Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. Внеклассные мероприятия по литературе в школе: сценарии, конспекты, презентации по фгос План внеклассного мероприятия по литературе

Предметная неделя гуманитарного цикла

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка».

для учащихся 5-9 классов

учитель: Билибина Валентина Николаевна

Цель проведения:

Проверить знания обучающихся по литературе; развивать познавательный интерес к литературе;
- способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- прививать любовь к литературе как к учебному предмету ; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: карточки с заданиями, бумага, клей, карточки с монетами

(5 и 10 рублей).

Участие принимают две команды. Игра проводится в несколько туров. Команды получают игровые поля с темами и ценой вопроса. выбирают по очереди, выполняют обе команды одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход мероприятия.

1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. - Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов. (моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор .(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают. (нос)
- «Яйцо» в геометрии.
(овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей».
(лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут».
(тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла.
(огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.
(косметика)

I тур.

Литературные игры.

1. Сказки Пушкина

10

Из какой сказки эти слова:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год по три щелчка тебе по лбу.

Есть же давай мне варёную полбу.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

10

В кого превращала Лебедь князя Гвидона?

В комара, муху, шмеля

10

С какими словами царица обращалась к зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»

10

Какими словами начинается сказка о рыбаке и рыбке?

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»

10

Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»

«И я там был, мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попадало»

Продолжи пословицу

10

По одежке встречают -

по уму провожают

10

Кто другому яму роет,

тот сам в неё попадет

10

Глаза страшатся,

а руки делают

10

На бога надейся,

а сам не плошай

10

Семь лет мак не родил,

а голода не было

Отгадай загадку

10

Сам металлический, а мозг электрический.

Робот

10

Сторож плохой:

Слепой и глухой,

Не тронешь – молчит,

А тронешь – кричит.

Мотоцикл

10

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

Звонок

10

У конька у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая бежит.

Рубанок

10

Моряков тревожит он и радует,

Сообщая о погоде вести.

То он поднимается, то падает,

Но всегда – на месте.

Барометр

Продолжи строку стихотворения

10

Вечор, ты помнишь вьюга злилась

(На мутном небе мгла носилась,

луна, как бледное пятно

сквозь тучи мрачные желтела,

и ты печальная сидела…

А нынче погляди в окно..)

А.С.Пушкин

10

Белеет парус одинокий…

(В тумане моря голубом,

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет

И мачта гнется и скрипит…

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой)

М.Ю.Лермонтов «Парус»

10

Я вас любил…

(Любовь моя, быть может

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.)

А.С.Пушкин

«Я вас любил…»

10

Умом Россию не понять…

(Аршином общим нет измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить)

Ф.Тютчев

10

У врат обители святой…

(Стоял просящий подаянья.

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, муки и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку.

И кто-то камень положил

В его протянутую руку…

Так я молил твоей любви,

С слезами горькими, с тоскою.

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою)

М.Ю.Лермонтов

Всякая всячина. 1. В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Тридевять - это сколько? (27, так как в Древней Руси считали девятками. 3*9=27).

2. Как звали трех девиц в «Сказке о царе Салтане»? (нет имен).

3. Книжку, ребята, в руках я держу,

А как называется, вам не скажу…

Автор этого произведения - известный русский писатель, родившийся на Украине. В своих произведениях он высмеивал все дурное, что наблюдал в жизни. А само произведение рассказывает о том, как два друга превратились из-за пустяка в злейших врагов. (Н. В.Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

4. «Счастливый билет»

Таверна приключений и фантастики.

1. Назовите произведение, в котором рассказывается о том, как ради покорения возлюбленной жених на самом необычном виде транспорта побывал в Петербурге на приеме у императрицы и раздобыл подарок невесте. (Н. В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

2. Назовите имя героини, которая была сиротой, жила одна на вилле и предпочитала при болях в животе жевать горячую тряпку. (Пеппи Длинный Чулок).

3. Назовите поэму А. С.Пушкина, прочитав которую В. А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).

4. Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж. Родари «Приключения Чипполино»).

II Тур.

Сказочный ералаш.

1. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной , которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

2. Назовите известной сказки русского поэта. Герой получил черепно-мозговую травму, потерял речи, сошел с ума. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. В какой сказке решается проблема жилья или, говоря взрослым языком, ЖКХ? (Теремок).

4. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. (Волк «Волк и семеро козлят»).

Семь бед – один ответ.

1. Называются имена писателей, а команды называют по 3 произведения.

1) А. С.Пушкин 3) Н. В.Гоголь

2) А. П.Чехов 4) М. Ю. Лермонтов

Стихов любимейшие строчки.

1. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: кроет, крутя, завоет, дитя. (А. С.Пушкин «Зимний вечер»).

2. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: сырой, молодой, крылом, под окном (А. С.Пушкин «Узник»).

III Тур.

2.

Писатель – не писатель

Счастливый случай

Музыка и книга.

2. В какой сказке говорится о художественном уровне вокально-инструментальных ансамблей «Гримм «Бременские музыканты»).

3. Какой герой любил сочинять песенки на все случаи жизни: сопелки, кричалки, ворчалки, считалки и т. д. (Винни - Пух).

4. Писатель Э. Успенский придумал Крокодила Гену, а кто из музыкантов научил этого персонажа петь? (В. Шаинский) .

