Быт крестьян и горожан в 17 веке. Сословный быт России в XVII веке

В XVII в. происходит переход к культуре «Нового времени», расширяются связи с Европой. Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. В ходе об­мирщения культуры развивается светская культура, происходит отход от религиоз­ности, усиливается внимание к человеческой личности. Однако православная церковь сопротивлялась нововведениям. Она опасались проникновения «латинства» – «западной заразы», которая поколеблет православную веру и «русскость».

Общественно-политическая мысль. Создаются исторические сочине­ния о Смуте: «Временни́к » Ивана Тимофеева , «Сказа­ние » Авраамия Пáлицына , «Иное сказание » Ивана Катырёва-Ростовского . Авторы причину Смуты ви­дели в пресечении династии Рюриковичей. Роль определяющей силы в событиях они отдавали «про­видéнию» (воле Бога).

Обоснование принципов абсолютизма про­явилось в трактате «По­литика » хорвата Юрия Крижанича (1618–1683) – сторонни­ка идеи славянского единства под эгидой Московского государства. В 1659 г. прибыв в Москву, он предложил программу пре­об­разований, но «за некое глупо слово» был сослан в Тобольск, где провёл 16 лет. В 1676 г. он покинул Россию.

В XVII в. появились русские вольнодумцы, ориентированные на Запад. Князь И. А. Хворостинин отступился от православия, был сослан в монастырь, затем бежал в Польшу, где написал «Словеса дней и царей». Он уверял, что «на Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем»; «московские люди сеют землю рожью, а живут все ло­жью». «Это был своеобразный русский вольно­думец на католической подкладке, – пишет В. О. Ключевский, – проникшийся глубокой антипа­тией к византий­ско-церков­ной чёрствой обрядности и ко всей русской жизни, ею пропитанной, – отдалённый предок Чаадаева».

Подьячий Посольского приказа Г. К. Котошихин , сбежав в Швецию, написал сочинение «О России в царствование Алексея Михайло­вича». Он критически (но не всегда объек­тивно) описывал москов­ские порядки: «А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отве­чают, потому что царь жалует многих в бояре не по ра­зуму их, но по породе, и многие грамоте не учёные…».

Устное народное творчество. Сказки, исторические песни создавали образ идеального царя. Любимым героем народа был С. Разин.

Летописание. В 1630 г. написана последняя лето­пись – «Новый летописец », охватившая события от смерти Ивана IV до конца Смуты.

Литература. В XVII в. возникли новые жанры: сатира, драма, по­эзия. Появились вымышлен­ные персонажи.

Бытовые повести : «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне». В «По­вести о Горе-Злосчастии » молодой человек, ушедший от родителей, терпит лишения и раскаивается в мона­стыре. «Повесть о Тверском Отроче монастыре » рассказывает о страданиях отрока, у которого князь отнял невесту.

Биографические повести: «Повесть об Улиании Осорь­иной ». Её автор – сын Ульяны, муромский дворянин Дружина Осорьин.

Автобиографические повести: «Житие прото­попа Аввакума, им самим написанное ». Аввакум повествует о церковном расколе XVII в., на примере полной страданий собственной жизни говорит о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Его эмоциональный рассказ написан простым языком.

Сатирические повести : «Служба кабаку», «Азбука о голом и небога­том чело­веке», «Сказа­ние о куре и лисице» имеют обличительный характер. «По­весть о Ерше Ер­шо­виче» и «О Шемякином суде» высмеивают неправедный и корыст­ный суд. Мелкую рыбёшку Ерша, спорившего с сыном бояр­ским Ле­щом, судьи – «господа Осётр, Белуга и Белая рыбица» – су­дили «по мзде» и признали виновным, после чего «плюнул Ёрш судьям в глаза». Судья Шемяка, надеясь на подношение, решил дело в пользу бедняка, который тайком показывал ему обёрнутый в платок камень. В «Калязин­ской челобитной » и «Повести о бражнике » критиковалась церковь, высмеивались нравы духовенства.

Переводная художественная литература : «Повесть о Бове-королевиче», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей…».

