Довольно простоты. Александр островский - на всякого мудреца довольно простоты

И з статьи Б.И. Никольского «Е.Д. Турчанинова в пьесах русской и западной классической драматургии» из сборника «Евдокия Дмитриевна Турчанинова»:

«Комедия Островского «На всякого мудреца довольно простоты» на протяжении своей семидесятилетней сценической жизни на сцене Малого театра всегда считалась спектаклем высокого мастерства. В комедии участвовали такие крупнейшие представители старой и современной труппы Малого театра, как Медведева, Рыкалова, Федотова, Никулина, Садовские, Ленский, Южин, Рыжовы, Яблочкина, Климов, Массалитинова, Пашенная, Зубов, Зражевский, Яковлев, Шатрова, Царев, Ильинский, Владиславский».

Описание спектакля с сайта Малого театра:

«На всякого мудреца довольно простоты» – одна из тех пьес, которые во все времена звучат остро и злободневно. Чем сегодня интересна история о том, «как выходят в люди», написанная в позапрошлом веке? Да хотя бы тем, что пути в «высшее общество» все те же, а вот соискателей становится все больше. Каким путем, каким способом можно сделать карьеру и выбиться в люди? Как создаются и гибнут человеческие репутации? Островский отвечает на эти вопросы, рассказывая историю молодого человека по фамилии Глумов, решившего во что бы то ни стало добиться высокого положения в обществе.

Публика – самая разнообразная: молодая и в годах, фешенебельная (вплоть до перьев в высоких прическах) и демократично одетая. Эта пестрота, несомненно, легко объяснимая, в какой-то мере, кажется, может быть соотнесена с одной из ключевых мыслей, которая остается после спектакля: Островский универсален. Был, есть и остается таким для всех, во всяком случае, если речь идет о его соотечественниках – живи они хоть во времена автора, хоть полтора века спустя. Не оригинально прозвучит, но классика – она на то и классика, что – смени декорации, возьми другие костюмы, подправь имена и (немного) речь персонажей – и вот оно, наше с вами сегодня. «На всякого мудреца довольно простоты» не хуже других комедий Островского это правило подтверждает. В особенности в постановке Малого театра.

История молодого человека, который пытается «выбиться в люди», актуальна как никогда. Ведь набор приемов с течением времени мало изменился: найти себе богатого покровителя, стать вхожим в его круг, получить несколько выгодных карьерных предложений, наконец, заключить выгодный брак. И все это – благодаря умению подстроиться под «нужного» человека, вовремя польстить, угодить, обернуть обстоятельства себе на пользу».

«На всякого мудреца...» – спектакль мало того, что старый во всех смыслах слова, так еще и по пьесе Островского, что для Малого – своего рода фетиш. С Островским, на вид таким доступным, сегодня шутки плохи – его так привыкли решать через гротеск и абсурд, что реалистическая, бытовая интерпретация мало того что может показаться скучной, так еще и выявляет все слабости его драматургии, в том числе и самых лучших пьес, к числу которых принадлежит «На всякого мудреца», недаром его ставили крупнейшие режиссеры, от Товстоногова до Захарова, и решали его именно в гротесковом ключе».

Владимир Бейлис – режиссер


Александр Николаевич Островский

На всякого мудреца довольно простоты

(Комедия в пяти действиях)

Действие первое

Егор Дмитрич Глумов , молодой человек.

Глафира Климовна Глумова , его мать.

Нил Федосеич Мамаев , богатый барин, дальний родственник Глумова.

Егор Васильич Курчаев , гусар.

Голутвин , человек, не имеющий занятий.

Манефа , женщина, занимающаяся гаданьем и предсказаньем.

Человек Мамаева.

Чистая, хорошо меблированная комната, письменный стол, зеркало; одна дверь во внутренние комнаты, на правой стороне другая – входная.

Явление первое

Глумов и Глафира Климовна за сценой.

Глумов (за сценой) . Вот еще! Очень нужно! Идти напролом, да и кончено дело. (Выходя из боковой двери.) Делайте, что вам говорят, и не рассуждайте!

Глумова (выходя из боковой двери) . Зачем ты заставляешь меня писать эти письма! Право, мне тяжело.

Глумов . Пишите, пишите!

Глумова . Да что толку? Ведь за тебя не отдадут. У Турусиной тысяч двести приданого, родство, знакомство, она княжеская невеста или генеральская. И за Курчаева не отдадут; за что я взвожу на него, на бедного, разные клеветы и небывальщины!

Глумов . Кого вам больше жаль: меня или гусара Курчаева? На что ему деньги? Он все равно их в карты проиграет. А еще хнычете: я тебя носила под сердцем.

Глумова . Да если бы польза была!

Глумов . Уж это мое дело.

Глумова . Имеешь ли ты хоть какую-нибудь надежду?

Глумов . Имею. Маменька, вы знаете меня: я умен, зол и завистлив, весь в вас. Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями. Конечно, здесь карьеры не составишь – карьеру составляют и дело делают в Петербурге, а здесь только говорят. Но и здесь можно добиться теплого места и богатой невесты – с меня и довольно. Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам и найду себе покровительство, вот вы увидите. Глупо их раздражать – им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха. Я начну с неважных лиц, с кружка Турусиной, выжму из него все, что нужно, а потом заберусь и повыше. Подите, пишите! Мы еще с вами потолкуем.

Глумова . Помоги тебе бог! (Уходит.)

Глумов (садится к столу) . Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики. (Вынимает из кармана тетрадь.) Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневник, а на устах останется только мед. Один, в ночной тиши, я буду вести летопись людской пошлости. Эта рукопись не предназначается для публики, я один буду и автором и читателем. Разве со временем, когда укреплюсь на прочном фундаменте, сделаю из нее извлечение.

Входят Курчаев и Голутвин ; Глумов встает и прячет тетрадь в карман.

Явление второе

Глумов , Курчаев и Голутвин .

Курчаев . Bonjour!

Глумов . Очень рад; чему обязан?

Курчаев (садясь к столу на место Глумова) . Мы за делом. (Указывает на Голутвина.) Вот, рекомендую.

Глумов . Да я его знаю давно. Что вы его рекомендуете?

Голутвин . Тон мне ваш что-то не нравится. Да-с.

Глумов . Это как вам угодно. Вы, верно, господа, порядочно позавтракали?

Курчаев . Малым делом. (Берет карандаш и бумагу и чертит что-то.)

Глумов . То-то, оно и видно. У меня, господа, времени свободного немного. В чем дело? (Садится, Голутвин тоже.)

Курчаев . Нет ли у вас стихов?

Глумов . Каких стихов? Вы, верно, не туда зашли.

Голутвин . Нет, туда.

Глумов (Курчаеву) . Не марайте, пожалуйста, бумагу!

Курчаев . Нам эпиграмм нужно. Я знаю, что у вас есть.

Глумов . Никаких нет.