« Писатель – не писатель»

Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выиграет та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А.Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка),М.Ю.Лермонтов, В. И. Даль (автор словаря), А.Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И.С.Тургенев, А.Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл, Геннадий Беленький (автор учебника литературы).

« Счастливый случай»

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И.Репин или В.Васнецов? (И.Е.Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)

IY тур.

1 комплект:

Произведение устного народного творчества в прозе или в стихах

Речь идет в нем о вымышленных, иногда фантастических событиях.

Эти произведения бывают о богатырях, бытовые, о животных, волшебные.

Иван-крестьянский сын и чудо-юдо. (Сказки)

2 комплект:

Литературный жанр, чаще всего стихотворный рассказ.

В этих произведениях имеется иносказательный смысл (аллегория)

Действующими лицами являются как люди, так и животные, птицы, растения, даже неодушевленные .

Произведение состоит из основной части и морали.

И. А.Крылов прославился в этом жанре. (басня)

3 комплект:

Это стихотворение известного русского поэта написано в 1937 году.

Стихотворение посвящено 25-летней годовщине знаменитого сражения.

Рассказчик – простой солдат, рядовой участник сражения.

- «Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы! (« »)

4 комплект:

Она родилась в тихой скандинавской стране Швеции.

Главная героиня произведения – девочка с рыжими косичками, огненными веснушками на лице и смеющимися глазами.

Она может побороть гимнаста-силача, пронести на руках лошадь, наказать воров, спасти детей от пожара.

Героиня не имеет ни отца, ни и живет одна на вилле «Курица» (Пеппи Длинный Чулок).

5 комплект:

Он известен не только как поэт. Но и как писатель.

Родился в Москве, сочинять стихи начал с раннего детства

В Москве есть памятник этому поэту

Он учился в известном лицее недалеко от Петербурга

А втор стихотворения «Узник». (А. С.Пушкин)

Y тур. Блиц.

За 1 минуту победившая команда отвечает на 10 вопросов.

1. Кто из героев русской народной был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)

3. Назовите французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)

4. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

5. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)

6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)

7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)

8. Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)

9. Сколько произведений входит в « » (Пять)

II. Подведение итогов.

Подводятся итоги мероприятия.

Награждаются победители и участники.

МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа

Викторина

«СИЛЬНОЕ ЗВЕНО»

ПРОВЕЛА: учитель

русского языка и литературы

Дорожкина О.В.

Красный Бор, 2012 г.

Цель:

1.Обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность.

2.Развить навыки логического мышления.

Оборудование: карточки с заданием «Умная ромашка», плакаты с высказываниями великих писателей о русском языке и литературе, чистые листы и ручки, «умы» для награждения участников, мультимедийный проектор, компьютер.

План:

    Тур: «Умная ромашка»

    Тур: «МИЛЛИОН ВОПРОСОВ»

    Тур: Загадки, пословицы и ребусы.

    Тур: « А знаете ли Вы..?»

    Тур Игры со словами.

Ход мероприятия:

Вступительное слово.

Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил:

- «Что хорош квас?».

Хорош, - сказал тот.

А чем хорош?

Вкусный, холодный, с эрфиксом.

С чем? – насторожился Даль.

С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?

Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.

Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.

Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.

Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).

Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?

Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.

«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.

«Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком!» -

писал якутский поэт С. Данилов.

Наша сегодняшняя викторина «Слабое звено» посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться всегда пригодиться».

Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.

Итак, начинаем I тур.

Задание этого тура называется «Умная ромашка». Каждый из участников получает лепесток от ромашки, на обороте которого написаны два слова. Ваша задача – вспомнить правила, характеризующие данные слова, то есть дать им определение.

(Учащиеся отвечают по очереди)

II. Тур: «Миллион вопросов»

Ответить на вопросы. Вопросы я буду задавать каждому участнику в отдельности. Остальные участники не имеют права отвечать не на свой вопрос. Если учащийся не отвечает на вопрос, право ответить получает тот игрок, который первый поднял руку. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается.

    Кто написал стихотворение «Бородино»? (Лермонтов)

    Что стоит в слове перед корнем? (приставка).

    Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).

    В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)

    Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

    Сколько букв в русском алфавите? (33)

    Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)

    Кто был третьим от кого ушел колобок? (заяц)

    Сколько падежей в русском языке? (6)

    На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)

    Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)

    Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).

    Сколько спряжений у глагола? (2)

    Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

    Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)

    К какому жанру относится «Медной горы хозяйка»? (сказ)

    Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)

    Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)

    Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

    В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)

    Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

    Кто напечатал 1-ю книгу на Руси? (И. Федоров)

    кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)

    Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)

    Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»

    Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? (Антитеза)

    Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест)

    Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

    На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)

    Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)

    Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)

    Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)

    Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)

    С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.

    Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)

    Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)

    Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский)

    Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)

    Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?(сравнение)

    Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

    Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? (ни одного не поймаешь)

    Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)

    От какого суффикса зависит написание корней – - лаг-, -лож- мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)

    Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)

    Сколько –н- пишется в слове серебряный? (одно)

    Закончите пословицу: «терпение и труд … ? (все перетрут)

    Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок)

    К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)

    Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

    Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? (общий род)

    Поставьте ударение: договор или договор?

    Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки)

    Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)

    Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С помощью каких наречий (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

III. тур: Загадки, пословицы и ребусы.

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов. С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т. Сейчас мы проверим как вы знаете пословицы и загадки и ребусы.

