тем не менее нашел в себе мужество закончить “Тихий Дон” полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова - правдоискателя, раздавленного колесом жестокой истории.

В “Тихом Доне” талант Шолохова выплеснулся во всю мощь - и в значительной мере исчерпался. Рассказ “Наука ненависти” (1942), проникнутый ненавистью к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из “Донских рассказов”. Выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 гг. глав из романа “Они сражались за Родину”, задуманного как трилогия, но так и не оконченного (в 60-е гг. Шолохов написал “довоенные” главы с разговорами о Сталине и репрессиях 1937 г. в духе уже кончившейся “оттепели”, они были напечатаны с купюрами). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

В период “оттепели” Шолохов создал произведение высокого художественного достоинства - рассказ “Судьба человека” (1956). Вторая же книга “Поднятой целины”, опубликованная в 1960 г., осталась в основном лишь знаком переходного исторического периода. “Утепление” образов Давыдова (внезапная любовь к Варюхе-горюхе), Нагульнова (слушание петушиного пения и т.д.), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей) и других было подчеркнуто “современным” и не вязалось с суровыми реалиями 1930 г., оставшимися основой сюжета.

Правозащитница Л.К. Чуковская предсказала Шолохову творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за литературные произведения (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля. Ho написанное Шолоховым в лучшую его пору - высокая классика литературы XX в.

Русский писатель Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе Кружилин казачьей станицы Вешенская в Ростовской области, на юге России. В своих произведениях писатель увековечил реку Дон и казаков, живших здесь и защищавших интересы царя в дореволюционной России и выступавших против большевиков во время гражданской войны.

Его отец, выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы, а мать, украинка, вдова донского казака, наделенная от природы живым умом, выучилась грамоте, чтобы переписываться с сыном, когда тот уехал учиться в Воронеж.

Учебу Шолохова прервала революция 1917 г. и гражданская война. Окончив четыре класса гимназии, он в 1918 г. вступил в Красную Армию - и это несмотря на то, что многие донские казаки присоединились к белой армии, боровшейся против большевиков. Будущий писатель сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и участвовал в кровопролитных боях на Дону. С первых дней революции Шолохов поддерживал большевиков, выступал за Советскую власть. В 1932 г. он вступил в коммунистическую партию, в 1937 г. был избран в Верховный Совет СССР, а двумя годами позже - действительным членом Академии наук СССР. В 1956 г. Шолохов выступил на XX съезде КПСС, а в 1959 г. сопровождал советского лидера Н.С. Хрущева в его поездках по Европе и США. В 1961 г. Шолохов стал членом ЦК КПСС.

В 1922 г., когда большевики окончательно взяли власть в свои руки, Шолохов приехал в Москву. Здесь он принимал участие в работе литературной группы "Молодая гвардия", работал грузчиком, разнорабочим, делопроизводителем. В 1923 г. в газете "Юношеская правда" были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г., в той же газете, - первый рассказ "Родинка".

Летом 1924 г. Шолохов вернулся в станицу Вешенская, где и жил, почти безвыездно, всю оставшуюся жизнь. В 1925 г. в Москве вышел сборник фельетонов и рассказов писателя о гражданской войне под заглавием "Донские рассказы". В "Истории советской литературы" критик Вера Александрова пишет, что рассказы этого сборника впечатляют "сочными описаниями природы, богатыми речевыми характеристиками персонажей, живыми диалогами", отмечая, однако, что "уже в этих ранних произведениях чувствуется, что "эпический талант Шолохова" не вмещается в узкие рамки рассказа".

С 1926 по 1940 г. Шолохов работает над "Тихим Доном", романом, принесшим писателю мировую известность. "Тихий Дон" печатался в Советском Союзе частями: первый и второй том вышли в 1928...1929 гг., третий - в 1932...1933 гг., а четвертый - в 1937...1940 гг. На Западе два первых тома появились в 1934 г., а следующие два - в 1940 г.

Главный, наиболее известный роман Шолохова "Тихий Дон" представляет собой эпическое повествование о первой мировой войне, революции, гражданской войне, об отношении к этим событиями казачества. Один из главных героев романа Григорий Мелехов - вспыльчивый, независимо мыслящий казак, храбро воевавший с немцами на фронтах первой мировой войны, а затем, после свержения самодержавия, оказавшийся перед необходимостью выбора, - сражается сначала на стороне белых, потом - на стороне красных и, в конце концов, оказывается в отряде "зеленых". После нескольких лет войны Григорий, подобно миллионам русских людей, оказался духовно опустошенным. Двойственность Мелехова, его противоречивость, душевные метания делают его одним из самых известных трагических героев советской литературы.

Первоначально советская критика отнеслась к роману довольно сдержанно. Первый том "Тихого Дона" вызвал нарекания тем, что в нем описывались события дореволюционной жизни с "чуждых", как тогда выражались, позиций; второй том не устраивал официальных критиков, поскольку отличался, по их мнению, антибольшевистской направленностью. В письме к Шолохову Сталин писал, что не согласен с трактовкой в романе образов двух коммунистов. Однако, несмотря на все эти критические замечания, ряд известных деятелей советской культуры, горячо поддержали молодого писателя, всячески способствовали завершению эпопеи.