Курчаев . Ну, полно вам! Все знают.У вас на весь город написаны. Вон он хочет сотрудником быть в юмористических газетах.

Глумов (Голутвину) . Вот как! Вы писали прежде?

Голутвин . Писал.

Глумов . Что?

Голутвин . Все: романы, повести, драмы, комедии.

Глумов . Ну, и что же?

Голутвин . Ну, и не печатают нигде, ни за что; сколько ни просил, и даром не хотят. Хочу за скандальчики приняться.

Глумов . Опять не напечатают.

Голутвин . Попытаюсь.

Глумов . Да ведь опасно.

Голутвин . Опасно? А что, прибьют?

Глумов . Пожалуй.

Голутвин . Да говорят, что в других местах бьют, а у нас что-то не слыхать.

Глумов . Так пишите!

Голутвин . С кого мне писать-то, я никого не знаю.

Курчаев . У вас, говорят, дневник какой-то есть, где вы всех по косточке разобрали.

Голутвин . Ну, вот и давайте, давайте его сюда!

Глумов . Ну да, как же не дать!

Голутвин . А уж мы бы их распечатали.

Глумов . И дневника никакого у меня нет.

Курчаев . Разговаривайте! Видели его у вас.

Голутвин . Ишь как прикидывается; а тоже ведь наш брат, Исакий.

Глумов . Не брат я вам, и не Исакий.

Голутвин . А какие бы мы деньги за него взяли…

Курчаев . Да, в самом деле, ему деньги нужны. «Будет, говорит, на чужой счет пить; трудиться хочу». Это он называет трудиться. Скажите пожалуйста!

Глумов . Слышу, слышу.

Голутвин . Материалов нет.

Курчаев . Вон, видите, у него материалов нет. Дайте ему материал, пусть его трудится.

Глумов (вставая) . Да не марайте же бумагу!

Курчаев . Ну, вот еще, что за важность!

Глумов . Каких-то петухов тут рисуете.

Курчаев . Ошибаетесь. Это не петух, а мой уважаемый дядюшка, Нил Федосеич Мамаев. Вот (дорисовывает) , и похоже, и хохол похож.

Голутвин . А интересная он личность? Для меня, например?

Курчаев . Очень интересная. Во-первых, он считает себя всех умнее и всех учит. Его хлебом не корми, только приди совета попроси.

Голутвин . Ну вот, подпишите под петухом-то: новейший самоучитель!

Курчаев подписывает.

Да и пошлем напечатать.

Курчаев . Нет, не надо, все-таки дядя. (Отталкивает бумагу, Глумов берет и прячет в карман.)

Голутвин . А еще какие художества за ним водятся?

Курчаев . Много. Третий год квартиру ищет. Ему и не нужна квартира, он просто ездит разговаривать, все как будто дело делает. Выедет с утра, квартир десять осмотрит, поговорит с хозяевами, с дворниками; потом поедет по лавкам пробовать икру, балык; там рассядется, в рассуждения пустится. Купцы не знают, как выжить его из лавки, а он доволен, все-таки утро у него не пропало даром. (Глумову.) Да, вот еще, я и забыл сказать. Тетка в вас влюблена, как кошка.

Глумов . Каким же это образом?

Курчаев . В театре видела, все глаза проглядела, шею было свернула. Все у меня спрашивала: кто такой? Вы этим не шутите!

Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы - в квартире, где с матерью-вдовой живёт молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.

В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью. Глумов говорит ей: «Я весь в вас - умён, зол и завистлив» и заявляет, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете: «Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики!» Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается.

Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов отказывает. Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть попусту сдаваемые внаём квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший самоучитель». Ее хочет взять Голутвин. Курчаев не даёт: «Все-таки дядя». Она остаётся Глумову. Курчаев сообщает Глумову, что жена Мамаева «влюблена, как кошка» в Глумова. Курчаев и Голутвин уходят.

В последующем разговоре Глумова с матерью выясняется, что Глумов уже подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас прибудет смотреть якобы сдаваемую внаём квартиру Глумовых.

Является слуга, за ним сам Мамаев. Мамаев пеняет слуге: зачем тот привёз его в жилую квартиру. Глумов объясняет, что, нуждаясь в деньгах, хочет из этой квартиры переехать в большую, и на недоуменные вопросы Мамаева заявляет: «Я глуп». Тот сперва ошарашен, но быстро начинает верить, что перед ним молодой человек, жаждущий советов, поучений и наставлений.

Глумова показывает Мамаеву карикатуру Курчаева. Мамаев уходит. Приходит Манефа, «женщина, занимающаяся гаданием и предсказанием». Глумов принимает её с деланным почтением, даёт пятнадцать рублей, отсылает угощаться чаем и кофе, записывает в дневник расходы: на Манефу и три рубля слуге Мамаева. Внезапно возвращается Курчаев, которому встретившийся по дороге Мамаев не велел показываться на глаза. Курчаев подозревает Глумова в интриганстве и говорит ему об этом. Они ссорятся. Курчаев уходит. «Дядя его прогнал. Первый шаг сделан». Этими словами Глумова заканчивается первое действие комедии.

В доме Мамаева хозяин и Крутицкий - «старик, очень важный господин», сетуют на пагубность реформ и перемен и на своё неумение владеть пером и «современным слогом». У Крутицкого готов труд, написанный стилем, «близким к стилю великого Ломоносова», и Мамаев предлагает дать его Глумову в обработку. Оба уходят. Появляются Мамаева и Глумова. Глумова жалуется на недостаток средств. Мамаева её подбадривает, суля Глумову своё покровительство. Вошедшему Мамаеву Глумова расписывает восхищение своего сына его умом. Мамаев, уходя, обещает Глумовой дать «не денег, а лучше денег: совет, как распорядиться бюджетом». Мамаевой же Глумова принимается рассказывать о том, как влюблён в неё Глумов. Глумова уходит. Мамаева кокетничает с вошедшим Глумовым.

Приезжает Городулин, «молодой важный господин». Мамаева просит для Глумова место, «разумеется, хорошее», зовёт Глумова и оставляет его с Городулиным. Глумов заявляет себя либералом и демонстрирует речистость, восхищающую Городулина, который тут же просит помочь ему приготовить спич. Глумов готов написать.

Городулина сменяет Мамаев, который принимается учить Глумова ухаживать за своей женой. Глумов остаётся с Мамаевой, объясняется ей в любви и уходит.

