Фольклорные образы в сказе левша. Левша символ русского народа сочинение

Наверно так
Рассказ Н.С. Лескова «Левша» - одно из самых популярных произведений писателя. Здесь привлекает сочетание народных, фольклорных истоков с глубокими мыслям и автора о сущности русского национального характера, о роли России и русских в мире. Не случайно это произведение имеет подзаголовок «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». «Левша» сымитирован под народную легенду, хотя позднее Лесков признавался: «Я весь этот рассказ сочинил... и левша есть лицо мною выдуманное». Чтобы стилизовать рассказ под фольклор, выбран повествователь, сильно отличающийся от подлинного автора как особенностями речи, так и биографией. У читателей создается впечатление, что рассказчик - такой же тульский мастеровой, как и умелец-оружейник Левша. Он говорит совсем иначе, чем Лесков, и наделяет действующих лиц несвойственными их реальным прототипам речевыми характеристиками. Например, донской атаман граф Платов, будучи с императором Александром Павловичем в Англии, «велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кизлярки, дерябнул хороший стакан, на дорожный складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было».И тот же Платов говорит совсем как мужик или мастеровой: «Ах они, шельмы собаческие! Теперь понимаю, зачем они ничего мне там сказать не хотели. Хорошо еще, что я одного ихнего дурака с собой захватил». Не лучше выражается, в представлении повествователя, и сам император: «Нет, я еще желаю другие новости видеть...» Такова же и собственная речь рассказчика, что мы уже видели при описании Платова. Автор «Левши», передоверив ему повествование, непосредственно за собой оставил только подстрочные примечания, благодаря которым у читателей создается впечатление о достоверности фактов, положенных в основу рассказа. Язык примечаний литературно правильный, почти научный. Здесь уже слышен собственный лесковский голос: «Поп Федот» не с ветра взят: император Александр Павлович перед своею кончиною в Таганроге исповедовался у священника Алексея Федотова-Чеховского, который после того именовался «духовником его величества» и любил ставить всем на вид это совершенно случайное обстоятельство. Вот этот-то Федотов - Чеховский, очевидно, и есть легендарный «поп Федот»». А вот голос Левши в рассказе по стилю почти неотличим от речи других персонажей и повествователя. Добавим еще, что Лесков намеренно дает народную огласовку фамилий известных вельмож. Например, канцлер граф К.В. Нессельроде превратился в графа Кисельвроде. Таким способом писатель передал свое негативное отношение к деятельности Нессельроде на посту министра иностранных дел.
Главный герой рассказа - человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с «зеленым змием». Однако основное свойство Левши - необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев «такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся». Левша не поддается никаким соблазнам и отказывается предать Родину, жертвуя жизнью, чтобы передать: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, войны, они стрелять не годятся». Но чиновники так и не передали ни тогдашнему императору, ни его преемнику этого предупреждения, в. результате чего будто бы русская армия проиграла Крымскую войну. И когда друг Левши «аглицкий полшкипер» на замечательном ломаном языке утверждает: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», с нами говорит уже сам автор рассказа.

Русский народ в произведениях Н.Лескова – это особый тип характера, высокий по моральным устоям, верящий в бога и свой труд.

Образ русского народа в сказе «Левша» представлен характером главного персонажа Левши и тех, кто находится рядом с ним.

Патриотизм и преданность родине

Мастер – оружейник по-настоящему любит свою страну. Левша, оказавшись за границей, не теряется среди технических устройств и совершенств заморской инженерии. Он ведет себя уверено, спокойно. Мастер не выдает знаний и талантов. При знакомстве со многими приборами житель Тулы спокоен: русские могут сделать также и лучше. В косом мастере удивляют достоинство русского народа, которое он получил с молоком матери. У простого крестьянина в поведении уверенность, некая снисходительность и скромность.

Крепкое здоровье

Левша – один из народных мастеров-умельцев. Описание их труда не просто удивляет. Сложно представить, как в тесной избушке с маленькими окнами создается настоящее произведение искусства. Сколько требуется здоровья, чтобы выдержать несколько дней кропотливого труда без отдыха и выхода на свежий воздух. Мужики из народа крепкие и выносливые, они доказывают уважение к себе и своему мастерству.