1-е задание.

Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете. Отвечает тот, кто первый поднял руку.

Загадки

Как не петляет, где ни бродит –

Все ж к морю синему приходит.

Пускай дорога далека,

Но не заблудится она. (река)

Бредут вразвалку по тропинке

К воде подушки и перинки.

Они пловцы прекрасные,

На лапках – ласты красные. (гуси)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь во 100 раз умней. (книга)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя как ночь настанет,

Все равно к себе притянет. (подушка)

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (ноты)

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову станет

Ровно на три меньше станет . (девять)

Я сильней десяти коней.

Где в полях пройду весной,

Летом станет хлеб стеной. (трактор)

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся! (буквы)

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (двойка)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та что выше, - каждый час (стрелки часов)

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет

Весь лист опадет. (календарь)

Что за птица пролетает?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (дни недели)

Дом не велик, а дверь большая

В нее не входят, а въезжают. (гараж)

Шагаешь – впереди лежит

Оглянешься – домой бежит. (дорога)

Что за зверь: зимой ест, летом спит, тело теплое, а крови нет.

Сесть на нее сядешь, а с места не свезет. (печь)

На дворе горой,

А в избе водой. (снег)

Я травянистое растение

С цветком сиренево цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

Всех кормит, а сама не ест. (ложка)

Кто носит шляпу на ноге? (гриб)

Ушком не слышит, носиком не дышит,

Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)

2- е задание этого тура - продолжите пословицы и объясните их смысл.

Не спеши языком,… (торопись делом).

Одежда лучше новая, …(а друзья старые).

Когда друг просит, …(не существует завтра).

Руки поборют одного,… (знания – тысячу).

Под лежачий камень… (вода не течет).

3-е задание этого тура – отгадайте ребусы

См. презентацию к мероприятию.

IV тур: «А знаете ли Вы..?»

Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня сесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Леса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы. – Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится? – Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр. Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

1-е задание этого тура: А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. На экране вы увидите фразеологизмы, ваша задача отгадать и объяснить их значение. Называет тот, кто первым поднял руку.

Сесть в калошу.

Вставлять палки в колеса.

Водить за нос.

На воре и шапка горит.

Съесть вместе пуд соли.

Крокодильи слезы.

Знать на зубок.

2-е задание этого тура – угадать крылатые слава из произведений Крылова. Я называю начало, а вы заканчиваете.

А вы, друзья, как не садитесь ….(все в музыканты не годитесь)

Ты все пела? Это дело …. (так поди же попляши)

Наделала синица славы, ….(а моря не зажгла)

Кукушка хвалит петуха … (за то, что хвалит он кукушку)

Ты виноват уж тем, …. (что хочется мне кушать)

Кто виноват, кто прав судить не нам, а только воз …. (и ныне там)

А ларчик ….(просто открывался)

V тур: Игры со словами.

Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же во Франции самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игры со словами.

1 игра: на экране написано слово «республика». Вам нужно составить наибольшее количество слов из этих букв. Каждую букву можно использовать только 1 раз.

2-я игра. Ваша задача придумать наибольшее количество слов в рифму: гараж, багаж.

(Багаж, блиндаж, пейзаж, экипаж, мираж, тираж, страж, массаж, шантаж, монтаж, абордаж, такелаж, персонаж, арбитраж, дренаж…).

3-ье задание. Говорят, что нельзя сделать из мухи слона. А вот языковедам это сделать удалось. Посмотрите на плакат (плакат прилагается). Эту игру изобрел Льюис Кэрролл. На листе бумаги пишется слово. Пониже пишется другое слово с таким же количеством букв. Нужно попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее. При каждой попытке менять можно только одну букву. Ваша задача превратить слово «поэт» в слово «луна». Чтобы это сделать вам нужно угадать три промежуточных слова.

поэт

порт

луза

луна.

Подведение итогов игры .

Персидский ученый визирь Сахиб (X в.) страстно любил книги. Он имел у себя библиотеку, насчитывавшую около 117 тыс. книг. Он всегда брал с собой в походы библиотеку. На перевозке книг было занято 400 верблюдов. Верблюды всегда шли в азбучном порядке, так что караванщики легко находили любую книгу, которая понадобилась визирю Сахибу.

(ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ ИГРЫ)

Заключительное слово.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

Внеклассное мероприятие «Лучший знаток мировой литературы», 5-6 класс


Описание: Данным материалом могут воспользоваться учителя литературы 5-6 классов. После завершения классного часа, дети вспомнят всю мировую литературу, поиграют и получат много положительных эмоций.

Тема: Писатели мировой литературы
Цель: проверить и углубить знания учащихся по мировой литературе
Задачи: развивать мышление, устную речь, внимание, сообразительность; способствовать воспитанию любви к литературе, а также воспитывать вечные духовные ценности; формирование широкого культурного кругозора, любознательность школьников.