Силлабическое стихосложение стихи, в которых количество слогов в каждой строке одинаково. Белорусский просветитель, писатель и поэт Симеон Пóлоц­кий (1629–1680), приглашённый в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, сочинял силлабические стихи (сборники «Верто­град многоцветный » и «Рифмологион »). Силлабическая поэзия была тяже­ловесна, помпезна, в ней идеализировалось самодержавное прав­ление. Полоцкий – автор пьесы «О Навуходоносоре царе », комедии «Притча о блудном сыне ». Ученики и продолжатели Полоцкого – Карион Истомин , Сильвестр (Симеон) Медведев .

В XVII в. для царя выпускалась рукописная газета «Ку­ранты ».

Книгопечатание. В сер. XVII в. в России было налажено производство бумаги. Однако её не хватало, поэтому бумагу привозили из Европы. Расширялось книгопечатание. На московском Печатном дворе трудились более 150 человек. В 1-й пол. XVII в. было издано свыше 200 книг – богослужебные книги, официальные документы, учебники. По-прежнему широко распространены были рукописные книги.

Просвещение. Развитие торговли, промышленности, государст­вен­ного аппарата содействовало рас­про­странению просве­щения. Вышли в свет «Грамматика» М. Смотрицкого (1629 г.), букварь Кариона Истомина , печатная таблица умножения – «Считание удобное» (1682 г.). «Азбука» В. Бурцева тиражом 2.400 экзем­пляров разо­шлась в один день. Для учебных целей выпускались «Псалтыри» и «Часословы». В 1672 г. в Москве откры­лась первая книжная лавка.

В 1649 г. боярин Ф.М. Ртищев (1626–1673) открыл школу при Андреевском монастыре, пригласив из Киева 30 учёных монахов. В 1640-е годы учёный Епифаний Славинéцкий († 1675) открыл школу в Чудовом монастыре. В 1665 г. Симеон Пóлоц­кий открыл школу в Заиконоспасском монастыре. В 1680–1681 гг. по инициативе патриарха была открыта школа при Печатном дворе (Типографская школа).

В 1687 г. при царевне Софье два грека, учившиеся в Италии, братья Лих ý ды (Иоанникий Лих ý д , 1633–1717 и Софро­ний Лих ý д, 1652–1730) – открыли в Москве при Заиконоспасском монастыре первое в России высшее учебное заведениеСлавяно-греко-латинскую академию по образцу европейских университетов. Преподавались на греческом и латинском языках грамматика, риторика, «пиитика», логика, фило­софия, богословие, физика, славянский, греческий, польский и латинский языки. Академия предназначалась для людей «всякого чина, сана и возраста», готовила ду­ховенство и чиновников. После ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь академия пришла в упадок.

Медицина. Медицинские знания основывались на народных «лечебниках» и «травниках», «Фармакопее» («Фармакологии») Ивана Венедиктова . У царя Михаила Фёдоровича появилась собственная медицинская служба. Известно, что он носил очки. В Аптекарском приказе готовили фармацевтов и врачей, в 1654 г. здесь обучались 30 стрель­цов для «лечбы» (лечения) ратных людей. Епифаний Славинецкий перевёл на русский язык труд западноевропейского учёного анатома XVI в. А. Везалия «О строении человеческого тела». Везалий одним из первых стал изучать человеческий организм путём вскрытия умерших. В России это запрещалось церковью. Ф. М. Ртищев на свои средства строил больницы и богадельни.

Научные знания. В XVII в. шло накоп­ление научных знаний. В России умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения. «Книга сошного письма» содержала сведения по геометрии. Опубликовано 500 наименова­ний печатных книг, в том числе труды по военному делу – «Устав ратных, пушечных и других дел» Онисима Михайлова (1621 г.). Были известны свойства взрывчатых веществ (пороха).

Географические сведения были зафиксированы в «Книге большому чертежу», атласе Рéшетова , «Описании новых земель, сиречь Сибир­ского царства», «Чертёжной книге Сибири» С.У. Рéмезова , «Чертеже городам русским и шведским до Варяжского моря». В 1675–1678 гг. Н.Г. Спафáрий (1636–1708) в ходе путешествия описал Китай. Была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника, но преобла­дал предрассудок о Солнце, вращающемся вокруг плоской Земли.