На даче Турусиной, «богатой вдовы, барыни из купчих», окружённой приживалками, гадальщицами, странницами, Турусина, только что выехавшая было в город, но приказавшая поворотить экипаж из-за плохой приметы, выговаривает своей спутнице, племяннице Машеньке, за «вольнодумство» и симпатию к Курчаеву. К тому же она получила два анонимных письма, предостерегающих от знакомства с Курчаевым. Машенька отвечает, что она «московская барышня» и спорить не станет, но пусть тогда тётя и подыщет сама ей жениха. Машенька уходит. В гости заходит живущий по соседству Крутицкий. Турусина делится с Крутицким заботами: как подыскать Машеньке хорошего жениха. Крутицкий рекомендует Глумова и уходит. Приезжает Городулин. Как и Крутицкий, он высмеивает пристрастие Турусиной к странникам и приживалкам и сообщает: одна из таких знакомых Турусиной осуждена за мошенничество и отравление богатого купца. С Городулиным повторяется тот же разговор с тем же результатом. Городулин всячески рекомендует Турусиной Глумова. И наконец, взамен Городулина появляется Манефа. Она тут желанная гостья. Ее принимают с почётом и речам её внимают с трепетом. Она вещает, приживалки поддакивают. Все хором предвещают Глумова как что-то уже почти сверхъестественное. Появлением Глумова с Мамаевым и обещанием Турусиной полюбить его, как родного сына, действие заканчивается.

Глумов приносит Крутицкому «Трактат о вреде реформ вообще» - обработку мыслей Крутицкого. Крутицкий доволен. «Трактат» - острая пародия на ретроградство. Глумов просит Крутицкого быть посажёным отцом на свадьбе и несколько перебирает в угодничестве, что и отмечает Крутицкий по его уходе.

Приходит Клеопатра Львовна Мамаева дополнительно замолвить словечко за Глумова. Взбодрившийся после ухода Глумова старик обрушивает на неё архаические цитаты из любимых с юности трагедий, видя в стареющей Мамаевой чуть не ровесницу. Но куда неприятней для неё обронённое Крутицким известие о сватовстве Глумова к Машеньке по любви. «Что её кольнуло. Поди вот с бабами. Хуже, чем дивизией командовать», - недоумевает Крутицкий, глядя ей вслед.

Глумов дома записывает в дневник расходы и впечатления и учит мать, уходящую к Турусиной, как задабривать и задаривать её приживалок. Внезапно является Мамаева. Это необычно, и Глумов настораживается. Последующий разговор с ней то подтверждает, то успокаивает опасения Глумова. Он принимается объясняться Мамаевой в своих чувствах, несколько злоупотребляя красноречием, но та прерывает его вопросом: «Вы женитесь?» Глумов сбивается, пускается в объяснения и, как ему кажется, более или менее успокаивает Мамаеву. Звонок у двери. Глумов уходит.

Пришёл Голутвин. Глумов, спрятав Мамаеву в соседней комнате, принимает его. Оказывается, тот, выражаясь современным языком, собрал на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит, Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину, Глумов на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной женитьбы на Машеньке. Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается, кто там. Глумов еле выпроваживает его, но затем решает догнать и все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева, замечает дневник, читает о себе самой что-то, что приводит её в ярость, и уносит.

Сперва Глумову кажется, что он «все уладил». Но убедившись, что дневник взят, он приходит в отчаяние, бранит себя: «Глупую злобу тешил. Вот и предоставил публике „Записки подлеца“ им самим написанные».

На даче, где собралось все общество, Курчаев, беседуя с Машенькой о невиданных добродетелях и успехах Глумова, говорит: «Ещё с кем-нибудь другим я бы поспорил, а перед добродетельным человеком я пас никогда этим не занимался». Между добродетельными беседами с будущей женой и тёщей Глумов договаривается с Городулиным «отделать хорошенько» трактат Крутицкого (т.е. Глумова же) под подписью Городулина и убеждает Мамаеву, что женится по расчёту. Слуга приносит переданный кем-то пакет. В нем напечатанная статья «Как выходят в люди» с портретом Глумова и пропавший дневник. Мамаев читает записи вслух, справки о расходах на приживалок «за то, что видели меня во сне», острые характеристики Крутицкого, Манефы, Турусиной (Турусина тут же говорит «всех прогоню» и предоставляет Машеньке полную свободу выбора; судя по всему, её выбор - Курчаев). Появляется Глумов. Ему отдают дневник и предлагают «удалиться незаметно». Но Глумову уже терять нечего. «Почему же незаметно», - отвечает он и принимается обличать присутствующих уже устно. Суть обличений: в напечатанной статье нет ничего для них нового. Не настолько на самом деле глупы Крутицкий и Мамаев, чтоб и впрямь не чувствовать фальши в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и приятно. То же и с Мамаевой, и с Городулиным. Но и та и другой неожиданно останавливают глумовское красноречие, начиная сразу же с ним соглашаться. Глумов уходит. После паузы все сходятся на том, что, спустя время, надо опять его «приласкать». «А уж это я беру на себя» - финальная реплика Мамаевой.

В моем советском детстве был в нашем книжном шкафу двухтомник пьес Островского. Из него я читала одну «Бесприданницу», потому что по ней был снят фильм. По совету мамы прочитала «На всякого мудреца довольно простоты». Мне эта пьеса очень понравилась, так что я несколько раз ее потом перечитывала. И вот недавно мне посчастливилось увидеть премьеру этого спектакля в МХАТ им. М. Горького. От спектакля я в полном восторге! Текст пьесы полностью сохранен, игра актеров прекрасна, а какие костюмы и декорации! Три часа сплошного удовольствия. Рекомендую всем любителям классических постановок. Образы героев, которые с детства были у меня в голове, полностью совпали с тем, что я увидела на сцене, за исключением Нила Федосеевича Мамаева (артист А.Р. Хомятов), его я представляла себе в виде грузного, толстого купца). Очень понравилась актерская работа С.Э. Габриэляна (Крутицкий), Е.В.Катышевой (Турусина), и конечно же, главный герой – Егор Дмитрич Глумов в исполнении Александра Хатникова – просто бесподобен! Еще хочется сказать спасибо художнику В.В. Федотьеву и художнику по костюмам Е.Е. Ярочкиной. Благодаря их красивейшим декорациям и костюмам спектакль смотришь, как будто читаешь великолепно изданную книгу с живыми иллюстрациями.