В 30-е гг. Шолохов прерывает работу над "Тихим Доном" и пишет роман о сопротивлении русского крестьянства принудительной коллективизации, проводившейся в соответствии с первым пятилетним планом (1928...1933). Озаглавленный "Поднятая целина", этот роман, как и "Тихий Дон", начал выходить частями в периодике, когда первый том еще не был закончен. Подобно "Тихому Дону", "Поднятая целина" была встречена официальной критикой в штыки, однако члены Центрального Комитета партии сочли, что в романе дается объективная оценка коллективизации, и всячески способствовали публикации романа (1932). В 40...50-е гг. писатель подверг первый том существенной переработке, а в 1960 г. завершил работу над вторым томом.

Во время второй мировой войны Шолохов - военный корреспондент "Правды", автор статей и репортажей о героизме советского народа; после Сталинградской битвы писатель начинает работу над третьим романом - трилогией "Они сражались за Родину". Первые главы романа увидели свет на страницах "Правды" уже в 1943...1944 гг., а также в 1949 и 1954 гг., однако отдельным изданием первый том трилогии выходит только в 1958 г. Трилогия так и осталась незаконченной - в послевоенные годы писатель значительно перерабатывает "Тихий Дон", смягчает свой сочный язык, пытается "обелить" носителей коммунистической идеи.

В 70-е гг. Александр Солженицын, осуждаемый членами партии (в т. ч. и Шолоховы) за критику социалистической системы, обвинил Шолохова в плагиате, в присвоении произведений другого казачьего писателя, Федора Крюкова, умершего в 1920 г. Тем самым Солженицын дал ход обвинениям, имевшим место еще в 20-е гг. и широко распространившимся в 70-е гг. На сегодняшний день, доказано авторство М. А. Шолохова, доказательством являются найденные рукописи, а также "Словарь языка М. А. Шолохова", вышедший к 100-летию со дня рождения писателя.

Произведения Шолохова остаются по-прежнему популярными у читателей. Переработав "Тихий Дон", он заслужил одобрение советской официальной критики; что же касается западных специалистов, то они считают первоначальную версию романа более удачной. Так, американский критик, выходец из России, Марк Слоним сравнивает "Тихий Дон" с эпопеей Толстого "Война и мир", признавая, правда, что книга Шолохова "уступает гениальному творению своего великого предшественника". "Шолохов, идя по стопам своего учителя, совмещает биографию с историей, батальные сцены - с бытовыми, движение масс с индивидуальной психологией, - пишет Слоним, - он показывает, как социальные катаклизмы влияют на судьбы людей, как политическая борьба ведет к счастью или краху".

По мнению американского исследователя Эрнеста Симмонса, первоначальный вариант "Тихого Дона" - это не политический трактат. "Это роман не о политике, хотя и перенасыщен политикой, - писал Симмонс, - а о любви. "Тихий Дон" - это великая и вместе с тем трогательная история любви, быть может, единственный настоящий любовный роман в советской литературе". Отмечая, что герои переработанного варианта романа "реагируют на события 1917...1922 гг. в духе коммунистов 50-х", Симмонс высказывает мнение, что "тенденциозность окончательного варианта романа вступает в противоречие с его художественной целостностью".

Слоним утверждал, что "Поднятая целина", считавшаяся слабее "Тихого Дона", "не идеологическое произведение... это живо написанный, традиционный по манере роман, в котором отсутствует элемент назидательности". Симмонс с этим не соглашается, называя "Поднятую целину" "искусной советской пропагандой, тщательно замаскированной в художественном повествовании". Указывая на роль Ш. как пропагандиста и апологета социализма, американский литературовед Эдвард Браун, как и другие современные критики, отдает должное незаурядному мастерству Ш. - прозаика, автора "Тихого Дона" в его первоначальном варианте. В то же время Браун разделяет распространенную точку зрения, в соответствии с которой Ш. "нельзя отнести к числу крупнейших писателей, поскольку он написал слишком мало и немногое из им написанного достигает высокого уровня".

