Жанровое своеобразие драмы «Гроза. А.Н

Тест по творчеству А.Н. Островского.

1. Уроженцем какого города был А.Н. Островский?

А) Москва

Б) Петербург

В) Кострома

Г) Орел

2. Как называли А.Н.Островского современники?

А) « русский Мольер»

Б) « Колумб Замоскворечья»

В) « русский Бодлер»

Г) « русский Мопассан»

3.Укажите, к какому роду литературы относится большинство

Произведений А.Н.Островского.

А) лирика

Б) драма

В) эпос

Г) лиро-эпика

4.Как называлось первое произведение, принесшее

А.Н. Островскому известность?

А) « Картина семейного счастья»

Б) « Банкрот или Свои люди- сочтемся»

В) « Гроза»

Г) « Не в свои сани не садись»

5 . Какое социальное сословие изображает в большинстве своих

Пьес А.Н.Островский?

А) дворянство

Б) крестьянство

В) купечество

Г) мещанство

6. В каком году была создана пьеса « Гроза»?

А) в 1859 г.

Б) в 1860 г.

В) в 1861 г.

Г) в 1865 г.

7. Назовите тип литературного героя, который стал открытием А.Н.

Островского.

А) тип « лишнего человека»

Б) тип « маленького человека»

В) тип самодура

Г) тип босяка

8. К какому литературному жанру можно отнести пьесу « Гроза» (по

А) трагедия

Б) лирическая комедия

В) драма

Г) комедия масок

9. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько запутанной

Экспозиции для того, чтобы:

А) заинтриговать читателя

Б) представить героев, непосредственно не участвующих

В интриге

В) создать образ мира, в котором живут герои

Г) замедлить сценическое время

10. Город, в котором происходило действие « Гроза», назывался

А) Калинин

Б) Калинов

В) Кострома

Г) Самара

11. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными

В пьесе?

А) Борис и Катерина

Б) Катерина и Тихон

В) Кабаниха и Катерина

Г) Борис и Тихон

12.Какая сцена в пьесе «Гроза» дает ключ к пониманию всего

Произведения?

А) сцена свидания Катерины и Бориса в саду

Б) сцена с ключом (Катерина и Варвара)

В) сцена прощания Катерины с Тихоном перед его отъездом

Г) сцена признания Катерины в совершенном грехе

13. Какое значение образа Феклуши в пьесе « Гроза»?

А) пародия на «странничество»

Б) углубление характеристики « темного царства»

В) Феклуша- антипод М.И.Кабановой

Г) Феклуша-протестующая против « темного царства»

Личность

14. Н.А. Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом

Света в темном царстве».Это:

А) Кулигин

Б) Катерина

В) Борис

Г) Марфа Игнатьевна

15. Какая черта характера раскрывается в последнем монологе

Катерины?

« Опять жить? Нет, нет, не надо…нехорошо! И люди мне

Противны, и дом мне противен, и стены противны! Не

Пойду туда!... Умереть бы теперь!... а жить нельзя! Грех!

Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…

А) набожность

Б) поэтичность

В) решительность

Г) смирение

16. Н.А. Добролюбов в статье « Луч света в темном царстве» и

Д.И.Писарев в статье « Мотивы русской драмы» весьма

Противоречиво оценили поступок Катерины. Это было вызвано

А) различием во взглядах: Д.И.Писарев был либералом,

Н.А.Добролюбов-демократом

Б) изменением обстановки в России: статья

Д.И.Писарева была написана в 1864г., после спада

Революционной ситуации

В) непониманием Д.И.Писарева идеи произведения

Ключи:

1. а

2. б

3. б

4. б

5. в

6. а

7. в

8. в

9. в

10. б

11. в

12. в

13. б

14. б

15. в

Александр Николаевич Островский (1823-1886)

Островский всё своё время отдавал драматургии и Малому театру. Из 63 лет жизни 40 лет посвятил театру. За эти годы написал 47 оригинальных пьес, которые сейчас считаются мировой классикой. 7 пьес он написал в соавторстве с другими драматургами, 22 пьесы перевёл с иностранных языков. Он создал 728 действующих лиц, которые имеют имя.

О. (Островский) обладал глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны.

О.изобразил все слои русского общества, дал реалистическую картину русской жизни 40-80 годов 19 века, а в исторических пьесах показал далёкое прошлое

Поведение действующих лиц определяется их общественным и семейным положением, каждые обладает своими индивидуальными чертами

Социально-острая и психологическая драма О. явилась большим завоеванием в истории театра

Особое внимание к любовной коллизии, т.к., с точки зрения О., через изображение любви можно оценить состояние современного общества

Создал галерею женских образов, героинь с богатым внутренним миром.

