Музеи школьные (фото). Особенности деятельности школьных музеев

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как "храм". Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецендентным феноменом российской культуры можно назвать создание школьных музеев, направленных именно на юных посетителей. Об этих организациях мы и поведем речь в статье.

Школьный музей: определение понятия

Музей школы - это разновидность музейных организаций учебных заведений, представленная самыми различными профилями. Данные учреждения можно отнести к ведомственным и общественным музеям, преследующим и познавательные цели. Управляются активом педагогов и учеников, полноценно входят в систему народного образования. Нередко куратором выступает профильный государственный музей.

Школьные музеи начались с межпредметных кабинетов, где хранился богатый фонд учебно-наглядных пособий, гербариев и прочих предметов, собранных силами учеников - биографий, историй, минералов, раритетных фотографий и предметов. Феномен достаточно быстро распространился в педагогической деятельности, став эффективным подрастающего поколения.

Деятельность школьных музеев в России началась еще в XIX веке - тогда они создавались при дворянских гимназиях. Следующий этап их развития - двадцатые годы XX столетия, когда по СССР прошел бум создания краеведческих музеев - многие из них прижились при школах. Празднования юбилейных дат, связанных с историей Советского Союза в 50-е, 70-е годы, тоже привели к распространению такого рода музеев.

Школьные музеи создаются по инициативе учителей, выпускников школы, учеников и их родителей, шефов. Поиском, хранением, изучением и систематизацией экспозиции заняты здесь учащиеся. Вся собранная ими коллекция становится частью музейного фонда РФ.

Сегодня в нашей стране функционирует около 4800 школьных музеев, из которых:

  • исторических - порядка 2000;
  • военно-исторических - около 1400;
  • краеведческих - 1000;
  • других профилей - 300-400.

Цели работы музея при школе

Музеи школьного профиля преследуют в своей деятельности следующие цели:

  • Содействие формированию навыков научно-исследовательской деятельности у школьников.
  • Поддержка детского творчества.
  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между школой и культурными учреждениями.

Задачи деятельности

Школьные музеи, фото которых вы увидите на продолжении всей статьи, стремятся решить следующие поставленные перед ними задачи:

  • Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  • Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  • Удовлетворение потребности школьников-исследователей в самостоятельном написании истории.
  • Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  • Заполнение досуга детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами, участием в конференциях и творческих вечерах.
  • Помощь учащимся в постижении начал исследовательской деятельности, формировании аналитического подхода.
  • Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых ими из школьных учебников и рассказов учителей.

Принципы работы

Работа школьного музея опирается на ниже перечисленные принципы:

  • Систематическая связь со школьными уроками.
  • Использование всех видов внеурочной работы: семинары, шефство над ветеранами, конференции и т.д.
  • Занятие научной и исследовательской деятельностью.
  • Творческая инициатива школьников.
  • Связь с общественностью.
  • Строгий учет единиц музейного фонда, экспозиции.
  • Постоянная связь с государственными музеями.

Социальная миссия музеев при школах

Говоря про школьные музеи и их роль в проведении историко-краеведческой работы, коснемся социального аспекта этой деятельности - посмотрим, чему может научить ребенка эта организация как гражданина, члена семьи и общества. Итак, что дает учащемуся участие в деятельности музея при школе:

  • Знакомство с проблемами и гордостью родного края изнутри - через поисковую и исследовательскую деятельность.
  • Воспитание уважения к прошлому, культурному наследию - через знакомство с делами предков.
  • Навыки самостоятельной жизни - участие в походах, экспедициях.
  • Черты исследователя - через поисковую, аналитическую, реставрационную работу.
  • Репетиция будущих социальных ролей - в Совете музея ребенок может быть и руководителем, и подчиненным.
  • Роль непосредственного летописца, документоведа - школьники собственноручно пишут историю свою края, комплектуют фонды, составляют экспозиции.
  • Профессиональная определенность - примерив на себя настоящую профессию, учащийся уже может решить, захочет ли посвятить себя этой сфере во взрослой жизни.

Отличительные черты учреждения

Особенности деятельности школьных музеев вытекают из определенного рода черт, характерных только для этой организации:

  • Работа такого музея согласуется с школы.
  • Имеет коллекцию подлинных исторических артефактов и документов.
  • Демонстрирует экспозицию или несколько экспозиций, четко разделенных по тематике.
  • Располагает необходимым оборудованием, пространствами для размещения выставки.
  • Постоянно функционирует Совет музея - активные учащиеся, которые под руководством учителей ведут исследовательскую деятельность, работают с фондами, заботятся о сохранности и надлежащем
  • В деятельности организации всегда можно уловить черты социального партнерства.
  • Образовательная и воспитательная миссия реализуется через массово-просветительную и

Какие бывают школьные музеи?

У каждого музея при школе есть свой профиль - специализация деятельности, наполнения фонда, которая связывает его с определенной наукой, дисциплиной, сферой культуры, искусства, деятельности. Основные группы следующие:

  • исторические;
  • естественно-научные;
  • художественные;
  • театральные;
  • музыкальные;
  • технические;
  • литературные;
  • сельскохозяйственные и проч.

