Инсценировка картины бурлаки на волге. Описание картины «Бурлаки на Волге» И.Репина

cтатьи о Царицыне

Представьте себе, что вам нужно пройти пешком вдоль Волги. Но не вдоль набережной, а пару тысяч километров, от Астрахани до Нижнего Новгорода. И не просто пройти, а уложиться в определённый срок, тащить всё это время тяжёлый груз и спать по ночам 2-3 часа. А ведь именно такой была когда-то жизнь человека, которого называли бурлаком. Наверное, всем известна картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Репин запечатлел бурлаков в пору "расцвета" этой профессии, накануне времён, когда паровой двигатель начнёт постепенно отправлять её в историю. Между тем, бурлаки – это не просто безмолвные рабочие, тащившие из года в год свою лямку. У бурлаков было много особенностей, свой быт и своя организация труда, свои словечки и термины, целая особая жизнь. На всём пространстве Волги - от Астрахани до Рыбинска, не минуя, естественно, и Царицын - ходили эти люди.

Во времена предшествующие паровому двигателю, движение судов по Волге производилось за счёт паруса, гребцов и бурлаков. Суда ("расшивы"), идущие вниз, как правило, приводились в движение гребцами, а при попутном ветре – парусами. Однако, при обратном движении – против течения, вверх по реке, гребцы не справлялись. В древние времена, при невозможности грести или идти под парусом, гребцы выходили на берег и тянули судно лямкой (было несколько разных способов, например, с помощью закидных якорей), однако к XVIII-XIX веку оформился целый отдельный вид деятельности – бурлачество. Описание особенностей колоссального труда этих людей дано в т.6 книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (СПб., 1901). Приводим его здесь.

Труд по проводу судов вверх по Волге выпадал на долю целой армии рабочих, называемых бурлаками. На каждую тысячу пудов отправляемого вверх груза требовалось, в среднем, приблизительно 3,5 человека. Бурлачеством занимались главным образом прибрежные жители Волги и её притоков. В цветущую пору бурлачества, в первой половине XIX века и в особенности перед введением пароходства, армия волжских бурлаков достигала 300 тысяч человек. Бурлаки представляли собой собранные в отдельные артели общества, с особой внутренней организацией, со специальным распределением занятий между членами.

Репин. Бурлаки на Волге, 1872. Один из эскизов к картине

Из всей артели выделялся водолив , начальник над бурлаками, представитель на судне хозяина товара (кладчика); ему доверялся груз, состоявший на его ответственности; у него хранились документы рабочих и деньги на харчи бурлакам; он должен был, сверх того, быть плотником, чтобы делать на судне починки, если таковые понадобятся.

Бурлаки на Волге. Раскрашенная открытка начала XX века


Далее из артели выделялся лоцман («дядя» или «букашник» – на народном языке), на обязанности которого лежало управление судном во время пути. Он должен был обладать большой опытностью и искусством и в совершенстве знать фарватер реки, чтобы не посадить судно на мель.

Бурлаки. Волга, начало XX века


Для ведения хозяйства артели и представительства её интересов выбиралось особое лицо, именуемое десятником . Из остальных рядовых бурлаков выделялся, так называемый, шишка , обыкновенно самый сильный из всех бурлаков, шедший впереди лямки. В хвосте лямки шли двое косных , которые должны были «ссаривать» (сбрасывать) бичеву с деревьев и вообще устранять преграды, встречаемые бичевой на пути. Самый молодой из артели, обыкновенно мальчик 11-12 лет, был кашеваром , на обязанности которого лежало приготовление бурлакам пищи.

Не факт, что на фото - бурлаки, но вполне возможно

По положению в артели бурлаки разделялись на коренных , взятых на весь путь и заподряженных ещё зимой, с задатком, и на добавочных , нанятых временно, без срока и без задатка, на место больных, неявившихся или бежавших, вообще после нагрузки судна.

Привал бурлаков. Ещё один репинский эскиз

Дорогу свою по Волге бурлаки называли «путиной » и разделяли путины на дальние и короткие . Дальними считались путины от Астрахани до Нижнего Новгорода и до Рыбинска. На дорогу от Астрахани до Нижнего требовалось 70-75 дней. Обыкновенно требовалось, чтобы бурлаки пришли в Нижний к Ильину дню.

