Анненков картины. Отъезд за рубеж


3. Этические вопросы

Синтетическая биология — термин, долго использовавшийся для описания подходов в биологии, стремящихся интегрировать различные области исследования для того, чтобы создать более целостный подход к пониманию концепции жизни.

В последнее время термин используется в другом значении, сигнализируя о новой области исследования, которая объединяет науку и инженерию с целью проектирования и построения новых биологических функций и систем.

Синтетическая биология — это новое направление генной инженерии. Развивается небольшой плеядой учёных. Главные цели следующие:

  1. Узнать о жизни больше, строя её из атомов и молекул, а не разбирая на части, как это делалось ранее.
  2. Сделать генную инженерию достойной её названия — превратить её из искусства в строгую дисциплину, которая непрерывно развивается, стандартизируя предыдущие искусственные создания и повторно комбинируя их, чтобы делать новые, более сложные живые системы, которых раньше не существовало в природе.
  3. Стереть границу между живым и машинами, чтобы прийти к действительно программируемым организмам.

Более 100 лабораторий по всему миру занимаются синтетической биологией. Работы в этой области разобщены; над их систематизацией работает биолог Дрю Энди из Массачусетского технологического института. Это позволит проектировать живые системы, которые ведут себя предсказуемым образом и используют взаимозаменяемые детали из стандартного набора генов. Учёные стремятся создать обширный генетический банк, позволяющий создавать любой нужный организм. Банк составляют биокирпичи — фрагменты ДНК, чья функция строго определена и которые можно внедрить в геном клетки для синтеза заранее известного белка. Все отобранные биокирпичи спроектированы так, чтобы хорошо взаимодействовать со всеми другими на двух уровнях:

  • механическом — чтобы их легко было изготовить, хранить и включать в генетическую цепочку;
  • программном — чтобы каждый кирпич посылал определённые химические сигналы и взаимодействовал с другими фрагментами кода.

Сейчас в Массачусетском технологическом институте создали и систематизировали уже более 140 биокирпичей. Сложность заключается в том, что очень многие сконструированные фрагменты ДНК при внедрении в генетический код клетки-реципиента уничтожают её.

Синтетическая биология способна создать генинженерные бактерии, которые могут производить сложнейшие и дефицитные лекарства дёшево и в промышленных объёмах. Спроектированные геномы могут привести к появлению альтернативных источников энергии или к бактериям, которые помогут удалять излишний углекислый газ из атмосферы.

Живописец, график, иллюстратор, художник театра и кинематографа, литератор, общественный деятель.


1889–1917

Второй из пятерых детей народовольца Павла Семеновича Анненкова (1859–1920), впоследствии одного из руководителей страхового общества «Надежда», с 1905 члена партии Конституционных демократов. В 1884 отец был сослан на поселение в Западную Сибирь, где в 1887 обвенчался с Зинаидой Александровной Маковой (1866–1937), чьи родители тоже были сосланными в Сибирь народовольцами. В 1889 семья переехала из Западной Сибири в Самару, с 1894 жила в С.-Петербурге.

В 1900 Юрий Анненков поступил в 12-ю петербургскую казенную гимназию, откуда весной 1906 был исключен за участие в издании гимназического журнала; в 1908 он закончил частную гимназию С. А. Столбцова. В гимназические годы несколько месяцев посещал ЦУТР имени бар. Штиглица, в последних классах гимназии рисовал с натуры в домашней студии классного учителя рисования Шульца.

В 1900-е семья Анненковых проводила летние месяцы в дачном доме в пос. Куоккала (ныне пос. Репино) под С.-Петербургом. Ближайшими соседями по даче были семьи Пуни, Лихачевых, Короленко. У Анненковых, которые построили на участке второй дом, после выхода из Петропавловской крепости жила Вера Фигнер. В 1908 в этом доме поселилась семья К. И. Чуковского. Через него Юрий познакомился со многими петербургскими литераторами и с И. Е. Репиным. В 1915 дом занимал Н. Н. Евреинов.

В 1908 поступил на юридический факультет Петербургского университета, в том же году начал посещать студию С. М. Зейденберга (одновременно с М. З. Шагалом). В 1909 ему было отказано в поступлении в Императорскую Академию художеств, вероятно, по причине неблагонадежности. С осени 1909 занимался в мастерской Я. Ф. Ционглинского. В то время писал пейзажи и портреты в реалистической манере с элементами импрессионизма, увлекался живописью Малявина, Репина, Федотова. Летом 1910 выполнил эскизы стенной росписи и запрестольный образ Христа на стекле для Покровский церкви в с. Павы, Лужского уезда (ныне Пороховской р-н Псковской обл.; не сохранились).

В ноябре 1910 явился в призывную комиссию и после освидетельствования получил освобождение от воинской повинности. 1 июня 1911 был отчислен из университета, так как с осени 1910 не вносил платы за обучение.

В мае 1911 по совету Ционглинского отправился в Париж для дальнейшего совершенствования в искусстве и знакомства с новыми художественными течениями. С июня до октября 1911 жил вместе со старшей сестрой и младшим братом в г. Росков (Бретань), где работал на биологической станции, делал зарисовки морской флоры и фауны.

С октября 1911 снимал на Монпарнасе мастерскую вместе с С. Балабановым, посещал мастерские Ф. Валлотона и М. Дени, изучал различные графические техники, рисовал в академиях Гранд Шомьер, Р. Жюльена, Ла Палетт. Ради заработка позировал в Русской академии Марии Васильевой. Подружился с О. Цадкиным, М. Кислингом, был знаком с Х. Орловой, Е. Кругликовой, А. Архипенко, А. Модильяни. По собственному свидетельству, весной 1913 впервые выставил свои картины в парижском Салоне независимых (в каталоге не фигурирует).