Исторические сочинения. Записной приказ занимался сбором исторических материалов. Историче­ские сочинения написали Ф. Грибоедов , типограф­ский «справщик» (редактор) Поликар­пов и автор «Скифской исто­рии » Андрей Лызлов . Монах Киево-Печерского монастыря Инно­кентий Гизель создал «Синóп­сис » (обозрение), в котором доказывал закономер­ность воссоединения Украины с Россией.

Зодчество . Происходило об­мирще­ние архитектуры – отход от церковной строго­сти и аскетизма. Возник нарядный, праздничный «московский стиль», или «узóрочье ». Посадские храмы строились на средства купцов и посадских людей, в них проявились светские настроения: москов­ские церкви Троицы в Никитниках (1628–1636), Рождества Богоро­дицы в Путинках (1649–1652 гг.), ярославские церкви Ильи Пророка , Иоанна Златоуста в Коровниках , Иоанна Предтечи в Толчкове .

Зодчий Бажéн Огурцов построил «пряничный» Теремнóй дворец Москов­ского Кремля (1635–1636 гг.), возвёл на Спасской башне каменный шатёр, а часовщик-англичанин Х. Галовей установил кремлёвские куранты. Кремль с шатровыми завершениями башен из оборонительного сооружения превратился в парадную резиденцию царей. В селе Коломенском возведён деревянный за­городный дворец царя Алексея Михайло­вича: 270 комнат и 3 тыс. окон. (В XVIII в. он был разобран из-за ветхости, восстановлен в 2010 г.). В 1670–1680-х гг. построена резиденция ростовского миторополита – Ростовский кремль . В г. Иванове сохранились постройки XVII в. – Успенская деревян­ная церковь и каменное здание – Щуд­рóвская палатка владельцев села князей Черкас­ских.

Патри­арх Никон противостоял обмирщению зодчества. Он запретил шатровые храмы, требовал строить тра­диционные 5-главые соборы крестово-купольного стиля. Никон возвёл соборы Новоиерусалимског о монастыря под Москвой и Ивер­ского монастыря на Валдае.

В конце XVI I в. под влиянием Западной Европы возни­к на­рышкинский стиль, или «московское барокко» . Характерные черты: устремлённость ввысь, мно­гоярусность, сочета­ние краснокирпичной кладки с белокаменной отделкой (церковь Покрова в Фил я х 1690–1693 гг., построена дя­дей Петра I – Л.К. Нарышкиным ).

Крепостной зодчий Яков Б у хв ó стов возвёл Успенский собор в Рязани. В 1690-х гг. М.И. Чоглоков построил Сýхареву башню в Москве.

Живопись. В иконописи сложились два направления: годуновская и строгановская школы. Годуновские иконы архаичны, выполнялись по заказу Бориса Годунова, по образцам живописи Андрея Рублёва. Стрóгановская школа назва­на по фамилии заказчиков – купцов Строга­новых. Черты строгановской иконописи: миниатюрное письмо, выпи­сывание деталей на малой площади, грациозное изящество поз, обилие золота и серебра (иконописцы Прокопий Чирин , Истома Савин и др.).

Ху­дожник «царский изограф» Симон Ушаков (1626–1686), стремясь к реализму и светскости, писал иконы так, «как показывает зеркало». Икона «Спас неруко­творный » представляет собой живое, одухотворённое лицо Христа. Икона «Насаждение древа государства Всероссийского » изображает Ивана Калиту и митрополита Петра, поливающих дерево, на ветвях которого укреплены медальоны-портреты московских князей и царей. Стремление к реализму позволило Ушакову впервые в русской иконописи изобразить обнажённое жен­ское тело – библейскую Вирсавию.

Фресковая живопись стала более светской, праздничной (роспись церкви Троицы в Никитниках). Артель костромских и ярославских художников Гурия Никитина (Кинешемцева ) (1630-е–1691) и Силы Савина создала яркие фрески ярославского храма Ильи Пророка.

Процесс обмирщения выразился в стремлении к реа­лизму в иконах и портретах. Возникла парс ý на (от слова «пер­сона») – портрет, сочетающий приёмы и́конописи и свет­ской живописи. Писались парсуны на дере­вянных досках, как иконы, но на них изобража­лись светские люди («Князь Скопи́н-Шуй­ский », «Царь Фёдор Иоаннович »).

