Чудовища композитора бедржиха сметаны. Бедржих Сметана – основоположник чешской музыкальной классики

Творческая деятельноcть Сме́таны протекала в условиях национального возрождения Чехии. На протяжении нескольких столетий (с 1620 г.) эта страна входила в состав австрийской монархии на правах угнетенной нации. Отсюда - ее экономическая отсталость, запрещение родного языка, принижение чувства национального достоинства.

С конца XVIII века в Чехии развернулось движение «будителей» - чешских просветителей (ученых, писателей, общественных деятелей), которые боролись за возрождение национальной культуры. Благодаря их усилиям на рубеже XVIII-XIX веков были основаны кафедра чешского языка в Пражском университете, Пражская консерватория, Органная школа.

Протест против иноземного гнета достиг кульминации в Пражском восстании 1848 года, которое было жестоко подавлено. Политические репрессии, последовавшие за его разгромом, вынудили многих деятелей чешской культуры покинуть родину. В их числе был и Сметана, который с 56-61 гг. жил в Швеции, в Гётеборге. Здесь он организовал симфонический оркестр, с которым выступал в разных странах как дирижер и пианист.

Новая волна освободительного движения, способствовавшая подъему чешской культуры, начинается в 60х годах XIX века. Этот подъём неразрывно связан с деятельностью Сметаны. По складу личности он был ярко выраженным лидером, натурой необычайно деятельной, энергичной. Он всегда находился в самой гуще общественных событий. Не было такой области чешской музыкально-общественной жизни, в которой Сметана не принимал самого активного участия. Только за одно десятилетие - 60е годы XIX века - он открыл первую чешскую музыкальную школу; возглавил созданный по его инициативе «Временный театр», на сцене которого ставились спектакли на чешском языке; руководил музыкальной секцией в союзе деятелей чешской культуры «Умелецка беседа» и крупнейшим хоровым обществом «Глагол Пражский», для которого сочинил множество хоров; был организатором и дирижером симфонических и хоровых концертов.

Подобно Глинке в России, Сметана «заложил фундамент» национальной оперы и программной симфонической музыки.

Оперное творчество

Интерес композитора к оперному жанру был постоянным и это объясняется не только его творческими склонностями: Сметана прекрасно понимал, что именно опера способна ярче всего выразить национально-освободительные устремления чешского народа. Уже в первой своей опере - «Бранденбуржцы в Чехии» - он обращается к самой актуальной теме современности, теме освободительной борьбы. Сюжет из истории Чехии воскрешал события XIII века, когда на чешской земле хозяйничали немецкие феодалы, и прямо перекликался с борьбой против австрийской монархии, которую вели современники композитора.

От «Бранденбуржцев...» героическая линия в оперном творчестве идет к «Далибору», а затем к «Либуше». Наиболее яркая среди всех трех героических опер - «Далибор». Ее содержание остро драматично. Главный герой - благородный рыцарь, который возглавил антифеодальное крестьянское восстание и был казнен по приказу короля. В либретто переплетены реальные исторические факты и образы народных легенд. Отдельные моменты оперы напоминают «Фиделио» Бетховена (смелая девушка, переодевшись в мужское платье, пробирается в тюрьму, чтобы спасти возлюбленного). Однако, дело не только в сюжете: бетховенский свободолюбивый пафос ощущается в самой музыке оперы.

Наряду с героико-патриотическими операми Сметана сочинял и комические. Это «Проданная невеста», «Две вдовы», «Поцелуй», «Тайна». В них показана повседневная жизнь простых людей из народа. Лучшая среди комических опер Сметаны - «Проданная невеста» (1866 г.), которая стала первой чешской оперой, получившей мировое признание. Ее герои словно выхвачены из жизни чешского села: это батрак Еник - находчивый и смекалистый; его невеста нежная и лукавая Маженка; глуповатый и избалованный Вашек, самоуверенный деревенский сват Кецал; расчетливые родители Маженки, мечтающие о богатом зяте и др.