Оксана

Люблю классические, проверенные временем произведения, актуальность которых не теряется и в наши дни. «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского относится к их числу, и я конечно же не могла пропустить этот спектакль. Тем более в театре, который мне полюбился в последнее время – МХАТ им. М.Горького. Сам по себе этот театр – культурная достопримечательность. Монументальное здание, огромные просторные фойе, широкие лестницы, неповторимая атмосфера, отличная акустика. Интерьер выполнен в коричневых и оливковых тонах, свет приглушенный, что создает атмосферу загадочности и величественности. Отдельно хочу обратить внимание на то, что зал этого театра сделан с таким уклоном, что с любого места хорошо видно сцену. «На всякого мудреца довольно простоты» – простая и в то же время гениальная вещь. Спектакль поставлен в лучших традициях академического театра. Прекрасно подобранные актеры, каждый на своем месте. Очень понравился Глумов и влюбленная в него Мамаева! Не хочу вдаваться в подробности. Если кто не читал, то пьеса о том, что какой бы ты умный не был, всего предвидеть ты не сможешь. «На всякого мудреца довольно простоты» во все времена звучит остро и злободневно. Каким способом можно сделать карьеру и выбиться в люди? Как создаются и гибнут человеческие репутации? Молодой человек из небогатой семьи Егор Глумов умен и хитер, зол и завистлив. Чтобы добиться высокого положения в обществе он ловко льстит и лицемерит, не чурается ни клеветы, ни подкупа, умело пользуется слабостями своих покровителей и располагает к себе и консерватора, и либерала, и светскую львицу, и совсем юную особу... Спектакль смотрится на одном дыхании, нет затянутых и скучных сцен. Очень понравилась частая смена декораций. А декорации в этом театре всегда очень красивые и детально продуманные. А какие костюмы! Видно, что все новенькое, с иголочки, а не побитое молью. Спектакль рекомендую тем, кто любит и ценит русскую классику, кто интересуется творчеством Островского без интерпретаций и новых сценических прочтений…

Инесса Савелова, 24 января 2019

Когда хочется посмотреть классический спектакль по русской классике – я иду в МХАТ им. М. Горького. Он славится обилием репертуарных спектаклей по пьесам Чехова, Горького и, конечно, Островского. Один из таких – постановка В. Бейлиса по ранее незнакомой мне пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Сюжет отдаленно напоминает «Милого друга» Ги де Мопассана: симпатичный и неглупый молодой человек из небогатой семьи всеми правдами и неправдами стремится войти в высшее общество. Таков Глумов (А. Хатников) – цель которого получить службу повыгоднее и жениться на богатой невесте. Пропуском в столь желанный ему мир становится богатый дядюшка Мамаев (А. Хомятов)… Не успеваешь оглянуться, как карьера Глумова уже идет в гору: его рекомендуют и важному старику Крутицкому (С. Габриэлян) и молодому важному господину Городулину (А. Карпенко). За одного нужно переписать огромный нудный трактат о реформах более современным языком, а за другого – составить остроумный спич для дружеских посиделок. Как по маслу идет у Глумова и с женщинами: в него влюблена жена Мамаева, Клеопатра Львовна (Ю. Зыкова). Сам же он мечтает жениться на богатой наследнице Машеньке (А. Рубеко)… Глумов совершает только одну ошибку: все свои мысли и действия он записывает в личный дневник, который попадает в руки к Мамаевой. Оскорбленная вестью о его женитьбе на Машеньке, она решает отомстить. Да, Глумов в финале разоблачен: он – холодный, расчетливый карьерист. Но намного ли лучше общество, которое его окружает? Крутицкий и Мамаев, готовые целыми днями слушать подобострастные разговоры Глумова, хоть и знают в глубине души, что это – грубая лесть. А что хорошего в Мамаеве, который сам советует Глумову ухаживать за собственной женой? А в Клеопатре Львовне, которая открытым текстом говорит матери Глумова, что юношам ум не нужен, а будущее она ему обеспечит? А в Турусиной, которая окружила себя приживалками и гадалками и свято верит всему, что они говорят?.. Разоблаченный Глумов верно подмечает, что, если бы правда не была зачитана при всех, а говорилась по-тихому, за спиной, все с ним бы согласились и носили его на руках. Общество глубоко лицемерно – а ведь и правда, кто-то из «четных и благородных людей» ведь позволил себе украсть его личный дневник! Нетипичен конец спектакля: он доказывает, что, хотя общество глубоко погрязло в своих пороках, может быть, оно не так уж и глупо, чтобы этого не замечать? А такие люди, как Глумов всегда будут нужны (совсем как Жорж Дюруа, никак не могу никак отделаться от ассоциаций). Хочется отметить всех артистов: созданные ими образы получились смешными, яркими и запоминающимися: от исполнителей главных ролей (особенно фееричен, конечно, С. Габриэлян в роли Крутицкого) до слуги-грузина Григория в доме Турусиной (А. Самойлов), называющего хозяйку «Мое очарование!» или странницы Манефы (Л. Кузнецова).

Ольга Брагина, 14 января 2019

Пьесы А.Н. Островского не теряют актуальности в наши дни, поэтому премьеру спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» (режиссер-постановщик В.М. Бейлис) пропустить просто не могла. Объектом сатиры является уклад жизни московского дворянского общества в период правления Александра II. И примером тому служит главный герой – Егор Дмитрич Глумов (артист А.А. Хатников). А костюмы (художник Е.Е. Ярочкина) и декорации создают эффект 100% погружения в эпоху. В спектакле, который Глумов разыгрывает перед каждым из «нужных» ему людей, мы видим настоящего подлеца и одновременно с этим, его интеллектуальное превосходство над остальными персонажами заставляет зрителя радоваться его успеху! Мы видим перед собой холодного, расчетливого, погруженного в личные интересы человека, готового на все для достижения своей цели, которая сводится к одному слову – карьера. Разыгрывая спектакли перед каждым, с чьей помощью он надеется преуспеть, Глумов начинает вести «злой дневник», где очень остро описывает своих благодетелей. Ум Глумова проявляется в том, что он понимает: для успеха в обществе ум не нужен, его надо спрятать в карман, как он прячет дневник. «Им надо льстить. Вот и весь секрет успеха», – говорит он. Но одной лести оказалось недостаточно. Глумову приходится бесстыдно лицедействовать, накапливая вслед за «подлостью в манерах» и «подлость в душе». Изливая в дневник накопившуюся за время общения злобу и желчь, ведя «летопись людской пошлости», Глумов тем самым превращается в пошляка. Мгновенная смена образов открывает нам Глумова как бессовестного шута, исполняющего лакейскую должность при сильных мира сего… Разоблачение Глумова в финале – наиболее интересный момент в спектакле: герой произносит пылкий обличительный монолог, и зритель понимает, со временем Глумов будет прощен, т. к. он совершенно прав, когда утверждает: «Я вам нужен, господа. Без такого человека, как я, вам нельзя жить». И общество Мамаевых, Крутицких, Городулиных, находит, что Глумов – нужный, «свой человек» и что слегка, для вида наказав, можно его опять приласкать. Глумов полностью сливается здесь с тем обществом, против которого выступает, и обнаруживает глубокое внутреннее родство с этим обществом. «На всякого мудреца довольно простоты», – предупреждает Островский молодых людей, желающих вступить на тропу бессовестной игры с жизнью. P.S. Эта Комедия в 5-ти действиях включена в список изучаемой литературы для 9-х классов. Настоятельно добавить во внеклассные мероприятия и поход на этот замечательный спектакль. Это будет красочным, эмоциональным и запоминающимся дополнением к сухому чтению на уроках действий по ролям!

