Художники которые на своих картинах изображали масленицу. Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников

После длительного воздержания во время строгого Рождественского поста, после шумных новогодних застолий и светлой радости самого Рождества Христова, после идущих за ним следом крещенских праздников, наступает разудалая Масленица. Придя к нам через столетия, она воспринимается сейчас не только как дань старинным традициям, но и как приобщение к неким сакральным действам.

Отголоски язычества

Как только ни называют этот удивительный период времени в конце февраля - начале марта, на грани зимы и весны, развеселых и сытных угощений перед длинным Пасхальным постом славянские народы! И в церковном календаре, и Блинницей-Объедухой в народе! Удалые народные гуляния, катание на санях и кулачные бои, торжественное шествие с чучелом Масленицы и сжигание ее в честь проводов уже успевших надоесть простому люду снегов и морозов - все эти красочные, эмоциональные действа привлекали внимание многих представителей искусства. Особенно же живое и яркое воплощение нашло отражение праздника в живописи. Изучая художественные полотна, мы сталкиваемся с редким явлением: у разных русских художников есть картина «Масленица». Почему они дали своим работам одинаковые названия, в чем состоит отличие каждой - об этом мы с вами и поговорим в данной статье.

История и традиции

В дохристианский период жизни восточных славян, нынешних русских, украинцев и белорусов, наступление нового года было связано с весенним равноденствием, пробуждением природы, началом нового цикла жизни, культом плодородия и памяти предков. Земледельцы, коими по своему образу жизни, в основном, и были древние славяне, в полной мере зависели от урожаев на своих полях. Картина «Масленица» Семена Шемякина (2001 год) отражает один из важнейших элементов праздника - сжигание соломенного чучела, пепел от которого развеивался по всем крестьянским наделам. Считалось, что таким образом люди повышают плодоносность земли, стимулируют ее плодородное начало.

Второе значение обряда

Другая картина «Масленица» - еще одного современного художника Анатолия Николаевича Шелякина (2005 год) заостряет наше внимание на другом смысловом моменте праздника. Создание семьи и рождение детей, продолжение рода - в этом, по мнению древних, главное предназначение человека. Поэтому на Масленицу поощрялись различные забавы, во время которых молодежь могла свободнее проявлять свои чувства. Традиции чествовать парней и девушек, молодых мужчин и женщин, способных дать потомство, тесно связаны все с тем же культом плодородия и возрождения жизни. Отсюда пошли и масленичные смотрины молодоженов, и катания в санях молодежи обоего пола, и даже шуточные преследования холостяков.

Связь со своим родом

И, наконец, картина «Масленица» тоже нашей современницы - Анны Черкашиной (2002 год). Она адресует зрителя к третьему смысловому аспекту праздника - поминанию ушедших в мир иной предков, прощение обид, которые в течение года члены семьи, родные и знакомые, соседи вольно или невольно причиняли друг другу. Блины как главный элемент масленичного стола на картине Черкашиной особенно точно отражают древнеславянскую поминальную суть праздника.

Мастер жанра

Целую серию картин под общим названием написал замечательный художник Масленица у него представлена в разных вариантах, но с одинаковой степенью талантливости и точной передачей своеобразного колорита празднества. Цикл произведений создан за сравнительно небольшой период в 4 года - с 1916 по 1920 г. 5 полноценных полотен и 2 варианта одной и той же картины, исполненной в разной цветовой гамме, подчеркивают особый интерес художника к выбранной теме. Как к ее воплощению подходит Кустодиев? «Масленица» 1916 года (одна из картин этого времени) - это типично русский Небо расцвечено закатом и полыхает багрянцем и золотом. Его лучи сияют на заснеженных крышах и мостовых, зажигают радужные огни на укутанных в мохнатые шубы деревьях. Высятся купола и шпили церквей, устремленных в поднебесную высь. А на улицах гомонит и веселится народ, шумит ярмарка, не желая расходиться, мелькают карусели, проносятся расписные сани. Широкая русская душа, молодецкая удаль и жизнелюбие - таков эмоциональный фон картины. Она заряжает оптимизмом и бодростью, будоражит воображение зрителей и пробуждает желание изучать быт, историю и традиции своего народа. Конечно, наше описание картины «Масленица» далеко не полно. Но надеемся, оно пробудит любопытство читателей статьи, и им тоже захочется побольше узнать о русской старине и русском искусстве.

Вместо послесловия

Как видим, картины художников «Масленица» разнообразны по жанру и исполнению. Пейзажи и натюрморты, портретные зарисовки, стилизация под народный лубок в работах мастеров отечественной живописи не только приоткрывают нам отдельные моменты культуры, быта и верований предков, но и приближают прошлое, делая его понятным и родным. Искусство, словно машина времени, переносит нас из одной эпохи в другую, не позволяя потерять связь со своими корнями и заставляя в который раз почувствовать свою кровную связь со всем человечеством.

«Народ – венец земного цвета, краса и радость всем цветам…»

Александр Блок

Первая мировая война, революция, гражданская война… А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице.

Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году, и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина вновь на фоне масленичных гуляний. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого – собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы – крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Атмосфера праздника и карнавала передается художником через чрезвычайно насыщенный и яркий цвет. Здесь зритель видит и катание на санях, и балаган, и ледяные горки – типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.

В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, . Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин – взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа, и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Но что еще более важно отметить – это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей, искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.

Вот что сам художник писал об этом: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному бытуГолландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

Полотна Бориса Кустодиева, посвященные русскому праздничному быту, всегда одновременно реалистичны, полны достоверных деталей – прекрасно выписанных костюмов и предметов утвари, архитектурных мотивов, примет времени года. И в тоже самое время это, конечно же, собирательные, идеализированные образы, транслирующие зрителю особый, волшебный и полный народной поэзии мир, сходный со сказками Пушкина и Гоголя.

И невозможно не восхититься подвигом мастера, воссоздавшего в своих работах картину ушедшего русского мира с его блистающими на фоне белой зимы яркими праздничными красками, радостями так любимых русской литературой «маленьких людей». «Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» – были всегда единственным «сюжетом» моих картин», – так сам Борис Кустодиев охарактеризовал свое творчество в конце жизни.

Борис Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Там же он получил первые уроки живописи, а затем юношей отправился в Петербург и оказался в мастерской Ильи Ефимовича Репина в Академии художеств. Кустодиев быстро перерос из простого студента в помощника и молодого коллегу своего профессора, помогал Репину в работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Илья Ефимович в ответ не скупился на похвалы: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он – художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность…»

Еще в годы учебы Борис Кустодиев зарекомендовал себя прекрасным и тонким портретистом (достаточно вспомнить замечательный портрет художника Ивана Билибина). Однако в качестве диплома он выбирает жанровую живопись и создает по мотивам костромских этюдов и наблюдений работу «На базаре», получившую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку зарубеж.

По возвращении из Европы, где художник копировал и изучал старых мастеров, Кустодиев много работает, позже становится членом Академии Художеств и различных художественных групп, сообществ и кружков, самым знаменитым из которых был, конечно же, «Мир искусства». Его продолжает занимать крестьянский и народный быт – так создаются серии «Деревенские праздники» и «Ярмарки».

Чем ярче и чище становятся краски на полотнах Бориса Кустодиева, тем тяжелее – атмосфера в России и личные обстоятельства жизни художника. С 1909 года он переносит ряд операций, вызванных опухолью спинного мозга. Последние 15 лет жизни Кустодиев фактически прикован к инвалидному креслу и пишет картины лежа.

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д.

В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.

Б. Кустодиев. Масленица, 1916

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.

Б. Кустодиев. Масленица, 1916

Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».

Б. Кустодиев. Масленица, 1919

Б. Кустодиев. Масленица, 1920

Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916

Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.

П. Грузинский. Масленица, 1889

В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908

Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.

А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910

Л. Соломаткин. Масленица

Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.

Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897

К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869

Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.

С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001

И немного современных кадров:


Со времён старинных, давних - праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних в окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится вдоль по улицам родным.
Пьёт, гуляет вся станица, ест блины куском большим:
Со сметаной и нардеком, с рыбой, мясом и икрой…

Стихи: Ираида Мордвина

Юрий Верещагин. Большоя масленица

Вот и наступила Масленичная неделя - ещё один прекрасный повод
для веселья, прогулок, встреч с родными и друзьями!
Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен.


Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (Масленичное катание). 1919

Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами.

Сергей Юрьевич Судейкин. Масленичный Петрушка

Обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни.

Петр Николаевич Грузинский. Масленица. 1889

Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Константин Егорович Маковский
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев.

Борис Михайлович Кустодиев. Зима. Масленичное гулянье. 1919

Масленица у него представлена в разных вариантах, но с одинаковой степенью талантливости и точной передачей своеобразного колорита празднества.

Борис Михайлович Кустодиев. Зима. Вариант картины «Масленица». 1916

Корабельников Алексей. Блины с икрой

Да и сегодня, этот замечательный, яркий и красочный праздник, не обходит вниманием художников.

Шибанов Евгений Николаевич

Югова Людмила. Блинчатый натюрморт...

Интересные картины из цикла «Псковская Масленица» Игоря Шаймарданова - главного художника театра «Молодой человек» в Ижевске.

«Я часто бывал на псковских масленицах: и на Октябрьской площади, и в Финском парке. Все чем-то запоминались: был и праздник, и веселье. Вдохновляли массовые сцены.

Эта тема неисчерпаемая, благодатная для сюжетного фигуративного художника. Театральный художник, мне кажется, всегда немного режиссер...

А так как он не решается браться за постановки, то находит себе отдушину на холсте. Вот уж там он, как хочет, двигает народные массы. Такая «Псковская Масленица»...