Бурлачки - это не жёны бурлаков. Да, были и женские артели

Все путины делились на «перемены ». Переменами назывались пространства плёса, вёрст в 25, на которые делилась вся Волга. Перемены из года в год всегда оставались на одном и том же месте. Всех перемен от Астрахани до Нижнего было 57. Перемены были весьма неравны по своему протяжению и не следует, конечно, думать, чтобы бурлаки бессменно тянули лямку на всём расстоянии, они должны были меняться. Эти общеизвестные перемены имели особенное значение благодаря тому обстоятельству, что, по преданию, во время путешествия Екатерины II на этих местах были остановки для смены людей. Эти перемены и теперь ещё (1901 г. – Р.Ш.) прочно живут в памяти народной и даже продолжают иметь значение для плывущих по Волге всех возможных судов, плотов и пароходов.

Заработок бурлаков колебался в больших пределах: лоцманы получали от Астрахани до Нижнего от 30 до 120 рублей, водоливы – 50-60 рублей, а рядовые бурлаки 28-40 рублей. Труд бурлака был чрезвычайно тяжёл. Надо было иметь очень крепкое здоровье и особенно крепкую грудь, чтобы вынести все тяжести дальней путины: от ступания с усилием по мягкому, рассыпающемуся песку, у бурлаков на ногах растягивались жилы, камни портили ноги, от сильного налегания на лямку грудью развивались проблемы с лёгкими, а от постоянного наклона головы к ней всё время приливала кровь, отчего у бурлаков портились глаза. Тяжесть пути в значительной степени зависела также от противного (встречного – Р.Ш.) ветра и низкой воды. При низкой воде суда приходилось перегружать, а противный ветер не давал двигаться вперёд. То и другое сильно задерживало бурлаков в пути и, чтобы поспеть к сроку в Нижний, они должны были употреблять невероятные усилия и спать не более 2-3 часов в сутки. Недаром сложилась бурлацкая пословица: «Волга ину пору мать, а ину – мачеха».

С середины XIX века бурлаки начинают постепенно уходить в историю: суда всё больше оснащаются паровыми двигателями и всё меньше нуждаются в силе бурлаков.

Известную картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» знают и помнят все. О тяжкой доле несчастных героев этого произведения живописи нам рассказывали учителя, и все мы проникались жалостью и сочувствием к их нелёгкой судьбе и способу, которым они вынуждены были добывать пропитание себе и своим семьям.
Однако кое-что из важных деталей для многих из бывших учеников так и осталось нераскрытой тайной.

В картине важна каждая деталь.

1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка - бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные - ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него.

По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные» , как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину.

Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.
К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман - человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.
Водолив - плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки

Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз…» и т. д., пока артель не вой дет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус

Поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Картина Репина "Бурлаки на Волге" - собирательный образ народа

Картина Ильи Ефимовича Репина "Бурлаки на Волге" является настоящим шедевром русской живописи. Она написана в реалистическом стиле. Когда мы смотрим на картину, то кажется, что мы стоим на берегу Волги и бурлаки продвигаются прямо к нам. Баржи и другие суда спускались по Волге с грузом по течению без труда, а вот назад, против течения, их возвращали бурлаки. Эти люди впрягались в лямки и тянули канаты, закрепленные на барже. Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.

На картине изображена группа бурлаков за работой. Берег Волги, летний зной, глинистый песок под ногами. Почти все основное пространство картины занимают фигуры людей, мы почти не видим воду реки. Линия горизонта делит полотно пополам, наверху - голубое небо с облаками, внизу - желтый песок и желтоватая из-за отражения песка вода. На этом фоне хорошо прорисованы фигуры людей. Это бурлаки, которые тянут судно вверх по реке.

Тянуть против течения нелегко, каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, их плечи перетянуты широкими ремнями-лямками - так удобнее тащить. Неудивительно, что люди одеты в лохмотья - под ремнем одежда быстро истирается и ветшает, от бесконечной дороги стаптываются лапти. Руки бурлаков повисли вдоль тела - в этой работе руками не поможешь. Главное - переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Кроме того, он требует, чтобы каждый член артели работал в полную силу - здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. Эта работа коллективная и как только один будет прикладывать меньше силы, другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это.

Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, несмотря на тяжелые условия труда, герои картины не выглядят жалкими, убогими. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Все персонажи картины - в действительности встреченные живописцем люди, выражения лиц, которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Несмотря на то, что герои картины - конкретные люди, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Сам художник очень любил эту свою картину

Впервые бурлаков Илья Репин увидел на Неве, во время выезда на пленэр со своими товарищами. Контраст в обличье бурлаков и праздной дачной публики Санкт-Петербурга произвел на художника сильное впечатление, которое он стремился передать в эскизах. Но, что-то не ладилось. Однажды Ф.А. Васильев сделал замечание:

А, бурлаки! Задело-таки тебя за живое? Да, вот она, жизнь, это не чета старым выдумкам убогих старцев... Но знаешь ли, боюсь я, чтобы ты не вдался в тенденцию. Да, вижу, эскиз акварелью... Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно «прикомпоновываются» к картинке для назидания: смотрите, мол, какие мы несчастные уроды, гориллы. Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется - сама по себе... Бурлаки так бурлаки! Я бы на твоем месте поехал на Волгу - вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо; и чем проще будет картина, тем художественнее.

Летом 1870 года компания друзей отправилась в «неизвестную страну» - на Волгу.

Лучше всего Жигули,- советовали все в один голос.

Выбор пал на село Ширяево (О том как Репина испугал Ставрополь можно прочитать ) . Именно здесь Илья Репин встретил прототипы своих будущих героев картины, в том числе любимого им Канина. И при жизни художника, и после, многие критики предполагали, что своими «Бурлаками» Репин стремился выразить свое отношение к несправедливости, к неравенству, стремился изобличить нечто, а что именно, каждый предполагал свое. Предполагали, что сюжет картины навеян стихотворением Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Но, сам Илья Ефимович откровенничает:

«Кcтaти, cтыднo пpизнaтьcя, никтo и нe пoвepит, чтo я впepвыe пpoчитaл нeкpacoвcкий «Пapaдный пoдъeзд» тoлькo гoдa двa cпycтя пocлe paбoты нaд кapтинoй, пocлe пoeздки нa Вoлгy. И в caмoм дeлe, я нe имeл пpaвa нe знaть этиx дивныx cтpoк o бypлaкax. Вce cчитaют, чтo кapтинa мoя и пpoизoшлa-тo y мeня кaк иллюcтpaция к бeccмepтным cтиxaм Нeкрасовa. Нo этo нe тaк. Cooбщaю тoлькo paди пpaвды».


«Дoлжeн coзнaтьcя oткpoвeннo, чтo мeня ниcкoлькo нe зaнимaл вoпpoc бытa и coциaльнoгo cтpoя дoгoвopoв бypлaкoв c xoзяeвaми; я paccпpaшивaл иx, тoлькo чтoбы пpидaть нeкoтopый cepьeз cвoeмy дeлy. Cкaзaть пpaвдy, я дaжe pacceяннo cлyшaл кaкoй-нибyдь paccкaз или пoдpoбнocть oб иx oтнoшeнияx к xoзяeвaм...

Нo мeня этo ниcкoлькo нe зaнимaeт: нeт, вoт этoт, c кoтopым я пopaвнялcя и идy в нoгy, - вoт иcтopия, вoт poмaн! Дa чтo вce poмaны и вce иcтopии пepeд этoй фигypoй! Бoжe, кaк дивнo y нeгo пoвязaнa тpяпицeй гoлoвa, кaк зaкypчaвилиcь вoлocы к шee, a глaвнoe - цвeт eгo лицa!

Чтo-тo в нeм вocтoчнoe, дpeвнee. Рyбaxa вeдь тoжe нaбoйкoй былa кoгдa-тo: пo cypoвoмy xoлcтy пpoйдeнa пeчaть дocки cинeй oкpacки индигo; нo paзвe этo вoзмoжнo paзoбpaть? Вcя этa ткaнь пpeвpaтилacь в oднoцвeтнyю кoжy cepo-бypoвaтoгo цвeтa... Дa чтo этy pвaнь paзглядывaть! A вoт глaзa, глaзa! Кaкaя глyбинa взглядa, пpипoднятoгo к бpoвям, тoжe cтpeмящимcя нa лoб. A лoб - бoльшoй, yмный, интeллигeнтный лoб; этo нe пpocтaк... Рyбaxa бeз пoяca, пopты oтpeпaлиcь y бocыx чepныx нoг».

Репин художник и его пленили образы, сложенные сочетанием повязок, взгляда, цвета, мимики, позы... Он делал наброски, писал этюды, составлял композицию, стремясь акцентировать именно на этих типажах. Любимцем у него стал поп расстрига Канин.