Музей может вести и комплексную работу. Идеальный пример - краеведческая направленность. Ребята изучают и природу, и культуру своего региона, города, района в целом. Важно отметить, что музеи конкретного профиля могут сфокусироваться только на определенном явлении своей сферы. Исторический музей может изучать историю только города или школы, литературный - только творчество неизвестных писателей, музыкальный - только частушки определенного этноса и т. д.

Рассказывая о том, какие есть школьные музеи, нельзя не упомянуть о монографических - посвященных конкретному объекту, лицу, событию. Сюда можно отнести музеи самовара, книги, Нового года и т. д. Школьные музеи боевой славы, фото которых вы также увидите в статье, - это тоже монографические. Они могут посвящены работникам тыла, кавалерам ордена Славы и т. д. Сюда же в полной мере относятся мемориальные и историко-биографические (посвященные жизни определенной личности) музеи.

Фонды музея при школе

Как и в музеях государственного значения, фонды школьного музея подразделяются на две составляющие:

  • Основной: музейные предметы, соответствующие профилю учреждения.
  • Вспомогательного материала: воспроизведения подлинной коллекции (копии, муляжи, фотографии, слепки и т. д.) и наглядный материал (схемы, плакаты, диаграммы, таблицы и т. д.)

В фонде могут значится:

  • орудия труда;
  • продукция, готовые изделия производства;
  • нумизматика;
  • оружие, знаки воинской славы;
  • предметы быта;
  • изобразительные источники - произведения искусства и документальные материалы;
  • письменные источники - мемуары, письма, книги, периодика;
  • медиатека - созвучные профилю учебники, фильмы, фонотека;
  • семейные раритеты и реликвии и проч.

Об экспозиции музея при школе

Наличие экспозиции - ключевой признак абсолютно любого музея. Экспонаты, раскрывающие определенный предмет или явление, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс, последние составляют разделы, которые, в свою очередь, представляют все экспозицию.

В основном при составлении экспозиции используется историко-хронологический принцип - каждая ее часть последовательно рассказывает о событии, предмете и явлении. Самые распространенные методы построения экспозиции из коллекций фондов:

  • систематический;
  • тематический;
  • ансамблевый.

Школьные музеи - особенная и уникальная составляющая учебного и просветительского процесса. Она способна достичь тех целей, решить те задачи, с которыми обычное обучение в школе не может справиться в одиночку.

Некоторые родители, возможно, спросят: зачем вообще ходить в музеи? Прежде всего – ради удовольствия. Очарование природы, красота человеческого тела, застывшие на холсте чувства, игра света и тени… Однако замечать эту красоту, увы, умеют не все. Быть может, все дело в интенсивном ритме жизни. Но куда вероятнее, что равнодушных к искусству людей в детстве просто не научили понимать живопись или скульптуру. А обучиться этому в зрелом возрасте удается далеко не всем. Поэтому важно заняться «музейным образованием» ребенка вовремя.

Когда начинать водить ребенка в музей?

Наиболее благоприятный возраст для приобщения детей к искусству – это 4–5 лет. Раньше вести ребенка в музей классической живописи нет смысла. Ребенку в возрасте активного исследователя (от 1 до 3 лет), когда ему надо все потрогать, везде залезть, вряд ли подойдет для этих целей Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр и иже с ними. С 4 лет наступает период сюжетно-ролевых игр – и тогда дети в принципе готовы к восприятию музеев.

Речь сейчас не идет о глубоком знании стилей и направлений. Главное, чтобы малышу нравилось простое созерцание и через картину ребенок пытался постичь красоту окружающего мира. Как ему в этом помочь?

Как рассказывать ребенку об искусстве? Помогут полезные книжки

Возможно, вы не являетесь большим знатоком живописи. В этом нет ничего страшного. И если вы не знаете, что и как рассказать ребенку об искусстве, с какими картинами познакомить в первую очередь, вам на помощь придут книги. Сейчас в реальных и виртуальных книжных магазинах можно отыскать немало хороших изданий о живописи для детей, которые станут удобным подспорьем родителям. Кстати, чтение таких книг и рассматривание качественных репродукций здорово поднимет культурный уровень не только ребенка, но и мамы с папой.

Всем известно, что малыши лучше всего запоминают информацию в стихах. Для этой цели идеально подойдут «Прогулки по Третьяковской галерее» Андрея Усачева. Прочитайте стихи об известных картинах ребенку два-три раза, и вот он уже будет цитировать их на память.

А заодно и картины ребенок запомнит, и имена художников.

В стихотворной форме несложно освоить и жанры живописи. Можно воспользоваться старой песенкой на стихи Александра Кушнера из мультфильма «Пластилиновая ворона». В ней очень весело и понятно для ребенка рассказывается об основных жанрах живописи.

Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется пейзаж.

А вот куплет про натюрморт:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это натюрморт.

И о портрете тоже есть:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется портрет.

А потом, когда ребенок в музее будет уже неплохо ориентироваться в жанрах, можно будет при виде любой картины играть с мамой и папой в веселую игру «Кто первый определит жанр?» Особенно интересно, если мама или папа «случайно» неправильно ответит и даст возможность малышу исправить ошибку. Неужели после этого можно утверждать, что художественный музей – это скучно для ребенка?