Осенью 1913 вернулся в Петербург. Летом 1914 познакомился с танцовщицей Е. Б. Гальпериной, выступавшей в составе группы молодых артистов МХТ в Летнем театре в Куоккале. В феврале 1915 они обвенчались в Москве.

В октябре 1913 был приглашен Н. Н. Евреиновым в качестве художника в театр «Кривое зеркало», где с 1914 стал заведующим художественной частью. Оформлял спектакли и миниатюры в других театрах Петрограда (Троицкий театр, Летний театр в Куоккале и др.) и Москвы (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, «Летучая мышь»). Сценографические решения спектаклей «Скверный анекдот» по Ф. М. Достоевскому в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской и «Нос майора Ковалева» в театре «Кривое зеркало», осуществленные в 1914, положили начало (наряду со сценографическими работами М. В. Добужинского того же времени) экспрессионизму на русской сцене. Летом 1916 вместе с Н. Н. Евреиновым покинул театр «Кривое зеркало». Создал иллюстрации к книге Н. Н. Евреинова «Театр для себя» (Ч. 2. Пг., 1916).

С осени 1913 работал в журнале «Сатирикон», где за 7 месяцев поместил около 80 рисунков. Публиковал рисунки также в журналах «Весна» (1914), «Театр и искусство» (1913–16), «Лукоморье (1914), «Отечество» (1914), «Солнце России» (1917), «Аргус» (1917, 1918) и др. Выполнил для журналов множество шаржей и графических зарисовок артистов, режиссеров, художников, композиторов.

В предреволюционные годы создал ряд сюжетных картин: «Адам и Ева» (1913–1918, ГТГ), «Желтый траур» (1914, не сохр.), «Бретань» (1916, частн. собр.), «Купальщики» (1918), декоративные панно «Дикарка» (1914), «Испания» (1915) и др.


1917–1924

В марте 1917 вошел в возобновивший свою деятельность Союз молодежи и был выбран делегатом в Союз деятелей искусств (СДИ), активно участвовал в его работе в составе «Блока левых». В июле 1917 стал членом-учредителем Профессионального союза художников-декораторов. 7 апреля 1918 на общем собрании СДИ был избран в состав Исполкома. Тогда же направил открытое письмо комиссару по охране музеев, дворцов и художественных коллекций Г. С. Ятманову с протестом против разрушения памятников. В январе 1919 помогал скрываться Б. В. Савинкову. В 1919–1920 – профессор ПГСХУМ. В 1919–1921 – член правления петроградского Дома искусств. Весной 1924 вместе с Д. Штеренбергом разработал устав Общества станковистов (ОСТ) и стал его членом-учредителем.

В конце июля 1920 ездил на неделю в Ростов-на-Дону, чтобы забрать больного отца, который в сентябре умер от рака в Петрограде. Брат Александр вместе с войсками Врангеля отбыл в эмиграцию. В 1921 умерли брат Борис и племянница Надежда. В августе выполнил посмертный портрет А. А. Блока и был в числе несших гроб поэта. В октябре провожал за границу М. Горького. В мае 1924 развелся с Е. Анненковой, в июне вступил в брак с В. И. Мотылевой, актрисой МХТ.

В послереволюционные годы продолжал активно работать в театрах. Постановка и оформление спектакля по притче Л. Н. Толстого «Первый винокур» (1919, Эрмитажный театр) вошли в историю советского театра как провозвестник и самый ранний пример дерзких театральных экспериментов последующего периода (С. Радлова, В. Мейерхольда и др.). В 1920–1922 – заведующий художественной частью театра Вольной комедии в Петрограде, оформил там более 10 спектаклей, в т.ч. впервые – «Самое главное» Н. Н. Евреинова. В театре БДТ оформил в 1922 спектакль «Газ» Г. Кайзера и «Бунт машин» К. Чапека в переделке А. Н. Толстого; обе постановки (в режиссуре К. Хохлова) стали событиями в театральной жизни, поразив современников оригинальностью и эффектностью конструктивистских декораций.

В 1918 участвовал в праздничном оформлении Марсова поля в Петрограде (к 1 мая), улиц и Красной площади в Москве (к 7 ноября). В 1920 – режиссер, сценарист и художник (совм. с М. В. Добужинским и В. А. Щуко) массового зрелища «Гимн освобожденному труду» (состоялось 1 мая у здания Фондовой биржи в Петрограде); автор декораций и один из режиссеров самого крупного массового зрелища «Взятие Зимнего дворца» (7 ноября на Дворцовой площади).

В 1919–1924 в газете «Жизнь искусства», журналах «Дом искусств» и «Вестник театра», в альманахе «Арена» опубликовал ряд статей полемического характера, по большей части посвященных пропаганде новых театральных форм – движущихся декораций, сложного освещения, «циркизации и мюзикхоллизации» драматических спектаклей. Выступал с устными докладами «о театре чистого метода» в Москве и Петрограде.

В 1918‒1924 значительное место в творчестве художника стала занимать книжная и журнальная графика. Иллюстрировал рассказы М. Кузмина, Ф. Чудновского, Е. Замятина, К. Федина, публиковавшиеся в журналах; сделал много рисунков, заставок и концовок для журналов «Красный милиционер» (1919–21), «Мухомор» (1922), «Дрезина» (1923–24) и др., разработал серийные обложки для журнала «Современный Запад» и альманаха «Круг». В 1918 в артели «Сегодня» издал книжку собственных стихов с иллюстрациями (часть экземпляров была раскрашена от руки). Создал иллюстрации и обложки книг: А. Беленсон «Искусственная жизнь» (1921), В. Шкловский «Революция и фронт» (1921), Н. Никитин «Рвотный форт» (1922), Б. Пильняк «Никола-на-Посадьях» (1923), Вс. Иванов «Бронепоезд № 14-69» (1923), Э. Синклер «Американская кровь» (1923), Дж. Лондон «Железная пята» (1923), К. Чуковский «Мойдодыр» (1923, выдержала более 25 переизданий) и др. Среди книжной графики этого периода наибольшую известность получили иллюстрации к поэме А. А. Блока «Двенадцать», вышедшей в свет в 1918 в издательстве «Алконост».