Одним из главных участников происходящих в опере событий является народ. Вместе с Маженкой крестьяне осуждают Еника за мнимое отступничество, а в финале оперы от всего сердца поздравляют влюбленную пару. Вот почему такое важное место в «Проданной невесте» занимают народно-массовые сцены. Ими начинаются и завершаются все три действия оперы.

Воплощая народные характеры, композитор естественно опирался на типичные особенности чешской народной музыки, в первую очередь - чешских танцев (это полька, скочна, фуриант). Так, например, в характере польки выдержан жизнерадостный хор «Как же нам не веселиться», открывающий I действие. Его мелодия звучит как подлинная народная песня .

Вокальный стиль «Проданной невесты» во многом напоминает стиль русской классической оперы своей опорой на народную песенность (при том, что цитат почти нет) и отказом от внешней виртуозности (примером может служить ариозо Еника - № 81).

В области симфонической музыки Сметана отдавал предпочтение жанру программной симфонической поэмы (видимо, благодаря влиянию Листа, с которым познакомился еще в молодые годы). Главное симфоническое произведение Сметаны - грандиозный цикл из 6 симфонических поэм "Моя Родина" («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик») .

Наибольшую популярность приобрела симфоническая поэма «Влтава», где тема Родины раскрывается через образ могучей реки. Как поясняется в авторской программе, музыка поэмы рисует весь путь Влтавы от самых ее истоков. Сочетание неизменного (образ реки) с изменчивым (картины и явления, сопутствующие течению Влтавы) вызвало обращение к форме свободного рондо

В отличие от русского фольклора, в чешском почти нет широких протяжных мелодий. Большинство чешских песен имеет танцевальный характер, отличается бодрой жизнерадостностью.

Цикл возник в первые годы глухоты (это страшное несчастье постигло композитора в 50-летнем возрасте), когда были созданы и другие замечательные произведения: струнный квартет «Из моей жизни», «Чешские танцы» для фортепиано.

Бедржих Сметана – выдающийся чешский композитор, музыкант, педагог, дирижер и музыкальный деятель. По мнению абсолютного большинства критиков, без Бедржиха Сметаны представить себе чешскую классическую музыку просто невозможно.

Родился будущий композитор в городе Литомишль, Пардубицком крае, 2 марта 1824 года. Музыкальные способности у мальчика обнаружились рано: уже в шесть лет Бедржих выступал публично как пианист, а в семь лет написал первое музыкальное сочинение.

Тем не менее, решение стать профессиональным музыкантом Сметана принял лишь в возрасте двадцати лет. В 1844 году он поступает в частную музыкальную школу Й. Прокша в Праге. Изучение музыкального искусства органично соединилось с собственным творчеством. Ко времени окончания учебного заведения Сметана – автор 50 произведений.

В 1848 году Бедржих Сметана, благодаря , высоко ценившего талант молодого композитора, основывает свою музыкальную школу. В короткий период школа становится образцовым учебным заведением. Среди выпускников школы – Ян Людевит Прохазка, известный чешский пианист и музыкальный деятель.

С 1856 по 1861 год Сметана дирижировал на концертах Общества классической музыки, преподавал музыку в шведском Гетеборге. По возвращении на родину в 1861 году возглавил мужской хор «Глагол», занимался музыкально-общественной работой, был музыкальным критиком в газете «Народни листи». С 1866 по 1874 год Бедржих дирижирует в Национальном театре оперы.

С 1874 года, потеряв слух, композитор живет у своей дочери, на хуторе Ябкенице, и полностью отдается сочинению музыки. Незадолго до смерти, в связи с душевным расстройством, был перевезен в Прагу, где и скончался 12 мая 1884 года.

Чешская национальная опера и программный симфонизм

Бедржих Сметана вошел в историю как основоположник чешской классической музыки, создатель национальной оперы и программного симфонизма. Его творчество отмечено глубокой народностью, национальным характером, реалистичной направленностью. Произведения композитора проникнуты мелодичной выразительностью и любовью к Родине. Многие критики по справедливости называют Сметану «чешским Глинкой».