Ход мероприятия

Учитель
Цифры, как и имена, имеют свое значение. Так, например, цифра 9 – это символ жизни, а цифра 8 означает двойную жизнь, 7 – единственная цифра, которая не является ни произведением, ни долей от деления (от 1 до 10) . Возможно, поэтому так часто встречается семерка в повседневной жизни, литературе, памятниках (примеры) . Чтобы стать мудрым, древние считали, что надо овладеть искусством: грамматикой, диалектикой, риторикой, арифметикой, геометрией, астрономией, музыкой.
Учебный год скоро заканчивается. Вы пополнили свои знания по литературе новыми именами, произведениями, впечатлениями, умением. Поэтому предлагаю вам вспомнить максимум из изученного и проверить свой багаж знаний. Вся наша игра будет связана с цифрой 7.
Внимание! Начинаем! (Представители команд по очереди дают ответ на вопрос, только тогда, как команда не сможет ответить, то могут ответить соперники. Каждый тур тоже начинают команды по - очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл).
Игру начинает команда учащихся 5 класса

I тур «Семь биографий – семь писателей»

Задача. По отрывкам из биографии назвать фамилию писателя.
1. «Братья собирали и тщательно записывали народные сказки своей родины – Германии» (Братья Гримм)
2. «От рождения был горбатым и очень уродливым. Всю жизнь провел в рабстве. По легенде, был сброшен со скалы» (Эзоп)
3. «Он автор многих книг, которые считаются жемчужинами русской литературы. Литературная одаренность проявилась рано. Когда ему было тринадцать, он уже печатал собственные стихи. За годы обучения в Царскосельском лицее им было создано около 130 стихотворений»
(Александр Сергеевич Пушкин)
4. «Был сыном бедного армейского офицера, родился в Москве. Семья постоянно переезжала с места на место. С детства не имел возможности учиться в школе. Но стремление парня к знаниям было настолько сильным, что он самостоятельно изучил языки, математику и стал высокообразованным человеком. Писать басни начал почти в сорок лет»
(Иван Андреевич Крылов)
5. «Он родился в Индии, где и провел первые шесть лет своей жизни. За свои творческие достижения писатель был отмечен высочайшей наградой – Нобелевской премией» (Джозеф Редьярд Киплинг)
6. «Он начал серию «Необыкновенные путешествия». Сделка была заключена на 20 лет. Даже после потери зрения не оставил писать с помощью специального устройства» (Жюль Верн)
7. «Страна, находящаяся на севере Европы, посчастливилось стать родиной Великого Сказочника. Его удивительные сказки, которыми зачитываются дети всего мира, прославили его родину – Данию» (Ганс Кристиан Андерсен)

II тур «7 ключевых слов – писатель»

Задача. По представленным ключевым словам или словосочетаниям определите фамилию писателя
1. Дик Сенд, смугач, Америка, Миссисипи, Пилигрим, миссис Уэлдон, Джек (Жюль Верн)

2. Сказочник, бедность, обучение, Снежная Королева, Дания, Кай, Герда (Ганс Кристиан Андерсен)
3. Рождественская песня, Скрудж, духи, Рождество, контора, Англия, репортер (Чарльз Диккенс)
4. Писатель, джунгли, Индия, Англия, сказка, Маугли, Шер-Хан (Джозеф Редьярд Киплинг)
5. Роман, робинзонада, Крузо, Лондон, духовная академия, остров, Пятница (Даниэль Дефо)
6. Россия, поэт, няня, слава, сказка, дуэль, Крым (Александр Сергеевич Пушкин)
7. Рассказы, Хамелеон, Толстый, Тонкий, Таганрог, Москва, комичное (Антон Павлович Чехов)

III тур «Писатель - семь ключевых слов»

Задача. За фамилией писателя назвать ключевые слова или словосочетания, которые касаются его жизни и творчества.
1. Федор Иванович Тютчев (Дворянин, Москва, Россия, эмиграция, поэт, природа, пейзаж, мелодичность, «Весенние воды», «Чародейка зима», очеловечивание...)
2. Жан де Лафонтен (Франция, Шато-Тьерри, Париж, баснописец, басня, «добродушный», аллегория, антитеза, Лев, Осел, Лис)
3. Мацуо Басе (Япония, хокку, трехстрочный стих, поэт, сын самурая, учителя каллиграфии, «Банановая хижина», путешественник, «Ветер веет», «Старый пруд», «Ива склонилась», «Бабочка летает»...)
4. Иван Андреевич Крылов (Россия, Москва, Петербург, байка, семья офицера, Петербургская публичная библиотека, «Басни Ивана Крылова», девять сборников басен, «Волк и Ягненок», «Слон и Моська», «Цикада и Муравей»...)
5. Самуил Яковлевич Маршак (Россия, Воронеж, Петербург, чтение, талант, гимназия, Англия, политехникум, Лондонская академия, переводчик, «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», Падчерица, Королева, пьеса...)
6. Джек Лондон (Америка, бедность, тяжело работал, золотоискатель, матрос на шхуне, «Тайфун у японских берегов», «Белая Тишина», «Белый клык», «Любовь к жизни», «Сын волка», «Зов предков», Билл, волк, золото...)
7. Шарль Перро (Франция, академик, фольклор, сказки, «Сказки моей матушки гусыни...», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Заколдованная красавица», «Золушка или Соболева туфелька», «Мальчик-с-Пальчик», «Синяя Борода»...)