После революции продолжал создавать живописные полотна в духе кубофутуризма и сезаннизма, а также ассамбляжные композиции с использованием предметных вставок из металла, дерева и т. п. Среди такого рода композиций была и «объемная» абстрактная живопись.

На ранний советский период пришелся расцвет портретного творчества художника. В 1917–1919 он создавал очень разные по стилю и технике портреты своих знакомых – людей творческих профессий из петроградской и московской художественной среды (А. Лурье, М. Шерлинг, В. Шкловский, М. Горький, С. Балабанов). В 1922 выпустил альбом «Портреты» с текстом М. Кузмина, Е. Замятина и М. Бабенчикова, в котором было воспроизведено 80 графических и живописных работ, созданных в 1911–1921, в том числе портреты А. Ахматовой, А. Блока, Г. Иванова, М. Кузмина, М. Горького, Ф. Сологуба, А. Ремизова, А. Волынского, К. Чуковского, В. Ходасевича, М. Бабенчикова, Е. Замятина, В. Пяста, Б. Пастернака, Г. Уэллса, Н. Альтмана, А. Бенуа, А. Радакова, З. Гржебина, Н. Евреинова, Ф. Комиссаржевского, Н. Петрова, Е. Анненковой, В. Мотылевой, О. Глебовой-Судейкиной. В портретном жанре разработал индивидуальный вариант утверждавшегося на западе стиля ар деко, сочетавший академический рисунок с острым гротеском и элементами авангарда.

В 1923 по государственному заказу работал над портретами Л. Троцкого и других советских военачальников. С этой целью несколько раз выезжал в ставку Троцкого. В феврале 1923 оформил приказ Реввоенсовета № 279 к 5-летнему юбилею РККА за подписью Троцкого.

В течение 1923–1924 исполнил портреты членов высшего руководства страны (Г. Зиновьева, Л. Каменева, В. Антонова-Овсеенко, И. Сталина), а также посмертный портрет Ленина, получивший первую премию на негласном правительственном конкурсе. Крупноформатное полотно с портретом Л. Троцкого (а также живописные портреты издателя А. Тихонова и партийного критика В. Полонского) и несколько графических портретов были отобраны для советской экспозиции на XIV Международной биеннале искусств в Венеции. Посмертный портрет Ленина был показан на специальной выставке портретов В. И. Ленина (Москва, 1924). В 1926 была издана папка литографированных портретов «вождей» – «Семнадцать портретов». Она не поступала в продажу, а в 1928 почти весь тираж был уничтожен.


1924‒1939

В 1924 получил разрешение вместе с женой посетить биеннале в Венеции, где выставлялись его живописные и графические работы. Выехав из Москвы в конце июля, Анненковы побывали в Венеции, провели несколько дней у М. Горького в Сорренто, затем поехали в Рим, а в начале августа прибыли в Париж. 4 декабря 1924 присутствовал на торжественном открытии советского полпредства в Париже (вместе с И. Г. Эренбургом и В. В. Маяковским). В отличие от многих советских художников, приезжавших в то время в Париж, Анненков активно общался с эмигрантами и быстро вошел во французскую художественную среду. Принимал активное участие в групповых выставках русских художников в Париже, Брюсселе и Праге. С 1929 стал невозвращенцем.

Оказавшись в Париже, начал активно работать для театра, отдавая предпочтение сотрудничеству с русскими труппами. В 1925 вместе с Ф. Ф. Комиссаржевским организовал театральное кабаре «Arc en ciel», вскоре превратившееся в Дом артиста для русских эмигрантов. С конца 1920-х сотрудничал с Н. Ф. Балиевым, оформил для его «Летучей мыши» ряд скетчей, оригинальную постановку драмы «Пиковая дама» (1931) и юбилейное представление «Балиев улыбается» (1933). В 1930 переоборудовал зал театра Гэте (Théâtre de la Gaîté) для гастрольных спектаклей труппы В. Э. Мейерхольда и организовал в фойе выставку русских художников, включив в нее портрет режиссера своей работы. С 1933 сотрудничал с антрепризой Б. Ф. Нижинской. В 1932–1933 оформлял балеты в Театре Елисейских полей (хореография Дж. Баланчина, Л. Мясина). Оформил ряд драматических спектаклей: «Passage de Princes» Ж. Мерэ (1933), «Victoria Regina» А. Моруа (1936) в Театре Мадлен, «Ревизор» Н. В. Гоголя для Пражской труппы МХТ (1935); с 1936 оформил ряд спектаклей для Русского драматического театра, в т. ч. «Певец своей печали» О. Дымова, в 1938 – поставил и оформил пьесу «Событие» В. Сирина (Набокова).

С 1933 работал в кино как художник по костюмам. До 1939 разработал костюмы и гримы для полутора десятка фильмов, сотрудничая с таким режиссерами, как А. Грановский, А. Литвак, В. Туржанский, Ф. Оцеп, Г.В. Пабст, А. Ганс, М. Л’Эрбье. По его рисункам печатались афиши и рекламные издания к фильмам.

В 1931 принимал активное участие в оформлении и подготовке к изданию еженедельника «Сатирикон», где под различными псевдонимами за 5,5 месяцев поместил более 150 рисунков, в т.ч. галерею сатирических портретов-карикатур советских партийных деятелей (В. Молотова. К. Ворошилова, С. Буденного, Н. Крыленко, А. Коллонтай, Н. Крупской, И. Сталина).