Всемирную известность композитору принесла опера «Проданная невеста», комическая опера в трех действиях на либретто Карела Сабины. Премьера оперы состоялась 30 мая 1866 года во Временном театре Праги.

Первоначально произведение задумывалось как оперетта в двух действиях, но требования иностранных театров и неоднозначная реакция чешской публики заставили композитора расширить сочинение.

Перед постановкой оперы в Санкт-Петербурге в 1870 году оперу разделили на три действия и заменили разговорные диалоги на речитатив. Мировая популярность пришла к опере уже после смерти автора, после премьер в Вене (1892), Чикаго (1893), Лондоне (1895) и Нью-Йорке (1909). На протяжении многих лет «Проданная невеста» была единственной чешской оперой в мировом репертуаре.

Не менее успешным было обращение Сметаны к программному симфонизму. Четкие образы симфонической программной музыки позволили композитору реализовать и донести до слушателя свои патриотические идеи. Наиболее ярким с точки зрения патриотизма является симфонический цикл «Моя родина». Это произведение стало большим шагом вперед в развитии чешской национальной музыки.

Сочинения Бедржиха Сметаны:

  • оперы «Бранденбуржцы в Чехии» (1866), «Проданная невеста» (1866), «Далибор» (1868), «Две вдовы» (1874), «Поцелуй» (1876), «Тайна» (1878), «Либуше» (1881), «Виола» (не окончена);
  • «Триумфальная симфония» (1854), «Торжественная увертюра» (1849), поэмы «Ричард III» (1858), «Лагерь Валленштейна» (1859), «Ярл Гакон» (1861), цикл «Моя родина», 6 поэм (1874-1879): «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «Из чешских полей и лесов», «Табор», «Бланик»;
  • «Парижский карнавал» (1883) и другие произведения для оркестра;
  • два квартета (1876, 1882), фортепианное трио (1855), «Из моей родины» для скрипки и фортепиано (1878);
  • пьесы для фортепиано, в том числе «Соната» (1849), этюд «На морском берегу» (1862), «Воспоминания о Чехии» в форме полек (1861), «Чешские танцы» (1879);
  • вокальные сочинения: хоры, песни и другие произведения.

Бедржих Сметана. Влтава слушать. Bedrich Smetana Vltava

Бедржих Сметана. Опера «Проданная невеста»

Симфонический оркестр и хор оперной студии ХНУМ им.Котляревского

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Бедржих Сметана

Бедржих Сметана – первый признанный классик чешской музыки, основатель чешской композиторской школы, внесший значительный вклад в развитие всех жанров чешского музыкального классического искусства – оперы, симфонической, инструментальной и хоровой музыки. В творчестве этого композитора нашли отражение передовые устремления чешского народа, стремившегося обрести национальную независимость.

Родился Бедржих Сметана 2 марта 1824 года в небольшом городке Литомишле, в семье пивовара Франтишека Сметаны, состоявшего на службе у местного помещика. Будучи патриотом своего народа, отец старался привить это чувство и своим детям. Несмотря на строжайший запрет властей, в семье Сметаны говорили на родном языке, мальчик был обучен чешской грамоте. Кроме того, на юного Бедржиха оказывали большое влияние рассказы друга отца, художника Антонина Мачека, о героическом прошлом чешского народа, его борьбе против угнетателей.

Идейному формированию юного композитора во многом способствовала дружба в гимназические годы с Карлом Гавличеком, ставшим в дальнейшем выдающимся писателем и общественным деятелем Чехии, и уроки Вацлава Дивока, стремившегося привить ученикам любовь к чешской национальной культуре. В сознании Бедржиха все более укреплялась идея служения своему народу.