Главный порок русского народа

Пьянство – порок, который погубил многих русских мужиков. Удивительно, что века не меняют русского человека. И сегодня пьянство уносит жизни умных и добрых русских парней. Левша пьет в Англии, когда его пытаются расколоть заморские инженеры. Он пьет «до чертиков» на корабле, возвращаясь, домой. Левша ни разу не отказался от предложенной ему выпивки. Пьянство стало одной из причин гибели оружейника. Русский народ пьет много, в вине заливает свое горе и проблемы. В вине тонут таланты, мудрость и мастерство русского человека. Тяжелая судьба, беспросветные будни - все заливается вином.

Врачебная помощь

Русский народ беден. Он умирает от отсутствия помощи врачей. Доктора требуют оплаты, где взять простому крестьянину денег на лечение. Возможно, этим объясняется большое количество знахарей. Практически в каждой деревне жили бабки-повитухи и деды-лекари. Страницы рассказа, где Левшу возят из больницы в больницу, практически раздетого, читать тяжело. Оказывается мастер на полу в медицинском заведении для больных, куда их привозят умирать. Какое противоречие: больница, где не лечат, а ждут смерти. Вокруг равнодушие, бездушие и безнадежность. Представить, каково людям, попавшим туда, невозможно. Но рассказчик говорит, что больница переполнена. Никого не интересует, сколько человек из народа умрет. Страшно то, что умирает талант, гениальный мастер. Сколько он мог бы сделать интересных вещей, как помог бы своей стране, невозможно просчитать. Сколько таких, как Левша провели свои последние дни на холодном полу заведения, придуманного для лечения людей?

Терпение русского народа

Страниц, где описана терпеливость человека из народа, много:

  • создание подков в спертом помещении;
  • избивание мастера атаманом;
  • возвращение Платова (невозможность отдохнуть, заснул – удар кнутом).

Русский народ так забит, что становится страшно. Нет нигде открыто высказанных мыслей. Самые талантливые тульские умельцы не говорят, что будут делать с заморской диковинкой, боясь, что не смогут на словах передать сути своей задумки.

Русская речь и душа

Автор дает характеристику Левше устами полшкипера из Англии. Моряк, ставший другом русскому мужику, говорит, что у него овечья шуба, но человеческая душа. Он один проявил заботу, но не смог помочь умирающему мастеру. Речь людей из народа особая. Они говорят мало, поэтому точно и метко. Слова в речи только исконно русские. Предложения построены понятно. Особое качество речи – напевность.

Удивительная судьба скромного мастерового стала сюжетом рассказа. Автор хорошо знает русский народ, он любит его. «Левша» - грустная сказка-быль, раскрывающая русскую душевность и талантливость.

Еще при жизни Лескова прозвали самым русским писателем из всех русских творцов, человеком, знающим душу простого мужика. И в правду, каждое произведение этого автора наполнено любовью к России и ее народу. Лескову известно, чем живет народ: он смеется и плачет вместе с народом, терпит поражения и празднует победу, страдает и мается, веселится и отдыхает душой. Он часть большого народа.

Такая подпись к произведению, сделанная самим автором, по началу насторожила читателей и, в первую очередь, критиков, которые спешили обвинить Лескова в бездумной записи услышанного, приписав себе авторство. Но даже первого прочтения произведения хватило, чтобы понять, что это великолепное произведение с абсолютно авторскими неповторимыми приемами ведения повествования, главными из которых является жанр сказа, чем по сути является это произведение.

«Левша» имеет предисловие и рассказчика, что опять заставляет читателей думать о полной правдоподобности описанного. Но это всего лишь определенный прием, добавляющий произведению ноту достоверности. А значит все, о чем он будет говорить в произведении, начнет восприниматься с особым вниманием.

По этой же причине он делает главным героем простого мастерового по прозвищу Левша, ведь главной его задачей было обратить внимание на проблемы простого народа. Левша - оружейник из Тулы, хорошо знавший свое дело, тихий и добропорядочный, очень трудолюбивый, способный сделать своими руками многое, казалось бы невозможное. По велению императора Николая I Левша подковывает блоху, причем малюсенькие подковы на ее лапках видны лишь через микроскоп. Таким образом, туляки в лице Левши превзошли в своем мастерстве англичан, которые несколькими годами ранее создали маленькую танцующую блоху.

Лесков восхищается огромным трудолюбием русского мужика, его талантом и открытостью души. Автор отмечает, что простой мужик готов был работать во имя славы своей страны и ее императора, а не ради материального блага. Левше не обещали никаких денег за работу, но он начал свое дело и довел его до конца.