Но вернемся к книгам. Нельзя обойти вниманием книгу известного искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» – там рассказывается, как воспринимают картины дети разного возраста, и на что обращать их внимание.

Время от времени отправляйтесь с малышом в «компьютерный музей»: просто садитесь с ним у монитора и просматривайте репродукции. Есть множество сайтов об искусстве для детей с тематическими подборками картин. Например, можно посмотреть полотна о конкретном времени года, о детях или о праздниках… И просто поговорите об этих картинах по душам.

Ребенок в музее: первый опыт

Итак, к посещению музея ребенок готов морально. Пусть ваша экскурсия станет настоящим праздником для маленького любознательного человечка. Чтобы именно так и было, воспользуйтесь простыми правилами.

Основной принцип – только положительные эмоции! Ребенку в музее должно быть интересно и понятно то, о чем идет речь. Поэтому дошкольнику не подходят стандартные музейные экскурсии. На какое-то время мама или папа должны стать гидом для своего малыша.

Это факт
Разговор о правилах поведения в музее необходим. Не давите на ребенка всяческими «нельзя», а спокойно скажите, что в таком красивом здании и вести себя нужно красиво. Договоритесь, что малыш ничего не будет трогать. Объясните, что это придумано для того, чтобы экспонаты сохранились как можно дольше.

Не нужно превращать каждое посещение ребенком музея в ритуал, чтобы это не связывалось у ребенка с какими-то особенными действиями и обязанностями. Один раз сообщите малышу о прогулке заранее, может, даже подготовьтесь к ней, посмотрев репродукции картин. Другой раз загляните с ребенком в музей или на выставку совершенно неожиданно. Просто, гуляя по городу, скажите: «А давай-ка зайдем, посмотрим ту картину, которая понравилась тебе в прошлый раз?» Или: «Ух, ты! Смотри: новая выставка «Наш город в картинах художников»! Давай посмотрим!»

Ребенок в музее: показывайте доступные пониманию сюжеты

Для поддержания интереса ребенка в музее обращайте внимание на понятные ему сюжеты. Самые маленькие «искусствоведы» с удовольствием будут рассматривать курочку или коровку, сельский домик или речку с мостиком («как у бабушки в деревне»), фрукты и овощи на столе, море, лес, играющих детей и многое другое, с чем они сталкиваются в повседневности.

Конечно, не все сюжеты будут интересны малышу. Вряд ли он станет долго смотреть на многочисленные портреты королевских семей средневековья. Хотя что-то из этого ему тоже можно показать: любопытно ведь, как выглядели короли и королевы, о которых написано в сказках…

Четырехлетнему ребенку уже можно показать и исторические картины, и бытовые сценки, и картины на библейские, мифологические темы. Рассматривание картины – это же как путешествие на машине времени! Здесь застыли реальные картинки из прошлого, и можно увидеть, как выглядели города, как одевались люди, чем занимались…

Пять лет – лучший возраст, чтобы начать знакомить ребенка с мифами Древней Греции. Ребятишкам не только интересны хитросплетения мифологических сюжетов. Они еще и прекрасно запоминают всю родословную богов и героев. А потом радуются, если видят их в музее и сами узнают сюжет на картине. То же самое можно сказать и о библейской тематике. Но сначала, если вы еще этого не сделали, прочитайте малышу детскую Библию. Картина не произведет на ребенка должного впечатления, если он не будет понимать, что на ней происходит. Дома можно закрепить полученные знания: посмотреть мультфильм или фильм по «теме», найти на географической карте нужную страну, полистать детскую энциклопедию.

4 игры, в которые можно поиграть с ребенком в музее

Чтобы малыш не заскучал, поиграйте с ним в полезные игры в музее. Они потренируют его мышление, речь, воображение.

1. Запоминалки

Предложите ребенку рассмотреть картину, а потом отвернуться. Пусть теперь он попробует по памяти ответить на ваши вопросы. Например: «Сколько яблок лежит на столе?» или «Какого цвета платье у девочки?» Затем поменяйтесь ролями.

2. Рассказывалки

Возле картины с интересным сюжетом задержитесь подольше. Вместе с ребенком подробно опишите ее: что изображено, что за персонажи, что делают, во что одеты, о чем разговаривают и т.д. Попробуйте составить рассказ.

3. Эмоции

Обращайте внимание ребенка на те эмоции, которые выражают герои картины. Пусть маленький искусствовед постарается определить: герои – какие они? Может, радостные, веселые, счастливые, задумчивые, грустные, обиженные?

4. Фантазирование

Развитию воображения способствует абстрактная живопись. Подобные картины вызывают у детей любопытство. Непонятное зеленое пятно может показаться малышу лягушонком, а желтый мазок – Луной. Отыщите на выставке такую «непонятную» картину и спросите ребенка: «Что ты здесь видишь?» Возможно, вы будете удивлены его ответом...

Выход есть!

Важно почувствовать тот момент, когда малыш начал уставать, и сразу же уйти. Так вы поддержите интерес ребенка на достаточно высоком уровне. И в следующий раз он охотно согласится прийти в этот или другой музей снова, чтобы увидеть что-то уже знакомое или совершенно новое и необычное.