В кон. XVII в. живописцы переходят от парсуны к европейскому портрету на холсте (портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина). Вырос уровень резьбы по дереву.

Театр . Популярностью в народе пользовались представления скоморохов – бродячих артистов. Скоморошьи «игрища» продолжали языческие традиции. В 1648 г. царская грамота запрещала «позорища» (зрелища), «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды». Их предписывалось ломать и жечь. За ослушание велено было бить батогами. Однако по-прежнему находились люди, которые «приказывают медведчикам и ско­морохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать».

При царском дворе находилась Потешная палата – театр-балаган с шутами и карликами. В 1672 г. Алексей Михайлович открыл придворный театр. Все роли в пьесах исполняли мужчины. Разыгрывались пьесы на легендарно-исторические и библейские сюжеты («Артаксер­ксово действо», «Юдифь»), светские комедии и балетные спектакли. Использовались запад­ные музыкальные инстру­менты: оргáны, скрипки. После смерти царя театр был закрыт.

Быт . Жилище . Богатые и бед­ные жилища очень отличались друг от друга. Богатые дома имели расписные потолки и стены, ковры, гра­вюры, зеркала, люстры. Основным типом бедного русского жилища был срубный дом – изба. Иностранцы отмечали некомфор­табельность избы: отопление «по-чёрному», ма­ленькие оконца и двери, отсутствие кроватей, освещение лучиной, содержание в избе зимой молодняка скота, дымный и спёртый воздух. «Что каса­ется построек этой страны и образа жизни этих людей, – писал Г. Айрман – побы­вавший в России в 1669 г. в составе шведского по­сольства, – их жилища можно скорее сравнивать со стойлами для скота и свиней, чем с домами...»

Домашний быт соответствовал «Домострою». Семейные разводы были запрещены церковью. За XVII в. известны лишь два решения церков­ного суда о разводе. Велась борьба с курением: людей, уличённых в куре­нии, секли кнутом и ссылали в Сибирь.

Одежда была тяжёлая, меховая, с длин­ными рукавами. Алексей Михайлович издал указ о запрете европейской одежды и стрижки: чтоб никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев и шапок с иноземных образцов не носил…». Преследовалось бритьё бороды – «за блудоно­ский образ». Фёдор Алексеевич, наоборот, запретил яв­ляться во дворец в русской одежде, при­казал сменить её на европей­ские кафтаны. Традици­онные русские одежды, по его мнению, были «приличны женскому платью и слу­жилому, и дорожному времени не потребны».

Питание . Еда оставалась традиционной. Народ пил квас, мёд, пиво. В богатых домах имелись привозные вина, пряности, фрукты. В 1638 г. в России появился чай – дар московскому царю от монгольского хана.

Развлечения . Царь и знатные люди были заяд­лыми охотниками. Алексей Михайлович составил пособие по соколиной охоте – «Урядник: новое положение и устроение сокольничья пути ». Чтобы прокормить цар­ских соколов и кречетов, крестьяне несли «голуби­ную повинность», при кречатне содержалось более 100 тыс. пар голубей.

Таким образом , русская культура XVII в. развивалась под влиянием со­циальных конфликтов, изменений в общественно-экономической жизни, расширения связей с западноевропейскими странами. Начинается развитие новой, светской культуры.

Быт, общественная жизнь и культура российского народа в XVII веке характеризовались весьма неопределенным вектором своего развития. В сознании людей старина смешалась с активным внедрением различных новшеств.

Старые жизненные уклады начали постепенно отходить, но новые еще не были окончательно приняты. В начале XVII века, когда государство окутывала смута, на культуру не влияла ни церковь, ни государственная власть.

Поэтому в этом периоде, впервые за всю историю русской культуры, замечаются попытки внедрения свободы слова и мнений. Русская общественность постепенно начинала вступать в Новое время. Основой искусства становилась личность человека, а не общество в целом.

Просвещение и наука в XVII веке

В XVII веке значительно возрастает процент грамотного населения. Начинает зарождаться деловая письменность. В обиход постепенно начали входить печатные книги, однако им еще не удается вытеснить рукописи.