Добролюбов назвал пьесы О. «пьесами жизни».

Литературную известность 23-летнему О. приносит комедия «Банкрут»(первоначальное название – «Несостоятельный должник»), над которой он работал в 1846-1849 годах и опубликовал в 1850 г. в Жур. «Москвитянин» под названием «Свои люди – сочтёмся!». Николай I запретил ставить на сцене пьесу, свет рампы пьеса увидела только в 1859 г.

Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, О. впервые в русской лите-ратуре «открыл» «замоскворецких жителей», за что его и прозвали «Колумбом Замоскво-речья».

Многие названия пьес О. стали пословицами: «Свои люди – сочтёмся!»

«Не так живи, как хочется»

«Не в свои сани не садись»

«Старый друг лучше новых двух»

«Правда хорошо, а счастье лучше»

«»Без вины виноватые»

«На всякого мудреца довольно простоты» и др.

Пьеса «Гроза».

Пьеса «Гроза» была написана О. в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, ко-торыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов.

Гроза – это не просто величественное явление природы, это напряжённое состояние обще-ства, это ощущение в душах людей.

Композиция:

Экспозиция – картины волжского простора и духоты Калиновских нравов Д I, явл. 1-4)

Завязка – на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю». (ДI, явл.5)

Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д I явл.9)Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса – и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома. Грозовая туча ползёт, как живая; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация ), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (ДV явл.4)

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д V явл. 7)

Жанр . О.назвал пьесу драмой, подчёркивая этим широкую распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

Конфликт – между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.

Это столкновение определяет основную тему «Грозы», которая влечёт за собой ряд частных тем:

Рассказами Кулигина, словами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи О. даёт подробную характеристику материально-правового положения всех слоёв общества той эпохи;

Излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с уровнем культрных запросов и состоянием общественных нравов;

Автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Т.о., освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

Отображён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своего времени общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности;

Итак, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов» (Гончаров) Предреформенная Россия представлена и социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Герои:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Укажите род литературы, к которому принадлежит «Гроза» Островского.

2.К какому литературному направлению принадлежит «Гроза» Островского.

3.Назовите жанр пьесы Островского «Гроза».

4.В каком городе происходят изображённые в пьесе события?

5. Назовите реку, на берегу которой любят гулять герои пьесы.

6.Как начинается пьеса «Гроза»?

7.Кто произносит финальную реплику в «Грозе»?

8.Какую социальную среду изображает О. в пьесе «Гроза»?

9.Назовите художественный тип, который стал открытием Островского в пьесе «Гроза» и к которому принадлежат Дикой и Кабаниха.

10.По утверждению критиков, действие пьесы О. «Гроза» достигает наивысшего напряжения в сцене покаяния Катерины в 4 действии. Как называется подобный момент в развитии драматического сюжета?

11.Назовите тип устного развёрнутого высказывания, характерный для драматургии, к которому принадлежит рассказ Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова.

12.Первое действие драмы О. «гроза» открывает авторское пояснение: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

13.Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматургического произведения?

14.В своих репликах Дикой употребляет слова: «дурак», «рыло», «елестричество» и др., свидетельствующие о его невежестве и грубости. Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка, элементы которой присутствуют в речи Дикого?

15.Дикой в разговоре с Кулигиным упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?

16.Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Как в драматургическом произведении называется непримиримое противоречие между героями?

17.Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?

18.В пьесе в речи отдельных персонажей (например, Бориса) встречаются восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?

19.Какое словосочетание является поэтическим лейтмотивом образа Катерины?

20.Кто из героев пьесы «Гроза»…

А)…мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей?

Б)…утверждал, что есть люди с пёсьими головами, что «огненного змия стали запрягать.. для ради скорости»?

В)… при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался?

Г)…утверждал, что Литва на нас с неба упала?

Д)…будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру?

Е)…обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»?

Ё)…довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства?

Ж)…говорил, что возьмёт да и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучится?

З)приехал в Калинов из Москвы?

21. Кто о ком сказал:

А) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».

Б) «Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт».

В) «Пронзительный мужик»

Г) «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не посмеет: тут уж домашние держись!»