Елена Булюкина, 11 января 2019

На Рождество мы с дочкой сделали себе подарок – пошли смотреть в МХАТ им. М. Горького прекрасный классический спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке режиссера В.М. Бейлиса. Пьеса А. Н. Островского была написана в 1868 году, сразу приобрела популярность и была поставлена в лучших театрах страны. В ролях всегда были задействованы знаменитые актеры, например, в 1910 году, когда пьесу в Московском Художественном театре ставил Вл. И. Немирович-Данченко, Глумова играл В.И. Качалов, а Крутицкого – К.С. Станиславский. И в МХАТ им. М. Горького, конечно же, это не первая постановка… Егор Дмитрич Глумов – умный, обаятельный, симпатичный, но при этом хитрый и беспринципный юноша решает сделать карьеру и жениться на богатой невесте… И все вроде устроилось у Егора Дмитрича, как вдруг обнаруживается его дневник, где он записывает свои мысли об окружающих. Что из этого получилось, я писать не буду, надо же сохранить хоть какую-то интригу. Но одно могу заявить смело – спектакль просто уморительный, хоть и идет почти 3,5 часа, но они пролетают незаметно. Настолько удачно подобраны все персонажи, что хочется наблюдать за ними бесконечно. Мне больше всего запомнился Григорий – дворецкий Софьи Игнатьевны (А.В. Самойлов), колоритный кавказец в папахе и черкеске с таким выговором, что каждая фраза вызывает улыбку. Также очаровательна Клеопатра Львовна (Ю.А. Зыкова) в своих шикарных туалетах, мне кажется, такой тип женщин привлекателен в любом возрасте. А уж танец с саблей Крутицкого (С.Э. Габриэян) покорил всех зрителей. Я волновалась, что Даше может не понравится спектакль, но напрасно, она внимательно следила за действием и смеялась от души, как и все присутствующие в зале. Конечно, сюжет, придуманный полтора века назад Островским, никогда не перестанет быть актуальным и привлекать зрителей. Единственный незначительный минус спектакля – антракт сделали немного поздно, лучше бы перенести его минут на 10 пораньше, а то просто устаешь сидеть на одном месте, какой бы ни был прекрасный спектакль. В общем, рекомендую всем, кто хочет поднять себе настроение и просмотреть классику на сцене одного из лучших московских театров.

Екатерина Урзова, 9 января 2019

В МХАТ им. М. Горького поставили «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. И это тот редкий случай, когда минусов нет. Вообще. Признаюсь, я не очень люблю Островского. Но в январе на первый план выходят елки, так что выбор спектаклей не так велик, как обычно. «Ну, – думаю, – дай схожу. В конце концов, пьесы Алексей Николаевича – это наша история». История? Ха! Редко я слышала настолько актуальный текст. Чуть-чуть изменить реалии, и можно в современных декорациях ставить. Потому что все явления, в пьесе описанные, за 150 лет никуда не делись. Более того, расцвели. Рассказ о том, как бедный молодой дворянин Егор Дмитриевич Глумов успешно начинает свое продвижение наверх в московском обществе, донельзя современен. Глумов: «Я вам нужен, господа. Без такого человека, как я, вам нельзя жить. Не я, так другой будет. Будет и хуже меня, и вы будете говорить: эх, этот хуже Глумова, а все-таки славный малый. (Крутицкому.) Вы, ваше превосходительство, в обществе человек, что называется, обходительный; но когда в кабинете с глазу на глаз с вами молодой человек стоит навытяжку и, униженно поддакивая, после каждого слова говорит “ваше превосходительство”, у вас по всем вашим членам разливается блаженство. Действительно честному человеку вы откажете в протекции, а за того поскачете хлопотать сломя голову». Пятерка с плюсом всей команде, что работала над спектаклем. Все идеально. И, что ценно, только-только состоялась премьера, у актеров такой кураж, костюмы и декорации новенькие. Кстати, обратите внимание на то, как тщательно проработаны детали: картины, вазочки, цветы и пр. А костюмы какие! Такой гардероб не в каждом историческом фильме справят. Актеры играют отлично и ровно: в одном стиле, никто одеяло на себя не тянет. Кресла удобные и отлично видно с любого места.

Татьяна Бессонова, 25 января 2019

МХАТ им. М. Горького – это совершенно волшебный театр, театр-дворец, с огромными просторными фойе и широкими лестницами. Не припомню, пожалуй, больше ни одного такого парадного театра. Там очень приятно царственно прогуливаться в антракте. Посещение такого театра – настоящий праздник. «На всякого мудреца довольно простоты» я уже смотрела в Малом театре, а в МХАТ – нет. Но я вообще люблю смотреть одинаковые спектакли в разных театрах и сравнивать. Это теплое чувство соприкосновения с классикой, написанной полтора века назад и поставленной с любовью к традициям, по всем канонам. Островского сейчас переигрывают кто во что горазд, и мне интересны разные постановки, но если экспериментальный театр – это шок и смещение пластов сознания, то классический – это умиротворение и уют, незамутненный восторг узнавания, встречи со «старыми знакомыми». Каждый раз удивляешься, насколько же актуальны типажи, характеры, как все живо и как понятно даже молодому поколению артистов. Очень понравились актеры, а среди них четыре заслуженных артиста, прекрасное попадание в образ и все так же смешно, как всегда. Отличные аутентичные декорации, ничего лишнего и ничего недостающего. Знаете, по стилю постановки в Малом и МХАТ похожи. А дело в том, что режиссер один и тот же - Владимир Бейлис. Случайно заметила и удивилась! Только в МХАТ – более свежий спектакль, премьера состоялась в ноябре прошлого года. И это оказалось еще более увлекательно: один спектакль, поставленный одним режиссером на разных сценах. Смотрится каждый раз по-новому, потому что эти яркие образы создают талантливые актеры, и у каждого своя изюминка. А Островский – он на все времена, не зарастет тропа, что называется.

Ия Яковлева, 7 декабря 2018 г.