Возьмите за правило всякий раз после посещения музея покупать на выходе открытки с репродукциями картин: ребятишки очень любят всевозможные сувениры. К тому же открытки станут отличной «шпаргалкой» для вас и малыша. Их можно вешать на стены в детской, использовать как закладки. Или просто коллекционировать, хранить в коробочке. И доставать время от времени, чтобы пересмотреть и вспомнить те самые картины, которые произвели на вас самое большое впечатление. Перебирая открытки, ребенок быстро запомнит и художников, и названия картин. Для него покупка открыток может стать своеобразным ритуалом и повысит интерес к походам в музей.

Главное, чтобы ребенок понял, что искусство – это вовсе не скучно! И если он под впечатлением от увиденного захочет создать свой собственный «шедевр» – прекрасно! Пусть рисует «копии» с понравившихся картин, пусть творит что-то свое, развивается, умнеет, становится лучше… Ведь именно в этом и заключается основная роль искусства.

Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского был основан в 1887 г. и является одним из старейших музеев в Дальневосточном регионе. В его фондах и на экспозициях представлены памятники традиционно-бытовой и художественной культуры народов Севера, что открывает широкие возможности для создания образовательных и воспитательных программ исторического и этнографического содержания. Программа „Музей и дети“ знакомит с историческим прошлым Якутии, ее природно-географическими зонами и показывает народный быт, костюм, жилище, традиционные ремесла, обычаи и обряды, верования и народное искусство.

Для детей дошкольного возраста:

1.«Здравствуй, музей!» — ознакомительная экскурсия по музею. (в музее)

2.«Кто в домике живет?» — занятие в формате мини – театра. (в музее/вне музея)

Стоимость занятия/экскурсии – 30 рб.с дошкольника.

Для детей младшего школьного возраста:

1.«Здравствуй, Якутский музей!» — пешая ознакомительная экскурсия по территории музея с посещением экспозиции Дома — музея Ем. Ярославского.

2.«Я поведу тебя в музей!» — ознакомительная экскурсия по экспозиции первого этажа. (в музее)

3.«Доисторические животные Якутии» — музейное занятие о древних животных, обитавших на территории Якутии. (в музее)

4.«Птичьи хлопоты» — интерактивное занятие о птицах Якутии. (в музее)

5.«Как звери в лесу живут» — занятие о животных Якутии. (в музее)

6.«Подземная кладовая» — о минералах и полезных ископаемых Якутии. (в музее/вне музея)

7.«Этнографический калейдоскоп» — цикл музейных занятий о культуре народов Якутии (в музее/вне музея):

— «История игрушки» — занятие, знакомящее с игрушками народов Якутии + мастер – класс по изготовлению кукол из тальника.

— «Что нам стоит дом построить» — занятие о хозяйственно- бытовом укладе народов Якутии.

— «Тайна бабушкиного сундука» — показ старинных музейных предметов, принадлежавших женщинам прошлого века.

8.«Якутск — мой город родной» — лекция об истории города Якутска. (в музее/вне музея)

9.«Где эта улица, где этот дом?» — лекция об улицах города Якутска. (в музее/вне музея)

10.«Защитники Отечества» — интерактивное занятие на военную тему. (в музее/вне музея)

11..Квест – игра «Найди клад» — участники ищут клад, выполняя задания по назначенному маршруту. (в музее)

12.«Сердце северной столицы» — пешая экскурсия по историко – архитектурному комплексу «Старый город».

Стоимость музейного занятия /квест – игры /ознакомительной экскурсии — 50 рб.с учащегося.

Стоимость пешей экскурсии по историко – архитектурному комплексу «Старый город» — 1800 рб. с группы.

Заявки принимаются за 1 неделю до проведения.

Для учащихся среднего, старшего звена и студентов:

1.«От Ленского острога до города Якутска» — цикл лекций по истории города

Якутска (в музее/вне музея):

— «История Якутской крепости»

— «Якутск глазами путешественников XVIII-XIX вв.»

— «Прогулки по старинному Якутску»

2.«Походы землепроходцев: биографии, походная жизнь, быт». (в музее)

3.«Старожилы Якутии: происхождение, жизнь, культура». (в музее)

4.«Великая забытая война» — интерактивное занятие о Первой мировой войне. (в музее/вне музея)

5.«Городки, мяч и немые фильмы» — интерактивное занятие об играх и развлечениях в дореволюционной Якутии. (в музее)

6.«Гражданская война в Якутии: брат на брата» — занятие об основных событиях Гражданской войны в Якутии.(в музее/вне музея)

7.«Впереди была Победа» — занятие о Якутии в годы ВОВ. (в музее/ вне музея)

8.«Операция Весеннее побуждение» — занятие для студентов о последнем крупномасштабном наступлении в марте 1945 г. немецких войск во Второй Мировой войне.(в музее)

9.«Танковое побоище под Прохоровкой, мифы и реальность» — мифы и легенды самого крупного встречного танкового боя ВОВ.(в музее/вне музея)

10.«Этнографический карнавал» — цикл музейных занятий о культуре народов Якутии. (в музее/вне музея):

— «Материальная культура народов Якутии» — лекция о жилищах, бытовой утвари и традиционных занятиях народов Якутии.

— «Традиционные украшения народа Саха: сакральность и красота»

— «Искусство шитья у народов Севера» — лекция об особенностях традиционной одежды народов Севера.