Иллюстрировал французские издания, в том числе L. Durtain «Crime à San-Francisco» (Л. Дюртен «Преступление в Сан-Франциско») (1927), E. D’Astier «Passage d’une Americaine» (Э. Д’Астье «Приключения американки») (1927), Ivan Goll «Die Eurokokke» (И. Голь «Еврококке») (1928), L. Cheronnet «Extra-Muros» (Л. Шеронне «Вне городских стен») (1929), P. Bost «Le Cirque et le Music-Hall» (П. Бост «Цирк и мюзик-холл») (1931) и др.

В 1920–1930-х выполнил серию графических портретов бывавших в Париже советских деятелей искусства ‒ И. Бабеля, Б. Пильняка, И. Эренбурга, А. Толстого, С. Прокофьева, С. Эйзенштейна и др.; русских эмигрантов ‒ Н. Балиева, О. Спесивцевой, В. Инкижинова, А. Керенского; живописные портреты матери (З. А. Анненковой), Л. Никулина, Б. Суварина, Ю. Лида; французских политических деятелей – М. Паза, Л. Блюма; и деятелей кино ‒ Г. В. Пабста, А. Ганса, Ж. Габена, М. Сольдати.

В 1926 под псевдонимом Б. Темирязев опубликовал рассказ в журнале «Звено», который занял первое место на читательском конкурсе. С этого времени регулярно публиковал рассказы, очерки и статьи в эмигрантской периодике как под псевдонимом, так и под своей фамилией. В 1934 под именем Б. Темирязев издал в Берлине «Повесть о пустяках».


1939–1945

14 июня 1940, подобно многим парижанам Анненков, за день до оккупации покинул город. Впоследствии он описал этот массовый исход в повести «Побег от истории» (опубликована в журнале «Возрождение», 1960, №№ 100–105). Вернувшись в Париж, работал в театре и кино. В 1941–46 жил в отеле «Таранн» на бульваре Сен-Жермен с киноактрисой и поэтессой Натали Наттье (Наталья Беляева).

В годы войны принял участие в работе над 10 фильмами, среди которых были такие известные, как «Кавалькада любви» (1940), «Герцогиня де Ланже» (1942) по повести О. Бальзака, «Горбун» (1944), «Отец Сергий» (1945) по Л. Н. Толстому. В 1943 на французские экраны вышел ставший культовым фильм «Вечное возвращение» по сценарию Жана Кокто, основанному на сюжете о Тристане и Изольде. Анненков создал для персонажей «вневременные костюмы». Необычная прическа главной героини (М. Солонь) – высветленные до белизны волосы, свободно падающие на плечи, и пуловер главного героя (Жан Маре) – быстро вошли в моду.

В тот же период поставил и оформил три оперы на сцене Большого зала Плейель: «Пиковая дама» П. И. Чайковского (декабрь 1940, Русская опера кн. Церетели), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1943) и «Женитьба» М. П. Мусоргского – Н. Н. Черепнина.


1945–1974

По окончании войны сотрудничал с Союзом советских патриотов, участвовал в выставках, организованных художественной секцией Союза в 1945‒1946, опубликовал 2 статьи о художниках в газете «Советский патриот». В августе 1946 был в числе эмигрантов, приглашенных на ужин к А. В. Руманову для встречи с И. Г. Эренбургом и К. М. Симоновым. Вскоре после этого, прочитав в одной из советских газет доклад А. А. Жданова с осуждением журналов «Ленинград» и «Звезда» и оскорбительными нападками на М. М. Зощенко и А. А. Ахматову, порвал с Союзом советских патриотов и подал заявление на получение Нансеновского паспорта (был выдан в начале 1947). В дальнейшем не скрывал своих антисоветских убеждений, выступал на радио «Свобода», писал антисоветские по духу статьи в эмигрантской и западной периодике. В 1966 побывал на съезде антисоветского Народно-трудового союза (НТС) в Мюнхене.

В 1955 официально развелся с В. И. Мотылевой, в марте 1956 вступил в брак со своей ассистенткой Мадлен Рабюссон.

В 1950‒1960-х регулярно участвовал в мемориальных (памяти Н. Н. Евреинова, Е. Замятина, Б. Пастернака, А. Ремизова и др.), литературных и юбилейных собраниях русских эмигрантов, выступал на радио с воспоминаниями о русских деятелях культуры. В 1965 присутствовал в Оксфорде на присвоении А. А. Ахматовой звания доктора honoris causa, в Париже принимал ее у себя в мастерской. В 1967 участвовал в учреждении исполнительного комитета Общества сохранения русских культурных ценностей по изданию «Золотой книги русской эмиграции», начал сбор материала о русских в западной кинематографии.

В послевоенный период продолжал активно работать в кино, на его счету появились такие известные фильмы как «Пасторальная симфония» (1946, реж. Ж. Деланнуа), фильм-опера «Травиата» (1947, реж. К. Галлоне), хорошо известный в СССР фильм «Пармская обитель» (1948, реж. Кристиан-Жак), «Легенда о Фаусте» (1948, реж. К. Галлоне), «Калиостро» (1949, реж. Орсон Уэллс, продюсер Григорий Ратов). Фильмы 1945–1949 годов снимались в Италии, так что Анненков в эти годы жил в основном в Риме.

Самым значительным эпизодом послевоенного периода художник считал свое сотрудничество и дружбу с режиссером Максом Офюльсом. Он работал как художник по костюмам в его фильмах: «Карусель» (1950), «Удовольствие» (1951), «Мадам де…» (1953), «Лола Монтес» (1955), оформил спектакль «Женитьба Фигаро» в Гамбургском театре. Вместе с Офюльсом была начата работа над знаменитым фильмом «Монпарнас, 19» (1958, реж. Ж. Беккер,) с Жераром Филипом в роли Амадео Модильяни.

Полная фильмография Анненкова насчитывает около 60 фильмов. В 1945 он стал учредителем секции художников по костюмам в Профсоюзе технических работников кинематографа Франции и возглавлял ее до 1955. Последней его работой в кино был фильм «Только не в субботу» (1965, реж. Алекс Жоффе).