Лесков доказывает, что русский мужик предан своей стране, он настоящий патриот своей Родины и не видит себя в ином месте, нежели там, где родился. Левше во время поездки по Европе показали местные заводы, то, как отлично организован рабочий процесс, и предлагали остаться. Но Левшу не соблазнили ни хорошая оплата труда, ни достойные условия, он поспешил вернуться домой, чтобы работать в своей маленькой темной кузнице и до конца сажать свое и так плохое зрение. Он стремился трудиться на благо лишь своей Родины и искренне не понимал, как можно бросить места, где живет твоя семья, где похоронены твои родственники.

В конце произведения Лесков показывает ту страшную несправедливость, царившую в стране по отношению к простому народу. На обратном пути Левша на спор пил с подшкипером судна. По возвращению на Родину, подшкипера отправили в больницу и привели в чувства. Ведь он имел статус и деньги. А бедный Левша, сделавший невозможное, прославивший свою страну на всю Европу и не взявший за это ни гроша, умер в простонародной больнице, куда отправляли умирать, не стремясь оказать особой помощи, всех представителей неведомого сословия.

Особое внимание следует обратить на то, что Левша умирает от чрезмерно выпитого алкоголя. Лесков считал, что пьянство - одна из главных бед простого народа нашей страны. Оно сгубило тысячи талантливых интересных людей, и с ним необходимо бороться.

Несмотря на драматизм и несправедливость своего положения, Левша вовсе не держит ни на кого за. Он до последнего вздоха предан Родине и его последними словами стала просьба передать государю секрет чистки оружия.

В данном произведении Лескова главной становится национальная тема и тема патриотизма человека. Через образ Левши, некий собирательный образ умельцев, коих по всей России огромное множество, автор призывает читателей к осознанию роли каждого отдельного человека в развитии и процветании государства.

творческая работа

3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова

Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.

· Религиозность

Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” - покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши - одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”

· Сила воли, мужество и смелость

Левша в числе трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

· Терпение и стойкость

Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели”, и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину:

“Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет - под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал.”

· Патриотизм

Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей. (“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим”), так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России. “Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница -- старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.

Левша - истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.

· Доброта

Несмотря на его сильную привязанность к Родине, Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,-- говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.

· Трудолюбие и одарённость

Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство - основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев “такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся”.

Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно. Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».

Гуманистическая система воспитания в произведении Н.С. Лескова "Кадетский монастырь"

Определение атмосферы, царящей в художественном мире писателя, представляется одной из важных задач при изучении содержательной стороны его творчества...

Изображение русского национального характера

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля (стар. ст.) 1831г. в сельце Горохове Орловской губернии, в семье мелкого судейского чиновника, выходца из духовного сословия и лишь перед смертью получившего документы о личном дворянстве...

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

Немалую роль в смещении жанровой доминанты в художественной системе русского классицизма сыграло качественно иное отношение наших авторов к традициям национальной культуры предшествовавших периодов, в частности к национальному фольклору...

Малахитовая шкатулка П.П. Бажова

По определению словаря С.И. Ожегова Шведовой сказ - это 1) народное эпическое повествование (Сказ о народных героях.) 2) в литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. (Сказы Лескова...

Образ "маленького человека" в произведениях русских классиков

У Николая Семеновича Лескова "маленький человек" - это совсем другой человек, нежели у его предшественников, в том числе у Пушкина. Для того, чтобы в этом разобраться, сравним героев трех произведений этого писателя: Левшу...

Характер -- совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер. Посеешь привычку -- пожнёшь характер, посеешь характер -- пожнёшь судьбу...

Особенности русского национального характера на примере повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" и рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека"

В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный...

Роман Дж. Д. Селінджера "Над прірвою в житі"

Селінжер звернув увагу читача на той вік людини, в якому відсутні компромісні рішення, живуть гуманістичні ідеали, зберігаються вірні оцінки духовних якостей суспільства. Творчість Селінджера викликає постійну полеміку в США...

Среди всех черт, присущих русскому национальному характеру, можно выделить некоторые, которые, на мой взгляд, являются основными: трудолюбие и одарённость, сила воли и доброта, терпение и стойкость, мужество и смелость...

Русский национальный характер в произведении Н.С. Лескова "Левша"

Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова - сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей - в полной мере проявились в одном из самых известных произведений писателя “Левше”...

Своеобразия западноевропейского и русского символизма в творчестве Блока и Верлена

Символизм - течение модернизма, для которого характерны "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности...", "новое сочетание мыслей, красок и звуков"}