Выпускаются первые печатные пособия по арифметике и грамматике, что позволяет увеличить количество грамотного населения среди низших слоев общества. В период противостояния старообрядческой и православной церкви, начальные школы начинают отходить от монастырского начала и приобретают светский характер.

Семьи бояр и купцов начинают нанимать для своих детей специально обученных учителей, иногда иностранцев, которые вели занятия на дому. Научные открытия также были весьма значительны. Медицинские знания, как и раньше, базировались на лечении травами, однако начинает зарождаться процесс обмена опыта с иностранными врачами.

Открываются первые учреждения для обучения врачей и фармацевтов. Значительное внимание в XVII веке уделялось развитию астрологии: русская общественность узнает об учениях Коперника и начинает на ее основе развивать собственные взгляды на гелиоцентрическую систему.

Литература в XVII веке

В первой половине XVII века для литературного процесса было характерным описание трагических событий Смутного времени.

Исторические думы были насквозь пропитаны патриотическими чувствами и призывами к борьбе с иностранными захватчиками – в них прославлялись герои, которые защищали Отчизну и простой русский народ, который поддавался тяжелым угнетениям, но все - таки смог выстоять в неравном сражении.

Также в литературе были распространены летописи, которые создавались преимущественно духовенством старообрядческой церкви. Ярким примером этому является «Житие протопопа Аввакума» - биографический рассказ автора о собственных житейских страданиях, спровоцированных расколом в церкви. В литературу также начинает входить новый жанр – реалистическая повесть, которая позже выступит базой для зарождения публицистики.

Архитектура и строительство в XVII веке

В XVII веке зодчества качнулись весьма значительные изменения. На замену деревянным зданиям приходят кирпичные и каменные. В храмовой архитектуре появляются элементы барокко, позже получившим название «московского нарышкинского барокко».

Вместе с церковными сооружениями, начинается активное строительство общественных зданий: полной реконструкции поддается здание Кремля, создаются огромные торговые помещения в крупных городах.

Искусство в XVII веке

В XVII веке в России начало активно развиваться театральное искусство. Так как церковными властями началось активное гонения скоморохов(они были признаны духовенством служителями сатаны), на смену им пришли первые организованные придворные театральные труппы.

краткое содержание других презентаций

«Культура и быт 17 века» - История Отечества. Масляные краски. Задание на урок. Живопись. Культура и быт 17 века. Архитектура. Жанры в русской литературе. Новый стиль. Выпуск книг. Образование. Деревянная архитектура. Развитие науки.

«Русская культура 16-17 века» - Развитие русской культуры. Новый стиль. Живопись. Портрет царя Алексея Михайловича. История о великом князе Московском. Появление книгопечатания было неизбежно. Поступательное движение. Специфика человеческой деятельности. Образование и книгопечатание. Общественно-политеческая мысль. Символ объединения русских земель. Первые парсуны. Свадьба в Кане. Сближение культового и гражданского каменного зодчества.

«Быт России в 17 веке» - Престольная палата. Семья купца. Быт дворян. Купеческий дом. Крестьянская изба. Сцена из жизни русских царей. Быт и обычаи крестьян. Свадебный поезд. Быт горожан. Поэт. Девичник. Сословный быт 17 века. Царские хоромы. Домашний быт русских царей. Рябушкин.

«Мануфактуры 17 века в России» - Государственная промышленность. Мануфактуры, использовавшие труд приписных крестьян. Экономика феодальной России. Специализация промыслов. Крупное производство. Крепостная и вольнонаёмная мануфактура. Голландец Андрей Виниус. Краткая характеристика экономического строя крепостной России. Мануфактура. Типы и виды мануфактур. Посадское население. Крепостное хозяйство. Широкий сбыт.

«Русский быт 17 века» - Курная изба - это изба с печью без дымохода. Зимняя одежда богатых людей была из меха. Зимой надевали шубы и разнообразные по форме шапки-в зависимости от достатка. Жизнь женщин протекала дома. Одежда крестьян и горожан. Входила в моду заграничная мебель. Быт бояр и дворян. Обеспеченные люди жили в деревянных и каменных хоромах. Окна затягивались бычьими пузырями. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД. Мужчина сверху надевал штаны, зипун и кафтан.