Выдающиеся музыкальные способности Сметаны проявились довольно рано. Отец композитора, страстный любитель музыки, часто играл вместе с друзьями в домашних концертах, таким образом, мальчик с раннего детства был знаком с произведениями лучших мировых классиков и чешским народным фольклором. В четыре года Бедржих самостоятельно научился играть сначала на скрипке, а затем на фортепиано. Его первый дебют состоялся в 1830 году: шестилетний мальчик выступил в концерте, исполнив на фортепиано увертюру к опере «Немая из Портичи».

В восьмилетнем возрасте Сметана написал свое первое музыкальное произведение. За годы учебы в гимназии им было создано большое количество фортепианных пьес, темами для которых становились различные впечатления юного композитора, обычно воплощавшиеся в веселых польках («Луизина полька», «Воспоминания о новом месте» и др.).

В 1840 году Бедржих переехал в Пльзень, где продолжил учебу. Три года, проведенные в семье дяди, профессора Йозефа Сметаны, оказались для юноши не только познавательными (он многое узнал о гуситском движении и его героях), рассказы дяди способствовали росту патриотического сознания.

Пльзеньский период жизни стал для Сметаны временем формирования художественных взглядов. Не оставив без внимания таких явлений виртуозного пианизма, как Мошелес, Гуммель и Тальберг, Бедржих все свои силы посвятил изучению творчества Бетховена, Берлиоза, Шумана и Шопена, оказавших значительное воздействие на становление таланта молодого композитора.

Первые серьезные произведения Бедржиха Сметаны, особенно его фортепианная музыка, создавались под влиянием творчества Шумана и Шопена, поздние сочинения – под воздействием демократического духа музыки Бетховена, а обращение к программности есть не что иное, как следование творческим принципам Берлиоза.

Наиболее близкой шумановскому творчеству по духу и истории создания является серия пьес, написанная в 1844 году и вышедшая под названием «Багатели и экспромты». В это время в жизнь Бедржиха вошла любовь в лице давней подруги Катержины Колар, которая спустя пять лет, в 1849 году, стала женой молодого композитора. Даже в названиях пьес Сметаны («Любовь», «Желание» и др.) проскальзывает что-то шумановское. Причиной такого увлечения творчеством выдающегося композитора многие называют общее эмоциональное состояние (влюбленность); действительно, в музыке Шумана Сметана ощущал переживания, близкие ему самому.

Не менее привлекательной для молодого патриота была и национально-самобытная музыка Шопена. Вслед за этим гениальным композитором Бедржих пытался найти особые художественные средства отражения жизни своего народа. Для Шопена такой национально-самобытной формой в музыке стали полонезы и мазурки, для Сметаны – польки.

Большое значение на становление Сметаны как композитора и исполнителя оказало знакомство в 1846 году и дружба с прославленным венгром Ференцем Листом, глубоко национальное творчество которого вдохновляло молодого музыканта на написание произведений о любимой Чехии.

В 1843 году, окончив пльзеньскую гимназию, Бедржих отправился в Прагу для поступления в консерваторию. Успешно выдержав все испытания, молодой человек начал учебу в классе талантливого музыкального педагога Йозефа Прокша. Последний сумел увлечь своего талантливого ученика собиранием и изучением чешской народной музыки, которая в дальнейшем нашла выражение в его творчестве.

Тяжелое материальное положение вынудило Сметану стать учителем музыки в семье графа Тун. Молодой человек использовал те небольшие преимущества, которые давала ему работа: так, путешествуя с графским семейством по стране в летние месяцы, Бедржих сумел накопить богатый материал для дальнейшей творческой деятельности.

В то же время он пытался реализовать свою идею создания в Праге музыкального учебного заведения, в котором преподавание велось бы не на популярном в то время немецком языке, а на родном чешском. Начинания молодого дарования были поддержаны Ф. Листом: он помог выпустить за границей «Шесть характерных пьес» Сметаны, средства от издания которых были перечислены в фонд пражской музыкальной школы.

Чешские исследователи часто называют 1840-е годы эпохой чешского возрождения. В те годы художественная среда Праги, представленная такими передовыми деятелями, как историк Франтишек Палацкий, поэт Ян Коллар, историк и филолог Павел Йозеф Шафарик, была довольно благодатной для молодого талантливого композитора.