В 1950–1960-е продолжал успешно создавать декорации и костюмы балетных и оперных постановок для известных европейских театров.

В течение многих лет (начиная с 1938) проектировал костюмы для труппы «Русский балет» Ирины Гржебиной, с которой был знаком еще с петроградских времен. Выполненная им афиша послужила основой для логотипа ее студии.

В 1953 создал декорации и костюмы для нескольких спектаклей Э. Ионеско на сцене театра «Юшетт». Эти спектакли положили начало театру абсурда. В 1955 в том же театре оформил пьесы другого классика этого течения – Ж. Тардье. В 1956 был приглашен на Фестиваль авангарда в Марселе, где были показаны некоторые из этих спектаклей.

В 1957 художнику удалось самому поставить спектакль «Скверный анекдот» на французской сцене – в театре «Вье Коломбье», в 1964 поставил «Горе от ума» с театральной труппой Р.С.Х.Д.

Среди других театральных работ этого периода: эскизы костюмов для пантомимы Генриетты Паскар (1951) и мимодрам Беллы Рейн (1954–1958), сценография сатирической пьесы Фредерика Дара «Jésus-la-Gaille» (1952, Théâtre de Grammont; 1954, Théâtre Antoine, 1954; Théâtre des Arts, 1958), пьес А. П. Чехова «Чайка» в Гамбургском театре (1958) и «Вишневый сад» на телевидении Баден-Бадена (1960), балеты «Пиковая дама» (1961, театр Монте-Карло, хор. С. Лифарь) и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1962, зал Wagram в Париже, хор. Н. Тихонова), ежегодные балетные ревю С. Лифаря (1960-е).

После Второй мировой войны Анненков увлекся крупноформатными ассамбляжами на полотне, с использованием веревок, лоскутов материи, металлических деталей. Стены его мастерской в доме на Кампань-Премьер, 31, где он поселился, в 1950–1960-е были увешаны этими композициями.

В послевоенной «портретной галерее» Анненкова больше всего французских деятелей – киноартистов (Ж. Филип, Л. Жуве, П. Бланшар, Д. Желен, С. Симон, Ш. Дюллен, Ж.-Д. Барро, П. Брассёр), режиссеров (М. Офюльс, В. де Сика, А. Жансон, К. Отан-Лара), писателей (Ж. Одиберти, Ж. Кокто, А. Жид, Ж. Жироду, Э. Ионеско, Ф. Дар, Ф. Карко), художников (К. Берар), композиторов (А. Онеггер, Ж. Орик), государственных деятелей (Ш. де Голль). В 1950-е он также портретировал русских эмигрантов (М. Ларионов, М. Алданов, Б. Зайцев, Б. Филиппов, А. Раннит, С. Лифарь и др.).

В 1945 вышло несколько книг с иллюстрациями Анненкова, наиболее примечательны роскошные издания «Скверного анекдота» (Scandaleuse histoire) Ф. М. Достоевского и двух книг аббата Шуази – фривольные истории ХVШ в.: «Histoire de la Comtesse des Barres» и «Histoire de Madame de Sancy». В 1949 и 1950 выходили несколько разнящиеся иллюстрированные путеводители «Paris tel qu’on l’aime», для которых тексты писали известные французские писатели, а среди иллюстраторов были собранные М. Корнфельдом русские художники (помимо Анненкова – А. М. Арнштам, К. А. Арнштам и А. Б. Серебряков). В 1963 он выполнил серию иллюстраций к повести К. Д. Померанцева «Итальянские негативы» («Мосты» №№ 10, 11), в 1964 – к «Золотому дару» Н. В. Кодрянской, в 1968 – к итальянскому изданию поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в переводе Ло Гатто. В последние годы жизни иногда делал эскизы обложек по просьбе друзей или для издательства YMCA-PRESS: А. Солженицын «Раковый корпус» (1968) и «В круге первом» (1969), М. Булгаков «Собачье сердце» (1969) и др.

В послевоенный период значительное время посвящал литературному творчеству. Издал на французском языке книги-эссе «Одевая кинозвезд» и «Макс Офюльс», а также в своем переводе на французский стихи Маяковского о Париже и очерк о нем. Начиная с 1930-х он сделал около 200 публикаций в эмигрантской периодике – в журналах «Новоселье», «Возрождение», «Грани», «Опыты», «Новый журнал», «Мосты», газете «Социалистический вестник» и др., почти до конца жизни вел регулярную рубрику обзоров художественных выставок в газете «Русская мысль» (1964–1973). В 1966 в США вышли в свет его мемуары «Дневник моих встреч. Цикл трагедий».

Юрий Павлович Анненков (11 июля 1889, Петропавловск, Российская империя -- 12 июля 1974, Париж, Франция) -- русский и французский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор. Литературный псевдоним -- Борис Темирязев. биография живописец анненков портрет

Сын народовольца П.С. Анненкова, родился в Петропавловске, где отец отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в Петербург.

  • 1905--1906 -- рисовал политические карикатуры для гимназического журнала (выходящего нелегального), за что после дознания был исключён из 12-й Петербургской казённой гимназии и перешёл в частную гимназию С.А. Столбцова.
  • 1907 -- познакомился с И.Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым мастером (дача семейства Анненковых находилась в Куоккале, рядом с репинскими «Пенатами»).
  • 1908 -- поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С.М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в Боровичах.
  • 1909 -- году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я.Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911, году уедет в Париж). В эти годы он также посещал училище Штиглица в Петербурге.
  • 1911--1912 -- брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет стало заметным влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма.
  • 1912 -- лето провёл на море, в Бретани, где много рисовал. Исполнил для учёных зарисовки морских рыб и растений (часть из них была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне).
  • 1913 -- дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H.H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы.

В 1916--1924 годах много и талантливо занимался портретом, проявил себя как иллюстратор книг и журналов, в 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока, много работал в графике, сотрудничал с издательствами.