«И вoт я дoбpaлcя дo вepшины ceй мoeй бypлaцкoй эпoпeи: я пиcaл нaкoнeц этюд c Кaнинa! Этo былo бoльшим мoим пpaздникoм. Пepeдo мнoй мoй вoзлюблeнный пpeдмeт - Кaнин. Пpицeпив лямкy к бapкe и влeзши в нee гpyдью, oн пoвиc, oпycтив pyки. Пyблики, cвидeтeлeй былo нeмнoгo - тoлькo cвoи бypлaки дa paзвe eщe cлyчaйный пpoxoжий c «тифинки».

Нecмoтpя нa вocкpecный cвoбoдный дeнь, шиpяeвцы дaжe и близкo нe пoдxoдили. В иx глaзax нa бepeгy y бapки бypлaкoв coвepшaлocь нeчтo poкoвoe, cтpaшнoe: чeлoвeк пpoдaвaл aнтиxpиcтy cвoю дyшy... Бaбы дaжe издaли oтвopaчивaлиcь... Дeтям пpиближaтьcя к нaм зaпpeщaли... Тaм, в шиpяeвcкиx избax, мopил вcex cтpax, гoвopили впoлгoлoca».


В дальнейшем судьба картины сложилась причудливым образом. В Санкт-Петербург Репин вернулся с несколькими эскизами «Бурлаков», которые он считал неудачными. Но случилось так, что зайдя в Академию художеств, по сути, доложить о возвращении из путешествия, Репин был поставлен перед фактом, что со дня на день Академию намерен посетить Великий князь Владимир Александрович и требуется срочно предоставить имеющиеся волжские эскизы и этюды, дабы было что показать Великому князю.

«Чepкacoв cчeл нaибoлee yдoбным для oбoзpeния paзлoжить нa пoлy мoи этюды, эcкизы и pиcyнки, пpивeзeнныe c Вoлги. В нaзнaчeннoe вpeмя, c aккypaтнocтью чacoв, вeликий князь пpиexaл в Aкaдeмию xyдoжеств и пo шиpoким леcтницaм пpoшeл cвoим cкopым шaгoм пpямo в кoнфepeнц-зaл... Вижy, oни пpoшли к мoим paбoтaм, тoлькo чтo paзлoжeнным вaxтepoм нa пoлy, и вeликий князь, нaчaл внимaтeльнo paзглядывaть иx. Oтopвaвшиcь нa минyтy и пoдняв глaзa нa нac, выглядывaвшиx нa нeгo из пoлyoтвopeннoй двepи в вecьмa пoчтитeльном oтдaлeнии, oн ocтaнoвил cвoй взгляд нa мнe, и я яcнo ycлышaл, кaк oн cкaзaл «A вoн и caм Рeпин».

Я был yдивлeн, чтo oн пoмнит мeня. Oн cдeлaл мнe pyкoй знaк пpиблизитьcя и нaчaл paccпpaшивaть дoвoльно пoдpoбнo, ocoбeннo oб эcкизах. Пpeждe вceгo oн yкaзaл нa мoй пepвый эcкиз «Бypлaки» к пpeдпoлoжeннoй кapтинe.

Вoт этoт ceйчac жe нaчинaйтe oбpaбaтывaть для мeня.

Рaзyмeeтcя, я был кaк в бpeдy. И мeня пopaзилo, кaк этo oн cpaзy ocтaнoвилcя нa «Бypлaкax», тянyщиx лямкy, кoтopые были eщe тaк плoxи и нa тaкoм ничтoжнoм кapтoнчикe...»

Заказ поступил. И поступил именно на ту композицию, что была в эскизе. И его надо было просто выполнить. Что Репин и сделал. С Великим князем ведь не поспоришь, да и желание клиента есть желание клиента. В последствии Репин долго не афишировал имя заказчика и не раскрывал тайны, почему картина получилась именно такой.

«Cтpaннo, чтo впocлeдcтвии, в paзныe вpeмeнa, кoгдa кapтинoй мoeй «Бypлaки нa Вoлгe» былa зaинтepecoвaнa либepaльнaя чacть oбщecтвa, a кoнcepвaтивнaя ee тaк xaялa, бывaли oчeнь пpoтивopeчивыe cтoлкнoвeния oтзывoв. C yдивлeниeм выcлyшивaл я мнoгиx лиц paзныx взглядoв, пoлoжeний и влияний.