Кроме того, интенсивной творческой деятельности способствовали яркие впечатления тех лет (пражское восстание 1848 года, в котором Сметана принимал непосредственное участие, и преследования повстанцев). В этот период Бедржихом были написаны революционные песни и марши («Песня свободы» на стихи Коллара, «Марш Национальной гвардии», «Ликующая увертюра» и др.).

Ни жестокая политическая реакция, последовавшая после поражения пражского восстания, ни постоянные гонения, которым подвергались передовые общественные деятели, не могли поколебать демократических убеждений композитора-патриота, с детских лет мечтавшего о национальной независимости Чехии. Эти настроения нашли выражение в серии фортепианных пьес, представленных главным образом в виде народных танцев («Свадебные сцены» (1843), «Три поэтические польки», «Три салонные польки» (обе – 1851), и в концертной деятельности (некоторые афиши, оповещавшие о концертах Сметаны, были написаны на чешском языке).

Напряженная политическая обстановка создавала определенные трудности для творческой деятельности. В 1856 году Сметана был вынужден уехать в Швецию, где прожил до 1861 года. Поселившись с семьей в городе Гетеборге, Бедржих с упоением взялся за работу, однако ему пришлось заниматься не только сочинительством, но и исполнительской и педагогической деятельностью.

Продолжая поддерживать дружеские отношения с Листом, молодой чешский композитор неоднократно посещал его дом в Веймаре. Увлечение творчеством Листа, особенно идеей программного симфонизма, нашло отражение в музыке Сметаны: в годы шведского изгнания им были написаны три героико-драматические симфонические поэмы: «Ричард III» (по трагедии Шекспира), «Лагерь Валленштейна» (по Шиллеру) и «Гакон Ярл» (по произведению датчанина Эленшлегера), а также фортепианные пьесы «Воспоминания о Чехии в форме полек» (1859 – 1860).

Особого внимания заслуживает сочинение «Лагерь Валленштейна», написанное по предложению чешского трагика Коллара как вступление к драме Шиллера «Валленштейн». Сметана сумел связать содержание драмы с национально-освободительной борьбой в Чехии. В этой симфонической поэме звучат не только торжественные маршевые напевы, но и мелодии чешских народных танцев. Таким образом, «Лагерь Валленштейна» является в большей степени картиной жизни чешского народа, нежели воспроизведением шиллеровского сюжета.

К началу 1860-х годов в личной жизни Сметаны произошли трагические перемены: его дочь и жена скончались на чужбине, в Праге умер близкий друг юности Гавличек, принимавший активное участие в освободительной борьбе чешского народа. Ощущения тоски и одиночества заставляли композитора все чаще задумываться о возвращении на родину.

В это время в Чехии произошли значительные общественно-политические перемены: поражение правительства ненавистного австрийского наместника позволило многим выдающимся представителям чешского народа, в том числе и Сметане, вернуться на родину и начать активную деятельность.

Бедржих Сметана старался охватить все области чешской музыкальной культуры: он выступал в роли педагога, дирижера, пианиста, музыкально-общественного деятеля, ведущего борьбу за возрождение и процветание чешского национального искусства. В конце 1861 года осуществилась давняя мечта композитора: в Праге была открыта первая чешская музыкальная школа.

К тому времени на территории Чехии существовало около 200 хоровых обществ, и руководителем одного из них, «Глагола Пражского», на протяжении нескольких лет являлся талантливейший сын чешского народа – Бедржих Сметана. В его хоровых произведениях (драматическая поэма о Яне Гусе «Три всадника», «Чешская песня», являющаяся своеобразным патриотическим гимном, и др.) нашли отражение жизнь и устремления соотечественников.

В 1863 году Сметана стал руководителем музыкальной секции нового художественного товарищества «Умелецка беседа». Многочисленные концерты, проходившие под руководством и при непосредственном участии этого талантливого музыканта, положили начало широкой концертной жизни Чехии.