IV тур «Сочинение – 7 ключевых слов»

Задача. Назвать ключевые слова к произведению.
1. «Пятнадцатилетний капитан» -
2. «Руслан и Людмила» -
3. «Рождественская песня в прозе» -
4. «Маугли» -
5. «Приключения Робинзона Крузо» -
6. «Снежная Королева» -
7. «Прометей» -

V тур «Семь ключевых слов – произведение»

Задача. Назвать произведение и автора по ключевым словам
1. Мачеха, падчерица, починок, лужайка, колодец, золото, смола – «Госпожа Метелица» Уильям и Якоб Гримм
2. Катастрофа, остров, дикари, козы, порох, зарубка, цивилизация – «Жизнь и необычные и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниель Дефо
3. Зеркало, осколки, олень, ворон, река, розы, голуби – «Снежная Королева» Ханс Кристиан Андерсен
4. Волк, ягненок, река, обвинения, жара, поток, ложь – «Волк и Ягненок» Иван Андреевич Крылов
5. Подснежники, принцесса, мороз, кольцо, собаки, солдат, огонь – «Двенадцать месяцев» Самуил Яковлевич Маршак
6. Очумелов, полицейский, магазины, собака, Хрюкин, генерал Жигалов – «Хамелеон» Антон Павлович Чехов
7. Вдовец, бал, дворец, Золушка, туфелька, карета, волшебница – «Золушка или Соболева туфелька» Шарль Перро

VІ тур «Семь писателей – семь стран мира»

Задача. Назвать страну, где родился писатель
1. Даниэль Дефо – Англия
2. Дж.Г.Киплинг – Индия
3. Эзоп – Древняя Греция
4. Ф.И.Тютчев – Россия
5. Антон Чехов – Россия
6. Г.К.Андерсен – Дания
7. Жюль Верн – Франция

VІІ тур «Семь вопросов»

Задача. Дать правильный ответ.
1. В Копенгагене установлен памятник Мюнхаузену или Русалке?
2. «Прометей» - это миф или рассказ?
3. Шер-Хан - это герой положительный или отрицательный?
4. «Любовь к жизни» написал Даниэль Дефо или Джек Лондон?
5. Герда Каю была сестрой или подругой?
6. «Пятнадцатилетний капитан» Же. Верна по жанру приключенческий или фантастический роман?
7. «Руслан и Людмила» – это литературное или фольклорное произведение?

Суперигра «Семь забытых слов»

Задача. Выбрать правильное слово.
Джозеф Редьярд Киплинг – известный английский писатель. Он происходил из высокообразованной и обеспеченной индийской или английской семьи. Он родился в Индии, где и провел первые шесть лет своей жизни. Удивительная природа Англии или Индии, традиции и обычаи народа, стали неотъемлемой частью его счастливого детства. Когда мальчику исполнилось десять или шесть лет, родители отправили его в Индию или Англию, где он должен был получить хорошее образование. Период обучения длился шесть или десять лет. Он сначала учился в частном пансионе, а впоследствии и в институте или училище военного типа. Закончив учебу, он вернулся к милой его сердцу Англии или Индии.
Определение и награждение победителей

Внеклассное мероприятие по литературе.

Устный журнал

« Всё живое – рядом!»

Учитель русского языка и литературы

Зарипова Нафиса Мунировна,

2013

Тема Внеклассное чтение. Устный журнал. Всё живое рядом! (для учащихся 6-8-х классов)

Цели:

Заинтересовать детей проблемами экологии своей улицы, поселка, города;

Учить детей быть чуткими, добрыми, внимательными;

- обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся о природе, экологии.

Форма проведения: устный журнал

Оформление: Книга-раскладушка, сделанная из больших листов ватмана, состоящая из страниц, каждая из которых имеет свое название.

1.Поэтическая

2.Творческая

3.Корреспондентская

4. Литературная

5.Вопросительная

Добрый день, дорогие ребята. Всем известно, какой это удивительный мир – леса, реки, моря, небо, солнце, животные, птицы. Все это – природа. Наша жизнь неотделима от нее. Она щедра и бескорыстна, она дает нам для жизни все и требует от нас уважительного отношения к себе. У поэта Якова Акима есть замечательные стихи о нашей планете:

Есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету!

1-я страница.

« Поэтическая»

Вся наша жизнь связана с природой. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушает пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и величественной громадой гор!

(учащиеся слушают запись «Голоса птиц»).

. Чтение учащимися стихов.

1." Запах розы и жасмина"

Запах розы и жасмина,
Трепет листьев, блеск луны...
Из открытых окон льется
Песня южной стороны...
И томят и нежат душу
Эта ночь и песня мне;
Что затихло, что заснуло -
Снова будят в ней оне.
И нежданно встрепенулась
Вереница давних грез;
А казалось, что навеки
Эти грезы рок унес;
И что все, чем в молодые
Дни душа была полна,
Поглотила невозвратно
Жизни мутная волна!
Но опять потухший пламень
Загорается в крови,
И опять раскрылось сердце
Для восторга и любви!
Пахнут розы и жасмины,
Серебримые луной...
И поет, поет о счастье
Чей-то голос молодой!..

"Поле"

Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я... И сердцу и думам свобода...
Здесь мать моя, друг и наставник - природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.

"Лес"

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды,
Когда больших твоих дубов
Вершины темные качались
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались...
Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.
И вот я снова прихожу
К тебе с тоской моей бесплодной,
Опять на сумрак твой гляжу
И голос слушаю свободный.
И может быть, в твоей глуши,
Как узник, волей оживленный,
Забуду скорбь моей души
И горечь жизни обыденной.