МХАТ им. Горького – это прям-таки дом Островского. В пьесе этой – назидательный сюжет, в котором положительные герои отсутствуют вовсе. В то же время ни один из членов этого общества не преступник. А так... просто негодяи или слабохарактерные, вполне обычные люди, никто из них (и нас) не без греха. Местами, кстати, герои этого спектакля весьма обаятельны. Возможно, их обаяние искрит лишь благодаря актерам, а не задумке драматурга? Лучшая пара на сцене в этот вечер, в смысле таланта и обаяния – Крутицкий (Сергей Габриэлян) и Клеопатра Львовна (Юлия Зыкова). Огонь! Клеопатра Львовна, например – изысканная дама, умеет носить красивые платья, но совершенно забывается, уж так ей хочется увлекать молодых людей, и еще блистать, так хочется, что и обмануться готова. На предмет искренней страсти. Она же – орудие мщения мерзкому обманщику. Эффектное орудие и разящее точно в цель. Впрочем, не наповал... Молодого и амбициозного человека, Егора Глумова, не так уж просто завалить. Ибо при нем не только молодость, но и ум, талант, и выдумка. Поскольку для карьеры приходится крутиться быстрей Крутицкого. Убедительный образ. И таких не так уж много. Умение подличать при любых обстоятельствах – на это-то хватает охотников всегда, а вот создать личный генеральный план, и действовать по системе не каждому дано. Ему нужно написать трактат за предельно консервативного Крутицкого, одновременно сочинив подходящую речь либералу Городулину, сбегать по делам богатой невесты и ее тетушки-ханжи со скандальным прошлым, выслушать занудно-воспитательные речи дяди и поухаживать за тетей. Столько задач, а Глумов – он такой один. И действительно всем нужен. Плоские, или не такие интересные персонажи типа Машеньки, богатой невесты, ею избранного жениха гусара, пронырливой мамаши и приживалок – это тоже все здесь. Они оттеняют должным образом звезд. Богатая вдова Турусина, в исполнении Елены Катышевой, не слишком убедительно корчила из себя святошу. Голос актрисы доносился будто из шкафа, монотонный, слегка скрипучий. Светская дама эта Софья, больше для бала, для танцевального паркета. Сцена Крутицкого, читающего монологи в стиле классицизма перед Клеопатрой Львовной уникальна, на мой вкус. И смешно, и прекрасно одновременно. В общем, получилась поучительная комедия на тему коварства без любви – и поучает нас она, развлекая. Выходим из зала, скептически подняв бровь, и осуждая общество интриганов. Делать это приятно. Мы же не такие. Полон зал исключительно порядочных людей… А невоспитанным старушкам, что сидели рядом со мной, очень понравилась декорация. Рисунок городского уголка с церковью, на московской улице, легкий и акварельный. «Вот это правильно, хотя бы стараются, а то что это иной раз – два стула и ведро, где труд художника?» Взыскующие трудов художников бабушки разворачивали леденцы все представление, и съедали их, хрустя, но, по справедливости говоря, не чавкали. Театралки.

Надежда Николаева, 25 декабря 2018 г.

Посмотрели прекрасный спектакль в МХАТ им. М. Горького «На всякого мудреца довольно простоты» по одноименной пьесе А.Н. Островского – гения русской литературы. Это было незабываемо. Настоящая классика жанра... Да, Островский великий писатель, способный увидеть изъяны общества и описать их в своих произведениях. Главному герою Егору Глумову не повезло: он обладает множеством талантов, но в силу происхождения, отсутствия связей и капитала не имеет возможности ни поступить на государственную службу, ни жениться на богатой невесте. Этот молодой человек стремится выбиться в люди, всячески играя на людских слабостях. Ради достижения своей цели он готов выслушивать глупые наставления богатого родственника Мамаева, редактировать трактаты Крутицкого о вреде реформ, приударить за тетушкой по просьбе дяди, чтобы та не обращала внимания на других кавалеров. И все это для того, чтобы выгодно жениться и получить место в высшем обществе. Но «на всякого мудреца довольно простоты», что-то пошло не так, и его гениальный план по завоеванию места под солнцем раскрыт. При всех прочитан его злополучный дневник, где он высмеивает своих «благодетелей». Он мужественно, глядя в глаза, честно и открыто указывает на недостатки окружающих. И Глумов предстает перед нами человеком намного лучше, чем его окружающие...

Людмила Краева, 5 декабря 2018 г.

29 ноября в МХАТ им. М. Горького состоялась премьера спектакля по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты» режиссера Владимира Михайловича Бейлиса. Главный герой Егор Глумов решает сделать головокружительную карьеру, для этого ему нужно завести знакомства в высшем обществе и выгодно жениться. Он входит в доверие к дальнему родственнику, зажиточному барину Нилу Мамаеву и его супруге. Глумову приходится много льстить, выслуживаться, где-то притворяться глупеньким. Свое истинное отношение к окружающим и свои настоящие чувства он доверяет только дневнику, в который он выплескивает всю свою желчь и расписывает высший свет в нелицеприятных выражениях. Но когда главный герой на пике своего триумфа знакомится с самыми влиятельными людьми и находит богатую невесту, все рушится в один миг. По своей неосторожности Глумов теряет из виду свой дневник. На званном ужине у невесты карты раскрываются и все, кто помогал Глумову в достижении его целей, узнают, что он на самом деле думает о них. Спектакль с глубоким смыслом, который показывает, чем могут обернуться циничные попытки обмануть людей. Во второй раз я видела игру актера Александра Хатникова, и каждый раз он открывается с новой стороны: то он ревнивый Отелло, то подхалим Глумов. МХАТ им. Горького славится классическими постановками произведений известных авторов, поэтому тем, у кого нет времени прочитать книгу, можно сходить в театр.

Ольга, 46 лет, 8 января 2019

Прекрасный спектакль, как всегда замечательная постановка, декорации и костюмы. Одна из моих любимых пьес А.Н. Островского. С.Э. Габриэлян, Е.В. Катышева и Ю.А. Зыкова – прямое попадание в роль, очень талантливо и блестяще. А.А. Хатников пронес главную роль через всю сюжетную линию спектакля стойко и убедительно, но без той легкости, которую невольно вспоминаю у М.И. Царева в старой постановке Малого театра... В общем с огромным удовольствием посмотрели спектакль, большое спасибо. Еще и еще раз убеждаюсь, что МХАТ им. Горького – один из немногих театров, который хранит традиции, держит высокую планку звания академического, и куда хочется возвращаться вновь и вновь. Очень надеюсь посмотреть весь основной репертуар.

Анна, 42 года, 4 января 2019

Посмотрели «На всякого мудреца довольно простоты»: восторг полный!!! Очень сильная постановка и шикарная игра актеров! 3 часа на одном дыхании, просто выпадаешь из реальности, погружаясь в происходящее. Находимся под впечатлением. Обожаю этот театр, так держать! Хочу дополнить свой отзыв: Коротаев в роли Глумова бесподобен!!! Великолепно играет!