Борьба композитора за создание чешского национального театра вылилась в поистине всенародное движение. В те годы все пражские театры находились под гнетом австрийской цензуры, постановки спектаклей на чешском языке были запрещены, однако Бедржиху удалось сломить сопротивление австрийских властей, и в 1862 году был открыт Временный театр, на сцене которого осуществились постановки первых опер композитора.

Сметана не только руководил новым театром, но и являлся его бессменным дирижером на протяжении восьми лет. По его инициативе начался сбор средств для строительства здания Национального театра. Примечательно, что в день закладки этого здания, 16 мая 1868 года, звучали сметановские произведения «Торжественная увертюра» и хор «Рольницке» («Земледельческая песня»), которыми композитор хотел подчеркнуть народно-демократический характер происходящего.

1860 – е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).

«Бранденбуржцы в Чехии» стала первой чешской классической оперой историко-героического содержания. В событиях XIII века (времена правления Рудольфа Габсбурга, чьи потомки угнетали чехов вплоть до XIX столетия) гениальный композитор сумел отразить все наиболее злободневные темы современности. C особой выразительностью раскрыта в музыкальном произведении тема борьбы чешского народа против деспотической власти габсбургской монархии.

Любовно-драматическая линия оперы, кажущееся основной, фактически не является таковой, поскольку композитор ставит в центр внимания массовые народные сцены, построенные на мелодических оборотах чешских национальных гимнов и народных песен. Мужественная, несколько суровая музыка сообщает всей опере героическое звучание, которое с особой силой проявляется в заключительной сцене изгнания бранденбуржцев из Праги: песня хора «Настанет день после долгой ночи» звучит призывом к борьбе.

Первая постановка оперы «Бранденбуржцы в Праге», состоявшаяся в 1866 году, стала настоящим событием в чешском национальном искусстве, ознаменовавшим собой начало чешской оперной классики.

Вскоре на сцене Временного театра была поставлена комическая опера «Проданная невеста», принесшая композитору мировую славу. В основу сюжета, заимствованного из жизни чешской деревни, положена история женитьбы батрака Еника на девушке Маженке.

Опера состоит из трех действий: в первом из них происходит знакомство с главными действующими лицами – Еником, сыном богатого крестьянина Михи, ушедшего из родного дома от злой мачехи и поступившего в батраки, и Маженкой, дочерью простых крестьян. Молодые люди любят друг друга, но родители девушки – Гата и Крушина – противятся их браку. В дело вмешивается корыстолюбивый деревенский сват Кецал, который обещает найти Маженке богатого жениха.

Второе действие начинается с появления на празднике сводного брата Еника, Вашека, которого сват прочит в женихи Маженке. Пользуясь тем, что молодой человек еще не знает своей невесты, девушка рассказывает ему о злой и сварливой Маженке и убеждает отказаться от такой невесты.

В то же время Кецал, уговаривая Еника забыть Маженку, расписывает все преимущества женитьбы на богатой девушке и обещает найти Енику такую. Молодой человек заключает со сватом договор о продаже невесты, согласно которому последний обязуется заплатить Енику 300 дукатов в случае женитьбы Маженки и сына Михи. Присутствующие в кабачке крестьяне с изумлением наблюдают за происходящим.

В начале третьего действия доверчивый, немного глуповатый Вашек горюет о женитьбе на злой и сварливой женщине, но появление бродячей цирковой труппы поднимает его настроение. Импровизированное представление, вернее, принимающая в нем участие молодая артистка по имени Эсмеральда производит на незадачливого жениха большое впечатление. Девушка уговаривает Вашека принять участие в вечернем представлении, выступить в роли медведя.

Дебют в качестве актера заканчивается провалом: Вашек открывается родителям, находящимся в толпе зрителей, а родители Маженки отказываются от такого жениха. В это время появляется Еник, которого с радостью встречает отец Миха. Гата и Крушина соглашаются на брак Маженки и Еника. Все довольны, только одураченному свату Кецалу приходится заплатить Енику 300 дукатов, согласно договору.