  • 1917 -- вступает в члены объединения «Мир искусства» (до 1924).
  • 1924 -- для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпери, балериной и актрисой театра Н.Ф. Балиева «Летучая мышь». В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.
  • 1925 -- член и учредитель Общества художников-станковистов.

После 1934 серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам. В 1955 номинант на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953).

  • 1945--1955 -- президент «Синдиката техников французской кинематографии».
  • 1969--1970 -- оформлял книги А. Солженицына в издательстве YMCA-Press.

Всё время занимался и графикой, и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.

Раннее детство Ю.П.Анненкова прошло на далекой Камчатке, куда был отправлен на поселение его отец, бывший член организации "Народная воля".

В 1893 г. семья вернулась в Петербург. Дача Анненковых в Куоккале, местечке под Петербургом, находилась недалеко от имения И.Е.Репина. С детства окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся рисованием.

В 1906 г. Анненкова исключили из казенной гимназии за "политическую неблагонадежность", выразившуюся в карикатурах для ученического нелегального журнала. Это, правда, не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 г. поступить на юридический факультет Петербургского университета.

Художественное образование Анненкова не было систематическим. Еще в гимназические годы он посещал занятия в ЦУТР. В 1908 г. занимался в студии С.М. Зейденберга, где его соучеником был М.3.Шагал. Однако вступительные экзамены в АХ. Анненков не сдал и поступил в студию Я.Ф. Ционглипского.

По совету своего учителя в 1911 г. он уехал в Париж, где продолжил обучение в мастерских М. Дени и Ф. Веллоттона - художников знаменитой группы "Наби". В 1913 г. Анненков дебютировал двумя картинами на выставке Салона Независимых в Париже. Ранний период творчества художника связан главным образом с занятиями живописью ("Желтый траур", "Адам и Ева", "Купальщики", "Автопортрет", все 1910-е).

Вернувшись в 1913 г. в Россию, Анненков увлекся графикой. Его рисунки стали появляться на страницах журналов "Аргус", "Лукоморье", "Отечество", "Сатирикон", "Театр и искусство".

Другим увлечением художника был театр. В его декорациях шли спектакли на сцене Театра В.Ф.Комиссаржевской, много работал он и для театра Н.Н.Евреинова "Кривое зеркало".

Самым значительным периодом в творчестве Анненкова были послереволюционные годы. Он принимал участие во всех художественных начинаниях тех лет. Художник входил в правление Петроградского Дома искусств, был одним из организаторов ОСТа в 1921 г., заведовал художественной частью театра политической сатиры "Вольная комедия", публиковал статьи и эссе в журнале "Жизнь искусства". В 1920 г. оформлял грандиозные народные зрелища "Взятие Зимнего дворца" на Дворцовой площади и "Гимн освобожденному труду" (совместно с М.В. Добужинским и В.А. Щуко) возле здания Биржи в Петрограде.

В том же году Анненков был избран профессором Академии Художеств. Занимаясь графикой, художник сотрудничал с издательствами "Радуга", "Всемирная литература", "Красная новь", иллюстрировал произведения Дж. Лондона, К.И. Чуковского, Н.Н. Евреинова, рисовал для сатирических журналов. Вершиной его графического искусства стали иллюстрации к третьему изданию поэмы А.А. Блока "Двенадцать" (1918). Сам Блок высоко ценил рисунки Анненкова и видел в них "параллельный графический текст". В гибкой графической манере, используя принцип монтажа, свободного соединения отдельных реалий быта, деталей и частей изображения, Анненков показал распадающийся старый мир, стихию революции.

В 1921 г. художник выступил как реформатор традиционного театра, опубликовав в журнале "Дом искусств" статью "Театр до конца", по сути - манифест абстрактного театра. Вскоре Анненков осуществил свои идеи на практике. Для постановки пьесы Г. Кайзера "Газ" в Петроградском ГБДТ (1923) он, стремясь избавиться от статики на сцене, впервые использовал "динамические", движущиеся декорации и меняющееся освещение.

Анненковым была создана целая галерея живописных и графических портретов деятелей русской культуры 1910-20-х гг. Он запечатлел А.М. Горького, В.Ф. Ходасевича, В.Б. Шкловского, М.А. Кузмина, А.А. Ахматову, В.В. Хлебникова и др.

Особое место в его творчестве занимают портреты государственных и политических деятелей тех лет: В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, К. Радека и др. В них наиболее полно выразился парадоксальный стиль Анненкова. Например, в живописном портрете М.А. Шерлинга (1918) он использовал кубистические сдвиги, сочетая их с превосходным, почти академическим рисунком. В графических портретах художник демонстрировал виртуозное владение техникой, применяя то послушную линию, то мастерскую штриховку, то сплошное пятно, всегда подмечая самое яркое и характерное в облике своих героев. Эти изображения, порой крайне лаконичные, предлагают как бы "формулу" лица.

Летом 1924 г. Анненков поехал в Италию на открытие советского павильона на Международной выставке в Венеции. В Россию он больше не вернулся. Анненков поселился в Париже и приобрел широкую известность как художник театра и кино. Он сотрудничал с Н.Ф. Балиевым, Б.Ф. Нижинской, М.А. Чеховым, С.М. Лифарем, оформил свыше 60 спектаклей и создал эскизы костюмов и декораций к более чем 50 кинофильмам.

В 1954 г. за свои костюмы Анненков был удостоен премии "Оскар". Он пользовался популярностью и как портретист. К этому времени относятся его портреты И.Э. Бабеля, И.Г. Эренбурга, Ж. Кокто, М. Равеля, О.А. Спесивцевой и др. За рубежом раскрылся литературный дар Анненкова. Его мемуары "Дневник моих встреч" представляют серию ярких литературных портретов русских писателей, художников, музыкантов. Под псевдонимом Б. Темирязев он написал книги "Повесть о пустяках" и "Рваная эпопея".