Ольга Эрдынеева, 25 декабря 2019

МХАТ им. М.Горького: О простоте и мудрецах Островский – это классика. А хорошо поставленная классика приятна глазу, уху и сердцу, как я в очередной раз убедилась. Спектакль по его пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» в МХАТ им. М. Горького поставили хорошо. Он о людях, об их характерах, слабостях и грешках. О том, что, видя все эти людские недостатки, смеясь над ними, надеясь всех обхитрить и получить желаемое путем обмана и лести без зазрения совести, можно остаться в дураках. Хуже того, стать в некотором роде таким же, как и они... Тут нет, на мой взгляд, ни целиком отрицательных героев, ни целиком положительных (ну разве что Машенька – желанный приз, пропуск в лучшую жизнь для главного героя, да ее любимый-гусар). Остальные – не хороши, глупы, горды, любят обманывать себя и окружающих, лицемерно заботятся о своем имидже, хвастливы... Но при этом, право, иногда милы и частенько обаятельны. Как и сам Глумов, который решил выйти в люди с помощью протекции тех, к кому удастся подольститься. Он зол, лицемерен, тоже изрядно тщеславен, не гнушается ничего ради своей цели... Но его жалко, он умен, а иногда обаятелен и даже смел. Ну что ж, люди как люди... Изначально противопоставляющий себя всей этой массе «сильных мира сего», за которыми приходится бегать, унижаться и льстить, Глумов в конце хоть и разоблачен, но, однако же, эти люди приняли его в свой круг, он для них «свой человек», он им нужен. Так ли стоит изначально умному молодому человеку строить свою карьеру? На все ли стоит ради этого идти? Каждый сам отвечает для себя. Спектакль мне понравился: сюжет бережно сохранен и не испорчен, характеры персонажей переданы ярко и точно, декорации и костюмы шикарны, это отдельно хочется отметить – просто рай для визуалов, на мой взгляд. Из актеров мне особенно понравились практически все женские персонажи, есть в них и изюминки, и шарм, а в простых крестьянках и приживалках есть некая самобытность. И, конечно, бесподобно хорош Крутицкий – Заслуженный артист России С.Э. Габриэлян. Сходите, не пожалеете! Спасибо!

Надежда Николаева, 25 декабря 2019

Посмотрели прекрасный спектакль в МХАТ им. М. Горького «На всякого мудреца довольно простоты» по одноименной пьесе А.Н. Островского – гения русской литературы. Это было незабываемо. Настоящая классика жанра, высмеивать пороки общества в своих трудах. Да, Островский великий писатель, только великие люди могут увидеть изъяны общества и описать это своих произведениях. Главному герою Егору Глумову не повезло, даже имея много талантов, но в силу происхождения, отсутствия связей и капитала не дает ему возможностей ни поступить на государственную службу, ни жениться на богатой невесте. Этот молодой человек стремится выбиться в люди, всячески играя на людских глупостях. Ради достижения своей цели он готов выслушивать глупые наставления богатого родственника Мамаева, редактировать трактаты Крутицкого о вреде реформ, приударить за тетушкой, по просьбе дяди, чтобы та не обращала внимания на других кавалеров. И все это для того, чтобы выгодно жениться и получить место в обществе. Но «на всякого мудреца довольно простоты», что- то пошло не так, и его гениальный план по завоеванию место под солнцем раскрыт. При всех прочитан его злополучный дневник, где он высмеивает своих «благодетелей». Он мужественно, глядя в глаза, честно и открыто указывает на недостатки окружающих. И Глумов предстает перед нами человеком намного лучше, чем его окружающие! Удивляет публика, которая несмотря на то, что их высмеяли в дневник решили его чуть-чуть наказать, а потом приблизить к себе, так как человек он «деловой», то бишь нужен им, но и он без них несостоятелен. Пьеса написана 150 лет тому назад, а что изменилось в человеческих отношениях? Если кратко то ничего. Честно подняться по карьерной лестнице, занять место в обществе и сейчас могут немногие. А которым не повезло приходится нелегко: угождать и постоянно идти на компромиссы с совестью, чтобы добиться успеха любой ценой. Но нужен ли такой успех? Комедия Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты» во все времена звучит остро и злободневно. Блестящая постановка народного артиста России В.М. Бейлис в МХАТ им. М. Горького. А как она актуальна и в наши дни! Как замечательно играли актеры Александр Хатников (Егор Дмитрич Глумов), Ольга Дубовицкая (Глафира Климовна Глумова) Юлия Зыкова (Клеопатра Львовна Мамаева), Сергей Габриэлян (Крутицкий) и все, все актеры, задействованные в спектакле, – три часа потрясающей, слаженной, актерской игры! Прекрасный спектакль! Настоящий классический театр с красивыми декорациями и восхитительной игрой актеров! Спектакль рекомендую всем, кто любит русскую классику, кто интересуется творчеством А.Н. Островского без новых прочтений.

Дина Танатова, 10 декабря 2018 г.

Обязательно посмотреть премьерный спектакль "На каждого мудреца довольно простоты"! Великолепный актерский состав! Ни одной проходной роли!

Катя, 10 декабря 2018 г.

А в МХАТ им. М. Горького премьеру выпустили! Поучительный спектакль. Все переносится на наше время, все так же и осталось. Посмеялись от души, спасибо актерскому составу, но вынесли урок для себя!

Анна, 59 лет

Была на премьере "На всякого мудреца довольно простоты." Прекрасный спектакль, великолепная режиссура, великолепная игра всех актеров. Очень хорошие декорации и костюмы. Спасибо!

Алина Полякова, 29 ноября 2018

Блестящая постановка В.М. Бейлиса «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. А как остроумна, как хороша сама пьеса! Юлия Зыкова (Клеопатра Львовна Мамаева), Сергей Габриэлян (Крутицкий), Александр Хатников (Егор Дмитрич Галумов) – три часа удовольствия от слаженной искрометной актерской игры! Чувствуется, что актеры наслаждаются текстом и самим действом. Мне кажется, что этот спектакль станет у труппы одним из любимых, как и «Полоумный Журден» – спектакль-озорство. Идти!

Год написания:

1868

Время прочтения:

Описание произведения:

Автором комедии На всякого мудреца довольно простоты является Александр Островский . Написана она была в 1868 году. Комедия состоит из пяти действий. Произведение до сих пор является популярным, его активно ставили в театре, как в советское время, так и сейчас.

Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы - в квартире, где с матерью-вдовой живет молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.

В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью. Глумов говорит ей: «Я весь в вас - умен, зол и завистлив» и заявляет, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете: «Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики!» Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается.

Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов отказывает. Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть попусту сдаваемые внаем квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший самоучитель». Ее хочет взять Голутвин. Курчаев не дает: «Все-таки дядя». Она остается Глумову. Курчаев сообщает Глумову, что жена Мамаева «влюблена, каккошка» в Глумова. Курчаев и Голутвин уходят.

В последующем разговоре Глумова с матерью выясняется, что Глумов уже подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас прибудет смотреть якобы сдаваемую внаем квартиру Глумовых.

Является слуга, за ним сам Мамаев. Мамаев пеняет слуге: зачем тот привез его в жилую квартиру. Глумов объясняет, что, нуждаясь в деньгах, хочет из этой квартиры переехать в большую, и на недоуменные вопросы Мамаева заявляет: «Я глуп». Тот сперва ошарашен, но быстро начинает верить, что перед ним молодой человек, жаждущий советов, поучений и наставлений.