— «Преклоняясь божествам» — музейное занятие по якутским обрядам и ритуалам.

11.«Доисторические звери Якутии: история находок»

12.«Птицы вокруг нас» — цикл лекций о птицах Якутии:

— «Сокол сапсан – редкий хищник» (в музее)

— «Совы – ночные хищники» (в музее/вне музея)

— «Экология беркута в Центральной Якутии» (в музее)

— «О чем говорят перья птиц?» (в музее/вне музея)

13.«Сердце северной столицы» — пешая экскурсия по историко – архитектурному комплексу «Старый город».

Стоимость музейного занятия/лекции: школьникам – 50 рб., студентам – 50 рб.

Стоимость пешей экскурсии по историко – архитектурному комплексу «Старый город»: 1800 рб. с группы.

Заявки принимаются за 1 неделю до проведения.

Также Якутский музей предлагает:

— Занятия по другим темам истории и культуры Якутии по вашим заявкам.

— «День рождения в музее» — отпразднуйте самый главный праздник в стенах старейшего музея! Стоимость – 4000 рб.

Интеллектуальная игра «Музей – хранитель времени» — игра в формате «своя игра», «брейн – ринг» и квест- игры для всех категорий населения. Цена договорная.

Телефон для заявок: 42-51-74

Адрес музея: г. Якутск, пр. Ленина 5/2. Проезд автобусами до остановки «Центральный», «Соцзащита», далее пешком.

Режим работы: Вторник — Воскресенье

Касса закрывается в 16:30

Этот музей уникален прежде всего тем, что первым в нашей стране взял на вооружение передовые интерактивные разработки. Многое детям здесь разрешается потрогать и попробовать «на зубок» – и это вызывает у них неподдельный восторг. За год музей успевает посетить более 30 тысяч ребят из всех уголков России.

Каждый находит себе здесь зрелище по душе. Кто-то восхищается экспозицией «Каменный век» со стоянкой древних людей и артефактами из раскопок. Кто-то сходу влюбляется в «Старорусскую школу», где не только в мельчайших подробностях воспроизведен колорит сельской дореволюционной школы, но даже есть печка с чугунком – именно так когда-то и было организованно «горячее питание» на Руси. А кто-то просто не может налюбоваться на зал «В гостях у прабабушки» с интерьером детской комнаты конца XIX-начала XX веков.

А ведь есть еще и «Веселая ярмарка», где собраны игрушки из разных материалов – от соломы до дерева, и «Прогулка по старому городу», где в мельчайших подробностях воссозданы улицы и жители старого Владимира, и многое-многое другое.

Музей истории шоколада и какао «МИШКа», Москва

Какой ребенок не любит сладкого? Ваш сластена гарантировано придет в восторг от посещения «сладкого музея», а еще узнает и запомнит массу познавательного и необычного. Ведь в «МИШКе» мирно уживается самое современное мультимедийное пространство и уникальные исторические экспонаты, увидеть которые вряд ли удастся где-то еще.

Детям расскажут о свойствах шоколада, которые издавна называли «волшебными», о том, как он влияет на настроение и здоровье, и о достижениях сладкой кулинарии. Маленькие посетители попадут на корабль конкистадоров, которые когда-то везли бесценный груз в метрополию, прокатятся на «карете времени» по тем географическим местам, где был популярен шоколад, заглянут в самую настоящую лабораторию, где растут какао-бобы. Конечно, не обойдется и без дегустации – в фабричном цехе маленькие посетители не только наблюдают процесс изготовления шоколада, но и пробуют его.

Судя по отзывам в интернете, атмосферу сладкого праздника гости музея буквально «чуют» уже при входе – ведь в вестибюле представлены фигуры животных и картины из шоколада. Самый главный из них – Мишка весом около 100 кг. Изначально он был меньше, но заметно «подрос» в процессе постоянной реставрации. Ведь посетители то и дело отламывают от скульптуры кусочки, а сотрудники музея стараются этого «не замечать»…

Музей русских суеверий, Куршская коса

Под Калининградом есть удивительный городок – попадая сюда, не только дети, но и взрослые начинают верить, что действительно оказались в сказке. В обрамлении красивейшей природы расположен парк деревянных скульптур и здание Музея русских суеверий.

Художник давно и всерьез изучает русский фольклор, и здесь вы сможете не только показать своим детям лешего или Змея Горыныча, но и перебаечника, волосеня, шерстнастого, василиска и других подзабытых ныне персонажей сказаний и народных поверий. А не сможете их опознать – тоже не беда: у каждой скульптуры есть свой «паспорт», в котором написано, что это за персонаж и чем знаменит.

Еще хранители музея знакомят всех желающих с популярными народными приметами. Например, гостям предлагают минутку постоять в дверном проеме под вбитым топором, чтобы «здравия набраться». Говорят, эта древняя славянская примета до сих пор срабатывает…

Музей счастливого детства, Казань

Этот музей – первый в России, посвященный детству эпохи СССР. И современные дети с первых же минут начинают азартно перебирать игрушки, книги, одежду и прочие вещи, которыми когда-то пользовались их родители. Так что если вы чувствуете необходимость объяснить своему ребенку тот мир, в котором прошло ваше детство, лучшего места не найти.