«Сословия России в 17 веке» - Основные сословия российского общества в XVII веке. Привилегия. Соборное уложение 1649 г. Посадские ремесленники. Общество. Владельческие крестьяне. Белые слободы. Духовенство. Посадские люди. Повинности крестьян. Крестьянство. Дворянство. Дворяне. Соборное уложение. Городское население. Феодалы. Сословный строй российского общества. Иерархия российских сословий. Купцы. Суд о крестьянах. Бояре. Иерархическое феодальное общество.

Крестьянин:

1. Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.

Бесселендеевка состояла всего из двадцати двух душ крестьян. (Тургенев. Чертопханов и Недопюскин. )

2. Представитель низшего податного сословия в дореволюционной России.

Словарь русского языка. Москва. «Русское слово». 1982.

* * *

Крестьянин XVI века был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору с землевладельцем; его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т. е. в праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к другому. Первоначально право это не было стеснено законом; но самое свойство поземельных отношений налагало обоюдное ограничение как на это право крестьянина, так и на произвол землевладельца в отношении к крестьянину: землевладелец, например, не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, как и крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Из этих естественных отношений сельского хозяйства вытекала необходимость однообразного, законом установленного срока для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Судебник Ивана III установил для этого один обязательный срок - неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю, следующую за этим днём. Впрочем, в Псковской земле в XVI веке существовал другой законный срок для крестьянского выхода, именно Филиппово заговенье (14 ноября).

* * *

Свои и чужие наблюдатели, дивившиеся величию деяний преобразователя [Петра I], поражались огромными пространствами необрабатываемой плодородной земли, множеством пустошей, обрабатываемых кое-как, наездом, не введённых в нормальный народно-хозяйственный оборот. Люди, вдумывавшиеся в причины этой запущенности, объясняли её, во-первых, убылью народа от продолжительной войны, а потом гнётом чиновников и дворян, отбивавших у простонародья всякую охоту приложить к чему-нибудь руки: угнетение духа, проистекшее от рабства, по словам того же Вебера, до такой степени омрачило всякий смысл крестьянина, что он перестал понимать собственную пользу и помышляет только о своем ежедневном скудном пропитании.

В. Ключевский. Русская история. Москва. «Эксмо». 2000.

* * *

Тотчас по смерти Петра прежде других заговорил о бедственном положении крестьян нетерпеливый генерал-прокурор Ягужинский; потом в Верховном тайном совете пошли оживленные толки о необходимости облегчить это положение. «Бедное крестьянство» стало ходячим правительственным выражением.

Заботили, собственно, не сами крестьяне, а их побеги, отнимавшие у правительства рекрутов и податных плательщиков. Бежали не только отдельными дворами, но и целыми деревнями; из некоторых имений убегали все без остатка; с 1719 по 1727 г

Числилось беглых почти 200 тысяч - официальная цифра, обычно отстававшая от действительности.
Самая область бегства широко раздвигалась: прежде крепостные бегали от одного помещика к другому, а теперь повалили на Дон, на Урал и в дальние сибирские города, к башкирам, в раскол, даже за рубеж, в Польшу и Молдавию. В Верховном тайном совете при Екатерине I рассуждали, что если так пойдет дело, то до того дойдет, что взять будет не с кого ни податей, ни рекрутов, а в записке Меншикова и других сановников высказывалась непререкаемая истина, что если без армии государству стоять невозможно, то и о крестьянах надобно иметь попечение, потому что солдат с крестьянином связан, как душа с телом, и если крестьянина не будет, то не будет и солдата.
Для предупреждения побегов сбавляли подушную, слагали недоимки; беглых возвращали на старые места сначала просто, а потом с телесным наказанием. Но и тут беда: возвращенные беглецы бежали вновь с новыми товарищами, которых подговаривали рассказами о привольном житье в бегах, в степи или в Польше.
К побегам присоединялись мелкие крестьянские бунты, вызванные произволом владельцев и их управляющих. Царствование Елизаветы было полно местными бесшумными возмущениями крестьян, особенно монастырских, Посылались усмирительные команды которые били мятежников или были ими биваемы, смотря по тому, чья брала. Это были пробные мелкие вспышки, лет через 20-30 слившиеся в пугачевский пожар.

В. Ключевский. Русская история. Москва. «Эксмо». 2000.