Выехав в 1924 в заграничную командировку, обосновался с 1925 в Париже. По-прежнему много работал как дизайнер книги и сценограф (сотрудничал с Дж. Баланчиным, Н.Ф. Балиевым, Ф.Ф. Комиссаржевским, С.М. Лифарем, Л.Ф. Мясиным, Б.Ф. Нижинской, М.А. Чеховым). Порой выступал как художник и режиссер одновременно, ставил русскую классику в парижских театрах «Плейель» и «Вье-Коломбье» (1941-1957), а также в театре Монте-Карло (1961). В станковом творчестве в 1940-е годы переходил к трехмерным абстрактным коллажам. Внес выдающийся вклад в искусство кино, создав, в основном в духе классического модерна, декорации и костюмы более чем к 60 фильмам, в том числе к лентам Ф.А. Оцепа, Кристиан-Жака, М. Офюльса, Р. Сьодмака. За фильм Мадам де… Офюльса (1953) получил премию «Оскар». В СССР наибольшей известностью пользовался оформленный им фильм об А. Модильяни - Монпарнас, 19 Ж. Беккера (1957). В 1945-1955 был президентом профсоюза технических работников кинематографа Франции. Работал как художник-постановщик и на французском и западногерманском телевидении (Вишневый сад Г. Хильперта по А.П. Чехову, 1959, и др.).

Как писатель дебютировал сборником стихов Четверть девятого (Петроград, 1919); затем выпустил (под псевдонимом «Б.Темирязев») Повесть о пустяках (Берлин, 1934). Опубликовал много статей о театре и кино в западноевропейской прессе, а также (на французском языке) монографии Одевая звезд (Париж, 1955) и Макс Офюльс (Париж, 1962). Среди его литературных, как бы «иронически-символистских» работ выделяется собрание мемуарных очерков Дневник моих встреч. Цикл трагедий (Нью-Йорк, 1966; первое переиздание на родине мастера - Л., 1991), - пестрая панорама российской, в том числе и советской культуры, написанная критически-острым пером.

В 1889 году зажглась звезда одного из наиболее выдающихся и прогрессивных творцов девятнадцатого века. В этом году родился Анненков Юрий Павлович - русский художник,

Происхождение

Знаменитый мастер родился в семье русского народовольца. Свое самое раннее детство Юрий Анненков провел с родителями в Камчатском крае. Там находился и работал его отец, сосланный за участие в организации «Народная воля». В1893 году семье наконец удалось вернуться на проживание в Санкт-Петербург. В это время они размещались в небольшом селении по соседству с имением Ильи Ефимовича Репина.

Такое окружение имело большое влияние на последующее творчество и мировоззрение Анненкова. Он был постоянно окружен обществом людей всех возможных творческих профессий, что не могло не сказаться на его выборе профессии.

Учеба

Рисовать Анненков Юрий начал с детства. Более того, в подростковом возрасте он сильно увлекся политикой. В это время художник пробовал себя в жанре карикатуриста. Его иронические наброски для подпольного журнала послужили причиной большого скандала. За вольнодумство Анненкова исключили из учебного заведения. Однако это не подорвало веру художника в свои силы. Он самостоятельно поступает на юридическую специальность в Петербургский университет.

Творческая карьера

Несмотря на раннее увлечение рисованием, мастер так и не получил полноценного художественного образования. Еще во время учебы в гимназии художник посещал занятия в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени Александра Людвиговича Штиглица. В студенческие годы Анненков Юрий учится в студии известного мастера Савелия Моисеевича Зейденберга. Примечательно, что вместе с ним учился еще один выдающийся художник - Марк Захарович Шагал.

К сожалению, несмотря на старательность и желание учиться, Анненков не смог пройти отбор в Московскую академию художеств. После своего фиаско Юрий продолжает учебу в студии Яна Францевича Ционглинского.

Жизнь за рубежом

Дальнейшая судьба Анненкова складывалась уже вне Родины. Именно благодаря совету своего наставника Яна Францевича молодой художник покинул страну, в которой родился, и переехал в Париж. Там Анненков Юрий продолжил свое обучение. В это время он поступил на учебу к таким зарубежным мастерам, как Морис Дени и Феликс Валлотон. Эти символисты относились к популярной группе «Наби». Именно под покровительством своих наставников в 1913 году Юрий впервые принял участие в художественной выставке со своими полотнами. Экспозиция носила название «Салон Независимых». Дебют художника оказался удачным.

Символика творчества

В самом начале своего художественного пути автор занимался главным образом живописью. Именно к этому периоду относятся его знаменитые работы «Адам и Ева», «Желтый траур», «Автопортрет», написанные в начале 1910 года. После возвращения на Родину в 1913 г. Юрий Анненков, фото произведений которого можно увидеть в нашем обзоре, начинает увлекаться таким видом искусства, как графика. Все чаще его произведения стали печататься на страницах таких изданий, как «Лукоморье», «Аргус», «Отечество», «Сатирикон» и многих других.

Помимо этого, во время периода увлечения графикой мастер поддерживал тесные творческие связи с популярными на тот момент издательствами «Красная новь», «Всемирная литература», «Радуга» и другими. Художника приглашали в качестве иллюстратора к произведениям Корнея Чуковского, Джека Лондона, Николая Евреинова. Также автор продолжает давнюю традицию публиковаться в сатирических изданий в качестве карикатуриста. К счастью, теперь его творчество было оценено по заслугам.

Политические взгляды

Во время обеих революции неравнодушный к социальным изменениям в обществе художник горячо увлекался политикой. Можно сказать, что потрясения в общественном строе возымели очень большое влияние на дальнейшее творчество мастера. Об этом свидетельствует расцвет его художественной деятельности после свершения переворота. Именно в это время в художественной среде появляются новые течения и общества. Анненков Юрий становится их активным участником. Например, художник был избран одним из членов правления Дома искусств в Петрограде.