Тaк, нaпpимep, кoгдa я был yжe в Пapижe в кaчecтвe пeнcиoнepa Aкaдeмии xyдoжecтв, в мacтepcкoй A. П. Бoгoлюбoвa, вcтpeчaл я мнoгиx pyccкиx, cмoтpeвшиx нa мeня c нecкpывaeмым любoпытcтвoм, нe бeз иpoнии: «Ax дa, вeдь вы знaмeнитocть, cлыxaли, cлыxaли: вы тaм нaпиcaли кaкиx-то pыбaкoв. Кaк жe! Пpoгpeмeли».

A миниcтp пyтeй cooбщeния Зeлeнoй cpaзy нaчaльничecки нaпaл нa мeня в пpиcyтcтвии Бoгoлюбoвa y нeгo жe в мacтepcкoй:

Нy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлeгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк?.. Нy кaк нe cтыднo - pyccкий?.. Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдeн к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy. A вы пишитe кapтинy, вeзeте ee нa Вceмиpнyю выcтaвкy в Вeнy и я дyмaю, мoчтaeтe нaйти кaкoгo-нибyдь глyпцa бoгaчa кoтopый пpиoбpeтeт ceбe этиx гopилл, нaшиx лaпoтникoв!.. Aлeкceй Пeтpoвич, - oбpaщaeтcя oн к Бoгoлюбoвy, кoтopoмy, кaк зacлyжeннoмy пpoфeccopy, пopyчeнo былo Aкaдeмиeй xyдoжecтв нaблюдeниe зa пeнcиoнepaми, - xoть бы вы им внyшили, этим гocпoдaм нaшим пeнcиoнepaм, чтoбы бyдyчи oбecпeчeны cвoим пpaвитeльcтвoм, oни были бы пaтpиoтичнee и нe выcтaвляли бы oтpeпaнныe oнyчи нaпoкaз Eвpoпe нa вceмиpныx выcтaвкax...

Нy, cкaжитe, мoг ли я пocлe этoй тиpaды cкaзaть миниcтpy пyтeй cooбщeния, чтo кapтинa пиcaлacь пo зaкaзy вeликoгo князя Влaдимиpa Aлeксaндpoвичa и пpинaдлeжит eмy?!»

И еще Илья Репин вспоминает подобные эпизоды:

«- A cкaжитe, пoжaлyйcтa, кoмy пpинaдлeжит вaшa вeликoлeпнaя кapтинa «Бypлaки нa Вoлгe»? Кaкиe типы! Зaбыть нe мoгy. Этo былa caмaя выдaющaяcя кapтинa в pyccкoм жaнpe... И в Вeнe нeмeц Пexт дaл o нeй блecтящий oтзыв; ocoбeннo o coлнцe в кapтинe и o нaшиx типax, eщe живыx cкифax. A гдe oнa? Рaзyмeeтcя, в Тpeтьякoвcкoй гaлepee, нo я не пoмню... Дa гдe жe инaчe? Кaкoмy жe oнa мoжeт чacтнoмy лицy пpннaдлeжaть? И кaк этo ee нe зaпpeтили вaм для выcтaвки? Вooбpaжaю, кaк двop и apиcтoкpaтия нeнaвидят этy кapтинy, кaк и нaшeгo пoэтa-гpaждaнинa Нeкpacoвa! Вoт ee пpoклинaют, нaвepнo, в выcшиx cфepax! И вы тaм нa плoxoм cчeтy.

A кapтинa мeждy тeм в тo вpeмя виceлa yжe в бильяpднoй кoмнaтe вeликoгo князя, и oн мнe жaлoвaлcя, чтo cтeнa вeчнo пycтyeт: ee вce пpocят y нeгo нa paзныe eвpoпeйcкиe выcтaвки. A нaдo пpaвдy cкaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa иcкpeннe нpaвилacь. Oн любил oбъяcнять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe: и paccтpигy пoпa Кaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и нижeгopoдcкoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy - yмнee вcex cвoиx cтapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликнй князь, и я cлышaл coбcтвeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяcнял вce дo caмыx пocлeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины».


Вот и вся тайна картины «Бурлаки на Волге». Как всегда, все оказывается гораздо проще и прозаичнее, нежели рисуется нашим воображением. Человеку свойственно видеть то, что он хочет увидеть, а в дальнейшем убедить в своей воображаемой правоте.

Расскажите друзьям


Загрузить еще load all

Добро пожаловать
в мир МикроПутешествий!

1. Бечевник
Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка - бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные - ближайшие помощники шишки

По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные»

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной - так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман - человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив - плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус

Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз…»

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится - удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно…

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.