- Стихи о природе – воспевают красоту и неповторимость нашей планеты, ее разнообразие и великолепие. Бескрайние леса и степи, заснеженные вершины, завораживающая игра воды и света и неповторимый рассвет.

2-я страница

« Творческая»

- Ведь для насыщенной жизни человека ему необходимо, как воздух, приобщение к прекрасному и, тихие успокаивающие звуки реки и, воздух, наполненный ароматами утра и, умиротворяющие краски зари, вселяющие в сердце мир и покой. Ничто не может сравниться с состоянием человека, который попадает в этот мир благозвучия и нирваны, при этом мечты и мысли становятся глубже и острее.

Сочинения учащихся.

«Человек и природа»

Я живу в поселке городского типа Нижняя Мактама Альметьевского района Республики Татарстан и часто с родителями приезжала в гости к бабушке в деревню Сугушлы Лениногорского района.

Деревня расположена в ложбине гор. Мы часто поднимались на гору, особенно летом. Вид деревни с высоты красив, чист и много зелени. На вершине поляна. На ней росли ромашки, колокольчики и много других цветов. Часто видели и слушали свист сусликов. Собирали землянику. Текла чистая горная родниковая вода. Вся деревня приходила за целебной водой.

На зеленой траве, ближе к домам, паслись маленькие телята, овцы, гуси. Правда их с каждым годом становилось мало. Пахло приятным чистым деревенским запахом.

Сейчас все выглядит совсем не так, как раньше: поляна исчезла, люди сделали карьер, каменоломни. проложили дорогу через поляны. Водители из машин выкидывают на поляны бутылки, мешки, пакеты и много разного мусора. Встречается много масляных пятен, где трава уже не вырастет, воздух стал не чистый, постоянно пахнет то газом, то бензином. Она пожелтела и на нее больно смотреть. Ягоды теперь не растут, цветов нет. Красивая поляна погибла, почему-то люди забыли о той красоте природы.

Я думаю, что человек должен охранять и беречь природу. Может быть так, что при небрежном отношении человека к природе исчезнут сначала все животные, а потом и мы…

Ученица 8б класса Хайруллина Гузель.

Люди или планета?

Люди используют техническое превосходство над другими организмами. Они используют в своих нуждах разнообразные ресурсы планеты, загрязняют атмосферу, разрушают озоновый слой, вырубают леса, убивают животных. Они уничтожают планету! Можно ли перевоспитать людей? Это слишком сложно!

Вывод: полное уничтожение нашего вида приведёт планету в норму.

Ученица 8б класса Ханипова Алина.

Когда-нибудь…

Мы не бережём тот мир, который у нас есть. Мы знаем о существовании «Красной книги», однако, продолжаем убивать животных и губить растения. Когда отдыхаем на природе, забываем тушить костры, от которых в дальнейшем страдают гектары леса и сотни животных.

Люди не оберегают природу, не умеют наслаждаться её красотой, не понимают её значимости. Если бы мы относились бережнее к природе! Возможно, когда-нибудь человек научится это делать. Ключевое слово «когда-нибудь»…

Тухбатов Артур 8 класс

Друзья наши меньшие.

Как можно не любить животных? Разве есть такой человек, который не умилится при виде мохнатого комочка с любопытным мокрым носом? Любое животное для нас останется навсегда ребенком, полностью зависимым, беззащитным. Домашнее животное становится членом семьи, его любят и балуют. Бездомное - обречено.

В нашем поселке много бездомных собак и кошек - жертв человеческой жестокости, ведь многие выгоняют домашних животных на улицу, выбрасывают, словно ненужную вещь. Оказавшись на улице, они становятся опасны.

Мы конечно их прикармливаем, многие голодны. Но приюта для них нет. Как оказать посильную помощь в решении этой проблемы? Нарисовали рисунки и приклеили на доски объявлений «Ты в ответе за тех, кого приручил!»

У меня есть домашний питомец - собачка Умка, жизнь и счастье которой полностью зависит от меня. Она дарит мне беззаветную любовь, преданность и дружбу. Хочется сказать всем людям: «Не предавайте своих друзей!»

Ученик Харрасов Амир, 6а класс.,

Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а вы, ребята, должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения с природой обеспечивают вам понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений.

3-я страница

«Корреспондентская»

- По мере развития общества экология все больше приобретает социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. От проблемы “организм – среда” экология подошла к проблеме “человек – природа”.

Чтение статей учащихся .

Дорогая редакция газеты « Знамя труда»!

Как вам известно, что наш поселок Нижняя Мактама с 11-ти тысячным населением находится в промышленном районе города Альметьевск. Как не нам, молодым, не беспокоиться о дальнейшей судьбе поселка. Мы её хотим видеть красивой, чистой. Дышать хотим свежим воздухом.

А воздух требует быть лучше. Часто по утрам и вечерам пахнет газом. На улицу выйти невозможно. Недалеко от нас находится газоперерабатывающий завод. Вот и завод делает выбросы газа. Отсюда и болезни.

О бережном отношении к природе

Природа окружает человека с момента рождения до последнего дня жизни. И ныне, при высоком уровне развития цивилизации, жизнь людей по-прежнему подчинена биологическим законам.

Человек находится внутри природы и принадлежит ей. Природа была и остается кормилицей человечества, ее ресурсы служат основным источником его жизненных сил.