Д) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»

Е) «Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны»

Ё) «Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьёт. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»

Ж) «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»

З) «Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает»

22. Кто сказал

А) «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу»

Б) «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите…»

В) «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить»

Г) «Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются»

Д) «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»

Е) «Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»

ё) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять? Уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего»

Ж) «…А уж коли очень мне здесь опостынет, то не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

24.Почему пьесы А.Н.Островского назвали «пьесами жизни»?

25.Как вы понимаете название пьесы «Гроза»?

26.Почему действие пьесы «Гроза» происходит в провинциальном городе?

27.Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?

28.Почему главная героиня пьесы «Гроза» - женщина?



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Семья Отец Мать Мачеха Сын священника; Чиновник-юрист; Титулярный советник; дворянство Дочь пономаря; Умерла, когда Александру было 8 лет Баронесса Эмилия фон Тессин 4 детей; хорошее образование

3 слайд

Описание слайда:

Замоскворечье Детство и юность; Большая библиотека отца – желание стать писателем; Наблюдения за жизнью купцов, мелких чиновников;

4 слайд

Описание слайда:

Образование, служба Юридический факультет Московского Университета (не доучился); Служба в суде писцом (желание отца); Пишет сцены из купеческой жизни, задумывает комедию; Очерк «Записки замоскворецкого жителя».

5 слайд

Описание слайда:

Литературная известность комедия «Свои люди - сочтемся!» (первоначальное название - «Банкрут»), 1850 год. вызвала одобрительные отклики Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова. К постановке на сцене запрещена; Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. На сцену пьеса была допущена только в 1861 г.

6 слайд

Описание слайда:

Творчество и карьера С 1853 года (более 30 лет) его пьесы почти каждый сезон на сцене театров (Малый театр в Москве, Александринский театр в С-П); В 1863 награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. С 1866 года был заведующим репертуарной частью московских императорских театров;

7 слайд

Описание слайда:

Театр Островского Создает театральную школу и целостную концепцию игры в театре (продолжил Станиславский); отсутствие экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру; На сцене изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию; театр должен быть построен на условностях; мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях; ставка не на одного актёра.

8 слайд

Описание слайда:

Пьесы Островского «Семейная картина» (1847) «Свои люди - сочтёмся» (1849) «Неожиданный случай» (1850) «Утро молодого человека» (1850) «Бедная невеста» (1851) «Не в свои сани не садись» (1852) «Бедность не порок» (1853) «Не так живи, как хочется» (1854) «В чужом пиру похмелье» (1856) «Доходное место» (1856) «Праздничный сон до обеда» (1857) «Не сошлись характерами» (1858) «Воспитанница» (1859) «Гроза» (1859) «Старый друг лучше новых двух» (1860) «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) «Женитьба Бальзаминова» (1861) «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861) «Тяжёлые дни» (1863) «Грех да беда на кого не живёт» (1863) «Воевода» (1864) «Шутники» (1864) «На бойком месте» (1865) «Пучина» (1866) «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) «Тушино» (1866) «Василиса Мелентьева» (1867) «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) «Горячее сердце» (1869) «Бешеные деньги» (1870) «Лес» (1870) «Не всё коту масленица» (1871) «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) «Комик XVII столетия» (1873) «Снегурочка» (1873) «Поздняя любовь» (1874) «Трудовой хлеб» (1874) «Волки и овцы» (1875) «Богатые невесты» (1876) «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) «Женитьба Белугина» (1877) «Последняя жертва» (1878) «Бесприданница» (1878) «Добрый барин» (1879) «Сердце не камень» (1880) «Невольницы» (1881) «Светит, да не греет» (1881) «Таланты и поклонники» (1882) «Красавец-мужчина» (1883) «Не от мира сего» (1885)

9 слайд

Описание слайда:

Самые известные пьесы: «Свои люди - сочтёмся» (1849) «Гроза» (1859) «Женитьба Бальзаминова» (1861) «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) «Бешеные деньги» (1870) «Лес» (1870) «Снегурочка» (1873) «Бесприданница» (1878) «Таланты и поклонники» (1882)

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

«Гроза» 1859 Род литературы: драма Жанр: драма Литературное направление: критический реализм Критика: Н.А. Добролюбов «Темное царство», «Луч света в темном царстве»; Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы».