В этом оригинальном музее – два этажа, битком забитых всякой всячиной. Первый этаж посвящен школьным годам со всей их атрибутикой. Любой предмет можно трогать руками – и полистать букварь, и открыть пенал с олимпийским мишкой, и покрутить глобус, и подудеть в пионерский горн, и сесть за старую парту. Второй этаж – ретроспектива жизни советского ребенка. Здесь собраны предметы, сопровождавшие каждого нового «гражданина СССР» от его рождения до ухода в армию или поступления в институт.

Кстати, музею дарят свои вещи многие знаменитости, «рожденные в СССР». Например, в экспозиции представлен потрепанный ученический портфель Сергея Шнурова: тяжеленный, «неубиваемый», на котором так хорошо было съезжать зимой с горки.

Музей утюга, Переславль-Залесский

Специализированных музеев быта в последнее время в нашей стране открылось немало, и это неудивительно – в старинных вещах есть какая-то особая притягательность и теплота, поэтому подобные места с удовольствием посещают люди самых разных возрастов. А в числе лучших чаще всего называют Музей утюга в Переславле-Залесском.

Это частный музей, в котором собрана уникальная коллекция старинных утюгов. Рассказ хранительницы музея – это не монолог, а оживленная беседа с гостями. И в эту беседу быстро включаются все – от мала до велика. Особенно радуются дети, когда у них получается ответить на тот или иной вопрос правильно. Коллекция музея изобилует и другими старинными предметами быта, которые вызывают огромный интерес у посетителей.

А еще этот музей учит людей… улыбаться. Повсюду развешены забавные надписи, которые заставляют восхищаться чувством юмора сотрудников. Например, вот такая надпись больше всего понравилась одной бабушке, посетившей музей вместе с внуками: «Все ломается: чувства, люди, утюги…Особенно утюг меня расстроил: вот уж от него не ожидал!»

Музей-театр «Волшебный букварь», Москва

Музей букваря в Москве рассчитан на детей от двух лет. А уж на старших дошколят и школьников он вообще производит неизгладимое впечатление, ведь это не просто выставка, а образовательное интерактивное пространство.Начало уникальной коллекции Музея игрушки положил известный искусствовед Николай Бертрам еще до революции 1917 года. Однако звездный статус не мешает музею идти в ногу со временем и привлекать в Сергиев Посад все новые и новые поколения детей. Многие, побывав здесь в детстве с родителями, возвращаются на экскурсию уже со своими маленькими специалистами по игрушкам.

И это совсем неудивительно – ведь именно тут можно узнать, какими были игрушки царской династии, во что играли крестьянские дети на Руси и как поменялась игрушка с приходом Советской власти. А еще познакомиться с традиционными народными кукольными промыслами села Богородского и Сергиева Посада, сравнить знаменитую русскую матрешку с ее прообразом – японской деревянной куклой, восхититься огромным разнообразием игрушек самых различных стран и эпох.

Также в музее проводят увлекательные мастер-классы. На них можно самостоятельно изготовить аутентичную тряпичную куклу или расписать деревянную фигурку.

Как здорово, что для детей придумали специальные музеи, где можно бегать, ползать, шуметь, все трогать руками и играть. А родители в это время могут совершенно не переживать, что сейчас появится разгневанный сотрудник музея и будет делать им замечания. Первый детский музей был создан аж в 1899 году – в Бруклине, в Нью-Йорке. Сейчас найти такие музеи можно во многих крупных европейских и американских городах. И сегодня Екатерина Лайтер расскажет нам о самых интересных детских музеях мира.

Париж

Городок науки и индустрии - музей, где можно познакомиться с выставками, посвященными космосу, математике, транспорту, звукам, энергии и многому другому. Для маленьких посетителей есть детский городок (Citedesenfants), разделенный на две территории – для детей 2-7 лет и 5-12 лет. Пространство для детей 2-7 лет организовано так, чтобы ребенок через игру исследовал окружающий мир. Детям понравится играть с зеркалами или строить дом из кирпичей на строительной площадке. Особенно интересной будет зона игры с водой. Вот, где можно разгуляться по полной!

Адрес: 30, Avenue Corentin-Cariou.
Стоимость билета: 9 евро, дети до 6 лет бесплатно.
Режим работы: открыт со вторника по субботу с 10.00 до 18.00 и в воскресенье до 19.00, выходной – понедельник.

Лондон

Лондонский музей науки - музей с солидной репутацией. Он был основан в 1857 году. Здесь собрали экспонаты, оставшиеся после проходившей в 1851 году Большой технической выставки. На пяти этажах представлены залы медицины, космонавтики, астрономии и т.д. В 2007 году в музее открыли постоянную интерактивную физическую выставку c более чем 50 экспонатами и разнообразными динамическими демонстрациями. А еще здесь можно полетать на самолете и космической ракете!