Сегодня в некоторых частях планеты катастрофически ухудшаются условия жизни под влиянием загрязнений атмосферы, водоемов и почвы. Постоянно отмечается также увеличение числа различных вредных раздражителей влияющих и на человека, и на окружающий мир.

Прав певец русской природы К. Г. Паустовский, утверждавший, что современному человеку, всем нам нужны корабельные леса, полноводные реки, океаны целебного воздуха, богатые сады и цветущие луга. Нам нужны свежие озера, звонкие родники, птичьи стаи, тянущиеся в туманном небе над золотеющими осенними рощами, пересвист птиц, сияние ночных созвездий в бездымном небе и широкие яркие радуги - предвестники тучных урожаев.

В нашей стране заповедные места известны с XI-XII веков. В современном мире охрана природы - понятие сложное. Это и государственная политика, и общественное движение, и отрасль практики, и новая наука. Помните, что от рождения в человечке заложен огромный потенциал любви к природе...

Так давайте же развивать его в себе, давайте заботиться и любить родительницу всего живого, жить в гармонии и с растениями, и с братьями нашими меньшими!

А как заключение, можно взять замечательное стихотворение А. Усачева:

Беги, жучок,

Сверчи, сверчок,

И бабочка - лети...

Я обижать не буду вас,

Счастливого пути!

4-я страница

«Литературная»

- «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы сокровища эти надо охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»,- писал М.М.Пришвин.

Чтение учащихся отрывков о природе из художественных произведений.

«Серая шейка»

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

"Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом". Мамин-Сибиряк « Серая шейка»

«Лес осенью»

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

«Добрая девочка»

К.В. Лукашевич

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны…

«Здравствуй, зима!»

Шолохов Михаил Александрович

Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

«Утренние лучи»

Ушинский Константин Дмитриевич

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и - зум-зум-зум! - полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

5-я страница

« Вопросительная»

Экология - тема и важная, и сложная. Здоровье, самочувствие, благополучие человека находятся в тесной взаимосвязи с состоянием окружающей среды. Поэтому информация об экологии воспринимается населением обостренно.

Выступления учащихся

Атмосфера

Быстрое и обширное развитие промышленности в советские времена оставило Республике Татарстан тяжелую экологическую ситуацию на большей части своей территории.

нефтяная промышленность, химические и машиностроительные производства, строительный комплекс, сельское хозяйство, увеличение количества автотранспорта являются причиной повышенного уровня загрязнения атмосферного воздуха в республике, причем за последнее десятилетие последний фактор стал доминирующим.

Проблема наиболее выражена в крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и Заинск. На сегодняшний день уровень загрязнения в атмосфере столицы республики характеризуется как «высокий», а в Набережных Челнах и Нижнекамске - как «очень высокий».

Водные пространства

Проблема чистой воды актуальна во всем мире. Татарстан – одно из самых социально-экономических развитых регионов страны. Также республика является самым многоводным субъектом в бассейне Волги.

Качество поверхностных вод Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, крупных рек Татарстана характеризуется как «грязные» 4«а» класса.

В Татарстане для питья используется вода из поверхностных и подземных источников. 80 процентов населения Казани пьют воду из Волги. Крупнейшее в Европе Куйбышевское водохранилище на этой реке является главным питьевым резервуаром для столицы.

Из-за предприятий нефтедобычи в Альметьевском, Бавлинском, Октябрьском районах, из-за сахарного завода в Буинске происходит быстрое загрязнение подземных вод на этих территориях.

Не меньшая проблема для республики – загрязнение почвы пестицидами, солями тяжелых металлов, нефтешлаками.

В местах добычи нефти отмечается сильное загрязнение почвы, превышающее фоновое содержание от 10 до 100 раз.

стих. ученицы Хабибуллиной Камиллы на стихи В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

« Что такое хорошо и что такое плохо в экологии?»

Крошка-сын пришел к отцу

И спросила кроха:

«Мусор – это хорошо

Или это плохо?

На колени посадив

Своего сыночка,

Папа здраво рассудил:

« Должен знать и точка!

Если мусор не убрать

Из дворов и скверов,

Негде будет вам играть –

Это будет скверно!

Вот завод большой дымит,

В реку льёт отходы.

Вот вода уже «кипит»-

Это очень плохо.

Если ты в лесу прошёл

Не сломав ветки,

Это очень хорошо

И сове и белке.

Если на трубе порыв,

Нефть течет по полю,

Это, парень, как нарыв,

Хуже всякой боли.

Если сделал ты добро

Людям и животным,

Это, друг мой, хорошо,

Будет мир добротным!

Помни это,каждый сын,

Знай, любой ребенок,

Как природу защитить,

Надо знать с пеленок

Знает каждый гражданин

« Береги природу!».

Это лозунг как один

Мы возьмём в работу.

Экология, сынок,

Важная наука.

Коль усвоил ты урок,

Это очень круто!

Мальчик радостный пошёл

И решила кроха:

« Буду делать хорошо,

И не буду плохо!»

Итог. Вот и кончились странички нашего экологического журнала. Всё, что нас окружает, живое! Я хочу ещё раз напомнить вам: любите природу, берегите её и охраняйте!