Даже в своих произведениях мастер постоянно затрагивал тему революции. Именно в особой манере изображения связанных между собой деталей открывается отношение Анненкова к революции, как новым порядкам. Художник горячо переживал и содействовал отмене прошлых установок, как в общественной жизни, так и в творчестве.

Успехи молодого мастера не остались незамеченными и уже в 1920 году Юрия назначили профессором в московской Академии Художеств.

Проза и публицистика

Помимо своей художественной деятельности Анненков занимался и писательским трудом. После 1917 года он неоднократно пробовал себя в качестве публициста. Как говорят, талантливый человек хорош во всем. Эта стезя удавалась Юрию не хуже живописи. Уже скоро он публиковал свои статьи в печатных изданиях вроде «Жизнь искусства».

Более того, во время жизни за рубежом Юрий Анненков, художник и графист, открыл себя с новой для всех стороны: он впервые попробовал свои силы в роли писателя. Из-под пера автора вышли такие произведения, как «Дневники моих встреч». В них Анненков описывает портреты многих российских деятелей искусства. Среди них можно найти русских писателей, художников, музыкантов. Помимо очерков об известных личностях, Анненков написал немало художественных произведений. Так, именно Юрий стал автором книг «Повесть о пустяках», «Рваная эпоха». При их написания художник взял себе псевдоним - Богдан Темирязев.

Галерея

Юрий Анненков, картины которого в начале творческого пути были выполнены преимущественно в технике живописи, после успеха на парижской выставке принялся за создание своей собственной галереи портретов. Основным полем деятельности мастера стали известные личности того времени. За непродолжительный период Анненков успел запечатлеть писателя Максима Горького, знаменитых поэтов Владислава Ходасевича и Анну Ахматову, а также Виктора Кузмина, Велимира Хлебникова и многих других.

Но отдельное значение в творчестве художника занимали полотна с политическими лицами. Так, Юрий Анненков, портреты которого пользовались необыкновенным успехом, выпустил из-под своей кисти холсты с такими видными людьми, как Владимир Ленин, Григорий Зиновьев, Лев Каменев, Карл Радеки, Исаак Бабель, Жан Кокто, Морис Равель, русская балерина Ольга Александровна Спесивцева и многие другие.

Отъезд за рубеж

В середине 1924 года Анненков поехал на Средиземноморское побережье для участия в международной выставке. В Венеции художник имел честь представлять павильон советского искусства. После этого мероприятия жизненные пути Анненкова уже никогда не возвращали его в Россию.

После участия в выставке Юрий на постоянной основе поселился в Париже. Там кривая признания художника резко поползла вверх. В это время он работает преимущественно декоратором в театре и сотрудничает с такими выдающимися личностями, как Никита Федорович Балиев, хореограф Борислава Фоминична Нижинская, актер Чехов Михаил Александрович, Сергей Михайлович Лифарь.

Работа в театре и кино

Помимо активной художественной деятельности, мастер заслужил признание и на другом поприще. Большого успеха и известности Юрий Анненков, биография которого пестрит преимущественно успехами в сфере живописи и портретов, добился и в театральной сфере. Кроме того, что он печатал свои статьи в изданиях, посвященных этому виду искусства, художник вносил огромный вклад в роли декоратора почти всех представлений в театре имени знаменитой русской актрисы Веры Федоровны Комисаржевской. Также Анненков рисовал декорации и для тетра своего давнего знакомого Николая Евреинова.

Однако на этом его влияние на искусство не заканчивалось. Художник стал одним из первых среди реформаторов старых порядков в театре. Так, уже в начале 1920 года стали появляться течения, в которых принимал активное участие и молодой Анненков. Например, в 1921-ом была опубликована его статья о необходимости провозглашения нового театра. Это был прорыв, подхваченный такими же энтузиастами.
Более того, художник вскоре имел возможность воплотить свои смелые замыслы в жизнь. Во время подготовки к постановке пьесы Георга Кайзера на сцене Большого драматического театра имени Максима Горького Анненков впервые предложил беспрецедентное нововведение, а именно использовать вместо привычных декораций новые, с движущимися элементами. Таким образом, сцена как будто взаимодействовала с актерами. На тот момент такой подход в оформлении спектакля имел неожиданный успех.

Всего за свою продолжительную деятельность на театральном поприще художник смог оформить декорациями более шестидесяти представлений. Кроме украшения сцены мастер занимался и разработкой новых образов для труппы. Также Анненков пробовал свои силы и в киноискусстве. Здесь ему удалось добиться еще большего признания, чем в каких-либо других сферах своей деятельности. Мастер смог предоставить декорации к более полусотне снятых фильмов. За подготовку костюмов для съемочной группы художник даже удостоился необычайно престижной на тот момент премии «Оскар».

Критика

Среди всего многогранного творчества Анненкова трудно выделить наиболее выдающее произведение или даже направление. Например, среди наследия художника в отрасли графики его триумфом критиками и современниками единогласно признаны авторские зарисовки к очередному изданию поэмы Александра Блока «Двенадцать». Даже сам поэт лестно отзывался о способностях художника и неоднократно признавался, что в них заложен глубинный смысл. В целом графику Анненкова оценивали как выполненную в непривычной, смелой и легкой манере. Он как успешно применял строгие линии, так и играл с непослушными тенями. Такой тактикой автору удавалось подмечать самое важное в своих героях, поднимать на поверхность те черты, которые грозили остаться незамеченными.

Что касается успехов в живописи, то здесь стиль художника полностью раскрылся в направлении кубизма. Более того, мастер превосходно и легко сочетает модернистские мотивы с традиционным академическим стилем. Анненков Юрий Павлович, картины которого до сих пор пользуются особым успехом среди коллекционеров, внес поистине огромный вклад в искусство 20 века.