Адрес: South Kensington SW7 2DD (метро South Kensington).
Стоимость билета: вход свободный.
Режим работы: открыт ежедневно с 10.00 -18.00 (последний запуск в музей – 17.15), не работает 24, 25, 26 декабря

Вена

Детский музей Zoom без преувеличения называют одним из самых интересных детских музеев в мире. Zoom располагается на территории 1600 кв.м. и состоит из четырех игровых пространств. Игровая зона для самых маленьких (0-6 лет) называется ZOOM Ocean. Попадая сюда, вы оказываетесь на большой красочной игровой площадке. Она делится на два уровня: «Корабль» и «Подводный мир». Ребенок может нажимать на все кнопки, которые издают различные звуки и спецэффекты. По словам моей знакомой, «это просто невероятная игровая зона». Зона ZOOM Studio рассчитана на детей 3-12 лет. Это пространство для творчества.

Здесь дети обучаются различным художественным техникам, а также лепят, клеят и моделируют. ZOOM Animated Film Studio создана для детей 8-14 лет. Дети смогут попробовать себя в роли режиссеров, сценаристов и звукорежиссеров. А еще здесь можно создать собственный мультфильм или записать песню. В зоне ZOOM Exibition дети 6-12 лет знакомятся с темами искусства, архитектуры, науки. Они узнают, что такое скульптура, или, например, как космонавты спят на космической станции. Все экспозиции музея работают в определенное время и на них необходимо записываться заранее. Вы можете сделать это на сайте музея.

Адрес: Museums Quartier, Museumsplatz 1, 1070 Wien.
Стоимость билета: цена отличается в зависимости от экспозиции, которую вы хотите посетить. С ценами вы также можете ознакомиться на сайте музея.
Режим работы: открыт ежедневно, выходной – понедельник. Часы работы зависят от графика выбранной вами зоны

Зальцбург

В маленьком Зальцбурге приютился замечательный Музей игрушек (Spielzueg Museum). Три главные темы музея: «игра», «переживание» и «удивление». Дети смогут поиграть в железную дорогу или в магазин. А еще посмотреть книжки с яркими иллюстрациями. Помимо этого, в музее представлена самая большая в Австрии коллекция игрушек. Девочкам обязательно понравятся куклы и кукольные домики, а мальчишкам – солдатики и железные дороги.

Адрес: Bürgerspitalgasse 2.
Стоимость билета: дети с 4-15 лет – 1,5 евро, молодежь с 16-26 – 2 евро, взрослый – 4 евро.
Режим работы: открыт со вторника по воскресение с 9.00-17.00.

Стокгольм

В центре Стокгольма на острове Юргоден для детей создали настоящий сказочный мир. Юнибакен – это музей сказок Астрид Линдгрен и других шведских писателей. На сказочной площади ребенок может залезть в разные домики, покататься на горках и посидеть в самолете. Самая известная достопримечательность Юнибакена – паровозик, который везет гостей музея через сказки Астрид Линдгрен. После паровозика вас ждет в гости Пеппи Длинный чулок. В домике у Пеппи поиграйте на кухне и покатайтесь с горки. А еще в Юнибакене каждый день показывают интересные спектакли. Не забудьте зайти в магазинчик музея: здесь продаются сказки Астрид Линдгрен на всех языках мира, а также разнообразные игрушки и сувениры.

Адрес: Galärvarvsvägen 11521.
Стоимость билета: Дети 0-2 года бесплатно, для взрослых 159 шв. крон (1 крона – примерно 7, 50 руб.), для детей (2 – 15 лет) 139 шв. крон.
Режим работы: работает ежедневно, кроме марта, апреля и сентября. В эти месяцы открыт со вторника по воскресенье. Часы работы: 10.00 – 17.00 (июль, август 10.00- 18.00).

Берлин

Берлин – очень дружелюбный по отношению к детям город. Одно из мест, куда здесь можно пойти со своими чадами — детский музей «Лабиринт» . Музей рассчитан на детей 3- 12 лет. В «Лабиринте» несколько тематических зон, где представлены обучающие экспонаты по математике и письму, чтению и моделированию. Сейчас в музее до 30 августа 2015 г. действует выставка «Дорогу! Дети делают город». На ней учат создавать план города, при помощи различных инструментов строить дома, оформлять улицы. А еще дети смогут поучаствовать в гонках на облаках. Такой способ передвижения по городу придумали маленькие фантазеры.

Адрес: Osloer Straße 12.
Стоимость билета: для ребенка и взрослого 5, 50 евро, в семейную пятницу – 4, 50 (каждая пятница с 13-18 часов), семейный билет (до 6 человек, не более двух взрослых) 16 евро.
Режим работы: пятница, суббота с 13.00 до 18.00, воскресенье с 11.00 до 18.00, в праздничные дни с 11.00 до 18.00.

Бостон

Вот уже более ста лет в Бостонский детский музей приходят дети с родителями, чтобы провести здесь несколько незабываемых часов.В лобби музея находится трехуровневый вертикальный лабиринт, по которому дети лазают, учась ориентироваться в пространстве и выбирать самый лучший и безопасный путь. Другая излюбленная зона детей – «Пузыри». Кто откажется от того, чтобы при помощи различных инструментов надувать маленькие и большие пузыри?

На строительной экспозиции можно посидеть в настоящем экскаваторе, поуправлять подъемным краном и поползать в туннелях. А еще зайдите в японский домик и окунитесь в мир японской культуры. В зоне Kid Power всегда весело. Здесь дети крутят педали, танцуют на интерактивном подсвечиваемом полу и лазают по стенам. Для самых маленьких посетителей предусмотрена специальная зона, где можно спокойно передвигаться на четвереньках и нажимать на различные кнопки.