* * *

А. Смирнов. Василиса Кожина - партизанка, крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии. 1813.

А. Смирнов. Герасим Курин - руководитель крестьянского партизанского отряда в 1812 году. 1813.

Адриан ван Остаде. Крестьянская семья. 1647.

Крестьянка с васильками.

Алексей Гаврилович Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи.

Архип Иванович Куинджи. Голова крестьянина - украинца в соломенной шляпе. 1890-1895.

Валентин Александрович Серов. Крестьянский дворик в Финляндии. 1902.

Василий Григорьевич Перов. Крестьянин в поле. 1876.

Василий Григорьевич Перов. Возвращение крестьян с похорон зимою. Начало 1880-х.

Василий Максимович Максимов. Крестьянская девочка. 1865.

Василий Максимович Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875.

Венцеслас Холлар. Крестьянская свадьба. 1650.

Владимир Маковский. Крестьянские дети. 1890.

Евграф Романович Рейтерн. Крестьянка из Вилленсхаузена с уснувшим ребенком на руках. 1843.

И. Ламинит. Русские крестьяне. Гравюра по рисунку Е. Корнеева. 1812.

Иван Иванович Шишкин. Крестьянка с коровами. 1873.

Иван Петрович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784.

Илья Ефимович Репин. Две женские фигуры (Обнимающиеся крестьянки). 1878.

Илья Ефимович Репин. Бородатый крестьянин. 1879.

Илья Ефимович Репин. Крестьянский дворик. 1879.

Илья Ефимович Репин. Два украинских крестьянина. 1880.

Илья Ефимович Репин. Крестьянская девочка. 1880.

Илья Ефимович Репин. Украинский крестьянин. 1880.

Илья Ефимович Репин. Старый крестьянин. 1885.

Илья Ефимович Репин. Портрет крестьянина. 1889.

Илья Ефимович Репин. Голова крестьянина.

Константин Маковский. Крестьянский обед в поле.

Михаил Шибанов. Крестьянский обед. 1774.

Ольга Каблукова. Столетняя царскосельская крестьянка с семьей. 1815.

Ополченец 1812 года в крестьянской избе. Лубочная картина.




Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы Появление сеней как защитного тамбура перед входом в избу, а также то, что теперь топка избы была обращена внутрь избы - всё это намного улучшило жильё, сделало его более теплым Появление сеней даже в конце XVI века стало типичным для крестьянских дворов далеко не всех областей России(В северных районах)







Делая вывод о жилищах крестьян можно сказать, что XVI век - время распространения построек для скота Они ставились отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева и загоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь, здесь же ставится клеть).














Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели.Много употреблялись в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы


По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба у зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.


Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз.(четвертый брак категорически запрещался) Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой – когда не было сельскохозяйственных работ Расторжение брака было весьма затруднительным Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга





Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.


После праздника Рождества начинается удивительное время - святки, девушки собирались погадать. А на улице веселая кутерьма - ребятишки ходили колядовали.Рождествасвятки После крещения веселье затихало, но не на долго. Перед В еликим постом – великий праздник: Широкая Масленица! Проводы зимы повелось отмечать еще с языческих времен. В еликим Широкая Главное блюдо на столе – золотые блины: символ солнца. Масленица


Характеризуется Увеличением грамотности населения 15% крестьян; Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции. Появляются «белые печи» взамен «курным» (у крестьян «курные печи» остаются вплоть до XIX) В XVII шло усвоение западноевропейского опыта С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью Расторжение осуществлялось только с условием пострижения в монахи одного из супругов Появление металлической посуды(самовар) Литература XVII века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Уже не встречаются в ней различного рода "хождений" в святые места, святых поучений, даже сочинений типа "Домостроя


В тяжелых условиях средневековья культура XVI- XVIIв. достигла больших успехов в различных областях. Отмечен рост грамотности среди различных слоев населения. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление естественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории. Появляются новые жанры в русской литературе: сатирические сказки, жизнеописания, стихи, переводится иностранная литература. В архитектуре наблюдается отход от строгих церковных правил, возрождаются традиции древнерусской архитектуры: закомары, аркатурный пояс, каменная резьба. Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись. Впервые в русской живописи появляется жанр портрета.