Псков заслуживает такой особенности даже в смысле своего географического положения: рядом зарубежные соседи, Москва, Санкт-Петербург. В эти дни, как известно, проходят карнавальные праздники по всей Европе.

Как было бы здорово, если бы и Псков примкнул с масленицей к этой веренице традиций и был наравне с известнейшими мировыми празднествами»

Игорь Шаймарданов

Изучая художественные полотна, мы сталкиваемся с редким явлением: у разных русских художников есть картина «Масленица».

В.Сыров. Ярмарка в Здемирово. 1998-1999 гг.

Александр Николаевич Бенуа. Масленица. XX век

Петр Фролов. Масленица. 2010-е

Павел Николаевич Филонов. Масленица

Франс Халс. Весельчаки на масленице. 1617

Праздник «Масленица», похоже, был в чести во все времена. На картинах старых мастеров мы видим сюжета этого действа.

Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы. 1559

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста.

Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы. Фрагмент. 1559

Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста - худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие - лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Егорова Галина. Масленица.

Как видим, картины художников «Масленица» разнообразны по жанру и исполнению.

Анна Черкашина. Масленица. 2002 г.

Багров Виктор Юрьевич. Блины.

Пейзажи и натюрморты, портретные зарисовки, стилизация под народный лубок в работах мастеров отечественной живописи не только приоткрывают отдельные моменты культуры, быта и верований предков, но и приближают прошлое, делая его понятным и родным.

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица. 1919

Искусство, словно машина времени, переносит нас из одной эпохи в другую,
не позволяя потерять связь со своими корнями и заставляя в который раз почувствовать свою кровную связь со всем человечеством.

Панкратьева Валентина. Кружевная масленица

Пусть к вам Масленица в дом придет с лакомым блином,
Солнце комнату займет, счастья искорку зажжет.

Сочивко Сергей. Масленица

Всем, кто зиму провожает, праздник этот предвещает,
Что веселье лишь вас ждет, что удача лишь грядет!

Андреева Мария (shambala)

Еще со школьной скамьи всем известна картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Художник показал момент традиционной сибирской забавы на Масленичную неделю. Масленичные гуляния запечатлел П. Грузинский «Масленица », К. Маковский «Праздничные гуляния…», А. Третьяков «Смотрины молодых», Ф. Сычков «Праздничная забава». Но самые известные, самые удачные и точно передающие настроение праздника картины принадлежат Борису Кустодиеву , которому принадлежит как минимум 3 картины с названием «Масленица » и множество зарисовок и этюдов этого праздника. Полотна были созданы в период с 1916 по 1920 годы в сложное время, как для страны, так и для художника. Первая мировая война, революционный 1917 год и Гражданская война с одной стороны, и страшная болезнь, тяжелая операция и инвалидное кресло с другой. Превозмогая боль, Кустодиев по памяти воссоздает картину веселого праздника, словно противопоставляя ее болезни.

Картина «Масленица» (1916) выделяется на фоне работ других русских художников, в первую очередь примитивизмом мазков и яркости палитры. Но именно эти приемы позволяют максимально точно передать красочную идиллию Масленицы в русской провинции и создать легкое праздничное настроение. Последние лучи заходящего солнца освещают заснеженный город, блестят высокие шпили и купола церквей. А внизу все пестрит от разноцветных качелей и каруселей. Ярко расписные сани в стремительной скачке пытаются выяснить, кто быстрее, удалее, звонче. Картина напоминает нам, что жизнь - это праздник. Зимний пейзаж, который здесь не более чем фон, создает атмосферу карнавала.

Еще один праздничный день изображен на картине 1919 года. И снова розово-золотистый закат и народное гуляние. Лихая тройка в центре полотна, чуть сзади ее догоняет двойка, а на переднем плане на санях, запряженных белым конем, весело катит молодой купчик с женой. Кустодиев специально выбирает для картины яркие цвета: узоры расписных саней, фасады домов - так он передает народное веселье. Только храм, светлый и умиротворенный, создает на картине островок спокойствия. В 1920 году художник создает еще одну «Масленицу». Но в этот раз - это быт русского народа его история. Кустодиев, как Питер Брейгель Старший , здесь показывает нам увлекательные истории, полные мельчайших подробностей. Каждая группа персонажей вполне самостоятельна и передана с восхищением и неуловимой иронией. Создается впечатление, что даже природа принарядилась к Масленице - разукрасила деревья инеем, радуя солнечной и морозной погодой. Эта яркая, праздничная и многоцветная зарисовка перекликается с русским лубочным искусством. На работах, посвященных народному гулянью, Кустодиев всегда стремился изобразить мчащуюся русскую тройку - как символ бесшабашного вихря эмоций. Как уже было сказано выше, эти картины были написаны Кустодиевым по памяти. Главные герои этих работ чисты от негатива: они полны достоинства, добры и поэтичны. К сожалению, этот патриархально-провинциальный уклад российской жизни безвозвратно ушел в прошлое.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.

Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"

Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Вариант картины

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве" 1817 г.

Раскрашенная гравюра

Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.