11 февраля у нас в школе прошла очередная метапредметная олимпиада, на этот раз посвящённая книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» и связанной с ней Викторианской эпохой. В актовом зале школы собрались участник соревнования: ученики 5-8 классов. Суть метапредметной олимпиады в том, что в команды собираются разновозрастные ребята, по ходу мероприятия они учатся взаимодействовать, проявлять себя, свои лидерские качества, креативность, коммунникабельность, чувство коллективизма, то есть все те качества, которые сейчас нужны в современной жизни. Названия команд были по именам героев сказки Кэрролла: Чеширский Кот, Дама Червей, Птица Додо, Черепаха Квази. Как вам такие названия?

На первом этапе игры ребятам было предложено три задания. Первое - соотнести предметы с их английскими названиями, перевести английские названия на русский язык. Были представлены изобретения, авторами которых были англичане. Это циркуль, термос, градусник, сифон, туалетная бумага.

Второе задание для творческих ребят. Сочинить лимерик. Вы не знаете, что это такое? Мы тоже не знали, но, оказывается, Л. Кэрролл со своими подружками сочинял вот такие:

Бородатый старик из Бангора

Говорил: «Не неси мне позора!

Разве знал я, что птицы

Куры, совы, синицы –

В бороде заведутся так скоро?»

Ну, вы понимаете, что у англичан своеобразное чувство юмора. Ребята сочинили интересные варианты своих лимериков и дополнили их иллюстрациями.

Третье задание для математиков. Попробуйте решить задачку, в которой надо перевести футы и дюймы в сантиметры. Честно признаемся, что правильно эту задачу решила только одна команда.

Во втором туре ребята готовили и защищали проект – коллаж одной из английских колоний времён королевы Виктории. Это Канада, Австралия, Индия и Африка. Во-первых, надо было угадать, что в предложенном наборе картинок лишнее, отобрать нужное, используя материалы интернета, нарисовать коллаж и «защитить» его.

Все работали сплочённо и очень активно, даже ребята из 5-ых классов не отставали. В итоге победила команда Чеширский Кот, с чем мы её и поздравляем!




Композиции и викторины по литературе

Есенинский фестиваль

К 120-летию С. А. Есенина мы подготовили в школе Есенинский фестиваль. К работе были подключены все учителя русского языка и литературы, ребята всех 5-11 классов. Кто-то готовил выразительное чтение стихов, кто-то - мини-проекты в виде видеороликов, виртуальных экскурсий, кто-то пел, кто-то танцевал. Хочу здесь показать чтение стихотворений Есенина. Многие мальчики просто поразили, как они продекламировали их. Мы можем как угодно высокомерно относиться к фильму "Есенин" с С. Безруковым в главной роли, но надо отдать должное этому фильму: он пробудил интерес школьников к личности Есенина, они смотрят фрагменты, берут в руки книгу, многие учат стихи, копируют исподволь манеру чтения Безрукова.

Посмотрите несколько фрагментов с репетиций фестиваля. Сразу оговорюсь: это не мои ученики.

Салон З. Волконской

мероприятие, посвящённое теме любви в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества А. С. Пушкина. Рекомендовано для учащихся 9-ых классов. Развивает творческий потенциал учащихся, знакомит с окружением Пушкина, с адресатами его любовной лирики: Анной Олениной, Амалией Ризнич, А. П. Керн; даёт возможность окунуться в эпоху начала XIX века. Стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе, МХК.

Спектакль о жизни и творчестве А. Блока

Литературно-музыкальная композиция рассказывает о любви Александра Блока к трём женщинам: Л. Д. Менделеевой, Н. Волоховой, Дельмас. Музыкальным сопровождением к спектаклю служат записи из спектакля Эфроса "Незнакомка" в исполнении В. Высоцкого, М. Казакова, О. Анофриева.

Спектакль, посвящённый М. Ю. Лермонтову

Данная разработка была опубликована когда-то в 70-е годы прошлого века в журнале "Литература в школе". Я только лишь чуть сократила сценарий. Это мероприятие требует большой подготовки. Хорошо, если в зале есть прожектор, но его можно заменить диапроектром. Голос из динамика олицетворяет Власть.

Игры и викторины по литературе

Игра по роману "Герой нашего времени"

Игра по творчеству Л. Н. Толстого в 10 классе

создавалась к юбилею писателя и состоит из нескольких конкурсов. Блиц-турнир по биографии писателя, угадай героя, конкурс, посвящённый портретам Л. Н. Толстого и иллюстрациям к его произведениям. Заранее ребята готовят домашнее задание: представление героя, ребус, инсценировку.

Игры и мероприятия по русскому языку

Сценарий спектакля по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" я написала в первые годы работы в школе, так как самый первый свой урок литературы давала на практике в институте именно по "Ночи" - моей любимой повести.

Этот спектакль проводился в 5 классе, в кабинете физики, а не в актовом зале на день Святого Валентина (вот такие у нас праздники теперь!)

Зрители сидели за столиками - это были родители ребят. К спектаклю записали фонограмму. Например, полёт Вакулы на чёрте в Петербург шёл под музыку Грига к "Пер Гюнту" (танец троллей) Девочки пели колядки. Ребята старших классов на картоне нарисовали две избушки, они же были и кулисами. Повесили чёрный шёлковый занавес - на его фоне и летел Вакула. Слова от автора тоже шли под фонограмму. А ещё у нас был осветитель: одна девочка сидела рядом с диапроектором и направляла луч на исполнителей. Было достаточно впечатляюще. Но эта съёмка не очень хорошего качества, так как цифровых камер тогда не было.