Первое упоминание о рукописи начальной книги "Тихого Дона" относится к 1927 году, когда Шолохов, приезжая в Москву, читал своим друзьям некоторые главы романа. Первоначальный замысел охватывал только корниловский мятеж и назывался "Донщина". Однако объяснить причины неудачи восстания без предыстории казачества оказалось "не под силу" правдивому летописцу Шолохову. Он делился со своими друзьями замыслом романа, советовался, как справиться с бесчисленными трудностями. Одним из основных доказательств претензий было убеждение, что 23-летний писатель не мог овладеть самим материалом, положенным в основу событий "Тихого Дона". Первая книга увидела свет в 1927 году благодаря вмешательства редактора журнала Серафимовича. Немного позже, в 1928 году, с рукописью романа познакомилась Евгения Григорьевна Левицкая, и именно ей было суждено стать верным другом и помощником Шолохова на долгие годы. Именно она первой встала на защиту молодого автора сразу после выхода в свет первой книги романа. В 1928 году в журнале "Октябрь" печатается вторая книга "Т.Дона", в которую вошли главы отложенной когда - то "Донщины" Писатель включает в роман многочисленные документы, подробные военные сводки, а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица. Особенно драматичной оказалась судьба третьей книги. Это видно из хроники её публикации:1929 год, журнал "Октябрь" №1 - 3; повествование доходит до 12 главы и вдруг обрывается - без всякого объяснения редакции. В 1930 - 31 гг. появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 году "Октябрь" без всяких объяснений возобновил публикацию романа, подвергнув его жестокой цензуре (были вырезаны главы, по мнению редакции журнала, крамольные) После угрозы Шолохова забрать роман совсем, некоторые главы были допечатаны, но в каком виде!.. Однако несмотря ни на что работа над книгой продолжалась, Шолохов закончил её в 1930 году, но тут возникла проблема с печатанием. Шолохов обращается за помощью к Сталину, убеждает его, что роман антибелогвардейский, т. к. заканчивается полным разгромом Добровольческой армии. И Сталин дал разрешение на печатание. В 1934 году Шолохов заканчивает 4 книгу, но решает её переписать, однако смог окончательно доделать только в 1938 году, заключительная 8 часть четвёртой книги появляется только в 1940 г. В 1953 году выходит четырёхтомник под редакцией Потапова, внёсшего в роман множество исправлений. И только в 1980 году Шолохов увидел не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения - через 50 лет после его написания и за 4 года до конца жизни.

Шолохов погружает читателя в глубины народной жизни, обращает его внимание к истокам, с тем, чтобы понять изменения, происходящие в бытии народа и человека. Классовый конфликт перестаёт быть главным для автора. Не только и не столько борьба белых и красных интересуют его теперь, как было в "Донских рассказах", а судьба традиционного уклада народной жизни на переломе истории. Так складывается особый жанр произведения - жанр эпопеи. Каковы же особенности этого жанра?

  • 1. Произведение показывает жизнь народа в переломный период исторического развития. Подобно древней эпопее, роман Шолохова запечатлел жизнь казачества в ситуации "начала времён", т.е. не просто в сложных исторических испытаниях, но в период начала новой истории, нового устройства мира, нового государства, попыток создания "нового человека". Героические события, представляющие общенациональный интерес, находятся в центре изображения. Автор стремился не только "захватить всё", Но и "дойти до корня" в изображении и осмыслении жизни.
  • 2. Отсюда масштабность и глубина изображения жизни, пространственно - временная и социальная многоаспектность (события охватывают более 10 лет, в рассказах об истории героев - ещё более протяжённый период времени). Место действия - Дон, Австрия, Петербург и т.д. - вся Россия, а странствия по ней - это процесс познания родины. Представлены основные слои населения, важнейшие идейные течения, в частности, разные планы решения судьбы Дона. Исторические и семейно - бытовые коллизии (столкновение, борьба действующих сил и лиц, вовлечённых в конфликт между собой).
  • 3. Судьба народа - в центре изображения. Важную роль в этом играют массовые сцены, автор опирается на традиции фольклора, начиная с эпиграфов.
  • 4. Писатель показывает, как исторические события разрушают традиционные основы бытия человека на земле, как происходит разлом патриархально - семейной жизни и связей людей по родству, землячеству, совместному труду, которые вытесняются иным типом общности - на классовых, идейных началах. Герои действуют, не только своими личными убеждениями, но и общей идеей, которая проводит новый водораздел между ними.
  • 5. "Мысль народная" составляет основу авторской позиции. В романе выражено многообразие точек зрения, согласие и несогласие с происходящим, философские раздумья над человеческой судьбой. В задачу автора входит изображение трагического в революции и гражданской войне, противоречий героев и самой жизни.
  • 6. В центре повествования эпический герой - Григорий Мелехов, в индивидуальной судьбе которого автор сумел воссоздать всю гамму противоречий, метаний, конфликтов, пережитых народом.
  • 7. Роману присущи черты различных жанров: исторического романа (точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов), семейно - бытового романа (сцены мирной жизни), черты публицистического романа, психологического, философского; введены элементы трагедии, драмы, лирического начала.
  • 8. Судьба человека "вписана" в историю, в судьбу народа, страны. История касается людей, принадлежащих к разным социальным слоям, и судьба каждого вливается в общую судьбу. Это соотношение передаёт и композиция романа, которая помогает показать взаимосвязь всего и утверждать вечные ценности жизни: дом, семья, сын.

III Основная часть.

Война - всенародное бедствие.

Не сохами - то славная землюшка наша распахана…

Распахана наша землюшка лошадиными копытами.

А засеяна славная землюшка казацкими головами,

Украшен - то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.