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Проверочная работа Где прошли детство и юность Островского? За жизнью каких сословий он наблюдал в это время? Какое образование получил? С какой пьесой к Островскому пришла литературная известность? Почему эта пьеса была запрещена к постановке на сцене? 6. Особенности театральной школы Островского? 7. Самые известные пьесы Островского 8. Как называется деревня, где был находится дом Островского? 9. Год создания пьесы «Гроза» 10. Род литературы 11. Жанр 12. Литературное направление 13. Основные критические статьи, посвященные «Грозе»

14 слайд

Описание слайда:

Кому принадлежат эти слова? «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!.. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, и все наглядеться не могу». Нет, уж я перед ним (Диким) рабствовать не стану». «Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль». «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» «Надо стараться угождать как-нибудь». Если бы изобрел перпету-мобиль и получил миллион, «я бы все деньги для общества и употребил». «Да как же я могу, маменька вас ослушаться!.. Да смеем ли мы, маменька, подумать!» «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

15 слайд

Описание слайда:

Кому принадлежат эти слова? 10. «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». 11. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». 12. «Как зачем бояться! Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок в доме будет?» 13. «я умру скоро… что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то…точно я снова жить начинаю». 14. «Все в огне гореть будете неугасимом…Вон, вон куда красота-то ведет!» 15. «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

16 слайд

Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество точек зрения, иногда совершенно неожиданных. Чаще всего разногласия возникают между авторским и научным обозначением жанра. Например, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с научной точки зрения должна была бы называться романом. В случае с драматургией тоже всё не так однозначно. И речь здесь идёт не о символистском понимании драмы или же футуристических опытах, а о драме в рамках реалистического метода. Если говорить конкретно, о жанре «Грозы» Островского.

Островский написал эту пьесу в 1859 году, во время, когда реформа театра была необходимой. Сам Островский считал, что зрителям гораздо более важна игра актёров, а прочесть текст пьесы можно и дома. Драматург уже начинал подготавливать публику к тому, что пьесы для постановок и пьесы для чтения должны различаться. Но старые традиции были всё ещё сильны. Сам автор определил жанр произведения «Гроза» как драма. Для начала следует разобраться с терминологией. Для драмы характерен серьёзный, преимущественно бытовой сюжет, стилистика приближена к реальной жизни. На первый взгляд в «Грозе» много драматических элементов. Это, конечно же, быт. Нравы и уклад жизни города Калинова прописан невероятно чётко. Складывается полное впечатление не только об отдельном городе, но и обо всех провинциальных городках. Неслучайно автор указывает на условность места действия: нужно показать, что существование жителей типично. Социальные характеристики также отличаются чёткостью: поступки и характер каждого героя во многом определяются его общественным положением.

Трагическое начало связано с образом Катерины и, частично, Кабанихи. Для трагедии нужен сильный идеологический конфликт, борьба, которая может завершиться смертью главного героя или нескольких персонажей. В образе Катерины показана сильная, чистая и честная личность, которая стремится к свободе и справедливости. Её рано отдали замуж против воли, но она смогла в некоторой степени полюбить бесхарактерного мужа. Катя часто думает о том, что могла бы летать. Ей вновь хочется ощутить ту внутреннюю лёгкость, которая была до замужества. Девушке тесно и душно в обстановке постоянных скандалов и ссор. Она не может ни врать, хоть Варвара и говорит, будто на лжи держится вся семья Кабановых, ни замалчивать правду. Катя влюбляется в Бориса, ведь изначально и ей, и читателям он кажется таким же, как она. У девушки была последняя надежда на спасения себя от разочарования в жизни и в людях – побег с Борисом, но молодой человек отказал Кате, поступив как другие жители чужого для Катерины мира.

Смерть Катерины потрясает не только читателей и зрителей, но и других персонажей пьесы. Тихон произносит то, что во всём виновата его властная мать, которая погубила девушку. Сам Тихон готов был простить измену жены, но Кабаниха была против.

Единственный персонаж, который по силе характера может сравниться с Катериной – Марфа Игнатьевна. Её желание подчинить себе всё и всех делает женщину настоящим диктатором. Её тяжёлый характер в итоге привёл к тому, что дочь сбежала из дома, невестка покончила с собой, а сын винит в неудачах. Кабаниху в некоторой степени можно назвать антагонистом Катерины.

Конфликт пьесы также можно рассматривать с двух сторон. С точки зрения трагедии конфликт выявляется в столкновении двух различных миропониманий: старого и нового. А с точки зрения драмы в пьесе сталкиваются противоречия действительности и персонажи.

Жанр пьесы «Гроза» Островского нельзя определить точно. Некоторые склоняются к авторскому варианту – социально-бытовая драма, другие предлагают отразить характерные элементы и трагедии, и драмы, определяя жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Но одно нельзя отрицать точно: в этой пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы .

Тест по произведению

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.