Отдельные арии, дуэты, ансамбли, хоры и танцы сообщают опере светлый жизнерадостный тон, непрерывность и стремительность действия, придают ей значительность. Динамичность развития определяется еще в увертюре, тематически связанной с оперой и подготавливающей слушателей к восприятию действия. Композиционной особенностью «Проданной невесты» является наличие двух органично дополняющих друг друга драматургических линий – лирической и комедийной.

Несмотря на то что Сметана почти не использует подлинных народных песен и танцев (исключением является фуриант во втором действии), в его простых, искренних, выразительных мелодиях явственно прослеживаются характерные особенности чешского музыкального фольклора: интонации и своеобразный ладовый строй чешских народных песен, танцевальные ритмы.

Для придания произведению яркого национального колорита композитор использовал ритмы польки, плавной, комически важной соуседски (медленного вальса) и бойкой скочны (чешского галопа), благодаря которым давались меткие музыкальные характеристики персонажам и раскрывались различные драматические ситуации. Опера «Проданная невеста» по праву считается одной из лучших чешских классических опер.

В мае 1868 года, в день закладки фундамента Национального театра, состоялась премьера героико-трагической оперы «Далибор» – так в чешском оперном искусстве появился новый жанр. Либретто этого произведения было написано на текст выдающегося пражского драматурга и общественного деятеля Йозефа Венцига, возглавлявшего в то время товарищество прогрессивных чехов «Умелецка беседа».

Положенная в основу сюжета народная легенда о рыцаре Далиборе рассказывала об отважном человеке, который за сочувствие и покровительство восставшим крестьянам был заточен в крепость. Образ Дали-бора стал для Сметаны олицетворением народного героя, думы и чаяния которого неотделимы от судьбы народа, борющегося за свою свободу. Лейтмотив Далибора, присутствующий на протяжении всей пьесы, напоминает по складу народные героические песни-марши.

Особого внимания заслуживает образ возлюбленной отважного рыцаря, самоотверженной девушки Милады, пожертвовавшей своей жизнью ради спасения любимого. Стараясь дать более глубокую характеристику героине, Сметана использует лейтмотив. Таким образом, принцип лейтмотива, наряду с вокальным началом, приобретает ведущее значение в творчестве талантливого композитора.

Несмотря на негативное отношение властей, Сметана продолжал активно работать: по его инициативе были открыты чешская вокальная школа и Филармоническое общество, он продолжал выступать как пианист, исполняя в концертах не только собственные сочинения, но и классические произведения, а также сочинения молодых чешских композиторов (Дворжака, Томашека и др.).

Расцвет композиторского творчества Сметаны пришелся на 1870-е годы. Однако, работая в различных музыкальных жанрах, он все же оставался верен опере. Еще в конце 60-х годов XIX столетия Бедржих задумал написать оперу «Либуше», посвященную легендарной основательнице Праги, мудрой и справедливой правительнице Либуше, предсказавшей своему народу долгий, полный страданий и мук путь, увенчанный победой. Как и в других героических сочинениях, здесь композитор постарался приблизить содержание древних сказаний к злободневной проблеме борьбы народа против тиранической власти угнетателей.

Сметана определил жанр этого произведения как «торжественную картину в трех частях». Музыкально-драматическое действие оперы, в основу которой положены впечатляющие хоровые сцены, несколько статично. Именно этого и добивался композитор, создавая не столько оперу, сколько величавое повествование о чешском народе и родине. В первых двух частях оперы – «Суд Либуше» и «Свадьба Либуше» – перед зрителем предстают картины чешской старины, третья, заключительная часть оперы – «Пророчество Либуше», сопровождающаяся эпилогом, является кульминацией всего произведения.

Боевая гуситская песня «Кто же вы, Божьи воины», получившая в опере широкое симфоническое развитие, является наиболее впечатляющим фрагментом произведения. Продолжаясь вплоть до окончания оперы, эта песня завершает эпилог – своеобразный апофеоз торжества и бессмертия народа.