Адрес: 308 Congress Street.
Стоимость билета: взрослый — 14$, ребенок – 14$ (до года бесплатно), по пятницам с 17.00 до 21.00 – 1$.
Режим работы: каждый день с 10.00 до 17.00, в пятницу с 10.00 до 21.00.

Барселона

Вы гуляете по Барселоне с детьми? Тогда музей CosmoCaixa нельзя пропустить. В 2006 году он был признан лучшим музеем науки в Европе. В CosmoCaixa вы узнаете много интересного об окружающим мире. В основном зале, расположенном на минус пятом этаже, вас ждут разные физические опыты. Конечно же, в них можно принять активное участие. Но самое интересное - это зал с воссозданными джунглями Амазонки. Через стекло вы сможете полюбоваться подводной и надводной жизнью местных обитателей: рыб, птиц и других животных. Каждые 15 минут здесь льет настоящий тропический дождь! В CosmoCaixa день пролетит незаметно. Будьте готовы, что ваши дети не захотят отсюда уходить!

Адрес: Isaac Newton, 26.
Стоимость билета: Общий билет: 4€. Билет включает посещение музея и временных выставок. Вход для детей до 16 лет свободен.
Режим работы: со вторника по воскресенье с 10.00 до 20.00. Музей закрыт по понедельникам.

Москва

Экспериментариум

Экспериментариум - первый в Москве музей, где экспозиция создана в интерактивном виде, и ребенок может все потрогать и принять участие в разнообразных опытах и экспериментах. Чего только здесь нет: водная зона со всевозможными сооружениями (водные весы, кран без трубы, интерактивный каскад), зеркальный лабиринт, ударные установки, пианино, меняющее цвет, комната с наклоненным потолком и многое другое. Также в музее проводятся шоу и мастер-классы.

Адрес: метро Сокол, Ленинградский просп., д. 80, к.11.
Стоимость билета: дети до 3 лет бесплатно, детский (4-16 лет) — 450 рублей в выходной и 350 — в будний день, взрослый в будний – 450, в выходной – 550. В понедельник билеты стоят дешевле, чем в другие дни.
Режим работы: в будние дни с 10.30 до 19.00, в выходные и праздники с 10.00 до 20.00.

Планетарий

Помню свое первое детское впечатление от Планетариума : кажется, что попадаешь в какой-то совершенно особенный мир и аж дух захватывает. Мир звезд и космоса не оставит равнодушным ни одного ребенка и взрослого. Большинство программ здесь рассчитаны на детей от 6 лет. Однако детям и более младшего возраста будет интересно побывать в интерактивном музее «Лунариум», разделенном на две экспозиции: «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». Здесь можно создавать искусственные облака и торнадо, генерировать электрическую энергию, сочинять электронную музыку, прокатиться на космическом велосипеде. Вы побываете на борту космической станции и увидите еще много удивительного.

Мастерславль - это детский тематический парк, в котором дети возрастом от 5 -15 лет узнают и освоят самые разные профессии. Это целый мир, состоящий из разных мастерских (банк, служба быта, турагентство, театр и др.). На входе в Мастерславль, в банке, дети получают местную валюту - золотые таланты. Их можно потратить в городе на учебу, осваивая профессии врача, пчеловода, кондитера. Убирая и сортируя мусор, ребенок приумножит свои финансовые накопления. В автошколе дети могут сдать экзамен на вождение и получить права.

Если ребенок хочет получить больше знаний о понравившейся ему специальности, он может посетить мастер-класс. На базовые занятия дети попадают в порядке живой очереди, длительность каждого занятия - 20-30 минут. Мастер-классы проводятся по предварительной записи и длятся от 40 минут до 1 часа. В Мастерславле планируют организовать Спальный район с игровой зоной для детей младше пяти лет. Пока же малыши допускаются в город только в качестве зрителей вместе с родителями и только при условии, что город посещает второй старший ребенок.

Адрес: Пресненская набережная, д. 4, стр. 1 (торговая галерея между станцией метро Выставочная и мостом Багратион в Москва-Сити).
Стоимость билета: для детей в будний - 1100 руб., в выходной - 1400 руб., для взрослых в любой день 300-700 руб., детям до 5 лет - 400 руб. Каждый второй понедельник - льготный день.
Режим работы:

В северной столице для детей и взрослых открыт интерактивный музей занимательной науки «ЛабиринтУм «. Здесь, как и в других детских музеях, ребенок через игру постигает различные науки и законы. В музее расположено пять тематических зон: «Водный мир», «Мир физических экспериментов», «Черная комната», «Зеркальный мир». Также в музее проводят научные шоу, на которых актеры в течение 45 минут показывают физические и химические опыты. Помимо этого можно прийти на специальные занятия, которые рассчитаны на детей от 3 лет. Шоу, экскурсии и занятия проводятся по предварительной записи.

Адрес: ул. Льва Толстого, д. 9 А.
Стоимость билета: взрослый и ребенок с 2 лет в будний — 350 р., в выходной – 400 руб.
Режим работы: ежедневно с 11:00 до 19:00.