Глумова показывает Мамаеву карикатуру Курчаева. Мамаев уходит. Приходит Манефа, «женщина, занимающаяся гаданием и предсказанием». Глумов принимает ее с деланным почтением, дает пятнадцать рублей, отсылает угощаться чаем и кофе, записывает в дневник расходы: на Манефу и три рубля слуге Мамаева. Внезапно возвращается Курчаев, которому встретившийся по дороге Мамаев не велел показываться на глаза. Курчаев подозревает Глумова в интриганстве и говорит ему об этом. Они ссорятся. Курчаев уходит. «Дядя его прогнал. Первый шаг сделан». Этими словами Глумова заканчивается первое действие комедии.

В доме Мамаева хозяин и Крутицкий - «старик, очень важный господин», сетуют на пагубность реформ и перемен и на свое неумение владеть пером и «современным слогом». У Крутицкого готов труд, написанный стилем, «близким к стилю великого Ломоносова», и Мамаев предлагает дать его Глумову в обработку. Оба уходят. Появляются Мамаева и Глумова. Глумова жалуется на недостаток средств. Мамаева ее подбадривает, суля Глумову свое покровительство. Вошедшему Мамаеву Глумова расписывает восхищение своего сына его умом. Мамаев, уходя, обещает Глумовой дать «не денег, а лучше денег: совет, как распорядиться бюджетом». Мамаевой же Глумова принимается рассказывать о том, как влюблен в нее Глумов. Глумова уходит. Мамаева кокетничает с вошедшим Глумовым.

Приезжает Городулин, «молодой важный господин». Мамаева просит для Глумова место, «разумеется, хорошее», зовет Глумова и оставляет его с Городулиным. Глумов заявляет себя либералом и демонстрирует речистость, восхищающую Городулина, который тут же просит помочь ему приготовить спич. Глумов готов написать.

Городулина сменяет Мамаев, который принимается учить Глумова ухаживать за своей женой. Глумов остается с Мамаевой, объясняется ей в любви и уходит.

На даче Турусиной, «богатой вдовы, барыни из купчих», окруженной приживалками, гадальщицами, странницами, Турусина, только что выехавшая было в город, но приказавшая поворотить экипаж из-за плохой приметы, выговаривает своей спутнице, племяннице Машеньке, за «вольнодумство» и симпатию к Курчаеву. К тому же она получила два анонимных письма, предостерегающих от знакомства с Курчаевым. Машенька отвечает, что она «московская барышня» и спорить не станет, но пусть тогда тетя и подыщет сама ей жениха. Машенька уходит. В гости заходит живущий по соседству Крутицкий. Турусина делится с Крутицким заботами: как подыскать Машеньке хорошего жениха. Крутицкий рекомендует Глумова и уходит. Приезжает Городулин. Как и Крутицкий, он высмеивает пристрастие Турусиной к странникам и приживалкам и сообщает: одна из таких знакомых Турусиной осуждена за мошенничество и отравление богатого купца. С Городулиным повторяется тот же разговор с тем же результатом. Городулин всячески рекомендует Турусиной Глумова. И наконец, взамен Городулина появляется Манефа. Она тут желанная гостья. Ее принимают с почетом и речам ее внимают с трепетом. Она вещает, приживалки поддакивают. Все хором предвещают Глумова как что-то уже почти сверхъестественное. Появлением Глумова с Мамаевым и обещанием Турусиной полюбить его, как родного сына, действие заканчивается.

Глумов приносит Крутицкому «Трактат о вреде реформ вообще» - обработку мыслей Крутицкого. Крутицкий доволен. «Трактат» - острая пародия на ретроградство. Глумов просит Крутицкого быть посаженым отцом на свадьбе и несколько перебирает в угодничестве, что и отмечает Крутицкий по его уходе.

Приходит Клеопатра Львовна Мамаева дополнительно замолвить словечко за Глумова. Взбодрившийся после ухода Глумова старик обрушивает на нее архаические цитаты из любимых с юности трагедий, видя в стареющей Мамаевой чуть не ровесницу. Но куда неприятней для нее оброненное Крутицким известие о сватовстве Глумова к Машеньке по любви. «Что ее кольнуло. Поди вот с бабами. Хуже, чем дивизией командовать», - недоумевает Крутицкий, глядя ей вслед.

Глумов дома записывает в дневник расходы и впечатления и учит мать, уходящую к Турусиной, как задабривать и задаривать ее приживалок. Внезапно является Мамаева. Это необычно, и Глумов настораживается. Последующий разговор с ней то подтверждает, то успокаивает опасения Глумова. Он принимается объясняться Мамаевой в своих чувствах, несколько злоупотребляя красноречием, но та прерывает его вопросом: «Вы женитесь?» Глумов сбивается, пускается в объяснения и, как ему кажется, более или менее успокаивает Мамаеву. Звонок у двери. Глумов уходит.

Пришел Голутвин. Глумов, спрятав Мамаеву в соседней комнате, принимает его. Оказывается, тот, выражаясь современным языком, собрал на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит, Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину, Глумов на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной женитьбы на Машеньке. Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается, кто там. Глумов еле выпроваживает его, но затем решает догнать и все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева, замечает дневник, читает о себе самой что-то, что приводит ее в ярость, и уносит.

Сперва Глумову кажется, что он «все уладил». Но убедившись, что дневник взят, он приходит в отчаяние, бранит себя: «Глупую злобу тешил. Вот и предоставил публике «Записки подлеца» им самим написанные».

На даче, где собралось все общество, Курчаев, беседуя с Машенькой о невиданных добродетелях и успехах Глумова, говорит: «Еще с кем-нибудь другим я бы поспорил, а перед добродетельным человеком я пас никогда этим не занимался». Между добродетельными беседами с будущей женой и тещей Глумов договаривается с Городулиным «отделать хорошенько» трактат Крутицкого (т. е. Глумова же) под подписью Городулина и убеждает Мамаеву, что женится по расчету. Слуга приносит переданный кем-то пакет. В нем напечатанная статья «Как выходят в люди» с портретом Глумова и пропавший дневник. Мамаев читает записи вслух, справки о расходах на приживалок «за то, что видели меня во сне», острые характеристики Крутицкого, Ма-нефы, Турусиной (Турусина тут же говорит «всех прогоню» и предоставляет Машеньке полную свободу выбора; судя по всему, ее выбор - Курчаев). Появляется Глумов. Ему отдают дневник и предлагают «удалиться незаметно». Но Глумову уже терять нечего. «Почему же незаметно», - отвечает он и принимается обличать присутствующих уже устно. Суть обличений: в напечатанной статье нет ничего для них нового. Не настолько на самом деле глупы Крутицкий и Мамаев, чтоб и впрямь не чувствовать фальши в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и приятно. То же и с Мамаевой, и с Городулиным. Но и та и другой неожиданно останавливают глумовское красноречие, начиная сразу же с ним соглашаться. Глумов уходит. После паузы все сходятся на том, что, спустя время, надо опять его «приласкать». «А уж это я беру на себя» - финальная реплика Мамаевой.

Вы прочитали краткое содержание комедии На всякого мудреца довольно простоты. В разделе нашего сайта - краткие содержания , вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.