Опера «Либуше» была готова уже в 1872 году, но, поскольку писалась она для открытия Национального театра, премьерная постановка состоялась лишь 11 июня 1881 года на сцене отстроенного после пожара здания Национального оперного театра.

Сразу же после завершения оперного произведения Сметана приступил к работе над циклом симфонических поэм «Моя родина», объединенных общей идеей. После написания «Вышеграда» и «Влтавы» композитор сочинил еще четыре симфонические поэмы, которые были закончены к 1879 году. Однако исполнение всего шестипоэмного цикла состоялось лишь в 1881 году.

Годы, в течение которых создавалось это произведение, оказались наиболее тяжелыми для композитора. В 1874 году в результате неожиданно развившегося нервного заболевания Сметана потерял слух, что вынудило его оставить театр и дирижерскую деятельность.

Но даже эти события не могли сломить его творческой энергии, композитор продолжал сочинять. Наряду с циклом «Моя родина», было написано несколько комедийно-бытовых опер. Последней оперой, которой Сметана дирижировал сам, стали «Две вдовы» на сюжет из жизни мелкопоместного дворянства. Публика с восторгом встретила постановку этого произведения: в знак признания композитору были преподнесены серебряная дирижерская палочка и цветы.

Две последующие оперы, «Поцелуй» (1876) и «Тайна» (1878), были написаны на либретто чешской писательницы Элишки Красногорской. Сюжет первой из них был заимствован из жизни деревенских жителей, вторая рассказывала о чешских провинциалах; наивные фантастические сюжеты здесь перемежались с сочными, полными яркого народного юмора жанровыми сценками.

В то же время Бедржих Сметана, живший вдали от Праги, работал над камерным произведением – квартетом «Из моей жизни», в котором нашли выражение идейно-художественные устремления композитора. В лирически-приподнятой музыке квартета, наполненной светлой радостью и мятежным духом, Сметана довольно поэтично раскрывает программное содержание произведения. В выразительных мелодиях, польках скерцо и финалах композитор воплощает картины народной жизни и быта, кроме того, в музыке квартета находят выражение огромное жизнелюбие Бедржиха, его вера в свой народ.

В конце 1870-х годов под впечатлением жизни в деревне было написано небольшое фортепианное произведение, получившее название «Чешские танцы». Используя подлинно народные песенные и танцевальные мелодии («Луковка», «Медведь», «Улан» и др.), Сметана создал задорное, жизнерадостное и жизнеутверждающее произведение.

В 80-е годы XIX столетия, несмотря на усиливающуюся болезнь, Сметана продолжал творческую работу, однако произведения этих лет далеко неравнозначны: наряду с такими яркими музыкальными шедеврами, как «Вечерние песни», скрипичные дуэты из «Моей родины», оркестровая полька «Венкованка», появились неудачные – второй квартет и опера «Чертова стена», которые характеризуются некоторой разорванностью формы и сложностью ладогармонического звучания.

Равнодушие, с которым слушатели встретили второй квартет и «Чертову стену», не испугало Бедржиха, он продолжал сочинять музыку. Так, в 1883 году была написана симфоническая сюита «Пражский карнавал», после чего композитор приступил к работе над оперой «Виола» на сюжет шекспировской комедии «Двенадцатая ночь», но болезнь давала о себе знать.

В ноябре 1883 года Сметана последний раз побывал в Праге, где присутствовал на открытии Национального театра, восстановленного после предательского пожара. Это было своеобразное прощание прославленного композитора с музыкой, театром и любимым городом. 12 мая 1884 года Бедржих Сметана, славный сын чешского народа, оставивший заметный след в его культуре, скончался в пражской больнице для нервнобольных.

Из книги Я познаю мир. Драгоценные камни автора Орлова Н.

сметана бензин По терминологии, которая была принята среди советских военнослужащих в Афганистане… «сметана» - бензин… }